Рыбный Мурман. 1981 г. Март.
Без труда трал не вытащишь Возвращаясь к напечатанному Я внимательно . слежу за дискуссией, которую вызва ла статья А. Новикова, опуб ликованная в № 34 ежене дельника за 1980 г. В част ности, меня очень заинтересо вал разговор за «круглым столом» в объединении «Сев- рыба» («Рыбный Мурман» № 49 за 1980 г.). Его участ ники говорили о том, что не редко на берегу командиры производства не хотят «те рять время» для решения многих организационных воп росов, связанных с подготов кой судна к очередному рей су. Мне хотелось бы несколь ко расширить эту мысль и поговорить о том, как много зависит от инициативности администрации судна, спе циалистов судовых служб, от их умения организовать про изводство, отладить его ритм. В конце прошлого года с промы сла в порт в ерн улся s-кипаж промыслово-пропз- еодствѳнного р еф р иж ератора «Ван Дейк». Уже с начала рейса кол лектив судна был нацелен на выполнение поставленных перед ним задач. Так оно и получилось. Рейсовый план моряки значительно пере выполнили по всем показа телям. Капитан-директор судна С. С. Болбнн, его помощник по производству А. Б. Веш няков сумели наладить чет кое взаимодействие судовых служб, грамотно организо вать производственный про цесс. На судне постоянно дей ствовала группа народного контроля, яркий свет «Ком сомольского прожектора» резал глаза тем, кто недо бросовестно исполнял свои обязанности, забывал о том, что из килограммов сбере женного сырья складывают ся тонны пищевой продук ции. А чтобы продукция эта была высококачественной, на судне задействовали комп лексную систему управления качеством продукции. Воп росы, связанные с качест вом сырья и изготовленной из него продукции, реша лись постоянно на произ водственных советах. При обильных уловах «в деловой разговор» вступала подвахта. Она работала в любое время дня и ночи, вы пускала разделанную рыбо продукцию, филе. Такую работу иначе как плодотворной не назовешь. Она принесла свои резуль таты — экипаж «Ван Дей ка» успешно справился и с годовым, и с пятилетним за даниями. Рейс экипажа другого од нотипного судна — промыс лово-производственного реф рижератора «Франс Галс»— прошел не столь удачно. В районе, где вел работу кол лектив рефрижератора, сло жилась не совсем благопо лучная промысловая обста новка. К тому же техниче ское' состояние судна остав ляло желать лучшего. Снаб жением, которое требова лось. экипаж также не был обеспечен. Забегая вперед, хочу ска зать, что технологическая группа, возглавлял которую помощник капитана по про изводству В. И. Болотин, сделала все для того, чтобы продукция, производимая на судне, была качественной, И все-таки отклонения от пла новой сортности превысили установленные нормы. Давайте рассуждать так. Малорыбье, плохая отда ленность технологического оборудования, конечно, ска зались на количественных показателях. Достаточно сказать, что план по вылову был выполнен экипажем лишь на 64,9 процента, по выпуску мороженой рыбы-- на 63,3 процента. Но только ли оборудова ние «виновато» в снижении показателя сортности? Про верки, анализ работы экипа жа показали: общественные организации не очень-то пек лись о качестве продукции. Группа народного контроля, «Комсомольский прожек тор» - были недостаточно ак тивны. Требования комплекс ной системы управления ка чеством? Их во внимание не приняли. II в довершение всего на судне огонек соревнова ния тлел настолько слабо; что в его свете трудно было, очевидно, разглядеть, на сколько низки результаты работы вахт, служб. Конечно, команде -Фран са Галса» пришлось рабо тать в трудных условиях, когда не все зависело толь ко от нее. Но ведь труднос ти были и у коллектива дру гого производственного реф рижератора. Например, со снабжением на «Ван Дейке» тоже не все обстояло бла гополучно. Так, на судне ощущалась острая нехватка картонной тары. Брикеты с мороженой рыбой приходи лось упаковывать в полиэти леновые пакеты. Эго в боль шой степени затрудняло вы пуск продукции. Специалисты нашли вы ход из положения. Были из готовлены дополнительные лотки и упаковочный стол, и выпуск продукции под нялся до прежнего уровня. И таких примеров, когда команды умеют противопос тавить возникающим неуря дицам и трудностям свое мастерство, волю к победе, организаторские способнос ти, можно привести немало. Думается, если бы все экипажи хорошо понимали, что без труда, инициативы трала не вытащишь и каче ственной продукции не вы работаешь, то мы могли бы избежать многих потерь и при подготовке судна, и при его работе в море. Р. У РМ А Н Ч Е Е В , стар ший инженер производст венного отдела управле ния Мурманского трало вого флота. По следам ' неопубликованного FH СЬ М3 Должность есть— каюта будет D СВОЕМ письме в редак- ** цию радиооператор БМРТ «Илья Катунин» А. М. Дьячок обратился с просьбой помочь ему и электрорадионавигатору найти... каюту. «Штатной каю ты у нас нет, — пишет автор письма. — И получается, дол- жности наши штатным распи санием предусмотрены, а каю ты для нас на судах данного типа нет. Помогите, пожа луйста, найти нам постоянное «пристанище». Ведь работать нам приходится много. Но ес ли мы работаем с полной от дачей, то и условия для отды ха нужны соответствующие». Письмо было направлено в управление Мурманского тра лового флота. В ответе, при сланном в редакцию ежене дельника, зам. начальника флота В. А. Кацалуха сообща ет о том, что «в настоящее время работает комиссия уп равления флота по опреде лению кают для проживания радиооператоров и электрора дионавигаторов на всех судах флота. С 1 марта с. г. прика зом по флоту строго опреде лено постоянное место про живания судовых радиоспе циалистов на судах всех типов и серий». I / А К РЕКИ начинаются с ру- ** чейков, а тропинки выво дят к дорогам, так и путь в скеан для моряков Мурманска начинается с Кольского зали ве. Не проста она, дорога к мурманским причалам. И как положено, в сложных условиях плавания капитан не покидает мостика все время, пока Не будут поданы швартовы или не выйдет судно на океан ский простор. Но не вслепую, не на ощупь ведут они свои паро ходы-теплоходы. Сейчас даже на самом маленьком суде нышке к услугам штурмана— радиотехнические средства, позволяющие обойти стороной мель, знать точно свое место нахождение. И все же глав ное, неотъемлемое условие безопасного плавания в узкос ти — навигационные знаки: воспетые в песнях маяки, про заические буи, бакены, ство ры, вехи. Первые пять маяков в Коль ском заливе и на Мурманском побережье были построены в 1896—1397 годах. К ним отно сятся Цып-Наволокский, Тери- берский и другие. Освещали они путь морякам с половины июля до середины апреля. 3 это же время на некоторых из них начали действовать пневматические сирены с ке росиновым двигателем. Через четыре года по хо датайству Архангельского губ- надзора установили еще три: Сеть-Наволокский, Седлова тый, Палагубский. Оживлялась жизнь на Мур- мане — развивалось судоход ство, увеличивалась интенсив ность движения по заливу. Когда был построен город Полярный (Александровск) и налажено морское сообщение с Архангельском, появилась необходимость в оборудова нии дополнительных навигаци онных знаков. В 1909 году предполагалось установить маяки на мысе Чижов при входе в Екатерининскую га вань, на восточном берегу острова Кильдин, в также в губах Подпахта, Рында и В иных местах. Они должны бы ли светить керосиновыми лам пами 10—14 суток. Уже тог да было признано нужным снабдить главные маяки при входе в Кольский залив сиг нальными флагами и книгами Международного Свода Сиг налов. Сейчас маяки в этих коор динатах стоят по-прежнему. На них оборудованы надеж ные оптические устройства, обеспечивающие большую она иначе — Аврамова. Рядом с Абрам-мысом — село Минькино рыболовецкого колхоза «Ударник», который отметил в прошлом году свое 50-летие. Поморы здесь зани мались производством молокз, мяса, выходили на весельных дорах на промысел, потом приобрели моторы. Ныне «Ударник» — богатое хозяй ство, основной доход приносит рыба. И ведут лов ее не е ближайших губах, как раньше, а выходят в открытое море и го сходит к воде мыс Пина- горий, на котором стоит одно именный маяк. Но откуда оно, это название? Рыбакам сразу приходит на память рыба пи нагор. Но не ей обязаны сво им именем мыс и маяк. Более трехсот лет назад жил на Кольской земле Пинагорев. Кто он был •—■ рыбак ли, охотник, неизвестно. В его честь в XVII в. и назвали мыс. В глубокую старину уходит история наименования скалис того берега а средней части о дальних о ш шков... дальность видимости огней, туманные аппараты — сирены, наутофоны и т. д. Многие навигационные зна ки поя бились уже в советское время. Это естественно: Мур манск становился (и теперь является) основной базой ры баков Севера, рос торговый флот. А теперь представим себе, что находимся на капитанском мостике, судно отходит от причала рыбного порта. Курс — норд. Еще недавно для морепла вателей большую опасность представляла Абрам-корга (корга — поморский термин, означает «каменистая гряда»), и спасительными для них были установленный здесь маяк, ве хи, ограждающие мель. Но нынче ее не существует. Мощ ным взрывом снесли препят ствие на фарватере, и теперь глубина на том месте, как ут верждают судоводители, даже в малую воду девять метров. Слева, напротив бывшего уже маяка Абрам-корга, воз вышается поросшая редким кустарником Абрам-пахта (по- поморски — «отвесная ска ла»), Три века назад значилась Долекое-близкое даже в Атлантику. Есть свой причал с краном, сейчас ду мают о строительстве рыбооб рабатывающего завода. Почти на траверсе Миньки но стоит маяк Анна-ксрга — круглая башня с красными и белыми вертикальными поло сами. Здесь в XVII веке суще ствовала семужья тоня «Ано- корга». . Наше судно . ложится на Киеваракские створы, установ ленные на Мишуковой горе. Барака по-поморски — «по крытая лесом возвышенность*). Но., почему Мищукова гора стала Киеваракской? Ведь пер воначальное • название сохра нилось. до . сих пор, а встреча ется оно в писаниях трехвеко- вой давности. На этом мысе в 1913 год/ оборудовали маяк Мишуков—• надежный ориентир при захо де в порт. Не зря в Великую Отечественную войну фашист ская авиация старалась унич тожить его. Но маяк работал, служил путеводной звездой для рыбаков, моряков, з а щитников Советского Заполя рья. За маяком Мишукев, на в о сточном берегу залива, стле- Кольского залива близ губы Росляковой. Место называется Мохнат кина пахта. Возможно, первое слово своим проис хождением обязано внима тельному наблюдателю, уви девшему на скале мягкий ко вер мха. В этом районе в на чале XVII века существовала семужья тоня «Мохнаткинз пахта». Рети некий маяк также, как и Ретинская губа и соединен ные с нею три Ретикских, или Роттеевских, озера названы в честь рыбопромышленника Ни кифора Реттея, владевшего здешними промыслами в кон це XVI века. К этому времени относится и появление наиме нования мыса Сальный, кото рый находится, между губами Средней и Ваемгсй. В 1916 гс- ду ка остро в е Сальный был установлен одноименный ма як, а уже позже появился его собрат на берегу. Остров Седловаты#. Его очертания напоминают седло — два холма, разделенные л о щиной. Оборудованный здесь маяк, как уже говорилось, один из первых б Кольском з а ливе. . . . Не все мест®. і:е которых имеются сегодня навигацион ные знаки, сохранили свое первоначальное название. На пример, мыс Шавор, что про тив входа в губу Варламов/, раньше назывался «Совер-На- волок». О поселениях на мысах, ост ровах, где существуют нынче маяки, упоминается в писцо вых книгах за 1608—1611 годы. Б частности, на северном бе регу Рыбачьего на Лог-Наво- локе было становище из че тырнадцати изб. Богата история поселения на Цып-Наволокском мысу. В XVI—XVII веках его название было несколько иное: Цым- Наволок. Произошло оно от слов «циэмб», «цуэбб», что означает «лягушка», «мор ская звезда». В писцовых кни гах упоминается три станови ща: «Цымнаволокский остров», «Оникиево в Цым-Наволоке» и «Цымнаволок Гаврилово» с о б щим числом построек е 30 изб. Безусловно, з то время здесь был один из самых кру пных районов промысла. Сюда приходили на лов рыбы из Колы, с Терского берега, из Северной Карелии. Нередко в гости наведывались иностран ные моряки. При входе а бухту . Цып- Наволок стоят острова Аники- ев Большой и Малый, назван ные именем Аникия Строга нова, владельца промыслами в Коле. Об этом говорит камен-* ная кладка с надписью «Ани- киева могила». Среди подпи сей на камнях имелась и такая: «Лета 1758 горевал Гришка Дудин», а также другие, сви детельствующие, что станови ще посещали иностранцы. В начале уже нашего века появились поселения в Белока- менке, Тюва-Губе и иных мес тах. ...Таинственно мигают белые, красные, зеленые огни маяков. Безмолвные, на первый взгляд, равнодушные. Но это — на первый взгляд. Каждый — м5- і ленькая страничка истории Мурм s нс к о го края. В. ВИКТОРОВ. е 6 стр. ■ «РЫБНЫЙ МУРМАН» ■"■*•20 марта 1981 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz