Рыбный Мурман. 1981 г. Март.

Без труда трал не вытащишь Возвращаясь к напечатанному Я внимательно . слежу за дискуссией, которую вызва­ ла статья А. Новикова, опуб­ ликованная в № 34 ежене­ дельника за 1980 г. В част­ ности, меня очень заинтересо­ вал разговор за «круглым столом» в объединении «Сев- рыба» («Рыбный Мурман» № 49 за 1980 г.). Его участ­ ники говорили о том, что не­ редко на берегу командиры производства не хотят «те­ рять время» для решения многих организационных воп­ росов, связанных с подготов­ кой судна к очередному рей­ су. Мне хотелось бы несколь­ ко расширить эту мысль и поговорить о том, как много зависит от инициативности администрации судна, спе­ циалистов судовых служб, от их умения организовать про­ изводство, отладить его ритм. В конце прошлого года с промы сла в порт в ерн улся s-кипаж промыслово-пропз- еодствѳнного р еф р иж ератора «Ван Дейк». Уже с начала рейса кол­ лектив судна был нацелен на выполнение поставленных перед ним задач. Так оно и получилось. Рейсовый план моряки значительно пере­ выполнили по всем показа­ телям. Капитан-директор судна С. С. Болбнн, его помощник по производству А. Б. Веш­ няков сумели наладить чет­ кое взаимодействие судовых служб, грамотно организо­ вать производственный про­ цесс. На судне постоянно дей­ ствовала группа народного контроля, яркий свет «Ком­ сомольского прожектора» резал глаза тем, кто недо­ бросовестно исполнял свои обязанности, забывал о том, что из килограммов сбере­ женного сырья складывают­ ся тонны пищевой продук­ ции. А чтобы продукция эта была высококачественной, на судне задействовали комп­ лексную систему управления качеством продукции. Воп­ росы, связанные с качест­ вом сырья и изготовленной из него продукции, реша­ лись постоянно на произ­ водственных советах. При обильных уловах «в деловой разговор» вступала подвахта. Она работала в любое время дня и ночи, вы­ пускала разделанную рыбо­ продукцию, филе. Такую работу иначе как плодотворной не назовешь. Она принесла свои резуль­ таты — экипаж «Ван Дей­ ка» успешно справился и с годовым, и с пятилетним за­ даниями. Рейс экипажа другого од­ нотипного судна — промыс­ лово-производственного реф­ рижератора «Франс Галс»— прошел не столь удачно. В районе, где вел работу кол­ лектив рефрижератора, сло­ жилась не совсем благопо­ лучная промысловая обста­ новка. К тому же техниче­ ское' состояние судна остав­ ляло желать лучшего. Снаб­ жением, которое требова­ лось. экипаж также не был обеспечен. Забегая вперед, хочу ска­ зать, что технологическая группа, возглавлял которую помощник капитана по про­ изводству В. И. Болотин, сделала все для того, чтобы продукция, производимая на судне, была качественной, И все-таки отклонения от пла­ новой сортности превысили установленные нормы. Давайте рассуждать так. Малорыбье, плохая отда­ ленность технологического оборудования, конечно, ска­ зались на количественных показателях. Достаточно сказать, что план по вылову был выполнен экипажем лишь на 64,9 процента, по выпуску мороженой рыбы-- на 63,3 процента. Но только ли оборудова­ ние «виновато» в снижении показателя сортности? Про­ верки, анализ работы экипа­ жа показали: общественные организации не очень-то пек­ лись о качестве продукции. Группа народного контроля, «Комсомольский прожек­ тор» - были недостаточно ак­ тивны. Требования комплекс­ ной системы управления ка­ чеством? Их во внимание не приняли. II в довершение всего на судне огонек соревнова­ ния тлел настолько слабо; что в его свете трудно было, очевидно, разглядеть, на­ сколько низки результаты работы вахт, служб. Конечно, команде -Фран­ са Галса» пришлось рабо­ тать в трудных условиях, когда не все зависело толь­ ко от нее. Но ведь труднос­ ти были и у коллектива дру­ гого производственного реф­ рижератора. Например, со снабжением на «Ван Дейке» тоже не все обстояло бла­ гополучно. Так, на судне ощущалась острая нехватка картонной тары. Брикеты с мороженой рыбой приходи­ лось упаковывать в полиэти­ леновые пакеты. Эго в боль­ шой степени затрудняло вы­ пуск продукции. Специалисты нашли вы­ ход из положения. Были из­ готовлены дополнительные лотки и упаковочный стол, и выпуск продукции под­ нялся до прежнего уровня. И таких примеров, когда команды умеют противопос­ тавить возникающим неуря­ дицам и трудностям свое мастерство, волю к победе, организаторские способнос­ ти, можно привести немало. Думается, если бы все экипажи хорошо понимали, что без труда, инициативы трала не вытащишь и каче­ ственной продукции не вы­ работаешь, то мы могли бы избежать многих потерь и при подготовке судна, и при его работе в море. Р. У РМ А Н Ч Е Е В , стар­ ший инженер производст­ венного отдела управле­ ния Мурманского трало­ вого флота. По следам ' неопубликованного FH СЬ М3 Должность есть— каюта будет D СВОЕМ письме в редак- ** цию радиооператор БМРТ «Илья Катунин» А. М. Дьячок обратился с просьбой помочь ему и электрорадионавигатору найти... каюту. «Штатной каю­ ты у нас нет, — пишет автор письма. — И получается, дол- жности наши штатным распи­ санием предусмотрены, а каю­ ты для нас на судах данного типа нет. Помогите, пожа­ луйста, найти нам постоянное «пристанище». Ведь работать нам приходится много. Но ес­ ли мы работаем с полной от­ дачей, то и условия для отды­ ха нужны соответствующие». Письмо было направлено в управление Мурманского тра­ лового флота. В ответе, при­ сланном в редакцию ежене­ дельника, зам. начальника флота В. А. Кацалуха сообща­ ет о том, что «в настоящее время работает комиссия уп­ равления флота по опреде­ лению кают для проживания радиооператоров и электрора­ дионавигаторов на всех судах флота. С 1 марта с. г. прика­ зом по флоту строго опреде­ лено постоянное место про­ живания судовых радиоспе­ циалистов на судах всех типов и серий». I / А К РЕКИ начинаются с ру- ** чейков, а тропинки выво­ дят к дорогам, так и путь в скеан для моряков Мурманска начинается с Кольского зали­ ве. Не проста она, дорога к мурманским причалам. И как положено, в сложных условиях плавания капитан не покидает мостика все время, пока Не будут поданы швартовы или не выйдет судно на океан­ ский простор. Но не вслепую, не на ощупь ведут они свои паро­ ходы-теплоходы. Сейчас даже на самом маленьком суде­ нышке к услугам штурмана— радиотехнические средства, позволяющие обойти стороной мель, знать точно свое место­ нахождение. И все же глав­ ное, неотъемлемое условие безопасного плавания в узкос­ ти — навигационные знаки: воспетые в песнях маяки, про­ заические буи, бакены, ство­ ры, вехи. Первые пять маяков в Коль­ ском заливе и на Мурманском побережье были построены в 1896—1397 годах. К ним отно­ сятся Цып-Наволокский, Тери- берский и другие. Освещали они путь морякам с половины июля до середины апреля. 3 это же время на некоторых из них начали действовать пневматические сирены с ке­ росиновым двигателем. Через четыре года по хо­ датайству Архангельского губ- надзора установили еще три: Сеть-Наволокский, Седлова­ тый, Палагубский. Оживлялась жизнь на Мур- мане — развивалось судоход­ ство, увеличивалась интенсив­ ность движения по заливу. Когда был построен город Полярный (Александровск) и налажено морское сообщение с Архангельском, появилась необходимость в оборудова­ нии дополнительных навигаци­ онных знаков. В 1909 году предполагалось установить маяки на мысе Чижов при входе в Екатерининскую га­ вань, на восточном берегу острова Кильдин, в также в губах Подпахта, Рында и В иных местах. Они должны бы­ ли светить керосиновыми лам ­ пами 10—14 суток. Уже тог­ да было признано нужным снабдить главные маяки при входе в Кольский залив сиг­ нальными флагами и книгами Международного Свода Сиг­ налов. Сейчас маяки в этих коор­ динатах стоят по-прежнему. На них оборудованы надеж ­ ные оптические устройства, обеспечивающие большую она иначе — Аврамова. Рядом с Абрам-мысом — село Минькино рыболовецкого колхоза «Ударник», который отметил в прошлом году свое 50-летие. Поморы здесь зани­ мались производством молокз, мяса, выходили на весельных дорах на промысел, потом приобрели моторы. Ныне «Ударник» — богатое хозяй­ ство, основной доход приносит рыба. И ведут лов ее не е ближайших губах, как раньше, а выходят в открытое море и го сходит к воде мыс Пина- горий, на котором стоит одно­ именный маяк. Но откуда оно, это название? Рыбакам сразу приходит на память рыба пи­ нагор. Но не ей обязаны сво­ им именем мыс и маяк. Более трехсот лет назад жил на Кольской земле Пинагорев. Кто он был •—■ рыбак ли, охотник, неизвестно. В его честь в XVII в. и назвали мыс. В глубокую старину уходит история наименования скалис­ того берега а средней части о дальних о ш шков... дальность видимости огней, туманные аппараты — сирены, наутофоны и т. д. Многие навигационные зна­ ки поя бились уже в советское время. Это естественно: Мур­ манск становился (и теперь является) основной базой ры­ баков Севера, рос торговый флот. А теперь представим себе, что находимся на капитанском мостике, судно отходит от причала рыбного порта. Курс — норд. Еще недавно для морепла­ вателей большую опасность представляла Абрам-корга (корга — поморский термин, означает «каменистая гряда»), и спасительными для них были установленный здесь маяк, ве­ хи, ограждающие мель. Но нынче ее не существует. Мощ ­ ным взрывом снесли препят­ ствие на фарватере, и теперь глубина на том месте, как ут­ верждают судоводители, даже в малую воду девять метров. Слева, напротив бывшего уже маяка Абрам-корга, воз­ вышается поросшая редким кустарником Абрам-пахта (по- поморски — «отвесная ска­ ла»), Три века назад значилась Долекое-близкое даже в Атлантику. Есть свой причал с краном, сейчас ду­ мают о строительстве рыбооб­ рабатывающего завода. Почти на траверсе Миньки­ но стоит маяк Анна-ксрга — круглая башня с красными и белыми вертикальными поло­ сами. Здесь в XVII веке суще­ ствовала семужья тоня «Ано- корга». . Наше судно . ложится на Киеваракские створы, установ­ ленные на Мишуковой горе. Барака по-поморски — «по­ крытая лесом возвышенность*). Но., почему Мищукова гора стала Киеваракской? Ведь пер­ воначальное • название сохра­ нилось. до . сих пор, а встреча­ ется оно в писаниях трехвеко- вой давности. На этом мысе в 1913 год/ оборудовали маяк Мишуков—• надежный ориентир при захо­ де в порт. Не зря в Великую Отечественную войну фашист­ ская авиация старалась унич­ тожить его. Но маяк работал, служил путеводной звездой для рыбаков, моряков, з а ­ щитников Советского Заполя­ рья. За маяком Мишукев, на в о ­ сточном берегу залива, стле- Кольского залива близ губы Росляковой. Место называется Мохнат кина пахта. Возможно, первое слово своим проис­ хождением обязано внима­ тельному наблюдателю, уви­ девшему на скале мягкий ко­ вер мха. В этом районе в на­ чале XVII века существовала семужья тоня «Мохнаткинз пахта». Рети некий маяк также, как и Ретинская губа и соединен­ ные с нею три Ретикских, или Роттеевских, озера названы в честь рыбопромышленника Ни­ кифора Реттея, владевшего здешними промыслами в кон­ це XVI века. К этому времени относится и появление наиме­ нования мыса Сальный, кото­ рый находится, между губами Средней и Ваемгсй. В 1916 гс- ду ка остро в е Сальный был установлен одноименный ма­ як, а уже позже появился его собрат на берегу. Остров Седловаты#. Его очертания напоминают седло — два холма, разделенные л о ­ щиной. Оборудованный здесь маяк, как уже говорилось, один из первых б Кольском з а ­ ливе. . . . Не все мест®. і:е которых имеются сегодня навигацион ные знаки, сохранили свое первоначальное название. На­ пример, мыс Шавор, что про­ тив входа в губу Варламов/, раньше назывался «Совер-На- волок». О поселениях на мысах, ост­ ровах, где существуют нынче маяки, упоминается в писцо­ вых книгах за 1608—1611 годы. Б частности, на северном бе­ регу Рыбачьего на Лог-Наво- локе было становище из че­ тырнадцати изб. Богата история поселения на Цып-Наволокском мысу. В XVI—XVII веках его название было несколько иное: Цым- Наволок. Произошло оно от слов «циэмб», «цуэбб», что означает «лягушка», «мор­ ская звезда». В писцовых кни­ гах упоминается три станови­ ща: «Цымнаволокский остров», «Оникиево в Цым-Наволоке» и «Цымнаволок Гаврилово» с о б ­ щим числом построек е 30 изб. Безусловно, з то время здесь был один из самых кру­ пных районов промысла. Сюда приходили на лов рыбы из Колы, с Терского берега, из Северной Карелии. Нередко в гости наведывались иностран­ ные моряки. При входе а бухту . Цып- Наволок стоят острова Аники- ев Большой и Малый, назван­ ные именем Аникия Строга­ нова, владельца промыслами в Коле. Об этом говорит камен-* ная кладка с надписью «Ани- киева могила». Среди подпи­ сей на камнях имелась и такая: «Лета 1758 горевал Гришка Дудин», а также другие, сви­ детельствующие, что станови­ ще посещали иностранцы. В начале уже нашего века появились поселения в Белока- менке, Тюва-Губе и иных мес­ тах. ...Таинственно мигают белые, красные, зеленые огни маяков. Безмолвные, на первый взгляд, равнодушные. Но это — на первый взгляд. Каждый — м5- і ленькая страничка истории Мурм s нс к о го края. В. ВИКТОРОВ. е 6 стр. ■ «РЫБНЫЙ МУРМАН» ■"■*•20 марта 1981 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz