Рыбный Мурман. 1981 г. Март.

„...СтерЖнем экономической поли­ тики становится дело, казалосЪ obi, простое и оченЬ будничное — хозяй - ское отношение к общественному добру, умение полностью, целесообраз­ но исполЪзоватЪ все, что у нас естЪ. На это долЖнЪі бЪітЪ нацеленЪі инициатива трудовЬіх коллективов, партийно-массовая работа. На это долЖнЪі бЪітЪ нацеленЫ и техниче­ ская политика, и политика капита­ ловложений, и система плановых от- четнЫх показателей. Экономика долЖна бЫтЪ эконом­ ной — таково требование времени“. (Из Отчетного д окл ада Ц І \ КПСС XXVI съезду партии). ІІІІІІІІІІШ ІІІІІІІІІІІІІШ ІІІІІІІШ П ІІШ ІІІІШ ІШ ІП ІІІІІІІІІІІІІМ ІІШШ ІІШ ІІІІІІІІШ ІІШ ІІІІШ ІІШ ІМ ІІІІШШ ІІІІІІШ ІІН ІІІШ ІІІІІІ перь дело надо иметь с мой­ вой — еще более нежной по консистенции мяса рыбой, а значит, и требования к cq- хранению ее качества осо­ бые. Отряд ПСТ из восьмп-де- сяти судов прикрепили к плавбазе «Алексей Хлобыс­ тов». Надо отдать должное нашим смежникам по Дого­ вору четырнадцати — с их стороны находили полное взаимопонимание, объек­ тивность в определении ко­ личества мойвы. К тому же на, борту базы находился флагманский технолог тра­ лового флота, который ока­ зывал нам всяческое содей­ ствие. Б яжи а н л е ; о п ы т Э к с п е р и м е н т — у д а ч а ЕГ ЕС КОН ТА КТНЫ Й способ передачи улова с добывающего 1 * судна на плавбазу — не новое для промысловиков Се­ верного бассейна дело. В свое время для этой цели на ры­ боловном траулере применяли та к называемые «авоськи». На РТЛ «Рыбак» и «Ры бачка», имеющ их больш ую рабочую па­ лубу и слип, пошли по иному пути — отказавш ись от «аво­ сек», наполняли траловы й мешок рыбой, обрезали его и пере­ давали на базу. На первы х порах такую п р акти ку использо­ вали при промысле донны х пород рыб. «Ры бны й Мурман» знакомил читателей с опытом работы экипаж ей, прим енявш их бесконтактны й способ. Сегодня это т способ получил новое развитие: внедрен на посольно-свешье- вы х тр аулер ах при промысле п утассу и впервые — в ны неш ­ нюю мойвенную п ути н у. Таким способом пользовались мо­ ряки ряда ПСТ Мурманского тралового ф лота, в том числе — «Закаменска». Вот что рассказал по этому поводу в беседе с нашим кор­ респондентом старш ий помощник капитана судна А лександр Николаевич СИНИЦЫН: _D МОЕМ рассказе будет несколько раз упот­ реблено слово «экспери­ мент». Начну с главного — как осваивали впервые пе­ редачу улова мойвы на плав­ базу бесконтактным спосо­ бом. Замечу: другие ПСТ, участвующие в мойвенной путине, имели возможность выливать улов в свои трю­ мы и потощ пришвартовав­ шись к борту базы, сдать на нее добытую рыбу. На «За- каменске» а^е трюм был под­ готовлен для хранения пре­ сервов из мойвы, выпуск ко­ торых нам следовало нала­ дить экспериментальным по­ рядком. Мне впервые пришлось познакомиться с практикой бесконтактного способа пе­ редачи улова, но вот капита­ ну Яну Карловичу Циекал- су, опытному промысловику, эго было не в новинку. Ра­ ботал таким способом при облове путассу. Новым для него было лишь то, что те- Говоря о хороших взаимо­ отношениях с экипажем «Алексея Хлобыстова», сле­ дует отметить, что в общем- то в организации нынешней путины много недостатков. Главный - - ограниченные возможности сдавать рыбы больше, чем могли бы. Су­ дите сами. За траление один ПСТ брал в среднем 4 0 — 50 тонн мойвы, а восемь-десять судов — уже примерно 400 тонн. Ваза же в сутки мог­ ла принять максимум поло­ вину этого количества. А ведь речь идет только об одном тралении. Так нам и приходилось ог­ раничиваться одним трале­ нием. Остальное время ле­ жали в дрейфе, занимались хозяйственными ' работами или вели поиск. Тут возни­ кал вопрос: как лучше по­ ступить — сделав траление, ждать очереди для сдачи улова или же спускать трал накануне назначенного часа? Большей частью исполь­ зовали второй вариант: со­ хранялось качество мойвы, а уж если обстоятельства за­ ставляли заранее запастись рыбой, то и тут принимали меры, чтобы ее уберечь от повреждении. Для этого ме­ шок с ѵловом не держали на палубе, а спускали по слипу в воду, да так, чтобы он был притоплен. Суть передачи бесконтакт­ ным способом заключалась в следующем. Подняв мешок с рыбой на палубу, крепили его с помощью трехметрово­ го стального троса за спе­ циальное приспособление, отрезали от трала. В месте отделения мешка от трала к мешку крепили также два. стальник троса длиной 30 и 18 метрор. Называю эти величины специально, так как они вы­ браны опытным путем и об­ легчают передачу-прием уло­ ва. Тридцатиметровый трос — для нас, меньшего разме­ ра — для базы. За него, под­ нимают там мешок к себе на борт. Когда все. как говорится, готово, с базы выпускают проводник с плавом, нам ос­ тается его поймать, прикре­ пить к своим тросам, взять снабжение — мешок от пре­ жней сдачи, отдать глаголь- гак, за который закреплен другой конец 30-метрового троса, и улов «шел» к ба­ зе. Обычно вся операция за­ нимала 1 0— 15 „ минут, в худшем случае — 20 —25. И это очень выгодно во вре­ мени. Вот почему мы за бес­ контактный способ передачи улова. Есть только два пожела­ ния: на базах должны более аккуратно относиться к пе­ реданным нами траловым мешкам. А то иной раз по­ лучаем их в таком виде, что чинить не перечинить. И еще следует иметь больший запас снабжения, например, пробковых бочек, поддержи­ вающих мешок с рыбой на плввѵ. Конечно, новое дело не всегда дается легко. У нас положение усугублялось тем, что в составе палубной команды было много новнч ков. Приходилось на первых порах буквально после каж­ дой передачи разбирать все промахи, учить людей. Хо рошо, что мастера по добы­ че Е. Н, Сечин, Н. Г. Гей- мор во главе с Н. Г. Петро­ вым оказались на высоте по­ ложения, были настоящими наставниками молодежи, не говоря уже о том, что тра­ ловое хозяйство держали всегда в готовности. Ограничения на сдачу уло­ ва на базу со временем ста­ ли еще более жесткими, и тогда в порядке эксперимен­ та «Закаменску» разрешили идти для ■выгрузки в порт «по зеленой». Первая сто­ янка (всего совершили пять таких рейсов) прошла не сов­ сем гладко Я имею в виду деловую сторону. Для тру­ жеников берега тоже ведь предстояло перестраиваться, отсюда задержки при обра­ ботке судна. Но в следую­ щие приходы нам сразу 'пре­ доставляли причал, портови­ ки немедленно приступали к выгрузке. Есть одно замечание по поводу организации рейсов «по зеленой». Слишком мно­ го времени и сил отнимает оформление различных пор- товских документов. Надо сообща подумать, как упрос­ тить эту процедуру. И, наконец, третий экспе­ римент, который проводил экипаж «Закаменска», — ос­ воение выпуска пресервов из мойвы, Таной продукции изготовили 45,2 тысячи ус­ ловных банок, сдавая одно­ временно большую часть улова на базу. Результаты эксперимента могли быть и лучше, и если мы не достигли этого, то по причинам, зависящим не от нас. ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО-' НЕ Р а н Л % 4Р* ЕИС... Ю А. НАГУЧЕВ, капитан: — Возможности судна были- использованы макси, мально, и все же, не будь внутренних резервов, вряд ли вышли бы мы из проры­ вам А. П. АББАСОВ, помощ­ ник капитана по производ­ ству: — Я, честно говоря, не очень был уверен в том, что сумеем вырваться впе­ ред — уж очень тяжелая ситуация складывалась. Но как-то незаметно команда стала коллективом — каж­ дый отвечал не только за себя, но и за товарищей, за судно, почувствовал се­ бя- хозяином. А. М. НИКОЛАЕВ, стар­ ший механик: — Команда была заинте­ ресована в успехе. Каждый ведь понимает — чем луч­ ше он будет работать, тем выгоднее не только для экипажа» но и для него лич­ но. А заинтересованность всегда рождает инициати­ ву, поиск более рациональ­ ных путей, оптимального варианта... Д ЛЯ ЭКИПАЖА ВМРТ «Плутоний» объедине­ ния «Мурманрыбпром» рейс начался из рук вон плохо. Не везло буквально во всем: тралы доставили на судно только в день отхода. Сутки потратили в море на их, ус­ тановку, и то получилось не^ верно. 30 метров — вот? и все раскрытие. Наставник! Ох как нужен он , был эки­ пажу в эти дни. Но море словно издевалось над мо­ ряками — ноябрьский шторм и близко не подпускал шлюп­ ку к траулеру. И что самое досадное — шла .рыба, хо­ рошо шла, а, команда «Плу­ тония» не могла выловить н половину того, что другие суда брали здесь, совсем рядом... Когда наставник выправил старый трал и вооружил но­ вый, «Плутоний» отставал от других уже на 30 0 тонн. Влизился канун нового года, новой пятилетки. Страна готовилась к пред­ съездовской вахте, а на суд­ не настроение было далеко не праздничным — только- только начали подходить к средней норме вылова. Раз­ ные настроения были в коман­ де —• одни надеялись на ус­ пех, а другие откровенно хандрили. «Нужно любым путем сломить инертность экипа­ жа, вселить уверенность в людей, сделать так, чтобы плохое начало стало толч­ ком к успеху. Созвать об­ щее собрание» — так ре­ шили на совещании команд­ ного состава. Разговор был трудным и предельно ■ откровенным. Вместе взвесили все «за» и «против». Конечно, одно де­ ло просто «выйти на план», и совсем другое — успешно выполнить обязательства по­ вышенные, почетные, пред­ съездовские. Из встревожен- ного гула голосов вдруг резко выбилась чья-то разд­ раженная реплика: — Что мы, хуже других? Да с таким капитаном, как наш!.. Стихли все. Потянулись глазами к капитану: как .сам- то, верит? — Рыбу только есть лег­ ко, — проговорил Юрий Аюбсвич. — Я — за повы­ шенные обязательства. — И очень просто добавил: — Только трудно, очень труд­ но нам будет... Технически судно было Т070Г-0 «поддержать» энтузи­ азм команды: на «безрыбье» проводили постоянную іцю- филактнку морозильных ка­ мер, всего машинного отде­ ления. Стармех А, М. Нико­ лаев, класснцй мастер свое­ го дела, узнающий в машин­ ном отделении каждую ца­ рапину буквально на ощупь, решил подстраховаться: тур­ бины на траулере были ста­ ренькие, покошенные, а за­ пасных подшипниковых уз­ лов не хватало, А если ава­ рия? Вместе с электромеха­ ником В. Ф. Илыошонком и газоэлектросварщиком Н. Г. Узуновым перебрали массу вариантов, пока не подошли к единственному гг, казалось бы, самому простому: сняли подшипники со старых кор­ пусов, залудили оловом. Все 500 часов испытаний под­ шипники работали как но­ вые! — Ну что ж, за технику я спокоен, — сказал капи­ тан на оперативке. — Вот еще что: скопление судов в нашем квадрате немалое, вахтенным штурманам рабо­ ты по горло. Боюсь, что с полной обработкой поисковой а промысловой информации нм не справиться. - - Может, применим иод- вахту? ..- предложил помпо- лнт В. Т. Еремнцкнй. Задумались. Вообіце-то подвахта - - дело привычное, а вот штурманская... Однако с первого же раза стало ясно: гарантия безо­ пасности мореплавания воз­ растает резко — вахтенный штурман только ведет суд­ но, не отвлекаясь ни на что. А вею информацию ... с флагмана, траулеров, поис­ ковых судов принимал и об­ рабатывал штурман подвах­ тенный. Таким образом, и судно в безопасности, и в информации ' нет ни утечки, ни «мертвых зон». Одновременно настраивали экипаж на «большую рыбу». Выдался свободный часок у пяти-семи человек — пер­ вый помощник или кто дру­ гой из комсостава— к ним. Это были не официальные беседы — разговоры по ду­ шам о самом больном сей­ час: задачах и возможностях команды. Как-то в один из таких вечеров, когда помощник ка­ питана по производству Ариф Аббасов раскрывал новичкам тонкости работы на фабрике, в кубрик вбе­ жал одни из матросов. Зло бросив на кровать шапку,- выпалил: — Обскакали нас сосе­ душки-то! Опять на 30 тонн больше взяли. А почему? Ведь рядом идем. Что у них лучше? Объясни мне, Ариф! — Объяснить? Попробую. А лучше давай вместе поду­ маем. - Желающих серьезно поду­ мать нашлось много. И как- то повелось с того вечера, что эти разговоры, в кото­ рых моряки размышляли о работе своего судна в срав­ нении с другими, стали нор­ мой. А где анализ — там и учеба. Матросы палубноіі команды постигали особен­ ности работы фабрики, а об­ работчики с интересом вни­ кали в промысловое хозяй­ ство. Вроде бы просто прият­ ное времяпровождение: сиди- II слип ай интересные банки • 4 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» « 13 марта 1981 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz