Рыбный Мурман. 1981 г. Март.
„...СтерЖнем экономической поли тики становится дело, казалосЪ obi, простое и оченЬ будничное — хозяй - ское отношение к общественному добру, умение полностью, целесообраз но исполЪзоватЪ все, что у нас естЪ. На это долЖнЪі бЪітЪ нацеленЪі инициатива трудовЬіх коллективов, партийно-массовая работа. На это долЖнЪі бЪітЪ нацеленЫ и техниче ская политика, и политика капита ловложений, и система плановых от- четнЫх показателей. Экономика долЖна бЫтЪ эконом ной — таково требование времени“. (Из Отчетного д окл ада Ц І \ КПСС XXVI съезду партии). ІІІІІІІІІІШ ІІІІІІІІІІІІІШ ІІІІІІІШ П ІІШ ІІІІШ ІШ ІП ІІІІІІІІІІІІІМ ІІШШ ІІШ ІІІІІІІІШ ІІШ ІІІІШ ІІШ ІМ ІІІІШШ ІІІІІІШ ІІН ІІІШ ІІІІІІ перь дело надо иметь с мой вой — еще более нежной по консистенции мяса рыбой, а значит, и требования к cq- хранению ее качества осо бые. Отряд ПСТ из восьмп-де- сяти судов прикрепили к плавбазе «Алексей Хлобыс тов». Надо отдать должное нашим смежникам по Дого вору четырнадцати — с их стороны находили полное взаимопонимание, объек тивность в определении ко личества мойвы. К тому же на, борту базы находился флагманский технолог тра лового флота, который ока зывал нам всяческое содей ствие. Б яжи а н л е ; о п ы т Э к с п е р и м е н т — у д а ч а ЕГ ЕС КОН ТА КТНЫ Й способ передачи улова с добывающего 1 * судна на плавбазу — не новое для промысловиков Се верного бассейна дело. В свое время для этой цели на ры боловном траулере применяли та к называемые «авоськи». На РТЛ «Рыбак» и «Ры бачка», имеющ их больш ую рабочую па лубу и слип, пошли по иному пути — отказавш ись от «аво сек», наполняли траловы й мешок рыбой, обрезали его и пере давали на базу. На первы х порах такую п р акти ку использо вали при промысле донны х пород рыб. «Ры бны й Мурман» знакомил читателей с опытом работы экипаж ей, прим енявш их бесконтактны й способ. Сегодня это т способ получил новое развитие: внедрен на посольно-свешье- вы х тр аулер ах при промысле п утассу и впервые — в ны неш нюю мойвенную п ути н у. Таким способом пользовались мо ряки ряда ПСТ Мурманского тралового ф лота, в том числе — «Закаменска». Вот что рассказал по этому поводу в беседе с нашим кор респондентом старш ий помощник капитана судна А лександр Николаевич СИНИЦЫН: _D МОЕМ рассказе будет несколько раз упот реблено слово «экспери мент». Начну с главного — как осваивали впервые пе редачу улова мойвы на плав базу бесконтактным спосо бом. Замечу: другие ПСТ, участвующие в мойвенной путине, имели возможность выливать улов в свои трю мы и потощ пришвартовав шись к борту базы, сдать на нее добытую рыбу. На «За- каменске» а^е трюм был под готовлен для хранения пре сервов из мойвы, выпуск ко торых нам следовало нала дить экспериментальным по рядком. Мне впервые пришлось познакомиться с практикой бесконтактного способа пе редачи улова, но вот капита ну Яну Карловичу Циекал- су, опытному промысловику, эго было не в новинку. Ра ботал таким способом при облове путассу. Новым для него было лишь то, что те- Говоря о хороших взаимо отношениях с экипажем «Алексея Хлобыстова», сле дует отметить, что в общем- то в организации нынешней путины много недостатков. Главный - - ограниченные возможности сдавать рыбы больше, чем могли бы. Су дите сами. За траление один ПСТ брал в среднем 4 0 — 50 тонн мойвы, а восемь-десять судов — уже примерно 400 тонн. Ваза же в сутки мог ла принять максимум поло вину этого количества. А ведь речь идет только об одном тралении. Так нам и приходилось ог раничиваться одним трале нием. Остальное время ле жали в дрейфе, занимались хозяйственными ' работами или вели поиск. Тут возни кал вопрос: как лучше по ступить — сделав траление, ждать очереди для сдачи улова или же спускать трал накануне назначенного часа? Большей частью исполь зовали второй вариант: со хранялось качество мойвы, а уж если обстоятельства за ставляли заранее запастись рыбой, то и тут принимали меры, чтобы ее уберечь от повреждении. Для этого ме шок с ѵловом не держали на палубе, а спускали по слипу в воду, да так, чтобы он был притоплен. Суть передачи бесконтакт ным способом заключалась в следующем. Подняв мешок с рыбой на палубу, крепили его с помощью трехметрово го стального троса за спе циальное приспособление, отрезали от трала. В месте отделения мешка от трала к мешку крепили также два. стальник троса длиной 30 и 18 метрор. Называю эти величины специально, так как они вы браны опытным путем и об легчают передачу-прием уло ва. Тридцатиметровый трос — для нас, меньшего разме ра — для базы. За него, под нимают там мешок к себе на борт. Когда все. как говорится, готово, с базы выпускают проводник с плавом, нам ос тается его поймать, прикре пить к своим тросам, взять снабжение — мешок от пре жней сдачи, отдать глаголь- гак, за который закреплен другой конец 30-метрового троса, и улов «шел» к ба зе. Обычно вся операция за нимала 1 0— 15 „ минут, в худшем случае — 20 —25. И это очень выгодно во вре мени. Вот почему мы за бес контактный способ передачи улова. Есть только два пожела ния: на базах должны более аккуратно относиться к пе реданным нами траловым мешкам. А то иной раз по лучаем их в таком виде, что чинить не перечинить. И еще следует иметь больший запас снабжения, например, пробковых бочек, поддержи вающих мешок с рыбой на плввѵ. Конечно, новое дело не всегда дается легко. У нас положение усугублялось тем, что в составе палубной команды было много новнч ков. Приходилось на первых порах буквально после каж дой передачи разбирать все промахи, учить людей. Хо рошо, что мастера по добы че Е. Н, Сечин, Н. Г. Гей- мор во главе с Н. Г. Петро вым оказались на высоте по ложения, были настоящими наставниками молодежи, не говоря уже о том, что тра ловое хозяйство держали всегда в готовности. Ограничения на сдачу уло ва на базу со временем ста ли еще более жесткими, и тогда в порядке эксперимен та «Закаменску» разрешили идти для ■выгрузки в порт «по зеленой». Первая сто янка (всего совершили пять таких рейсов) прошла не сов сем гладко Я имею в виду деловую сторону. Для тру жеников берега тоже ведь предстояло перестраиваться, отсюда задержки при обра ботке судна. Но в следую щие приходы нам сразу 'пре доставляли причал, портови ки немедленно приступали к выгрузке. Есть одно замечание по поводу организации рейсов «по зеленой». Слишком мно го времени и сил отнимает оформление различных пор- товских документов. Надо сообща подумать, как упрос тить эту процедуру. И, наконец, третий экспе римент, который проводил экипаж «Закаменска», — ос воение выпуска пресервов из мойвы, Таной продукции изготовили 45,2 тысячи ус ловных банок, сдавая одно временно большую часть улова на базу. Результаты эксперимента могли быть и лучше, и если мы не достигли этого, то по причинам, зависящим не от нас. ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО-' НЕ Р а н Л % 4Р* ЕИС... Ю А. НАГУЧЕВ, капитан: — Возможности судна были- использованы макси, мально, и все же, не будь внутренних резервов, вряд ли вышли бы мы из проры вам А. П. АББАСОВ, помощ ник капитана по производ ству: — Я, честно говоря, не очень был уверен в том, что сумеем вырваться впе ред — уж очень тяжелая ситуация складывалась. Но как-то незаметно команда стала коллективом — каж дый отвечал не только за себя, но и за товарищей, за судно, почувствовал се бя- хозяином. А. М. НИКОЛАЕВ, стар ший механик: — Команда была заинте ресована в успехе. Каждый ведь понимает — чем луч ше он будет работать, тем выгоднее не только для экипажа» но и для него лич но. А заинтересованность всегда рождает инициати ву, поиск более рациональ ных путей, оптимального варианта... Д ЛЯ ЭКИПАЖА ВМРТ «Плутоний» объедине ния «Мурманрыбпром» рейс начался из рук вон плохо. Не везло буквально во всем: тралы доставили на судно только в день отхода. Сутки потратили в море на их, ус тановку, и то получилось не^ верно. 30 метров — вот? и все раскрытие. Наставник! Ох как нужен он , был эки пажу в эти дни. Но море словно издевалось над мо ряками — ноябрьский шторм и близко не подпускал шлюп ку к траулеру. И что самое досадное — шла .рыба, хо рошо шла, а, команда «Плу тония» не могла выловить н половину того, что другие суда брали здесь, совсем рядом... Когда наставник выправил старый трал и вооружил но вый, «Плутоний» отставал от других уже на 30 0 тонн. Влизился канун нового года, новой пятилетки. Страна готовилась к пред съездовской вахте, а на суд не настроение было далеко не праздничным — только- только начали подходить к средней норме вылова. Раз ные настроения были в коман де —• одни надеялись на ус пех, а другие откровенно хандрили. «Нужно любым путем сломить инертность экипа жа, вселить уверенность в людей, сделать так, чтобы плохое начало стало толч ком к успеху. Созвать об щее собрание» — так ре шили на совещании команд ного состава. Разговор был трудным и предельно ■ откровенным. Вместе взвесили все «за» и «против». Конечно, одно де ло просто «выйти на план», и совсем другое — успешно выполнить обязательства по вышенные, почетные, пред съездовские. Из встревожен- ного гула голосов вдруг резко выбилась чья-то разд раженная реплика: — Что мы, хуже других? Да с таким капитаном, как наш!.. Стихли все. Потянулись глазами к капитану: как .сам- то, верит? — Рыбу только есть лег ко, — проговорил Юрий Аюбсвич. — Я — за повы шенные обязательства. — И очень просто добавил: — Только трудно, очень труд но нам будет... Технически судно было Т070Г-0 «поддержать» энтузи азм команды: на «безрыбье» проводили постоянную іцю- филактнку морозильных ка мер, всего машинного отде ления. Стармех А, М. Нико лаев, класснцй мастер свое го дела, узнающий в машин ном отделении каждую ца рапину буквально на ощупь, решил подстраховаться: тур бины на траулере были ста ренькие, покошенные, а за пасных подшипниковых уз лов не хватало, А если ава рия? Вместе с электромеха ником В. Ф. Илыошонком и газоэлектросварщиком Н. Г. Узуновым перебрали массу вариантов, пока не подошли к единственному гг, казалось бы, самому простому: сняли подшипники со старых кор пусов, залудили оловом. Все 500 часов испытаний под шипники работали как но вые! — Ну что ж, за технику я спокоен, — сказал капи тан на оперативке. — Вот еще что: скопление судов в нашем квадрате немалое, вахтенным штурманам рабо ты по горло. Боюсь, что с полной обработкой поисковой а промысловой информации нм не справиться. - - Может, применим иод- вахту? ..- предложил помпо- лнт В. Т. Еремнцкнй. Задумались. Вообіце-то подвахта - - дело привычное, а вот штурманская... Однако с первого же раза стало ясно: гарантия безо пасности мореплавания воз растает резко — вахтенный штурман только ведет суд но, не отвлекаясь ни на что. А вею информацию ... с флагмана, траулеров, поис ковых судов принимал и об рабатывал штурман подвах тенный. Таким образом, и судно в безопасности, и в информации ' нет ни утечки, ни «мертвых зон». Одновременно настраивали экипаж на «большую рыбу». Выдался свободный часок у пяти-семи человек — пер вый помощник или кто дру гой из комсостава— к ним. Это были не официальные беседы — разговоры по ду шам о самом больном сей час: задачах и возможностях команды. Как-то в один из таких вечеров, когда помощник ка питана по производству Ариф Аббасов раскрывал новичкам тонкости работы на фабрике, в кубрик вбе жал одни из матросов. Зло бросив на кровать шапку,- выпалил: — Обскакали нас сосе душки-то! Опять на 30 тонн больше взяли. А почему? Ведь рядом идем. Что у них лучше? Объясни мне, Ариф! — Объяснить? Попробую. А лучше давай вместе поду маем. - Желающих серьезно поду мать нашлось много. И как- то повелось с того вечера, что эти разговоры, в кото рых моряки размышляли о работе своего судна в срав нении с другими, стали нор мой. А где анализ — там и учеба. Матросы палубноіі команды постигали особен ности работы фабрики, а об работчики с интересом вни кали в промысловое хозяй ство. Вроде бы просто прият ное времяпровождение: сиди- II слип ай интересные банки • 4 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» « 13 марта 1981 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz