Рыбный Мурман. 1981 г. Май.
В Мурманском траловом флоте проходит интересный эксперимент. Здесь решили специализировать суда на промысле путассу, нацелив тем самым каждый экипаж на выпуск определенного вида продукции. Первым траулером «целевого н азн а чения» стал БАТ «Генерал Радзиевский». — Мы очень много гово рим о выпуске рыбопро дукции улучшенного ассор тимента, — рассказывает старший инженер производ ственного отдела управления флота К. А. Исмаилов. — И, надо признаться, разговоры лги рождаются в какой-то степени от нашего собствен ного бессилия. Взять такую ситуацию. С берега мы шлем радиограммы на.- суда — дайте нам, скажем, спин ку путассу. потрошенной под соль, да просто потро шеную. Л для промыслови ков эти радиограммы зача стую звучат как приказ ■— «сделайте без ничего что- то-. Станками-то в нужном количестве мы их снабдить не могли. Вполне естественно. что горечь плодов такой «орга низационной.' работы в пер вую очередь ощущали про мысловики. И не удивитель но. что именно в их среде родилась идея специализа ции судов. Начали с большого авто номного траулера «Генерал Радзиевский». Помощником капитана по производству там Николай Антонович Хо лоден. Он осваивал головной БАТ «Горизонт». Знает эти суда от клотика до киля. И хозяйство у него поставле но на широкую ногу. В то время как готовился эксперимент, судно заканчи вало первую половину рей са. Моряки «врукопашную» вели борьбу за максималь ный выпуск спинки путассу. Впрочем, не совсем вруко пашную. Изготовили два не хитрых станка и довели такц максимальную выра ботку спинки до десяти тонн в сутки. А в феврале пришли «по зеленой» в порт и здесь по лучили приказ о специали зации и в придачу к нему станки. Четыре механизма. Они и придали огром ную силу производственной команде. Не сразу, конечно. — Дело в том, что мы все же недополучили головору- бочных машин, — рассказы вает Н. А. Холоден. — И вот нашим мастерам по обра ботке рыбы В. П. Шипоше, Н. Т. Берестовому да меха- нику-наладчику А. К. Сухо ву пришлось изрядно поло мать голову над тем, как обеспечить вновь получен ные станки, предназначен ные для выработки спинки, обезглавленной рыбой. При смотрелись, поразмыслили и приняли такое решение. По правому борту у нас уста новлены головорубочная ма шина и машина для раздел ки хека. К ним-то и подвя зали мы четыре из имею щихся станков. Получилась довольно-таки стройная и высокопроизводит е л ь н а я линия. Подумали мы и о том, как «озаботить» левый борт. Установленной там «головорубке» мы тоже по дыскали «пару»—подключи ли к ней еще один станок по производству спинки. Все рыбообработчики стали к механизмам, выработка спинки буквально подскочи ла до 20 тонн в сутки. И что же? Если за первую половину рейса, до начала действия приказа и получе ния станков, на траулере изготовлено 230 т спинки, то вторая половина принес ла «урожай» в 660 т! Экипаж «Генерала Радзи- евского», по словам К. А. Исмаилова, наработал за рейс столько, сколько коман да «нецелевого» судна смо жет выдать разве что за два года непрерывной рабо ты. Вот вам и цена идеи. Впрочем, измерять эту це ну только дополнительными тоннами рыбопродукции было бы неверно. Справед ливости ради нужно тогда на чашу весов поставить веру моряков в новое дело, их творческую инициативу. И в самом деле, экспери мент ве/іь не сам по себе делался. — Разумеется, нет, — про должает рассказ Николай Антонович Холоден. — Пре жде всего, моряков надо было убедить в том. что спе циализация выгодна в рав ной степени и им, и пред приятию. Как? Разумеется, с помощью экономических выкладок. Притом настоль ко несложных, что я их приведу, пожалуй, прямо сейчас. Тонна спинки дает команде* (имеются в виду сдельные расценки) 39 руб лей 70 копеек, в то время как тонна путассу с головой •— почти в четыре раза меньше. Теперь для пред приятия: реализация тонны спинки приносит 1000 руб лей, рыбы с головой — в два раза меньше. Так что в си ле материального стимула сомневаться нет никаких оснований. Что касается творческой инициативы ч л е н о в экипажа, то они ее проявили в полной мере, когда осознали, что «лежачий станок» рыбу об рабатывать не будет, и при ложили, как я уже упоми нал, немало сил к тому, чтобы создать стройные технологические линии, при этом восполнить в них не достающие звенья. Видимо, пришла пора под вести некоторые итоги. По просту говоря. посмотреть, что же дает специализация экипажам, флоту, государст ву. На этот вопрос отвеча ет К. А. Исмаилов: — Ну. во-первых, до ми нимума сокращается ручной труд. Во-вторых, процесс изготовления продукции ста новится для обработчиков привычным, они изучают его до мелочей и до автома тизма доводят каждое дви жение. Как следствие всего этого — резко возрастает производительность труда, неизмеримо повышается его качество и качество самой рыбопродукции. Далее. Спе циализация исключает вну- тритарную да и трюмную пересортицу (кстати сказать, при выпуске продукции од ного вида трюмным не при ходится терять время и ло мать голову над тем, куда какие коробки складировать, — ставь, как говорится, все подряд). А о материальных выгодах мы уже говорили. Вполне естественно, возни кает такой вопрос. Скажем, настроили то или иное суд но для работы по выпуску спинки, снабдили средства ми механизации. Но вот в силу обстоятельств экипажу необходимо сменить район и объект лова... Что тогда? — Нам важно удержать в определенном районе лова не суда, а механизмы. И если траулер получит при каз о переходе в другой промысловый район, он не станет таскать на себе, как это было до сих пор. маши ны, предназначенные для выработки определенного вида продукции. Рыборазде лочная техника будет пере дана на другие суда. Словом. организаторами эксперимента продуманы по возможности все его детали. И сейчас целевым назначе нием в траловом флоте, по мимо «Генерала Радзиевско- го», работают большие авто номные траулеры «Иван Сивко», «Петр Сгибнев», «Маршал Якубовский» и не которые другие. При этом пока речь идет только о вы пуске спинки путассу. Но если успех этого судна не случайность (а считать так нет пока никаких осно ваний), если пользу нового опыта подтвердят дела дру гих экипажей, то география эксперимента может быть значительно расширена. В . чисников . Ц Е Н А И Д Е И «Колее рационально использовать производст венные мощности, шире внедрять высокопроизво дительную технику, совершенствовать структуру и своевременно обновлять действующие основные фонды». (Основные н а п р а в л е н и я экономического и с о ц и а л ь ного развития СССР на 19Я1 — J.9S5 годы ti па п е р и од до 1990 года). Добрая традиция Ежегодные договоры о со циалистическом соревновании между коллективами управле ния «Севрыбхоло.цфлот» и Ка лининградской ордена Трудо вого Красного Знамени базой рефрижераторного флота ста ли замечательной традицией морякоз - рыбообработчиков рыбного Мурмана и Балтики. Недавно заключен такой дого вор на 1981 год. Социалисти ческое соревнование флотов будет Проходить под деви зами: «План 1981 года — к 7 ноября», «Ни одного отстаю щего рядом». Высокие обязательства при няли на себя моряки: выра ботать сверх плана по 500 тонн высококачественной ры бопродукции, постоянно обме ниваться передовым произ водственным опытом, опытом внедрения новой техники и технологии. МЕДАВНО в порт с большой трудовой побе- дой вернулся БМРТ «Илья Катунин» Мур манского тралового флота. В последнем рейсе экипаж судна на ПО процентов выпол нил план по вылову, такой же показатель пла на по реализации, по выпуску пресервов экипаж дал три нормы — 300 процентов! НА СНИМКЕ: передовые моряки — боцман М. В. Худенко (слева), технолог В. И. Дружи нин (в центре) и матрос t -го класса В. И. Со- зонник. Фото В. НИКОЛАЕВА. кок на венных средств в тресте «Мурманскжилстрой»!.. Еще несколько недобрых ^слов в адрес вышеупомяну- . . іго треста: по плану в пер вом квартале на объекте предстояло освоить 150 ты сяч рублей, освоено всего 33 тысячи, исправление некаче ственно выполненных работ «унесет» из бюджета треста еще около 19 тысяч рублей. Строители треста «Мур- манскпромстрой» пришли на ДМО в первых числах мая, Их встретили горы стройке грунта, мусора, обломков ме таллических и железобе тонных конструкций. Павод ковые воды «дополнили» картину. Строительные недоделки предшественников и захлам ленность территории не по зволили «Мурманскпром- строю» вести дело нужными темпами. В результате вы полнение майского плана со ставляет около 50 процентов. Сейчас заканчиваются р а боты по выносу ливневой канализации,, подготавлива ется перенос башенного кра на на главный фасад (это откроет фронт для земляных работ под столовую и кино зал), начинается бетонирова ние каркаса здания. В июне нужно освоить около 80 тысяч рублей. Строители надеются спра виться с этой задачей. Ут вержден план график работ и на весь год. Сегодня на стройке рабо тает около тридцати человек — одна из лучших бригад «Мурманскпромстроя» во главе с бригадиром А. В. Пешко. Им нужна помощь: ВРИО «Сезрыба» надо изыс кать возможность направить на стройку несколько свар щиков. Ну что ж, территория, где будет ДМО, наконец-то на чинает походить на настоя щую строительную площад ку. * * * НЕОБХОДИМОЕ ПОСЛЕ СЛОВИЕ. Проанализировав не доделки, допущенные трестом «Мурманскжилстрой» на пер вой очереди ДМО, заказчик — отдел капитального строи тельства рыбного порта — принял решение обратиться в Госарбитраж при Мурманском облисполкоме. Й Ъ ы Я ш г ъ Г МУРМАНА Д ля бодрости В статье под таким за- і оловком («РМ» № 15, 1981 г.) рассказывалось о том, что членам морского подменного экипажа № 6 Мурманского тралового флота по вине напитана В. И. Степыгина и его старшего помощника Л. Ф. Попова не была выдана своевременно заработная плата, а также задержано оформление выходных дней. Из управления флота пришел ответ такого со держания: — Статья обсуждалась в кол лективе службы мореплава ния. Проведен ее разбор с участием капитанов резерва. Описанные факты подтвер дились. Капитану В. И. Сте- пыгину указано на необхо димость более четко конт ролировать сдачу документов для начисления заработной платы и подсчета выполнения рейсового задания. Степень' ответственности за несдачу табеля выходных дней в базу резерва стар шим помощником капитана Я. Ф. Поповым будет опреде лена после возвращения его в порт, Выходные дни заве рялись всему экипажу контро лером базы резерва без та беля. А. НОНОПЛЯНКО, началь ник морской инспекции тралового флота. И. БЕР£ЗКЖ 29 мая 1981 г. «РЫБНЫЙ М УРМАН» 5 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz