Рыбный Мурман. 1981 г. Май.

В Мурманском траловом флоте проходит интересный эксперимент. Здесь решили специализировать суда на промысле путассу, нацелив тем самым каждый экипаж на выпуск определенного вида продукции. Первым траулером «целевого н азн а­ чения» стал БАТ «Генерал Радзиевский». — Мы очень много гово­ рим о выпуске рыбопро­ дукции улучшенного ассор­ тимента, — рассказывает старший инженер производ­ ственного отдела управления флота К. А. Исмаилов. — И, надо признаться, разговоры лги рождаются в какой-то степени от нашего собствен­ ного бессилия. Взять такую ситуацию. С берега мы шлем радиограммы на.- суда — дайте нам, скажем, спин­ ку путассу. потрошенной под соль, да просто потро­ шеную. Л для промыслови­ ков эти радиограммы зача­ стую звучат как приказ ■— «сделайте без ничего что- то-. Станками-то в нужном количестве мы их снабдить не могли. Вполне естественно. что горечь плодов такой «орга­ низационной.' работы в пер­ вую очередь ощущали про­ мысловики. И не удивитель­ но. что именно в их среде родилась идея специализа­ ции судов. Начали с большого авто­ номного траулера «Генерал Радзиевский». Помощником капитана по производству там Николай Антонович Хо­ лоден. Он осваивал головной БАТ «Горизонт». Знает эти суда от клотика до киля. И хозяйство у него поставле­ но на широкую ногу. В то время как готовился эксперимент, судно заканчи­ вало первую половину рей­ са. Моряки «врукопашную» вели борьбу за максималь­ ный выпуск спинки путассу. Впрочем, не совсем вруко­ пашную. Изготовили два не­ хитрых станка и довели такц максимальную выра­ ботку спинки до десяти тонн в сутки. А в феврале пришли «по зеленой» в порт и здесь по­ лучили приказ о специали­ зации и в придачу к нему станки. Четыре механизма. Они и придали огром­ ную силу производственной команде. Не сразу, конечно. — Дело в том, что мы все же недополучили головору- бочных машин, — рассказы­ вает Н. А. Холоден. — И вот нашим мастерам по обра­ ботке рыбы В. П. Шипоше, Н. Т. Берестовому да меха- нику-наладчику А. К. Сухо­ ву пришлось изрядно поло­ мать голову над тем, как обеспечить вновь получен­ ные станки, предназначен­ ные для выработки спинки, обезглавленной рыбой. При­ смотрелись, поразмыслили и приняли такое решение. По правому борту у нас уста­ новлены головорубочная ма­ шина и машина для раздел­ ки хека. К ним-то и подвя­ зали мы четыре из имею­ щихся станков. Получилась довольно-таки стройная и высокопроизводит е л ь н а я линия. Подумали мы и о том, как «озаботить» левый борт. Установленной там «головорубке» мы тоже по­ дыскали «пару»—подключи­ ли к ней еще один станок по производству спинки. Все рыбообработчики стали к механизмам, выработка спинки буквально подскочи­ ла до 20 тонн в сутки. И что же? Если за первую половину рейса, до начала действия приказа и получе­ ния станков, на траулере изготовлено 230 т спинки, то вторая половина принес­ ла «урожай» в 660 т! Экипаж «Генерала Радзи- евского», по словам К. А. Исмаилова, наработал за рейс столько, сколько коман­ да «нецелевого» судна смо­ жет выдать разве что за два года непрерывной рабо­ ты. Вот вам и цена идеи. Впрочем, измерять эту це­ ну только дополнительными тоннами рыбопродукции было бы неверно. Справед­ ливости ради нужно тогда на чашу весов поставить веру моряков в новое дело, их творческую инициативу. И в самом деле, экспери­ мент ве/іь не сам по себе делался. — Разумеется, нет, — про­ должает рассказ Николай Антонович Холоден. — Пре­ жде всего, моряков надо было убедить в том. что спе­ циализация выгодна в рав­ ной степени и им, и пред­ приятию. Как? Разумеется, с помощью экономических выкладок. Притом настоль­ ко несложных, что я их приведу, пожалуй, прямо сейчас. Тонна спинки дает команде* (имеются в виду сдельные расценки) 39 руб­ лей 70 копеек, в то время как тонна путассу с головой •— почти в четыре раза меньше. Теперь для пред­ приятия: реализация тонны спинки приносит 1000 руб­ лей, рыбы с головой — в два раза меньше. Так что в си­ ле материального стимула сомневаться нет никаких оснований. Что касается творческой инициативы ч л е н о в экипажа, то они ее проявили в полной мере, когда осознали, что «лежачий станок» рыбу об­ рабатывать не будет, и при­ ложили, как я уже упоми­ нал, немало сил к тому, чтобы создать стройные технологические линии, при этом восполнить в них не­ достающие звенья. Видимо, пришла пора под­ вести некоторые итоги. По­ просту говоря. посмотреть, что же дает специализация экипажам, флоту, государст­ ву. На этот вопрос отвеча­ ет К. А. Исмаилов: — Ну. во-первых, до ми­ нимума сокращается ручной труд. Во-вторых, процесс изготовления продукции ста­ новится для обработчиков привычным, они изучают его до мелочей и до автома­ тизма доводят каждое дви­ жение. Как следствие всего этого — резко возрастает производительность труда, неизмеримо повышается его качество и качество самой рыбопродукции. Далее. Спе­ циализация исключает вну- тритарную да и трюмную пересортицу (кстати сказать, при выпуске продукции од­ ного вида трюмным не при­ ходится терять время и ло­ мать голову над тем, куда какие коробки складировать, — ставь, как говорится, все подряд). А о материальных выгодах мы уже говорили. Вполне естественно, возни­ кает такой вопрос. Скажем, настроили то или иное суд­ но для работы по выпуску спинки, снабдили средства­ ми механизации. Но вот в силу обстоятельств экипажу необходимо сменить район и объект лова... Что тогда? — Нам важно удержать в определенном районе лова не суда, а механизмы. И если траулер получит при­ каз о переходе в другой промысловый район, он не станет таскать на себе, как это было до сих пор. маши­ ны, предназначенные для выработки определенного вида продукции. Рыборазде­ лочная техника будет пере­ дана на другие суда. Словом. организаторами эксперимента продуманы по возможности все его детали. И сейчас целевым назначе­ нием в траловом флоте, по­ мимо «Генерала Радзиевско- го», работают большие авто­ номные траулеры «Иван Сивко», «Петр Сгибнев», «Маршал Якубовский» и не­ которые другие. При этом пока речь идет только о вы­ пуске спинки путассу. Но если успех этого судна не случайность (а считать так нет пока никаких осно­ ваний), если пользу нового опыта подтвердят дела дру­ гих экипажей, то география эксперимента может быть значительно расширена. В . чисников . Ц Е Н А И Д Е И «Колее рационально использовать производст­ венные мощности, шире внедрять высокопроизво­ дительную технику, совершенствовать структуру и своевременно обновлять действующие основные фонды». (Основные н а п р а в л е н и я экономического и с о ц и а л ь ­ ного развития СССР на 19Я1 — J.9S5 годы ti па п е р и ­ од до 1990 года). Добрая традиция Ежегодные договоры о со­ циалистическом соревновании между коллективами управле­ ния «Севрыбхоло.цфлот» и Ка­ лининградской ордена Трудо­ вого Красного Знамени базой рефрижераторного флота ста­ ли замечательной традицией морякоз - рыбообработчиков рыбного Мурмана и Балтики. Недавно заключен такой дого­ вор на 1981 год. Социалисти­ ческое соревнование флотов будет Проходить под деви­ зами: «План 1981 года — к 7 ноября», «Ни одного отстаю­ щего рядом». Высокие обязательства при­ няли на себя моряки: выра­ ботать сверх плана по 500 тонн высококачественной ры­ бопродукции, постоянно обме­ ниваться передовым произ­ водственным опытом, опытом внедрения новой техники и технологии. МЕДАВНО в порт с большой трудовой побе- дой вернулся БМРТ «Илья Катунин» Мур­ манского тралового флота. В последнем рейсе экипаж судна на ПО процентов выпол­ нил план по вылову, такой же показатель пла­ на по реализации, по выпуску пресервов экипаж дал три нормы — 300 процентов! НА СНИМКЕ: передовые моряки — боцман М. В. Худенко (слева), технолог В. И. Дружи­ нин (в центре) и матрос t -го класса В. И. Со- зонник. Фото В. НИКОЛАЕВА. кок на венных средств в тресте «Мурманскжилстрой»!.. Еще несколько недобрых ^слов в адрес вышеупомяну- . . іго треста: по плану в пер­ вом квартале на объекте предстояло освоить 150 ты ­ сяч рублей, освоено всего 33 тысячи, исправление некаче­ ственно выполненных работ «унесет» из бюджета треста еще около 19 тысяч рублей. Строители треста «Мур- манскпромстрой» пришли на ДМО в первых числах мая, Их встретили горы стройке грунта, мусора, обломков ме­ таллических и железобе­ тонных конструкций. Павод­ ковые воды «дополнили» картину. Строительные недоделки предшественников и захлам­ ленность территории не по­ зволили «Мурманскпром- строю» вести дело нужными темпами. В результате вы ­ полнение майского плана со­ ставляет около 50 процентов. Сейчас заканчиваются р а­ боты по выносу ливневой канализации,, подготавлива­ ется перенос башенного кра­ на на главный фасад (это откроет фронт для земляных работ под столовую и кино­ зал), начинается бетонирова­ ние каркаса здания. В июне нужно освоить около 80 тысяч рублей. Строители надеются спра­ виться с этой задачей. Ут­ вержден план график работ и на весь год. Сегодня на стройке рабо­ тает около тридцати человек — одна из лучших бригад «Мурманскпромстроя» во главе с бригадиром А. В. Пешко. Им нужна помощь: ВРИО «Сезрыба» надо изыс­ кать возможность направить на стройку несколько свар­ щиков. Ну что ж, территория, где будет ДМО, наконец-то на­ чинает походить на настоя­ щую строительную площад­ ку. * * * НЕОБХОДИМОЕ ПОСЛЕ­ СЛОВИЕ. Проанализировав не­ доделки, допущенные трестом «Мурманскжилстрой» на пер­ вой очереди ДМО, заказчик — отдел капитального строи­ тельства рыбного порта — принял решение обратиться в Госарбитраж при Мурманском облисполкоме. Й Ъ ы Я ш г ъ Г МУРМАНА Д ля бодрости В статье под таким за- і оловком («РМ» № 15, 1981 г.) рассказывалось о том, что членам морского подменного экипажа № 6 Мурманского тралового флота по вине напитана В. И. Степыгина и его старшего помощника Л. Ф. Попова не была выдана своевременно заработная плата, а также задержано оформление выходных дней. Из управления флота пришел ответ такого со­ держания: — Статья обсуждалась в кол­ лективе службы мореплава­ ния. Проведен ее разбор с участием капитанов резерва. Описанные факты подтвер­ дились. Капитану В. И. Сте- пыгину указано на необхо­ димость более четко конт­ ролировать сдачу документов для начисления заработной платы и подсчета выполнения рейсового задания. Степень' ответственности за несдачу табеля выходных дней в базу резерва стар­ шим помощником капитана Я. Ф. Поповым будет опреде­ лена после возвращения его в порт, Выходные дни заве­ рялись всему экипажу контро­ лером базы резерва без та­ беля. А. НОНОПЛЯНКО, началь­ ник морской инспекции тралового флота. И. БЕР£ЗКЖ 29 мая 1981 г. «РЫБНЫЙ М УРМАН» 5 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz