Рыбный Мурман. 1981 г. Май.
£І1111 III1111 III111111 ]11{1111 f1111 i1111111 i111II1II1111i1111111111111И111111111111111 |J_' Щ Ё К И Н С К И Й М Е Т О Д - D МИНУВШЕЙ пятилетке * * ОПЫТ ПОДМОСКОВНЫХ хи миков нашел довольно ши рокое применение в рыбной промышленности Калинин градской области. Несколь ко лет практикуется совме щение профессий в морском рыбном порту, на тарном комбинате, на судоремонт ном заводе «Преголь», на су дах баз флота, рыбоконсерв ных комбинатах. вой продукции. Он составил 11,09 копейки в 1979 году и уже 11 копеек в 1980 году. За счет совмещения про фессий и расширения зон обслуживания в 1980 году по сравнению с 1979-м числен ность работающих в дерево обрабатывающем цехе с 264 сократилась до 252 человек, в баночном цехе — с 252 до 228 человек. На 18 человек уменьшилась численность ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ Для оказания методиче- работников в бондарном це- ской и практической помо- хе. Уменьшение количества щи предприятиям в пере- работающих произошло и в воде на работу по щекин- других цехах. Щекинский метод полу чил широкое распростра нение в нашей стране. Все больше коллективов стре мятся внедрить у себя пе редовое начинание, позво ляющее на базе совмеще ния профессий снизить численность работающих. «Основными направлениями экономического и социально го развития СССР на 1981 — 1985 годы и на период до 1990 года» перед трудящимися страны поставлена такая задача — получить прирост объема производства в основном за счет повышения производительности труда. Огромную помощь ры бакам в этом деле призван оказать щекинский метод. По нимая это, коллективы флотов, береговых предприятий рыб ного Мурмана стараются сделать все для того, чтобы метод «не чувствовал себя чужим» на рыбопромысловых и транс портных судах, в коллективах береговых предприятий. В Мурманском траловом флоте по щекинскому методу ра ботает 93 процента судоэкипажей. Методично овладевает опыт щекинцев сердцами моряков управления «Севрыбхолодфлот». Здесь его переняли около полг вины коллективов судов. Стоит ли говорить о том, что внедрение метода сопряже но с большими трудностями. Даже там, где он прочно заво евал позиции, возникает масса проблем, от решения которых зависит полный успех дела. Материалы, которые мы предлагаем вниманию читателей, присланы в редакцию пресс-центром Министерства рыбного хозяйства СССР. Они рассказывают об опыте внедрения ще- кинского метода на судах и предприятиях объединения «Зап- рыба» и будут, наверное, небезынтересны для тружеников рыбной промышленности нашей области. — Из опыта работы ВРПО „Запрыба" М е д л е н н о , н о в е р н о І В С Е М ! ЛІІІ1ІІ1ІІІШШШШІІІІ1ІІІШІІІІШІІІІІІІ М ЕДЛЕННО и верно «при- ■*** живается» щекинский метод на судах Лиепайской базы океанрыбфлота. С меньшим численным соста вом работала в последнем рейсе команда РТМ «Ба зальт» (капитан-директор А. Демиденко). И на вер нувшемся недавно в родной порт траулере «Кондор» (ка питан-директор В. Гвоздев) экипаж трудился сокраіі>ен- ным составом. Надо сказать, моряки - -’•Кондора» смогли добиться небывало высокого результа та при разделке рыбы на су дах типа РТМ — 2350 тонн. Цифра впечатляющая, осо бенно если учесть, что тес нота в рыбцехе не позволя ет установить на судне мощ ные рыборазделочные маши ны. Но, оказывается, и од ними средствами малой ме ханизации можно достичь многого. План по разделке выполнен на 277 процентов! Это без учета спинки и туш ки, изготовление которых предусматривалось специ альным заданием. С макси мальной нагрузкой работала так называемая машина- «бочка». Отлаженная судо выми специалистами, она позволяла разделывать в сутки до 30—33 тонн рыбы. Смысл щекинского метода заключается в том, что обя занности отсутствующих рав номерно распределяются среди всего коллектива. Эки паж «Кондора» хорошо это усвоил. Каждый член эки пажа здесь отработал допол нительно на подвахтах 180— 190 часов в течение рейса. И не только на разделке, где силами одних подвахт было выпущено 60 тонн спинки, но и на выгрузке. На сдачу каждого груза уходило в ре зультате не более полутора суток. Весомый вклад в дело вне сли добытчики, возглавляе мые старшим мастером по добыче Н. Алешиным. Тра лы были настроены настоль ко хорошо, что з а весь рейс ни разу не выходили из строя. С полной отдачей сил трудился коллектив механи ческой службы под руковод ством старшего механика В. Горелова. В частности, нелегкие задачи уже в на чале рейса пришлось решать механику-наладчику С. Клу- нову и его подручным по ремонту, наладке и настрой ке всех механизмов в рыб цехе. Первые полмесяца ре монтная бригада не выходи ла из цеха. Да и потом за бот хватало. При анализе итогов рейса начальник су домеханической службы ба зы В. Мизула отметил, что «Кондор» вернулся в хоро шем состоянии. Вот так, общими усилия ми, и пришли рыбаки этого траулера к большой победе. А. ПРОТЧЕНКО. (Из газеты «Рыбак Лат. вии», 20 декабря 1980 го. да, г, Рига). скому методу создан коор динационный центр, а на предприятиях — координа ционные советы. Разработа ны комплексные планы пе ревода предприятий, судов, цехов, участков на работу по щекинскому методу. Планы эти затрагивают вопросы организации труда, обучения смежным специальностям, внедрения новой техники и другие, прямо или косвенно влияющие на организацию работы коллектива с наи меньшей численностью. Разработаны методические пособия по переходу на ще кинский метод для капита нов судов. Проводится ана лиз, обобщение и распрост ранение передового опыта на предприятиях и судах объединения. В десятой пятилетке весь прирост промышленной продукции на Калининград ском тарном комбинате был получен только за счет роста производительности труда. И здесь немалую роль сыграл щекинский метод, на кото рый предприятие перешло с июля 1979 года. Основным показателем при этом стал норматив затрат заработной платы на один рубль вало- Как же «вели» себя при этом показатели темпов рос та производительности тру да? По сравнению с 1975 го дом они выросли в 1979 го ду на 22,7, в 1980 — На 27,6 процента, а заработная пла та соответственно — на 10,4 и на 11,8 процента. Коллек тив комбината пятилетнее задание по объему произ водства и производительнос ти труда выполнил досроч но. На Калининградском ры боконсервном комбинате в результате внедрения щекин ского метода высвобожден 61 человек, экономический эффект от внедрения этого метода составил 28,1 тыс, рублей. Здесь получают до* платы за совмещение про фессий 50 человек, за рас ширение зоны обслужива ния — 42 рабочих и инже нерно-технических работни ка. Что касается морского рыбного порта, то и здесь с июля 1979 года многие су* доэкипажи портового флота перешли на работу с сокра щенным штатом. В настоя щее время из 42 судов пор- тофлота на 35 введено сов* мещение профессий. По сов мещенным профессйям рабо тает и командный, и рядовой состав, что позволило высво бодить 43 чеЛовека. Опять же, если сравнивать резуль таты работы в 1978 году и в. первом полугодии 1980 года, увидим, что производитель ность труда по буксирному флоту возросла на 16 про центов, по танкерному — на 14 процентов, заработная плата — соответственно на 14 и 12 процентов. Кроме то го, текучесть кадров с пере ходом на работу по совме щенным профессиям сокра тилась по буксирному флоту на 25 и по танкерному фло ту — на 33 процента. В базе тралового флота на судах, работающих по щекинскому методу, высво бождено 158 человек. Достигнуты определенные результаты во внедрении щекинского метода и в базе рефрижераторного флота. На 14 судах здесь высвобожде но 83 члена экипажа. При ведем в качестве примера опыт ТР «Владивосток», где до перехода на работу по щекинскому методу экипаж составлял 70 человек, после перехода — 60 человек. Рей совые задания коллективом выполняются успешно по всем показателям. Общая экономия фонда заработной платы составила 4078 руб- ■ лей. Ж. ВЕЛИЧКОВСКИЙ, на чальник лаборатории на учной организации труда и управления производ ством объединения «Ка- лининградрыбпром». (Из газеты «Маяк», 20 января 1981 года, г. Ка лининград). Ц е н н ы й к о м п о н е н т Ы З-ЗА нехватки кадров ТР «Татарстан» почти в каждый рейс уходил без одного—двух человек. К этому настолько привыкли, что считали чуть ли не нор мальным явлением. Однако в предпоследнем рейсе «не добор» составил сразу шесть членов экипажа. Для судна со штатом в 34 чело века это довольно чувстви тельно. Исходя из создав шегося положения, ведя поиск новых, более эффек тивных форм организации труда, коллектив осознал — лишь щекинский метод поможет выйти из трудного положения. Обратились к руководству управления с просьбой официально пере вести судоэкипаж в разряд лцекинцев», и «Татарстан» отправился в рейс без элект рика, моториста, радиоопе ратора и трех матросов. Первоначальные страхи оказались напрасными. Рей совое задание выполнили на 113 процентов. Работая в Северо-Восточной Атлантике на Мурманск, за месяц сде лали две ходки с грузом. К техническому состоянию судна комплексная комис- К сия управления претензий не имела, нарушений дис циплины, несчастных случа ев и прочих ЧП за весь пятимесячный рейс не было. Здесь следует отметить такую деталь. На крупно- тоннажных судах уменьша ют численность экипажа в основном за счет палубной команды. При этом нехват ку людей компенсируют по грузочной техникой (при ручной загрузке трюмное звено состоит из пяти—ше сти человек, при механизи рованной — достаточно и трех). «Татарстан» же имеет сравнительно небольшие трюмы. Погрузчикам здесь практически негде развер нуться. И работа звеном в пять—шесть человек более результативна, чем с ис пользованием электрокаров. На судне сложился креп кий костяк командного со става, поддерживаются доб рые традиции. Новички, приходящие на «Татарстан», находят все, что предопре деляет их отношение к това рищам, к работе. Атмосфера подлинного товарищества, естественно, не возникает сама по себе. Ее создают люди, причем люди вполне определенного склада. Та кие, как, например, В. П. Стародумов. Он секретарь судовой парторганизации и «многократный» председа тель — судового техсовета, группы экономического ана лиза, совета НОТ, он еще и пропагандист. Это спокой ный, рассудительный чело век с завидным запасом природного .юмора. Подчи ненными предпочитает не командовать, а управлять, но при необходимости мо жет проявить и твердую ко мандирскую волю. Как председатель судового техсовета, Стародумов ак тивизировал работу судовых рационализаторов. Только за последний рейс татар- станцы подали 11 рацпред ложений. На судне созданы группа экономического анализа, техсовет и совет НОТ, в со став которых входят прак тически одни и те же люди. Это создает отличные усло вия для комплексного ре шения самых различных су довых проблем. Стародумов, конечно, не мог не восполь зоваться столь благоприят ной ситуацией, тем более что все общественные орга низации судна имеют одни и те же цели. Цели эти обычно опреде ляются на общем собрании экипажа, в начале рейса. На нем обсуждаются два ос новных вопроса: что пред стоит сделать согласно рей совому заданию и что мож но сделать, учитывая реаль ные возможности экипажа. Нормальный моральный климат еще один «ценный компонент» щекинского ме тода. С его помощью на много легче решить пробле мы, связанные с закрепле нием кадров, совмещением специальностей, обучением новым профессиям, взаимо заменяемостью членов эки пажа. То есть создать усло вия для превращения судо экипажа в комплексную бригаду, работающую в со ответствии с принципами бригадного подряда. Внедре ние щекинского метода — это, так сказать, стимулятор данного процесса. Далее. Ремонтные работы на судне требуют, наличия разных специалистов. Но если судно уходит, скажем, в четырехмесячный рейс, а сварочных работ по саморе- монту в этом рейсе не больше чем на две недели, то зачислять в штат свар щика просто невыгодно, хо тя без него не обойтись. То же самое и с токарными работами. Иметь среди судо вых специалистов сварщика или токаря, естественно, по совместительству, — значит иметь экономию фонда за работной платы по этим должностям. Распределение этой эконо мии в соответствии с уча стием отдельных членов экипажа при выполнении работы по замещению ста нет стимулом опять же лишь в условиях нормально го морального климата. Иначе он будет стимулиро вать лишь склоки и дрязги. В последнем рейсе экипаж «Татарстана», в составе 23 человек, выполнил работу, предназначенную для 34 членов экипажа, и получил 4833 рубля экономии по фонду заработной платы. Экономический совет уп равления «Мортрансфлот». (Из газеты «Маяк», 6 ян варя 1981 года). 22 мая 1981 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» m 7 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz