Рыбный Мурман. 1981 г. Май.

£І1111 III1111 III111111 ]11{1111 f1111 i1111111 i111II1II1111i1111111111111И111111111111111 |J_' Щ Ё К И Н С К И Й М Е Т О Д - D МИНУВШЕЙ пятилетке * * ОПЫТ ПОДМОСКОВНЫХ хи­ миков нашел довольно ши­ рокое применение в рыбной промышленности Калинин­ градской области. Несколь­ ко лет практикуется совме­ щение профессий в морском рыбном порту, на тарном комбинате, на судоремонт­ ном заводе «Преголь», на су­ дах баз флота, рыбоконсерв­ ных комбинатах. вой продукции. Он составил 11,09 копейки в 1979 году и уже 11 копеек в 1980 году. За счет совмещения про­ фессий и расширения зон обслуживания в 1980 году по сравнению с 1979-м числен­ ность работающих в дерево­ обрабатывающем цехе с 264 сократилась до 252 человек, в баночном цехе — с 252 до 228 человек. На 18 человек уменьшилась численность ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ Для оказания методиче- работников в бондарном це- ской и практической помо- хе. Уменьшение количества щи предприятиям в пере- работающих произошло и в воде на работу по щекин- других цехах. Щекинский метод полу­ чил широкое распростра­ нение в нашей стране. Все больше коллективов стре­ мятся внедрить у себя пе­ редовое начинание, позво­ ляющее на базе совмеще­ ния профессий снизить численность работающих. «Основными направлениями экономического и социально­ го развития СССР на 1981 — 1985 годы и на период до 1990 года» перед трудящимися страны поставлена такая задача — получить прирост объема производства в основном за счет повышения производительности труда. Огромную помощь ры­ бакам в этом деле призван оказать щекинский метод. По­ нимая это, коллективы флотов, береговых предприятий рыб­ ного Мурмана стараются сделать все для того, чтобы метод «не чувствовал себя чужим» на рыбопромысловых и транс­ портных судах, в коллективах береговых предприятий. В Мурманском траловом флоте по щекинскому методу ра­ ботает 93 процента судоэкипажей. Методично овладевает опыт щекинцев сердцами моряков управления «Севрыбхолодфлот». Здесь его переняли около полг вины коллективов судов. Стоит ли говорить о том, что внедрение метода сопряже­ но с большими трудностями. Даже там, где он прочно заво­ евал позиции, возникает масса проблем, от решения которых зависит полный успех дела. Материалы, которые мы предлагаем вниманию читателей, присланы в редакцию пресс-центром Министерства рыбного хозяйства СССР. Они рассказывают об опыте внедрения ще- кинского метода на судах и предприятиях объединения «Зап- рыба» и будут, наверное, небезынтересны для тружеников рыбной промышленности нашей области. — Из опыта работы ВРПО „Запрыба" М е д л е н н о , н о в е р н о І В С Е М ! ЛІІІ1ІІ1ІІІШШШШІІІІ1ІІІШІІІІШІІІІІІІ М ЕДЛЕННО и верно «при- ■*** живается» щекинский метод на судах Лиепайской базы океанрыбфлота. С меньшим численным соста­ вом работала в последнем рейсе команда РТМ «Ба­ зальт» (капитан-директор А. Демиденко). И на вер­ нувшемся недавно в родной порт траулере «Кондор» (ка­ питан-директор В. Гвоздев) экипаж трудился сокраіі>ен- ным составом. Надо сказать, моряки - -’•Кондора» смогли добиться небывало высокого результа­ та при разделке рыбы на су­ дах типа РТМ — 2350 тонн. Цифра впечатляющая, осо­ бенно если учесть, что тес­ нота в рыбцехе не позволя­ ет установить на судне мощ­ ные рыборазделочные маши­ ны. Но, оказывается, и од­ ними средствами малой ме­ ханизации можно достичь многого. План по разделке выполнен на 277 процентов! Это без учета спинки и туш­ ки, изготовление которых предусматривалось специ­ альным заданием. С макси­ мальной нагрузкой работала так называемая машина- «бочка». Отлаженная судо­ выми специалистами, она позволяла разделывать в сутки до 30—33 тонн рыбы. Смысл щекинского метода заключается в том, что обя­ занности отсутствующих рав­ номерно распределяются среди всего коллектива. Эки­ паж «Кондора» хорошо это усвоил. Каждый член эки­ пажа здесь отработал допол­ нительно на подвахтах 180— 190 часов в течение рейса. И не только на разделке, где силами одних подвахт было выпущено 60 тонн спинки, но и на выгрузке. На сдачу каждого груза уходило в ре­ зультате не более полутора суток. Весомый вклад в дело вне­ сли добытчики, возглавляе­ мые старшим мастером по добыче Н. Алешиным. Тра­ лы были настроены настоль­ ко хорошо, что з а весь рейс ни разу не выходили из строя. С полной отдачей сил трудился коллектив механи­ ческой службы под руковод­ ством старшего механика В. Горелова. В частности, нелегкие задачи уже в на­ чале рейса пришлось решать механику-наладчику С. Клу- нову и его подручным по ремонту, наладке и настрой­ ке всех механизмов в рыб­ цехе. Первые полмесяца ре­ монтная бригада не выходи­ ла из цеха. Да и потом за­ бот хватало. При анализе итогов рейса начальник су­ домеханической службы ба­ зы В. Мизула отметил, что «Кондор» вернулся в хоро­ шем состоянии. Вот так, общими усилия­ ми, и пришли рыбаки этого траулера к большой победе. А. ПРОТЧЕНКО. (Из газеты «Рыбак Лат. вии», 20 декабря 1980 го. да, г, Рига). скому методу создан коор динационный центр, а на предприятиях — координа­ ционные советы. Разработа­ ны комплексные планы пе­ ревода предприятий, судов, цехов, участков на работу по щекинскому методу. Планы эти затрагивают вопросы организации труда, обучения смежным специальностям, внедрения новой техники и другие, прямо или косвенно влияющие на организацию работы коллектива с наи­ меньшей численностью. Разработаны методические пособия по переходу на ще­ кинский метод для капита­ нов судов. Проводится ана­ лиз, обобщение и распрост­ ранение передового опыта на предприятиях и судах объединения. В десятой пятилетке весь прирост промышленной продукции на Калининград­ ском тарном комбинате был получен только за счет роста производительности труда. И здесь немалую роль сыграл щекинский метод, на кото­ рый предприятие перешло с июля 1979 года. Основным показателем при этом стал норматив затрат заработной платы на один рубль вало- Как же «вели» себя при этом показатели темпов рос­ та производительности тру­ да? По сравнению с 1975 го­ дом они выросли в 1979 го­ ду на 22,7, в 1980 — На 27,6 процента, а заработная пла­ та соответственно — на 10,4 и на 11,8 процента. Коллек­ тив комбината пятилетнее задание по объему произ­ водства и производительнос­ ти труда выполнил досроч­ но. На Калининградском ры­ боконсервном комбинате в результате внедрения щекин­ ского метода высвобожден 61 человек, экономический эффект от внедрения этого метода составил 28,1 тыс, рублей. Здесь получают до* платы за совмещение про­ фессий 50 человек, за рас­ ширение зоны обслужива­ ния — 42 рабочих и инже­ нерно-технических работни­ ка. Что касается морского рыбного порта, то и здесь с июля 1979 года многие су* доэкипажи портового флота перешли на работу с сокра­ щенным штатом. В настоя­ щее время из 42 судов пор- тофлота на 35 введено сов* мещение профессий. По сов­ мещенным профессйям рабо­ тает и командный, и рядовой состав, что позволило высво­ бодить 43 чеЛовека. Опять же, если сравнивать резуль­ таты работы в 1978 году и в. первом полугодии 1980 года, увидим, что производитель­ ность труда по буксирному флоту возросла на 16 про­ центов, по танкерному — на 14 процентов, заработная плата — соответственно на 14 и 12 процентов. Кроме то­ го, текучесть кадров с пере­ ходом на работу по совме­ щенным профессиям сокра­ тилась по буксирному флоту на 25 и по танкерному фло­ ту — на 33 процента. В базе тралового флота на судах, работающих по щекинскому методу, высво­ бождено 158 человек. Достигнуты определенные результаты во внедрении щекинского метода и в базе рефрижераторного флота. На 14 судах здесь высвобожде­ но 83 члена экипажа. При­ ведем в качестве примера опыт ТР «Владивосток», где до перехода на работу по щекинскому методу экипаж составлял 70 человек, после перехода — 60 человек. Рей­ совые задания коллективом выполняются успешно по всем показателям. Общая экономия фонда заработной платы составила 4078 руб- ■ лей. Ж. ВЕЛИЧКОВСКИЙ, на­ чальник лаборатории на­ учной организации труда и управления производ­ ством объединения «Ка- лининградрыбпром». (Из газеты «Маяк», 20 января 1981 года, г. Ка­ лининград). Ц е н н ы й к о м п о н е н т Ы З-ЗА нехватки кадров ТР «Татарстан» почти в каждый рейс уходил без одного—двух человек. К этому настолько привыкли, что считали чуть ли не нор­ мальным явлением. Однако в предпоследнем рейсе «не­ добор» составил сразу шесть членов экипажа. Для судна со штатом в 34 чело­ века это довольно чувстви­ тельно. Исходя из создав­ шегося положения, ведя поиск новых, более эффек­ тивных форм организации труда, коллектив осознал — лишь щекинский метод поможет выйти из трудного положения. Обратились к руководству управления с просьбой официально пере­ вести судоэкипаж в разряд лцекинцев», и «Татарстан» отправился в рейс без элект­ рика, моториста, радиоопе­ ратора и трех матросов. Первоначальные страхи оказались напрасными. Рей­ совое задание выполнили на 113 процентов. Работая в Северо-Восточной Атлантике на Мурманск, за месяц сде­ лали две ходки с грузом. К техническому состоянию судна комплексная комис- К сия управления претензий не имела, нарушений дис­ циплины, несчастных случа­ ев и прочих ЧП за весь пятимесячный рейс не было. Здесь следует отметить такую деталь. На крупно- тоннажных судах уменьша­ ют численность экипажа в основном за счет палубной команды. При этом нехват­ ку людей компенсируют по­ грузочной техникой (при ручной загрузке трюмное звено состоит из пяти—ше­ сти человек, при механизи­ рованной — достаточно и трех). «Татарстан» же имеет сравнительно небольшие трюмы. Погрузчикам здесь практически негде развер­ нуться. И работа звеном в пять—шесть человек более результативна, чем с ис­ пользованием электрокаров. На судне сложился креп­ кий костяк командного со­ става, поддерживаются доб­ рые традиции. Новички, приходящие на «Татарстан», находят все, что предопре­ деляет их отношение к това­ рищам, к работе. Атмосфера подлинного товарищества, естественно, не возникает сама по себе. Ее создают люди, причем люди вполне определенного склада. Та­ кие, как, например, В. П. Стародумов. Он секретарь судовой парторганизации и «многократный» председа­ тель — судового техсовета, группы экономического ана­ лиза, совета НОТ, он еще и пропагандист. Это спокой­ ный, рассудительный чело­ век с завидным запасом природного .юмора. Подчи­ ненными предпочитает не командовать, а управлять, но при необходимости мо­ жет проявить и твердую ко­ мандирскую волю. Как председатель судового техсовета, Стародумов ак ­ тивизировал работу судовых рационализаторов. Только за последний рейс татар- станцы подали 11 рацпред­ ложений. На судне созданы группа экономического анализа, техсовет и совет НОТ, в со­ став которых входят прак­ тически одни и те же люди. Это создает отличные усло­ вия для комплексного ре­ шения самых различных су­ довых проблем. Стародумов, конечно, не мог не восполь­ зоваться столь благоприят­ ной ситуацией, тем более что все общественные орга­ низации судна имеют одни и те же цели. Цели эти обычно опреде­ ляются на общем собрании экипажа, в начале рейса. На нем обсуждаются два ос­ новных вопроса: что пред­ стоит сделать согласно рей­ совому заданию и что мож­ но сделать, учитывая реаль­ ные возможности экипажа. Нормальный моральный климат еще один «ценный компонент» щекинского ме­ тода. С его помощью на­ много легче решить пробле­ мы, связанные с закрепле­ нием кадров, совмещением специальностей, обучением новым профессиям, взаимо­ заменяемостью членов эки­ пажа. То есть создать усло­ вия для превращения судо­ экипажа в комплексную бригаду, работающую в со­ ответствии с принципами бригадного подряда. Внедре­ ние щекинского метода — это, так сказать, стимулятор данного процесса. Далее. Ремонтные работы на судне требуют, наличия разных специалистов. Но если судно уходит, скажем, в четырехмесячный рейс, а сварочных работ по саморе- монту в этом рейсе не больше чем на две недели, то зачислять в штат свар­ щика просто невыгодно, хо­ тя без него не обойтись. То же самое и с токарными работами. Иметь среди судо­ вых специалистов сварщика или токаря, естественно, по совместительству, — значит иметь экономию фонда за ­ работной платы по этим должностям. Распределение этой эконо­ мии в соответствии с уча­ стием отдельных членов экипажа при выполнении работы по замещению ста­ нет стимулом опять же лишь в условиях нормально­ го морального климата. Иначе он будет стимулиро­ вать лишь склоки и дрязги. В последнем рейсе экипаж «Татарстана», в составе 23 человек, выполнил работу, предназначенную для 34 членов экипажа, и получил 4833 рубля экономии по фонду заработной платы. Экономический совет уп­ равления «Мортрансфлот». (Из газеты «Маяк», 6 ян ­ варя 1981 года). 22 мая 1981 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» m 7 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz