Рыбный Мурман. 1981 г. Май.
” 1 С морем н а в с ю И здж в Мурманске Еошмтте Б « В и б ж т к е в ромттт » Д|УРМЛНСКОЕ книжное издательство выпусти ло в свет практическое посо бие из серии «Библиотечка промысловика» — «Предупреж дение столкновений судов». Л втор этого ценного пособия , — Алексей Иванович Анохин, ныне капитан-наставник слу жбы наблюдения за флотом ВРПО <■Севрыба», хорошо зн а ком морякам. Большой опыт, глубокое знание законов судо вождения, умение во всех де талях проанализировать слу чаи хорошей и плохой (увы!) морской п рактики позволили ему, человеку, к тому ж е н е плохо владеющему пером, вы полнить еще 10—14 лет назад большой и благодарный труд. В 1967 году выш ла книга Алексея Ивановича «Плавание без столкновений», спустя че тыре года — «Преодоление м орских опасностей», а за тем — «Фарватер безопас ности». Свидетельствую: они были настольными книга ми судоводителей не только Северного, но и других бас сейнов. моряков Министерст ва морского флота, Военно- Морских Сил, пользовались успехом у судоводителей дру гих государств, например Болгарии Л ГДР. Сейчас эти книги — библиографическая редкость... И вот — новая работа А. И. Анохина. Жизнь не стоит на месте. Совершенствуются и правила морского судовожде ния, с ростом численности флотов Мировой океан во мно гих м естах стал походить на оживленную сухопутную м аги страль. В 1972 году были при няты новые Международные правила предупреж дения стол кновения судов (МППСС-72). Принятию их предшествовала больш ая и трудная работа вид нейших специалистов многих стран. И все ж е МППСС-72, в отличие от других норматив ных документов. довольно сложны. Применять их надо безошибочно, но с учетом конкретной обстановки. Осо бенно важно осознать, уяснить требования МППСС-72 судово дителям-промысловикам. кото рым. в отличие от моряков транспортного и военного ф ло тов. приходится в районах ло ва рыбы работать в особых ус ловиях. Новое пособие учиты вает эти условия, хотя автор приводит примеры из практи ки и других флотов. Например, столкновения авианосца и эс минца. танкеров. п ассаж и р ских •лайнеров. Прежде чем перейти к краткой х ар ак те р и с тике нового издания, возьмем пример с 67-й страницы о н а шумевшем на весь мир столк новении шведского п ассаж и р ского судна «Стокгольм» с крупнейшим итальянским т р а н с а т л а н т и к о м <Андреа Дорна», в результате которого последний затонул. 39 лет жизни из 58 капитан ^Андреа Дорна» Каламаи от дал- службе на море, но вот парадокс: не был знаком... с радиолокационной прокладкой, ііе знал... устройств ,т м анев ренных качеств своего лайнера, основных вопросов... борьбы за его живучесть. После гибели трансатлантика все это было убедительно доказано. Каламаи заявил тогда: «Я любил море — теперь я его ненавижу!» Но чтобы любить море всю жизнь, быть с ним в дружбе, но без панибратства. надо знать отлично как стихию, так и сложившуюся к сегодняшне му дню обстановку в Мировом океане. К такому выводу под водит читателя-специалиста по собие А. И. Анохина. Основной текст брошюры «■Преду пр еждение стол к но ве- ний судов» начинается с рас смотрения наиболее общих тре бований — предписания п ра вила 2 МППСС. Здесь же автор расш иф ровы вает понятие «мор ской глазомер», овладение ко торым требуется для выпол нения всех правил МППСС /особенно судоводителю-про- мысловику). ж и з н ь В последующем материале брошюры говорится о требова ниях правил 5, 6, 7 н 8, кото ры е действуют в любы х усло виях видимости. Р ассм атри вая указанны е правила, автор р ас кры вает все топкости и ню ан сы, знание которы х необходи мо в практической деятельности судоводителей. И, делая это. ав тор как бы выходит за ф о р м альны е рам ки МППСС. На глядным примером этому слу жит содержание 6 4 главы ІІІ. В нем рассказы вается об об стоятельствах и причинах столкновений в районе совм е стного промысла, один или два участника которы х я в л я лись свободными в у п равле нии. К сожалению, такого ро да столкновения бы ваю т чаще других. Поэтому автор вскры вает и первопричины таких происшествий. В трех главах рецензируемой брошю ры рассказы вается об обстоятельствах сближ ения и последующего столкновения иностранного судна «Ифни» и большого автономного тр ау л е р а «Горизонт». О гибели на званного траулера, п ринадле жащ его Мурманскому тралово му флоту, знали многие м о ря ки Северного бассейна. Но знали понаслышке. Автор ж е глубоко ан ализирует те нар у шения МППСС, которые допус тили судоводители «Ифни»: по рядка наблюдения за о к р у ж а ющей обстановкой, требования о безопасной скорости, пред писания о предупреж дении и предотвращ ении столкновений. При «безобразном поведении» судоводителей «Ифни» вахтен ный помощник кап и тан а «Го ризонта» был бессилен исклю чить удар названного иностран ного судна, ворвавш егося в группу промышляющ их трау леров. Одновременно автор по казы вает борьбу м оряков «Го ризонта» за ж изнь своего см ер тельно раненного судна. Эта борьба была грамотной, даже героической, но н анесенны е по вреж дения являлись столь большими... Как говорит автор: все море не перекачаешь... Нам известны вопросы, ко торые приводит автор в час тях III и IV «Предупреждения столкновений судов». В связи с этим обращ ает на себя вним а ние тот ф акт, что освещ ение основных положений правила 19 МППСС в части I пособия к ак бы наруш ает хронологиче ский порядок располож ения гіравил в МППСС. Это не слу чайно: рассмотрение основных полож ений правила 19 в р е цензируемой брошюре в ы зв а но серьезными изм енениями в требованиях МППСС при п ла вании в условиях ограничен ной видимости относительно аналогичны х требований, им ев ших место в предыдущей р е дакции Правил, а такж е боль шой актуальностью данного вопроса для текущ ей деятель ности судоводителей флотов объединения «'Севрыба». Дейст вительно. затраги ваемы й нами материал, который автор рас кры л на основании судебно-ар битражной п рактики последне го десятилетия, позволит судо водителям разграничить требо вания весьм а сложных пред писаний пунктов (д) и (е) п р а вила 19 и. главное, глубоко по нять их смысл. В части II «Предупреждения столкновений судов», которую Мурманское книжное и здатель ство планирует издать в 1982 году, раскры ваю тся требования правил м аневрирования МППСС Там ж е освещ аю тся основ ные особенности выполнения Правил в условиях совместно го промысла. Однако и весь м атериал рецензируем ой бро шюры подается как бы под уг лом зрения названны х особен ностей. И данное обстоятельст во — ке в ѵінепб пониманию требований МППСС по обеспе чению расхож дения сѵдов в обычных условиях плавания, то есть вне пределов группового промысла. Эту краткую рецензию хо чется завершить так. как это сделал автор пособия: «-Нет — техническому невежеству!» При зыв этот относится ко всем специалистам флотов, но осо бенно — к судоводителям, от м астерства которых в первую очередь завцеят безопасность судов и их экипаж ей, судьба плана. И ещ е несколько слов. Наше и здательство делает доброе де ло. вы п у ская такую л и терату ру. спасибо ему за это. Но ти раж! Пособие, о котором идет речь, получат даж е не все к а питаны: 1000. экземпляров — это очень мало! П. БЫСТРОУМОВ. ПРЕДСТАВЬТЕ себя в геро- * * де, где нет ни деревьев, ни цветов, ни кустарников... Холодно, мрачно, неуютно. А ведь именно таким был Мур манск в первые годы своего существования. Мертвые кам ни, болота и небольшие дере вянные дома. Озеленение города нача лось лишь в 1930 году. Тогда был заложен первый сквер •— у памятника жертвам интер венции. Через десять лет по явилось еще три сквера: у памятника В. И. Ленину на проспекте, носящем имя вождя, рядом с памятником С. М. Кирову — на улице Пушкинской и у кинотеатра «Северное сияние». Город хорошел и расцве тал. Но началась война, о ра ботах по озеленению не мог ло быть и речи в то время. Они начались лишь через не сколько лет после войны. В 1948 году реконструировали сквер у памятника В. И. Ле нину. Озеленялись централь ные улицы города: Пушкин ская, Октябрьская, Воровского. На проспекте Ленина разби вали газоны, высаживали кус ты смородины. Рос город, и росло желание мурманчан сделать столицу Заполярья городом-садом. И в 1961 году по решению об кома КПСС и горисполкома создается самостоятельная ор ганизация — прорабский уча сток зеленого строительства. А в 1975 году он был преобра зован в специализированное ремонтно-строительное управ ление «Зеленстрой» треста «Спецдо ретро й». Цифры, приведенные ниже, дадут полное представление о том, что сделало управление «Зеленстрой» за двадцать лет. В 1961 году в городе было 36 гектаров газонов, четыре ты сячи деревьев и 32 тысячи кустарников. Площадь скверов и бульваров составляла шесть гектаров. За два десятилетия площадь газонов увеличилась до 216 гектаров, посажено свыше 98 тысяч деревьев и 628 тысяч кустарников. Скве ры и бульвары занимают се годня площадь в 21 гектар. За цифрами — великий труд многих людей. Труд и поиск. Да, да: именно поиск! Это сейчас вряд ли кого уди вит цветущая сирень, акация, жимолость или боярышник. А ведь вначале их приходилось завозить из питомников Ле нинградской, Московской и Псковской областей маленьки ми партиями. И только тогда, когда убедились, что э’ им по родам впору пришелся кли мат Заполярья, завоз их стал массовым. Для многих из нас — это история. Мы привыкли ей деть свой город в зеленом наряде. Разее что приезжий, впервые попавший в наш город, может удивиться обилию цветов и зелени. А мурманчане ждут большего. Оправдаются ли их ожидания? Слово начальнику управления «Зеленстрой» Га лине Александровне Кудряв цевой: — Подготовка к нынешнему лету закончена. Еще зимой на объекты, где будем сажать де- ЗДЕСЬБУДЕТ ГОРОД-САД Ч п т е т н у м ревья и кустарники, завезли землю. Посеяна рассада цве тов в теплице, скоро начнем выносить ее в парники для закаливания. А подойдет вре мя — и на клумбы. Только врт когда оно подойдет? Дав но пора приводить в порядок газоны, скверы и бульвары. В прошлом году эти работы мы закончили к Первому мая, а нынешняя Бесна подводит здо рово. Площадь Советской Консти туции управление «Зелен- строй» стало озеленять не сколько лет назад. В 1979 го ду здесь сделали дренаж. В прошлом году площадь укра сили дорожки и площадки из кирпичной крошки. И тогда же посадили сирень, лапчат ку, спирею, многолетние цве ты. В нынешнем сезоне такие посадки продолжатся. Особая забота работников управления — новые жилые микрорайоны. Новоселам хо чется, чтобы территория вок руг дома была привлекатель ной. А привлекательность прежде всего придают дере вья и цветы. Так что благо устроительных работ на стро ительных площадках будет много: разбить газоны, поса дить деревья и кустарники. Не сбросишь со счета и ста рые кварталы в северной мас ти города. К сожалению, там раньше строили дома, не за ботясь об озеленении., Управ лению «Зеленстрой» предстоит исправить эту ошибку. В пер вую очередь будут озеленять ся 86-й и 174-й кв£рталы Земля туда завезена зимой, ^ как только растает снег, будут посажены деревья. В нынешнем сезоне зеле ная площадь города значи тельно увеличится. Прибавит ся четыре тысячи _деревьев, 30 тысяч кустарников, будет высажено 300 тысяч летних цветов. Есть у работников управле ния и свои проблемы. Цветов с каждым годом требуется все больше и больше, а теплица Е 500 квадратных метров явно мала для такого большого го рода. С посадочным мате риа лом легче: кустарники заво зят из Московской области, и небольшое количество постав ляет Полярно-альпийский бо танический сад. Зато труднее с деревьями, их приходится брать в лесах области. Иног да рабочие исходят не один километр, пока найдут нужное количество деревьев одинако вого размера. И тащат им на себе к машине. А работают в «Зеленстрое» в основном жен щины... Городу нужен свой питом ник, который м ож н о вполне заложить в рай он е город а Петрозаводска. Так считают работники управления. И это не их прихоть, а требование времени. Город растет, а зна чит, будет расти и о б ъ е м зе леного строительства. А теперь несколько слов о людях, озеленяющих М ур манск. В управлении с гор достью называют имена бри гадиров — кавалеров ордена «Знак Почета» В. Г. Юхко и Н. В. Муравьевой. В коллекти ве трудится 35 ударников ком мунистического труде: р а б о чие Л. Т. Никитина, Т.. М. Ки ноградов а, Ф. А. Жукова, А, И. Тищенко и другие. Многие ра ботают здесь не один деся ток лет. Это благодаря их труду управление досрочно выполнило план десятой пяти летки. Мы не знаем этих людей в лицо, но постоянно видим ре зультаты их труда. Столица Заполярья становится горо- дом-садом. И за это низкий поклон зеленым строителям. Е. ПОНОМАРЕВА. J «Все товары рвзложу...» ѴЭРОШО работали в ми- нувшем году труженики рыбкоопа тралового флота. На 103,9 процента выполнен план товарооборота, почти на два миллиона рублей про дано товаров сверх плана. Только в море рыбаки при обрели товаров почти на 6 миллионов рублей. Около полутора миллионов рублей составила сумма от продан ных морякам товаров в пе риод междурейсовых стоя нок. Эти и другие циф ры ус пешной работы рыбкоопа н а зы вал его председатель И. Е. Самойленко в отчете прав ления на собрании уполно моченных пайщиков. Рыбкооп тралового флота обслуживает не только мо ряков ВРПО «Севрыба», но и 6 детских садов, санаторий- профилакторий «Мурмаши», турбазу «Здоровье', курсан тов Ео время прохождения практики. Работники магазина № 1 рыбкоопа, кроме снабжения экипажей судов, доставляют подарки семьям моряков по радиограммам с моря. Намного улучшилось е>б- елужпвание моряков с от крытием универмага -Вол ка >. Здесь покупателям предоставляются 22 вида ус луг. В рыбкоопе тралового ф л о та много хороших труж ени ков. Работая не один деся ток лет, они подают пример душевного отношения к сво ему делу, получая взамен глубокую признательность коряков. Это заслуженный работник торговли РСФСР, заведу юща я микрон омплек- сом универмага В. Д. П ан кова, сотрудники магазина В. В. Чернявская, М. М. Сат- скова, Н. И. Гарцев, Б. В. Слива, 3. В. Спирина, М. И. Павлова, В. П. Слелвив, морской) продавец Н Г. Андреева и многие другие. Хороший коллектив рабо тает в салоне моряка уни вермага. Заведует салоном Л. М. Имшеницкая, человек, отдавший торговле почти S0 лет. За безупречную работу у Людмилы МпхайлоЕвы много благодарностей. В. СВЕРЧКОВ. # * * На снимке: Л . М. ~0миі€- НИЗКАЯ. Фото автора. ѣ моя «РЫБНЫЙ МУРМАН» 7 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz