Рыбный Мурман. 1981 г. Май.
• Р е ш е н и я с ъ е з д а — в ж и з н ь ! Р Е РЕШЕНИЯ истооичэсхого XXVI съезда КПСС са мым внимательным образом мы изучали у себя на судне — рыболовном траулере «Мо лодогвардеец» Мурманского тралового флота. Вполне ес тественно, решения эти, ка:< и для всех моря.чов, для нас тоже стали руководством к действию. Особенно это каса- Я З ДАЛЕКОЙ Молдавии приехали в Заполярье Ф. Ф. Бра. бичан (на снимке он слева) и Ы. М. Гылка. На большом морозильном траулере «Вымпел» объединения «Мурманрыб- пром» они овладели новой для них — рыбацкой профессией. Спорится работа у друзей. Овладев специальностями мо. розильщика и глазуровщика, они успешно осваивают и дру гие, смежные сними. На «Вымпеле» оработе матросов Ф. Ф. Брабичана и И. М. Гылки можно услышать много хороших отзывов их товарищей по труду. Фото С. МЕХРЕНЬГИНА. За высокую эффективность труда К а к п а р а р у к I / АГІИТАН-Д И Р Е К Т О Р " плавбазы «Виктор Кин гисепп» управления «Сев- рьібхолодфлот» Николай Александрович Гаврилов да ж е привстал от удивления, когда ознакомился с радио граммой, суть которой вкратце такова: судну идти в район облова путассу. Приказ есть приказ, надо менять курс и надо — самое сложное — з а время пере хода подготовить оборудо вание к выпуску другой продукции. В распоряжении экипажа плавбазы было всего трое суток. Мало, очень мало, ко что ж е делать? Если про медлить, то будет потеряно драгоценнее время. Капитан- директор прикинул: даже если группа ' технического обслуживания, ремонтники ( J судна будут работать в три смены, с заданием все рав но не справятся. Впрочем, почему бы не усилить эти группы рыбообработчиками? Как правило, они имеют од- следил и за судном в период докования, и множество р а з морозок ведущих узлов обна ружилось в море, тоже после окончания ремонта. Отсутствие принципиальнос ти и требовательности у ф л от ских специалистов, халатность и вседозволенность у ремонтни ков... Какой из этих факторов существеннее? Ну а что одно влияет на другое — бесспорно. И ф а к т остается фактом: за первый квартал, как подсчита ли флотские экономисты, по самым скромным подсчетам флот потерял почти 34 тысячи центнеров рыбы, или 500 тысяч рублей только потому, что в НіРТО на 170 судо-суток «за держались» 13 судов. Что получается? Судоремонт ники утверждают (с цифрами в руках), что задержки судов у них бывают редки. Рыбаки говорят, ссылаясь на цифры, что недолов у них — из-за з а держ ек судов в ремонте. Кто ж е прав? И где ж е истина? Ясность внес начальник отде ла судоремонта Всесоюзного рыбопромышленного объедине ния «Севрыба» В. Д. Криво- щекин: — Получается, правы и те и дру* гме. Смотря что брать за крите рий. По отработке часов многие суда действительно выходят из ремонта якобы досрочно. Но в том-то и загвоздка: СРЗ-1 план по отработкам выполняет и п ере выполняет, а суда стоят на при коле иногда по году —полтора. Словом, завод свои интересы со- ^яю дает, а флоту эти интересы >йвыгодны — долго тянется ре монт. Начинается базар. Иначе эти выяснения отношений назвать невозможно. Вроде, ремонтники все двери для ф лота открыли, а м оряки в эти двери и головой, и плечами — никак. Суда-то стоят! Конечно, если бы СРЗ-1 был по больше да посовременнее, а то... Проблема увеличения мощ ности завода стоит очень дав но и, как это часто бывает, не только не теряет со временем своей остроты, а, напротив, все тмиміііріішшмшц яшяшшяшшшшшишшш ну, две, а то и три «сухо путных» профессии. Да, таких людей на судне оказалось немало. Рыбооб работчик Леонид Лазаренко мог работать слесарем, элек триком и, что особенно в а ж но в этот момент, сварщи ком. Сергей Дубовик тоже оказался «на ты» со свароч ным аппаратом. Предложи ли свое умение токари, мо тористы, и работа закипела. К часу выхода плавбазы в заданный район линия р аз делки спинки и выпуска обезглавленной путассу бы ла готова. Экипаж не поте рял ни одного часа, и это помогло ему сразу ж е при н ять на борт десятки тонн путассу, зан яться ее пере работкой. Параллельно этой работе шло совершенствование ли нии по обработке печени пу тассу, идущей н а изготовле ние медицинского жира. Не которые узлы линии были разработаны, изготовлены тут ж е в море (в трехсуточ ный срок!), опробованы, и даж е видавший виды капи тан-директор с удивлением качал седеющей головой: да, н а судне много людей и з того разряда умельцев, ко торые при желании могут «взять Нептуна за бороду». Но самое важное — благо даря главному механику Геннадию Танюшину, тре тьему механику Михаилу Боробцу, слесарю Владимиру Ми хину, сварщику Владими ру Сотнику высвободились два человека, которые зани мались малоприятным тру дом, — таскали ведрами пе чень путассу. Сейчас эта работа полностью легла на плечи машины... Плавбаза «Виктор Кинги сепп» возвращ алась домой К Д Е Й С Т В И Ю . . . ется той части партийных до кументов, гдэ речь идет о продовольстве-нной про грам- ме нашей страны. Это мы и доказали, когда досрочно, з начале мая, выполнили план после трехмесячного плава ния, сидя в воде по самую ватерлинию, — план по вы пуску продукции выполнен на 169 процентов. В капи тан ской каюте находилась в не котором смысле историче ская вещь — миллионная банка пресервоз. Всего за минувший рейс их было и з готовлено около полутора миллионов. Первый помощник капи та на Анатолий Максимович Демянчук говорит: «Мы поч ти всегда были в эпицентре рыбалки. Это , заслуга к апи тан-директора, которому, кстати, в этом рейсе испол нилось пятьдесят лет. Из них тридцать с лишним хо дит он в море — почтенный стаж. Отсюда — опыт, уме лое руководство экипажем». — Ну а что я без экипа жа? Б ез экипажа, который поработал действительно хо рошо, — с удовлетворением говорит капитан-директор. — Как одна пара рук. Ю. КАЗАНЦЕВ. второго квартала по выпуску пигцеаого полуфабриката. Капитан ЧАШИН, секретарь парторганизации КУДРЕВА ТЫХ, предсудкома РЫТИ- К08, секретарь комсомоль ской организации УПЮКА- Ш. іІьіЯнмб Г М У Р М А Н А Ма лым мехвимзмвм - большой простор В статье под таким заго ловком («Рыбный Мурман», Ns 13) мастер по обработке рыбы БМРТ «Всполох» Мур манского тралового флота И. Кузьмин поднял ряд проблем, связанны х с соз данием и внедрением средств механизации на су дах, Вопросы этой статьи адресованы работникам объединения «Севтехрыб- пром». Вот какой ответ по лучен из этой организации. В течение десятой пятилет ки объединением «Севтех- рыбпром» было передано ры бопромысловым флотам бо лее 700 единиц рыбообраба тывающей техники. Это стан ки для разделки рыбы на фи ле, на тушку, для отрезания плавников и зачистки черной пленки и т. д. 8 настоящий период, когда основу улова составляют рыба мелких пород, а также не традиционные объекты про мысла, усилия коллектива объединения сосредоточены и направлены на создание ком плекса машин, линий, средств малой механизации, разработ ку новой технологии получе ния пищевой продукции. Тематическим планом объе динения на 1981 год предус мотрено выполнение ряда разработок, направленных на поднятие технической воору женности труда, сокращение численности работников, за нятых ручным трудом (на это справедливо указывает автор статьи), а именно: машина для сортировки мойвы по размерам, которая, кстати, в марте 1981 г. успешно выдер жала приемочные испытания; макет линии* расфасовки рыбы блоками массой 10 кг и 2 кг; автомат для формования картонных коробочек, исполь зуемых для мелкой расфасов ки и заморозки мелкой рыбы, и многое другое. Однако от разработки из делия до его массового вне дрения в производство, как правило, проходит немало времени. Объясняется это сла бой машиностроительной ба зой производства технологи ческого оборудования в объ единении «Севрыба». К примеру, планом произ водства технологического обо рудования объединения «Сев- рыба» на 198І г. предусмот рено изготовление лишь 270 единиц машин, оборудования и средств малой механизации для рыбодобывающих ф*лотоз, это явно недостаточно.. Что касаэтся машин для разделки путассу на спинку Н29-ИРВ, то объединением «Севтехрыбпром» передано для внедрения в текущем го ду шесть таких машин-. Изго товителем их язляется объе динение «Мурманская ' судо верфь», планом производства которого й текущем году пре дусмотрено изготовление пер вой серии этих машин в ко личестве 27 штук. Б, ЛАТЫП0В, заместитель директора объединения «Севтехрыбпром». яшшшшшшяшшшшшшшшшшяшт больше обретает ее. Дело в том, что рабочая мощность завода не соответствует не только ны нешнему дню, но даж е и вче рашнему. Оборудование н а столько устарело, что его дав ным-давно пора списывать. Собственно говоря, СРЗ-1 и заводом-то назвать уж е н ель зя. Скорее цех... Расчеты спе циалистов показывают, что как минимум (!) нуж ен еще один такой ж е завод. Флот-то рас тет, а завод на уровне п яти десятых годов. Флот стареет, необходимость ремонта возрас тает. Стало вполне нормаль ным, что в МРТО суда стоят минимум по 40 суток. Это вме сто ‘20—25. В месяц СРЗ-1 мо жет принять (ориентируясь на мощность) от силы 25—28 су дов. Принимает ж е по 50 и бо лее. То есть загруженность в два раза больше допустимой. Да и рассчитан завод на ре монт РТ, ну, в лучшем случае, ВМРТ типа «Пушкин», а приходится обслуживать такие гиганты, к ак ВАТ, ППР, БМРТ проекта В-408... Постоянная пе регруженность СРЗ-1 не позво ляет качественно и своевремен но производить ремонт к а п и тальный, а значит, чащ е при ходится ставить суда в между рейсовый ремонт. К ак выйти из заколдованно го треугольника «флот — суд но — завод»? К ак найти при существующем положении в е щей хоть какой-то компромисс? Долго бились над этим в «Севрыбе». Лучшие специалис ты объединения сообща и ска ли выход. И, наконец, плодом поисков, расчетов, раздумий явился приказ N° 250 по ВРПО, в котором четко было сказано, что и з-за отсутствия достаточ ных ремонтных мощностей на суда каждого ‘типа впредь бу дет отводиться иное (определен ное путем расчетов) количест во времени. Внутренние резервы — вот на что ориентировало руковод ство объединения флота, и зда вая этот приказ. Давайте вдумаемся, насколь ко увеличивается число н ужд а ющихся в ремонте судов и з-за безграмотной и х эксплуатации! В том ж е самом траловом ф л о те з а последние месяцы вер нулся в порт на буксире толь ко что отремонтированный БМРТ «Гоголь» — и з-за несво евременной смазки главного двигателя произошла авария воздуходувки. Не успел как следует порыбачить и к ап и тально отремонтированный БМРТ «Прогресс» — плохой контроль за механизмами по влек за собой аварию распре делительного вала: расплавил ся подшипник. Оба судна по вине экипажей надолго вышли из строя. Т ак можно ли во всем обвинять только судоре монтный завод, прикрывая з а т яж ным и сроками ремонта аб солютно все, в том числе и соб ственную халатность, и неуме ние поставить эксплуатацию на необходимый уровень? Взаимопомощь и взаимопо нимание должны лечь к р ае угольным камнем в отношени я х между судовладельцами и судоремонтниками. И, может быть, здесь как-то сможет по мочь заключение юридических договоров (если не всегда по могает договор смежников — Договор четырнадцати) на ре монт каждого отдельного судна — н а такой позиции стоит сей час тр алф л от «— с наложением ш тр аф ны х санкций на ту сто рону, к а к а я не выполнит усло вий договора. Может быть, есть какой-то другой выход. Сейчас пока ясно одно: без учета нужд и возможностей друг друга, без четкой согласованности дейст вий каждой стороны немысли мо, по крайней мере на сегод н яшний день, поднять судоре- ав а в а в а в а а з з а а и и и я в а а а а а монт н а необходимую высоту. Ведь только за прошедший год разры в между потребностями и ф актическим размещением судов в доках по ВРПО соста вил около 40 миллионов руб лей. то есть необходимые ре монтные работы на эту сумму просто не вошли в график. Как ни старалось руководство объ единения — не получилось. — Сколько р аз ставили мы пе ред Министерством рыбного хо зяйства вопрос о капиталовлож е ниях в строительство нового за вода или, на худой конец, в рас ширение существующего, — го ворит В. Д. Кривощекин. — И де- нег-то просим немного — три миллиона... Нам очень сочувству ют в министерстве, очень нас по нимают, но не более того. Вроде, все дороги нам открыты: знай подавай рыбу на народный стол. А как сунеш ься с конкретной просьбой — каменная стена. Вы кручивайтесь, мол, сами... Об этом Владимир Данилович мог бы говорить долго — н еза живающей язвой болят его ду мы о СРЗ-1. Давайте ж е попробуем мыс лить по-государственному. Спе циалисты «Севрыбы» подсчита ли, что, вложив в существую щий завод три миллиона, мо жно увеличить объем его су доремонта почти н а 2,5 миллио на рублей. Всего з а один год время на МРТО сократится на 2,5 тысячи судо-суток, а тут уж арифм етика простая — даже при минимальном вылове на одно судно в целом по объеди нению добыча рыбы возрастет на 500 ты сяч центнеров в год. Выгода очевидная, что и го ворить. И, думается, пора от ветственным работникам Ми нистерства рыбного хозяйства СССР протянуть руку помощи труж еникам «Севрыбы», а ру ководству объединения, в свою очередь, необходимо настойчи вее добиваться своей цели. Р а с четы на бумаге и понимание существующего положения дел еще не есть двигатель самого дела. Н. НЕЧАЕВА. рдяимташдиіиииіііііуііііііііііиіііііііііііі іііііііиіі і i 15 мая 1981 г*. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 9 § стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz