Рыбный Мурман. 1981 г. Май.

• Р е ш е н и я с ъ е з д а — в ж и з н ь ! Р Е РЕШЕНИЯ истооичэсхого XXVI съезда КПСС са­ мым внимательным образом мы изучали у себя на судне — рыболовном траулере «Мо­ лодогвардеец» Мурманского тралового флота. Вполне ес­ тественно, решения эти, ка:< и для всех моря.чов, для нас тоже стали руководством к действию. Особенно это каса- Я З ДАЛЕКОЙ Молдавии приехали в Заполярье Ф. Ф. Бра. бичан (на снимке он слева) и Ы. М. Гылка. На большом морозильном траулере «Вымпел» объединения «Мурманрыб- пром» они овладели новой для них — рыбацкой профессией. Спорится работа у друзей. Овладев специальностями мо. розильщика и глазуровщика, они успешно осваивают и дру­ гие, смежные сними. На «Вымпеле» оработе матросов Ф. Ф. Брабичана и И. М. Гылки можно услышать много хороших отзывов их товарищей по труду. Фото С. МЕХРЕНЬГИНА. За высокую эффективность труда К а к п а р а р у к I / АГІИТАН-Д И Р Е К Т О Р " плавбазы «Виктор Кин ­ гисепп» управления «Сев- рьібхолодфлот» Николай Александрович Гаврилов да­ ж е привстал от удивления, когда ознакомился с радио­ граммой, суть которой вкратце такова: судну идти в район облова путассу. Приказ есть приказ, надо менять курс и надо — самое сложное — з а время пере­ хода подготовить оборудо­ вание к выпуску другой продукции. В распоряжении экипажа плавбазы было всего трое суток. Мало, очень мало, ко что ж е делать? Если про­ медлить, то будет потеряно драгоценнее время. Капитан- директор прикинул: даже если группа ' технического обслуживания, ремонтники ( J судна будут работать в три смены, с заданием все рав­ но не справятся. Впрочем, почему бы не усилить эти группы рыбообработчиками? Как правило, они имеют од- следил и за судном в период докования, и множество р а з­ морозок ведущих узлов обна­ ружилось в море, тоже после окончания ремонта. Отсутствие принципиальнос­ ти и требовательности у ф л от­ ских специалистов, халатность и вседозволенность у ремонтни­ ков... Какой из этих факторов существеннее? Ну а что одно влияет на другое — бесспорно. И ф а к т остается фактом: за первый квартал, как подсчита­ ли флотские экономисты, по самым скромным подсчетам флот потерял почти 34 тысячи центнеров рыбы, или 500 тысяч рублей только потому, что в НіРТО на 170 судо-суток «за­ держались» 13 судов. Что получается? Судоремонт­ ники утверждают (с цифрами в руках), что задержки судов у них бывают редки. Рыбаки говорят, ссылаясь на цифры, что недолов у них — из-за з а ­ держ ек судов в ремонте. Кто ж е прав? И где ж е истина? Ясность внес начальник отде­ ла судоремонта Всесоюзного рыбопромышленного объедине­ ния «Севрыба» В. Д. Криво- щекин: — Получается, правы и те и дру* гме. Смотря что брать за крите­ рий. По отработке часов многие суда действительно выходят из ремонта якобы досрочно. Но в том-то и загвоздка: СРЗ-1 план по отработкам выполняет и п ере­ выполняет, а суда стоят на при­ коле иногда по году —полтора. Словом, завод свои интересы со- ^яю дает, а флоту эти интересы >йвыгодны — долго тянется ре­ монт. Начинается базар. Иначе эти выяснения отношений назвать невозможно. Вроде, ремонтники все двери для ф лота открыли, а м оряки в эти двери и головой, и плечами — никак. Суда-то стоят! Конечно, если бы СРЗ-1 был по­ больше да посовременнее, а то... Проблема увеличения мощ ­ ности завода стоит очень дав­ но и, как это часто бывает, не только не теряет со временем своей остроты, а, напротив, все тмиміііріішшмшц яшяшшяшшшшшишшш ну, две, а то и три «сухо­ путных» профессии. Да, таких людей на судне оказалось немало. Рыбооб­ работчик Леонид Лазаренко мог работать слесарем, элек­ триком и, что особенно в а ж ­ но в этот момент, сварщи­ ком. Сергей Дубовик тоже оказался «на ты» со свароч­ ным аппаратом. Предложи­ ли свое умение токари, мо­ тористы, и работа закипела. К часу выхода плавбазы в заданный район линия р аз­ делки спинки и выпуска обезглавленной путассу бы ­ ла готова. Экипаж не поте­ рял ни одного часа, и это помогло ему сразу ж е при­ н ять на борт десятки тонн путассу, зан яться ее пере­ работкой. Параллельно этой работе шло совершенствование ли ­ нии по обработке печени пу­ тассу, идущей н а изготовле­ ние медицинского жира. Не­ которые узлы линии были разработаны, изготовлены тут ж е в море (в трехсуточ­ ный срок!), опробованы, и даж е видавший виды капи­ тан-директор с удивлением качал седеющей головой: да, н а судне много людей и з того разряда умельцев, ко­ торые при желании могут «взять Нептуна за бороду». Но самое важное — благо­ даря главному механику Геннадию Танюшину, тре­ тьему механику Михаилу Боробцу, слесарю Владимиру Ми хину, сварщику Владими­ ру Сотнику высвободились два человека, которые зани ­ мались малоприятным тру ­ дом, — таскали ведрами пе­ чень путассу. Сейчас эта работа полностью легла на плечи машины... Плавбаза «Виктор Кинги­ сепп» возвращ алась домой К Д Е Й С Т В И Ю . . . ется той части партийных до­ кументов, гдэ речь идет о продовольстве-нной про грам- ме нашей страны. Это мы и доказали, когда досрочно, з начале мая, выполнили план после трехмесячного плава­ ния, сидя в воде по самую ватерлинию, — план по вы ­ пуску продукции выполнен на 169 процентов. В капи тан ­ ской каюте находилась в не­ котором смысле историче­ ская вещь — миллионная банка пресервоз. Всего за минувший рейс их было и з­ готовлено около полутора миллионов. Первый помощник капи та­ на Анатолий Максимович Демянчук говорит: «Мы поч­ ти всегда были в эпицентре рыбалки. Это , заслуга к апи ­ тан-директора, которому, кстати, в этом рейсе испол­ нилось пятьдесят лет. Из них тридцать с лишним хо­ дит он в море — почтенный стаж. Отсюда — опыт, уме­ лое руководство экипажем». — Ну а что я без экипа­ жа? Б ез экипажа, который поработал действительно хо ­ рошо, — с удовлетворением говорит капитан-директор. — Как одна пара рук. Ю. КАЗАНЦЕВ. второго квартала по выпуску пигцеаого полуфабриката. Капитан ЧАШИН, секретарь парторганизации КУДРЕВА­ ТЫХ, предсудкома РЫТИ- К08, секретарь комсомоль­ ской организации УПЮКА- Ш. іІьіЯнмб Г М У Р М А Н А Ма лым мехвимзмвм - большой простор В статье под таким заго­ ловком («Рыбный Мурман», Ns 13) мастер по обработке рыбы БМРТ «Всполох» Мур­ манского тралового флота И. Кузьмин поднял ряд проблем, связанны х с соз­ данием и внедрением средств механизации на су­ дах, Вопросы этой статьи адресованы работникам объединения «Севтехрыб- пром». Вот какой ответ по­ лучен из этой организации. В течение десятой пятилет­ ки объединением «Севтех- рыбпром» было передано ры­ бопромысловым флотам бо­ лее 700 единиц рыбообраба­ тывающей техники. Это стан­ ки для разделки рыбы на фи­ ле, на тушку, для отрезания плавников и зачистки черной пленки и т. д. 8 настоящий период, когда основу улова составляют рыба мелких пород, а также не­ традиционные объекты про­ мысла, усилия коллектива объединения сосредоточены и направлены на создание ком­ плекса машин, линий, средств малой механизации, разработ­ ку новой технологии получе­ ния пищевой продукции. Тематическим планом объе­ динения на 1981 год предус­ мотрено выполнение ряда разработок, направленных на поднятие технической воору­ женности труда, сокращение численности работников, за­ нятых ручным трудом (на это справедливо указывает автор статьи), а именно: машина для сортировки мойвы по размерам, которая, кстати, в марте 1981 г. успешно выдер­ жала приемочные испытания; макет линии* расфасовки рыбы блоками массой 10 кг и 2 кг; автомат для формования картонных коробочек, исполь­ зуемых для мелкой расфасов­ ки и заморозки мелкой рыбы, и многое другое. Однако от разработки из­ делия до его массового вне­ дрения в производство, как правило, проходит немало времени. Объясняется это сла­ бой машиностроительной ба­ зой производства технологи­ ческого оборудования в объ­ единении «Севрыба». К примеру, планом произ­ водства технологического обо­ рудования объединения «Сев- рыба» на 198І г. предусмот­ рено изготовление лишь 270 единиц машин, оборудования и средств малой механизации для рыбодобывающих ф*лотоз, это явно недостаточно.. Что касаэтся машин для разделки путассу на спинку Н29-ИРВ, то объединением «Севтехрыбпром» передано для внедрения в текущем го­ ду шесть таких машин-. Изго­ товителем их язляется объе­ динение «Мурманская ' судо­ верфь», планом производства которого й текущем году пре­ дусмотрено изготовление пер­ вой серии этих машин в ко­ личестве 27 штук. Б, ЛАТЫП0В, заместитель директора объединения «Севтехрыбпром». яшшшшшшяшшшшшшшшшшяшт больше обретает ее. Дело в том, что рабочая мощность завода не соответствует не только ны ­ нешнему дню, но даж е и вче­ рашнему. Оборудование н а ­ столько устарело, что его дав­ ным-давно пора списывать. Собственно говоря, СРЗ-1 и заводом-то назвать уж е н ель­ зя. Скорее цех... Расчеты спе­ циалистов показывают, что как минимум (!) нуж ен еще один такой ж е завод. Флот-то рас­ тет, а завод на уровне п яти ­ десятых годов. Флот стареет, необходимость ремонта возрас­ тает. Стало вполне нормаль­ ным, что в МРТО суда стоят минимум по 40 суток. Это вме­ сто ‘20—25. В месяц СРЗ-1 мо­ жет принять (ориентируясь на мощность) от силы 25—28 су­ дов. Принимает ж е по 50 и бо­ лее. То есть загруженность в два раза больше допустимой. Да и рассчитан завод на ре­ монт РТ, ну, в лучшем случае, ВМРТ типа «Пушкин», а приходится обслуживать такие гиганты, к ак ВАТ, ППР, БМРТ проекта В-408... Постоянная пе­ регруженность СРЗ-1 не позво­ ляет качественно и своевремен­ но производить ремонт к а п и ­ тальный, а значит, чащ е при­ ходится ставить суда в между­ рейсовый ремонт. К ак выйти из заколдованно­ го треугольника «флот — суд­ но — завод»? К ак найти при существующем положении в е­ щей хоть какой-то компромисс? Долго бились над этим в «Севрыбе». Лучшие специалис­ ты объединения сообща и ска­ ли выход. И, наконец, плодом поисков, расчетов, раздумий явился приказ N° 250 по ВРПО, в котором четко было сказано, что и з-за отсутствия достаточ­ ных ремонтных мощностей на суда каждого ‘типа впредь бу­ дет отводиться иное (определен­ ное путем расчетов) количест­ во времени. Внутренние резервы — вот на что ориентировало руковод­ ство объединения флота, и зда­ вая этот приказ. Давайте вдумаемся, насколь­ ко увеличивается число н ужд а­ ющихся в ремонте судов и з-за безграмотной и х эксплуатации! В том ж е самом траловом ф л о ­ те з а последние месяцы вер­ нулся в порт на буксире толь­ ко что отремонтированный БМРТ «Гоголь» — и з-за несво­ евременной смазки главного двигателя произошла авария воздуходувки. Не успел как следует порыбачить и к ап и ­ тально отремонтированный БМРТ «Прогресс» — плохой контроль за механизмами по­ влек за собой аварию распре­ делительного вала: расплавил­ ся подшипник. Оба судна по вине экипажей надолго вышли из строя. Т ак можно ли во всем обвинять только судоре­ монтный завод, прикрывая з а ­ т яж ным и сроками ремонта аб­ солютно все, в том числе и соб­ ственную халатность, и неуме­ ние поставить эксплуатацию на необходимый уровень? Взаимопомощь и взаимопо­ нимание должны лечь к р ае­ угольным камнем в отношени­ я х между судовладельцами и судоремонтниками. И, может быть, здесь как-то сможет по­ мочь заключение юридических договоров (если не всегда по­ могает договор смежников — Договор четырнадцати) на ре­ монт каждого отдельного судна — н а такой позиции стоит сей ­ час тр алф л от «— с наложением ш тр аф ны х санкций на ту сто­ рону, к а к а я не выполнит усло­ вий договора. Может быть, есть какой-то другой выход. Сейчас пока ясно одно: без учета нужд и возможностей друг друга, без четкой согласованности дейст­ вий каждой стороны немысли­ мо, по крайней мере на сегод­ н яшний день, поднять судоре- ав а в а в а в а а з з а а и и и я в а а а а а монт н а необходимую высоту. Ведь только за прошедший год разры в между потребностями и ф актическим размещением судов в доках по ВРПО соста­ вил около 40 миллионов руб­ лей. то есть необходимые ре­ монтные работы на эту сумму просто не вошли в график. Как ни старалось руководство объ­ единения — не получилось. — Сколько р аз ставили мы пе­ ред Министерством рыбного хо­ зяйства вопрос о капиталовлож е­ ниях в строительство нового за­ вода или, на худой конец, в рас­ ширение существующего, — го­ ворит В. Д. Кривощекин. — И де- нег-то просим немного — три миллиона... Нам очень сочувству­ ют в министерстве, очень нас по­ нимают, но не более того. Вроде, все дороги нам открыты: знай подавай рыбу на народный стол. А как сунеш ься с конкретной просьбой — каменная стена. Вы­ кручивайтесь, мол, сами... Об этом Владимир Данилович мог бы говорить долго — н еза­ живающей язвой болят его ду­ мы о СРЗ-1. Давайте ж е попробуем мыс­ лить по-государственному. Спе­ циалисты «Севрыбы» подсчита­ ли, что, вложив в существую­ щий завод три миллиона, мо­ жно увеличить объем его су­ доремонта почти н а 2,5 миллио­ на рублей. Всего з а один год время на МРТО сократится на 2,5 тысячи судо-суток, а тут уж арифм етика простая — даже при минимальном вылове на одно судно в целом по объеди­ нению добыча рыбы возрастет на 500 ты сяч центнеров в год. Выгода очевидная, что и го­ ворить. И, думается, пора от­ ветственным работникам Ми­ нистерства рыбного хозяйства СССР протянуть руку помощи труж еникам «Севрыбы», а ру­ ководству объединения, в свою очередь, необходимо настойчи­ вее добиваться своей цели. Р а с ­ четы на бумаге и понимание существующего положения дел еще не есть двигатель самого дела. Н. НЕЧАЕВА. рдяимташдиіиииіііііуііііііііііиіііііііііііі іііііііиіі і i 15 мая 1981 г*. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 9 § стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz