Рыбный Мурман. 1981 г. Май.
Кабинет физиотерапии сіер- иает чистотой, свежей крас ной. Много зелени. Это все сделано руками медсестер от деления, и Екатерина Федо ровна — одна из них. ...Утро разгоралось солнеч ное. Катя еще спа ла, когда услышала радост ные крики «Война кончи лась!» Она выскочила на улицу. Люди плакали и сме ялись, обнимали друг друга, стреляли в воздух. Потом долго пели. Н ЕТ НИЧЕГО ужаснее вой ны. Она несовместима с жизнью. Она ломает, коре жит естественный образ жиз ни человека — труд, созида ние, воспитание детей. Потому после победных залпов салюта с такой жаж дой рвались солдаты к стан кам, к плугам. Встали из руин города, за колосились поля. А в памяти фронтовиков и поныне грохочет бой, пы лают земля и небо, падают •бомбы, звучат прощальные залпы над могилами друзей, стонут от боли раненые... Словно скальпелем срезает память и без того укорочен ные тоды ветеранов... Мирный труд фронтови ков, ставших рабочими, зем ледельцами, инженерами, учителями, строителями, помогал залечивать раны войны. Но кому-то необхо димо было и после войны быть рядом со страданиями человеческими, чтобы облег чить их. Екатерина Федо ровна и сегодня там, где боль, страдания. — Сейчас молодым — жить да радоваться! Все-то у них ^сть. Они только понаслыш ке знают, что такое ХПГ1Г... Пусть в их жизни не будет этого слова. Ради этого жили, воевали, погибали мы — ради их счастья! И. БЕРЕЗЮК. кто не слышал команд, кото рые, конечно, прозвучали, все вск-инули вверх от положения «к ноге» карабины, сорвали с груди автоматы — грохнул залп, потом в считанны» се кунды мы израсходовали в са люте весь «боезапас». Строй смешался, мы обнимались, тиская друг друга немилосерд но. Раздавались всякие воз гласы . радости и восхищения нашей Родиной, кричали сно ва, не жалея глоток, «ура» Сталину и Красной Армии. А врагу доставалось «по число по первое» нередко в непе реводимой для печати форме, Что-то, отчаянно дурачась, да же спел частушку про «бро дягу Гитлера», о смерти кото рого нам сказали несколько дней назад... Так длилось минут десять. Но люди мы военные, хоть и мальчишки еще многие, — к военному порядку привыкли. Растрепанный строй восста новился , по команде, но не строгой, а какой-то домашней, похожей скорее на' просьбу... Состоялся митинг. Ораторы говорили о пережитом с та ким чувством, что невольно навертывались слезы на гла за... — По ваго-о-о-нам! — раз далась протяжная, басовитая команда. Все бросились по сеоим обжитым за восемь дне* «блиндажам на колесах», где нас ждал праздничный завтрак со ста граммами — за Победу. * * * ...А эшелоны мчались даль ше. Задачу мы свою знали. И, выполнив ее, отметили еще сдно историческое событие — день победы над империали стической Японией. П. БЫСТРОУМОВ. Подводим итоги дискус сии, которую вызвала статья старшего инжене. ра отдела добычи м ур манского тралового флота А. Новикова «Станет путь короче...» («Рыбный Мур- ман», № 34, 1980 г.). D МАРТЕ в Баренцевом " море, где была сосредо точена основная группа су дов, резко ухудшилась про мысловая обстановка. Этот «удар судьбы» коллективы флотов перенесли по-раЗно- му. В среднем за сутки в этот период каждый экипаж крупнотоннажного траулера объединения «Мурманрыб- пром» вылавливал почти на 15 тонн мойвы больше, чем экипаж однотипного судна Мурманского тралового фло та. Специалисты объединения «Севрыба» признали: еще не принимается действенных мер к тому, чтобы обеспе чить эффективную и равно мерную работу однотипных судов в одинаковых услови ях. Пример этот лишний раз подтверждает, насколько своевременно на страницах газеты была развернута дис куссия об эффективности использования флота, об обеспечении равномерности работы судоэкипажей. Но прежде чем устранить эту неравномерность, нужно детально изучить и всесто ронне проанализировать при чины, которые ее вызывают. A. Новиков не без резона считает, что настала пора непроизводительную, рутин ную работу по выявлению причин неравномерности пе реложить на плечи элект ронно-вычислительной ма шины, поскольку, по мнению автора, высококачественный, своевременный анализ ра боты флота позволит сделать лишь электронный мозг. Полное доверие ЭВМ вы ражает и. о. начальника от дела АСУ Мурманского тра лового флота А. Лысенков («РМ», № 41, 1980 г.). Глав ную роль в обработке дан ных и их анализе отводят электронной машине инженер отдела добычи объединения «Мурманрыбпром» В. Чиви- ленко («РМ», № 42, 1980 г.) да и практически все осталь ные участники дискуссии. ЭВМ, по мнению главного механика' отдела промыш ленного рыболовства объеди нения «Севрыба» В. Козло ва («РМ», № 49, 1980 г.), по может оперативно выявить и «обсчитать» все промахи и ошибки при организации ра боты судна. «А значит,—пи шет он, — мы скорее примем меры к их устранению. Ибо сводки, которыми мы сейчас пользуемся, поступают с опозданием на сутки, когда острота того или иного воп роса явно притупляется». Заведующие отделами ЦПКТБ В. Подобедов, В. Яку шев, главный инженер про екта А. Орлов потянули дальше нить разговора и рассказали («РМ», № 14, 1981 г.) о том. что сейчас специалисты ЦПКТБ и уп равлений флотов как раз и занимаются внедрением ав томатизированной системы, обеспечивающей оператив ный учет результатов дея тельности судов. В дальнейшем работники ЦПКТБ намерены получать с ЭВМ готовый (или почти готовый) оперативный ана лиз работы судов. Это ста нет возможным лишь после того, как будет разработана математическая модель ана лиза, единого для всех уп равлений флотов. Старйіий инженер отдела промышленного рыболовст ва' объединения «Севрыба» B. Жуков («РМ», № 49, 1980 Т.) приводит результа ты анализа работы судов на облове путасеу в августе прошлого года. 34 процента от всех потерь промыслово го времени приходится на ремонт судовых механизмов и технологического оборудо вания. Второе и третье мес та (по 16 процентов) занима ют некачественная подготов ка судов к промыслу, неза планированные хозяйствен ные работы. Как здесь не согласиться с мнением начальника отде ла промышленного рыболов ства объединения «Севры ба» В. Цукалова . («РМ», № 49, 1980 г.) о том, что пресловутая «неравномер ность» начинается на бере гу. И ее можно во многих случаях избежать, если эки паж и судно еще в порту будут должным образом подготовлены к работе на промысле. Правда, при этом епециа- ки производства», о которых говорят участники дискус сии. Вот почему нередко приходится слышать — ты, мол, подпиши, а мы сдела ем... И. Гамала, мастер по обработке рыбы БАТ «Петр Сгибнев»: — В рейсе пришлось пе ребирать гидравлические насосы, заменять блокфор- мы, Мало того, рыбомучная установка была в ужасном состоянии — пришлось раз- бирать-перебпрать. Соста вили акт, в котором отрази ли техническое состояние судна. Все механизмы прак тически в нерабочем состо янии. Акт остался в управ лении, а мы вышли в море как есть. Никто не принуж дал, но и сроки выхода не отменял. Рассуждают ведь как — главное, чтоб сило вая установка была в по- кадров Я Ш Е ХОДУ пароходу • И Т О Г Д И С К У С С И И - лист «Севрыбы» делает ого ворку, что существуют труд ности, связанные с обеспе чением судов необходимым оборудованием, запчастями. Да и ремонтники порой до пускают брак в работе. Од нако что заставляет капита нов выходить в море с за ведомо чеисправным обору дованием? 7 — вопрошает В. Цукалов. «Постоянные подталкива ния, а иногда и прямые тре бования со стороны админи страции флота о досрочном или срочном выходе в море, преждевременном подписа нии ремонтных ведомостей», — отвечают ему ведущие капитаны объединения «МУР- манрыбпром» С. Сидоров, В. Васильев, А. Изотов («РМ», № 9, 1981 г.). Стало быть, командирские окрики администрации фло тов перекрывают призывы «быть бдительными», кото рые идут из объединения «Севрыба»? Не так давно мне при шлось побывать на БАТ «Петр Сгибнев» Мурман ского тралового флота. Ме ханик рефрижераторных установок В. Д. Балясников рассказывал: — Во время ремонта на берегу была повреждена изоляция трубопровода ком прессора. Я—к прорабу. Тот — к. ремонтным ведомостям. Где, мол записано, что вос станавливать изоляцию на до? Два дня, простите, на полусогнутых ходил, угова ривал. Потом распрямился и... написал рапорт на имя капитана. Сегодня отдал -бу магу — завтра в обед уже сделали. Но вся беда в том, что не каждому удается «распря миться». В разгар мойвенной путины, когда суда приходи ли «по зеленой», мне дове лось разговаривать со мно гими судовыми специали стами. Л. Курлюк, старшин ме ханик БМРТ «Достоевский»: — К сожалению, не могу не согласиться с мнением, высказанным капитанами «Мурманрыбпрома». Беда в том, что существует масса способов договориться между собой и прикрыть «издерж рядке. А все остальное «под латаете» в море. Послушаешь все это и действительно приходишь к мысли: если бы объемы и качество ремонта соответ ствовали нуждам промысло виков, то не было бы, на верное, этих «полюбовных» соглашений, которые... обя зывают терять драгоценное промысловое время, исто щают силы людей. Да, ремонтная база у нас не такая мощная, как этого хотелось бы. Но ведь речь сейчас идет не об этом. На том же «Достоевском» вы шел из строя электродвига тель. По недосмотру под менной команды в него по пала вода. Моряки вернули механизм в строй. При этом выполнили работу завод ского характера. Или другой пример. На БАТ «Петр Сгибнев» не ла дилось дело с мотором для компрессора. На берегу -ра ботники СРЗ-1 дваркды. его ремонтировали. С первого раза заклинил на испытани ях. После попытки второго ремонта вышли в море — снова заклинил. И тогда мо ряки сами за сутки привели мотор в порядок. Что же. получается? Про мысловики выполняют .ра боту заводского. характера _не где-нибудь, а в море. Они делают в «полевых услови ях» то, что не смогли сде лать для них работники -су доремонтного предприятия. И не случайно С.. Сидоров, В. Васильев. А. Изотов пи шут о том, что «междурей совый ремонт требует не только квалификации, но ответственности и... любви». Любви, которой как раз по рой и недостает береговым ремонтникам. . Видимо, давно назрела необходимость, считают ав торы откликов, подумать над тем, как «стимулиро вать» эту любовь к ремонту, как сделать, чтобы листок акта о приемке судна не становился надежным щи том, которым . работники ремонтных бригад, предпри ятий прикрывают зачастую свою нерадивость. В нескольких словах еще об одной проблеме. Речь идет о подготовке добытчиков. Для ее решения участники дискуссии («РМ», № 34, 41,42, 49 за 1980 г.) предлагают во зобновить выпуск брошюр, которые выходили на баге Мурманского тралового фло та в шестидесятых годах и в которых подробнейшим образом разбирались ьсе случаи, приводившие к про- ловам, давались конкретные рекомендации во избежевие таких случаев. Многие из примявших участие в разговоре счита ют, что полезно было бы обогатить занятия постоян но действующего в «Севры- бе> семинара практической работой и показом учебных кинофильмов по работе с орудиями лова. Калинин градские моряки, например, располагают отличными фильмами по устройству тралов, их наладке и лик видации причин плохой ра боты орудий лова. Следует, считают принявшие участие в дискуссии, и нам завести такую фильмотеку. Но фильмы фильмами, я есть еще и реальные усло вия, в которых трудятся до бытчики. Условия эти суро вы, и в зимний период мат росы стараются уйти с па лубы туда, где потеплее, •—- на рыбофабрику. Как удер жать людей на палубе зи мой? В. Козлов считает: не обходимо несколько увели чить оплату труда палубной команды. «Перебежчики» исчезнут. И в заключение хотелось бы сказать еще вот о чем. Вопрос о неравномерности работы судов не раз стано вился темой серьезного раз говора на совете директоров объединения «Севрыба». Вспоминается одно из по следних заседаний совета. На вопрос, что можно про тивопоставить неравномер ности, ответ прозвучал не двусмысленно и веско — ор ганизованность. Да, организованность по может сориентироваться в любой сложной ситуации, в должной степени противо стоять трудностям, связан ным с ремонтом и снабже нием судов, нехваткой та ры и пр. Это доказывает («РМ», № 9,1981 г.) старший инженер производственною отдела Мурманского тралОЕО- го флота Р. Урманчеев. Он сравнивает работу двух пр о- мыслово - производственных рефрижераторов — «Ван Дейк» и «Франс Галс». Кол лективы этих судов работа ли в одинаковых сложных условиях. Однако на «Ван Дейке» сумели привести в действие все резервы про изводства, сплотиться и в конечном счете выстоять. А на «Франсе Галсе» захлеб нулись в волнах организа ционных неурядиц. И если выше речь шла о том, что судовым специали стам не всегда .«разрешают» быть принципиальными в вопросах подготовки судка к рейсу, то это отнюдь не оз начает,. что они должны с легким сердцем... списывать на берег все издержки про изводства. D ЭТОМ обзоре „ з&трсну- ты наиболее важные про блемы, поднятые участника ми дискуссии. Однако они в немалой степени влияют ка организованность в работе рыбопромыслового флота. К тому же проблемы; эти до статочно сложны и серьез ны для того, чтобы ЕСНру- - жить... электронный мозг машины, которая будет про водить оперативный анализ деятельности судоэкипа жей И. конечно, надо ста раться делать все, чтобы в будущем избавить и промы словиков, и. ЭВМ от голов ной боли. В. МИСНИКОВ. 8 м о я 1 9 8 1 г . , «РЫБНЫЙ МУРМАН» • 7 с т р .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz