Рыбный Мурман. 1981 г. Май.

Кабинет физиотерапии сіер- иает чистотой, свежей крас­ ной. Много зелени. Это все сделано руками медсестер от­ деления, и Екатерина Федо­ ровна — одна из них. ...Утро разгоралось солнеч­ ное. Катя еще спа­ ла, когда услышала радост­ ные крики «Война кончи­ лась!» Она выскочила на улицу. Люди плакали и сме­ ялись, обнимали друг друга, стреляли в воздух. Потом долго пели. Н ЕТ НИЧЕГО ужаснее вой­ ны. Она несовместима с жизнью. Она ломает, коре­ жит естественный образ жиз­ ни человека — труд, созида­ ние, воспитание детей. Потому после победных залпов салюта с такой жаж­ дой рвались солдаты к стан­ кам, к плугам. Встали из руин города, за­ колосились поля. А в памяти фронтовиков и поныне грохочет бой, пы­ лают земля и небо, падают •бомбы, звучат прощальные залпы над могилами друзей, стонут от боли раненые... Словно скальпелем срезает память и без того укорочен­ ные тоды ветеранов... Мирный труд фронтови­ ков, ставших рабочими, зем­ ледельцами, инженерами, учителями, строителями, помогал залечивать раны войны. Но кому-то необхо­ димо было и после войны быть рядом со страданиями человеческими, чтобы облег­ чить их. Екатерина Федо­ ровна и сегодня там, где боль, страдания. — Сейчас молодым — жить да радоваться! Все-то у них ^сть. Они только понаслыш­ ке знают, что такое ХПГ1Г... Пусть в их жизни не будет этого слова. Ради этого жили, воевали, погибали мы — ради их счастья! И. БЕРЕЗЮК. кто не слышал команд, кото­ рые, конечно, прозвучали, все вск-инули вверх от положения «к ноге» карабины, сорвали с груди автоматы — грохнул залп, потом в считанны» се­ кунды мы израсходовали в са­ люте весь «боезапас». Строй смешался, мы обнимались, тиская друг друга немилосерд­ но. Раздавались всякие воз­ гласы . радости и восхищения нашей Родиной, кричали сно­ ва, не жалея глоток, «ура» Сталину и Красной Армии. А врагу доставалось «по число по первое» нередко в непе­ реводимой для печати форме, Что-то, отчаянно дурачась, да­ же спел частушку про «бро­ дягу Гитлера», о смерти кото­ рого нам сказали несколько дней назад... Так длилось минут десять. Но люди мы военные, хоть и мальчишки еще многие, — к военному порядку привыкли. Растрепанный строй восста­ новился , по команде, но не строгой, а какой-то домашней, похожей скорее на' просьбу... Состоялся митинг. Ораторы говорили о пережитом с та­ ким чувством, что невольно навертывались слезы на гла­ за... — По ваго-о-о-нам! — раз­ далась протяжная, басовитая команда. Все бросились по сеоим обжитым за восемь дне* «блиндажам на колесах», где нас ждал праздничный завтрак со ста граммами — за Победу. * * * ...А эшелоны мчались даль­ ше. Задачу мы свою знали. И, выполнив ее, отметили еще сдно историческое событие — день победы над империали­ стической Японией. П. БЫСТРОУМОВ. Подводим итоги дискус­ сии, которую вызвала статья старшего инжене. ра отдела добычи м ур ­ манского тралового флота А. Новикова «Станет путь короче...» («Рыбный Мур- ман», № 34, 1980 г.). D МАРТЕ в Баренцевом " море, где была сосредо­ точена основная группа су­ дов, резко ухудшилась про­ мысловая обстановка. Этот «удар судьбы» коллективы флотов перенесли по-раЗно- му. В среднем за сутки в этот период каждый экипаж крупнотоннажного траулера объединения «Мурманрыб- пром» вылавливал почти на 15 тонн мойвы больше, чем экипаж однотипного судна Мурманского тралового фло­ та. Специалисты объединения «Севрыба» признали: еще не принимается действенных мер к тому, чтобы обеспе­ чить эффективную и равно­ мерную работу однотипных судов в одинаковых услови­ ях. Пример этот лишний раз подтверждает, насколько своевременно на страницах газеты была развернута дис­ куссия об эффективности использования флота, об обеспечении равномерности работы судоэкипажей. Но прежде чем устранить эту неравномерность, нужно детально изучить и всесто­ ронне проанализировать при­ чины, которые ее вызывают. A. Новиков не без резона считает, что настала пора непроизводительную, рутин­ ную работу по выявлению причин неравномерности пе­ реложить на плечи элект­ ронно-вычислительной ма­ шины, поскольку, по мнению автора, высококачественный, своевременный анализ ра­ боты флота позволит сделать лишь электронный мозг. Полное доверие ЭВМ вы­ ражает и. о. начальника от­ дела АСУ Мурманского тра­ лового флота А. Лысенков («РМ», № 41, 1980 г.). Глав­ ную роль в обработке дан­ ных и их анализе отводят электронной машине инженер отдела добычи объединения «Мурманрыбпром» В. Чиви- ленко («РМ», № 42, 1980 г.) да и практически все осталь­ ные участники дискуссии. ЭВМ, по мнению главного механика' отдела промыш­ ленного рыболовства объеди­ нения «Севрыба» В. Козло­ ва («РМ», № 49, 1980 г.), по­ может оперативно выявить и «обсчитать» все промахи и ошибки при организации ра­ боты судна. «А значит,—пи­ шет он, — мы скорее примем меры к их устранению. Ибо сводки, которыми мы сейчас пользуемся, поступают с опозданием на сутки, когда острота того или иного воп­ роса явно притупляется». Заведующие отделами ЦПКТБ В. Подобедов, В. Яку­ шев, главный инженер про­ екта А. Орлов потянули дальше нить разговора и рассказали («РМ», № 14, 1981 г.) о том. что сейчас специалисты ЦПКТБ и уп­ равлений флотов как раз и занимаются внедрением ав­ томатизированной системы, обеспечивающей оператив­ ный учет результатов дея­ тельности судов. В дальнейшем работники ЦПКТБ намерены получать с ЭВМ готовый (или почти готовый) оперативный ана­ лиз работы судов. Это ста­ нет возможным лишь после того, как будет разработана математическая модель ана­ лиза, единого для всех уп­ равлений флотов. Старйіий инженер отдела промышленного рыболовст­ ва' объединения «Севрыба» B. Жуков («РМ», № 49, 1980 Т.) приводит результа­ ты анализа работы судов на облове путасеу в августе прошлого года. 34 процента от всех потерь промыслово­ го времени приходится на ремонт судовых механизмов и технологического оборудо­ вания. Второе и третье мес­ та (по 16 процентов) занима­ ют некачественная подготов­ ка судов к промыслу, неза­ планированные хозяйствен­ ные работы. Как здесь не согласиться с мнением начальника отде­ ла промышленного рыболов­ ства объединения «Севры­ ба» В. Цукалова . («РМ», № 49, 1980 г.) о том, что пресловутая «неравномер­ ность» начинается на бере­ гу. И ее можно во многих случаях избежать, если эки­ паж и судно еще в порту будут должным образом подготовлены к работе на промысле. Правда, при этом епециа- ки производства», о которых говорят участники дискус­ сии. Вот почему нередко приходится слышать — ты, мол, подпиши, а мы сдела­ ем... И. Гамала, мастер по обработке рыбы БАТ «Петр Сгибнев»: — В рейсе пришлось пе­ ребирать гидравлические насосы, заменять блокфор- мы, Мало того, рыбомучная установка была в ужасном состоянии — пришлось раз- бирать-перебпрать. Соста­ вили акт, в котором отрази­ ли техническое состояние судна. Все механизмы прак­ тически в нерабочем состо­ янии. Акт остался в управ­ лении, а мы вышли в море как есть. Никто не принуж­ дал, но и сроки выхода не отменял. Рассуждают ведь как — главное, чтоб сило­ вая установка была в по- кадров Я Ш Е ХОДУ пароходу • И Т О Г Д И С К У С С И И - лист «Севрыбы» делает ого­ ворку, что существуют труд­ ности, связанные с обеспе­ чением судов необходимым оборудованием, запчастями. Да и ремонтники порой до­ пускают брак в работе. Од­ нако что заставляет капита­ нов выходить в море с за­ ведомо чеисправным обору­ дованием? 7 — вопрошает В. Цукалов. «Постоянные подталкива­ ния, а иногда и прямые тре­ бования со стороны админи­ страции флота о досрочном или срочном выходе в море, преждевременном подписа­ нии ремонтных ведомостей», — отвечают ему ведущие капитаны объединения «МУР- манрыбпром» С. Сидоров, В. Васильев, А. Изотов («РМ», № 9, 1981 г.). Стало быть, командирские окрики администрации фло­ тов перекрывают призывы «быть бдительными», кото­ рые идут из объединения «Севрыба»? Не так давно мне при­ шлось побывать на БАТ «Петр Сгибнев» Мурман­ ского тралового флота. Ме­ ханик рефрижераторных установок В. Д. Балясников рассказывал: — Во время ремонта на берегу была повреждена изоляция трубопровода ком­ прессора. Я—к прорабу. Тот — к. ремонтным ведомостям. Где, мол записано, что вос­ станавливать изоляцию на­ до? Два дня, простите, на полусогнутых ходил, угова­ ривал. Потом распрямился и... написал рапорт на имя капитана. Сегодня отдал -бу­ магу — завтра в обед уже сделали. Но вся беда в том, что не каждому удается «распря­ миться». В разгар мойвенной путины, когда суда приходи­ ли «по зеленой», мне дове­ лось разговаривать со мно­ гими судовыми специали­ стами. Л. Курлюк, старшин ме­ ханик БМРТ «Достоевский»: — К сожалению, не могу не согласиться с мнением, высказанным капитанами «Мурманрыбпрома». Беда в том, что существует масса способов договориться между собой и прикрыть «издерж­ рядке. А все остальное «под­ латаете» в море. Послушаешь все это и действительно приходишь к мысли: если бы объемы и качество ремонта соответ­ ствовали нуждам промысло­ виков, то не было бы, на­ верное, этих «полюбовных» соглашений, которые... обя­ зывают терять драгоценное промысловое время, исто­ щают силы людей. Да, ремонтная база у нас не такая мощная, как этого хотелось бы. Но ведь речь сейчас идет не об этом. На том же «Достоевском» вы­ шел из строя электродвига­ тель. По недосмотру под­ менной команды в него по­ пала вода. Моряки вернули механизм в строй. При этом выполнили работу завод­ ского характера. Или другой пример. На БАТ «Петр Сгибнев» не ла­ дилось дело с мотором для компрессора. На берегу -ра­ ботники СРЗ-1 дваркды. его ремонтировали. С первого раза заклинил на испытани­ ях. После попытки второго ремонта вышли в море — снова заклинил. И тогда мо­ ряки сами за сутки привели мотор в порядок. Что же. получается? Про­ мысловики выполняют .ра­ боту заводского. характера _не где-нибудь, а в море. Они делают в «полевых услови­ ях» то, что не смогли сде­ лать для них работники -су­ доремонтного предприятия. И не случайно С.. Сидоров, В. Васильев. А. Изотов пи­ шут о том, что «междурей­ совый ремонт требует не только квалификации, но ответственности и... любви». Любви, которой как раз по­ рой и недостает береговым ремонтникам. . Видимо, давно назрела необходимость, считают ав­ торы откликов, подумать над тем, как «стимулиро­ вать» эту любовь к ремонту, как сделать, чтобы листок акта о приемке судна не становился надежным щи­ том, которым . работники ремонтных бригад, предпри­ ятий прикрывают зачастую свою нерадивость. В нескольких словах еще об одной проблеме. Речь идет о подготовке добытчиков. Для ее решения участники дискуссии («РМ», № 34, 41,42, 49 за 1980 г.) предлагают во­ зобновить выпуск брошюр, которые выходили на баге Мурманского тралового фло­ та в шестидесятых годах и в которых подробнейшим образом разбирались ьсе случаи, приводившие к про- ловам, давались конкретные рекомендации во избежевие таких случаев. Многие из примявших участие в разговоре счита­ ют, что полезно было бы обогатить занятия постоян­ но действующего в «Севры- бе> семинара практической работой и показом учебных кинофильмов по работе с орудиями лова. Калинин­ градские моряки, например, располагают отличными фильмами по устройству тралов, их наладке и лик­ видации причин плохой ра­ боты орудий лова. Следует, считают принявшие участие в дискуссии, и нам завести такую фильмотеку. Но фильмы фильмами, я есть еще и реальные усло­ вия, в которых трудятся до­ бытчики. Условия эти суро­ вы, и в зимний период мат­ росы стараются уйти с па­ лубы туда, где потеплее, •—- на рыбофабрику. Как удер­ жать людей на палубе зи­ мой? В. Козлов считает: не­ обходимо несколько увели­ чить оплату труда палубной команды. «Перебежчики» исчезнут. И в заключение хотелось бы сказать еще вот о чем. Вопрос о неравномерности работы судов не раз стано­ вился темой серьезного раз­ говора на совете директоров объединения «Севрыба». Вспоминается одно из по­ следних заседаний совета. На вопрос, что можно про­ тивопоставить неравномер­ ности, ответ прозвучал не­ двусмысленно и веско — ор­ ганизованность. Да, организованность по­ может сориентироваться в любой сложной ситуации, в должной степени противо­ стоять трудностям, связан­ ным с ремонтом и снабже­ нием судов, нехваткой та­ ры и пр. Это доказывает («РМ», № 9,1981 г.) старший инженер производственною отдела Мурманского тралОЕО- го флота Р. Урманчеев. Он сравнивает работу двух пр о- мыслово - производственных рефрижераторов — «Ван Дейк» и «Франс Галс». Кол­ лективы этих судов работа­ ли в одинаковых сложных условиях. Однако на «Ван Дейке» сумели привести в действие все резервы про­ изводства, сплотиться и в конечном счете выстоять. А на «Франсе Галсе» захлеб­ нулись в волнах организа­ ционных неурядиц. И если выше речь шла о том, что судовым специали­ стам не всегда .«разрешают» быть принципиальными в вопросах подготовки судка к рейсу, то это отнюдь не оз­ начает,. что они должны с легким сердцем... списывать на берег все издержки про­ изводства. D ЭТОМ обзоре „ з&трсну- ты наиболее важные про­ блемы, поднятые участника­ ми дискуссии. Однако они в немалой степени влияют ка организованность в работе рыбопромыслового флота. К тому же проблемы; эти до­ статочно сложны и серьез­ ны для того, чтобы ЕСНру- - жить... электронный мозг машины, которая будет про­ водить оперативный анализ деятельности судоэкипа­ жей И. конечно, надо ста­ раться делать все, чтобы в будущем избавить и промы­ словиков, и. ЭВМ от голов­ ной боли. В. МИСНИКОВ. 8 м о я 1 9 8 1 г . , «РЫБНЫЙ МУРМАН» • 7 с т р .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz