Рыбный Мурман. 1981 г. Июнь.

П Р ОШ Е Д Ш А Я пятилетка для коллектива заочной школы моряков была осо­ бенной. В начале ее мы практически завершили пе­ реход к всеобщему средне­ му образованию молодых тружеников н аш их рыбопро­ мысловых и транспортного флотов: все моряки до 30- летнего возраста, не имею­ щие среднего образования, стали учениками школы или поступили в средние спе­ циальные учебные заведе­ ния. А это значит, что мы решили задачу большого со­ циального значения. Р А Б О Т А Л И СО О БЩ А Зто далось нелегко. Над решением проблемы работа­ ли все: партийные, профсо­ юзные и комсомольские ор­ ганизации флотов, хозяйст­ венные руководители. Совет директоров Всесоюзного объ­ единения, парткомы флотов постоянно решали вопросы, связанные с улучшением организации общеобразова­ тельной уч’ебы рыбаков и в море, на судах, и на берегу, ежегодно утверждали про­ думанные планы практиче­ ских мероприятий по улуч­ шению организации заочной учебы. Активно, требователь­ но работали комиссии со­ действия заочному обуче­ нию. Базовыми комитетами профсоюза были утвержде­ ны «Положения о мораль­ ном и материальном поощ­ рении моряков, успешно со­ четающих производственный труд и учебу», организовано соревнование молодежи за звание «Отличник производ­ ства и учебы». Комсомоль­ ские комитеты контролиро­ вали учебу молодых моря­ ков, особенно во время при­ ема ленинского зачета. Воп ­ росы. связанные с осущест­ влением среднего всеобуча, были включены в коллек­ тивные договоры, они учи­ тывались при подведении итогов социалистического со­ ревнования ка судах. В ся эта большая и друж­ ная работа дала ощути­ мые результаты. Если в 1975 году более шести тысяч мо­ лодых моряков в наших флотах не имели среднего образования, то сейчас их уже меньше двух тысяч, и вее они без исключения где- либо учатся. За пять лет получили среднее образова­ ние ггочти пять тысяч мо­ ряков. Наша школа не может существовать без самой тес­ ной. ежедневной связи с флотами, особенно с отдела­ ми кадров. Е сть в них кон­ кретные люди, которые дей­ ствительно каждодневно и Стветственно занимаются ор­ ганизацией учебы моряков. И х много, но прежде всего хочется отметить большую помощь К. Н. Шаповалова и В. Я. Хайреча — замести­ телей начальника Всесоюз­ ного объединения «Севры- ба», руководителей флотов В. В. Лукьянова, И. Ф. В а ­ нюшкина, Г. Ф. Головнина. В П. Иролейчика, А. И. Ви - шемирского, А . И. Жаркова, Н. М. Малашина, Н. Т. Редь- ко, А. Л. Чевризова. На судах хорошими орга­ низаторами учебы являются капитан-директоры Л. А. Гранкин, А. Е. Судариков, В. В. Галиадра, Д. В. Бере- аенко. первые помощники А. И. Бульонов, В. С. Осен­ ний, В. А. Пирогов, В. Н. Конетантиниди, И. Д. Мала- шенко и другие. О Ц Е Н К А З А Т Р У Д В -ш к о л е создана, хорошая материальная база. Мы по­ лучили отдельное -здание, . предметные кабинеты осн^-. стили техническими средст­ вами обучения, учебно-на- . глядными пособиями,- Это. : позволило улучшить’-'Кйчееіь 1то преподавания. . .. В дополнение к основной форме учебы — непосредст­ венно в море широко ста­ ли использоваться сессион­ ная форма, индивидуальное обучение на судах во времл междурейсовой стоянки в порту или в ремонте и дру­ гие. Работа педагогического коллектива школы совмест­ но с хозяйственными, пар­ тийными, профсоюзными и комсомольскими организа­ циями флотов Мурманска получила высокую оценку: она одобрена Министерством просвещения Р СФ С Р . Не случайно школа была' из­ брана местом проведения Всесоюзного совещания пред­ ставителей трех министерств по проблемам обучения мо­ ряков. Методическая работа получила положительный отзыв НИИ общего образо­ вания взрослых Академии педагогических наук С С С Р . ^ lllillllllll’llllllllllIIIIIIIM IIilllllllllli'— ІРЫБАКІ I СЕЛ I I ЗАПАРТУI Л1111111 Кщому молодому 1 моряку - I среднее o fipm sm e 1,1 .......... . Школа, управление «Сев- рыбхолодфлот» и объедине­ ние «Мурманрыбпром» н а­ граждены д и п л о м а м и ВЦ СП С , Ц К В Л К СМ и Ми­ нистерства просвещения С С С Р , как победители В се ­ союзного смотра «Каждому молодому труженику — сред­ нее образование». П я ть учителей награжде­ ны значком «Отличник на­ родного просвещения», 12 — Почетными грамотами Ми ­ нистерств просвещения С С С Р и Р СФ С Р . З А Б О Т Ы К АЖ Д О ГО ДН Я Осуществление среднего всеобуча мы решили посте­ пенно: сначала добились то­ го. чтобы на отдельных су­ дах вся молодежь взялась за учебники, затем в целом по управлению «Севрыбхо- лодфлот» стали учиться все, а теперь этого добились во всех флотах. В нынешней пятилетке можно и нужно начать практическую работу по осуществлению на фло­ тах девиза «Все моряки име­ ют среднее образование или учатся». Это веление време­ ни. Триста моряков, которым уже исполнилось 30 лет, в этом году вновь стали уче­ никами. Говорят, что учить­ ся никогда не поздно. И это верно. К тому же люди старших возрастов более серьезно относятся к. заня­ тиям, и перерыв в учении, иногда многолетний, не ме­ шает им показывать на за­ четах и экзаменах гл у­ бокие знания. Например, недавно закончилась сессия группы восьмого класса. Т ак уж случилось, что там в основном подобрались «ста­ рики» из тралфлота. К ак о н и . учились! Прилежно, добросовестно, со веем ста­ ранием выполняли задания учителей,- были а к к у р а тны .1 . Долго добрым словом будут вспоминать учителя стар­ ш их мастеров добычи Я. Н. • . Коткина, А . А .''Калинина й . Е . Л. РомьнцоЕа. рьіёмасте- , pa Н. ’ И. Тёващенйо' кон­ сервного мастера В. А, Дбв- • , женко, матроса JO. Č. С у н - цова. Н АШ И П Р О Б Л ЕМ Ы Мы, разумеется, не можем довольствоваться достигну­ тым. Ещ е много среди моря­ ков людей, не имеющих среднего образования, в том числе и таких, кто занима­ ет должности, требующие хотя бы cpe<3?tro специаль­ ного образования, — масте­ ров, боцманов, радистов, электриков, наладчиков, ме­ хаников, технологов... В тра- В ловом флоте одних только | мастеров по обработке рыбы _ — 55 человек, в объединении I «Мурманрыбпром» — 25. | Много механиков на паро­ вых судах этих флотов не имеют соответствующего об­ разования. Плохо, что не привлекают к учебе эту к а ­ тегорию работников в уп ­ равлениях «Севрыбпромраз- ведка» и «Севрыбхолод- флот». Не способствует улучше­ нию этой работы на судах и практика принятия флот­ ских социалистических обя­ зательств. Сейчас в н и х за­ писан, да и то не во всех обязательствах, один пункт по общеобразовательной уче­ бе—вовлечь в заочную шко­ лу такое-то количество мо­ ряков. Уж е в первые меся­ цы года этот пункт бывает, как правило, пере­ выполнен, и все с удоволь­ ствием это отмечают. Н у а конечный результат? Начи­ наются отсев из школы, от­ казы от учебы и прочее. По­ лучается, что вовлекли мно­ го, а обучили мало. Надо, на мой взгляд, в планы эко­ номического и социального развития предприятий, в ус­ ловия социалистического со­ ревнования включать п ун к­ ты по обучению работающей молодежи. Именно по обу­ чению, а не по вовлечению. Этого требуют и решения X X V I съезда КП С С . Ж Д А Т Ь У М О РЯ П О ГОДЫ ? В объединении «Мурман­ рыбпром» был такой слу­ чай: одновременно комплек­ товались 3 экипажа судов, и в каждый из них было на­ правлено по 2-3 ученика. Почему не всех на одно суд­ но, чтобы можно было туда направить учителя? Теперь эти ученики полгода не уви­ дят учителя. Если бы предприятие бы­ ло заинтересовано в количе­ стве окончивших школу, то учителя, видимо, не сидели бы подолгу на судах после завершения работы в ожи­ дании пересадки на другое судно, а сейчас потери ра­ бочего времени учителями очень велики, в общей сум­ ме до полутора тысяч дней в году. Школа сама не в состоянии выяснить причи­ ны задержки пересадки, а капитаны , как правило, объ­ ясняют это плохими погод­ ными условиями. Иногда учителя ожидают «сидя в море, у моря погоды» по 15- 30 дней. Главная задача школы, как определил X X V I съезд К П С С , повысить качество обучения, трудового и нрав­ ственного воспитания. Путей решения этой задачи, как известно, много. Для нашей школы важнейший .из них — организация сессионной формы обучения .заочников. Во флотах должны быть со­ ставлены хорошо продуман­ ные графики направления в школу учащихся на учеб­ ны е-и предэкзаменационные сессии, чтобы в течение го­ да наждый ученик имел возможность быть на сес­ сии. Э ти графики надо вы­ полнять. Т акж е 'надо не . от­ зывать учащихся е сессий. Все это поможет быстрее осуществить важное дело — дать -всем морякам среднее образование. Г, М АЛЫШ ЕВ -, директор заочной школы моряков,- заслуженный ; • учиі-ель • ішголы Р СФ С Р . Т о в а р ы - н а р о д у G Приморский край. Свыше 180 миллионов изделий выпустил Владивостокский фар­ форовый завод за де. сять лет своего суще­ ствования. Столовые, чайные и кофейные сервизы — продукция 53 наименований по­ ступает сейчас на прилавки магазинов. □ Такие декоратив­ ные дорожки на пено­ резиновой основе вы­ пускает Курский за­ вод резиновых техни­ ческих изделий. В 1981 году это пред­ приятие должно про­ извести более двадца­ ти видов различных изделий. * t □ Новый телевизор «Горизонт-Ц250» Мин­ ского производствен­ ного объединения «Го­ ризонт» обеспечивает высококачественн ы й прием передач цвет­ ного и черно-белого изображения. □ Литовская ССР. Предприятия респуб­ лики, выпускающие товары народного по­ требления, стремятся постоянно обновлять свой ассортимент, улучшать качество из­ делий. Фотохроника ТАСС. « Л е н ф и л ь м » в С е в е р о м о р с к е ПОВЕРИТЬ В ЧЕЛОВЕКА 5 ИЮНЯ I f 81 Г. J РЫБНЫЙ МУРМАН» |"*ЪЕМОЧНАЯ группе кино- ^ студии «Ленфильм» про­ водит в эти дни в Северомор­ ске съемки полнометражного цветного художественного фильма «Дуга большого кру­ га» по мотивам одноименной повести писателя Леонида Крейна. Леонид Крейн — северомо­ рец. Его герои — моряки-под­ водники. В сценарий, который написан автором повести, по­ казаны люди мужественные, самоотверженные, исполнен­ ные высокого самообладания и силы духа. Эти качества своего характера они прояв­ ляют в экстремальной ситуа­ ции, в условиях дальнего по­ хода. Тема вьгсокого патрио­ тизма, беспредельной любви к Родийё будет звучать на про- тгіжёнйи всёй" картины. ПоЕерйть в человека, • не дать ему, :• и:сгн»ітавіііему жиз- 1 Н'енную неудачу/ оступившему- • ся, упасть — ; $Ya Стороне''че­ ловеческих ’ 'Ѵзаим<5бткошейий составляет вторую тему, ко­ торая. найдет свое отражение в будущем фильме. Режиссер картины — А. И. Д аш к ев и ч . — В главной роли, — гово­ рит помощник режиссера Ольга Ардашникова, — у нас занят уже известный зрите­ лям по фильмам «Конец им­ ператора тайги» и «Эскадрон гусар летучих» Андрей Рос­ тоцкий. В одной из главных ролей снимается молодая : актриса Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова Ирина Гусева. Это • ее дебют Ш КИНО. Роль командира: подводной лодки' исполнит' Юрий Камер­ н ы й — имя, ' знакомое кино­ зрителю по многим- фильмам. Снимается ,у нас и актер Мурманского- областного' дре­ матического --театра: Андрей : Рехманов. ^Его увидят Е 'рсли • .-качалъник ь штаба.' •* . С . M E X P fНЬГНК. • 7 с т р .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz