Рыбный Мурман. 1981 г. Июнь.
которой сейчас ПрСЕОДПТСЯ эксперимент. Вот здесь много говорили о лр( следах СНТО. Убеж- деь^ что С НТО не утратит свсого смысла. За этим бу дет следить РП К . Не зачем ітдакать РГ1К к се функции ремонта? Может быть. име ет смысл экипажам прихо дить в порт подмены суток на двадцать раньше и самим ремонтировать судно?.. А почему бы нам действитель но так не сделать? Ответст венность за состояние судна повысится, состав РПК сок ратится до двух-трех чело век ■— пусть контролируют качество ремонта и переда чу траулера. И здесь успех эксперимента во многом бу дет зависеть от того, на сколько толково и оператив но мы проведем работу ор ганизационную. Что касается так называ емого самолетного і і л и ж е лезнодорожного вариантов, то они в нашем объедине нии не применимы. Это дей ствительно может обернуть ся катастрофой для флота. А вот если в ходе экспери мента нам удастся добиться как бы пова'хтового метода работы, значит, мы стоим на правильном пути. Во вся ком случае, пока что вза мен эксперимента никто ни чего лучшего предложить не может. А. И. ИВАНОВ, старший механик ППР «Ска зочник Андерсен» Мурман ского тралового флота: — Я, честно говоря, сом неваюсь, что люди после дли» 5ьного рейса захотят и смогут хорошо отремонти ровать судно. II меня тоже смущает то. что у механиз мов не будет настоящих хо зяев. В море я хожу 25 лет и сменил только три судна. На каждом из них я был уверен в механизмах, как в самом себе. А при новой си стеме что же получается? Принимая судно от другого старшего механика, я, разу меется, буду сомневаться в исправности машин, и даже четкая запись в акте моих -смутных» сомнений не раз веет. Механизмы-то надо смот реть в работе. Вдруг что случится, кто будет отве чать? А. Г. КОРЯГИН, начальник отдела организа ции труда, заработной пла ты и рабочих кадров объ единения «Севрыба»: — Обратите внимание, сьтг.' чо раз в нашем разго воре прозвучало — «дли тельный рейс». Это не слу чайно. Слишком многие на ши проблемы упираются в это. На мой взгляд, главный недостаток предлагаемой си стемы состоит в том, что слишком уж она «стационар на». Гибкости ей не хвата ет! Но это не вина руково дителей <'Мурманрыбпро ма», а -н аш а общая беда. Ведь сроки рейсов, увы. оп ределены не нами. Если же пойти по пути сокращения длительности рейсооборота, то появится большая воз можность сбалансировать от дых и труд моряков. И тог да реальностью станет та кое положение, при котором три экипажа буруі работать на двух судал. А это помо- .. е-*"1р( і т ч ь и проблему под- ,-рМ.ания судна в исправ ном техническом состоянии. Г. Р. ШАТАШВИЛИ, начальник отдела научной организации труда, заработ ной платы и управления производством объединения «Мурманрыбиром»: — Введение укороченных рейсов — проблема слож ная. Именно в связи с тем, что с появлением портов подмены моряки максималь ное количество рейсового времени проводят непосред ственно на промысле, резко возросли нагрузки па лю де)!: к это, естественно, сни жает производительность труда. Нас такое положение серьезно беспокоит. II, ко нечно же, мы ищем пути сокращения рейсов (до 120 — 140 суток), но с тем усло вием, чтобы не снижать эф фективность работы судов, запланированную на один надцатую пятилетку. Наш эксперимент организован, в частности, и для этого. Предлагаемая система — не догма, ни в коем случае. Это поиск новых, оптималь ных вариантов решения проблемы. По замыслу, тех нической' основой экспери мента является СНТО, а организационной — система бездефектного труда (СБТ). Она уже достаточно отрабо тана и применяется в ре монтно-подменных командах, стимулируя людеіі работать качественно и эффективно. На претензии, которые выдвигают представители механико-судовой службы, мне ответить трудно, они и в самом деле достаточно серьезны. Однако, чтобы у судов было как можно мень ше хозяев, мы предусмотре ли создание звеньев, то есть три-четыре судна будут об служивать пять-шеегь эки пажей. Кроме того, в каж дом звене мы создадим со вет капитанов и механиков. На плечи совета ля, кет от ветственность за техниче ское состояние всех судов звена. В будущем, если наш экс перимент удастся, можно будет решить и проблему с переводом моряков па пяти дневную рабочую педелю. То есть вместо оплаты за шестой рабочий день недели рыбаки будут получать еще один отгул. Если все наши проекты и задумки станут явью, хорошие перспективы откроются: в течение года моряк сможет отдыхать до трех раз по 3 5 — 50 суток. Проводя эксперимент, мы идем навстречу нашим рыба кам. Мы верим: создавая морякам благоприятные ус ловия труда, мы повышаем в них, . как сказано в доку ментах X X V I съезда пар тии. чувство ответственно сти за то, чтобы производ ственный потенциал исполь зовался по-хозяйски, с пол ной отдачей. Ю. А. КАБАКОВ, старший механик БМРТ «Железногорск» объедине ния «Мурманрыбпром»: — Я лично сомневаюсь в полном успехе экспери мента. Однако не могу со гласиться и с те.м. что ны нешняя система работы из жила себя. Смотрите сами. Начинаем мы новый рейс. У капитана все штурманы сменились, у меня — меха ники. Пытаюсь подать заяв ки в отдел кадров на специ алистов, в которых заинте ресован. Заявки эти, как правило, не удовлетворяют ся. С новыми людьми и на своем судне тяжело рабо тать. Так что если передо мной встал бы выбор — по стоянный экипаж или по стоянное судно, я бы вы брал — экипаж! А на созна тельность и честность наде яться все же надо. Ведь мы друг друга знаем, случай ных людей нет, тем более среди комсостава. В. С. ЗАЦАРНЫИ, первый помощник капнтана БМРТ «Железногорек»: — Сказать новшеству «нет» — еще не выход. Оно стучится в дверь и стучит ся настоятельно. А честь рабочая — почему мы о ней забываем? Приведу со всем недавний пример: воз вращались мы с промысла, готовились передавать трау лер другому экипажу. Капи тан со встречного судна по просил: отдайте трал, все равно ведь судно передае те! Наш капитан наотрез отказался. I I как он мог по ступить иначе, если мы сда ем судно такому же экипа жу?! Зачем же нам друг другу палки в колеса встав- тять? Б. М. КОБЫЧЕВ . капитан-директор БМРТ «Железногорек»: — Я тоже за экспери мент. Только, думается, на до нам смотреть чуть шире и дальше... I I помогать друг ДРУГУ. А если подходить к эксперименту с позиций Фи латова, автора опубликован ного в газете письма, то ни чего у нас не получится. Для него эксперимент — плохо. Чего скрывать, тех ническое состояние «Высо- ковска» всем на зависть. Наш «Железногорск» сра внить с ним трудно. Но ведь Филатов не. знал или не учитывал истинного поло жения вещей. В частности, того, в каком плачевном виде приняли мы судно из ремонта. Но как бы там ни было, экипаж проделал ко- .лоссальную работу, отладил все производственные зве нья на траулере. Иначе как бы мы могли закончить рейс со значительным пере выполнением плана по всем показателям? О стабильном экипаже, думаю, мечтают все капита ны. Да и рядовой состав хо рошо знает цену сплоченно сти в море. Когда наша команда узнала, что в сле дующий рейс мы идем по графику на БМРТ «В. Адон- кин» и что отбор в рейс бу дет строгим, с учетом рабо ты в рейсе нынешнем, люди заметно подтянулись. Ни одного нарушения. Каждый приводил свое заведование в образцовый порядок. Сло во;-.;. я — за эксперимент, но... Он должен быть под креплен и с материально- технической стороны. Хотя бы частично необходимо ре шить проблему с запчастя ми. чтобы поставить в Со лее или менее одинаковые «условия все суда. Г. А. КАИГОРОДОВ, и. о. начальника отдела мо реплавания, связи и элек- трораднонавигацин объеди нения «Севрыба»: — Давайте . смотреть правде в лицо: запчастей не прибавится, а, значит, тех ническое состояние судов неизбежно будет ухудшать ся. Я вижу один путь реше ния проблемы: прежде все го надо повысить ответст венность экипажей путем их заинтересованности в ре зультатах общего труда, именно общего, а также ус тановить жесткий контроль за подготовкой судов. Если мы не найдем такого пути, то окажемся в тупике, «рас шатаем» суда. Как ни п е чально. но на сегодняшний день технические потери на мечаются, и немалые. А. П. КОСТЕНКО, каиитан РПК Мурманского тралового флота: — И все-таки мы ломим ся в открытую дверь. Экс перимент нужен. Почему мы боимся за суда, если четыре траулера ' будут об служивать пять экипажей? Я ходил капитаном на БАТе и только первый раз руковожу РПК. Но за это короткое время уже понял — перемены необходимы. Будучи капитаном-промысло виком, я всегда опасался именно за первый месяц рейса. Работал в этот пе риод как на иголках. Не знаешь, ни от кого что ждать, ни на кого можно опереться. ,В РП К с этим столкнулся в гораздо более широком .масштабе. Видел даже, как моряки друг доу- га спрашивали — ты слу чайно' не с нашего судна? Что ни говорите, сплочен ный. обученный, отдохнув ший экипаж — это большая сила. В. Д. ДЕМЯНЕНКО. заместитель начальника уп равления Мурманского тра лового флота: — Обсуждая экспери мент, мы, кажется, забыли об одном очень важном его преимуществе. Новая систе ма позволит наиболее точно определить промысловые возможности и судна, и эки пажа, выявить организатор ские способности каждого командира, каждого судово го специалиста. Ведь теперь ссылки на плохое техниче ское состояние траулера будут уже несостоятельны. При повой системе . труда, когда экипаж будет «коче вать» с одного судна на дру гое. они покажут себя со всех сторон. Вот тут-то вы явятся и возможности кол лектива, и его недостатки. Иными словами, мы добь емся естественного отбора специалистов. Я не ставлю иод сомнение, что данное новшество —- это система будущего. Но абсолютно со гласен с товарищем Коно- шеико, что в таком большом деле нужна серьезная тео ретическая и организацион ная подготовка. И еще об одном: шенно забываем мы о важном участке, как манские специалисты, но институт флагманских специалистов нам и надо ук реплять и опираться в экс перименте в первую очередь на него. -овер- флаг- Им ен- ОТ РЕДАКЦИИ. Как ви дим, у эксперимента есть и сторонники, и противники . Разговор за «круглым сто лом» в редакции лишний раз доказал, что в вопросе закрепления экипажей за капитанами существует еще много проблем. И самая главная из них — опасение за техническое состояние судов. Чтобы для опасений этих не оставалось места, пред стоит тщательно продумать вопросы, связанные с орга низацией междурейсового ремонта судов, повышением ответственности экипажей за состояние механизмов и машин во время передачи их заступающему на вахту экипажу. Словом, предстоиі найти пути комплексного решения социальных и тех нических проблем, не отда вая предпочтения ни одной из них. Самого пристального вни мания заслуживает и такая прозвучавшая в разговоре мысль: есть ли необходи мость вовлекать в экспери мент другие флота (прежде всего имеется в виду Мур манский траловый), пока новая система не будет пол ностью апробирована в объ единении «Мурманрыб пром»? Это позволит избе жать многих издержек, ошибок, которые, несомнен но, понесут «пионеры» нов шества независимо от того, к каким результатам приве дет эксперимент. Ну, а пока... Пока экспе римент продолжается. Л разговор ноі страницах еже недельника — тоже. К нему мы приглашаем специали стов флотов и организаций, занимающихся вопросами организации труда, а также всех тех, кого взволновала поднятая проблема. Разговор за «круглым столом» «Рыбного Мур- мана» вели корреспон денты еженедельника Н. НЕЧАЕВА и В. ЧИ- СНИКОВ. I I —> 1111111[111111ШПI!11111111111111111111111111111111111til 111111111111і1111111111111111111111111111!1111111111111111f111!1111111111111111111> 1111IIIII111 ^ = 2Е ...И тогда нам экипаж Фото ■ семья. В. СЕМАКОВА (г. Мурманск). g .............................................................................Illllllllllllllllllllllllllllllll....... .... ИЮ Н Я • 7 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz