Рыбный Мурман. 1981 г. Июнь.

tnjiiisiiimimsHitiiiiiimmKitimnitintuiiiiiHiiimiitiiiiiiiiiitinttiiiiiiiiiiiiniiiiiiiiiiiimiiiiniiiiniiiniiniiihiHiiiiitnHiiniJ: К ругли сіШ/іІМ” ' = / ПРОТИВ X I ІНЖ ІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІ........... III i 1111111II111111II1111II11II11il 111111iIII 11III III i 11III III) II lit IIMI11II1IIII111IIII i II III [llIHtl Itl 11111гг: В ОТЧЕТНОМ докладе ЦК КПСС XXV I съезду партии, с которым выступил Ге­ неральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Бреж­ нев, говорится о необходимости вырабаты­ вать такой стиль работы, « j котором органи­ чески сочетались бы исполнительность, дис­ циплинированность со смелой инициативой и предприимчивостью. Практичность и дело­ витость — с устремленностью к большим це­ лям». Эксперимент по закреплению экипажей за капитанами, который проводится в объеди­ нении «Мурманрыбпром», сочетает в себе инициативу и предприимчивость людей, ду­ шой болеющих за судьбу производства, за ^го завтрашний день, думающих о том, как облегчить труд рыбаков, упорядочить его ор­ ганизацию. Но эксперимент есть эксперимент. И в хо­ де его неизбежно возникает множество сложных вопросов, проблем, которые ждут своего разрешения. В частности, давайте вспомним письмо второго механика БМРТ «Высоковск» объединения «Мурманрыбпром» А. Филатова |«РМ» NS 11, 1981 год), который рчень взволнованно пишет о том, что если экипаж закреплять за капитаном, ф не за судном, то это нанесет непоправимый вред техническому состоянию судов. Опасения Филатова разделяют и некото­ рые другие наши читатели. Вот, например, что пишет в редакцию начальник радиостан­ ции из того же «Мурманрыбпрома» В. Н. Максименко: «На мой взгляд, понятие «суд­ но» складывается из двух компонентов — людей и собственно судна, как сложного тех­ нического сооружения. Уверен, что специа­ листы, работа которых связана с обслужива­ нием техники, полностью поддержат тов. Филатова. Идеальное решение затронутой проблемы в наших условиях найти трудно, но оптимальный выход, думаю, не тот, кото­ рый предлагают руководители «Мурманрыб­ прома». Здесь не может быть альтернативы — людей прикреплять к судну или создавать экипаж, не заботясь о постоянном для него «доме». Надо делать то и другое». Именно вопросам и проблемам, возникаю­ щим в ходе эксперимента, и был посвящен серьезный разговор в редакции нашей газе­ ты, в котором приняли участие организато­ ры эксперимента, руководители ЕРПО «Сев- рыба» и ведущие специалисты флотов. Итак, эксперимент — «ЗА» и «ПРОТИВ». Слово — участникам «круглого стола». Ф. ГОЛОВНИН, генеральный директор объ­ единения «Мурманрыбпром»: *4- Прежде всего хоте­ лось бы сказать о том, что эксперимент не блажь или прііхоть руководства объ­ единения. Смотрите, какая картина сложилась на на­ шем флоте: на уходящем в рейс судне в лучшем слу­ чае остается 10— 12 чело­ век от прежнего состава. Ёсе остальные -— новые люди. II. главное, меняется не только рядовой состав, но и судовые специалисты, этот костяк экипажа, от ко­ торого как раз и зависит сохранение «прочности» суд­ на. Наверное, никому не сто­ ит объяснять, как много времени проходит, прежде чем экипаж начнет говорить на одіюм языке, станет еди­ ным коллективом. Масса проблем возникает и с отпу­ сками моряков. Чуть ли не законом стало то, что рыбак два года проводит в море, потом набирается сил в дли­ тельном отпуске и затем, ожидая судно, еще добрых пятьдесят суток проводит в резерве. Притом пятьдесят — это средняя цифра. Но зачастую она подскакивает и до двухсот суток. И все- таки для того, чтобы сохра­ нить стабильный экипаж на одном судне, мы идем на это. Но, как показали иссле­ дования, проведенные наши­ ми специалистами, ничего хорошего такой затяжной резерв не дал. Мы нашли лишь одного человека, схо­ дившего три рейса подряд на одном судне. Если к этому добавить, что многие моряки, устав от столь напряженного ре­ жима работы, вообще спи­ сываются на берег и теку­ честь кадров по флоту до­ стигла такого уровня, что в пору за голову схватиться, станет ясно: без кардиналь­ ной перестройки всей нашей работы жить дальше нель­ зя. Перемен требовала от нас сама жизнь. Результа­ там анализа создавшегося положения, итогом долгих раздумий н поисков как раз и стало решение — закре­ пить экипажи не за судами, а за капитанами. Разумеет­ ся, сразу перейти на эту си­ стему нельзя. Как и всякое новшество, ее нужно было проверить на деле. Так и ро­ дился наш эксперимент. Мы верим, что он победит в борьбе за живучесть. А. И. ВИШЁМИРСКИИ, заместитель генерального директора объединения «Мурманрыбпром»: — Эксперимент должен жить. С ним мы связываем большие надежды. Судите сами: сейчас в эксперименте задействованы 10 однотип­ ных судов примерно одного . года рождения и равных по техническим возможностям. Обслуживают их 11 экипа­ жей. После окончания рей­ са, согласно составленному графику, весь экипаж одно­ временно уйдет в отпуск. Затем, опять же одновремен­ но, вернется на другое суд­ но этой группы. Годичный цикл такой: 160 суток рей­ са сменяются 40 — 45 сутка­ ми отдыха. Затем снова рейс — іі снова отдых, теперь уже 60— 70 суток. Таким образом, моряк будет нахо­ диться в резерве не более восьми суток в году. Противники у такой си­ стемы в объединении есть. Это прежде всего те, у кого нынешний отпуск пришелся на лето, а также моряки, ко­ торые собирались отдохнуть после длительного переры­ ва. Им мы не можем не пой­ ти навстречу и предостав.ія - ем отпуск. Я убежден, что, отдохнув, они двумя рука­ ми будут голосовать за но­ вую систему. А. В. РТИЩЕВ, заместитель начальника управления Мурманского тралового флота: — Я полностью поддер­ живаю точку зрения органи­ заторов эксперимента. Да­ вайте-на вещи смотреть ре­ ально: Е документах X X V I съезда КПСС говорится о том, что в новой пятилет­ ке будет действовать ряд факторов, усложняющих экономическое развитие. И один из них — сокращение прироста трудовых ресур­ сов. Партия ориентирует нас на мобилизацию; внут­ ренних резервов. Экспери­ мент, о котором мы сегодня говорим, как раз и вскры­ вает эти резервы. Он помо­ жет нам выиграть ь нелег­ кой борьбе за’ кадры, кото­ рая неминуемо развернется в момент их оттока. Новая система значитель­ но улучшит условия труда рыбаков, которые, увы, ос­ тавляют сейчас желать мно­ го лучшего. Ведь не случай­ но моряки говорят: судам хорошо, они железные, а люди есть люди! Со своими личными делами, заботами... Словом, плюсов в нсЕшест- ве я вижу больше, чем ми­ нусов. В. Д. КРИ ВОЩ Е КИН , начальник отдела судоре­ монта и технической эксплу­ атации флота объединения «Севрыба»: — Вот именно. Суда же­ лезные. Но ведь в этом же­ лезе заложено 'сердце суд­ на. Мы же добьемся экспе­ риментом. что через два ге- да у нас будут крепкие, ста­ бильные экипажи, но па чем они будут работать? На судах с «разбитыми сердца­ ми*. А это непременно так будет, потому что у судов не станет хозяев, о чем, кстати сказать, и пишут мо­ ряки в еженедельник. В «Азчеррыбе», например, не­ сколько лет назад пытались работать подобным мето­ дом, и в результате многие суда пришлось поставить на прикол, настолько они. по­ просту говоря, поистрепа­ лись. Г. Ф. ГОЛОВНИН: — Да, эта проблема есть. Н единственный вопрос, на который у меня пока нет ответа: будет ли моряк ра­ ботать хуже, зная, что в следующий рейс пойдет на другом судне. Однако назы­ вать проблему неразреши­ мой, думается, нет основа­ ний. Эксперимент предусма­ тривает усиленную систему контроля. При сдаче-прием­ ке судна будут составляться акты о техническом состоя­ нии механизмов по всем за- ведованиям. I I эти акты бу­ дут юридическим основани­ ем для оценки рейса. Конт­ ролером и судьей станут ре­ монтно-подменные команды (РПК). A. В. РТИЩЕВ: — То есть эксперимент где-то близок к системе са­ молетных экипажей. Сдал машины специалистам и от них же принял. B. Д. КРИВОЩЕКИН: — Какие там самолеты! Техническое обслуживание в авиации на такой высоте, до которой нам расти и ра­ сти. И как бы ни старались мы подобрать траулеры- * близнецы» — не получит­ ся. Ведь каждый человек на судне свой след оставля­ ет. Индивидуальный! Есть масса примеров того, на­ сколько заметны эти следы. В траловом флоте на ПГ1Р сПрокопьевск» бессменно ходил старшим механиком А. Е. Смирнов. Так у него и механизмы — любо-дорого посмотреть — безотказны в работе! А эксперимент в «Мур- маирыбпроме» напоминает мне, извините, с треском провалившийся опыт по прокату автомобилеіі. Пом­ ните, как все этому радова­ лись, пришел, взял машину, поехал... А чем все это кон­ чилось? В металлолом ма­ шины пошли. А у нас речь идет не об автомобилях — о судах, которые стоят мил­ лионы. Недаром ведь на бас­ сейновой конференции по технической эксплуатации флота, состоявшейся в кон­ це апреля у нас в Мурман­ ске, специалисты судо-меха- нической службы были еди­ нодушны в том, что техсо- стоянию флота новая систе­ ма нанесет непоправимый урон. Ю. И. КОНОШЕНКО. главный инженер управле­ ния Мурманского тралового флота: — Я не берусь отвечать за «Мурманрыбпром», но не могу понять, зачем экс­ перимент — дело новое и, прямо скажем, рискованное — начинать сразу на двух предприятиях. По меньшей мере, это неосторожно. Раз­ ве в этом есть жизненная необходимость?! Хочу на­ помнить: мы в свое время всеми силами пытались за­ крепить экипажи за судами. Получилось это у нас пло­ хо, но одно мы поняли твер- дс ■ где сменяемость людей — Т8М и речи оыть не МО- кет об удовлетворигельном состоянии техники. Но ког­ да за судном закрепляются определенные люди, е с іи , хоть с кого спросить. А кто' же будет отвечать за техни­ ку при новоіі системе? Не получится ли тая, как уже говорил товарищ Кривоще- кин: кадры-то мы усилим, социальные проблемы ре­ шим, а техническое состоя­ ние судов упустим, то есть одно качество улучшим в ущерб другому. Вспомните, как горячо не­ сколько лет назад убеждали жителей села в том, что пришло время отказаться от іичного подсобного, хозяйст­ ва. Система привилась. А теперь, когда поняли оши­ бочность этой установки, крайне трудно вернуться к старому, хотя сама жизнь диктует такую необходи­ мость. А если у нас экспери­ мент не удастся и "придётся возвращаться к нынешним порядкам, не обернется ли это катастрофой? Не подумайте, что я про­ тив экспериментов ' вообще, нет, я не рутинер, но я за то, чтобы любому начина­ нию предшествовала серьез­ нейшая теоретическая под­ готовка. А таковой мы как раз и не наблюдаем в дан­ ном случае. Много здесь говорилось о психологической стороне во­ проса. Так вот, мы столько лет внушали морякам: твоя техника, ты за нее отвеча­ ешь. Кроме того, систему непрерывного технического обслуживания судов (СН”л ) на это ориентировали. Зная, насколько серьезно обстоят у нас дела с дефицитом су­ доремонтных мощностей, пе­ ренесли СНТО на суда. И двух- или четырехгодичная периодичность СНТО позво­ ляла морякам распланиро­ вать ремонтные работы на весь цикл. А теперь о какой непрерывности техобслужи­ вания может идти речь? Лю­ ди-то будут меняться, как погода в море... Расплани­ ровать СНТО на несколько экипажей — невозможно, а одной команде за один рейс ремонт не под силу... Краііне шатка и’ система передачи судов. У нас хоть один эксплуатационник не­ посредственно от ; другого принимал, а теперь это бу­ дет идти через третьи руки — через РПК... Я со всей ответственностью должен за­ явить, что мы, технические специалисты флота, не гло­ жем гарантировать норміг.-.-ё' ное состояние механизмов при новой системе. Более того, мы абсолютно уверены в ухудшении, и резко?.!, тех- состояния флота. М. И. КАРГИН , начальник Всесоюзного ры­ бопромышленного объеди­ нения «Севрыба»: — Конечно, слушать про­ тивоположные мнения инте­ ресно, однако мы не учиты­ ваем задачи, которая перед нами сейчас стоит и кото­ рая нас объединяет. Долгое время мы вели борьбу за закрепление экипажей за судами и ничего не доби­ лись. Подавляющее боль­ шинство судов постоянных экипажей так и не имеет. В частности, потому, что мало кто систематически .jans'v шл­ ется закреплением кадрѴі. И я согласен с тем, что жизнь требует перемен, на месте стоять нельзя. Ведь сложное положение, которое сложилось в «Мурманрыб- гіроме», в той или иной сте­ пени характерно для Есех флотов. Нагрузки в море с каждым годом растут, лю­ дям нужен отдых. Полноцен­ ный, здоровый отдых. Прі нынешней организации тру­ да обеспечить таковой край­ не сложно. Значит, нужно искать выход. Может быть, и;л и станет та система, по • 6 стр. «Р Ы Б Н Ы Й МУРМАН»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz