Рыбный Мурман. 1981 г. Июнь.
tnjiiisiiimimsHitiiiiiimmKitimnitintuiiiiiHiiimiitiiiiiiiiiitinttiiiiiiiiiiiiniiiiiiiiiiiimiiiiniiiiniiiniiniiihiHiiiiitnHiiniJ: К ругли сіШ/іІМ” ' = / ПРОТИВ X I ІНЖ ІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІ........... III i 1111111II111111II1111II11II11il 111111iIII 11III III i 11III III) II lit IIMI11II1IIII111IIII i II III [llIHtl Itl 11111гг: В ОТЧЕТНОМ докладе ЦК КПСС XXV I съезду партии, с которым выступил Ге неральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Бреж нев, говорится о необходимости вырабаты вать такой стиль работы, « j котором органи чески сочетались бы исполнительность, дис циплинированность со смелой инициативой и предприимчивостью. Практичность и дело витость — с устремленностью к большим це лям». Эксперимент по закреплению экипажей за капитанами, который проводится в объеди нении «Мурманрыбпром», сочетает в себе инициативу и предприимчивость людей, ду шой болеющих за судьбу производства, за ^го завтрашний день, думающих о том, как облегчить труд рыбаков, упорядочить его ор ганизацию. Но эксперимент есть эксперимент. И в хо де его неизбежно возникает множество сложных вопросов, проблем, которые ждут своего разрешения. В частности, давайте вспомним письмо второго механика БМРТ «Высоковск» объединения «Мурманрыбпром» А. Филатова |«РМ» NS 11, 1981 год), который рчень взволнованно пишет о том, что если экипаж закреплять за капитаном, ф не за судном, то это нанесет непоправимый вред техническому состоянию судов. Опасения Филатова разделяют и некото рые другие наши читатели. Вот, например, что пишет в редакцию начальник радиостан ции из того же «Мурманрыбпрома» В. Н. Максименко: «На мой взгляд, понятие «суд но» складывается из двух компонентов — людей и собственно судна, как сложного тех нического сооружения. Уверен, что специа листы, работа которых связана с обслужива нием техники, полностью поддержат тов. Филатова. Идеальное решение затронутой проблемы в наших условиях найти трудно, но оптимальный выход, думаю, не тот, кото рый предлагают руководители «Мурманрыб прома». Здесь не может быть альтернативы — людей прикреплять к судну или создавать экипаж, не заботясь о постоянном для него «доме». Надо делать то и другое». Именно вопросам и проблемам, возникаю щим в ходе эксперимента, и был посвящен серьезный разговор в редакции нашей газе ты, в котором приняли участие организато ры эксперимента, руководители ЕРПО «Сев- рыба» и ведущие специалисты флотов. Итак, эксперимент — «ЗА» и «ПРОТИВ». Слово — участникам «круглого стола». Ф. ГОЛОВНИН, генеральный директор объ единения «Мурманрыбпром»: *4- Прежде всего хоте лось бы сказать о том, что эксперимент не блажь или прііхоть руководства объ единения. Смотрите, какая картина сложилась на на шем флоте: на уходящем в рейс судне в лучшем слу чае остается 10— 12 чело век от прежнего состава. Ёсе остальные -— новые люди. II. главное, меняется не только рядовой состав, но и судовые специалисты, этот костяк экипажа, от ко торого как раз и зависит сохранение «прочности» суд на. Наверное, никому не сто ит объяснять, как много времени проходит, прежде чем экипаж начнет говорить на одіюм языке, станет еди ным коллективом. Масса проблем возникает и с отпу сками моряков. Чуть ли не законом стало то, что рыбак два года проводит в море, потом набирается сил в дли тельном отпуске и затем, ожидая судно, еще добрых пятьдесят суток проводит в резерве. Притом пятьдесят — это средняя цифра. Но зачастую она подскакивает и до двухсот суток. И все- таки для того, чтобы сохра нить стабильный экипаж на одном судне, мы идем на это. Но, как показали иссле дования, проведенные наши ми специалистами, ничего хорошего такой затяжной резерв не дал. Мы нашли лишь одного человека, схо дившего три рейса подряд на одном судне. Если к этому добавить, что многие моряки, устав от столь напряженного ре жима работы, вообще спи сываются на берег и теку честь кадров по флоту до стигла такого уровня, что в пору за голову схватиться, станет ясно: без кардиналь ной перестройки всей нашей работы жить дальше нель зя. Перемен требовала от нас сама жизнь. Результа там анализа создавшегося положения, итогом долгих раздумий н поисков как раз и стало решение — закре пить экипажи не за судами, а за капитанами. Разумеет ся, сразу перейти на эту си стему нельзя. Как и всякое новшество, ее нужно было проверить на деле. Так и ро дился наш эксперимент. Мы верим, что он победит в борьбе за живучесть. А. И. ВИШЁМИРСКИИ, заместитель генерального директора объединения «Мурманрыбпром»: — Эксперимент должен жить. С ним мы связываем большие надежды. Судите сами: сейчас в эксперименте задействованы 10 однотип ных судов примерно одного . года рождения и равных по техническим возможностям. Обслуживают их 11 экипа жей. После окончания рей са, согласно составленному графику, весь экипаж одно временно уйдет в отпуск. Затем, опять же одновремен но, вернется на другое суд но этой группы. Годичный цикл такой: 160 суток рей са сменяются 40 — 45 сутка ми отдыха. Затем снова рейс — іі снова отдых, теперь уже 60— 70 суток. Таким образом, моряк будет нахо диться в резерве не более восьми суток в году. Противники у такой си стемы в объединении есть. Это прежде всего те, у кого нынешний отпуск пришелся на лето, а также моряки, ко торые собирались отдохнуть после длительного переры ва. Им мы не можем не пой ти навстречу и предостав.ія - ем отпуск. Я убежден, что, отдохнув, они двумя рука ми будут голосовать за но вую систему. А. В. РТИЩЕВ, заместитель начальника управления Мурманского тралового флота: — Я полностью поддер живаю точку зрения органи заторов эксперимента. Да вайте-на вещи смотреть ре ально: Е документах X X V I съезда КПСС говорится о том, что в новой пятилет ке будет действовать ряд факторов, усложняющих экономическое развитие. И один из них — сокращение прироста трудовых ресур сов. Партия ориентирует нас на мобилизацию; внут ренних резервов. Экспери мент, о котором мы сегодня говорим, как раз и вскры вает эти резервы. Он помо жет нам выиграть ь нелег кой борьбе за’ кадры, кото рая неминуемо развернется в момент их оттока. Новая система значитель но улучшит условия труда рыбаков, которые, увы, ос тавляют сейчас желать мно го лучшего. Ведь не случай но моряки говорят: судам хорошо, они железные, а люди есть люди! Со своими личными делами, заботами... Словом, плюсов в нсЕшест- ве я вижу больше, чем ми нусов. В. Д. КРИ ВОЩ Е КИН , начальник отдела судоре монта и технической эксплу атации флота объединения «Севрыба»: — Вот именно. Суда же лезные. Но ведь в этом же лезе заложено 'сердце суд на. Мы же добьемся экспе риментом. что через два ге- да у нас будут крепкие, ста бильные экипажи, но па чем они будут работать? На судах с «разбитыми сердца ми*. А это непременно так будет, потому что у судов не станет хозяев, о чем, кстати сказать, и пишут мо ряки в еженедельник. В «Азчеррыбе», например, не сколько лет назад пытались работать подобным мето дом, и в результате многие суда пришлось поставить на прикол, настолько они. по просту говоря, поистрепа лись. Г. Ф. ГОЛОВНИН: — Да, эта проблема есть. Н единственный вопрос, на который у меня пока нет ответа: будет ли моряк ра ботать хуже, зная, что в следующий рейс пойдет на другом судне. Однако назы вать проблему неразреши мой, думается, нет основа ний. Эксперимент предусма тривает усиленную систему контроля. При сдаче-прием ке судна будут составляться акты о техническом состоя нии механизмов по всем за- ведованиям. I I эти акты бу дут юридическим основани ем для оценки рейса. Конт ролером и судьей станут ре монтно-подменные команды (РПК). A. В. РТИЩЕВ: — То есть эксперимент где-то близок к системе са молетных экипажей. Сдал машины специалистам и от них же принял. B. Д. КРИВОЩЕКИН: — Какие там самолеты! Техническое обслуживание в авиации на такой высоте, до которой нам расти и ра сти. И как бы ни старались мы подобрать траулеры- * близнецы» — не получит ся. Ведь каждый человек на судне свой след оставля ет. Индивидуальный! Есть масса примеров того, на сколько заметны эти следы. В траловом флоте на ПГ1Р сПрокопьевск» бессменно ходил старшим механиком А. Е. Смирнов. Так у него и механизмы — любо-дорого посмотреть — безотказны в работе! А эксперимент в «Мур- маирыбпроме» напоминает мне, извините, с треском провалившийся опыт по прокату автомобилеіі. Пом ните, как все этому радова лись, пришел, взял машину, поехал... А чем все это кон чилось? В металлолом ма шины пошли. А у нас речь идет не об автомобилях — о судах, которые стоят мил лионы. Недаром ведь на бас сейновой конференции по технической эксплуатации флота, состоявшейся в кон це апреля у нас в Мурман ске, специалисты судо-меха- нической службы были еди нодушны в том, что техсо- стоянию флота новая систе ма нанесет непоправимый урон. Ю. И. КОНОШЕНКО. главный инженер управле ния Мурманского тралового флота: — Я не берусь отвечать за «Мурманрыбпром», но не могу понять, зачем экс перимент — дело новое и, прямо скажем, рискованное — начинать сразу на двух предприятиях. По меньшей мере, это неосторожно. Раз ве в этом есть жизненная необходимость?! Хочу на помнить: мы в свое время всеми силами пытались за крепить экипажи за судами. Получилось это у нас пло хо, но одно мы поняли твер- дс ■ где сменяемость людей — Т8М и речи оыть не МО- кет об удовлетворигельном состоянии техники. Но ког да за судном закрепляются определенные люди, е с іи , хоть с кого спросить. А кто' же будет отвечать за техни ку при новоіі системе? Не получится ли тая, как уже говорил товарищ Кривоще- кин: кадры-то мы усилим, социальные проблемы ре шим, а техническое состоя ние судов упустим, то есть одно качество улучшим в ущерб другому. Вспомните, как горячо не сколько лет назад убеждали жителей села в том, что пришло время отказаться от іичного подсобного, хозяйст ва. Система привилась. А теперь, когда поняли оши бочность этой установки, крайне трудно вернуться к старому, хотя сама жизнь диктует такую необходи мость. А если у нас экспери мент не удастся и "придётся возвращаться к нынешним порядкам, не обернется ли это катастрофой? Не подумайте, что я про тив экспериментов ' вообще, нет, я не рутинер, но я за то, чтобы любому начина нию предшествовала серьез нейшая теоретическая под готовка. А таковой мы как раз и не наблюдаем в дан ном случае. Много здесь говорилось о психологической стороне во проса. Так вот, мы столько лет внушали морякам: твоя техника, ты за нее отвеча ешь. Кроме того, систему непрерывного технического обслуживания судов (СН”л ) на это ориентировали. Зная, насколько серьезно обстоят у нас дела с дефицитом су доремонтных мощностей, пе ренесли СНТО на суда. И двух- или четырехгодичная периодичность СНТО позво ляла морякам распланиро вать ремонтные работы на весь цикл. А теперь о какой непрерывности техобслужи вания может идти речь? Лю ди-то будут меняться, как погода в море... Расплани ровать СНТО на несколько экипажей — невозможно, а одной команде за один рейс ремонт не под силу... Краііне шатка и’ система передачи судов. У нас хоть один эксплуатационник не посредственно от ; другого принимал, а теперь это бу дет идти через третьи руки — через РПК... Я со всей ответственностью должен за явить, что мы, технические специалисты флота, не гло жем гарантировать норміг.-.-ё' ное состояние механизмов при новой системе. Более того, мы абсолютно уверены в ухудшении, и резко?.!, тех- состояния флота. М. И. КАРГИН , начальник Всесоюзного ры бопромышленного объеди нения «Севрыба»: — Конечно, слушать про тивоположные мнения инте ресно, однако мы не учиты ваем задачи, которая перед нами сейчас стоит и кото рая нас объединяет. Долгое время мы вели борьбу за закрепление экипажей за судами и ничего не доби лись. Подавляющее боль шинство судов постоянных экипажей так и не имеет. В частности, потому, что мало кто систематически .jans'v шл ется закреплением кадрѴі. И я согласен с тем, что жизнь требует перемен, на месте стоять нельзя. Ведь сложное положение, которое сложилось в «Мурманрыб- гіроме», в той или иной сте пени характерно для Есех флотов. Нагрузки в море с каждым годом растут, лю дям нужен отдых. Полноцен ный, здоровый отдых. Прі нынешней организации тру да обеспечить таковой край не сложно. Значит, нужно искать выход. Может быть, и;л и станет та система, по • 6 стр. «Р Ы Б Н Ы Й МУРМАН»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz