Рыбный Мурман. 1981 г. Июнь.

„ п р о к у р а т ; i ’ Мур.маиская трансг; >рг- ная прокуратура. 11 октяб­ ря. 1974 ГОД. № 986. г. Мур­ манск. Исполняющему обя­ занности капитана морского торгового порта тоз. Канг:: - ну И. П. В мае 1974 года в районе кп: ного каравана Мурманского морского рыбного порта зато­ нул при ликвидации пожара рыболовный траулер «Викто­ рия Прошу вас провести соответствующее расследо­ вание данного случая и ма­ териалы расследования на­ править в Мурманскую тран­ спортную прокуратур.'' для решения вопроса о привле­ чении виновных к уголовной ответственности. Мурманский транспорт­ ный прокурор советник юс­ тиции В. И. Друзякпн». ...Этому документу ровно семь лет. Правда, он не сов­ сем точен: английский трау­ лер не затонул — он был за ­ топлен. Затоплен нашими спасателями и пожарниками. Так было нужно, этого тре­ бовала обстановка, иначе... могла произойти катастрофа. БОРЬБА НЕ НА ЖИЗНЬ... А ЗА ЖИЗНЬ! Время, говорят, лучший лекарь, правда, если речь идет не о памяти. Оно уве­ ренно стирает вчерашнее «главное , которое становит­ ся сегодня второстепенным, завтра — полузабытым, а спустя годы?.. И все же так часты случаи, когда забытое прошлое во весь рост встает перед тобой, от которого не уйти и которое заставляет тебя, человека, думать быст­ ро и действовать немед­ ленно. Теперь мы вернемся в неда­ лекое прошлое и вспомним подробно обстоятельства гибе­ ли «Виктории». Возможно, в этом и не было бы необхо­ димости, если бы не навис­ шая сегодня над Кольским заливом беда. ...Это случилось в перво­ майские праздничные дни 1974 г. Спасательный мор­ ской буксир «Бесстрашный * под командованием капитана М. С. Отводенко нес обыч­ ную аварийно-спасательную службу в губе Эйна Барен­ цева моря, как вдруг по ра­ диотелефону передали при­ каз руководителя промыс­ ла Илгунаса следовать в указанный квадрат для ока­ зания помощи горящему иностранному судну. Ровно в полночь «Бесстрашный» был на месте происшествия. Английский траулер «Викто­ рия», объятый пламенем, буксировался советским к а ­ тером в сторону Кольского залива. На борту потерпев­ шего судна не осталось ни одного английского моряка, и, как выяснилось позже, никто из них и не пытался справиться с внезапно воз­ никшим пожаром. На «Виктории» горели по­ мещения в средней надстрой­ ке, рулевая рубка уже сгоре­ ла, а через иллюминаторы носовой и средней части кор­ пуса просматривалось пламя в подпалубных помещениях. Не мешкая, «Бесстрашный» приступил к тушению пожа­ ра, извергая мощные струи воды через два гидромони­ тора. Борьба с пламенем продолжалась около двух часов, как вдруг лопнул буксирный трос. Экипажу «Бесстрашного» все же удалось сбить пламя со средней надстройки, и второй помощник капитана Тимошенко с аварийной командой высадился через бак на носовую палубу «Вик­ тории». Что оставалось делать в такой ситуации? Борьба с огнем оказалась не такой простой, швартовка к «Вик­ торин» исключалась: слиш­ ком неспокойно было море. Но и нельзя оставить горя­ щее судно в районе интен­ сивного промысла. Капитан решил буксиро­ вать раскаленное судно в Кольский залив. Однако к утру вне .апно возни: шее на нем пламя захлестнуло всю среднюю надстройку, а из кормовой части густыми клубами повалил черный дым. И снова — борьба с ог­ нем. На помощь прибыл по­ жарный катер «Бдительныіі с пожарниками на борту. Еще позже появился буксир «Прончищев» с заданием от­ буксировать потерпевшее судно в Мурманск, к чему он сразу и приступил, А в это время на помощь спешил буксир «Надир»-. Об­ щими усилиями к позднему вый борт, и лишь утром чет­ вертого дня опасность пол­ ностью миновала. Та:: мно­ гие моряки, спасатели и по­ жарники встретили перво­ майский праздник. II все же благодаря героизм?, мужест- в\ советских людей был спа­ сен причал и залив от воз­ можной серьезной катастро­ фы: 237 тонн топлива могло выйти в воды Кольского за ­ лива. МИСТЕР ТЕЙЛОР: «...РУССКИЕ С ГОРЕЧЬЮ ВОСПРИНЯЛИ БРИТАНСКУЮ ВЕРСИЮ» Прошло время, и лишь в сентябре 1974 года в Мур­ манск прибыли представи­ тели английского страхового общества «Пи энд Ай Клаб . ГИБЕЛЬ „ВИКТОРИИ" ф Пожар на английском траулере «Виктория». ф Четверо суток борьбы за жизнь судна, ф Британская версия и советское мужество. ф Английская фирма отказывается от прав на владение судном. фУ г р о з а заливу не миновала. вечеру «Виктория» была от­ буксирована к западному бе­ регу Кольского залива. Суд­ но не потеряло ни плавуче­ сти, ни остойчивости, но мо­ ряки заметили, что «Викто­ рия- накренилась на правый борт. Казалось, стихия успокои­ лась, признаков пожара не обнаружили, и моряки нача­ ли откачивать скопившуюся воду. Как вдруг... Дым вновь повалил из носовых подпа­ лубных помещений. Вода из пожарных шлангов снова хлынула в самый очаг по­ жара, но случилось неожи­ данное: крен увеличился. Дело приняло совсем дру­ гой оборот. Теперь могла произойти катастрофа. Водо­ непроницаемая переборка (граничащая с носовыми по­ мещениями главной палубы) нагрелась до ста градусов, а ведь на переборке находился расходный топливный танк, который мог взорваться в любую минуту. Борьба с огнем стала оже­ сточеннее. Немедленно была применена высокократная пена, которая заполнила внутренние помещения суд­ на, но крен «Виктории» до­ стиг тридцати градусов. При* бывший ночью на место происшествия заместитель начальника порта Н. М. Си­ зов приказал переставить траулер носом в берег по корме каравана отстойных судов, стоящих на бочках у западного берега. Почти весь следующий день моряки и пожарники пытались унять разбушевав­ шийся огонь. Напрасно. Ис­ сяк запас высокократной пе» ны. Остался последний и единственно правильный вы ­ ход: затопить «Викторию-. ...Только ночью удалось «уложить» траулер на пра­ которые заявили, что трау­ лер пострадал во время по­ жара и не представляет ин­ тереса для судовладельца. Однако судовладелец трау­ лера — компания «Нертерн Травлерес Лимитед» — дол­ го не извещал порт относи­ тельно дальнейших намере­ ний в отношении «Викто­ рии». Комиссия, составленная из представителей инспекции портового надзора Мурман­ ского морского торгового порта, изучив обстоятельст­ ва гибели траулера, шестым пунктом составленного ито­ гового заключения рекомен­ довала администрации рыб­ ного порта потребовать от судовладельца «принять ме­ ры к удалению траулера с акватории порта за его счет и «принять меры к предот­ вращению возможного раз-' ложеиия в трюме траулера груза рыбопродукции :: вы ­ деления из его танков топли­ ва на поверхность акзатории порта . Вот такая серьезная опас­ ность возникла в результате поя,ара. Англичане по исте­ чении года, мягко говоря, от­ казались от ставшего теперь ненужным траулера. Спе­ циально еще в 1974 году в Мурманск прибыл с деся­ тидневным визитом управ­ ляющий британской компа­ нией в Гримсби мистер Тей­ лор, о чем подробно писал английский журнал «Фи­ шинг Ньюс Интернейшин • в статье «Траулер Великобри­ тании затонул после пожа­ ра» (№ 11, 1974 г.). В интервью корреспонден­ ту этого журнала мистер Тейлор сказал, что ему хоте­ лось бы покончить с ненуж­ ными настроениями, возник­ шими в Британии против СССР в так называемый пе­ риод молчания, когда судно находилось в руках рус­ ских... Тот факт, подчеркнул он, что прошло семь меся­ цев, прежде чем группа инс­ пекции смогла посетить Мур­ манск, не имеет ничего об­ щего с недостатками сотруд­ ничества со стороны русских. Однако в Британии уже успели распространить из­ вращенный слух относитель­ но действий наших спаса­ тельных служб во время ту­ шения пожара: «Он (Тейлор) добавил, — пишет журнал, •— что русские с горечью восприняли британскую вер­ сию о выполнении ими спа­ сательных работ, и он чувст­ вовал, что было уже поздно что-либо исправить. Как морская держава, они хоро­ шо осознают свою ответст­ венность при оказании по­ мощи в любой спасательной операции, кто бы ни был в нее вовлечен...» Итак, англичане поставили крест на «Виктории». Через год, согласно ст. 103 КТМ СССР, траулер перешел а распоряжение порта. КТО СКАЖЕТ ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО? В 1975 году, требуя от анг­ личан убрать судно с аква­ тории порта, мы говорили о том, что, согласно 98-й статье КТМ СССР, «оно мешает су­ доходству». И мы были пра­ вы. Но коль уж англичане отказались от своих прав на судно и оно стало нашей собственностью, то те спра­ ведливые требования убрать судно мы уже тогда были обязаны предъявить самим себе. Этого не произошло ни в 1975 году, ни сегодня. До сих пор «Виктория» «меша­ ет судоходству», находясь на прежнем месте, у западного берега порта. Проржавев­ ший, забытый богом и пор­ товыми властями, стоит анг­ лийский траулер как обра­ зец бесхозяйственности. Ио дело не только в пре­ пятствии судоходству. До сих пор в танках траулера находится 237 тонн топлива которое в любую минуту мо­ жет «пополнить-» воды Коль­ ского залива. Угроза загряз­ нения вод не только не ми­ новала, а возросла в связи с серьезными повреждениями коррозией корпуса и топлив­ ных танков судна. Впрочем, шесть лет назад портовая администрация пы­ талась спасти положение, обратившись за помощью в ЦПКТБ. Письмо было на­ правлено главному инжене­ ру Г. И. Марокову. Вот вы ­ держка из него: «...По имею­ щимся у нас сведениям, в топливных танках траулера «Виктория - имеется около 237 тонн дизельного топли­ ва, которое в случае корро­ зийного разрушения танков начнет вытекать и загряз­ нять акваторию пор­ та-. И далее портовики про­ сили дать рекомендации по безопасному способу удале­ ния топлива, «исключающе­ му загорание или утечку». К тому времени порт распола­ гал конструктивными черте­ жами. В ЦПКТБ бумагу про­ читали очень внимательно И... послали просителей а морское пароходство. Дес­ кать, те и опытом распола­ гают, и возможностями. Сейчас трудно предпола­ гать, какова же была основ­ ная причина бумажной пе­ реписки и делового застоя. Ясно только одно: шесть лет назад дело «Викторин» было заморожено и предано заб­ вению на неопределенный срок. Время шло, одних руково­ дителей порта повышали другие уходили на пенсию, оставшиеся же так и не вспо­ минали о затопленном суд­ не. Пришлось напомнить. Встречались и с рядовыми, и руководящими работника­ ми порта, но диалоги в ос­ новном сводились к следу­ ющему: — Что собираетесь делать с «Викторией»? — А что с ней нужно де­ лать? — В танках судна нахо­ дится топливо, и оно мо­ жет... — Но как мы откачаем топливо, не зная, где нахо­ дятся танки? — Есть конструктивные чертежи судна... Мы далеки от мысли пред­ полагать, что портовики ме­ нее нас заинтересованы в со­ хранности чистоты вод уни­ кального по своей природе незамерзающего залива. Воп­ рос лишь том, насколько оперативно, не ссылаясь на обстоятельства, портовики сдвинут дело с мертвой точ­ ки. Сроки на раздумья и раскачку давно миновали. Вот в чем суть. В. РЕЗНИКОВ. .................................................................а Л И Ц О М к П РИ РО Д Е Фото В, СЕМАКО 3.4, О Ш стр. = «РЫБНЫЙ МУРМАН» иют г»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz