Рыбный Мурман. 1981 г. Июнь.
„ п р о к у р а т ; i ’ Мур.маиская трансг; >рг- ная прокуратура. 11 октяб ря. 1974 ГОД. № 986. г. Мур манск. Исполняющему обя занности капитана морского торгового порта тоз. Канг:: - ну И. П. В мае 1974 года в районе кп: ного каравана Мурманского морского рыбного порта зато нул при ликвидации пожара рыболовный траулер «Викто рия Прошу вас провести соответствующее расследо вание данного случая и ма териалы расследования на править в Мурманскую тран спортную прокуратур.'' для решения вопроса о привле чении виновных к уголовной ответственности. Мурманский транспорт ный прокурор советник юс тиции В. И. Друзякпн». ...Этому документу ровно семь лет. Правда, он не сов сем точен: английский трау лер не затонул — он был за топлен. Затоплен нашими спасателями и пожарниками. Так было нужно, этого тре бовала обстановка, иначе... могла произойти катастрофа. БОРЬБА НЕ НА ЖИЗНЬ... А ЗА ЖИЗНЬ! Время, говорят, лучший лекарь, правда, если речь идет не о памяти. Оно уве ренно стирает вчерашнее «главное , которое становит ся сегодня второстепенным, завтра — полузабытым, а спустя годы?.. И все же так часты случаи, когда забытое прошлое во весь рост встает перед тобой, от которого не уйти и которое заставляет тебя, человека, думать быст ро и действовать немед ленно. Теперь мы вернемся в неда лекое прошлое и вспомним подробно обстоятельства гибе ли «Виктории». Возможно, в этом и не было бы необхо димости, если бы не навис шая сегодня над Кольским заливом беда. ...Это случилось в перво майские праздничные дни 1974 г. Спасательный мор ской буксир «Бесстрашный * под командованием капитана М. С. Отводенко нес обыч ную аварийно-спасательную службу в губе Эйна Барен цева моря, как вдруг по ра диотелефону передали при каз руководителя промыс ла Илгунаса следовать в указанный квадрат для ока зания помощи горящему иностранному судну. Ровно в полночь «Бесстрашный» был на месте происшествия. Английский траулер «Викто рия», объятый пламенем, буксировался советским к а тером в сторону Кольского залива. На борту потерпев шего судна не осталось ни одного английского моряка, и, как выяснилось позже, никто из них и не пытался справиться с внезапно воз никшим пожаром. На «Виктории» горели по мещения в средней надстрой ке, рулевая рубка уже сгоре ла, а через иллюминаторы носовой и средней части кор пуса просматривалось пламя в подпалубных помещениях. Не мешкая, «Бесстрашный» приступил к тушению пожа ра, извергая мощные струи воды через два гидромони тора. Борьба с пламенем продолжалась около двух часов, как вдруг лопнул буксирный трос. Экипажу «Бесстрашного» все же удалось сбить пламя со средней надстройки, и второй помощник капитана Тимошенко с аварийной командой высадился через бак на носовую палубу «Вик тории». Что оставалось делать в такой ситуации? Борьба с огнем оказалась не такой простой, швартовка к «Вик торин» исключалась: слиш ком неспокойно было море. Но и нельзя оставить горя щее судно в районе интен сивного промысла. Капитан решил буксиро вать раскаленное судно в Кольский залив. Однако к утру вне .апно возни: шее на нем пламя захлестнуло всю среднюю надстройку, а из кормовой части густыми клубами повалил черный дым. И снова — борьба с ог нем. На помощь прибыл по жарный катер «Бдительныіі с пожарниками на борту. Еще позже появился буксир «Прончищев» с заданием от буксировать потерпевшее судно в Мурманск, к чему он сразу и приступил, А в это время на помощь спешил буксир «Надир»-. Об щими усилиями к позднему вый борт, и лишь утром чет вертого дня опасность пол ностью миновала. Та:: мно гие моряки, спасатели и по жарники встретили перво майский праздник. II все же благодаря героизм?, мужест- в\ советских людей был спа сен причал и залив от воз можной серьезной катастро фы: 237 тонн топлива могло выйти в воды Кольского за лива. МИСТЕР ТЕЙЛОР: «...РУССКИЕ С ГОРЕЧЬЮ ВОСПРИНЯЛИ БРИТАНСКУЮ ВЕРСИЮ» Прошло время, и лишь в сентябре 1974 года в Мур манск прибыли представи тели английского страхового общества «Пи энд Ай Клаб . ГИБЕЛЬ „ВИКТОРИИ" ф Пожар на английском траулере «Виктория». ф Четверо суток борьбы за жизнь судна, ф Британская версия и советское мужество. ф Английская фирма отказывается от прав на владение судном. фУ г р о з а заливу не миновала. вечеру «Виктория» была от буксирована к западному бе регу Кольского залива. Суд но не потеряло ни плавуче сти, ни остойчивости, но мо ряки заметили, что «Викто рия- накренилась на правый борт. Казалось, стихия успокои лась, признаков пожара не обнаружили, и моряки нача ли откачивать скопившуюся воду. Как вдруг... Дым вновь повалил из носовых подпа лубных помещений. Вода из пожарных шлангов снова хлынула в самый очаг по жара, но случилось неожи данное: крен увеличился. Дело приняло совсем дру гой оборот. Теперь могла произойти катастрофа. Водо непроницаемая переборка (граничащая с носовыми по мещениями главной палубы) нагрелась до ста градусов, а ведь на переборке находился расходный топливный танк, который мог взорваться в любую минуту. Борьба с огнем стала оже сточеннее. Немедленно была применена высокократная пена, которая заполнила внутренние помещения суд на, но крен «Виктории» до стиг тридцати градусов. При* бывший ночью на место происшествия заместитель начальника порта Н. М. Си зов приказал переставить траулер носом в берег по корме каравана отстойных судов, стоящих на бочках у западного берега. Почти весь следующий день моряки и пожарники пытались унять разбушевав шийся огонь. Напрасно. Ис сяк запас высокократной пе» ны. Остался последний и единственно правильный вы ход: затопить «Викторию-. ...Только ночью удалось «уложить» траулер на пра которые заявили, что трау лер пострадал во время по жара и не представляет ин тереса для судовладельца. Однако судовладелец трау лера — компания «Нертерн Травлерес Лимитед» — дол го не извещал порт относи тельно дальнейших намере ний в отношении «Викто рии». Комиссия, составленная из представителей инспекции портового надзора Мурман ского морского торгового порта, изучив обстоятельст ва гибели траулера, шестым пунктом составленного ито гового заключения рекомен довала администрации рыб ного порта потребовать от судовладельца «принять ме ры к удалению траулера с акватории порта за его счет и «принять меры к предот вращению возможного раз-' ложеиия в трюме траулера груза рыбопродукции :: вы деления из его танков топли ва на поверхность акзатории порта . Вот такая серьезная опас ность возникла в результате поя,ара. Англичане по исте чении года, мягко говоря, от казались от ставшего теперь ненужным траулера. Спе циально еще в 1974 году в Мурманск прибыл с деся тидневным визитом управ ляющий британской компа нией в Гримсби мистер Тей лор, о чем подробно писал английский журнал «Фи шинг Ньюс Интернейшин • в статье «Траулер Великобри тании затонул после пожа ра» (№ 11, 1974 г.). В интервью корреспонден ту этого журнала мистер Тейлор сказал, что ему хоте лось бы покончить с ненуж ными настроениями, возник шими в Британии против СССР в так называемый пе риод молчания, когда судно находилось в руках рус ских... Тот факт, подчеркнул он, что прошло семь меся цев, прежде чем группа инс пекции смогла посетить Мур манск, не имеет ничего об щего с недостатками сотруд ничества со стороны русских. Однако в Британии уже успели распространить из вращенный слух относитель но действий наших спаса тельных служб во время ту шения пожара: «Он (Тейлор) добавил, — пишет журнал, •— что русские с горечью восприняли британскую вер сию о выполнении ими спа сательных работ, и он чувст вовал, что было уже поздно что-либо исправить. Как морская держава, они хоро шо осознают свою ответст венность при оказании по мощи в любой спасательной операции, кто бы ни был в нее вовлечен...» Итак, англичане поставили крест на «Виктории». Через год, согласно ст. 103 КТМ СССР, траулер перешел а распоряжение порта. КТО СКАЖЕТ ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО? В 1975 году, требуя от анг личан убрать судно с аква тории порта, мы говорили о том, что, согласно 98-й статье КТМ СССР, «оно мешает су доходству». И мы были пра вы. Но коль уж англичане отказались от своих прав на судно и оно стало нашей собственностью, то те спра ведливые требования убрать судно мы уже тогда были обязаны предъявить самим себе. Этого не произошло ни в 1975 году, ни сегодня. До сих пор «Виктория» «меша ет судоходству», находясь на прежнем месте, у западного берега порта. Проржавев ший, забытый богом и пор товыми властями, стоит анг лийский траулер как обра зец бесхозяйственности. Ио дело не только в пре пятствии судоходству. До сих пор в танках траулера находится 237 тонн топлива которое в любую минуту мо жет «пополнить-» воды Коль ского залива. Угроза загряз нения вод не только не ми новала, а возросла в связи с серьезными повреждениями коррозией корпуса и топлив ных танков судна. Впрочем, шесть лет назад портовая администрация пы талась спасти положение, обратившись за помощью в ЦПКТБ. Письмо было на правлено главному инжене ру Г. И. Марокову. Вот вы держка из него: «...По имею щимся у нас сведениям, в топливных танках траулера «Виктория - имеется около 237 тонн дизельного топли ва, которое в случае корро зийного разрушения танков начнет вытекать и загряз нять акваторию пор та-. И далее портовики про сили дать рекомендации по безопасному способу удале ния топлива, «исключающе му загорание или утечку». К тому времени порт распола гал конструктивными черте жами. В ЦПКТБ бумагу про читали очень внимательно И... послали просителей а морское пароходство. Дес кать, те и опытом распола гают, и возможностями. Сейчас трудно предпола гать, какова же была основ ная причина бумажной пе реписки и делового застоя. Ясно только одно: шесть лет назад дело «Викторин» было заморожено и предано заб вению на неопределенный срок. Время шло, одних руково дителей порта повышали другие уходили на пенсию, оставшиеся же так и не вспо минали о затопленном суд не. Пришлось напомнить. Встречались и с рядовыми, и руководящими работника ми порта, но диалоги в ос новном сводились к следу ющему: — Что собираетесь делать с «Викторией»? — А что с ней нужно де лать? — В танках судна нахо дится топливо, и оно мо жет... — Но как мы откачаем топливо, не зная, где нахо дятся танки? — Есть конструктивные чертежи судна... Мы далеки от мысли пред полагать, что портовики ме нее нас заинтересованы в со хранности чистоты вод уни кального по своей природе незамерзающего залива. Воп рос лишь том, насколько оперативно, не ссылаясь на обстоятельства, портовики сдвинут дело с мертвой точ ки. Сроки на раздумья и раскачку давно миновали. Вот в чем суть. В. РЕЗНИКОВ. .................................................................а Л И Ц О М к П РИ РО Д Е Фото В, СЕМАКО 3.4, О Ш стр. = «РЫБНЫЙ МУРМАН» иют г»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz