Рыбный Мурман. 1981 г. Июнь.

Н АДО сказать. Е корреспон­ денции «Шило в мешке» затронута очень интересная тема — намотки на винт. Посудите сами. Премии ва сказанную услугу экипажу буксира выплатить надо? Надо. Промысловое время теряется? Конечно. И не только у потер­ певшего, но и у экипажей дру­ гих промысловых судов, кото­ рые вынуждены обеспечивать ему безопасность мореплава­ ния. Как следствие — недолов. Верно — за прошлый год на судах «Севрыбы» было зафик­ сировано 28 намоток в районах промысла. Только в 14 из наз­ ванного числа случаев на винты было «намотано»... около 100 тыс. руб. убытка, потери про­ мыслового времени составили примерно 20 еудо-суток. 6 слу­ чаев намоток расследуются. Что же и при каких обстоя­ тельствах наматывают суда на ъ;шт? Давайте разберемся и с этим вопросом. Анализ пока­ зал — суда типа ПСТ (МГ-1325, АГ -1337, МГ-1344) нередко на­ с т ы в а ю т на винт снабжение при передаче улова на плавба­ зы бесконтактным способом. Что же получается? Бескон­ тактный способ стали ириме- нять еще с 1968 года. Наиболее широкое распространение он получил в прошлом году на об­ лове путассу. Надо отдать дол­ жное. управление тралового флота совместно с работниками ЦПКТБ и «Севрыбхолодфлота» составили рекомендации по работе гіосольно - свежьевых траулеров с плавбазами. Одна­ ко капитаны сменяются так часто, что не успевают в пол­ ней мере освоить работу по этим рекомендациям. И это — «информация к раз- ^адшлению» для администрации Тчрлотов, работников отдела мо­ реплавания и отдела кадров: на облов массовых пород рыб при работе с плавбазами на­ правлять капитанов. которые имеют опыт подобной работы. Резонно могут возразить, дес­ кать, таких капитанов «не на­ пасешься». Значит, надо на­ правлять в «горячие точки» ка- питанов-н-аставников. Мало то­ го. нужно как можно шире пропагандировать, распростра­ нять опыт работы. Для этого практикуются учебные занятия комсостава, может оказать по- ’.шщь и наша рыбацкая газета. Правда, не всегда опыт ре­ шает успех дела. Нередко ка­ питаны используюг этот опыт как «палочку-выручалочку», с помои&ю которой пытаются передавать рыбу... при Шторме 8—10 баллов. Стоит ли гово­ рить, что такой риск не всегда оправдан л заканчивается все теми же намотками. Постоянно призывать к бди­ тельности нужно и судоводите­ лей. ведущих кошельковый лов рыбы. Даже при слегка разгу­ лявшемся море чуть зазевался и уже рискуешь попасть в соб­ ственный же «кошелек». Нет ничего удивительного в том, что проблема намоток впрямую вытекает из такой важнейшей проблемы, как заг­ рязнение моря отходами ору­ дий лова. И хотя общеизвестно, что капрон в воде тонет, все экипажа выброейл упаковвч ную капроновую ленту и «при­ вязал» ею судно к причалу почти на двое суток (убыток составил 26 тысяч рублей). А на МБ-100 запутались Е сетях выброшенных, по предположе­ нию, за борт с рабочей палубы этого траулера. Если принять во внимание, что речь в дан­ ном случае идет о судах «Мур манрыбпрома», то вывод на­ прашивается сам собой ‘— в этом объединении слабо ведет ся работа по предотвращению случаев намоток, не принима­ ются действенные меры к ви­ новным, мероприятия здесь разрабатываются лишь для бу­ маги. А тем временем, как го­ ворится, число намоток воз- УЛОВ, ДА НЕ ТОТ... чаще из года в год случаются намотки на винты плавающих сетей. За примерами далеко хо­ дить не надо. За четыре меся­ ца в «Севрыбе» в капроновые сети «попались» МГ-307, МГ- 1331, МБ-274, БИ-3201 БИ- 1379. Объясняется все довольно- таки просто. Сети цз капрона практически не разлагаются. Выброшенные за борт, они с годами накапливаются в воде и создают реальную угрозу для мореплавания. Хотелось бы ве­ рить, что каждый моряк — от капитана до матроса — рано или поздно поймет, что «опу­ тывать» море сетями не в его интересах. А ' кроме того, это идет вразрез с решениями XXVI съезда КПСС, на кото­ ром большое внимание было уделено вопросам охраны ок­ ружающей среды. В «Основных направлениях». сказано: «Осу­ ществлять меры по усилению охраны морей, рек и других водоемов Арктического бассей­ на от загрязнения». ...Экипаж МБ-0013 готовился к выходу в рейс на северном рейде. Провели учение по борь­ бе за живучесть. Заглушили главный двигатель, однако при этом не убедились в полной выборке подкильного концсі. Увы. конец оказался на винту. А команды МБ-0007 и МБ- 100 попались в ловушки, кото­ рые сами себе и подстроили. На первом кто-то из членов М А Н И П У Л Я Ц И И * ы. Все ясно и в отношении свободных в управлении су- дое : в период пребывания в дрейфе они несут те же ог­ ни, что и при движении от­ носительно воды под воздей­ ствием движителя. В Лиепайской базе Юке- f.-нрыбфлота» считают, что находящееся в дрейфе сво­ бодное в управлении судно должно нести два красных огня. При обосновании столь порочной точки зрения де­ лается ссылка на слова А. П. Яскевича и Ю. Г. Зурабова, приведенные на странице 63 •Новых МППСС» (изд-во «Транспорт», М., 197S). Не­ лепость! На указанной стра­ нице действительно говорит­ ся о лежащем в дрейфе судне, но не свободном в управлении, а лишенном возможности управляться. Не понять это — значит, не келать поразмыслить. Впро­ чем, в данном случае требу­ ется не столько разобраться в названном тексте, сколько внимательно прочитать его. Исходя из приведенных в настоящей статье фактов, запрашивается вывод, что некоторые специалисты Лие­ пайской базы •Океанрыб- флота» не имели представ­ ления о требованиях преды­ дущих редакций Правил пре­ дупреждения столкновений судов, а МППСС обруши­ лись на них как снег на голову, не поддаваясь ус­ воению даже в самых эле­ ментарных предписаниях. А быть может, указанные специалисты намеренно ста­ вят требования МППСС с ног на голову, чтобы при­ надлежащие им суда в нуж­ ное время оказывались в бо­ лее привилегированном по­ ложении. чем все осталь­ ные? Но такой метод — уже сродни спекуляции, что ни­ как недопустимо. Тем более что МППСС являются зако­ ном международным... Так или иначе, требуется незамедлительно ликвидиро­ вать искусственно создан­ ную проблему судоводителя­ ми Лиепайской базы «Оке- анрыбфлота». Они должны точно выполнять требования МППСС. Необходимо не пре­ пятствовать успешному про­ мыслу и безопасности пла­ вания, а принимать все ме­ ры для их обеспечения. А. АНОХИН, капитан-на­ ставник службы наблюде­ ния за флотом ВРПО «Севрыба». растает. Достаточно сказать, что «свежий» случай с МБ-440 уже привел к потере пяти про­ мысловых суток. Интересно здесь отметить такую деталь. В отдаленных промысловых районах случаи намоток на винто-рулевые уст­ ройства встречаются крайне редко. Объяснить это только тем, что в «близких морях» скученность судов больше, бы­ ло бы недостаточно. Вдали от берегов экипажи ведут себя ку­ да более осмотрительно. Это что касается морей и океанов. Однако куда более тревожная обстановка сложи­ лась на акватории рыбного порта. За прошлый год очень многие суда «споткнулись» прямо у порога дома, еще не успев выйти в открытое море, — было зафиксировано 70 слу­ чаев намоток или попадания в насадку винта различных предметов при швартовых опе­ рациях. Объясняется все про­ сто. Струя воды от работаю­ щего винта при небольшом за ­ зоре воды между грунтом и днищем поднимает со дна об­ рывки капроновых и даже стальных концов, бревна, боч­ ки и прочее... Взять хотя бы случай, который произошел в начале мая. При отходе от тридцатого причала МГ-138 на­ мотал на винт стальные и к а­ проновые концы. Судно уходи­ ло на промысел, и потери со­ ставили одни судо-сутки. Действительно, механику намоток объяснить не так уж и трудно. Куда сложнее объяс­ нить невнимание работников порта к вопросам чистоты «в своем дворе». А ведь к этому их обязывает и протокол совещания в объе­ динении «Севрыба» 1978 го­ да, согласно которому рыбный порт должен очистить аквато­ рию от посторонних предметов, сетей и концов... Однако до сих пор обязательство это остается лишь «протокольной истиной». Вместе с тем, ныне переста­ новку судов проводят буксиры (до 50 швартовых операций в день). Они-то в большинстве своем и страдают от засорения порта. Наверное, справедливо будет относить все убытки в этих случаях на счет рыбного порта. Быть или не быть намот кам •— зависит от умения су­ доводителей проявить ос­ торожность. от организации общесудовой службы на судне от дисциплинированности лич­ ного состава, от понимания серьезности вопроса руководя щими работниками береговых предприятий. Ну а руководители объеди­ нения «Мурманрыбпром», рыб­ ного порта, Беломорской базы гослова и другие должны в первую очередь сделать пра вкльные выводы и принять действенные меры по наведе нию порядка на своих пред­ приятиях. Щ р ф ф е а ж з я т м ж ж з я ь Опора на коллектив ф К о г д а реи ние к а ж д о г о і н о с ты о »ют м о р я к и У ч е с т ь м к е - I 'В о с п и т а н и е э а н н -т е р е с с гги - Ш Т Ы Р Е Х М Е С Я Ч Н Ы Й рейс БМРТ «Всполох» можно считать благополуч­ ным. Экипаж работал дру. жно, слаженно, хотя труд­ ностей было немало. Глав­ ная из них — выход в рейс с сокращенным штатом. Можно было перед отхо­ дом пополнить экипаж еще шестью матросами и кам­ бузником, но решили по­ советоваться с коллективом о работе в рейсе по ще- кинскому методу. На общесудовом проф­ союзном собрании капи­ тан-директор Н. С. Топор ознакомил экипаж с зада­ чами, поставленными ру­ ководством флота на рейс. Затем подробно рассказал, как будет организован труд экипажа при сокра­ щенном штате, как это от­ разится на заработной пла­ те, какой вклад потребует­ ся от служб и от каждого моряка. Все было «разло­ жено по полочкам», и эки­ паж нашел возможным поддержать идею работать по-щекински. Нужно было обучить моряков смежным профес­ сиям, чтобы создать в вах­ тах и сменах полную вза­ имозаменяемость среди рядового состава, одновре­ менно повышать квалифи­ кацию молодых специали­ стов. Этим занялся совет наставников, который воз­ главил коммунист ветеран флота А. Н. Кондратьев. В рейсе мы не слышали от моряков каких-либо слов недовольства о допол­ нительной нагрузке. Пото­ му что взяли ее на себя члены экипажа сознатель­ но, добровольно. Больше гласности. Больше внимания к нуждам, запро­ сам и мнениям людей. Это­ му нас учит партия. И где мы опираемся на силу кол­ лектива, прислушиваемся к советам и предложениям членов экипажа, там слова не расходятся с делом, там всегда есть успех. Взять, к примеру, выпуск пресервов из мойвы. Рыба­ ки знают: работа эта тру- нию тщательно, вые предложения доемкая. С днем:о суі очные задания мы вскоре стели перекрывать более чем вдвое. Это не при шло са­ мо собой. Судовой ет обратился за помощью к коллективу. Не сначала вы­ несли вопрос на расширен­ ное заседание судосма, рассмотрели на нем еоз - можности увеличения вы­ пуска пресервов ««Мойей жирная специального посо­ ла». Готовилась к заседа- Интерес- іредста- вили члены бюро экономи­ ческого анализа, начальн*и- ки служб. Помн'ится, на пром ьк л«е создалось тяжелое положе­ ние с обеспечением судов картонной тарой. Выход мы нашли в ее жесткой зко- номии. Морякам разъяснили, что будет целесообразней’ временно выпускать бри­ кеты Бесом не в десять, а в одиннадцать кило-граммов. Проверили: режим замо­ розки не нарушался, каче­ ство не снизилось. В ре­ зультате экипаж увеличил выпуск рыбО'ПрОДуКЦИ'И, it тары хватило на рейс. Ра э ли ч-н ь I е пр о изводст*і ве-нные во пр ос ы с. удном выносил и на общие проф­ союзные соб ран и я. Е: I ли наши предложения , поддер­ живали моряки, значит, они были рёа-льйы и ьезги медлительно осу шест в ля- ЛИ*Ь. Потому и готовились к собраниям не формаль­ но, а подключали к их под­ готовке судовых специалис­ тов, профгрупоргов и ря­ довых моряков. Специалист ты готовили необходимые сведения, моряки давали фактический материал с ре-*’ зервах повышения эффек­ тивности производства нб своих участках. Это состав­ ляло основу для выработ­ ки конкретных постановле­ ний, ход выполнения кото­ рых потом легко проверял­ ся и контролировался.. И. БУЗИЯК, председа­ тель судкома т т «Всполох» Мурманского тралового флота. ІГ О Л Ь Ш О И О Б Ъ Е М р а б о т в ы п о л н я е т б р и га д а комдеунм- с т и ч е с к о г о т р у д а у ч а с т к а по р е м о н т у то п л и в н о й а п ­ п а р а т у р ы в то р о го с у д о р е м о н тн о го з а в о д а о б ъ е д и н и м с я « М у р м а н с н а я с у д о в е р ф ь » , к о то р о й р у к о в о д и т о п ы тн ы й ' с п е ц и а л и с т к о м м у н и с т В а с и л и й С е р ге е в и ч З а н а н д ы к и и . В э т о й б р и га д е т р у д и т с я с л е с а р е м А л е к с а н д р С гс р с е м ч Н е с т е р о в (н а с н и м к е ). 26 л е т п р о р а б о т а л о н н а у ч а с т к е м за в се э т о в р е м я п о к а з ы в а л с е б я т о л ь к о с х о р о ш е й с в е р е ­ н ы . В б р и га д е е го у в а ж а ю т з а б о л ь ш о е тр у д о л ю б и е ,, ■ а к к у ­ р а т н о с т ь , о т з ы в ч и в ы й х а р а к т е р и е щ е за т о , что> о н щ е д р о д е л и т с я с в о и м и з н а н и я м и с м о л о д е ж ь ю . — А к а к ж е и н а ч е ? — у д и в л е н н о в о с к л и ц а е т А л е к с а н д р Е го р о в и ч . — И н а ч е и б ы т ь н е м о ж е т . Я сам н а ч и н а я у ч е ­ ником! и х о р о ш о з н а ю , к а к т р у д н о д а ю т с я н а емки н а с т о я ­ щ е го р а б о ч е го . Ф о т о С . Д А Н И Л О В А . .12•'июня 1981 г. «РЫБНЫЙ MYPMAH» 7 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz