Рыбный Мурман. 1981 г. Июнь.
Н АДО сказать. Е корреспон денции «Шило в мешке» затронута очень интересная тема — намотки на винт. Посудите сами. Премии ва сказанную услугу экипажу буксира выплатить надо? Надо. Промысловое время теряется? Конечно. И не только у потер певшего, но и у экипажей дру гих промысловых судов, кото рые вынуждены обеспечивать ему безопасность мореплава ния. Как следствие — недолов. Верно — за прошлый год на судах «Севрыбы» было зафик сировано 28 намоток в районах промысла. Только в 14 из наз ванного числа случаев на винты было «намотано»... около 100 тыс. руб. убытка, потери про мыслового времени составили примерно 20 еудо-суток. 6 слу чаев намоток расследуются. Что же и при каких обстоя тельствах наматывают суда на ъ;шт? Давайте разберемся и с этим вопросом. Анализ пока зал — суда типа ПСТ (МГ-1325, АГ -1337, МГ-1344) нередко на с т ы в а ю т на винт снабжение при передаче улова на плавба зы бесконтактным способом. Что же получается? Бескон тактный способ стали ириме- нять еще с 1968 года. Наиболее широкое распространение он получил в прошлом году на об лове путассу. Надо отдать дол жное. управление тралового флота совместно с работниками ЦПКТБ и «Севрыбхолодфлота» составили рекомендации по работе гіосольно - свежьевых траулеров с плавбазами. Одна ко капитаны сменяются так часто, что не успевают в пол ней мере освоить работу по этим рекомендациям. И это — «информация к раз- ^адшлению» для администрации Тчрлотов, работников отдела мо реплавания и отдела кадров: на облов массовых пород рыб при работе с плавбазами на правлять капитанов. которые имеют опыт подобной работы. Резонно могут возразить, дес кать, таких капитанов «не на пасешься». Значит, надо на правлять в «горячие точки» ка- питанов-н-аставников. Мало то го. нужно как можно шире пропагандировать, распростра нять опыт работы. Для этого практикуются учебные занятия комсостава, может оказать по- ’.шщь и наша рыбацкая газета. Правда, не всегда опыт ре шает успех дела. Нередко ка питаны используюг этот опыт как «палочку-выручалочку», с помои&ю которой пытаются передавать рыбу... при Шторме 8—10 баллов. Стоит ли гово рить, что такой риск не всегда оправдан л заканчивается все теми же намотками. Постоянно призывать к бди тельности нужно и судоводите лей. ведущих кошельковый лов рыбы. Даже при слегка разгу лявшемся море чуть зазевался и уже рискуешь попасть в соб ственный же «кошелек». Нет ничего удивительного в том, что проблема намоток впрямую вытекает из такой важнейшей проблемы, как заг рязнение моря отходами ору дий лова. И хотя общеизвестно, что капрон в воде тонет, все экипажа выброейл упаковвч ную капроновую ленту и «при вязал» ею судно к причалу почти на двое суток (убыток составил 26 тысяч рублей). А на МБ-100 запутались Е сетях выброшенных, по предположе нию, за борт с рабочей палубы этого траулера. Если принять во внимание, что речь в дан ном случае идет о судах «Мур манрыбпрома», то вывод на прашивается сам собой ‘— в этом объединении слабо ведет ся работа по предотвращению случаев намоток, не принима ются действенные меры к ви новным, мероприятия здесь разрабатываются лишь для бу маги. А тем временем, как го ворится, число намоток воз- УЛОВ, ДА НЕ ТОТ... чаще из года в год случаются намотки на винты плавающих сетей. За примерами далеко хо дить не надо. За четыре меся ца в «Севрыбе» в капроновые сети «попались» МГ-307, МГ- 1331, МБ-274, БИ-3201 БИ- 1379. Объясняется все довольно- таки просто. Сети цз капрона практически не разлагаются. Выброшенные за борт, они с годами накапливаются в воде и создают реальную угрозу для мореплавания. Хотелось бы ве рить, что каждый моряк — от капитана до матроса — рано или поздно поймет, что «опу тывать» море сетями не в его интересах. А ' кроме того, это идет вразрез с решениями XXVI съезда КПСС, на кото ром большое внимание было уделено вопросам охраны ок ружающей среды. В «Основных направлениях». сказано: «Осу ществлять меры по усилению охраны морей, рек и других водоемов Арктического бассей на от загрязнения». ...Экипаж МБ-0013 готовился к выходу в рейс на северном рейде. Провели учение по борь бе за живучесть. Заглушили главный двигатель, однако при этом не убедились в полной выборке подкильного концсі. Увы. конец оказался на винту. А команды МБ-0007 и МБ- 100 попались в ловушки, кото рые сами себе и подстроили. На первом кто-то из членов М А Н И П У Л Я Ц И И * ы. Все ясно и в отношении свободных в управлении су- дое : в период пребывания в дрейфе они несут те же ог ни, что и при движении от носительно воды под воздей ствием движителя. В Лиепайской базе Юке- f.-нрыбфлота» считают, что находящееся в дрейфе сво бодное в управлении судно должно нести два красных огня. При обосновании столь порочной точки зрения де лается ссылка на слова А. П. Яскевича и Ю. Г. Зурабова, приведенные на странице 63 •Новых МППСС» (изд-во «Транспорт», М., 197S). Не лепость! На указанной стра нице действительно говорит ся о лежащем в дрейфе судне, но не свободном в управлении, а лишенном возможности управляться. Не понять это — значит, не келать поразмыслить. Впро чем, в данном случае требу ется не столько разобраться в названном тексте, сколько внимательно прочитать его. Исходя из приведенных в настоящей статье фактов, запрашивается вывод, что некоторые специалисты Лие пайской базы •Океанрыб- флота» не имели представ ления о требованиях преды дущих редакций Правил пре дупреждения столкновений судов, а МППСС обруши лись на них как снег на голову, не поддаваясь ус воению даже в самых эле ментарных предписаниях. А быть может, указанные специалисты намеренно ста вят требования МППСС с ног на голову, чтобы при надлежащие им суда в нуж ное время оказывались в бо лее привилегированном по ложении. чем все осталь ные? Но такой метод — уже сродни спекуляции, что ни как недопустимо. Тем более что МППСС являются зако ном международным... Так или иначе, требуется незамедлительно ликвидиро вать искусственно создан ную проблему судоводителя ми Лиепайской базы «Оке- анрыбфлота». Они должны точно выполнять требования МППСС. Необходимо не пре пятствовать успешному про мыслу и безопасности пла вания, а принимать все ме ры для их обеспечения. А. АНОХИН, капитан-на ставник службы наблюде ния за флотом ВРПО «Севрыба». растает. Достаточно сказать, что «свежий» случай с МБ-440 уже привел к потере пяти про мысловых суток. Интересно здесь отметить такую деталь. В отдаленных промысловых районах случаи намоток на винто-рулевые уст ройства встречаются крайне редко. Объяснить это только тем, что в «близких морях» скученность судов больше, бы ло бы недостаточно. Вдали от берегов экипажи ведут себя ку да более осмотрительно. Это что касается морей и океанов. Однако куда более тревожная обстановка сложи лась на акватории рыбного порта. За прошлый год очень многие суда «споткнулись» прямо у порога дома, еще не успев выйти в открытое море, — было зафиксировано 70 слу чаев намоток или попадания в насадку винта различных предметов при швартовых опе рациях. Объясняется все про сто. Струя воды от работаю щего винта при небольшом за зоре воды между грунтом и днищем поднимает со дна об рывки капроновых и даже стальных концов, бревна, боч ки и прочее... Взять хотя бы случай, который произошел в начале мая. При отходе от тридцатого причала МГ-138 на мотал на винт стальные и к а проновые концы. Судно уходи ло на промысел, и потери со ставили одни судо-сутки. Действительно, механику намоток объяснить не так уж и трудно. Куда сложнее объяс нить невнимание работников порта к вопросам чистоты «в своем дворе». А ведь к этому их обязывает и протокол совещания в объе динении «Севрыба» 1978 го да, согласно которому рыбный порт должен очистить аквато рию от посторонних предметов, сетей и концов... Однако до сих пор обязательство это остается лишь «протокольной истиной». Вместе с тем, ныне переста новку судов проводят буксиры (до 50 швартовых операций в день). Они-то в большинстве своем и страдают от засорения порта. Наверное, справедливо будет относить все убытки в этих случаях на счет рыбного порта. Быть или не быть намот кам •— зависит от умения су доводителей проявить ос торожность. от организации общесудовой службы на судне от дисциплинированности лич ного состава, от понимания серьезности вопроса руководя щими работниками береговых предприятий. Ну а руководители объеди нения «Мурманрыбпром», рыб ного порта, Беломорской базы гослова и другие должны в первую очередь сделать пра вкльные выводы и принять действенные меры по наведе нию порядка на своих пред приятиях. Щ р ф ф е а ж з я т м ж ж з я ь Опора на коллектив ф К о г д а реи ние к а ж д о г о і н о с ты о »ют м о р я к и У ч е с т ь м к е - I 'В о с п и т а н и е э а н н -т е р е с с гги - Ш Т Ы Р Е Х М Е С Я Ч Н Ы Й рейс БМРТ «Всполох» можно считать благополуч ным. Экипаж работал дру. жно, слаженно, хотя труд ностей было немало. Глав ная из них — выход в рейс с сокращенным штатом. Можно было перед отхо дом пополнить экипаж еще шестью матросами и кам бузником, но решили по советоваться с коллективом о работе в рейсе по ще- кинскому методу. На общесудовом проф союзном собрании капи тан-директор Н. С. Топор ознакомил экипаж с зада чами, поставленными ру ководством флота на рейс. Затем подробно рассказал, как будет организован труд экипажа при сокра щенном штате, как это от разится на заработной пла те, какой вклад потребует ся от служб и от каждого моряка. Все было «разло жено по полочкам», и эки паж нашел возможным поддержать идею работать по-щекински. Нужно было обучить моряков смежным профес сиям, чтобы создать в вах тах и сменах полную вза имозаменяемость среди рядового состава, одновре менно повышать квалифи кацию молодых специали стов. Этим занялся совет наставников, который воз главил коммунист ветеран флота А. Н. Кондратьев. В рейсе мы не слышали от моряков каких-либо слов недовольства о допол нительной нагрузке. Пото му что взяли ее на себя члены экипажа сознатель но, добровольно. Больше гласности. Больше внимания к нуждам, запро сам и мнениям людей. Это му нас учит партия. И где мы опираемся на силу кол лектива, прислушиваемся к советам и предложениям членов экипажа, там слова не расходятся с делом, там всегда есть успех. Взять, к примеру, выпуск пресервов из мойвы. Рыба ки знают: работа эта тру- нию тщательно, вые предложения доемкая. С днем:о суі очные задания мы вскоре стели перекрывать более чем вдвое. Это не при шло са мо собой. Судовой ет обратился за помощью к коллективу. Не сначала вы несли вопрос на расширен ное заседание судосма, рассмотрели на нем еоз - можности увеличения вы пуска пресервов ««Мойей жирная специального посо ла». Готовилась к заседа- Интерес- іредста- вили члены бюро экономи ческого анализа, начальн*и- ки служб. Помн'ится, на пром ьк л«е создалось тяжелое положе ние с обеспечением судов картонной тарой. Выход мы нашли в ее жесткой зко- номии. Морякам разъяснили, что будет целесообразней’ временно выпускать бри кеты Бесом не в десять, а в одиннадцать кило-граммов. Проверили: режим замо розки не нарушался, каче ство не снизилось. В ре зультате экипаж увеличил выпуск рыбО'ПрОДуКЦИ'И, it тары хватило на рейс. Ра э ли ч-н ь I е пр о изводст*і ве-нные во пр ос ы с. удном выносил и на общие проф союзные соб ран и я. Е: I ли наши предложения , поддер живали моряки, значит, они были рёа-льйы и ьезги медлительно осу шест в ля- ЛИ*Ь. Потому и готовились к собраниям не формаль но, а подключали к их под готовке судовых специалис тов, профгрупоргов и ря довых моряков. Специалист ты готовили необходимые сведения, моряки давали фактический материал с ре-*’ зервах повышения эффек тивности производства нб своих участках. Это состав ляло основу для выработ ки конкретных постановле ний, ход выполнения кото рых потом легко проверял ся и контролировался.. И. БУЗИЯК, председа тель судкома т т «Всполох» Мурманского тралового флота. ІГ О Л Ь Ш О И О Б Ъ Е М р а б о т в ы п о л н я е т б р и га д а комдеунм- с т и ч е с к о г о т р у д а у ч а с т к а по р е м о н т у то п л и в н о й а п п а р а т у р ы в то р о го с у д о р е м о н тн о го з а в о д а о б ъ е д и н и м с я « М у р м а н с н а я с у д о в е р ф ь » , к о то р о й р у к о в о д и т о п ы тн ы й ' с п е ц и а л и с т к о м м у н и с т В а с и л и й С е р ге е в и ч З а н а н д ы к и и . В э т о й б р и га д е т р у д и т с я с л е с а р е м А л е к с а н д р С гс р с е м ч Н е с т е р о в (н а с н и м к е ). 26 л е т п р о р а б о т а л о н н а у ч а с т к е м за в се э т о в р е м я п о к а з ы в а л с е б я т о л ь к о с х о р о ш е й с в е р е н ы . В б р и га д е е го у в а ж а ю т з а б о л ь ш о е тр у д о л ю б и е ,, ■ а к к у р а т н о с т ь , о т з ы в ч и в ы й х а р а к т е р и е щ е за т о , что> о н щ е д р о д е л и т с я с в о и м и з н а н и я м и с м о л о д е ж ь ю . — А к а к ж е и н а ч е ? — у д и в л е н н о в о с к л и ц а е т А л е к с а н д р Е го р о в и ч . — И н а ч е и б ы т ь н е м о ж е т . Я сам н а ч и н а я у ч е ником! и х о р о ш о з н а ю , к а к т р у д н о д а ю т с я н а емки н а с т о я щ е го р а б о ч е го . Ф о т о С . Д А Н И Л О В А . .12•'июня 1981 г. «РЫБНЫЙ MYPMAH» 7 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz