Рыбный Мурман. 1981 г. Июнь.
ЯНШННШИШ........... ! З А Б Е З О - I П А С - ! ность I М О Р Е П Л А В А Н И Я 35 Е f* Е Г О Д К Я , п р о ч и т а в в ы п у с к ^ « З а б е з о п а с н о с т ь м о р е п л а в а н и я » , в ы у з н а е т е , о т ч е го с л у ч а ю т с я п о ж а р ы н а с у д а х , к а к и е у б ы т к и н е с у т ф л о т у б а с с е й н а н а м о т к и н а в и н т о р у л е в ы е у с т р о й с т в а , « м а л о гр а м о тн а я » э к с п л у а т а ц и я м е х а н и з м о в м а ш и н н о го о т д е л е н и я . И н те р е с н о о т м е т и т ь , ч то в с т а т ь я х з а т р о н у т а и т а к а я в а ж н а я п р о б л е м а , к а к с о х р а н е н и е м о р я о т з а г р я з н е н и я и з а с о р е н и я . И э т о не уди в и тел ьн о .^ В е д ь , к а к го в о р и т с я в м а т е р и а л е « П о ж а р о т и с к р ы ... б е з з а б о т н о с т и » , « ч и с то е , я с н о е м о ре — то ж е о п р е д е л е н н а я г а р а н т и я б е з о п а с н о с ти м о р е п л а в а н и я » . * * * М а те р и а л ы в ы п у с к а п о д го то в и л и н а ч а л ь н и к о т д е л а м о р е п л а в а н и я , с в я з и и З Р Н о б ъ е д и н е н и я « С е в р ы б а » Г . Т и ш к о в и з а м е с т и т е л ь н а ч а л ь н и к а «С ев - г о с р ь іб ф л о т и н с п е н ц и и » В . Г о р б ун о в . чтобы не yzo- — Г И ,1 • Нужно ,быть предельно внимательным, дитъ... в собственный «кошелек». Е Фото И. ЯЩЕРИЦЫНА. = шііііштшішшішпііиіішниішшшшііішшшіііішшішішшішпііН Ш И Л О і М Е Ш К Е Ц С Е С У Д А н а ш е г о о б ъ е д и н е н и я у с л о в н о м о ж но р а з д е л и т ь на деѳ г р у п п ы — « п л а в а ю щ и е н а к а п р о л о н е » (и м е ю щ и е к а п р о л о и о в ы е д е й д в уд - в ы е в т у л к и ) п « н а м а с л е » (со с л о ж н ы м у п л о т н е н и е м и з с п е ц и а л ь н ы х " к о л е ц и р е з и н ы ). О ба э ти у с т р о й с т в а осо бо ч у в с т в и т е л ь н ы к н а м о т к а м . Т о л ь к о з а 1980 го д на ф л о т а х б а с с е й н а п р о и з о ш л о 23 н а м о т о к н а в и н т , а н а С Р Т - р « М а т в е й Ти - монен>> — а в а р и я и з-за п о д п л а в к и к а п р о л о и о в ы х в т у л о к . Д е л о б ы л о т а к . С у д н о к о с н у л о с ь г р у н т а , и в р е з у л ь т а т е н а м о т к а ... К а к в ы д у м а е т е , ч то п р е д п р и н я л к а п и т а н т р а у л е р а М о р гу н о в ? О б р а ти л с я За п о м о щ ь ю ? Н е т. Н а п р о ти в , п о п ы т а л с я с к р ы т ь п р о и с ш е с т в и е и п о в е л с у д н о к с п а с а т е л ь н о м у б у к с и р у д л я Е о д о л а з н о го о с м о тр а . П р и о б с л е д о в а н и и и в ы я с н и л о с ь , ч т о в т у л к и и з-за н а м о т к и л о д п л а в и л и с ь , л о п а с т и п о в р е ж д е н ы ... С у д н о п о с т а в и л и н а о т с т о й , а п о то м п р и д е т с я е го с п и с ы в а т ь , т а к к а к в ы д е р н у т ь гр е б н о й в а л и з под- п л а в л е н н ы х в т у л о к н е у д а л о с ь . Е о т т а к и м - т о о с т р и е м « ш и л о » и з м е ш к а в ы с у н у л о с ь ... З т о , к а к го в о р и т с я , д е л а м и н у в ш и е . А в о т ф а к т ы с в е ж и е : у;;се в э то м го д у п р о и з о ш л о 15 иа- м с т о к и о д н а а в а р и я , с в я з а н н а я с п о д п л а в к о н к а п р о л о н о в ы х в т у л о к н а Б М Р Г « Н и к о л а й К о н о нов» у п р а в л е н и я « С е в р ы б п р о м р а з Е р д к а » . И зд е с ь , к а к н а « М а т в е е Т н м о к е и е » , к а п и т а н Б е р е з е и к о п о п ы т а л с я с к р ы т ь п р о и с ш е д ш е е — п о в р е ж д е н и е в т у л о к Еодолазы о б н а р у ж и л и т о л ь к о ч е р е з м е с я ц п о с л е п р и х о д а с у д н а в " п о р т. А н а л о г и ч н ы е с и т у а ц и и б ы л и н а Б М Р Т « Б о л ь ш е в и к » . « Т ы н д а » , « М и р » . Отдельно хочется остановить внимание па не обходимости грамотной эксплуатации механиз мов машинного отделения, потому что часто пе регрузка главной силовой установки ведет к аварии В о т , н а п р и м е р . Б Л ІР Т « В е л о м о р ь е » М у р м а н с к о го т р а л о в о го ф л о т а К а к с в и д е т е л ь с т в у ю т с у д о в ы е д о к у м е н т ы , во в р е м я д в у х м е с я ч н о г о р е й с а г л а в и ы й д и з е л ь -ге н е р а т о р п о с то я н н о п е р е г р у ж а л и , и, х о т я в а х т е н н ы е м е х а н и к и н е о д н о к р а тн о п р е д у п р е ж д а л и к а п и т а н а Г о р о ш к о о н е д о п у с т и м о с т и п е р е г р у з о к , он п р о с т о н е о б р а щ а л н а э т о в н и м а н и я За два месяца рейса воздухоохладители турбин намертво забились гарью, были пережжены про Кладки в выхлопных трубах, подсушены кабель ные трассы. П р а в д а , в с е з т о в ы я с н и л о с ь в с л е д у ю щ е м р е й с е , к о г д а н а с у д н е р а б о та л а д р у г а я к о м а н д а . В д о в е р ш е н и е к о в с е м б е д а м н а ч а л о с ь з а м ы к а н и е э л е к т р о т р а с с , С е д и н с т в е н н ы м ц е л ы м о г н е т у ш и те л е м п р и ш л о с у д н о в п о р т н а р е м о н т. М а ш и н н а я к о м а н д а р а б о та л а в п р о т и в о г а з а х ... И у ж е в п о р т у в ы я с н и л о с ь , ч т о с о в е р ш е н н о н е о б х о д и м а н е м е д л е н н а я за м е н а д е с я т и т ы с я ч м е т р о в к а б е л ь н ы х т р а с с . Т а к « ш и л о » , к о то р о е с т а р а т е л ь н о п р я т а л к а п и т а н Г о р о ш к о , о б о ш л о с ь г о с у д а р с т в у в с о т н и т ы с я ч р у б л е й . ЯОЖІР ОТ ИСКРЫ... БЕЗЗЛВОТНОСТИ м НОГ О новых- судов при было к нам в бассейн за годы десятой пятилетки. Все они построены по последнему слову науки и техники. Многие миллионы рублей вложены государст вом в обновление флота. И, конечно же, это налагает большую ответственность на экипажи судов, на капита нов, потому что любая ошиб ка в эксплуатации флота обо рачивается большими мате риальными убытками. З а го д ы п р о ш е д ш е й п я т и л е т к и н а с у д а х « С е в р ы б ы » п р о и з о ш л о о к о л о с т а п о ж а р о в . У б ы т к и к о л о с с а л ь н ы е — б о ле е 900 т ы с я ч р у б л е й . К р о м е т о г о , п о с т р а д а л о м н о го л ю д е й . К а з а л о с ь б ы , э т и ц и ф р ы и ф а к - ы д о л ж н ы с а м и по се б е п р и з ы в а т ь к п о в ы ш е н н о й б д и т е л ь н о с т и . О д н а к о н е в с е гд а п о л у ч а е т с я т а к . Тревожно становится, ког да начинаешь анализировать причины этих происшествий. Наиболее серьезные пожары были на плавбазе «Севрыба» и на целой группе БМРТ Мур манского тралового флота — «Илья Катунин», «За волжье», «Аскания»... А траулер «Северное сияние» горел за год дважды. И вот что характерно: большинство этих судов — типа «Алтай». У подобных траулеров, как мы знаем, масса своих кон структивных особенностей. Одна из них — прокладка кабельных трасс в зонах с высокими температурами. З н а ю т об э то м м о р я к и , но , в и д н о , не в с е гд а п р и д а ю т э т о м у з н а ч е н и е . Д а е щ е п р е н е б р е га ю т и н д и в и д у а л ь н ы м и о с о б е н н о с тя м и с у д н а в п р о ц е с с е э к с п л у а т а ц и и . П р и б а в ь те к э т о м у гр у б ы е н а р у ш е н и я п р а в и л п р о ти в о п о ж а р н о й б е з о п а с н о с т и э к и п а ж а м и и б е с к о н т р о л ь н о с т ь с о с то р о н ы к о м с о с т а в а — в о т в-ам и п е р в о п р и ч и н а п о ж а р а . Н а Б М Р Т « И л ь я К а т у н и н » . н а п р и м е р , ч и с т и л и м а с л я н ы й ф и л ь т р по д д а в л е н и е м , м а с л о « в ы с т р е л и л о » н а н е и з о л и р о в а н н ы е у ч а с т к и к о л л е к т о р а , з а го р е л о с ь ... Н а р е й д о в о м к а те р е « В о л н а » р ы б н о го п о р та в н л ю ч и л и в с е т ь п о с то я н н о го т о к а те л е в и з о р — п о ж а р . О т о б р о н е н н о го о г н я з а г о р е л а с ь « С е в р ы б а » , а п о с к о л ь к у к о м а н д а б ы л а с о в е р ш е н н о н е п о д го т о в л е н а к т у ш е н и ю п о ж а р а , о го н ь п о т у ш и л и т о л ь к о ч е р е з п о л то р а с у т о к ... У ж е в э то м го д у го р е л и Б М Р Т « Т а р у с а » и « Л е с к о в » . И о б а п о т о м у , ч то в м е с то в о д ы д л я т у ш е н и я ве т о ш и в л ь я л а х и с п о л ь з о в а л и ... растворитель. В прошлом году флагман ские специалисты проверили в море большую группу: су дов — и лишь на немногих в противопожарном отношении было все в порядке. Пример но ту же картину уЕ идели мы и в ходе недавней мар товской проверки. Некоторые судовые спе циалисты недовольны таким жестким контролем, говорят, что, мол, не все нарушения нормативных требований при водят к авариям. Действитель но, не все и не всегда. Но каждая авария — следствие подобных нарушений. Е щ е об одно м х о те л о с ь б ы с е го д н я н а п о м н и т ь . У ч е н ы е вс е й п л а н е т ы с е й ч а с о ч е н ь о б е с п о к о е н ы з а гр я з н е н и е м М и р о в о го о к е а н а . Д л я э то го , к а к н и п р и с к о р б н о , е с т ь Есе о с н о в а н и я . И х о т я н а ш и с о в е т с к и е м о р я к и по п р а в у с ч и т а ю т с я с а м ы м и « ч и с т о п л о т н ы м и » н а п р о м ы с л е , все ж е к о н т р о л ь з а со б л ю д е н и е м П р а ви л по п р е д о тв р а щ е н и ю з а г р я з н е н и я м о р я н е о б х о д и м о у с и л и т ь , а н а р у ш и т е л е й н у ж но н а к а з ы в а т ь п р е д е л ь н о с т р о го , ч то б и д р у г и м н е п о Еад- но б ы л о . Ч и с т о е , я с н о е м о ре — т о ж е о п р е д е л е н н а я г а р а н т и я б е з о п а с н о с ти п л а в а н и я . Ч то г р е х а т а и т ь , не в с е гд а еще с о б л ю д а ю т с я и н с т р у к ц и и по б у к с и р о в к е с у д о в с то п л и в о м . Н е д а в н о , н а п р и м е р , р а з л и л и то п л и в о т а н к е р « Д а р н и ц а » и б у к с и р о в щ и к « К у з о м е н ь » . У р о ко м д р у г и м д о л ж н о п о с л у ж и т ь т о , ч то с у д о в л а д е л ь ц а м « Д а р н и ц ы » и « К у з о м е н и » п р е д ъ я в л е н и с к на в о зм е щ е н и е г о с у д а р с т в у у щ е р б а в р а з м е р е 15 т ы с я ч р у б л е й . Народным судом виновные приговорены к исправитель ным работам до одного г о да с удержанием 20 процен тов заработной платы. Убеди тельный пример, что и гово рить. А всего за последние два года экипажи судов нане сли государству ущерб более чем на 400 тысяч рублей. Поч ти вся эта сумма — стоимость разлитых нефтепродуктов. Видимо, и в случаях с топ ливом, и при пожарах, да и при авариях вообще главная причина заключается в бес контрольности и халатности. И если каждый судоводитель, каждый матрос затушит е> себе искру беззаботности, на судне не возникнет пожаре, не произойдет аварии. Сло вом, мореплавание будет безопасным. I I L . О 20 ЧАСОВ 8 марта 1981 " года на траулерах, про мышлявших в одном из рай онов Баренцева моря, сме няющиеся ■ вахтенные по мощники капитана обраща ли особое внимание засту пающих на вахту на суд но с двумя вертикально рас положенными красными ог нями. Естественно согласно правилу 18 МППСС. занятое ловом рыбы судно должно уступать дорогу судну, ли шенному : возможности уп равляться. - Приблизительно д€а с по ловиной часа спустя БМРТ «Валка»' убрал два- красных огня, включил - огни, : преду смотренные МППСС для сво бодных в“ управлении судов, и начал; движение. Он дви гался в течение 50 минут и, удалившись, от берега и груп пы промышляющих судов, снова лег в дрейф с двумя красными огнями,- Одновре менно «Валка» оказался фак тически на пути следования ' занятого поиском рыбы СРТ «Новоспасск». Как говорится, .придума но лихо: «Валка» прикрыл ся сигналом для судна, ли шенного возможности , уп равляться. тогда как ранее, то есть в период пребыва ния в пределах группы про мышляющих судов, и те перь был совершенно <-зло- ров», не испытывал чрез Ч Е М Г Р О З Я Т О П А С Н Ы Е мерного ограничения льда или ураганного ветра и яв лялся более свободным в управлении, чем занятые ло вом рыбы суда. . Поступая таким образом, «Валка» так же мог буксировать трал, лишь добавив .к двум крас ным огням бортовые. Дес кать, раздайся, море, ■— «Валка» плывет!.. «Валка» все-таки столк нулся с принадлежащим Ар хангельскому рыбакколхоз- союзу СРТ (jHoEoenaccK». Од нако особая угроза создав шегося положения заключа ется в другом: некоторые руководящие специалисты Лпепайской .базы «Океан рыбфлота» (а «Валка.» при писан лменно' к зтой базе) искаженно толкуют многие требования МППСС, в связи с чем опасная эквилибрис тика с этими требованиями, судя по всему, не единичное явление на судах -■Океан- рыбфлота». Заключением ...Севгосрыб- флотив слекции » справедли во. возложена суровая ответ ственность на вахтенного по мощника. капитана СРТ «Но- воспасск» — не менее чем за 10 :.пш>т до столкновения он прекратил наблюдение за окружающей обстановкой. Но разве безобразныіі посту пок указанного судоводите ля освобождал его коллегу на БМРТ «Валка» от обя занности предотвратить стол кновение? Разумеется, нет] (См. вторые пункты правил 2 м 17). Тем более главный двигатель БМРТ был готов к немедленной работе. Вахтенный помощник к а питана БМРТ «Валка» В. Я. Сидора нарушил категориче ское требование пункта d правила 34. За зто наруше ние, конечно, несет полную ответственность и капитан О. А. Максимов. Но руко водство Лпепайской базы ■Океанрыбфлота» считает, что они правы: имеется-де кое-что более эффективное, чем предписанные МППСС сигналы. Между тем. имен но -звуковой сигнал преду преждения призвал бы к по рядку склонившегося над поисковым прибором вах тенного помощника капи тана СРТ «Новоспасск» А М. Попона. Второе: никто и ни что не может дать права на рушать требования МППСС. Руководство Лиепайской базы «Океанрыбфлота» по учает; ситуации пересекаю щихся курсов не существу ет, а требование правила 15 не имеет силы, если одно из сближающихся судов пре бывает в дрейфе. Это, ко нечно же, абсурд! Ведь если руководствоваться приведен ной трактовкой, то в рас сматриваемых обстоятельст вах немыслимо и наличие ситуации обгона и действия правила 13. то есть обгоня ющее судно ке имеет каких- либо обязанностей относи тельно обгоняемого только потому, что это обгоняемое лежит в дрейфе. И еще од на «деталь» — исходя из требования правила 15, целе сообразно спросить: разве в тексте МППСС говорится что-либо о каких-то преиму ществах лежащего в дрейфе судна перед всеми другими судами? Ни в коем случае! Указанное судно лишь не имеет движения относитель но воды под воздействием движителя, но .оно является судном «на ходу», и, следо вательно. на него распрост раняются все соответствую щие требования МППСС. В частности, если лишенное возможности управляться судно опасно сближается со свободным в управлении судном, которое находится в дрейфе, то последнее обя зано уступить дорогу пер-., вому. Названный выше, мягко выражаясь,. оригинальный толкователь МППСС со всей серьезностью утверждает, что они «не дают точного определения огней, которые должно выставлять судно, лежащее в дрейфе». Но в данном вопросе, который от носится к находящимся на ходу свободным в управле нии судам, предписания МППСС точно такие же. ка кие имелись в ППСС пре дыдущих редакций. Выхо дит,' судоводителям Миро вого океана нечем было руко водствоваться в рассматри ваемом вопросе •многие де сятки лет... Да, приведенное утвержде ние специалистов Лиепай ской базы «Океанрыбфлота» является смехотворным для всех судоводителей Минрыб- хоза, в том числе Северного бассейна. Однако необходи мо все-таки отметить, что е МППСС совершенно четко указывается, какие не яв ляющиеся свободными, в уп равлении суда должны вклю чать бортовые и кормоЕой огни, если они не имеют движения относительно ео - стр. «РЫБНЫЙ М УРМАН » 12 июня 19811 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz