Рыбный Мурман. 1981 г. Июнь.

ЯНШННШИШ........... ! З А Б Е З О - I П А С - ! ность I М О Р Е ­ П Л А В А ­ Н И Я 35 Е f* Е Г О Д К Я , п р о ч и т а в в ы п у с к ^ « З а б е з о п а с н о с т ь м о р е ­ п л а в а н и я » , в ы у з н а е т е , о т ч е го с л у ч а ю т с я п о ж а р ы н а с у д а х , к а к и е у б ы т к и н е с у т ф л о т у б а с с е й н а н а м о т к и н а в и н т о ­ р у л е в ы е у с т р о й с т в а , « м а л о гр а ­ м о тн а я » э к с п л у а т а ц и я м е х а н и з ­ м о в м а ш и н н о го о т д е л е н и я . И н те р е с н о о т м е т и т ь , ч то в с т а т ь я х з а т р о н у т а и т а к а я в а ж ­ н а я п р о б л е м а , к а к с о х р а н е н и е м о р я о т з а г р я з н е н и я и з а с о ­ р е н и я . И э т о не уди в и тел ьн о .^ В е д ь , к а к го в о р и т с я в м а т е р и ­ а л е « П о ж а р о т и с к р ы ... б е з з а ­ б о т н о с т и » , « ч и с то е , я с н о е м о ре — то ж е о п р е д е л е н н а я г а р а н т и я б е з о п а с н о с ти м о р е п л а в а н и я » . * * * М а те р и а л ы в ы п у с к а п о д го то ­ в и л и н а ч а л ь н и к о т д е л а м о р е ­ п л а в а н и я , с в я з и и З Р Н о б ъ е д и ­ н е н и я « С е в р ы б а » Г . Т и ш к о в и з а м е с т и т е л ь н а ч а л ь н и к а «С ев - г о с р ь іб ф л о т и н с п е н ц и и » В . Г о р ­ б ун о в . чтобы не yzo- — Г И ,1 • Нужно ,быть предельно внимательным, дитъ... в собственный «кошелек». Е Фото И. ЯЩЕРИЦЫНА. = шііііштшішшішпііиіішниішшшшііішшшіііішшішішшішпііН Ш И Л О і М Е Ш К Е Ц С Е С У Д А н а ш е г о о б ъ е д и н е н и я у с л о в н о м о ж ­ но р а з д е л и т ь на деѳ г р у п п ы — « п л а в а ю щ и е н а к а п р о л о н е » (и м е ю щ и е к а п р о л о и о в ы е д е й д в уд - в ы е в т у л к и ) п « н а м а с л е » (со с л о ж н ы м у п л о т ­ н е н и е м и з с п е ц и а л ь н ы х " к о л е ц и р е з и н ы ). О ба э ти у с т р о й с т в а осо бо ч у в с т в и т е л ь н ы к н а м о т к а м . Т о л ь к о з а 1980 го д на ф л о т а х б а с с е й н а п р о и з о ­ ш л о 23 н а м о т о к н а в и н т , а н а С Р Т - р « М а т в е й Ти - монен>> — а в а р и я и з-за п о д п л а в к и к а п р о л о и о в ы х в т у ­ л о к . Д е л о б ы л о т а к . С у д н о к о с н у л о с ь г р у н т а , и в р е з у л ь т а т е н а м о т к а ... К а к в ы д у м а е т е , ч то п р е д ­ п р и н я л к а п и т а н т р а у л е р а М о р гу н о в ? О б р а ти л с я За п о м о щ ь ю ? Н е т. Н а п р о ти в , п о п ы т а л с я с к р ы т ь п р о и с ш е с т в и е и п о в е л с у д н о к с п а с а т е л ь н о м у б у к с и р у д л я Е о д о л а з н о го о с м о тр а . П р и о б с л е д о ­ в а н и и и в ы я с н и л о с ь , ч т о в т у л к и и з-за н а м о т к и л о д п л а в и л и с ь , л о п а с т и п о в р е ж д е н ы ... С у д н о п о ­ с т а в и л и н а о т с т о й , а п о то м п р и д е т с я е го с п и с ы ­ в а т ь , т а к к а к в ы д е р н у т ь гр е б н о й в а л и з под- п л а в л е н н ы х в т у л о к н е у д а л о с ь . Е о т т а к и м - т о о с т ­ р и е м « ш и л о » и з м е ш к а в ы с у н у л о с ь ... З т о , к а к го в о р и т с я , д е л а м и н у в ш и е . А в о т ф а к ­ т ы с в е ж и е : у;;се в э то м го д у п р о и з о ш л о 15 иа- м с т о к и о д н а а в а р и я , с в я з а н н а я с п о д п л а в к о н к а п р о л о н о в ы х в т у л о к н а Б М Р Г « Н и к о л а й К о н о ­ нов» у п р а в л е н и я « С е в р ы б п р о м р а з Е р д к а » . И зд е с ь , к а к н а « М а т в е е Т н м о к е и е » , к а п и т а н Б е р е з е и к о п о п ы т а л с я с к р ы т ь п р о и с ш е д ш е е — п о в р е ж д е н и е в т у л о к Еодолазы о б н а р у ж и л и т о л ь к о ч е р е з м е с я ц п о с л е п р и х о д а с у д н а в " п о р т. А н а л о г и ч н ы е с и т у а ­ ц и и б ы л и н а Б М Р Т « Б о л ь ш е в и к » . « Т ы н д а » , « М и р » . Отдельно хочется остановить внимание па не­ обходимости грамотной эксплуатации механиз­ мов машинного отделения, потому что часто пе­ регрузка главной силовой установки ведет к аварии В о т , н а п р и м е р . Б Л ІР Т « В е л о м о р ь е » М у р м а н с к о го т р а л о в о го ф л о т а К а к с в и д е т е л ь с т в у ю т с у д о в ы е д о к у м е н т ы , во в р е м я д в у х м е с я ч н о г о р е й с а г л а в и ы й д и з е л ь -ге н е р а т о р п о с то я н н о п е р е г р у ж а л и , и, х о т я в а х т е н н ы е м е х а н и к и н е о д н о к р а тн о п р е д у ­ п р е ж д а л и к а п и т а н а Г о р о ш к о о н е д о п у с т и м о с т и п е ­ р е г р у з о к , он п р о с т о н е о б р а щ а л н а э т о в н и м а н и я За два месяца рейса воздухоохладители турбин намертво забились гарью, были пережжены про Кладки в выхлопных трубах, подсушены кабель­ ные трассы. П р а в д а , в с е з т о в ы я с н и л о с ь в с л е д у ю щ е м р е й ­ с е , к о г д а н а с у д н е р а б о та л а д р у г а я к о м а н д а . В д о в е р ш е н и е к о в с е м б е д а м н а ч а л о с ь з а м ы к а н и е э л е к т р о т р а с с , С е д и н с т в е н н ы м ц е л ы м о г н е т у ш и ­ те л е м п р и ш л о с у д н о в п о р т н а р е м о н т. М а ш и н ­ н а я к о м а н д а р а б о та л а в п р о т и в о г а з а х ... И у ж е в п о р т у в ы я с н и л о с ь , ч т о с о в е р ш е н н о н е о б х о д и м а н е м е д л е н н а я за м е н а д е с я т и т ы с я ч м е т р о в к а ­ б е л ь н ы х т р а с с . Т а к « ш и л о » , к о то р о е с т а р а т е л ь н о п р я т а л к а п и т а н Г о р о ш к о , о б о ш л о с ь г о с у д а р с т в у в с о т н и т ы с я ч р у б л е й . ЯОЖІР ОТ ИСКРЫ... БЕЗЗЛВОТНОСТИ м НОГ О новых- судов при­ было к нам в бассейн за годы десятой пятилетки. Все они построены по последнему слову науки и техники. Многие миллионы рублей вложены государст­ вом в обновление флота. И, конечно же, это налагает большую ответственность на экипажи судов, на капита­ нов, потому что любая ошиб­ ка в эксплуатации флота обо­ рачивается большими мате­ риальными убытками. З а го д ы п р о ш е д ш е й п я т и ­ л е т к и н а с у д а х « С е в р ы б ы » п р о и з о ш л о о к о л о с т а п о ж а р о в . У б ы т к и к о л о с с а л ь н ы е — б о ле е 900 т ы с я ч р у б л е й . К р о м е т о г о , п о с т р а д а л о м н о го л ю д е й . К а ­ з а л о с ь б ы , э т и ц и ф р ы и ф а к - ы д о л ж н ы с а м и по се б е п р и ­ з ы в а т ь к п о в ы ш е н н о й б д и ­ т е л ь н о с т и . О д н а к о н е в с е гд а п о л у ч а е т с я т а к . Тревожно становится, ког­ да начинаешь анализировать причины этих происшествий. Наиболее серьезные пожары были на плавбазе «Севрыба» и на целой группе БМРТ Мур­ манского тралового флота — «Илья Катунин», «За­ волжье», «Аскания»... А траулер «Северное сияние» горел за год дважды. И вот что характерно: большинство этих судов — типа «Алтай». У подобных траулеров, как мы знаем, масса своих кон­ структивных особенностей. Одна из них — прокладка кабельных трасс в зонах с высокими температурами. З н а ю т об э то м м о р я к и , но , в и д н о , не в с е гд а п р и д а ю т э т о ­ м у з н а ч е н и е . Д а е щ е п р е н е ­ б р е га ю т и н д и в и д у а л ь н ы м и о с о б е н н о с тя м и с у д н а в п р о ц е с ­ с е э к с п л у а т а ц и и . П р и б а в ь те к э т о м у гр у б ы е н а р у ш е н и я п р а в и л п р о ти в о п о ж а р н о й б е з о п а с н о с т и э к и п а ж а м и и б е с к о н т р о л ь н о с т ь с о с то р о н ы к о м с о с т а в а — в о т в-ам и п е р ­ в о п р и ч и н а п о ж а р а . Н а Б М Р Т « И л ь я К а т у н и н » . н а п р и м е р , ч и с т и л и м а с л я н ы й ф и л ь т р по д д а в л е н и е м , м а с л о « в ы с т р е л и л о » н а н е и з о л и р о ­ в а н н ы е у ч а с т к и к о л л е к т о р а , з а го р е л о с ь ... Н а р е й д о в о м к а ­ те р е « В о л н а » р ы б н о го п о р та в н л ю ч и л и в с е т ь п о с то я н н о го т о к а те л е в и з о р — п о ж а р . О т о б р о н е н н о го о г н я з а г о р е л а с ь « С е в р ы б а » , а п о с к о л ь к у к о м а н ­ д а б ы л а с о в е р ш е н н о н е п о д ­ го т о в л е н а к т у ш е н и ю п о ж а р а , о го н ь п о т у ш и л и т о л ь к о ч е р е з п о л то р а с у т о к ... У ж е в э то м го д у го р е л и Б М Р Т « Т а р у с а » и « Л е с к о в » . И о б а п о т о м у , ч то в м е с то в о д ы д л я т у ш е н и я ве­ т о ш и в л ь я л а х и с п о л ь з о в а л и ... растворитель. В прошлом году флагман­ ские специалисты проверили в море большую группу: су­ дов — и лишь на немногих в противопожарном отношении было все в порядке. Пример­ но ту же картину уЕ идели мы и в ходе недавней мар­ товской проверки. Некоторые судовые спе­ циалисты недовольны таким жестким контролем, говорят, что, мол, не все нарушения нормативных требований при­ водят к авариям. Действитель­ но, не все и не всегда. Но каждая авария — следствие подобных нарушений. Е щ е об одно м х о те л о с ь б ы с е го д н я н а п о м н и т ь . У ч е н ы е вс е й п л а н е т ы с е й ч а с о ч е н ь о б е с п о к о е н ы з а гр я з н е н и е м М и р о в о го о к е а н а . Д л я э то го , к а к н и п р и с к о р б н о , е с т ь Есе о с н о в а н и я . И х о т я н а ш и с о ­ в е т с к и е м о р я к и по п р а в у с ч и т а ю т с я с а м ы м и « ч и с т о п л о т ­ н ы м и » н а п р о м ы с л е , все ж е к о н т р о л ь з а со б л ю д е н и е м П р а­ ви л по п р е д о тв р а щ е н и ю з а ­ г р я з н е н и я м о р я н е о б х о д и м о у с и л и т ь , а н а р у ш и т е л е й н у ж ­ но н а к а з ы в а т ь п р е д е л ь н о с т р о го , ч то б и д р у г и м н е п о Еад- но б ы л о . Ч и с т о е , я с н о е м о ре — т о ж е о п р е д е л е н н а я г а р а н т и я б е з о п а с н о с ти п л а в а н и я . Ч то г р е х а т а и т ь , не в с е гд а еще с о б л ю д а ю т с я и н с т р у к ц и и по б у к с и р о в к е с у д о в с то п л и в о м . Н е д а в н о , н а п р и м е р , р а з л и л и то п л и в о т а н к е р « Д а р н и ц а » и б у к с и р о в щ и к « К у з о м е н ь » . У р о ­ ко м д р у г и м д о л ж н о п о с л у ­ ж и т ь т о , ч то с у д о в л а д е л ь ц а м « Д а р н и ц ы » и « К у з о м е н и » п р е д ъ я в л е н и с к на в о зм е щ е ­ н и е г о с у д а р с т в у у щ е р б а в р а з ­ м е р е 15 т ы с я ч р у б л е й . Народным судом виновные приговорены к исправитель­ ным работам до одного г о ­ да с удержанием 20 процен­ тов заработной платы. Убеди­ тельный пример, что и гово­ рить. А всего за последние два года экипажи судов нане­ сли государству ущерб более чем на 400 тысяч рублей. Поч­ ти вся эта сумма — стоимость разлитых нефтепродуктов. Видимо, и в случаях с топ­ ливом, и при пожарах, да и при авариях вообще главная причина заключается в бес­ контрольности и халатности. И если каждый судоводитель, каждый матрос затушит е> себе искру беззаботности, на судне не возникнет пожаре, не произойдет аварии. Сло­ вом, мореплавание будет безопасным. I I L . О 20 ЧАСОВ 8 марта 1981 " года на траулерах, про­ мышлявших в одном из рай­ онов Баренцева моря, сме­ няющиеся ■ вахтенные по­ мощники капитана обраща­ ли особое внимание засту­ пающих на вахту на суд­ но с двумя вертикально рас­ положенными красными ог­ нями. Естественно согласно правилу 18 МППСС. занятое ловом рыбы судно должно уступать дорогу судну, ли­ шенному : возможности уп­ равляться. - Приблизительно д€а с по­ ловиной часа спустя БМРТ «Валка»' убрал два- красных огня, включил - огни, : преду­ смотренные МППСС для сво­ бодных в“ управлении судов, и начал; движение. Он дви­ гался в течение 50 минут и, удалившись, от берега и груп­ пы промышляющих судов, снова лег в дрейф с двумя красными огнями,- Одновре­ менно «Валка» оказался фак ­ тически на пути следования ' занятого поиском рыбы СРТ «Новоспасск». Как говорится, .придума­ но лихо: «Валка» прикрыл­ ся сигналом для судна, ли­ шенного возможности , уп­ равляться. тогда как ранее, то есть в период пребыва­ ния в пределах группы про­ мышляющих судов, и те­ перь был совершенно <-зло- ров», не испытывал чрез­ Ч Е М Г Р О З Я Т О П А С Н Ы Е мерного ограничения льда или ураганного ветра и яв­ лялся более свободным в управлении, чем занятые ло­ вом рыбы суда. . Поступая таким образом, «Валка» так­ же мог буксировать трал, лишь добавив .к двум крас­ ным огням бортовые. Дес­ кать, раздайся, море, ■— «Валка» плывет!.. «Валка» все-таки столк­ нулся с принадлежащим Ар­ хангельскому рыбакколхоз- союзу СРТ (jHoEoenaccK». Од­ нако особая угроза создав­ шегося положения заключа­ ется в другом: некоторые руководящие специалисты Лпепайской .базы «Океан­ рыбфлота» (а «Валка.» при­ писан лменно' к зтой базе) искаженно толкуют многие требования МППСС, в связи с чем опасная эквилибрис­ тика с этими требованиями, судя по всему, не единичное явление на судах -■Океан- рыбфлота». Заключением ...Севгосрыб- флотив слекции » справедли­ во. возложена суровая ответ­ ственность на вахтенного по­ мощника. капитана СРТ «Но- воспасск» — не менее чем за 10 :.пш>т до столкновения он прекратил наблюдение за окружающей обстановкой. Но разве безобразныіі посту­ пок указанного судоводите­ ля освобождал его коллегу на БМРТ «Валка» от обя­ занности предотвратить стол­ кновение? Разумеется, нет] (См. вторые пункты правил 2 м 17). Тем более главный двигатель БМРТ был готов к немедленной работе. Вахтенный помощник к а­ питана БМРТ «Валка» В. Я. Сидора нарушил категориче­ ское требование пункта d правила 34. За зто наруше­ ние, конечно, несет полную ответственность и капитан О. А. Максимов. Но руко­ водство Лпепайской базы ■Океанрыбфлота» считает, что они правы: имеется-де кое-что более эффективное, чем предписанные МППСС сигналы. Между тем. имен­ но -звуковой сигнал преду­ преждения призвал бы к по­ рядку склонившегося над поисковым прибором вах­ тенного помощника капи­ тана СРТ «Новоспасск» А М. Попона. Второе: никто и ни­ что не может дать права на­ рушать требования МППСС. Руководство Лиепайской базы «Океанрыбфлота» по­ учает; ситуации пересекаю­ щихся курсов не существу­ ет, а требование правила 15 не имеет силы, если одно из сближающихся судов пре­ бывает в дрейфе. Это, ко­ нечно же, абсурд! Ведь если руководствоваться приведен­ ной трактовкой, то в рас­ сматриваемых обстоятельст­ вах немыслимо и наличие ситуации обгона и действия правила 13. то есть обгоня­ ющее судно ке имеет каких- либо обязанностей относи­ тельно обгоняемого только потому, что это обгоняемое лежит в дрейфе. И еще од­ на «деталь» — исходя из требования правила 15, целе­ сообразно спросить: разве в тексте МППСС говорится что-либо о каких-то преиму­ ществах лежащего в дрейфе судна перед всеми другими судами? Ни в коем случае! Указанное судно лишь не имеет движения относитель­ но воды под воздействием движителя, но .оно является судном «на ходу», и, следо­ вательно. на него распрост­ раняются все соответствую­ щие требования МППСС. В частности, если лишенное возможности управляться судно опасно сближается со свободным в управлении судном, которое находится в дрейфе, то последнее обя­ зано уступить дорогу пер-., вому. Названный выше, мягко выражаясь,. оригинальный толкователь МППСС со всей серьезностью утверждает, что они «не дают точного определения огней, которые должно выставлять судно, лежащее в дрейфе». Но в данном вопросе, который от­ носится к находящимся на ходу свободным в управле­ нии судам, предписания МППСС точно такие же. ка­ кие имелись в ППСС пре­ дыдущих редакций. Выхо­ дит,' судоводителям Миро­ вого океана нечем было руко­ водствоваться в рассматри­ ваемом вопросе •многие де­ сятки лет... Да, приведенное утвержде­ ние специалистов Лиепай­ ской базы «Океанрыбфлота» является смехотворным для всех судоводителей Минрыб- хоза, в том числе Северного бассейна. Однако необходи­ мо все-таки отметить, что е МППСС совершенно четко указывается, какие не яв­ ляющиеся свободными, в уп­ равлении суда должны вклю­ чать бортовые и кормоЕой огни, если они не имеют движения относительно ео - стр. «РЫБНЫЙ М УРМАН » 12 июня 19811 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz