Рыбный Мурман. 1981 г. Июнь.
Ручной труд — на плечи машин М УРМАНСКИЙ ордена Ленина морской рыбный порт является крупнейшим портом в отрасли. Только его морской грузооборот в 1980 году составил 2527,5 тысячи тонн. К концу десятой пятилетки в порту механизированным способом перерабатывалось 99.4 процента грузов, а уро вень комплексной механиза ции достиг 66,6 процента. Повысились коэффициенты использования подъемно транспортных машин. Так, п-о портальным кранам он составил к концу 1980 года 39.5 процента, по автопо грузчикам — 29,9, по элект ропогрузчикам — 22,5 про цента. Для сравнения — эти показатели в 1975 году со ставляли соответственно: 36,5: 21,8: 3,9 процента Ус пехи портовиков в значи тельно/; степени достигнуты за счет дальнейшей механи зации различных грузовых работ, внедрения новой тех ники и технологии, творче ской работы рационализато ров и изобретателей, внедре ния более совершенных форм организации труда портовых рабочих. В настоящее время комп лексно - механизированным способом перегружаются: часть мороженой рыбопро дукции, соль и лед, рыбий жир, рыбная мука (навал) с судов бортового траления, топливо, мойва (навал). В 1980 году резко возрос ло использование электро погрузчиков на грузовых работах. Их применяют се годня на загрузке рыбопро дукции в вагоны, в портовом холодильнике. в камерах холодильников рыбокомби ната, в трюмах судов типа ьКарл Либкнехт», на льдо- зазоде, на переработке гру- зов завода меджира и му комольного завода. Много сделано за прошлую пятилетку новаторами пор та. Так, группой новаторов предложен и внедрен способ перекачки рыбьего жира с танкеров по трубам на завод меджира, разработана л ус пешно испытана конструк ция саморазгружаюіцейся стампы для выгрузки рыбы (кавал) с судов типа ПСТ, позволяющей сократить на одного человека численность бригады, механизировать труд вывалыцика. В эксплу атации также находятся са- моразгружающиеся стампы для живой рыбы, устраняю щие розлив воды и рыбы мимо горловины живорыб ной автоцистерны. Намечено изготовить разработанное КБ порта дополнительное устройство для использова ния стамп при погрузке ж и вой рыбы в вагоны. Совершенствуются нахо дящиеся в эксплуатации грузозахватные приспособ ления и устройства, создают ся новые. Так, существую щие грузовые столы обору дуются винтовыми опорами ков в 1975 году было пере работано 144 тысячи тонн, а в 1S80 — 472,7 тыс. тонны. С 1973 года, то есть после внедрения на судах «Сев- рыбхолодфлота» безобвязоч- ного метода формирования и доставки в порт рыбопро дукции, мы стали применять комплексно - механизиро ванный способ разгрузки. Пакеты доставляются на шести судах типа «Карл Либкнехт». Комплексно - механизиро ванным способом выгружа ется также мороженая рыба в строп-контейнерах из про светов люков, а с июня 1980 года она доставляется в Е Ш Е Ш Щ Ш Берег —промыслу, промысел —берегу для удооства установки их у вагонов. В числе лучших рациона лизаторов порта можно на звать заместителя начальни ка второго грузового района по технической части В. И. Вишнякова, старшего инже- нера-злектрика первого гру зового района Л. Н. Заііцева, группового механика В. И. Чиркова, старшего инжене ра энергохозяйства В. Т. Ху дякова, слесаря первого рай она И. П. Борисова. Хорошо работает, выполняя сложные задания, группа по внедре нию новой техники, руково димая бригадиром слесарей Александром Павловичем Огарковым. Большой объем работ по механизации вы полняют специалисты пор товой мастерской, возглав ляемые А. А. Попковым. Из года в год увеличивает ся переработка пакетирован ной рыбопродукции. Так, с помощью электропогрузчи подход ж а н а т р е т ь д о л ж н о с т н о г о о к л а д а , вто р о й м е х а н и к С . И. В е л и - й у д е н и ч е в п о н и ж е н в д о л ж н о '1 с т и до ч е тв е р то го м е х а н и н а , и р н е го т а к ж е у д е р ж а н а т р е т ь д о л ж н о с т н о г о о н л а д а . Д е л о о п о л н о м в о зм е щ е н и и у б ы т к о в , н а н е с е н н ы х ф л о т у , п е р е д а н о в т р а н с п о р т н у ю п р о к у р а т у р у . В о п р о с о в о зм е щ е н и и у б ы т к о в в с в я з и с а в а р и е й н а Б М Р Т « П р о гр е с с » б у д е т р а с с м о тр е н п о сл е п о л у ч е н и я о т « С е в го с р ы б ф л о т и н с п е к ц и и » з а к л ю ч е н и я о п р и ч и н а х п о в р е ж д е н и я . С л е д у е т о т м е т и т ь , ч то с е й ч а с ни о д и н с л у ч а й в ы х о д а и з с т р о я т е х н и ч е с к и х с р е д с т в по в и н е л и ч н о го с о с т а в а и п р о с то я с у д о в и з-за н е с в о е в р е м е н н о го р е ш е н и я во п р о со в не о с т а е т с я б е з в н и м а н и я к а к р у к о в о д с т в а т е х н и ч е с к и х с л у ж б , т а н и г р у п п о в ы х с п е ц и а л и с т о в . Г а з е т а п р а в и л ь н о и с в о е в р е м е н н о с т а в и т в о п р о с об о т с т а в а н и и с у д о р е м о н тн о й б а зы о т ^ « га Ц с о в е р ш е н с т в о в а н и я ф л о то в . Но э т а п р о б л е м а в ы ш е , с то я щ и м и о р га н и з а ц и я м и не р е ш а е т с я , и ф л о т а м к р а й н е т р у д н о п о д д е р ж и в а т ь н а д о л ж ном у р о в н е і-е х н и ч е с к о е с о с т о я н и е с у д о в . 9 ц е л я х с о к р а щ е н и я с р о к о в с то я н и и с у д о в в р е м о н те в н а с то я щ е е в р е м я более н а ч е с т , венн о и с в о е в р е м е н н о п р е д о с т а в л я е т с я т е х н и ч е с к а я д о н у- м э н та ц и я н а С Р З -1 . С о к р а ти - л и с ь с л у ч а и н е с в о е в р е м е н н о й п о с та н о в к и іу д о в в р е м о н т. Проведена реорганизация с т р у к т у р ы м е х а н и н о -с у д о з о й с л у ж б ы с ц е л ь ю у п о р я д о ч е н и я ф у н к ц и й с у д о р е м о н та . Р е м о н то м с у д о в т е п е р ь з а н и м а е т с я о т д е л ь н а я г р у п п а с п е . ц и а л и с т о в . П о в ы ш е н а т р е б о в а т е л ь н о с т ь к с у д о в ы м э к и п а ж а м в ц е л я х с в о е в р е м е н н о го р е ш е н и я т е х н и ч е с к и х в о п р о с о в , в о з н и к а ю щ и х в п р о ц е с с е р е м о н та с у д о в » . К сожалению, приходится констатировать, что вторая часть ответа, в которой го ворится о профилактических мерах, не отличается конк ретностью. Хотелось бы знать, что. например. зна чит: «более качественно и своевременно предоставля ется техническая документа ция на СРЗ-1»? Насколько «сократились случаи несвое временной постановки судоз в ремонт-? Какая именно «реоргани зация структуры механико судовой службы» проведена? Кто вошел в «отдельную группу специалистов», зани мающихся ремонтом судов? Ответы на все эти вопро сы, думается, будут интере сны морякам всех флотов, Ведь проблема судоремонта *- проблема общая. Поэтому мы ждем разъяснения от ру ководителей тралового фло та. Ну а разговор о судоре монте поодолжается строп-контейнерах на пром- переработку. Несмотря на то, что с каждым годом растет уро вень механизации работ з порту, комплексная- механи зация переработки рыбо продукции все еще остается низкой и составляет 8 про центов (или 16,7 процента от всей продукции, перера ботанной в 1980 году с по мощью электропогрузчиков). Проведенный анализ комп лексно - механизированной переработки рыбопродукции показал, что около 36 про центов вагонов. поступаю щих в порт под разгрузку, не пригодны для работы в них электропогрузчиками из-за слабых настилов и уз ких дверных проемов. Такая же картина и на судах «Сев- рыбхолодфлота». В трюмах только шести судов здесь могут работать электропо грузчики. В 1980 году порт испыты вал значительные трудности в использовании электропо грузчиков из-за недостаточ ного количества боковых гидравлических захватов, высоконапорных- рукавов, запасных частей. Сейчас положение измени лось к лучшему. В марте этого года получено 70 за х ватов из Болгарии, а к кон цу года объединение «Мур манская судоверфь» должно изготовить по нашему зака зу 100 захватов. Выполнение ээого заказа включено в со циалистические обязательст ва этого предприятия- смежника, коллектив кото рого участвует в соревнова нии под девизом: «Берег — промыслу, промысел — бе регу». Намечается также нала дить на судоверфи произ водство запчастей к электро погрузчикам. Необходимая техническая документация разрабатывается по нашему заказу другим участником Договора четырнадцати ЦПКТБ ВРПО «Севрыба». В настоящее время порт осваивает депо-зарядную автоэлектропогрузчиков во втором районе, оборудует электропогрузчики новыми боковыми захватами и стал- кивателями. Таким образом, появилась техническая воз-- можность значительно повы сить уровень комплексной механизации. Однако коли» чество судоз. в трюмах ко торых можно работать элек* тропогрѵзчикамп, не увели чивается. Не решен вопрос о переоборудовании трюмных настилов на судах типа «Си бирь». хотя некоторый опыт такого переоборудования есть. Так, в ноябре прошлого года судовая команда ТР «Иван Шишкин» своими си лами сделала настил в трю ме № 3, что дало возмож ность портовикам работать с использованием электропо грузчиков, то есть приме нить комплексно-механизи рованный способ разгрузки. Этот опыт надо распростра нять и на другие суда тако го типа. В этом -— большой резерв увеличения объема комплексно - механизиро ванной переработки! рыбо продукции. С участием новаторов в порту ведется разработка технологии хранения и по грузки картонной тары в пакетах. Уже изготовляется для электропогрузчика опытный образец специаль ного гидравлического захва та с верхним прижимом. Внедрение пакетного хра нения картонной тары по зволит производить комп лексную погрузку ее на суда типа «Карл Либкнехт-'. Это составит примерно 17 про центов от всего объема кар тонной тары, перерабатыва емой портом. В 1981 году должна быть внедрена также опытная технология доставки консер вов пакетами в строп-кон тейнерах на промперера- ботку. С целью предотвра щения разваливания пакетов мороженой рыбопродукции при транспортировке в ваго нах ЦПКТБ ВРПО «Севры ба» разработало устройство для формирования и обвязки пакетов полипропиленовой лентой, то есть обвязкой ра зового использования. Вы ставочный образец такого устройства демонстрировался на «Инрыбпроме-80», а опытный образец в апреле с. г. прошел ведомственные приемочные испытания. Большинство вопросов, связанных с механизацией работ, коллектив порта ре шает своими силами. В ре шении других — нужна по мощь ВРИО «Севрыба -. Так, порт остро нуждается в складских помещениях для картонной тары и банко- тары, в помещении для организации участков по ре монту строп-контейнеров, централизованному изготов лению грузозахватных при способлений, изготовлению и ремонту поддонов. Нам не обходима новая портовая механическая мастерская с заменой морально устарев шего и физически изношен ного станочного парка. На базе модернизированной ма стерской можно было бы производить необходимый ремонт грузоподъемных ма шин. Нерешенным остается во прос внутрнтрюмной меха низации на судах типа ПСТ. Специалисты порта считают, что решения этой проблемы надо искать на пути кон тейнеризации продукции, доставляемой ПСТ с про мысла. Только в этом слу чае можно будет обрабаты вать суда типа ПСТ комп лексно - механизированным способом. Механизация трудоемких работ — ключ к решению портовиками задач, постав ленных XXVI съездом КПСС перед тружениками нашей отрасли. Г. ЛЯПИН, начальник от дела механизации Мур манского ордена Ленина морского рыбного порта. У д о б н о и н е с л о ж н о М о р я к а м - р ы б о о б р а б о т ч и к а м нет нужды объяснять, насколько трудо емок ручной труд — раз делка рыбы на доли — при производстве консервов (пресервов). Поэтому Мур манский центр научно-тех нической информации пред лагает морякам в судовых условиях сделать несколько любопытных новинок. Одна из них — порционная ма шина барабанного типа. Конструкция машины предельно проста. На общей ра.ме — электродвигатель, который через муфты с уп ругими пальцами придает вращение валу. На вале — пять ножей, режущие кром ки которых с помощью рас порных втулок отстоят друг от друга на 44 миллиметра. Ножевой вал вращается в шарикоподшипниках № 204 со стороны муфты и с дру гого конца в шарикоподшип никах № 203, герметично установленных в стальных корпусах, укрепленных н; подставках к раме. Для укладки рыбы и под вода ее к ножам — барабан с четырьмя перегородками, нижними постелями и боко выми упорами с прогибом (по профилю рыбы). На защитном кожухе — отражатели, проходящие между ножами и не дающие рыбе «убегать» вверх. Конечно, всегда, когда речь идет о новшествах, не избежен вопрос: выгодно ли? Да, выгодно и очень: выработка консервов увели чивается на 200 — 300 банок в сутки, исчезает опасность брака банкотары, который был следствием укладки порций разных размеров, получаемых при ручной резке на деревянном стан ке. Условно годовой эконо мический эффект, получен ный от применения порци онной машины барабанного типа, на одном рыболовном траулере за два рейса со ставил около семи тысяч рублей. А теперь о другом устрой стве. Оно служит для улуч шения качества выпускае мых консервов — осущест вляет подогрев и вакууми- рование консервных банок перед закаткой. Эта машина тоже не пред ставляет никакой сложности в изготовлении — состоит она из металлического ко роба, ленточного транспорте ра, парового трубопровода, форсуночного устройства да запорного вентиля... Перед подачей на закаточ ную машину банки с кон сервами проходят через KQ- роб, куда по паропровоДу подается острый пар. Про дукты нагреваются до тем пературы 40—50 градусов, из банок удаляется полови на имеющегося воздуха, И • закатка. Применение этого меха низма не только повышает качество продукции, ио и дает значительную эконо мию жести для изготовле ния банок. Если предложенные новшества заинтересовали вас, обращайтесь за тех нической документацией по адресуі 183693, Мур манск, проспект Ленина, 65, Центр научно-техни ческой информации, 12 июня 1981 г-, «РЫБНЫЙ МУРМАН» Ф § стр
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz