Рыбный Мурман. 1981 г. Июнь.

Ручной труд — на плечи машин М УРМАНСКИЙ ордена Ленина морской рыбный порт является крупнейшим портом в отрасли. Только его морской грузооборот в 1980 году составил 2527,5 тысячи тонн. К концу десятой пятилетки в порту механизированным способом перерабатывалось 99.4 процента грузов, а уро­ вень комплексной механиза­ ции достиг 66,6 процента. Повысились коэффициенты использования подъемно­ транспортных машин. Так, п-о портальным кранам он составил к концу 1980 года 39.5 процента, по автопо­ грузчикам — 29,9, по элект­ ропогрузчикам — 22,5 про­ цента. Для сравнения — эти показатели в 1975 году со­ ставляли соответственно: 36,5: 21,8: 3,9 процента Ус­ пехи портовиков в значи­ тельно/; степени достигнуты за счет дальнейшей механи­ зации различных грузовых работ, внедрения новой тех­ ники и технологии, творче­ ской работы рационализато­ ров и изобретателей, внедре­ ния более совершенных форм организации труда портовых рабочих. В настоящее время комп­ лексно - механизированным способом перегружаются: часть мороженой рыбопро­ дукции, соль и лед, рыбий жир, рыбная мука (навал) с судов бортового траления, топливо, мойва (навал). В 1980 году резко возрос­ ло использование электро­ погрузчиков на грузовых работах. Их применяют се­ годня на загрузке рыбопро­ дукции в вагоны, в портовом холодильнике. в камерах холодильников рыбокомби­ ната, в трюмах судов типа ьКарл Либкнехт», на льдо- зазоде, на переработке гру- зов завода меджира и му­ комольного завода. Много сделано за прошлую пятилетку новаторами пор­ та. Так, группой новаторов предложен и внедрен способ перекачки рыбьего жира с танкеров по трубам на завод меджира, разработана л ус­ пешно испытана конструк­ ция саморазгружаюіцейся стампы для выгрузки рыбы (кавал) с судов типа ПСТ, позволяющей сократить на одного человека численность бригады, механизировать труд вывалыцика. В эксплу­ атации также находятся са- моразгружающиеся стампы для живой рыбы, устраняю­ щие розлив воды и рыбы мимо горловины живорыб­ ной автоцистерны. Намечено изготовить разработанное КБ порта дополнительное устройство для использова­ ния стамп при погрузке ж и ­ вой рыбы в вагоны. Совершенствуются нахо­ дящиеся в эксплуатации грузозахватные приспособ­ ления и устройства, создают­ ся новые. Так, существую­ щие грузовые столы обору­ дуются винтовыми опорами ков в 1975 году было пере­ работано 144 тысячи тонн, а в 1S80 — 472,7 тыс. тонны. С 1973 года, то есть после внедрения на судах «Сев- рыбхолодфлота» безобвязоч- ного метода формирования и доставки в порт рыбопро­ дукции, мы стали применять комплексно - механизиро­ ванный способ разгрузки. Пакеты доставляются на шести судах типа «Карл Либкнехт». Комплексно - механизиро­ ванным способом выгружа­ ется также мороженая рыба в строп-контейнерах из про­ светов люков, а с июня 1980 года она доставляется в Е Ш Е Ш Щ Ш Берег —промыслу, промысел —берегу для удооства установки их у вагонов. В числе лучших рациона­ лизаторов порта можно на­ звать заместителя начальни­ ка второго грузового района по технической части В. И. Вишнякова, старшего инже- нера-злектрика первого гру­ зового района Л. Н. Заііцева, группового механика В. И. Чиркова, старшего инжене­ ра энергохозяйства В. Т. Ху­ дякова, слесаря первого рай­ она И. П. Борисова. Хорошо работает, выполняя сложные задания, группа по внедре­ нию новой техники, руково­ димая бригадиром слесарей Александром Павловичем Огарковым. Большой объем работ по механизации вы­ полняют специалисты пор­ товой мастерской, возглав­ ляемые А. А. Попковым. Из года в год увеличивает­ ся переработка пакетирован­ ной рыбопродукции. Так, с помощью электропогрузчи­ подход ж а н а т р е т ь д о л ж н о с т н о г о о к л а ­ д а , вто р о й м е х а н и к С . И. В е л и - й у д е н и ч е в п о н и ж е н в д о л ж н о '1 с т и до ч е тв е р то го м е х а н и н а , и р н е го т а к ж е у д е р ж а н а т р е т ь д о л ж н о с т н о г о о н л а д а . Д е л о о п о л н о м в о зм е щ е н и и у б ы т к о в , н а н е с е н н ы х ф л о т у , п е р е д а н о в т р а н с п о р т н у ю п р о к у р а т у р у . В о п р о с о в о зм е щ е н и и у б ы т ­ к о в в с в я з и с а в а р и е й н а Б М Р Т « П р о гр е с с » б у д е т р а с ­ с м о тр е н п о сл е п о л у ч е н и я о т « С е в го с р ы б ф л о т и н с п е к ц и и » з а ­ к л ю ч е н и я о п р и ч и н а х п о в р е ж ­ д е н и я . С л е д у е т о т м е т и т ь , ч то с е й ­ ч а с ни о д и н с л у ч а й в ы х о д а и з с т р о я т е х н и ч е с к и х с р е д с т в по в и н е л и ч н о го с о с т а в а и п р о с то я с у д о в и з-за н е с в о е в р е м е н н о го р е ш е н и я во п р о со в не о с т а е т с я б е з в н и м а н и я к а к р у к о в о д с т в а т е х н и ч е с к и х с л у ж б , т а н и г р у п п о в ы х с п е ц и а л и с т о в . Г а з е т а п р а в и л ь н о и с в о е в р е ­ м е н н о с т а в и т в о п р о с об о т с т а ­ в а н и и с у д о р е м о н тн о й б а зы о т ^ « га Ц с о в е р ш е н с т в о в а н и я ф л о то в . Но э т а п р о б л е м а в ы ш е , с то я щ и м и о р га н и з а ц и я м и не р е ш а е т с я , и ф л о т а м к р а й н е т р у д н о п о д д е р ж и в а т ь н а д о л ж ­ ном у р о в н е і-е х н и ч е с к о е с о с т о ­ я н и е с у д о в . 9 ц е л я х с о к р а щ е н и я с р о к о в с то я н и и с у д о в в р е м о н те в н а ­ с то я щ е е в р е м я более н а ч е с т , венн о и с в о е в р е м е н н о п р е д о ­ с т а в л я е т с я т е х н и ч е с к а я д о н у- м э н та ц и я н а С Р З -1 . С о к р а ти - л и с ь с л у ч а и н е с в о е в р е м е н н о й п о с та н о в к и іу д о в в р е м о н т. Проведена реорганизация с т р у к т у р ы м е х а н и н о -с у д о з о й с л у ж б ы с ц е л ь ю у п о р я д о ч е н и я ф у н к ц и й с у д о р е м о н та . Р е м о н то м с у д о в т е п е р ь з а н и ­ м а е т с я о т д е л ь н а я г р у п п а с п е . ц и а л и с т о в . П о в ы ш е н а т р е б о в а т е л ь н о с т ь к с у д о в ы м э к и п а ж а м в ц е л я х с в о е в р е м е н н о го р е ш е н и я т е х ­ н и ч е с к и х в о п р о с о в , в о з н и к а ю ­ щ и х в п р о ц е с с е р е м о н та с у ­ д о в » . К сожалению, приходится констатировать, что вторая часть ответа, в которой го­ ворится о профилактических мерах, не отличается конк­ ретностью. Хотелось бы знать, что. например. зна­ чит: «более качественно и своевременно предоставля­ ется техническая документа­ ция на СРЗ-1»? Насколько «сократились случаи несвое­ временной постановки судоз в ремонт-? Какая именно «реоргани­ зация структуры механико­ судовой службы» проведена? Кто вошел в «отдельную группу специалистов», зани­ мающихся ремонтом судов? Ответы на все эти вопро­ сы, думается, будут интере­ сны морякам всех флотов, Ведь проблема судоремонта *- проблема общая. Поэтому мы ждем разъяснения от ру­ ководителей тралового фло­ та. Ну а разговор о судоре­ монте поодолжается строп-контейнерах на пром- переработку. Несмотря на то, что с каждым годом растет уро­ вень механизации работ з порту, комплексная- механи­ зация переработки рыбо­ продукции все еще остается низкой и составляет 8 про­ центов (или 16,7 процента от всей продукции, перера­ ботанной в 1980 году с по­ мощью электропогрузчиков). Проведенный анализ комп­ лексно - механизированной переработки рыбопродукции показал, что около 36 про­ центов вагонов. поступаю­ щих в порт под разгрузку, не пригодны для работы в них электропогрузчиками из-за слабых настилов и уз­ ких дверных проемов. Такая же картина и на судах «Сев- рыбхолодфлота». В трюмах только шести судов здесь могут работать электропо­ грузчики. В 1980 году порт испыты­ вал значительные трудности в использовании электропо­ грузчиков из-за недостаточ­ ного количества боковых гидравлических захватов, высоконапорных- рукавов, запасных частей. Сейчас положение измени­ лось к лучшему. В марте этого года получено 70 за х ­ ватов из Болгарии, а к кон­ цу года объединение «Мур­ манская судоверфь» должно изготовить по нашему зака­ зу 100 захватов. Выполнение ээого заказа включено в со­ циалистические обязательст­ ва этого предприятия- смежника, коллектив кото­ рого участвует в соревнова­ нии под девизом: «Берег — промыслу, промысел — бе­ регу». Намечается также нала­ дить на судоверфи произ­ водство запчастей к электро­ погрузчикам. Необходимая техническая документация разрабатывается по нашему заказу другим участником Договора четырнадцати ЦПКТБ ВРПО «Севрыба». В настоящее время порт осваивает депо-зарядную автоэлектропогрузчиков во втором районе, оборудует электропогрузчики новыми боковыми захватами и стал- кивателями. Таким образом, появилась техническая воз-- можность значительно повы­ сить уровень комплексной механизации. Однако коли» чество судоз. в трюмах ко­ торых можно работать элек* тропогрѵзчикамп, не увели­ чивается. Не решен вопрос о переоборудовании трюмных настилов на судах типа «Си­ бирь». хотя некоторый опыт такого переоборудования есть. Так, в ноябре прошлого года судовая команда ТР «Иван Шишкин» своими си­ лами сделала настил в трю­ ме № 3, что дало возмож­ ность портовикам работать с использованием электропо­ грузчиков, то есть приме­ нить комплексно-механизи­ рованный способ разгрузки. Этот опыт надо распростра­ нять и на другие суда тако­ го типа. В этом -— большой резерв увеличения объема комплексно - механизиро­ ванной переработки! рыбо­ продукции. С участием новаторов в порту ведется разработка технологии хранения и по­ грузки картонной тары в пакетах. Уже изготовляется для электропогрузчика опытный образец специаль­ ного гидравлического захва­ та с верхним прижимом. Внедрение пакетного хра­ нения картонной тары по­ зволит производить комп­ лексную погрузку ее на суда типа «Карл Либкнехт-'. Это составит примерно 17 про­ центов от всего объема кар­ тонной тары, перерабатыва­ емой портом. В 1981 году должна быть внедрена также опытная технология доставки консер­ вов пакетами в строп-кон­ тейнерах на промперера- ботку. С целью предотвра­ щения разваливания пакетов мороженой рыбопродукции при транспортировке в ваго­ нах ЦПКТБ ВРПО «Севры­ ба» разработало устройство для формирования и обвязки пакетов полипропиленовой лентой, то есть обвязкой ра­ зового использования. Вы­ ставочный образец такого устройства демонстрировался на «Инрыбпроме-80», а опытный образец в апреле с. г. прошел ведомственные приемочные испытания. Большинство вопросов, связанных с механизацией работ, коллектив порта ре­ шает своими силами. В ре­ шении других — нужна по­ мощь ВРИО «Севрыба -. Так, порт остро нуждается в складских помещениях для картонной тары и банко- тары, в помещении для организации участков по ре­ монту строп-контейнеров, централизованному изготов­ лению грузозахватных при­ способлений, изготовлению и ремонту поддонов. Нам не­ обходима новая портовая механическая мастерская с заменой морально устарев­ шего и физически изношен­ ного станочного парка. На базе модернизированной ма­ стерской можно было бы производить необходимый ремонт грузоподъемных ма­ шин. Нерешенным остается во­ прос внутрнтрюмной меха­ низации на судах типа ПСТ. Специалисты порта считают, что решения этой проблемы надо искать на пути кон­ тейнеризации продукции, доставляемой ПСТ с про­ мысла. Только в этом слу­ чае можно будет обрабаты­ вать суда типа ПСТ комп­ лексно - механизированным способом. Механизация трудоемких работ — ключ к решению портовиками задач, постав­ ленных XXVI съездом КПСС перед тружениками нашей отрасли. Г. ЛЯПИН, начальник от­ дела механизации Мур­ манского ордена Ленина морского рыбного порта. У д о б н о и н е с л о ж н о М о р я к а м - р ы б о о б р а ­ б о т ч и к а м нет нужды объяснять, насколько трудо­ емок ручной труд — раз­ делка рыбы на доли — при производстве консервов (пресервов). Поэтому Мур­ манский центр научно-тех нической информации пред лагает морякам в судовых условиях сделать несколько любопытных новинок. Одна из них — порционная ма­ шина барабанного типа. Конструкция машины предельно проста. На общей ра.ме — электродвигатель, который через муфты с уп­ ругими пальцами придает вращение валу. На вале — пять ножей, режущие кром ки которых с помощью рас­ порных втулок отстоят друг от друга на 44 миллиметра. Ножевой вал вращается в шарикоподшипниках № 204 со стороны муфты и с дру­ гого конца в шарикоподшип­ никах № 203, герметично установленных в стальных корпусах, укрепленных н; подставках к раме. Для укладки рыбы и под­ вода ее к ножам — барабан с четырьмя перегородками, нижними постелями и боко­ выми упорами с прогибом (по профилю рыбы). На защитном кожухе — отражатели, проходящие между ножами и не дающие рыбе «убегать» вверх. Конечно, всегда, когда речь идет о новшествах, не­ избежен вопрос: выгодно ли? Да, выгодно и очень: выработка консервов увели­ чивается на 200 — 300 банок в сутки, исчезает опасность брака банкотары, который был следствием укладки порций разных размеров, получаемых при ручной резке на деревянном стан­ ке. Условно годовой эконо­ мический эффект, получен­ ный от применения порци­ онной машины барабанного типа, на одном рыболовном траулере за два рейса со­ ставил около семи тысяч рублей. А теперь о другом устрой­ стве. Оно служит для улуч­ шения качества выпускае­ мых консервов — осущест­ вляет подогрев и вакууми- рование консервных банок перед закаткой. Эта машина тоже не пред­ ставляет никакой сложности в изготовлении — состоит она из металлического ко­ роба, ленточного транспорте­ ра, парового трубопровода, форсуночного устройства да запорного вентиля... Перед подачей на закаточ­ ную машину банки с кон­ сервами проходят через KQ- роб, куда по паропровоДу подается острый пар. Про­ дукты нагреваются до тем­ пературы 40—50 градусов, из банок удаляется полови­ на имеющегося воздуха, И • закатка. Применение этого меха­ низма не только повышает качество продукции, ио и дает значительную эконо­ мию жести для изготовле­ ния банок. Если предложенные новшества заинтересовали вас, обращайтесь за тех­ нической документацией по адресуі 183693, Мур­ манск, проспект Ленина, 65, Центр научно-техни­ ческой информации, 12 июня 1981 г-, «РЫБНЫЙ МУРМАН» Ф § стр

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz