Рыбный Мурман. 1981 г. Декабрь.
-ІІ!E1111111111!11 111111!1111111111!II111111111!1111!11!I!1111111111111111111111111111111111II11111IIII111!111111111111!1111i !111R!I!1111!11i 11!1111II111HI!11111!11111II!1111f11!111111 III 11111111111111111111111(1111111111i11111Ш 111111111111111111|J> Г ОВОРИЛИ мы много и о многом. Позднее ус лышанное or Сергея Егоро вича Харчикова, начальника отдела технической эксплуа тации тралового флота, и дру гих работников механико судовой службы стало вы страиваться в систему опре делений и заповедей совре менного руководителя. Л Е Г Ч Е П Р Е Д У П Р Е Д И Т Ь Профилактика — главное не только в медицине. Не менее важна она и в работе ме ханика. Давайте рассуждать так.' Положено судну работать двадцать три года после по стройки. Но если не щадить его машины, если, провозгла сив: «Рыба — любой ценой!», гонять механизмы, на остав ляя времени для профилак тических осмотров, нужных предупредительных мер, сколько они «проживут»?.. Да и запустив болезнь, трудней во сто раз лечить ее. — В декабре . для БМРТ «Каракумы» планировалась мотрчистка четырех главных двигателей, — рассказывает Сергей Егорович. — Подходят ко мне на днях групповые ме ханики: «Есть предложение в эту стоянку не чистить: про стоит долго, а у судна ведь докование в сентябре, тогда уж все пять и почистим...» А я говорю: «Не согласен. Мы, планируя, продумали все ва рианты. Не выдержит машина полугодовой рейс». Сергей Егорович был уве рен в своей правоте. Он знал, что морякам придется в рейсе мучиться с ремонтом: будут по очереди «молчать» то один дизель, то второй, то третий... А судну нужна ско рость, рефрижераторным установкам — энергия в пол ном объеме. Но «выжимание соков» приведет к тому, что машины износятся куда раньше, чем следовало бы. Нет, график есть график! Графики профосмотров... Сколько их пришлось соста вить Харчикову за долгие го ды! Сейчас вроде бы и не входит это в функции на чальника отдела техниче ской эксплуатации флота. Так опять же — текучесть кадров: бывает, до самого отхода неизвестно, кто пой дет в рейс старшим механи ком. Вот и садится Сергей Егорович за график: такой-то механизм осматривать еже дневно, такой-то через 10 дней, через полмесяца... Дело необходимое: болезнь легче предупредить, чем лечить. з а тысячи миль — 7 ноября сижу дома у телевизора, смотрю парад. Телефонный звонок. Диспет чер говорит: «Сергей Егоро вич, тут радиограмма с «Се верного сияния»: инородный предмет в шестеренчатой пе редаче привода воздуходув ки главного двигателя. Что делать?» Ну, я подумал ма ленько, ни чертежей ни схем под рукой нет, составил ра диограмму-ответ, позвонил главному инженеру Юрию Ивановичу Коношенко. Он го ворит: «Все прзвильно, Сер гей Егорович, давзй за моей подписью». Сергей Егорович задумы вается, припоминая, и про должает: — Как-то с БМРТ «Гоголь» тоже из рейса взмолились: «полетела» крышка цилинд ровая, заменили ее запасной, так и она. следом вышла из строя. Н-у, я тут принял во обще «уникальное» решение... Он смеется, видно, даже сейчас ему приятно вспоми нать удачно найденный вы ход из ситуации, казалось бы, что это практически значит. Сергей Егорович согла сился с опытным подмен ным старшим механиком М. Д. Альтшуллером: можно провести ремонт своими си лами, но ведь некоторые ра боты требовали заводского выполнения. — Решили идти в плавма- стерскую. А дело было ве чером, все закрыто. 8 вах тенному штурману говорю: «Открой цех, мы своего то каря поставим к станку». А он: «Не могу, не знаю, что за люди». Тогда я позвонил заместителю главного инже- —- Представитель Регистра говорит: «Я таких разрушений никогда не видел — пять миллиметров глубина». Я возразил: в прошлом году такое было на двух судах. Работают же они нормально. Будет и этот траулер рабо тать. Следить только надо. Неформальный, • творческий подход к делу — качество, совершенно необходимое ру ководителю. Изыскать малей шую возможность для повы шения эффективности про изводства — вот она, главная его забота. А внешне вроде бы все просто... Но ведь за Социалистическая предприим чивость : П О Р Т Р Е Т Ы Д Е Л О В Ы Х Л Ю Д Е Й С Е Р Д Ц Е , С Т У Ч И ! безвыходной. — Даю радиограмму: под нять водотечную крышку, идти в укрытие на пяти цилиндрах. До порта все разно им не дойти. Ну а здесь мы срочно погрузили на отходящее суд но крышки для них. И таких случаев очень мно го. Мы — как «скорая по мощь»... Послушать Сергея Егорови ча — очень все легко и про сто: «подумал маленько», «дал радиограмму»... Но ведь чтобы дать радиограмму с единственно правильным ре шением, единственно правиль ной рекомендацией, нужно видеть мысленно каждый винтик, каждую деталь меха низма, предвидеть все по следствия того или иного решения. Словно опытный шахматист, он должен проду мать все и сделать «вслепую» верный ход. То, что «Гоголь» ушел в укрытие, — не просто ориги нальный выход из сложной ситуации, это ведь и эконо мия почти 20 тысяч рублей: судно осталось на промысле. "Вот и получается: каждая правильная рекомендация Сергея Егоровича -— это в конечном итоге не только тонны продукции, но и дол голетие судна. Впрочем, все это тесно взаимосвязано. Т О Ч Н Ы Й Д И А Г Н О З БМРТ «Новиков - Прибой» вернулся из рейса. На борт пришла подменная команда. Групповой механик появил ся на судне и, видимо, не проверив, согласился с «де дом», что все в порядке. Это было вечером. Утром следующего дня на графике зачитывается рапорт подменного механика о не исправности траловой лебед ки. Вызвали Сергея Егорови ча. — Я пришел на судно. Слышу в приводе траловой лебедки стук, выбрацию. Что это значит? Срыв отхода, вот нера Е. С. Курило. Тот пе резвонил вахтенному: «Что бы станок был цел и деталь расточена». Всё ребята сде лали как надо. Два дня на это вместо семи ушло. В инструкциях по эксплуа тации главных двигателей БМРТ типа «Пушкин» говорит ся, что моточистку надо про водить tie позже чем через четыре тысячи часов от работки. Сергею Егоровичу удалось убедить инспекцию Регистра: норма эта может и должна быть превышена вдвое. Только механикам этих судов Сергей Егорович на называл «смотреть за двига телем как за ребенком сво им». Или такой случай. Из-за трещин приходили в негод ность цилиндровые крышки. Новые закупались за грани цей. Пока ждали их поступ ления, стояли суда у прича лов. Начальник технологиче ского бюро СРЗ-1 В. А. Ти хомиров предложил: «Пусть рабочие завода вырежут на . крышке участок с трещиной, заварят, и крышка еще по служит». Работникам СРЗ-1 очень не хотелось заниматься этим. Но я настоял, убедил: ценное предложение. Впоследствии мы вообще отказались от закупки крышек за инвалю ту. Теперь у нас нет про блем: на складе крышки ста ли храниться как запасные. — Память у Сергея Егоро вича отличная, — рассказывал группог.оіг механик Л. С. Олом- слсий., — Случается порой та кое. что и не знаешь, как по ступить. Придешь к нему, он «покопается» в памяти и ска жет: «Помните. г, 56-м году был примерно таком же слу чай...» И предлагает решение, аналогичное тому. которое было принято тогда - в 56-м. ІІе было случая, чтобы память иодвела Харчикова. Предъявляли Регистру бло ки главного двигателя БАТ «Адмирал Головко». Обнару жили коррозийные рэзруше- кажущеися простотой — все тот же опыт, знания, творче ская мысль. К Р Е С Т Ь Я Н С К И Й с ы н Ни о каком море он не мечтал. Шел 1946 год. И мечта была одна: досыта поесть. Отец друга работал в Ар хангельске, и мальчишки ре шили: едем в Архангельскую мореходку, там кроме учебы еще одевают и кормят! Тіриехали. Не поступили. Видно, неглубокими были знания, полученные в школе разрушенного гитлеровцами Орла. Куда же идти? В тот день абитуриентовнеудачни- ков встретил заместитель начальника мореходной шко_ лы Якунин: — А ну, молодцы, давайте к нам! Через год кадры флота пополнились юными специа листами. Среди них был и моторист Сергей Харчиков. — Вот так, — раздумчиво говорит Сергей. Егорович. — Крестьянский я сын, а стал моряком. Годы отсчитывали ступень ки роста молодого механи ка: третий, второй, старший, групповой, главный" механик по силовым установкам, на чальник отдела технической эксплуатации флота. А запись в трудовой книжке о приеме на работу одна: 10 января 1956 года принят в Мурман ский траловый флот. Если же по трудовой книжке Сер гея Егоровича подсчитать, сколько раз награждали его почетными грамотами, сколь ко раз отмечали его труд премиями да благодарностя ми, получается (на сегодня) 113: тринадцать до 1956 го д а ’ и ровно 100 в траловом фло те. Делим 100 на 25 лет и вы ходит, что каждый квартал каждого года был у С. Е. Харчикова ударным. Но только скажите, какая книжка вместит буквально мо ре искренних слов благодар ности сотен, а может, и ты сяч моряков, судам которых именно он, Сергей Егорович, сократил путь к морю. Главный конструктор ЦПКТБ П. К. Егоров, проработавший с С. Е. Харчиковым не один десяток лет, сказал мне: — Знаете, есть категория людей, которые, не охая, не кляня судьбу, не ожидая по честей и наград, взваливают на себя груз забот, намного превышающий тот, что им по ложен «по штату». Так вот Сергей Егорович как раз та кой человек... Чем измерить КПД дея тельности делового челове ка? У Сергея Егоровича — это сбереженные сутки про мыслового времени, сотни тонн рыбы, тысячи сэконом ленных флоту и государству рублей. А сколько сэконом лено людям нервов и здо ровья? Правда, за счет его собственных нервов и здо ровья... и В Е Ч Н Ы Й Б О Й Суда — на промысел! За держки не должно быть ии в порту, ни в ремонте. Но рост флота опережает рост судоремонтной базы. Это — «болезнь» отрасли. Что же делать? Глубокое убеждение Сер гея Егоровича — судам нужна своевременная и гра мотная профилактика. За это он ведет постоянную борьбу. Самые жаркие «бои» идут с судоремонтниками. У них, ко нечно, тысячи причин при крыться объективными труд ностями. Есть такой приказ по ВРПО «Севрыба», в котором чер ным по белому написано: го довой ремонт для БМРТ дол жен быть в объеме 4,5 тысячи часов. Этим приказом обя заны руководствоваться и судовладельцы, и ремонти рующие предприятия. Толь ко, к сожалению, в приказе нет различий между старыми и новыми БМРТ. Хотя любо му ясно, что новое судно нуждается в меньшем ре монте, чем старое. За время, обусловленное приказом, на старом БМРТ судоремонтники мог;ут выполнить только ми нимальный объем работ. Вот и начинаются «сраже ния». Сергей Егорович на стаивает на ремонте судна в том объеме, который нужен именно этому судну, чтобы не оставалось ни одного «не- вылеченного» механизма. А ему в ответ кивают на при каз... Совсем иной, «деликат ный», как выражается Хар чиков, характер носит его борьба со старшими механи ками судов — чтобы берег ли механизмы. А промсоветы? Буквально каждый день Сергею Егоро вичу приходится убеждать, доказывать, настаивать: суда — на промысел, но не любой ценой! * * * Ровно, ритмично стучит двигатель судна. Как трени рованное сердце... И. БЕРЕЗЮК. ЛШІІ І ІІ І ІШІІ І ІІ І І І ІІШІ І І І І І ІШІ І І І І І І І ІШІ І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І ІШІ І І І І І ІШІ І ІШІ І І ІШШІ І І І І ІШМІ І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І ІШІ І І І І І І І І І ІІ ІІ І ІІ І ІІ ІІ І ІІ І ІІ ІІ І ІІ І ІІ ІІ І ІІ І ІІ ІШШІІ ІІ І ІІ ІІ І ІІ І ІІ ІІ І ІІ І ІІ ІІ І ІІ І ІІ ІІ І ІІ І ІІ ІШШІІ ІІ ІШІ І г; Н а у к а — п р о и з в о д с т в у И п р и р о д е н а д о п о м о г а т ь 1-ІЕДАВНО в Киеве состоял- * * ся IV съезд Всесоюзного гидробиологического обще ства СССР. В его работе при нимала участие и делегация наших земляков. Корреспон дент «Рыбного Мурмана» взял интервью у делегата съезда, председателя Мурманского от деления Всесоюзного гидро биологического общества, старшего научного сотрудни ка ПИНРО Ю. А. СИМУКОВА. — Во время работы ф ору ма. — сказал Юрий Андрее вич. — функционировало де вять секций с подсекциями. Например, такие, как биопро- дуктпг.ности Мирового океана и морей, биологии н биологи, ческих ресурсов шельфов и их использования для выращивания морских рыб индустриальными методами, биологических основ рыбохозяйственного исполь зования внутренних водоемов, экологии водных животных, секция по вопросам комплекс ного изучения и исследования рек. озер, водохранилищ и т. д. R этих секциях было прочита но 400 докладов. — В чем отличие работы предыдущего, III сЬеэДа от нынешнего? — На III съезде в основном говорилось о роли науки в повышении продуктивности во доемов. на IV — шел обстоя тельный разговор, во-первых, о том, какой вклад вносят уче- ох рану окружающее < во-вторых, перед нами задача: ііе констатиро- и добивать- иа практп- путлми. пые среды была поставлена только изучать и вать проблемы, но ся их реализации КС. •— Как, каниг.:и какой степени это удается му манским гидробиологам? — ІІа съезде было представ лено три наших доклада: за ведующего сектором промыс ловых беспозвоночных ПИІІРО Б. И. Беренбоііма «О питании И вертикальных миграциях кре ветки в Баренцевом море», старшего научного, сотрудника И. Я. Пономаренко и младшего научного сотрудника П. Л. Яра- гщюй — <ЛІногелсті’ие .изм е нения питания баренцевомор- ской трески мойвой, сельдью и зіі.;іаузі[іідаміі>. Выступал и я с докладом «Причины высо кой для Заполярья рыбопро дуктивности Сейдозера (Коль ский полуостров)». Это иссле дование имеет большое при кладное значение. Посудите са ми: если взять рыбццромысло- вуто статистику за последние 20 лет. то мы увидим . что средняя добыча рыбы во вну тренних водоемах составляет три с половиной килограмма с гектара. На этом фоне резко отличается Сейдозеро, которое находится в Ловоперском райо не. Здесь с одного гектара вод но;! глади берут в среднем 17.6 килограмма сига. Столько не вылавливается с единицы пло щади ни в одном водоеме Со ветского Союза. Озеру — 9. тысяч 200 .лет, в нем, в от личие от других. отмечается з ііачитс/, ы : ое ;солі;чес тво ф о с фора. зоопланктона —- пищи для сига, цвет воды в нем сов сем ішоіі. чем в других о зе рах. светло-бирюзовый. Нам удалось доказать. что здесь обитают все размерные груп пы сига — от О до 13 лет. трех пород, генетически изолирован ные друг от друга. Они нере стятся в разное время, в раз ных местах озера, что позво ляет вести добычу в течение всего года, не нарушая эколо гического равновесия Четвертый съезд гидро биологов. — сказал в заклю чение Ю. А. Симуков. — наглядное подтверждение забо ты партии, правительства о со хранении природы, умножении ее богатств. Бездумное отно шение к окружающей среде наносит непоправимый вред. Достаточно привести примеры загрязнения Байкала, повыше ния солености и истощения Аральского моря, озера Балхаш и другие, чтобы убедиться, что природа не бездонна. Надо ее беречь. И роль гидробиологов в этом трудно переоценить. # 6 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН******** 25 декабря 1981 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz