Рыбный Мурман. 1981 г. Декабрь.

-ІІ!E1111111111!11 111111!1111111111!II111111111!1111!11!I!1111111111111111111111111111111111II11111IIII111!111111111111!1111i !111R!I!1111!11i 11!1111II111HI!11111!11111II!1111f11!111111 III 11111111111111111111111(1111111111i11111Ш 111111111111111111|J> Г ОВОРИЛИ мы много и о многом. Позднее ус­ лышанное or Сергея Егоро­ вича Харчикова, начальника отдела технической эксплуа­ тации тралового флота, и дру­ гих работников механико­ судовой службы стало вы­ страиваться в систему опре­ делений и заповедей совре­ менного руководителя. Л Е Г Ч Е П Р Е Д У П Р Е Д И Т Ь Профилактика — главное не только в медицине. Не менее важна она и в работе ме­ ханика. Давайте рассуждать так.' Положено судну работать двадцать три года после по­ стройки. Но если не щадить его машины, если, провозгла­ сив: «Рыба — любой ценой!», гонять механизмы, на остав­ ляя времени для профилак­ тических осмотров, нужных предупредительных мер, сколько они «проживут»?.. Да и запустив болезнь, трудней во сто раз лечить ее. — В декабре . для БМРТ «Каракумы» планировалась мотрчистка четырех главных двигателей, — рассказывает Сергей Егорович. — Подходят ко мне на днях групповые ме­ ханики: «Есть предложение в эту стоянку не чистить: про­ стоит долго, а у судна ведь докование в сентябре, тогда уж все пять и почистим...» А я говорю: «Не согласен. Мы, планируя, продумали все ва­ рианты. Не выдержит машина полугодовой рейс». Сергей Егорович был уве­ рен в своей правоте. Он знал, что морякам придется в рейсе мучиться с ремонтом: будут по очереди «молчать» то один дизель, то второй, то третий... А судну нужна ско­ рость, рефрижераторным установкам — энергия в пол­ ном объеме. Но «выжимание соков» приведет к тому, что машины износятся куда раньше, чем следовало бы. Нет, график есть график! Графики профосмотров... Сколько их пришлось соста­ вить Харчикову за долгие го­ ды! Сейчас вроде бы и не входит это в функции на­ чальника отдела техниче­ ской эксплуатации флота. Так опять же — текучесть кадров: бывает, до самого отхода неизвестно, кто пой­ дет в рейс старшим механи­ ком. Вот и садится Сергей Егорович за график: такой-то механизм осматривать еже­ дневно, такой-то через 10 дней, через полмесяца... Дело необходимое: болезнь легче предупредить, чем лечить. з а тысячи миль — 7 ноября сижу дома у телевизора, смотрю парад. Телефонный звонок. Диспет­ чер говорит: «Сергей Егоро­ вич, тут радиограмма с «Се­ верного сияния»: инородный предмет в шестеренчатой пе­ редаче привода воздуходув­ ки главного двигателя. Что делать?» Ну, я подумал ма­ ленько, ни чертежей ни схем под рукой нет, составил ра­ диограмму-ответ, позвонил главному инженеру Юрию Ивановичу Коношенко. Он го­ ворит: «Все прзвильно, Сер­ гей Егорович, давзй за моей подписью». Сергей Егорович задумы­ вается, припоминая, и про­ должает: — Как-то с БМРТ «Гоголь» тоже из рейса взмолились: «полетела» крышка цилинд­ ровая, заменили ее запасной, так и она. следом вышла из строя. Н-у, я тут принял во­ обще «уникальное» решение... Он смеется, видно, даже сейчас ему приятно вспоми­ нать удачно найденный вы­ ход из ситуации, казалось бы, что это практически значит. Сергей Егорович согла­ сился с опытным подмен­ ным старшим механиком М. Д. Альтшуллером: можно провести ремонт своими си­ лами, но ведь некоторые ра­ боты требовали заводского выполнения. — Решили идти в плавма- стерскую. А дело было ве­ чером, все закрыто. 8 вах­ тенному штурману говорю: «Открой цех, мы своего то­ каря поставим к станку». А он: «Не могу, не знаю, что за люди». Тогда я позвонил заместителю главного инже- —- Представитель Регистра говорит: «Я таких разрушений никогда не видел — пять миллиметров глубина». Я возразил: в прошлом году такое было на двух судах. Работают же они нормально. Будет и этот траулер рабо­ тать. Следить только надо. Неформальный, • творческий подход к делу — качество, совершенно необходимое ру­ ководителю. Изыскать малей­ шую возможность для повы­ шения эффективности про­ изводства — вот она, главная его забота. А внешне вроде бы все просто... Но ведь за Социалистическая предприим чивость : П О Р Т Р Е Т Ы Д Е Л О В Ы Х Л Ю Д Е Й С Е Р Д Ц Е , С Т У Ч И ! безвыходной. — Даю радиограмму: под­ нять водотечную крышку, идти в укрытие на пяти цилиндрах. До порта все разно им не дойти. Ну а здесь мы срочно погрузили на отходящее суд­ но крышки для них. И таких случаев очень мно­ го. Мы — как «скорая по­ мощь»... Послушать Сергея Егорови­ ча — очень все легко и про­ сто: «подумал маленько», «дал радиограмму»... Но ведь чтобы дать радиограмму с единственно правильным ре­ шением, единственно правиль­ ной рекомендацией, нужно видеть мысленно каждый винтик, каждую деталь меха­ низма, предвидеть все по­ следствия того или иного решения. Словно опытный шахматист, он должен проду­ мать все и сделать «вслепую» верный ход. То, что «Гоголь» ушел в укрытие, — не просто ориги­ нальный выход из сложной ситуации, это ведь и эконо­ мия почти 20 тысяч рублей: судно осталось на промысле. "Вот и получается: каждая правильная рекомендация Сергея Егоровича -— это в конечном итоге не только тонны продукции, но и дол­ голетие судна. Впрочем, все это тесно взаимосвязано. Т О Ч Н Ы Й Д И А Г Н О З БМРТ «Новиков - Прибой» вернулся из рейса. На борт пришла подменная команда. Групповой механик появил­ ся на судне и, видимо, не проверив, согласился с «де­ дом», что все в порядке. Это было вечером. Утром следующего дня на графике зачитывается рапорт подменного механика о не­ исправности траловой лебед­ ки. Вызвали Сергея Егорови­ ча. — Я пришел на судно. Слышу в приводе траловой лебедки стук, выбрацию. Что это значит? Срыв отхода, вот нера Е. С. Курило. Тот пе­ резвонил вахтенному: «Что­ бы станок был цел и деталь расточена». Всё ребята сде­ лали как надо. Два дня на это вместо семи ушло. В инструкциях по эксплуа­ тации главных двигателей БМРТ типа «Пушкин» говорит­ ся, что моточистку надо про­ водить tie позже чем через четыре тысячи часов от­ работки. Сергею Егоровичу удалось убедить инспекцию Регистра: норма эта может и должна быть превышена вдвое. Только механикам этих судов Сергей Егорович на называл «смотреть за двига­ телем как за ребенком сво­ им». Или такой случай. Из-за трещин приходили в негод­ ность цилиндровые крышки. Новые закупались за грани­ цей. Пока ждали их поступ­ ления, стояли суда у прича­ лов. Начальник технологиче­ ского бюро СРЗ-1 В. А. Ти­ хомиров предложил: «Пусть рабочие завода вырежут на . крышке участок с трещиной, заварят, и крышка еще по­ служит». Работникам СРЗ-1 очень не хотелось заниматься этим. Но я настоял, убедил: ценное предложение. Впоследствии мы вообще отказались от закупки крышек за инвалю­ ту. Теперь у нас нет про­ блем: на складе крышки ста­ ли храниться как запасные. — Память у Сергея Егоро­ вича отличная, — рассказывал группог.оіг механик Л. С. Олом- слсий., — Случается порой та­ кое. что и не знаешь, как по­ ступить. Придешь к нему, он «покопается» в памяти и ска­ жет: «Помните. г, 56-м году был примерно таком же слу­ чай...» И предлагает решение, аналогичное тому. которое было принято тогда - в 56-м. ІІе было случая, чтобы память иодвела Харчикова. Предъявляли Регистру бло­ ки главного двигателя БАТ «Адмирал Головко». Обнару­ жили коррозийные рэзруше- кажущеися простотой — все тот же опыт, знания, творче­ ская мысль. К Р Е С Т Ь Я Н С К И Й с ы н Ни о каком море он не мечтал. Шел 1946 год. И мечта была одна: досыта поесть. Отец друга работал в Ар­ хангельске, и мальчишки ре­ шили: едем в Архангельскую мореходку, там кроме учебы еще одевают и кормят! Тіриехали. Не поступили. Видно, неглубокими были знания, полученные в школе разрушенного гитлеровцами Орла. Куда же идти? В тот день абитуриентовнеудачни- ков встретил заместитель начальника мореходной шко_ лы Якунин: — А ну, молодцы, давайте к нам! Через год кадры флота пополнились юными специа­ листами. Среди них был и моторист Сергей Харчиков. — Вот так, — раздумчиво говорит Сергей. Егорович. — Крестьянский я сын, а стал моряком. Годы отсчитывали ступень­ ки роста молодого механи­ ка: третий, второй, старший, групповой, главный" механик по силовым установкам, на­ чальник отдела технической эксплуатации флота. А запись в трудовой книжке о приеме на работу одна: 10 января 1956 года принят в Мурман­ ский траловый флот. Если же по трудовой книжке Сер­ гея Егоровича подсчитать, сколько раз награждали его почетными грамотами, сколь­ ко раз отмечали его труд премиями да благодарностя­ ми, получается (на сегодня) 113: тринадцать до 1956 го д а ’ и ровно 100 в траловом фло­ те. Делим 100 на 25 лет и вы­ ходит, что каждый квартал каждого года был у С. Е. Харчикова ударным. Но только скажите, какая книжка вместит буквально мо­ ре искренних слов благодар­ ности сотен, а может, и ты­ сяч моряков, судам которых именно он, Сергей Егорович, сократил путь к морю. Главный конструктор ЦПКТБ П. К. Егоров, проработавший с С. Е. Харчиковым не один десяток лет, сказал мне: — Знаете, есть категория людей, которые, не охая, не кляня судьбу, не ожидая по­ честей и наград, взваливают на себя груз забот, намного превышающий тот, что им по­ ложен «по штату». Так вот Сергей Егорович как раз та­ кой человек... Чем измерить КПД дея­ тельности делового челове­ ка? У Сергея Егоровича — это сбереженные сутки про­ мыслового времени, сотни тонн рыбы, тысячи сэконом­ ленных флоту и государству рублей. А сколько сэконом­ лено людям нервов и здо­ ровья? Правда, за счет его собственных нервов и здо­ ровья... и В Е Ч Н Ы Й Б О Й Суда — на промысел! За­ держки не должно быть ии в порту, ни в ремонте. Но рост флота опережает рост судоремонтной базы. Это — «болезнь» отрасли. Что же делать? Глубокое убеждение Сер­ гея Егоровича — судам нужна своевременная и гра­ мотная профилактика. За это он ведет постоянную борьбу. Самые жаркие «бои» идут с судоремонтниками. У них, ко­ нечно, тысячи причин при­ крыться объективными труд­ ностями. Есть такой приказ по ВРПО «Севрыба», в котором чер­ ным по белому написано: го­ довой ремонт для БМРТ дол­ жен быть в объеме 4,5 тысячи часов. Этим приказом обя­ заны руководствоваться и судовладельцы, и ремонти­ рующие предприятия. Толь­ ко, к сожалению, в приказе нет различий между старыми и новыми БМРТ. Хотя любо­ му ясно, что новое судно нуждается в меньшем ре­ монте, чем старое. За время, обусловленное приказом, на старом БМРТ судоремонтники мог;ут выполнить только ми­ нимальный объем работ. Вот и начинаются «сраже­ ния». Сергей Егорович на­ стаивает на ремонте судна в том объеме, который нужен именно этому судну, чтобы не оставалось ни одного «не- вылеченного» механизма. А ему в ответ кивают на при­ каз... Совсем иной, «деликат­ ный», как выражается Хар­ чиков, характер носит его борьба со старшими механи­ ками судов — чтобы берег­ ли механизмы. А промсоветы? Буквально каждый день Сергею Егоро­ вичу приходится убеждать, доказывать, настаивать: суда — на промысел, но не любой ценой! * * * Ровно, ритмично стучит двигатель судна. Как трени­ рованное сердце... И. БЕРЕЗЮК. ЛШІІ І ІІ І ІШІІ І ІІ І І І ІІШІ І І І І І ІШІ І І І І І І І ІШІ І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І ІШІ І І І І І ІШІ І ІШІ І І ІШШІ І І І І ІШМІ І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І ІШІ І І І І І І І І І ІІ ІІ І ІІ І ІІ ІІ І ІІ І ІІ ІІ І ІІ І ІІ ІІ І ІІ І ІІ ІШШІІ ІІ І ІІ ІІ І ІІ І ІІ ІІ І ІІ І ІІ ІІ І ІІ І ІІ ІІ І ІІ І ІІ ІШШІІ ІІ ІШІ І г; Н а у к а — п р о и з в о д с т в у И п р и р о д е н а д о п о м о г а т ь 1-ІЕДАВНО в Киеве состоял- * * ся IV съезд Всесоюзного гидробиологического обще­ ства СССР. В его работе при­ нимала участие и делегация наших земляков. Корреспон­ дент «Рыбного Мурмана» взял интервью у делегата съезда, председателя Мурманского от­ деления Всесоюзного гидро­ биологического общества, старшего научного сотрудни­ ка ПИНРО Ю. А. СИМУКОВА. — Во время работы ф ору­ ма. — сказал Юрий Андрее­ вич. — функционировало де­ вять секций с подсекциями. Например, такие, как биопро- дуктпг.ности Мирового океана и морей, биологии н биологи, ческих ресурсов шельфов и их использования для выращивания морских рыб индустриальными методами, биологических основ рыбохозяйственного исполь­ зования внутренних водоемов, экологии водных животных, секция по вопросам комплекс­ ного изучения и исследования рек. озер, водохранилищ и т. д. R этих секциях было прочита­ но 400 докладов. — В чем отличие работы предыдущего, III сЬеэДа от нынешнего? — На III съезде в основном говорилось о роли науки в повышении продуктивности во­ доемов. на IV — шел обстоя­ тельный разговор, во-первых, о том, какой вклад вносят уче- ох рану окружающее < во-вторых, перед нами задача: ііе констатиро- и добивать- иа практп- путлми. пые среды была поставлена только изучать и вать проблемы, но ся их реализации КС. •— Как, каниг.:и какой степени это удается му манским гидробиологам? — ІІа съезде было представ­ лено три наших доклада: за­ ведующего сектором промыс­ ловых беспозвоночных ПИІІРО Б. И. Беренбоііма «О питании И вертикальных миграциях кре­ ветки в Баренцевом море», старшего научного, сотрудника И. Я. Пономаренко и младшего научного сотрудника П. Л. Яра- гщюй — <ЛІногелсті’ие .изм е­ нения питания баренцевомор- ской трески мойвой, сельдью и зіі.;іаузі[іідаміі>. Выступал и я с докладом «Причины высо­ кой для Заполярья рыбопро­ дуктивности Сейдозера (Коль­ ский полуостров)». Это иссле­ дование имеет большое при­ кладное значение. Посудите са­ ми: если взять рыбццромысло- вуто статистику за последние 20 лет. то мы увидим . что средняя добыча рыбы во вну­ тренних водоемах составляет три с половиной килограмма с гектара. На этом фоне резко отличается Сейдозеро, которое находится в Ловоперском райо­ не. Здесь с одного гектара вод­ но;! глади берут в среднем 17.6 килограмма сига. Столько не вылавливается с единицы пло­ щади ни в одном водоеме Со­ ветского Союза. Озеру — 9. тысяч 200 .лет, в нем, в от­ личие от других. отмечается з ііачитс/, ы : ое ;солі;чес тво ф о с­ фора. зоопланктона —- пищи для сига, цвет воды в нем сов­ сем ішоіі. чем в других о зе­ рах. светло-бирюзовый. Нам удалось доказать. что здесь обитают все размерные груп­ пы сига — от О до 13 лет. трех пород, генетически изолирован­ ные друг от друга. Они нере­ стятся в разное время, в раз­ ных местах озера, что позво­ ляет вести добычу в течение всего года, не нарушая эколо­ гического равновесия Четвертый съезд гидро­ биологов. — сказал в заклю­ чение Ю. А. Симуков. — наглядное подтверждение забо­ ты партии, правительства о со­ хранении природы, умножении ее богатств. Бездумное отно­ шение к окружающей среде наносит непоправимый вред. Достаточно привести примеры загрязнения Байкала, повыше­ ния солености и истощения Аральского моря, озера Балхаш и другие, чтобы убедиться, что природа не бездонна. Надо ее беречь. И роль гидробиологов в этом трудно переоценить. # 6 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН******** 25 декабря 1981 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz