Рыбный Мурман. 1981 г. Декабрь.
i f * A JIO H рядового состава Б М Р Т « П а с с а т .2» вн еш не п о хож на д е ся тк и д р у ги х салонов ры боло вны х судов. Здесь, к а к и везде, м оряки о бсуж даю т производствен ны е дела, см о тр ят ф и л ь м ы , п роводят п р аздн и ки , собира ю тся на ко н ц е р ты сам одея т е л ь н ы х ар тистов. М ного ч и слен ны е стен ды , гр а ф и к и , к а к боевые сводки, _— зер кало тр уд о в ы х будней э к и п аж а . Но есть один стенд, которы й особенно п р и в л е ка ет вним ание. Здесь любовно вы пи санны е к и стью ф л о т ского ху д о ж н и к а разрезаю щ и й о кеан скую гл а д ь сего д н яш н и й тр ауле р и его с та р ш и й брат — РТ-102 « В . Ч кал о в» (стор ож евик «П ассат»), которы й, всту п и в в с х в а т к у с ф аш и стск и м и эс м и нцам и, повторил подвиг «В ар яга» . К аж д о м у члену эк и п а ж а глубоко врезаю тся в п а м я ть слова: «Помни, моряк! Т ы работаеш ь на рыболовном тр ауле р е, н а званном в честь л еген дар но го «П ассата». Э то б о льш ая честь! П ро до лж ай славны е боевые тр ад иц и и своими тр удо вым и подвигам и! Б у д ь достойным преемником от- в а ж н ы х моряков! Б у д ь до- етоии с л а вы п ассатовцев!» ...У ю тн о в каю те старш его м е ха н и к а В и к то р а И ван о ви ча С о ло хи н а. но п о л ьзо вать ся ую том своей «дедовской» к аю ты ему п р и хо д и тся не т а к у ж часто. Заведование у старш его м е хан и к а большое. П и с ь л ю с п р о м ы с л а ки в п о р ту на с у д н е см е н и л о сь 60 п р о ц ен то в р ы боо бр або т ч и ко в , с м е н и л и с ь р ы б м асте р а, п о это м у гл ав н о й задач ей в п ер вое в рем я бы ло д а ть но вы м л ю д я м п о ч у в ств о в а ть т е х н и к у . З а м е тн у ю р оль в это м с ы г р а л р ы б м а с те р В. В. Д е м ш е в ск и й . В и та л и й В а си л ь е в и ч хо д и т в море у ж е 13 л е т и все это врем я р а б о тает без б р а к а . Р а б о тал он, пр а вд а, на с у д а х д р у г и х ти п о в , но благо д ар я б о льш о м у о п ы ту , н о вато р ско й см е тк е не то л ьк о са м б ы стр о осво и л ся на новом м е сте, но и Д р уги м пом ог Е го о п ы т и т р е б о в а те л ь н о сть сп о со б ство вал и б ы стр о м у налаживанию д ела. И вот р е зу л ь та т: в а х та ры бм астера В . В . Демш ев- ского у ж е в первы е два м е сяц а рейса ста л а передовой. — Н аш а гл а в н а я за д ач а, — пр о д о лж ает те хн о л о г, — б ы стро и вы со кокачественно м ор озить ры бу. П о этом у мо_ ж н о у тв е р ж д а ть , что п ервым пом ощ ником те хн о ло га я в л я е тс я реф м е ха н и к . Р е ф - гр у п п а M B -0345 работу свою зн а е т, о ттай к и д ел ает б ы с т ро, а это п о зво ляет сокра- По курсу героев везде н уж е н гл а з да глаз. Но вот он вы кр о и л время д л я беседы. — Гл а в н ы й зало г у сп е ха , •— говорит В и к то р И ванович, — это гр ам о тн ая э к с п л у а т а ц и я те х н и к и . А ры б ац кая уд а ч а? У д а ч а н у ж н а , но и она за в и си т от те х н и к и , от лю дей; «вы п ада» к а к о е -н и будь звено на ры бф абри ке и — стоп . Ры б а есть, а про д у к ц и и нет! С ейчас понятие « ры б ац кая удача» стало бо лее объемным , что ли . Р е бята в моей служ б е гр ам о т ны е. В з я т ь х о т я бы с в арщ и к а А л е к с е я М и хай л о ви ч а А р хи п о в а . м е ха н и к а - н а л ад ч и ка Н и к о л а я П етр о вича Р ож ко ва. Объем работы очень большой: к аж д ы й узел надо п о до гн ать, отр е гул и р о в ать, а иногда и зано во что-то вы то ч и ть, да и не один раз. Но с та к и м и лю д ь ми те х н и к а не подведет. . — Н е т, ни р азу не подво дила нас те х н и к а , — п о д тв ерж д ае т те хн о л о г И горь Л ьвович Р уса к о в . —- н у а мы стар ал и сь не подводить п а л у б у, ры бу обрабаты вали вовремя. Сам И го р ь молод, те хн о л о . гом пош ел вп е р в ы е , зн ал, что б у д е т тр у д н о . З а время с т о я н ти ть п ереры вы в работе. За последние 12 дней, когда на борту бы л уж е п о лны й гр у з, о тта й к а велась еж есуточно , все м е хан и зм ы работали бес перебойно. Ш ту р м а н с к а я сл уж б а во главе с к а п и т а ном обеспечивала п о ставку сы р ья на р ы бф аб р и ку. М о р я ки вы хо д и л и на в а х т у р аньш е, готовили та р у , р а бочие м еста, все делалось с больш им подъемом. М еж д у в а х та м и развер нулось со ревнование, его итоги подво д и л и сь еж едневно. О чень м ногое в это й опера ти в н о й работе за ви се ло от п р ави льн о й р а сста н о в к и лю де й : рядом с но ви ч кам и на все х г л а в н ы х о п ер а ц и ях с то я л и о п ы тн ы е м о р яки . П о это м у и не б ы ло с л у ч а е в , к о гд а ф а б р и к у «зав али ва л и » ры бой . Е щ е р е з у л ь т а т : в о к тя б р е по в ы п у с к у и р е а л и зац и и пи щ ево й р ы бо п р о д укц и и э к и п а ж «П ассата-2» за н я л первое м есто ср еди од н о ти п н ы х суд о в , а годовой пла н в ы п о л н и л к 64-й годов щ и н е В е л и к о го О к тя б р я . Н а вы соте бы ла и радио сл уж б а . — О т н аш и х приборов, — говорит электр о р ади о н ав и гато р С ер гей В и та л ь е в и ч Гр и б ко в , — ры бопромы сло в ы х приборов ко н тр о л я тр а л а за в и си т очень многое, да почти все. С ей ч ас «чутьем » не ловят. Приборы — гла за и уши промысловиков. О т доброкачественной их н а стройки зависит, захватит трал плотный косяк или бу д ет процеживать воду. Вот как-то вышел из строя к а бель прибора контроля тр а ла. Сам-то он с мизинец толщиной, а судно встало, остановилась и работа. Но, к счастью, неисправность была устранена быстро. В праздничные дни у р а диослужбы особенно боль ш ая нагрузка, увеличивается радиообмен — у величива лась скорость работы . Со всех концов страны летели на судно радиограммы с п о здр авлени ям и , они п р и носили радость от ро д ны х и б л и зк и х. Но одна радиограм ма — та , которую за ч и та л на торж ествен ном вечере, посвящ енном 64-й годо вщ и не О ктя б р я , старш и й по м ощ н ик к а п и та н а В ал ер и й И ванович Ломнов, бы ла р а достной д л я в се х: р уково д ство объединения «М урм ан- рыбпром» сообщило э к и п а ж у «П ассата-2», что к о л л е к ти в судн а п о л уч и л право н ан ести кр асн ую звезду на ходовую р уб ку -— тр етью по сч ету. D O T уж е восемь лет * * «П ассат-2» бороздит морские просторы ... По коридору правого бор т а главно й п ал убы р азвеш е н ы почетны е гр ам о ты , гово р ящ и е о тр уд о в ы х победах эки п аж е й , р аб о тавш и х на этом судне. Н е о д н аж ды был п о д н я т ф л а г трудовой сла вы в честь «П ассата-2». У в е р енны й к ур с в океан проло ж и л и герои - гіассатовцы сороковы х годов, в н а д еж ны е р у к и переш ла и х слава. ...Р а й о н промы сла. Д е с я тк н судов вы све ч и ваю т ть м у по лярной ночи о тб лескам и х о д о вы х огней, идет тр уд о вая в а х та . Здесь в д р уж н о й мор ской семье тр у д и тс я «ГІас- сат-2». А . М И Х А Й Л О В С К И Й , п репо даватель заочной ш к о л ы моряков. Б о р г М Б - 0 3 4 5 « П а с с а т - 2 » . Б а р е н ц е в о м о р е . Н а сн и м ке: сварщ и к А . М . А р хи п о в и м е х а н и к .н а л а д - ч и к Н . Л . Р ож ко в . Ф о то автора. ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ В Ы С О К А Я к у л ь ту р а су- довождения — одна из гар ан ти й безопасного п л а в а н и я. ГІочем у-то многие молодые судоводители п р ед ставл яю т себе к у л ь ту р у судовож дения к а к аккур а тн о е ведение с у довой д о кум ен тац и и да н а вигационной п р о кла д ки . Но это ведь то л ько ч асть ее, притом не сам ая гл а в н ая. Н а ры боло вны х с у д а х , ко торые работаю т в с л о ж н ы х и порой о п а сн ы х у сл о в и я х, организацией порядка в с у довождении за н и м ае тся в а х . те н к а я служ б а. Именно эта служ б а д о лж на обеспечить норм альную э ксп л у а та ц ию суд н а, без опасное п л аван и е , ведение промы сла и ж и вуч есть . П о этому в а х те н н ы й помощ ник к ап и та н а долж ен не то лько хорошо зн а ть свою сп е ц и ально сть, но и бы ть особен но дисцип линированны м . О снова основ вахтен н о й с л уж б ы — организац ия н а блю дения. Оно д олж но бы ть непреры вным во времени и пространстве и, главное, м аксим альн о точ ным и до стоверным . В а х те н н ы й наб лю датель обязан зам еч ать м алейш ие изм енения к а к в о к р уж аю щ ей обстановке, та к и те , что п р оисхо дят на самом судне. В е д ь вы р аж ени е К У Л Ь Т У Р А Ш Т У Р М А Н А «см отреть вперед», употрео- ляем ое на с у д а х , надо по н и , м а ть к а к «см отреть во кр уг по всемѵ горизон ту и вод ной повер хности». П о н ятн о , что весь процесс судо вож дени я, вклю ч а я у п равление судном , н а хо д и тся в ком петенции к а п и та н а , но счисление п у ти суд н а, к о н т роль за его безопасным дви ж ени ем и состоянием воз лож ены на в а х те н н ы х по м ощ ников к а п и та н а . О днако это ни в коем случ ае не зн а ч и т, что во время в а х ты помощ ников с кап и та н а сн и м ае тся о тв етств ен но сть за судовож дение и у п р ав л е ние судном . К а п и та н всегда о твечает за все, ч то проис х о д и т с судном : на хо д у или с то я н к е , днем или ночью . И поэтом у вся и нф о р м ац и я от н аб лю дател я д о лж н а мо м ентально п о сту п а ть к к а п и та н у , которы й обязан п р и н я ть правильное реш е ние и д а ть то ч н ую ком ан д у. П ренебреж ение этим пр а вилом — одна и з наиболее ч а с т ы х причин аварий . К онечно, об язанности в а х тенного пом ощ ни к# весьм а обш ир ны , но основное в н и х — безопасность п л ав ан и я . А в п о н яти е «безопасность» в хо д и т не то л ь ко со хр а н но сть самого с уд н а, его обо р уд о ван и я. и м ущ е ств а и г р у . з а . но и б лагопо лучие лю дей. н а х о д я щ и х с я н а борту. В последние го ды в связи с усл о ж н и вш и м и ся усл о в и ям и промы сла тр ебо вани я к судовой вахтен н о й служ б е с та л и выш е. К о л о сса льны й рост мирового торгового и промы слового ф л о та , бес прерывное повыш ение то н н аж а и увеличение скоро стей со врем енны х судов, н е б ы в а л а я и н тен си вн о сть с у д охо дства на м о р я х и океа н а х — все это создает т а к ую о б стан о вку, при ко то рой п лаван и е с та н о в и тс я все более и более за тр уд н е н ны м . Р еш аю щ а я роль в т а к и х у сл о в и я х п л ав ан и я п р и н ад л е ж и т судоводителю , ведь он первым восприним ает в ся к ую и нф о рм ац ию , в том числе угр ож аю щ ую и чрез вы ч ай н ую . И надо л и п о яс н я ть , что от то го, н аско л ько р еш и тельн о , уверенно, опе ративно и правильно он б у д ет д ей ство в ать, за в и си т ис хо д собы тия. Д еловы е и волевы е кач ества ш ту р м а н а им ею т громадное Смотри в Правила, рыбак! Наша страна, на д е л е про являя заботу q морских бо гатствах, является участницей ряда м е ж дун ар о дн ы х со гла шений по ры боловству и д р у гим видам м ор ского п ромы с ла. На основании этих со гла шений создан ряд правил ры боловства. Так, в ноябре вы шли в свет новые Правила ры боловства дл я советских судов, работающ их в северо- западной части А тлан ти ческо го океана. Они утверждены М инистерством ры бного хо зяйства С С С Р . Э ти правила обусловливаю т поведение советских п ромы с ловы х судов, права и обязан ности служ б , которы е призва ны контролировать поведение наших судов в указанном рай оне. Н. ЯВДОЩУК, заместитель начальника управления «Мурманрыбвод». Р О Д И Т Е Л Ь С К А Я К О Н Ф Е Р Е Н Ц И Я С о стоялась отчетно-вы бор ная ро дительская ко н ф е р е н ция совета содействия сем ье и ш коле тралового ф л о та . За год сделано, бы ло н ем а ло. Провели д в е ро дительские конф еренции, состоялось 18 заседаний совета содействия сем ье и ш коле и его различ ных комиссий, на которы х шел серьезны й, взы скательны й раз говор более чем с 70 работ никами ф лота. Члены совета участвую т t работе педсоветов и р о ди тельских комитетов многих школ горо да, они проводят с работниками тралового ф л о та лекции и беседы о воспи тании детей , особое внима ние уд е ляю т се м ьям , где сло жилась неблагополучная об становка, подросткам . Со вет стал организатором многочисленных встреч моря- коз, ветеранов войны и тр у д а с учащ им и ся, курсантами м о рехо дн ы х училищ горо да. Кр ом е того, моряки помогали ш колам в рем он те классов. И. МОРОЗОВ, председа тель совета содействия се мье и школе. значение. С уд о во д и тель дол ж ен б ы ть способен, с одной стороны , спокойно, хл а д н о , кровно, но достаточно б ы с т ро и ч етко р еш а ть лю бы е задач и , связан ны е с м анев рированием суд н а, а с дру гой — м гновенно реагиро в ать на внезапны е происше_ ств и я . пр и н и м ая в каж дом конкретном случ ае р а зум ны е, р ац ион альны е реш ения. О бщ ую к у л ь ту р у судово д и те л я ха р а к те р и зую т и ум ение ш турм ан о в п р ав и л ь но д ел ать запи си в судовом ж у р н а л е . грамотно вести н ави гац и о н н ую п р о к л а д к у, а к к у р а тн о вести . судовую д о кум ен тац ию . С удово дитель обязан всегда и везде слу^ ж и ть примером высокой к у л ь ту р ы . Х о ч у добавить, что к у л ь ту р а судо водителя п р о я в л я ется и в том . к а к он отно си тся к форм енной одежде, и в том , к а к он ведет себя на мо сти ке в период в а х ты . О на п р о является во всем. И в том к а к ш ту р м а н р у ководит д ей стви ям и подчи н е н н ы х ему л иц . и в том , к а к он ведет переговоры по радиотелеф он у со своими ко ллегам и . О к а к о й к у л ь т у ре судо водителя мож но гово р и ть, если, наприм ер, на промы сле в составе промы с ловой гр у п п ы о б н ар уж и ва е тся . что он ведет свое с у д но т а к , к а к это удобно ем у?.. У м е н и е правильно оцени вать о бстано вку, которая с лож и л ась во кр уг своего суд н а, не создавать о п асн ы х си ту а ц и й — и в этом з а к лю чается к у л ь ту р а работы судо водителя. С ам и по себе суд а не с та л к и в аю тся . А ва р и и про и схо д я т то лько и з .з а ош и бок судоводителей, н ар уш е ний ими д и сц и п л и ны . Ош иб ки — обычно следствие с л а б ы х те о р ети ч ески х зн ан и й , малого пр акти ческо го о пы та и недостаточной тренировки в данной области. А вот у п ущ е н и я — ре з у л ь т а т беспечности, н е бреж ности, разболтанности-. Н а р уш е н и я ж е д и сц и п л и н ы порож даю тся безответствен- ностью и ам оральны м пове дением. Б есп ощ ад н ая борьба с по добными яв ле н и ям и и н а сто й ч и вая. кр о п о тли вая вос п и та те л ь н а я работа среди судоводительского состава •— в аж н ейш и е составны е части п о выш ени я к у л ь ту р ы суд о вож дения, И. Р О З Е Н Б Е Р Г , зам . н а ч а л ь н и ка с л уж б ы море п л аван и я тр а л ф л о та . 18 декабря 1981 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz