Рыбный Мурман. 1981 г. Декабрь.
■ И Н Ш М Н И М 11111111111111П!11111111111! 1111111111111[111111111Г11111Нi111........................................................................ІІН1ШІІ....... . И н а д еж н ы е | Идет общественный смотр сберегательных касс | п ом ощ н и к и К а it уж е сообщ алось, с 1 ноября по 31 декабря это го года в наш ем городе проводится общ ественны й см отр работы сб ер егатель н ы х касс. Ц е л ь его — ак ти ви зи р о вать д еятел ьн о сть сберега те л ь н ы х касс и ком иссий содей ствия сберегательно му д е л у, а та к ж е ш ире по п уля р и зи р о в ать разны е ви д ы вкладо в, Го суд ар ств е н ны й тр ехп р о ц е н тны й в н у тр ен н и й вы и гр ы ш н ы й заем , д ен еж но-вещ евы е лотереи. И , конечно ж е , пр о п аган д иро вать распространение б е зн ал и ч н ы х форм расче тов тр у д я щ и х с я с то р го вы м и . к о м м ун ал ьн ы м и и д р уги м и п р ед п р и яти ям и через сберегательны е к а с сы д л я у л у ч ш е н и я о б слу ж и в а н и я населения. Х о ч е тс я ещ е раз напом н и ть, что сберегательны е к а ссы с ущ е ств ую т не то л ько д л я сбереж ения де н ег. В н и х вы п о л н яю тся самы е разнообразные опе рац и и . Н апр им ер, безналич-. ны е перечислени я. В ед ь д л я того чтобы п о л ож и ть свой в к л а д , вовсе не обя зательно и д ти в сберега те л ь н ую к а сс у — до стато ч но просто по дать заявлен и е о п еречислении „ како й -то сум м ы в б у хгал те р ию пред п р и я ти я , где вы работаете. Т а к и е п еречислени я м ож но производить не то л ько н а свое им я, но и на д р у г и х л и ц , и, конечно ж е , пе реводить можно не то лько за р п л а ту , но и пенсию , стр а хо вы е п л а теж и . П опробуйте сам и та к ую ф о рм у п еречисления своих доходов и вы у в и д и те , что она пом ож ет вам более экономно р асходо вать ден ь ги в семейном бю дж ете. М ы надеем ся, что сбере гате л ь н ы е к а ссы с та н у т д л я вас н ад еж ны м и д р узь ям и и пом ощ никам и. В . П О Н О М А Р Е В А , заве д ую щ ая Ц ен тр альн о й сбер кассой № 168 ОктябрьскО' го района г. Мурманска. jrl1111IIIі!IU11111і11111НI ііIi111i111111!f1111tl i111i11111!11111!11111111IIIiIі1111111і111111111111111111f11111111!111111111111111111111111i1111ІІі В н аш ем городе работаю т 43 сб ер егательны е к а ссы . В среднем и х у сл у га м и п о л ь зу ю тс я еж едневно около 30 ты ся ч м урм ан чан . Доб рая половина из н и х п р и хо д и т в сб ерегательны е к а с сы , чтобы у п л а ти т ь за к в а р ти р у и ком м ун ал ьны е у с л у ги , за телеф о н и эл е к троэнергию , за содерж ание детей в д е тс к и х д ош ко л ь н ы х у ч р еж д е н и я х... Лю д и часто с е тую т, что н а все эти дела пр и хо ди т- З а п л а т и т - с б е р к а с с а ся тр а ти ть слиш ком много времени. А ведь уж е неод но кр атно говорилось и п и салось, что у н ас в М ур м ан ске давно п р а к ти к у е тс я очень удобная д л я н аселе н и я форм а б езн али ч ны х расчетов, ко то р ая эконом и т м ассу времени. В к л а д ч и к у сб ерегатель ной к а ссы не обязательно вно сить сам ом у д ен ьги за те и ли ины е у с л у ги . Д о ста точно д а ть распоряж ение (его ещ е н азы в аю т долго врем енным поручением) сберегательной кассе, что бы с ваш его лицевого сче?а п ер еч и сляли сум м ы п л а те ж е й той о рган изац ии . в п о л ьзу которой они вн о сят ся. А у ж работники сбер к а ссы сам и произведут все расчеты . Бо лее тр е х с половиной ты с я ч м урм ан чан уж е убедились в удобстве и п реим ущ естве тако го вида расчетов. Д ум а е тся , эта у с л у га п р и д ется по душ е к аж д о м у м урм ан ч ан и н у. З н аете ли вы , что из де с я ти человек —• ж и тел ей н аш его города, в к лю ч а я м ладенцев и гл у б о к и х с т а риков к аж д ы й седьмой .я в л я е тс я вкладчи ком ? П ричем средний размер в к л а д а до вольно вн уш и те л е н —■ 1310 рублей. дарство и позаботилось о том , чтобы у лю дей во зн и к л а м а тер и ал ьн ая за и н те ресованность в подобны х п а р тн е р ски х о тн ош ен и ях. М ало того, что го сударство га р а н ти р у е т по лную со хр ан но сть в к л а д а , оно ещ е и п л а ти т допо лн и тельны е про ц ен та . А ведь сущ е ств у е т вид в к л а д а , по котором у государство н ач и сл яе т д а ж е не два, а тр и процента! — Р а с с к а ж и те , п о ж а л у й ста , об этом подробнее. — 'Т р ад и ц и о н н ы й , всем и з в естны й в к л а д — это в к л а д до востребования. В н е с я в Ч т о в а м п р и д е т с я п о д у ш е Э ти лю бо пы тны е ц и ф р ы в беседе с н аш им корреспон дентом привела за вед ую щ ая Ц ен тр альн о й сберкассой П е р вом айского района М ур м а н ска JI. В . Ж У К О В А . — Любовь В аси ль ев н а, мож но л и с ч и тать , опираясь на эти ц и ф р ы , что сберега тельное дело в городе н а х о д и тс я н а долж ном уровне? — В общем-гто, да. О дн а ко это вовсе не озн ач ает, что м ы можем усп о ко и ться и «почить на л а в р а х» . З а дача н аш а о стается п р еж ней: чтобы к а к можно больш е лю дей стан о ви ли сь в к л ад ч и кам и сберегатель н ы х касс. П р и н и м ая от лю дей ден ьги на хр ан ен и е, государство п у ск а е т и х в оборот. — П о л уч а е тся, бы ть вкладч и ком — зн а ч и т, про я в л я ть гр аж д ан скую созна тельн о сть? — Соверш енно верно. Но эко ном и ка есть эконом и ка, и деловой к о н та к т долж ен бы ть вы годен обоим п а р т нерам — и в к л а д ч и к у , и ‘ го суд ар ств у, по этом у-то го су- ц ен ты в к л а д ч и к у за то, что сбереж ения, о тданны е им н а со хранение в сб ер кассу, п у с к аю тс я - в оборот. П р е д по лож им , 1 я н в а р я 1981 г. вы внесли в к л ад размером 100 руб. 1 ян в а р я 1982 г ., з а к р ы в а я лицевой сч е т, вы у ж е п о луч и те 102 р убля. — t o есть два процента прир оста? \ — П равильно . Об э ти х д в у х п р о ц ен тах зн аю т и часто д ум аю т: д е ск а ть, что они д а д у т, эти мизерны е проц енты ? Но, вд ум ай тесь, та ко й л и это мизер, если за один год по городу то лько н а проц ентны е о тч и слен и я мы переводим н аш им в к л ад ч и ка м боле$ 8 м и л лионов рублей! Ё с т ь У н ас и та ки е в к л а д ч и ки , которы е, сни м ая со сво и х сберега те л ь н ы х к н и ж е к то л ько годовы е проц ен ты , не тр о га я основной в к л а д , п о л у ч аю т сум м у , на которую безбедно проводят о тп у с к с о тличной поездкой к морю, да плю с к этом у д елаю т м ногочисленны е покупкрі. И это то л ько на два про к а с с у определенную сум м у, £ ы имеете право п о л уч и ть ее ц ели ком , а если хо ти те — к а к ую -то ч а сть в любое врем я: через год, через н е делю , даж е через час. Т а ко й в к л а д и предпо лагает два процента н ачи слен и я. Е с л и -ж е вы реш и ли офор м и ть срочный в к л а д , зн а ч и т, тем самы м вы об язуе те сь не сн и м ать со сбер к н и ж к и свои ден ьги в т е чение определенного га рантийного сро ка, м и ни м альны й та ко й срок — ш е сть м есяцев. В этом с л у чае го сударство н ач и сл яе т вам дополнительно уж е не два. а тр и процента. — Н у а если необходи м ость в се -та ки за ста в и т в к л а д ч и к а забрать свои д ен ьги ? П о л уч и т л и он и х ? — П о л у ч и т, но в этом с л у чае л ь го ты а н н у л и р ую тся , и расчет б удет произведен в обычном порядке. — Е с т ь л и ещ е каки е -то ви ды вкладо в? — Д а, с ущ е с тв ую т ещ е тр и вида вкладо в. П ер вы й — в к л ад н а те к ущ и й счет, при котором вам вы д аю тся р асч е тн ая и чеко вая к н и ж к и . зн ач и те ль н о уп р ощ аю щ ие ден еж ны е операции. В то р о й вид — это усло вны й р кл ад , ко то ры й вам вы д ад ут то лько после вы полн ен ия о пр еделен ны х усло ви й. Н а прим ер, оговорено, что в к л ад вн о си тся до мом ента д о стиж е н и я сыном и ли до черью соверш енно летия, и п о л уч и ть его раньш е вы не им еете права. И в первом и во втором с л у ч а я х в к л а д ч и к п о луча е т два процента прибы ли. С ущ е с тв у е т и тр ети й вид вкл ад а , по котором у нет н и к а к и х н ачислен ий , но в к л ад тем не менее н а зы в ае тся в ы и гр ы ш н ы м . Ч то это зн а ч и т? Д ва раза в год — в первой декаде а п р еля и в первой декаде о к тяб р я — лиц евы е счета с та к и м и вкл адам и у ч а с тв у ю т в ти р аж е вы и грыш ей . Н а к аж д ую ты с я ч у л и ц е в ы х счетов п р и хо д и тся 25 вы и гр ы ш ей . И распреде л яю тс я они следующ им образом: д вад ц ать сч аст л и в ы х номеров п о л уч аю т по 25 процентов среднего о с та тк а в к л ад а за и сте к шее полуго дие, два номера — по 50 процентов, еще два — по 100 проц. и ., н аконец , один — сам ы й сч астл и вы й — п о луч ает 200 проц. вкл ада. Т а к что дело за вами — вы б ирай те то т вид вкл ад а , к а к о й вам больш е по душ е. Г «В о сьм и летн и й м а ль ч и к уви д ел господа бога на берегу в белой рощ е, господь с к а з а л : «П ус ть это письм о пройдет из р у к в р у к и ...» «Я бы л уд и в л е н , — п и ш е т нам Н и колай В ., — обна- р уж и в в своем почтовом я щ и к е это «св ято е» письм о. П ро ч и тал я его — п о см е ял ся. Б е с см ы сл и ц а какая-то ! Х о тел р еб ятам п о к а з а ть , чтобы и они п о см е ял и сь, да п ер ед ум ал . Адр ес-то н а к о н в е р те мой! Ф а м и л и я и и н и ц и алы то ж е со в п ад аю т. О б ъ ясн и те , п о ж а л у й с та , что это за п и сьм о, к а к оно ко мне, н е в е р ую щ е м у, попало? Д у маю . что не я один п о луч и л по по чта так о й «подар ок». Л '.ИСТВИТЕЛЬНО , подобные «святые» послания по- являю тся врем я от времени в почтовых ящиках. 8 разных городах разны е, больш ей частью не им ею щие никакого отнош ения к религии лю ди вскрываю т конверты без обратного адреса. С о держ ан и е этих анонимок сводится к сл е д ую щ е м у . Каком у-то мальчику (от восьми до двенадцати лет от р о ду) снизош ло ви дение, что само по себе, вероятно, долж н о свид етель ствовать: бог есть. Д а л е е сл е дуе т настоятельная прось ба переписать это письмо в опр еделен ном количестве экзем пляров и отослать его знакомым или незнако мым лю дям , чтобы и те оказались в кур се выш еопи санного чуда. Тем, кто не собирается тираж ировать эт/ лиш енную логики и смы сла писанину, гаран тирую тся «неизлечимая болезнь» и др уги е зем ны е и небесны е кары. А ктивны х ж е переписчиков ож идает счастье, причем в сж аты е сроки (не поздн ее чем через 36 дней со дня получения письма). Источник, из которого черпаю тся тексты угроз и п о сулов, установить нетрудно. Заимствованы они из Н о вого завета библии. О сененный видением бога р е б е нок — главный и «продум анный» персонаж всей этой эпистолярной мистификации. Не каж дом у взрослом у можно верить (мало ли что м ож ет том у п ом ер ещ и ть ся!), а «устами м ладенц а глаголет истина». Возраст мальчика, м есто сверш ения чуда, количество тр е б у е мых экзем пляров — различны, что лишний раз д о к а зывает или непостоянство сам ого господа бога, или абсурдность и нелепость со держ ан ия «святы х» угроз. М ож ет быть, и не стоило бы уделять этим п о д м е т ным письмам столь пристальное внимание, если бы все относились к ним, как Николай В. Но лю ди -то р а з ные,.. С о всем недазмо, например, произош ел такой случай. Х ор ош ее н астр о е н и е редко п о сещ ало М арию Н и к о л а е в н у А в д о ш к и н у . Со здоровьем у нее н е в аж н о : более п я тн а д ц а ти л е т — на и н в а л и д н о сти . Но в последнее вре мя М ария Н и ко лаевн а за б ы л а о св о и х б е д ах. Н екогда бо леть. Б о ль ш и е хл о п о ты в сем ье. Б о л ь ш а я р ад о сть — сы н ж е н и тс я ! С н е тер п ен и ем ж д а л и п и сь м а от б у д у щ и х св ато в. И п и сьм о п р и ш ло , то л ь к о не о т св а то в . « Д в е н а д ц а ти л е тн и й м а л ь ч и к ув и д е л ...» М о ги льн ы м х о лодом повеяло о т э т и х небреж но н а ц а р а п а н н ы х к а р а к у л е й . Словно не к о н в е р т в ск р ы л и , а п р и п о д н ял и к р ы ш к у стар о го гр о б а... Ш Т Ц Ѵ ... Н ет, М ария Н и ко лаевн а не и с п у га л а с ь , но — пер ен ер вн и ч ал а. Т у т ж е в е р н ул а с ь боль. Ночью ей сн и л и с ь ко ш м а р ы , а утр о м , вовсе п ло хо себя ч у в с т в у я , М ария Н и ко лаевн а в ы н у л а из по чтово го я щ и к а второе « с в я то е» п и сьм о . О т пер вого оно О тли чало сь то льн о тем что бы ло о тп е ч а та н о на м аш и н к е . С ы н , со се д ки усп о к а и в а л и ее. Но разве ле гк о у с п о к о и ть р а с ш а та н н ы е н ер вы по ж и ло го человека? Как видите, по-разному реаги рую т лю ди на «святые» письма. М ария Николаевна уж аснулась, Николай В., п е реславший в редакцию «святую анонимку», « п о см е я л ся», но тут ж е стал опасаться, что его товарищи за одно и над ним п осм ею тся, покажи он им это письмо. Большинство получателей искренне в о зм ущ аю тся, н е которы е даж е пытаю тся что-то предпринять. С о се д ка Марии Николаевны, например, отнесла письм0 в м и лицию. Николай переслал анонимку в редакцию . Кто-то просто порвет письмо и заб уд ет о нем. Но на ходятся и те, кто переписывает. И мы уверены , что большинство из них — н еверующ и е лю ди, р а с с у ж д а ю щие примерно так: «Все это, конечно, чепуха и бес- слдыслица... Но на всякий случай стоит переписать. Тем более никто не узнает». Переписал в нужном ко личестве и украдкой подбросил в почтовые ящики знакомы х и незнакомы х — так спокойнее. А письмо нередко .попадает к лю дям больным , которым нельзя волноваться. К д е тям ... Д ети любят тайну, и особенно тайну, похож ую на волш ебную сказку. «Святые» письма, переписанные детским почерком, — самое страшное обвинение беспринципным, себялю бивым («лишь бы со мной ничего не случилось»), а то и просто т р у с ливым взрослым переписчикам. С ам ребенок в данном случае не р азум еет того, что делает. П ередавая по этапу «святые» послания ближ нем у, он становится участником «таинственной*», а потому интересной игры. Играя, ребенок мож ет поверить в эту «сказку», как и во всякую др угую . А вклады ваю т в уста и душ у ребенка угрож ающ ее «слово бож ье» взрослы е лю ди. Со знательно — е с ли сами находятся в плену заблуж дений, и б ездум н о , но тож е сознательно — если сами не верят ни. в бога, ни в черта. З Н А К равенства м е ж д у верующ ими и «святошами» поставить невозмож но. Верующ ий — это человек, искренне заб л уж даю щ и й ся; «святоша» — это ханжа, «верующ ий» в бога врем я от врем ени, на всякий случай. С одним таким типом «святош» мы вас уже позна комили, хотя и не м ож ем пока назвать их конкретны х имен. Тр удно поймать за руку человека, п одбрасы ваю щего письма тайком. Но есть ещ е и др уги е « свято ши», не анонимные... Вспомните, много ли среди ваших др узе й и зн ак о мых крещ енны х в церкви? Наверное, не очень. А среди детей этих знакомых? И того меньш е. М еняю тся врем ена, м ен яю тся нравы. То, что раньше считалось обязательным , уходит в небытие. См еш ным и б е ссм ы с ленным каж ется нам, лю дям космического века, о б р яд крещ ения. Д а, и см еш но, и бессмы сленно , и д аж е н е достойно здр аво м ы сл ящ его человека. Но каж дого ли? Со всем недавно мне довелось присутствовать при двух одинаково неприятных б еседах. П роисходили они в один и тот ж е день в стенах одного и того же учеб ного заведения — АЛурманского высш его инженерного м ор ского училища. Д ве сотрудницы этого учр еж ден ия, две м олоды е • 8 стр. «I РЫБНЫЙ МУРМАН »- 1 декабря 1981 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz