Рыбный Мурман. 1981 г. Декабрь.
< 1 I I и i Л/ Р И С А Н Ф К о н стан ти н о - вич Р о ж д е с тв е н ск и й , и н ж е н е р -к о н стр у к то р К а н д а л а к ш с к о го м е ха н и ч е ск о го заво д а, — ветер ан п р ед п р и я ти я . На его с ч е ту де с я т к и в н е д р е н н ы х изо бр е те н и й , р а ц и о н а л и за то р ск и х пр е дло ж е н и й . В теч ени е м н о ги х л е т он я в л я е тс я а к ти в и сто м В се со ю зн о го общ ества и зо б р етате ле й й р ац и о н али зато р о в, се й ч ас он — з а м е с ти те л ь пр едсе д а те л я гор одского со вета это го о б щ еств а, О то м , к а к н о вато ры з а вода в е д ут п о и ск резервов п р о и зв о д ства, к а к и е на и х п у ти в стр е ч а ю тся тр у д н о с т и , р а зм ы ш л я е т в св о и х за м е тк а х X . К. Р О Ж Д Е С Т В Е Н С К И Й . процессов, которы е дали эко номию в 2 миллиона рублей. Как видите, на нашем п р е д приятии де л ае тся многое, чтобы новаторы не чувствова ли себя пасынками. Но... Е ж е годн о мы не р еали зуем в практику более 100 рац п р ед лож ений. Их называю т п е р е ходящ им и , а некоторы е авто ры и более категорично — « под су конными». Теоретически к аж д о м у п р е д лож ению надо давать н е м е д ленный ход, без проволочек внедрять его в производство. О дн ако жизнь намного слож- И рацпредложению своё время Ручной труд на плечи машин! f* Н А Ч А Л А нынешнего го- ^ да 80 рационализатороз нашего п редприятия внесли 112 предлож ений, экон ом и че ский эф ф е к т от внедрения которых составил 64,3 тысячи рублей. М астер комм унист В. А . Лукин предлож ил внедрить плазменную р е зку листового проката — предприятие полу чило экономию- м еталла и снижение тр удо е м ко сти . В стадии разработки — рац предлож ение слесар я-ин ст рум ентальщ ика А . Николаева; эф ф екти вны й способ изготов ления образцов дл я оп р е де ления м и кр остр уктуры чугуна. Н едавно заводом изготовлена первая партия аэрационных установок дл я озерного и прудового хозяйства. В выпуск этой продукции внесла ощ у тимый вклад одна из женщин- рационализаторов Е. В. Вой- тенко. А всего за годы д е с я той пятилетки и начало один надцатой на заводе освоено 200 новых технологических нее самы х серьезны х теории. Ведь всякое новшество — хо тите вы того или не хотите— вм еш ательство в налаж енные технологические процессы производства. А всякая п е р е стройка — болезненна. Как-то один из р або чих заявил, что мы зря д е лаем три прохода р езц о м по детали, м ож но точить и за два. Не успел он этого, что назы вается, и произнести, как идея воплотилась в жизнь. Она, эта идея, не требовала никаких затрат — ни живого тр уда, ни м атериалов, не ущ ем л ял а, хотя бы временно, интересы производства. И наоборот — если п р ед п о . жение б уде т на первых порах «тормозить плен», то очень тр удн о требовать от •хозяйст венников оперативности при его внедрении. Понять хозяйственников м о жно. Я сам был не только ор ганизатором рационализатор ского движ ения, но и хо зяй ственным р уководи телем , по этом у говорю : дл я некоторых предлож ений врем я ещ е не подоспело. Пример? Наш за вод получает по кооперации поковки д л я подшипников ве сом 250— 300 килограмм ов. Наши товарищ и предлож или специальным обж атием делать на прессе ф о р м у , весьма б л и з кую к чистовой детали . Х о р о шо, но дл я этого надо и зго товить массивные штампы, провести эксперим ен ты , и лишь после этого «добраться» до экономии. Что ж е получается? П отр а тим дл я ш тампов деф и ц итную сталь, задей ств уем лю дей, оборудование.*. И д аж е , м о ж ет бы ть, д о в е д е м экономию м еталла до 15 тонн. Будет ли руководитель сегодня внед рять это новшество? Нет. П о том у что на этом, еди нствен ном на заводе прессе усили ем 2500 тонн еж едн евно, е ж е часно изготавливается тр ало вое снар яж ение. Надо выпус кать про дукц ию , котор ую тр е бует заказчик, которая о б го ворена и записана в д о го в о рах, которую ж д у т рыбаки М урм ана. Вот и р ассуж дайте — гд е найдем , где потеряем ... И все-таки есть «соло м он о во» реш ение. Д ум ае тся, В се сою зное промыш ленное объ единение «Р е м ры б ф ло т», спе циалисты которого недавно посетили предприятие, пом о ж ет найти его и окаж ет су щ ественную помощ ь заводу. У ж е сделаны первы е шаги в этом направлении: реш ены многие вопросы по у ск о р е нию реконструкции завода, нам передано 18 единиц м е талл ор еж ущ е го оборудования. В текущ ей пятилетке п р е д у см атривается ввести в строй н о в ы й механический цех с по точно-м еханизированными л и ниями, с использованием ро ботов и т. д. Вот после всего этого и м ож но будет вер нуться к те м предлож ен и ям , внедрение которы х ранее считалось преж девр ем ен ным . Вести с промысла Экипаж „ П л а н е ты ” поддерживает В управление тралового ф л о та на дн ях с моря пришла ра ди о гр ам м а, подписанная р у ководителям и больш ого м о розильного ры боловного тр ау лера «П ланета». В ней сооб щ ается, что ком сом о льско -м о ло деж ны й экипаж этого судна п о ддерж и в ает инициативу ком анды Б А Т «Константин Д у шенов» по достойной встрече X IX съ езда В Л КСМ и инициа тиву экипаж а БА Т «Генерал Радзиевский» по достойной встрече 60-летия образования С о ветского государства. М оряки «П ланеты », со о бщ а ется в р адио гр амм е, о б я зую т ся к 18 мая — дню открытия оч ередн ого съ е зда к о м со м о ла — выполнить план двух лет пятилетки по вылову и полутора лет — по выпуску пищевой ры бопр одукц и и. За счет экономии тары , топлива, горю че-см азочны х м атери а лов и пром воор уж ени я экипаж этого судна дал слово полу чить дополнительной прибыли на сумм у 100 ты сяч рублей. Темп, взятый командой «Планеты » с начала го дэ, сви де тел ьств уе т: хоть и напря ж енны е обязательства взяли рыбаки, они с честью выпол нят данное слово. Почин обретает крылья В у п р а в л е н и и «Севры бхолод- ф л о т» и н и ц и а то р о м по д о сто й ной в стр ече 60-летия образо ван и я СС СР в ы с ту п и л эк и п а ж п ла вб азы « Д а ур и я » . К зн ам е н ате л ь н о й д ате в ж и з н и н аш е го го с у д а р ств а — к 22 д екаб р я 1982 года — ко м ан да это го су д н а о б я зуе тся в ы п о л н и ть годовой плац по вы р аб о тке пищ ево й ры бопро д у к ц и и . 2 вида в ы п у с к а е м ы х на п лавб азе то вар ов м оряки «Д аур и и » н ам ер е в аю тся п р е д ъ я в и ть на зн а к к ач е ства пр ед п р и я ти я . За с ч е т грам отн ой эк с п л у а та ц и и су д о в ы х м аш и н и м е хан и зм о в , а та к ж е за с ч е т вн едр ен и я р ац и о н ал и зато р с к и х пр едло ж ени й зд е сь б у д е т сэко н о м лен о 3,8 п р оцента го рю ч е -см азо ч н ы х м атер и алов и то п л и в а . К 65-й годовщ ине В е ли к о го О ктябр я ком анда «Дау- рии» о б я з у е тся в ы п о л н и ть го довой план по в ы п у с к у пр есер вов у л уч ш е н н о го ассо р ти м е н та и в те ч е н и е всего года а к т и в но у ч а с т в о в а ть в со ревновани и см еж н и к о в по Д о го во ру ч е ты р н а д ц а ти , своеврем енно и б ес перебойно сн а б ж а я п р о м ы сло виков то вар ам и , промвооруж е- ни ем , о к а з ы в а я им помощі? в рем онте суд о в и эконом я *у$°- м ы словое врем я. П р и зы в ком ан ды плавб азы «Д аур и я » — п р и н я ть к годов щ и н е образовани я С С С Р по вы ш е н н ы е со ц и а л и сти ч е ски е о б я за те л ь с тв а и у сп е ш н о с п р а в и ть ся с ним и — по ддерж али у ж е 15 эк и п а ж е й уп р а в л е н и я , в том ч и сле п лавб аз «М аточ к и н Ш ар » и «Гр и го р и й Л ы се н ко», тр а н с п о р тн ы х р е ф р и ж е р атор ов «М а ти а с Т е зе н » , «Э р н ст Т е л ь м а н » , « П о ляр н ы е зори», та н к е р а « К р о п о тк и н » . * ПРАВОФЛАНГОВЫЕ Э Ф Ф Е К Т Б Р И Г А Д Н О Г О П О Д Р Я Д А «Годовой п л а н — досрочно! С о ц и ал и сти ч ески е о б язатель ств а — досрочно!» — рапор товала недавно укр уп н ен н ая к о м п л е ксн а я , бригада дОкеров-м еханизаторов Н и к о л а я И в а новича Ом ельченко из первого грузового района рыбного порта. У с п е х а к о л л е к ти в доб и вается за сч ет ш ирокого прим е н ен и я бригадного по др яда, рационального использования к аж д о й рабочей м и н у ты . С н ач ал а года ф л о там докеры сэконом или более 20 судо-часов. «П о м оги те тр а у л е р у » — т а к н а зы в а л о с ь п и сьм о ста р ш е го м е ха н и к а Б М Р Т «М и хаи л В е р б и ц ки й » у п р а в л е н и я «Севрыб- гір ом разведка» С. Б о яр ск о го , о п уб ли ко в ан н о е в н аш е м е ж е н е д ел ьн и ке 20 но яб р я. А в то р д е л и л ся своим м н ен ием об э к с п л у а та ц и и тр аул е р о в ти п а «И ван Б о ч ко в», а та к 'к е вы нес на с тр а н и ц ы га зе ты н е ск о л ь к о п р е дло ж е н и й , н а п р а в л е н н ы х на у л у ч ш е н и е э к с п л у а та ц и й э т и х суд о в . С его д н я м ы п уб л и к уе м о тк л и к и ф л о т с к и х сп е ц и а л и сто в на в ы сту п л е н и е то в. Б о яр ско го . _ С Р А З НЫХ З а в е р ш а е м р а з г о в о р н а т е м у „ П О М О Г И Т Е Т Р А У Л Е Р У " Береги своё судно, моряк! Н. Р Е З НИ Ч ЕН КО , главный инж енер объединения «М урм анры бпр ом »: — Наверное, очень хорошо, что на страницах нашей ры бацкой газеты появилось письмо С. Бо ярского, и вот почему. Как и все новое, БМРТ проекта В-408 сразу ж е привлекли внимание всех промысловиков. М ощ ны е, со в рем енны е, оснащ енные авто матикой суда, очень привле кательные внешне, к о м ф о р табельны е внутри, сразу стали удар ным центром на ш его промыслового ф лота. Конечно, немало тр уда и сил стоило их освоение. О с о бенно трудно дал ся первый тр аулер этого проекта — «Иван Бочков», потом д е л а пошли лучш е. В ' процессе эксплуатации первых судов данной серии определились не только положительные их стороны, но и негативные. Наприм ер, повышенная остой чивость судна обернулась непредвиденной бедо й: резко возросла качка, разлаж ива лись автоматические линии, значительно упала производи тельность труда. В общ ем , опыт работы на первых судах научил м ного м у. И наши специалисты об ратились с реком ен дац иям и к п роектировщ икам . Р еко м ен дации эти — плод коллектив ной мы сли промысловиков, м еханико-судовой служ бы о бъединения, ученых. О ттал киваясь именно от опыта экс плуатации этих тр аулер ов, а не по личной прихоти р у к о водителей «М урм анры бпро- ма», в конструкцию судов бы ли внесены сер ьезны е и зм е нения: после перерасчета ос тойчивости с тр аулер ов сняли сотни тонн балласта, для ум еньш ения «слем ингз» не стали забирать топливо в 18-е танки. В р езультате мы только выиграли; очень сни зилась бортовая качка, на со рок процентов возро сла по лезная площ адь бортовых килей. И сейчас (я уверенно это говорю ) новые тр аулеры осваиваю тся куда бы стрее! Вот, каж ется, на один из вопросов товарищ а Бо ярского я ответил. Но, как мне д у м ается, все вопросы, им п о ставленны е, и вопросами-то стали только потом у, что рас суж д ае т он с точки зрения специалиста поискового с у д на, но никак не промы слового. Н ачнем с начала. В письме сказано, что у «Михаила Вер бицкого» стояночное врем я в порту за год всего семь процентов. Слов нет, хоро ший п оказатель, но возьм ем теперь наши суда. За се н тябрь, наприм ер, все д в е н ад цать наших тр аулер ов вм есто 20 процентов простояли в порту 8,6 процента. А за весь третий квартал вместо 14,8 провели вне эксплуата ции лишь 8,3 процента. А р аздели те-ка - эти проценты на двенадцать судов! Д авайте теперь разберем самый важный вопрос, п о ставленный в выступлении С. Б о ярского, — об увеличении ш тата мотористов. Во-первых, я абсолю тно не согласен, что главная д о л ж ность на этих судах — м о то рист. Н и ко гда и ни при ка ких о бстоятельствах мотори ст не см о ж ет (да и не д о л ж е н ) зам енять м еханика. О бязан * ности и того и д р уго го четко о п р еделен ы должностны е ми инструкц иям и , уставом служ бы , и не выполнять их, значит, игнорировать правила наш его ф лота. П утем долгих исследований на тр аулер ах типа «Иван Бочков» был ус тановлен (и схо дя из специ фики эксплуатации этих су д о в ) такой ш тат: старший м е ханик, второй, третий, чет вертый механики, эл е ктр о м е ханик, второй электр ом ехан и к, реф р иж ер ато р н ы й м еханик, м еханик-наладчик, три м о то риста второго класса, три электрика, два реф м аш и ниста. И ещ е : после года эксплуа тации су д ам этого типа пола гается рем онтная бригада. Конечно, тут уж доб ровольное д е л о «С ев р ы б п р ом р азв ед- ки» — ставить на тр аулер ре монтников или нет. Мы — ставим. В одном я согласен с автором письма: на вахте должнь» стоять д в а моториста, а не один. Так б у д е т лучш е д л я д е л а. Но, конечно ж е, просто так, по наш ему ж е л а нию, ш тат нам никто увели чить не позволит. П оэтом у мы попросили специалистов ЦП КТБ разработать нам нор м ативные докум ен ты по это му вопросу как раз дл я' то го, чтобы с полным основа нием говорить об этом в ми нистерстве. И еще одно. Безусловно, хорош о , что товарищ Б о яр ский делится опытом чистки главного д в и гате ля,_ не скры вая, так, сказать, пр о ф есси о нальных секретов. Но вот ведь что получается: если мы начнем чинить двигатель м оре, некогда нам будет ры бу ловить, д а и по условиям безопасности мореплавания этого делать нельзя. Ещ е раз повторю , что экс плуатация тр аулер ов типа «Иван Бочков», дум ае тся, вы зовет немало вопросов и да ж е споров. Мы же, специали сты «М урм анры бпр ом а», на чинавшие и п ро долж ающ ие освоение этих новых судов, всегда б удем рады помочь эксплуатационникам своими советами, поделиться опытом. # 4 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН » II декабря 1981 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz