Рыбный Мурман. 1981 г. Август.

ПРОБЛЕМЫ ДНЯ І На авеню Независимости в Лусаке высится прямоугольная башня. Чешуйчатый корпус здания выложен одинаковыми кра­ сно-коричневыми медными пластинами. В этом есть опреде­ ленный символ; медь — основа замбийской экономики, глав­ ный продукт ее экспорта. Сам «медный пояс», район уникаль­ ных месторождений, где сосредоточена четверть всех разве­ данных в капиталистическом мире запасов медной руды, на­ ходится на севере страны. Ежедневно он «выплавляет» около 700 тысяч тонн руды. Здесь проживает четверть пятимилли­ онного населения страны, здесь бьется сердце замбийской экономики. Медь играет огромную роль и в хозяйственном укладе рес- I публики. В этом легко убеждаешься, когда, например, идешь по Кайророуд, главной торговой артерии замбийской столицы. Буквально в каждой витрине можно видеть изделия из меди — вазы, подсвечники, пепельницы, корзиночки и даже целые картины. Но медное богатство не всегда приносит счастье. «Замбия родилась с медной ложкой во рту», — заметил как-то ( президент Кеннет Каунда. Именно с медной, в не с серебря­ но^ с которой принято связывать надежды на удачу. Сколько раз эта «ложка» ставила Замбию в трудное положение. Резкий спад в экономике западных держав, инфляция и валютная ли­ хорадка в капиталистическом мире негативно отражаются на Замбии. ( «Ахиллесовой пятой» хозяйства Замбии является и транс­ порт. Как известно, страна не имеет выхода к морю. Железные и шоссейные дороги, пролегающие через соседние государст­ ва к Индийскому и Атлантическому океанам, не в состоянии обеспечить растущие потребности хозяйства республики. В свое время большие надежды возлагались на железную дорогу I ТАНЗАМ , которая связала страну с танзанийским портом Дар- эс-Салам. Однако магистраль, построенная с помощью Китая, І не оправдывает себя. Недостаточная пропускная способность, частые аварии, число которых в 1980 году превысило 700, н е­ хватка локомотивов и подвижного состава привели к транс­ портным заторам. По оценкам специалистов, в прошлом году І на ТАНЗАМ было перевезено в шесть раз меньше грузов, чем предполагалось по плану. А что же китайская сторона? По соглашению они обязаны поддерживать режим работы дороги на должном уровне. Но из Пекина раздаются лишь обещания... Сложная ситуация сложилась и в сельском хозяйстве. Не ( секрет, цто сейчас наблюдаются сбои в снабжении населения продовольствием. Только в прошлом году Замбия израсходо­ вала 49,2 миллиона квач (одна квача = 1,3 ам. доллара) на за- І купку кукурузы в других странах, в пять раз больше, чем в •979 году. А ведь в стране есть все условия для выращивания различных культур. Дело в том, что в результате политики бывших английских колонизаторов все товарное сельскохозяй­ ственное производство в Замбии стало монополией несколь- І *их сотен европейских, главным образом британских, ферме­ ров. в то же время параллельно шла постоянная миграция разоряющихся сельских жителей в города. 8 итоге страна вы­ шла на одно из первых мест в Африке по числу городских I жителей. Такая быстрая урбанизация породила острые соци­ альные проблемы — нехватку жилья, безработицу, преступ- ность. Достаточно сказать, что сейчас в Замбии насчитывается около миллиона безработных. * Что же касается европейских фермеров, то не все они ло- • I яльно относятся к приютившей их стране. По мнению газеты ■ «Замбия дейли мейл», многие из них умышленно не произво- I дят в достаточном количестве продукты питания, саботируют ■ Усилия правительства по снабжению населения продовольст­ вием. Для того чтобы покончить с зависимостью от фермеров- чужеземцев, являющихся постоянной потенциальной угрозой стране, проводится так называемая «обратная абсорбция ра­ бочей силы сельскохозяйственным сектором». Снижаются це­ ны на удобрения, семена, привлекаются к занятию земледе­ лием все новые людские резервы. Создаются кооперативы, которым государство оказывает финансовую помощь. Во всех провинциях организуются госфермы. По мнению наблюдателей, увеличение ассигнований на нужды деревни создает хорошие перспективы для развития сельского хозяйства. Сложные проблемы приходится решать народу Замбии. Но замбийцы полны решимости преодолеть трудности, хотят ви­ деть свою родину свободной и процветающей. А. ЖИГУНОВ. сп«ц. корр. АПН. Л у с а к а . КА ПУТИ СОЗИДАНИЯ «Я нашел столицу превра­ тившейся в яркий, красочный город, — пишет в японской газете «Дейли иомиури» жур­ налист С. Огура. — Количе­ ство рынков в Пномпене уве­ личилось до шести, чтобы лучше удовлетворять аппети­ ты жителей, число которых заметно увеличилось. На при­ лавках большой выбор овощей и фруктов, 6 также одежды, лекарств, кухонной утвари. Страна готовится посеять в этом году рис на площади 1.800 тысяч гектаров. Это означает, что, если погода будет благоприятной, потреб­ ности страны будут удовлет­ ворены. Однако крестьяне настроены оптимистически». На многочисленных снимках видны улыбающиеся счастли­ вые лица людей, к которым вновь вернулась нормальная жизнь. Только зная страшную трагедию, недавно пережитую кампучийским народом, мож­ но оценить лаконичную под­ пись под фото: «В сопровож­ дении деревенских музыкан­ тов невеста направляется к дому жениха. Такую картину в кампучийских деревнях мо­ жно увидеть часто: очень много свадеб». Надо отдать должное наб­ людательности (!адао Огурьі, который, казалось бы, в не­ значительном факте или эпи­ зоде способен разглядеть приметы новой жизни Кампу­ чии. Так, например, он сни­ мает обыденную уличную сценку в Пномпене: прохожий заказывает у мастера ключ и поясняет: «Эта мастерская по изготовлению ключей откры­ лась недавно. Č b m факт ее появлений указывает на то, что жизнь людей становится стабильной». Рассказ Садао Огурьі — убедительное свидетельство того, что народ Кампучии с энтузиазмом идет навстречу своему будущему. М. ЕФИМОВ, соб. корр. АПН. В СТРАНАХ СОЦИАЛИЗМА П р о д о л ж а е т с я о с н а щ е н и е с о в р е м е н н ы м о б о р у д о в а н и е м Р о с т о к с к о г о п о р та — к р у п ­ н е й ш е го п о р та Г Д Р на Б а л ­ т и й с к о м м о ре. З д е с ь с о о р у ­ ж а ю т с я 72 х р а н и л и щ а д л я зер на, к о р м о в и р ы б н о й м у ­ к и о б щ е й е м к о с т ь ю в 100 т ы с я ч тонн . Г о д от года р а ст е т п р о п у ­ с к н а я сп о со б н о сть г л а в н ы х «м о р с к и х в о р о т » р е с п у б л и ­ к и . В те ч е н и е б л и ж а й ш и х п я т и л е т д о к е р ы н а м е ч а ю т д о с т и гн у т ь ещ е более в ы с о ­ к и х р у б е ж е й it о б р а б а т ы ­ в а т ь за год у ж е н е 15, а о к о л о 23 м и л л и о н о в т о н н гр у зо в . Ф о т о А Д Н — Т А С С . ' t - В Н Р . Ф л о т и л и я м о р с к и х и р е ч н ы х к о р а б л е й в е н ге р ­ ск о го с у д о х о д н о го о бщ е ст в а « М а х а р т » , з а н и м а ю щ е г о с я п е р е в о зк о й п а с с а ж и р о в и гр узо в, п о п о л н и л а с ь н о в ы м с у д н о м . Э т и м л е т о м по Д у ­ н аю м е ж д у Б у д а п е ш т о м и Д ё м ё ш о м н а ч а л к у р с и р о в а т ь п р о г у л о ч н ы й те п л о х о д , п о ­ с т р о е н н ы й в С о в е т с к о м С о ­ ю зе. Ф о т о М Т И — Т А С С . Д О Р О Г А Ж И З Н И Успешная работа транспортной системы Афганистана явля­ ется одним из важнейших составных элементов экономического развития молодой республики. В стране практически нет же­ лезных дорог, и основная масса грузов перевозится автотранс­ портом. С его помощью жители самых отдаленных районов доставляют продукты питания, одежду, нефі епродукть1, пере­ возят в центры провинций оборудование, машины. Самая известная дорога Афганистана — автотрасса «Са- ланг», соединяющая Кабул с портом Шерхан на реке ГІяндж и проходящая через хребет Гиндукуша. Строительство дороги через перевал Саланг было начато при техническом содействии Советского Союза в 1959 году. Продолжалось оно пять лет. С тех пор советские и афганские специалисты обеспечивают надежное рабочее состояние дороги. На снимке: обновление дорожного покрытия на одном из участков у перевала Саланг. Фотохроника ТАСС. КАЖДЫЙ СЕДЬМОЙ—БЕДНЯК Американский журнал «Ныосуик» опубликовал статью о бед­ ности в Австралии. Агентство печати Новости предлагает ее вниманию читателей с небольшими сокращениями. | Большинство обитателей этой лачуги — молодые. Свое жи­ ль* в трущобах, приютившихся в тени сверкающих отелей Сид­ нея, они называют «берлогой». Все тридцать обитателей «бер­ логи» —» безработные, те, кого австралийская статистика име­ нует «малоимущими». Он'и не одиноки в своем несчастье. Е то время как официальная пресса любит называть Австралию «чудесной страной», каждый седьмой ее житель, согласно опубликованному недавно докладу, живет в бедности. А бед­ няками здесь считаются те, чей доход не превышает 84 дол­ ларов в месяц на одинокого или 158 — на семью из четырех человек. Капканы бедности, говорит Крис Сидоти, один из авторов .- доклада, расставлены в Австралии очень хитроумно. Попасть £ в них легко, а выбраться сложно даже людям образованным, с • приличной специальностью. > За последки* пять лет число авсі рапийцев, опустившихся за черту бедности. увеличилось на 300 тысяч, говорит Маргарет Ьарри, специалист по вопросам социального обеспечения из Сиднея. Одна из причин этого кроется в упадке промышленного производства ш последние годы, в результате тысячи австралий­ цев были выброшены за ворота предприятий и пополнили ар- мию безработных. Нищета, резюмирует М. Барри, толкает на преступления — грабежи, ограбления, взломы. Власти считают, заявил Ф . Смит, ответственный сотрудник управления социального обеспечения, что борьба с бедностью стоит слишком дорого для того, чтобы вести ее. Задача пре­ дательства — бороться с инфляцией. Трудящиеся же должны затянуть пояса. И в первую очередь это относится к тем же беднякам. {АПН}. 7 августа 1981 г.-т- 11 г-1............ пгтияпщип....— «РЫБНЫЙ МУРМАН» ........ ............ " ....... .."• 9 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz