Рыбный Мурман. 1981 г. Август.
Молочнотоварная ферма расположилась у подножия сопки на самом краю посел ка Ура-Губа. Здание, отведен ное для стада дойных коров, хоть и стоит уже несколько лет, выглядит совсем новым. Вокруг него поддерживается чистота. Наша собеседница, зоотехник Зоя Георгиевна Гнилицкая, приехала в «Энер гию» семь лет назад из Краснодарского края, где работала тоже зоотехником на молочнотоварной ферме конного завода после оконча ния Майкопского техникума. Зоя Георгиевна довольна коллективом, жизнью, рабо той. Здесь же на ферме в — Честное слово, — гово рила Зоя Георгиевна, — мне стыдно с моими коровами и бычками показываться на приемный пункт. Из всех зо отехников одной мне прихо дится краснеть. А почему? Да потому, что я сдаю самых грязных животных. В настоя щее вр'емя у -нас на ферме нет ни грамма =опигіок для подстилки коровам и теля там. А нам их нужно много. И все опять же упирается в горючее. Нет его, и даже то, что уже выполнен годовой план по сдаче мяса, не раду ет. И не радует потому, что постоянно думаешь над одним и тем же: как отправить с колхоз „Энергия" П Р О Д О В О Л Ь С Т В Е Н Н О Й П Р О Г Р А М М Ы должности ветеринарного врача трудится ее муж. С 1968 года работницы мо лочнотоварной фермы рыбо ловецкого колхоза «Энергия» подтверждают звание коллек тива коммунистического тру да. Из двенадцати доярок восемь добились звания «Ма стер механизированного до ения». Вот, например, как поработали доярки в про шедшем полугодии. При пла не надоить 3447 центнеров 0/олока они сдали 3950 цент неров. Вместо плановых 2004 кг на одну фуражную коро ву надой составил 2170 кг. С планом доярки справились, а вот обязательство — надоить 4056 центнеров молока — не выполнили. Однако есть объ ективные причины, помешав шие им это сделать. На 20 дней задержался отел коров: его ожидали в феврале, а он случился в марте. К тому же поставщики из Воронежской области недодали колхозу «Энергия» 350 тонн кормовой свеклы и много обещанного сена, в связи с чем пришлось экономить корма. Когда мы беседовали с Зоей Георгиевной, чувство валось, она что-то не догова-' ривает и не хочет говорить именно о том, что лежит на душе тяжелым камнем. 3. Г. Гнилицкая очень хвалила до ярок Анфису Архиповну Мед ведеву, Екатерину Николаев ну Лисксвич, Антонину Ива новну Яйцеву и Анастасию Григорьевну Гордееву. 5ти доярки любят животных, по стоянно получают высокие надои, участвуют в конкурсах. Все это хорошо, в колхозе воздают передовикам произ водства всевозможные поче сти. Но о чем все-таки не хо тела говорить Зоя Георгиевна? Наверное, о том, что, во- первых, по вине поставщиков из Житомира в первом по лугодии молока получено на *50 центнеров меньше по сравнению с тем же перио дом прошлого года. Во-вто рых, на делах животноводов рыболовецкого колхоза «Энергия» сильно сказывается нехватка горючего для авто машин. Уж очень маленькие фонды на бензин определены «м у по кварталам года. И это, несмотря на то, что колхоз на ходится от Мурманска на значительном расстоянии. Только из-з* того, что не яватало бензина, в июле про кисло три тонны высококаче ственного молока. И даже тогда, когда надо было сро чно отправить на приемный пункт отбракованную корову, в колхозе не нашлось бензина и пришлось одалживаться у «Севгидростроя», который по просьбе Кольского райкома партии взял над рыболовец ким колхозом шефство. фермы молоко или на чем отвезти бычков. Вот такой прискорбный факт: человек не жалеет времени и сил, чтобы раздо ить коров, вырастить бычков и за семь месяцев выполнить годовой "план по сдаче мяса, а какие-то «мелочи» портят ему настроение, отнимают у него радость за плоды собст венного труда, за успеха кол лектива. Товарищи руководи тели Мурманского рыбаккол- хозсоюза и областного уп равления сельского хозяйства, подумайте, пожалуйста, над вопросом: как помочь рыбо ловецкому колхозу «Энергия» создать необходимый запас горючего для автомашин, тем более что в этом хозяйстве уже началась уборка дикора стущих трав на сено, и для его перевозок оно тоже по требуется. Н А X X V I СЪЕЗД Е КПСС товарищ Л. И. Брежнев говорил, что только в том хо зяйстве добьются высоких результатов по животновод ству, где будут заготовке кор мов постоянно уделять глав ное внимание. Полеводы ры боловецкого колхоза «Энер гия» знают об этом и давно подготовились к уборке дико растущих трав и заготовке силоса. В связи с поздней весной план ярового сева однолет них трав на 144 гектарах был выполнен к 22 июня. Это го- рохо-овсяная смесь. Около 150 гектаров земли занято в хозяйстве многолетними тра вами. В колхозе надеются за готовить для зимовки скота до тысячи тонн силоса своими силами и получить около 150 тонн его с помощью шефов — моряков Мурманского тра лового флота, где уже создав на бригада из 25 человек. Начиная с 1 августа, моряки будут трудиться в колхозе до середины сентября. Кро ме этого, каждый из моряков бригады взял обязательство лично накосить две тонны дикорастущих трав. К слову сказать, тралфлотовцы еще никогда не подводили живот^ новодов «Энергии», • в ны нешнем году выступили с инициативой разместить на колхозной ферме для откор ма 50 бычков и обеспечить их кормами за свой счет. Однако о конечных резуль татах заготовки силоса и ди корастущих трав на сено го ворить еще, конечно, рано. Но уже сейчас три механизи рованных звена готовы вый ти на уборку однолетних трав на силос. На 30 тонн расши рены силосные ямы. Сегодня в поле работают постоянно 12 колхозников и пять механиза торов, которые за первые дни уборочной собрали более 10 тонн сена. Хорошее начало. О ПЛАНАХ, ПОРАЖЕНИЯХ, НАДЕЖДАХ + К я х в ы в ы п о л н я ет е Д о г о в о р ч ет ы р н а д ц ат и ? В этом году рыбаки Мурмана и работники бе реговых предприятий в восьмой раз заключили договор о социалистическом соревновании под девизом «Берег — промыслу, промысел — бе регу». На первый год новой пятилетки обяза тельства у тружеников рыбацкого конвейера на пряженные: по сравнению с прошлым годом на 3,3 процента предстоит увеличить выпуск пи щевой рыбопродукции, в 1,3 раза должно воз расти производство копченой рыбы. Намечено выработать сверх плана 6 тысяч тонн рыбных товаров, 1,6 муб консервов и пресервов. Высокие рубежи нам.ечены, и чтобы достичь их, каждый коллектив — участник Договора че тырнадцати — должен стремиться помочь смеж никам. В этом году в нашем традиционном договоре есть два новшества. Первое. Отныне основным оценочным показателем будет не объем товар ной продукции в рублях, а выпуск пищево,й про дукции в тоннах. И второе. Раньше все участни ки Договора четко делились на две группы — берег и море. Теперь, чтобы легче было сопо ставить результаты, смежники разделены на три группы: производители рыбопродукции; пред приятия, обслуживающие промысловиков на берегу; научные и проектно-конструкторские учреждения. Конечно, Договор четырнадцати — огром ная мобилизующая сила, и примеры, которые будут приведены ниже, подтверждение этому. Досрочно освоены производственные мощно сти третьего коптильного завода, и во многом благодаря смежникам. Работники Мурманской судоверфи, например, установили калориферы на всех печах, переделали проточную вентиля цию. Траловый флот и «Мурманрыбпром» перевы полнили план поставок полуфабриката рыбоком бинату. Только экипаж РТ «Молодечно» сдал 6367 центнеров отличного полуфабриката. Замечательно трудятся многие коллективы су доремонтников. Бригада Г. И. Мельникова, к примеру, вне плана переоборудовала ППР «Ска-< зочник Андерсен» и «Гейзер» новой навигацион ной и поисковой аппаратурой. Докеры морского рыбного порта сэкономили промысловикам 2207 судо-часов. На 202,5 судо-суток сократили время обработ ки судов на промысле моряки «Севрыбхолод- флота». Неплохо поработали у некоторые суда управления «Севрыбпромразведка» по обеспе чению сырьевой базы. * ч ' Специалисты «Севтехрыбпрома» досрочно из готовили машину для сортировки мойвы, успеш но разрабатывают агрегат для разделки путассу. 58 разработок передали заказчикам сотруд ники ЦПКТБ. Среди них ^— новая конструкция облегченного разноглубинного трала, невод по вышенной прочности. Примеров творческого содружества можно привести много. Да, Договор четырнадцати живет, действует, но... 35 тысяч тонн пищевой продукции, 9 муб консервов-пресервов — та ков долг нашей промышленности перед госу дарством. Конечно, можно сослаться на объек тивные трудности (и они были), но разве все дело в погоде и промобстановке? В частности, никакими гидрометеоусловиями нельзя объ яснить отставание «Мурманрыбпрома» по вы пуску пресервов. Причина одна — низкий конт роль руководства за про»'зводством именно этого вида продукции. Немало недостатков было и в руководстве промыслом, и в эксплуатации траулеров. Мно го рыбы «съели» непроизводительные простои судов (900 судо-суток), были потери временѵ из-за неподготовленности траулеров к промыслу. Ежедневно на лову не хватало восемь судов тралового флота и семь — «Мурманрыбпрома». А переведите-ка это в тонны! Плохо выполняли флота и условия договора с судообработчиками берега: 158- судов нару шили график, прихода в порт, а 198 вообще прибыли вне графика. Ослабили внимание к комплексной обработке судов на промысле руководители «Севрыбхо- лодфлота» — н а -51 траулер меньше прошло годнего комплексно обработано нынче, почти половина транспортов не выполняет среднесу точные нормы приемки рыбопродукции, а ведь в обязательствах севрыбхолодфлотовцев записа но: «сократить время обработки каждого про мыслового судна на три процента...» Плохо ис пользуются мощности плавбаз. На «Григории Лысенко», например, за 140 суток выработано 2,8 муб пресервов, значит, мощность судна исполь зовалась менее чем на треть. Серьезные просчеты допустили наши ученые и поисковики — ПИНРО и «Севрыбпромраз ведка» — как на мойве, так и на путассу. Резуль тат? Флоты в полном пролове... И нарекания промысловиков в адрес ученых очень справед ливы. Другое дело, что критика пока еще мало действенна. Жалуются, например, рыбаки, что ученые на промысле крайне редкие гости, и не напрасно жалуются: зав. лабораторией пела гических рыб ПИНРО В. Н. Шлейник, главный специалист по мойве и< путассу, был в море в последний раз... 5 лет назад. И в этом году, судя по графику, ученые на промысле будут находиться гораздо меньше, чем прежде. «Приложила руки» к отставанию флотов и Мурманская, судоверфь. Например, по обяза тельствам «Мурманрыбпрому» судоремонтники должны были сэкономить 80 судо-суток за год. Обещали. А за полугодие сэкономили — во семь... Оставляет желать лучшего и качество само го ремонта. БАТ «Петр Сгибнев», БМРТ «Рыба чий», ППР «Рембрандт» — и это не все суда, где ремонт вылился в явный брак. И неудиви тельно, что на СРЗ-1 потери от брака по срав нению с 1980 годом возросли почти в три раза. Вызывает тревогу и снижение среднесу точных норм выработки по некоторым типам судов. Ведь это сигнал к тому, что траулеры снова будут простаивать! Отставанием своим рыбная промышленность во многом «обязана» и издержкам планирова ния. Один пример: рыбокомбинату запланиро вано выработать за полугодие 3100 тонн балыч ных изделий. Для этого требовались 1941 тонна палтуса и 1702 — нототении. И все бы хорошо, только вот... такого количества этой рыбы даже не предусмотрено к вылову! Так и получилось, что рыбокомбинат заранее был обречен на не выполнение плана. Четвертый год подряд. Вот вам и координация действий! Таких примеров можно привести- немало. Думается, что бо лее' решительный поворот- к улучшению пла нирования - и сбалансированности планов во многом определит успех. И", еще один момент. Отставание флотов не было бы столь значительным, если б ы . качество сдаваемой продукции не вызывало нареканий. А " ведь многие недоданные государству тонны *— это не что иное, как сданная, но реклама ционная продукция. К примеру, 316 тонн рыбо продукции, произведенной БМРТ «Николай За- коркин», переведены в нестандартную. Такая же судьба постигла и несколько тысяч банок пре сервов, выработанных на плавбазе «Даурия», и продукцию БМРТ «Комета». А всего за полу годие предприятия рыбной промышленности оплатили рекламаций на 467 тысяч рублей. Надо ли говорить, что основная наша задача сейчас — ликвидировать отставание. По объему товарной , продукции и вылову это необходимо сделать в третьем квартале, а по другим пока зателям — до конца года. Прекрасно понимаю, как это трудно, — долг велик. Но невозможного не бывает. Главное сейчас — обеспечить нахождение на промысле ежедневно 10 сверхплановых судов. Как? 550— 600 судо-суток могут и должны сэкономить ры бакам. докеры, судоремонтники, транспортники. Необходимо избавиться и от непроизводитель ных простоев, а для этого нужна предельно грамотная эксплуатация судов, полная готов ность их к промыслу, поминутная экономия вре мени на переходы, на поиски рыбы. Сейчас уже понятно, что путина путассу ока залась нерезультативной. Значит, помочь фло там выйти из пролова может только добыча мойвы, поэтому к началу мойвенной путины все звенья рыбацкого конвейера должны быть от лажены как механизм хороших часов. С. СЕМЕНОВ, заведующий промышленно- транспортным' отделом горкома КПСС, заме ститель руководителя штаба Договора че тырнадцати. § ЛГоіледяяя яуткхА готовность НОМЕР один Деятельная подготовка к предстоящей мойвенной пути не идет’ в объединении «Мур манрыбпром». Здесь в район промысла решено направить отряд сейнеров-траулеров, экипажи которых будут вести лов мойвы кошельковыми не водами. И теперь задача ру ководства объединения — обеспечить снабжение всех судов запчастями и орудиями лова. Ньінешняя путина станет «учебным’ классом» для деся ти мастеров-добытчикоЬ, ко торые выйдут в море вместе с отрядом «кошелькспвнстов» и будут обучаться приемам работы с неводами. Что касается промысловых механизмов и приспособлений для приемки и укладки *нево дов, то они в основном отре монтированы и подготовлены к работе. У ж е в начале августа в объ единении создадут брига ды по погрузке и у кладке' «кошельков». Члены этих бригад процнведут.. н набор трюмных досок. Руководство промысловой работой поручено признанно му «мойвенному» капитану- флагману А Г. Зенину. А в помощь экипажам судов на правляются старший мастер по добыче А. Г. Загвоздин гидроакустик А. М Фищун, технолог - наставник П И Стрелков. И, конечно, ужф разрабо тано положение о конкурсе- соревновании за максималь ный вылов и направление мойвы на пищевые цели. Наш внешт. корр j 7 августа 1981 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz