Рыбный Мурман. 1981 г. Август.
...Из доклада капитан-ди ректора БМРТ «А. Гмырев» Ю. Д. Филонова на разборе рейса: «Работу начали 20 марта. Обстановка на промысле сло жилась крайне сложная. Штор ма. Большие забеги на трале ния. Как обычно, траловая ле бедка работала... не в ту сто рону — барабаны крутились обратным ходом. Выполняли план только-по заморозке ры бопродукции. 29 марта начался поиск, который продолжался пять дней. По указанию из управления перешли на трес ку — сменили пелагический трал на донный. Потом второе указание — идти на облов окуня. Затем при хорошей об становке на окуне переброси ли на треску — особо важное задание. С «особо важным за данием» не справились, с бе рега предложили на выбор — треска или путассу. Выбрали путассу. Но на облове этого объекта обстановки уже не было. Уловы с 35 тонн упали до полутонны за шесть часов траления (семь тонн в сутки). Перешли в Баренцево море на треску». При тон сложной обста новке, которая удерживается долгое время на промысле, рассказ капитана траулера довольно убедительно оп равдывает неудачу, постиг шую команду «А. Гмырева» в рейсе, из которого она не давно вернулась, не дотянув до плана ни по вылову, ни по выпуску пищевой рыбо продукции. Тем более что «с повинной головой» в эти дни возвращаются в порт многие экип ажи «Мурманрыбпро- ма»: БМРТ «Таруса», «Му- ромск» и другие... — П лохая обста н о вка р а с х о ла ж и ва ет, н еко то р ы е к а п и т а н ы ч у в с т в у ю т себя та к , буд то в море в ы ш л и впервы е, те р я ю т ув е р е н н о с ть в с о б с тв е н н ы х с и лах. — Т а к о б ъ я сн яет н еуд ачи зам еститель ге н е р а л ь н о го д и ректо р а об ъ е д и не н и я Л. В. Е вграф ов. — П равда, у к о м а н д ы «А. Гмы рева» самое плохое п ол ож ение, — добавляет он. — П ом огали ем у к а к м огл и. С набж али ба нка м и , с ы р ь е с бе рега под б р а сы ва л и — с та вр и д у на п р о м п е р е р а б о тку. Казалось, м огл и бы сработать... Могли бы, но не сработали. Виной ли тому частые пере ходы с объекта на объект? Или неисправная лебедка об ратным ходом о ттащила эки п аж от планового рубежа? Без рекламаций Б о л е е ю видов тралов выпускает фабрика орудий лова. Это тралы и донные, и пелагические, и канатные... К каждому изде лию нужен свой подход. Но, несмотря на довольно обширный ассортимент про дукции, коллектив фабрики с 1976 года не имеет пре тензий со стороны промыс ловиков на качество своей продукции. Причем плано вые задания на фабрике систематически перевыпол няются. Например, с н ача ла третьего квартала кол лектив тралового участка изготовил 50 тралов (план — 46). — Мы понимаем, что от качества наших изделий во многом зависит, как срабо тают рыбаки в море, — го ворит секретарь парторга низации фабрики, старший мастер тралового участка А. М. Булочкина. Работа на траловом у ч а стке сродни творческой. Пожалуй, не было ни одно го года, чтобы коллективу не приходилось осваивать производство нового вида продукции. Не исключение и 1981 год — труженицы наладили выпуск канатного трала-2214. В том, что и к этому и з делию нет претензий, боль ш ая заслуга бригад, которы ми руководят Г. В. Хамиц- кая, Н. Н. Козицина, 3. А. Коробкина. Н аш корр. Или «технические причины» здесь все ж е сыграли свою роль? Что ж е помешало э ки п аж у справиться с рей совым заданием? Об этом и хотелось бы поговорить. Конечно, нет ничего хоро шего в том, чтобы бегать с места на место. Однако команда траулера зан им а лась перебежками лишь по тому, что ни с одним райо ном ее не связала хотя бы слабая надежда на успех. Вот она, хроника неудач коллектива траулера. Работать без тралом команда вышла из порта. Возникает резонный вопрос: почему админист рация судна не потребовала его зам ены на берегу? И здесь хотелось бы вспомнить разговор на страницах н аш е го еженедельника о повыше нии эффективности исполь зования флота. Его участни ки — специалисты объедине ния «Севрыба», промысло вики — говорили о том, как много теряют в море к апи таны, которые в порту не приводят судно в «полную отстающих! «Пассате-2» и с тех пор ста ли работать лучше — даже когда не было обстановки. на «Большевике» брали в среднем по 50 тонн в сутки. И опять, как здесь не со гласиться с таким мнением заместителя генерального Директора «Мѵрманрыбп ро ма» С. А. Липницкого: — Беда н е к о т о р ы х к а п и т а нов в том и " со стои т, что они н и ч е м у не х о т я т у ч и т ь с я и д е й с т в у ю т по п р и н ц и п у : всего все р ав н о не узн ае ш ь , та к за чем зн а ть что-то... А получше знать и трез во оценивать возможности судна комсоставу траулера не помешало бы. Возьмем Л ОРТРЕТ ветерана тралового флота И в ащ Степановича Арсеньева в числе многих других портретов пере довиков украшает общефлотскую Доску почета. Оснований для такой чести много: Иван Степанович — победитель со циалистического соревнования за прошлый год, ударник десятой пятилетки, за трудовые успехи награжден орденом «Знак Почета». На траулере «Алупка», где И. С. Арсеньев работает по мощником рыб.шістера, его считают одним из лучших спе циалистов, надежным товарищем, верным помощником. Словом, рыбак он хороший. Фото В. КОНОНОВА. ЕСТЬ ГОДОВОЙ! Экипаж ПСТ «Краснопере- иопск» выполнил годовой план по выпуску пищевой продукции и полон решимо сти выдать за оставшееся до конца рейса время дополни тельно еще 20 процентов пи щевой продукции от годового плана. По поручению экипажа — капитан - директор МОК- РЯН. З а ч е м з н а т ь ? . . ) П утассу. У ком анд ы «А . Гмы рева» улова в два раза м еньш е, чем у ко лл екти ва БМ Р Т «М уро м ск» (хо тя « х у д ш е го го ря, чем это суд н о, для ф лота нет», — ед и н од уш н о е м нение с п е ц и а л и сто в о т е х н и ческом с о с то я н и и «М уром ска»). Д о нн ы е породы . Р езультаты б о л ь ш о го м о р о з и л ь н о го т р а у л е ра «А. Гм ы рев» з н а ч и те л ь н о у с т у п а ю т тем, к о т о р ы х доби ва ю т с я даж е ком анд ы ср ед н е т о н н а ж н ы х тр а ул е р о в « С ы к ты в к а р » и «С олигалич» (а ведь о н и куд а больш е, чем « кр уп - н о т о н н а ж н и к и » , т р а т я т вре м ен и на п ер е б еж ки , сд а чу с ы рья). З н а ч и те л ь н о х у ж е « к р у п н о - т о н н а ж н ы х собратьев» с р аб о та ли м о р я к и «А. Гмы рева» на облове м ойвы и п у та с с у . К ста ти ска зать, н еуд а чи «в пел а ги и » на тр аул е ре п ы т а ю т с я о б ъ я с н и т ь тем, что в ы ш л и в море с тя ж е л ы м тралом , к о т о р ы й и зр я д н о сд е рж и ва л хо д суд н а. Все это звучал о бы уб еди тел ьно, если бы... Если бы м ойва бы ла б ы строходнойг р ы бой. Н у а что касается п ута с с у , то э к и п а ж БМРТ «Пассат-2», к о т о р ы й п р о м ы ш л я л в то ж е врем я в те х ж е ш и р о т а х , д о ка зал, ч то э т у п ор о д у ры б ы б р а ть надо не с к о р о с т ь ю (на «Пассате» не б ы ло сл уч а я , ч то бы ф о р си р о в ал и ход), а у м е н и ем. Не бы ло м есяца, когда э к и п а ж э т о го суд н а не с п р а в и л ся бы с планом . Однако вернемся к злопо лучному тралу. Никто из специалистов не утверждает, что он полностью отвечал всем предъявленным к нему требованиям, •— тяжеловат, неудобен в работе. Но с этим ч т о - т о Заметки об одном неудачном рейсе боевую готовность» («РМ» № 49, 1980 г., № 9, 1981 г.). Сейчас, когда обстановка на промысле крайне обостре на, принципиальность, тре бовательность командиров производства на берегу во многом определяют успех работы в море. Однако справедливости ра ди н ельзя исключить и вто рой вариант — на траулере не разгадали или недооцени ли «коварные свойства» в зя того в море орудия лова. На этот счет интересно послу шать мнение н ачальника от дела добычи объединения Р. Т. Михайлова; — Оказывается, на «А. Гмыреве» было несколь ко перехлестов. Но об этом мы здесь, в управлении, уз нали лиш ь после окончания рейса. Нужно было сооб щить, искать выход... Теперь ж е разговор о тралах считаю абсолютно беспредметным. Не согласиться со словами тов. Михайлова трудно. До пустим, л ожн ая гордость, нежелание демонстрировать недочеты в экипировке суд на не позволили капитану радировать на берег о непо ладках при работе с тралом. Но ведь не в пустынном мо ре работал траулер. Рядом с ним трудились команды судов из «Ленрыбпрома». Наверное, все та же л ожн ая гордость заставляла видеть в них не друзей, а прежде все го соперников. Вообще позиция, которую зан яли на «А. Гмыреве», не может не вы звать удивле ния. Рядом на промысле, ус. пешно трудятся «свои» команды и команды других флотов, бассейнов (большая группа судов «Запрыбы» работала в среднем лучше, чем траулеры «Мурманрыб- прома»), а на судне-«неудач- нике» не удосужились по бывать ни на одном из них, посмотреть, за счет чего же добиваются успеха. К ак это сделали, кстати, на «Боль, шевике». Побывали на лебедку, о которой уж е шла речь в этих заметках. Стар ший механик Б. В, Катрмч охотно рассказывает. н а пример, о том, что на холо стом ходу она работала нор мально и только под на грузкой «дала крен». Одна ко не учитывает старшин механик при этом, что суд. но довольно-таки долго бы ло под фрахтом, и команда J ж аловалась на то. что 42 суток она простояла без работы. Так неужели в дни простоя н ельзя было прове рить все оборудование, при вести его в порядок, отре. монтировать?! Комментарии, думается, здесь излишни. На этом можно было бы закончить заметки о не- удавшемся рейсе, если бы не т а к а я репли ка Б. В. Каг- рича: «Я за 15 лет впервые виж у такую команду: реф- машпнист — вчерашний вы пускник ГПТУ. в ремонтной бригаде тоже такие специа листы, что им все подаи- принеси...» В св я зи с этим мне в спом и нается недавнее посещ ение тр а л ф л о то вс к о го БМРТ «Сверд ловск». Там впервы е вы ш е л в свой с а м о сто яте л ь н ы й рейс м е х а н и к -н а л а д ч и к А. Кабикеев. М олодой сп е ц и а л и с т рассказал о том , с к а к и м в ним анием и д обротой о тне сл и сь к нем у с та р ш и е т о в а р и щ и , к а к м н о го м у н а у ч и л и , и о соб енно с т а р ш и й м е х а н и к Г. С. М а кси м и к. Да и п о м о щ н и к ка п и та н а по п р о и з в о д с тву «Свердловска» среди о т л и ч и в ш и х с я м атросов назвал ч е тв е р ы х « новичков». А р е п л ика К атрича н и к а к не в я ж е тся с добротой, тем паче с ж е ла н и е м п ом очь молодым сп ец и а л и стам с та ть на н оги . Но ч то самое интересное, по т е р и врем ени из-за простоя м а ш и н б ы ли м изер н ы м и (38 часов за весь рейс). Стало б ы ть , ребята тр у д и л и с ь не т а к у ж и плохо. Мне бы не хотелось, что бы из всего вышесказанного читатель сделал вывод о том, что и капитан судна, и старший механик плохо «дело разумеют». Напротив, Ю. Д. Филонова в управле нии зн ают как неплохого рыбака. Б. В. Катрич тоже считается хорошим специа листом. Дело в том, что сегодня, как никогда, судовым спе циалистам мало быть рыба ками и мастерами своего дела. Они должны быть прежде всего организатора ми производства, инициа тивными, деловыми руково дителями. В. чисников. • 4 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 28 августа 1981 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz