Рыбный Мурман. 1981 г. Август.
<1 I I п р Щ Е НА О ТХОД Е СУДНА групповой механик Вла дислав Рыльков сказал меха нику - наладчику БМРТ «Выш- город» Сахно: — Михаил, а вот эти машин ки, — он указал на станки для обезглавливания путассу, — можно использовать гораздо рациональнее, но при условии, если собрать линию. Дело, ко нечно, непростое, но попы тайся. То, что А-8ИТР оказались далеки от совершенства, мы поняли тогда, когда встали на шкерку первого улова. Голо вы путассу циркулярные ножи рубили исправно, но, честно говоря, мы ожидали больше го: как-никак малая, но ме ханизация ручного труда. А тут каждую рыбешку возьми в руки, сунь под нож, затем отдели печень от внутренно стей... Словом, морока. Кто-то провел эксперимент: взял шкерочный нож и стал им ра ботать. Что же оказалось? Шкерочньім ножом обработка шла быстрее. Вот так механи зация! Но что делать? Работали. Правда, вместо десяти поло женных тонн обрабатывали (с привлечением экипажа на подвахты) от силы четыре тонны путассу, а это не радо вало. Со временем, конечно, появились бы сноровка, опыт, норму выполнять стали бы, но время, время, которого так не хватает в море... И вот механик-наладчик Ми хаил Сахно во всеуслышание заявил: «Я сделаю линию, но нужны транспортерная лента и шестеренка». Сказано это было довольно уверенно. Следовательно, Михаил основательно подумал над схемой линии, принципом ее работы. Бросили радиоклич: кто из близ работающих судов смо жет оказать помощь? Откликнулись БМРТ «Аска- ния» и «Муромск». На «Аска- чини! ХОЗЯЙСТВОВАТЬ На 100 нии» нашлась транспортерная лента нужных размеров и ри сунка на поверхности; на «Му- ромске» — нужная шестерня. Мы дважды спускали катер на воду, и, наконец, нужные материалы были доставлены на борт «Вышгорода». Закипе ла работа. Контуры линии вырисовыва лись не по дням, а по часам. Этому способствовали энтузи азм рыбмастера А. Ю. Колес никова, ремонтного слесаря А. И. Ульянова, помощь стар шего механика А. П. Шилова, помощника капитана по про изводству Г. А . Мартыненко. * и, конечно, вдохновителя и организатора всей работы Ми хаила Сахно. Для линии подыскали удач ное место на рыбофабрике (раньше здесь стояла филей ная машина, но ее демонти ровали, оставив лишь транс портер для отходов). И вот после двенадцати суток насто ящей творческой работы ли нию запустили. Все, казалось, работало, но уже первые пробы показали: д ля того чтобы ножи не «от хватывали» лишнего от туш ки путассу, необходимо най ти определенный градус ее наклона на транспортере. На шли. 40— 45 градусов. Но опять закавыка — головы ры бы не падали автоматически, как было задумано, на тран спортер отходов, а норовили чику. Хитрости, подсказанные КСУКП , невелики, да вы годы дали большие. Ведь ка чество труда всегда перехо дит в количество пищевой продукции. И уж если речь зашла об этом, расскажу об одном поучительном случае. Еще в начале рейса мы с рефмехаником замерили ско рость ветра во всех моро зильных камерах. Обнаружили, что ш третьей камере «вете рок едва дует». В то время старшим механиком был на судне Кралин. Сказал я ему об этом. Он обещал по смотреть, в чем там дело. Через некоторое время при ходит, говорит: все вроде бы нормально, только вот лопа сти у вентилятора, очевидно, деформировались. Уже позже пришли «по зе леной» на разгрузку в порт — Кралин списался, а вместо него пришел Г. С. Максимик. Просмотрел вентиляторы » третьей камере ѵ ... увели чил на 400 число оборотов. Работа куда веселее пошла. Морозить ведь камера стала быстрее и лучше. Что, не хватило «мастерст ва» у Кралина? А разве было оно у ребят, которые впер вые попали на судно? А разве было оно у молодого меха ника-наладчика А. Кабикеева, который «разогрел» в крат чайший срок застоявшиеся филетировочные машины? И переход с изготовления туш ки на выпуск филе прошел безболезненно. Нет. Квали фикации и им не хватило. Но у них было упорство и не было стремления «прокатить ся» за счет команды. Конеч но, стандартами предприятия не предусмотрены «порывы души», однако они предпола гают вознаграждение моря кам за инициативу, за добро совестный труд. А это тоже стимулирует труд и оборачи вается десятками дополни тельных тонн пищевой рыбо продукции. В порту нас встречала д е легация трудящихся из Свердловска (они шефствуют над нашим траулером). Зная, что у судна возраст уже преклонный (25-летие от метили в рейсе) и что оно должно пойти на резку, свердловчане решили хода тайствовать перед руководи телями области о том, чтобм имя «Свердловск» присвоил* новому судну, которое зай мет место нашего траулера. Однако, думается, наши ше фы немного спешат. Не со бираемся мы пока списывать «Свердловск» на иголки. Д у маем, еще рейса два-три сделаем. Как-никак механи ко-судовая служба тоже с КС УКП дружит и механизмы содержит в неплохом состоя нии. Так что и здесь послед нее слово будет за качеством. А . КАЛЯКО В, помощник ка питана по производству ЬМРТ «Свердловск». Мурманский траловый ф л о т . Н ЕРЕДКО , когда на судне речь заходит о комплек сной системе управления ка чеством продукции (КСУКП ), моряки говорят о том, что раньше системы не было, но качественную продукцию вы пускали. На это я отвечаю обычно так: «Раньше ведь и рыборазделочной техники не было совсем, а рыбу разделы вали. Однако на это приходи лось затрачивать больше вре мени, энергии, сил». Конечно, маловато разде лочных машин пока еще на судах, но читатели поймут, что я хочу сказать. За каче ством следили всегда, но на сколько легче стало работать, когда у тебя под рукой сборник стандартов пред приятия. Не секрет, обстановка на промысле сложная теперь, и, будем откровенны, еще до выхода из порта у мног* х ру ки опускаются — безрыбье. Но раз безрыбье, то руки не опускать надо, а делать ими все для того, чтобы сберечь каждый килограмм сырья, ко торого ой как мало. У нас в трюмах, например, тушки окуня (мы на его облове 44 суток работали) вроде бы всего ничего — 987 кг... Да тушки зубатки (она в прило ве попадалась) чуть больше полутора тонн. Докеры смот рят на каргоплан — смеются: стоило возиться из-за такой малости. А я про себя ду маю: только тогда мы ста нем настоящими, рачительны ми хозяевами производства, когда такие факты не то что смех, а, напротив, уважение вызывать будут. Потому что, когда сырья много, то куда как легче накрутить из него продукции на план и чуть вы ше. А вот попробуйте из «малого» сырья изготовить много пищевой высококачест венной продукции. Здесь без КС УКП не обойтись, потому что она учит беречь каждый килограмм добытой с таким трудом рыбы. Как? Говорят, одна голова хоро шо, а две лучше. А когда речь идет о контроле за ка чеством, то я бы пословицу перефразировал так: «Одна пара глаз хорошо, а две...» Ведь на судне, как того и требуют стандарты, создан совет по качеству, членам которого вот уж некогда было опускать руки — проверки проводили постоянно. Кстати сказать, только уверенность в том, что не «подсечемся» на качестве, помогла нам изго товить филе трески в кило граммовых коробочках 114 тонн. Забегая вперед, заме чу: всего филе трески (в блоках и коробочках) мы вы работали около 350 тонн — 314 процентов к плану. Ну а за качество можем смело поручиться. Контроль свое дело сделал. Обычно на новичков, кото рыми изрядно пополняются экипажи, списывают многие издержки производства. Дес кать, возни с ними много, а толку в работе мало. А вот если бы меня спросили, кто • рейсе особенно хорошо работал, я бы наряду с опыт ными матросами, такими, как Иван Максимчук или Влади мир Серветник, назвал Ивана Туманова, Михаила Полищука, Игоря Шагирова, Виктора Пархоменко. Ребята в море вышли впервые, однако бла годаря рекомендациям стан дартов учебу удалось органи зовать наилучшим образом, и тот же Туманов буквально через три вахты разделывал не 3, а 9 — 10 рыбин. Во- первых, разделил «новичков» равномерно по вахтам, во- вторых, приставил к каждому **з них по опытному обработ § К С Т К Л - в деяствя* Последнее слово— з а к а ч е с т в о м От качества работы ре монтной бригады, в ко торую входят токарь-сле- саръ В. К. Щеренко, .мо торист первого класса Р. К. Овчинников, стар ш и й механик Г. С. Мак. симик, слесарь С. К. Ба ренцев и электрогазо сварщик В. В. И ль и н (на верхнем снимке слева на право), зависит долголе тие судна. + После успешного рейса капитан . д и р е к т о р у «Свердловская Г. П. П ле ха но ву вручают хлеб- соль. + Качество сырья зависит от того, насколько умело п алубная команда прове дет вы л и в к у улова. Фото матроса БМРТ «Свердловск» В. РО ДИОНОВА и нашего фотокорреспонд е н т а С. МЕХРЕНЬГИНА. Ф 4 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 7 августа 1981 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz