Рыбный Мурман. 1981 г. Август.

<1 I I п р Щ Е НА О ТХОД Е СУДНА групповой механик Вла­ дислав Рыльков сказал меха­ нику - наладчику БМРТ «Выш- город» Сахно: — Михаил, а вот эти машин­ ки, — он указал на станки для обезглавливания путассу, — можно использовать гораздо рациональнее, но при условии, если собрать линию. Дело, ко­ нечно, непростое, но попы­ тайся. То, что А-8ИТР оказались далеки от совершенства, мы поняли тогда, когда встали на шкерку первого улова. Голо­ вы путассу циркулярные ножи рубили исправно, но, честно говоря, мы ожидали больше­ го: как-никак малая, но ме­ ханизация ручного труда. А тут каждую рыбешку возьми в руки, сунь под нож, затем отдели печень от внутренно­ стей... Словом, морока. Кто-то провел эксперимент: взял шкерочный нож и стал им ра­ ботать. Что же оказалось? Шкерочньім ножом обработка шла быстрее. Вот так механи­ зация! Но что делать? Работали. Правда, вместо десяти поло­ женных тонн обрабатывали (с привлечением экипажа на подвахты) от силы четыре тонны путассу, а это не радо­ вало. Со временем, конечно, появились бы сноровка, опыт, норму выполнять стали бы, но время, время, которого так не хватает в море... И вот механик-наладчик Ми­ хаил Сахно во всеуслышание заявил: «Я сделаю линию, но нужны транспортерная лента и шестеренка». Сказано это было довольно уверенно. Следовательно, Михаил основательно подумал над схемой линии, принципом ее работы. Бросили радиоклич: кто из близ работающих судов смо­ жет оказать помощь? Откликнулись БМРТ «Аска- ния» и «Муромск». На «Аска- чини! ХОЗЯЙСТВОВАТЬ На 100 нии» нашлась транспортерная лента нужных размеров и ри­ сунка на поверхности; на «Му- ромске» — нужная шестерня. Мы дважды спускали катер на воду, и, наконец, нужные материалы были доставлены на борт «Вышгорода». Закипе­ ла работа. Контуры линии вырисовыва­ лись не по дням, а по часам. Этому способствовали энтузи­ азм рыбмастера А. Ю. Колес­ никова, ремонтного слесаря А. И. Ульянова, помощь стар­ шего механика А. П. Шилова, помощника капитана по про­ изводству Г. А . Мартыненко. * и, конечно, вдохновителя и организатора всей работы Ми­ хаила Сахно. Для линии подыскали удач­ ное место на рыбофабрике (раньше здесь стояла филей­ ная машина, но ее демонти­ ровали, оставив лишь транс­ портер для отходов). И вот после двенадцати суток насто­ ящей творческой работы ли­ нию запустили. Все, казалось, работало, но уже первые пробы показали: д ля того чтобы ножи не «от­ хватывали» лишнего от туш­ ки путассу, необходимо най­ ти определенный градус ее наклона на транспортере. На­ шли. 40— 45 градусов. Но опять закавыка — головы ры­ бы не падали автоматически, как было задумано, на тран­ спортер отходов, а норовили чику. Хитрости, подсказанные КСУКП , невелики, да вы­ годы дали большие. Ведь ка­ чество труда всегда перехо­ дит в количество пищевой продукции. И уж если речь зашла об этом, расскажу об одном поучительном случае. Еще в начале рейса мы с рефмехаником замерили ско­ рость ветра во всех моро­ зильных камерах. Обнаружили, что ш третьей камере «вете­ рок едва дует». В то время старшим механиком был на судне Кралин. Сказал я ему об этом. Он обещал по­ смотреть, в чем там дело. Через некоторое время при­ ходит, говорит: все вроде бы нормально, только вот лопа­ сти у вентилятора, очевидно, деформировались. Уже позже пришли «по зе­ леной» на разгрузку в порт — Кралин списался, а вместо него пришел Г. С. Максимик. Просмотрел вентиляторы » третьей камере ѵ ... увели­ чил на 400 число оборотов. Работа куда веселее пошла. Морозить ведь камера стала быстрее и лучше. Что, не хватило «мастерст­ ва» у Кралина? А разве было оно у ребят, которые впер­ вые попали на судно? А разве было оно у молодого меха­ ника-наладчика А. Кабикеева, который «разогрел» в крат­ чайший срок застоявшиеся филетировочные машины? И переход с изготовления туш­ ки на выпуск филе прошел безболезненно. Нет. Квали­ фикации и им не хватило. Но у них было упорство и не было стремления «прокатить­ ся» за счет команды. Конеч­ но, стандартами предприятия не предусмотрены «порывы души», однако они предпола­ гают вознаграждение моря­ кам за инициативу, за добро­ совестный труд. А это тоже стимулирует труд и оборачи­ вается десятками дополни­ тельных тонн пищевой рыбо­ продукции. В порту нас встречала д е ­ легация трудящихся из Свердловска (они шефствуют над нашим траулером). Зная, что у судна возраст уже преклонный (25-летие от­ метили в рейсе) и что оно должно пойти на резку, свердловчане решили хода­ тайствовать перед руководи­ телями области о том, чтобм имя «Свердловск» присвоил* новому судну, которое зай­ мет место нашего траулера. Однако, думается, наши ше­ фы немного спешат. Не со­ бираемся мы пока списывать «Свердловск» на иголки. Д у ­ маем, еще рейса два-три сделаем. Как-никак механи­ ко-судовая служба тоже с КС УКП дружит и механизмы содержит в неплохом состоя­ нии. Так что и здесь послед­ нее слово будет за качеством. А . КАЛЯКО В, помощник ка­ питана по производству ЬМРТ «Свердловск». Мурманский траловый ф л о т . Н ЕРЕДКО , когда на судне речь заходит о комплек­ сной системе управления ка­ чеством продукции (КСУКП ), моряки говорят о том, что раньше системы не было, но качественную продукцию вы­ пускали. На это я отвечаю обычно так: «Раньше ведь и рыборазделочной техники не было совсем, а рыбу разделы­ вали. Однако на это приходи­ лось затрачивать больше вре­ мени, энергии, сил». Конечно, маловато разде­ лочных машин пока еще на судах, но читатели поймут, что я хочу сказать. За каче­ ством следили всегда, но на­ сколько легче стало работать, когда у тебя под рукой сборник стандартов пред­ приятия. Не секрет, обстановка на промысле сложная теперь, и, будем откровенны, еще до выхода из порта у мног* х ру­ ки опускаются — безрыбье. Но раз безрыбье, то руки не опускать надо, а делать ими все для того, чтобы сберечь каждый килограмм сырья, ко­ торого ой как мало. У нас в трюмах, например, тушки окуня (мы на его облове 44 суток работали) вроде бы всего ничего — 987 кг... Да тушки зубатки (она в прило­ ве попадалась) чуть больше полутора тонн. Докеры смот­ рят на каргоплан — смеются: стоило возиться из-за такой малости. А я про себя ду­ маю: только тогда мы ста­ нем настоящими, рачительны­ ми хозяевами производства, когда такие факты не то что смех, а, напротив, уважение вызывать будут. Потому что, когда сырья много, то куда как легче накрутить из него продукции на план и чуть вы­ ше. А вот попробуйте из «малого» сырья изготовить много пищевой высококачест­ венной продукции. Здесь без КС УКП не обойтись, потому что она учит беречь каждый килограмм добытой с таким трудом рыбы. Как? Говорят, одна голова хоро­ шо, а две лучше. А когда речь идет о контроле за ка­ чеством, то я бы пословицу перефразировал так: «Одна пара глаз хорошо, а две...» Ведь на судне, как того и требуют стандарты, создан совет по качеству, членам которого вот уж некогда было опускать руки — проверки проводили постоянно. Кстати сказать, только уверенность в том, что не «подсечемся» на качестве, помогла нам изго­ товить филе трески в кило­ граммовых коробочках 114 тонн. Забегая вперед, заме­ чу: всего филе трески (в блоках и коробочках) мы вы­ работали около 350 тонн — 314 процентов к плану. Ну а за качество можем смело поручиться. Контроль свое дело сделал. Обычно на новичков, кото­ рыми изрядно пополняются экипажи, списывают многие издержки производства. Дес­ кать, возни с ними много, а толку в работе мало. А вот если бы меня спросили, кто • рейсе особенно хорошо работал, я бы наряду с опыт­ ными матросами, такими, как Иван Максимчук или Влади­ мир Серветник, назвал Ивана Туманова, Михаила Полищука, Игоря Шагирова, Виктора Пархоменко. Ребята в море вышли впервые, однако бла­ годаря рекомендациям стан­ дартов учебу удалось органи­ зовать наилучшим образом, и тот же Туманов буквально через три вахты разделывал не 3, а 9 — 10 рыбин. Во- первых, разделил «новичков» равномерно по вахтам, во- вторых, приставил к каждому **з них по опытному обработ­ § К С Т К Л - в деяствя* Последнее слово— з а к а ч е с т в о м От качества работы ре­ монтной бригады, в ко­ торую входят токарь-сле- саръ В. К. Щеренко, .мо­ торист первого класса Р. К. Овчинников, стар­ ш и й механик Г. С. Мак. симик, слесарь С. К. Ба ­ ренцев и электрогазо­ сварщик В. В. И ль и н (на верхнем снимке слева на­ право), зависит долголе­ тие судна. + После успешного рейса капитан . д и р е к т о р у «Свердловская Г. П. П ле­ ха но ву вручают хлеб- соль. + Качество сырья зависит от того, насколько умело п алубная команда прове­ дет вы л и в к у улова. Фото матроса БМРТ «Свердловск» В. РО­ ДИОНОВА и нашего фотокорреспонд е н т а С. МЕХРЕНЬГИНА. Ф 4 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 7 августа 1981 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz