Рыбный Мурман. 1981 г. Август.
О С Я ИСТОРИЯ русской ху- ** дожественной культуры связана с творчеством народ ных мастеров. Народное твор чество своими корнями уходит з языческую Русь. Расписной растительный орнамент, резь ба по дереву, «писанные фи гуры» восходят к глубокой древности. Детство человека начиналось с резной зыбки,, расписной детской тележки, с резной деревянной или гли няной игрушки. Прямое и непосредственное отношение к народному д е коративному искусству имеет высказывание Владимира Ильича Ленина: «Красивое нужно сохранить, взять его за образец, исходить из него,, даже если оно «старое». По становление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему р аз витию самодеятельного худо жественного творчества» — яркое проявление заботы и пристального внимания партии к вопросам народного искус ства. Выставки самодеятельного творчества трудящихся сего дня стали неотъемлемой при метой культурной жизни на шего города. О ФОЙ Е кинозала Дворца ^ культуры и техники име ни С. М. Кирова открыта по стоянно действующая выс тавка творчества рыбаков, организованная отделом по работе среди рыбаков. Экс позиция периодически обнов ляется новыми работами. Двадцать участников предло жили зрителям живопись, резьбу и выжигание по д е р е ву, чеканку по металлу, мас ки, скульптурные портреты. Выставка важна не только художественной ценностью произведений самодеятельного творчества. «...Примечательно., что у моряков, помимо своей основной работы, находится время и для поделок...» — пи шут в книге отзывов зрители. Выжиганием по дерезу за нимается Л, А, Александров — машинист плавбазы «Рига», о котором не раз писали, но о его творчестве можно раз мышлять снова и снова. Тех ника выжигания требует точ ного рисунка. Автор любов но, с уважением относится к изображаемым пейзажам, любит применять цветовую гонирозку акварелью. Работы Александрова украшают са лоны судов, интерьеры ф лот ской турбазы «Здоровье», ад министративные помещения управления «Севрыбхолод флот». «...У него много п р е к р а с н ы х к а р ти н о наш е м С евер е. Мне и х п р и ш л о сь в и д е ть в Поль ш е , у суд о стр о и те л е й верфи им ени В . И, Л е н и н а , к а к по д ар о к о т р ы б ако в «С е зр ы б хо - л о д ф л о та » . П о лякам н р а в я тся его к а р ти н ы » , — п и ш е т по се ти те л ь в ы с та в к и В . А , 'Жуков. Серию работ в технике че канки по металлу представил В. П, Нашивочников — меха ник управления «Севрыбпром- разведка». Отрадно, что ав тор обращается к русскому Глубокая правда жизни, ис кренняя, светлая любовь к ро дному краю, его людям — вот основа творчества самодея тельных художников-моряков. Гравюра В. Смагина «Перелет ные птицы» (верхний снимок) передает ощущение пронзи тельной осенней грусти. Мяг- - ким юмором, лиричностью полна работа В. Нашивочнико- ва (чеканка) «Частушки» (сни мок справа). Ю. Галичников воссоздает в своей работе «Сталевар» (выжигание по де реву) характер сильный, упор ный и добрый (снимок еле. ва). Л. Александрова зрители уже знают как художника-ли- рика. И это направление он сохраняет, работая а новом жанре — выжигание по дере ву, — «Любимый rojSofl» (ниж ний снимок слева). Изящест во, точность воспроизведения, любовь к родному краю отме чают картину О. Столярова «Лесной ручей» (снимок внизу справа). ф MHOECtM былинному эпосу, богатыр ской героике. Его влекут темы, связанные с историей Родины и ее народа, — «Три богатыря», «Сказочник», «Ча стушки»... Удался женский портрет а технике выжигания на фанере. О . М. Столяров — матрос РТ «Звенигород» знакомит зрителя со своими пятнадца тью живописными работами. Стремление предельно точно изобразить пейзаж принуж дает автора жертвовать жи вописными возможностями. Рисунок преобладает над ж и вописью. На выставке представлены три работы капитана подмен ного экипажа Г. Ф . Шапова лова. Полярная ночь... Все не бо заполонило северное сия ние. На морских просторах суда. Идет промысел рыбы — таково содержание одной из картин. Работа выдержана в синем, холодном колорите. Звонкими, прозрачными крас ками написан второй план — отражение от корабля. Жанр портретной живописи также представлен интерес ными работами. Внутреннее богатство, настроение чело века угадываются а портре тах П. В. Пыпы, боцмана уп равления «Севрыбпромраз- ведка». Три живописных пор трета его работы показаны на выставке. Ю . С. Галичников — сле сарь БМРТ «Зеленогорск» работает в иной технике. Он выжигает портреты на ф ане ре. Его картины отличаются крепким рисунком, структуру дереза он удачно использует как фон. Особенно интересна его работа «Сталевар». Разнообразно декоративно прикладное творчество рыба ков: резные и точеные кру жки, художественная обра ботка металла, маски. Когда самодеятельные м^ * тера идут от национальны* традиций, умело используют естественную^ форму материа ла, произведения получаются живее, содержательнее. К сожалению, для некото рых образцом являются на гие «Венеры» и «амазонки», выдавленные по жести то ропливой рукой, они пере полнили сувенирные отделы торговых точек. На культбазе Мурманского морского пароходства откры лась еще одна выставка са модеятельного творчества моряков. 21 участник выстав ки представил более сорока работ. Лучшие произведения будут отправлены на рес публиканскую выставку в А р хангельск. 6. ГУРОВ, художник худо- жественно-прои з а о д с т- венных мастерских Худ фонда РСФСР. Фоторепродукции С. Мезс- реньгина. • 8 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» ......... 21 августа 1981 р,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz