Рыбный Мурман. 1981 г. Август.

О С Я ИСТОРИЯ русской ху- ** дожественной культуры связана с творчеством народ­ ных мастеров. Народное твор­ чество своими корнями уходит з языческую Русь. Расписной растительный орнамент, резь­ ба по дереву, «писанные фи­ гуры» восходят к глубокой древности. Детство человека начиналось с резной зыбки,, расписной детской тележки, с резной деревянной или гли­ няной игрушки. Прямое и непосредственное отношение к народному д е ­ коративному искусству имеет высказывание Владимира Ильича Ленина: «Красивое нужно сохранить, взять его за образец, исходить из него,, даже если оно «старое». По­ становление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему р аз­ витию самодеятельного худо­ жественного творчества» — яркое проявление заботы и пристального внимания партии к вопросам народного искус­ ства. Выставки самодеятельного творчества трудящихся сего­ дня стали неотъемлемой при­ метой культурной жизни на­ шего города. О ФОЙ Е кинозала Дворца ^ культуры и техники име­ ни С. М. Кирова открыта по­ стоянно действующая выс­ тавка творчества рыбаков, организованная отделом по работе среди рыбаков. Экс­ позиция периодически обнов­ ляется новыми работами. Двадцать участников предло­ жили зрителям живопись, резьбу и выжигание по д е р е ­ ву, чеканку по металлу, мас­ ки, скульптурные портреты. Выставка важна не только художественной ценностью произведений самодеятельного творчества. «...Примечательно., что у моряков, помимо своей основной работы, находится время и для поделок...» — пи­ шут в книге отзывов зрители. Выжиганием по дерезу за­ нимается Л, А, Александров — машинист плавбазы «Рига», о котором не раз писали, но о его творчестве можно раз­ мышлять снова и снова. Тех­ ника выжигания требует точ­ ного рисунка. Автор любов­ но, с уважением относится к изображаемым пейзажам, любит применять цветовую гонирозку акварелью. Работы Александрова украшают са­ лоны судов, интерьеры ф лот­ ской турбазы «Здоровье», ад­ министративные помещения управления «Севрыбхолод­ флот». «...У него много п р е к р а с н ы х к а р ти н о наш е м С евер е. Мне и х п р и ш л о сь в и д е ть в Поль­ ш е , у суд о стр о и те л е й верфи им ени В . И, Л е н и н а , к а к по­ д ар о к о т р ы б ако в «С е зр ы б хо - л о д ф л о та » . П о лякам н р а в я тся его к а р ти н ы » , — п и ш е т по се­ ти те л ь в ы с та в к и В . А , 'Жуков. Серию работ в технике че­ канки по металлу представил В. П, Нашивочников — меха­ ник управления «Севрыбпром- разведка». Отрадно, что ав­ тор обращается к русскому Глубокая правда жизни, ис­ кренняя, светлая любовь к ро­ дному краю, его людям — вот основа творчества самодея­ тельных художников-моряков. Гравюра В. Смагина «Перелет­ ные птицы» (верхний снимок) передает ощущение пронзи­ тельной осенней грусти. Мяг- - ким юмором, лиричностью полна работа В. Нашивочнико- ва (чеканка) «Частушки» (сни­ мок справа). Ю. Галичников воссоздает в своей работе «Сталевар» (выжигание по де­ реву) характер сильный, упор­ ный и добрый (снимок еле. ва). Л. Александрова зрители уже знают как художника-ли- рика. И это направление он сохраняет, работая а новом жанре — выжигание по дере­ ву, — «Любимый rojSofl» (ниж­ ний снимок слева). Изящест­ во, точность воспроизведения, любовь к родному краю отме­ чают картину О. Столярова «Лесной ручей» (снимок внизу справа). ф MHOECtM былинному эпосу, богатыр­ ской героике. Его влекут темы, связанные с историей Родины и ее народа, — «Три богатыря», «Сказочник», «Ча­ стушки»... Удался женский портрет а технике выжигания на фанере. О . М. Столяров — матрос РТ «Звенигород» знакомит зрителя со своими пятнадца­ тью живописными работами. Стремление предельно точно изобразить пейзаж принуж­ дает автора жертвовать жи­ вописными возможностями. Рисунок преобладает над ж и ­ вописью. На выставке представлены три работы капитана подмен­ ного экипажа Г. Ф . Шапова­ лова. Полярная ночь... Все не­ бо заполонило северное сия­ ние. На морских просторах суда. Идет промысел рыбы — таково содержание одной из картин. Работа выдержана в синем, холодном колорите. Звонкими, прозрачными крас­ ками написан второй план — отражение от корабля. Жанр портретной живописи также представлен интерес­ ными работами. Внутреннее богатство, настроение чело­ века угадываются а портре­ тах П. В. Пыпы, боцмана уп ­ равления «Севрыбпромраз- ведка». Три живописных пор трета его работы показаны на выставке. Ю . С. Галичников — сле­ сарь БМРТ «Зеленогорск» работает в иной технике. Он выжигает портреты на ф ане­ ре. Его картины отличаются крепким рисунком, структуру дереза он удачно использует как фон. Особенно интересна его работа «Сталевар». Разнообразно декоративно­ прикладное творчество рыба­ ков: резные и точеные кру­ жки, художественная обра­ ботка металла, маски. Когда самодеятельные м^ * тера идут от национальны* традиций, умело используют естественную^ форму материа ла, произведения получаются живее, содержательнее. К сожалению, для некото­ рых образцом являются на­ гие «Венеры» и «амазонки», выдавленные по жести то­ ропливой рукой, они пере­ полнили сувенирные отделы торговых точек. На культбазе Мурманского морского пароходства откры­ лась еще одна выставка са­ модеятельного творчества моряков. 21 участник выстав ки представил более сорока работ. Лучшие произведения будут отправлены на рес­ публиканскую выставку в А р ­ хангельск. 6. ГУРОВ, художник худо- жественно-прои з а о д с т- венных мастерских Худ фонда РСФСР. Фоторепродукции С. Мезс- реньгина. • 8 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» ......... 21 августа 1981 р,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz