Рыбный Мурман. 1981 г. Август.
9 И д е о л о г я ч е с к я я р я б о тя: о п ы т , л о ж е к , п р о б л е м ы Н А У Ч И Ч Е Л О В Е К А МЫСЛИТ Ь Когда я задумываюсь о ро ли флотского экипажа в фор мирование характера моряка, повышении уровня дисципли ны среди личного состава, то часто вспоминаю беседу с тогдашним заместителем на чальника тралового флота, ныне начальником ВРИО «Аз- черрыба» Владимиром Ва сильевичем Ревнивцевым. Этот неторопливый, внима тельный человек с огромным опытом моряка, не без гор дости говоря о рыбацкой профессии, неизменно под черкивал особенность флот ской среды для активного становления личности. — Об этом известно не только нам, — говорил В. В. Ревнивцев. — Несколько лет назад один мой знакомый и попросил меня устроить своего сына на флот в на дежде на то, что здесь ему помогут определиться в жи- ./ эни, найти себя. Не буду го ворить об удачах и промахах молодого моряка, но чело веком он стал. Сейчас уже ходит старпомом. Владимир Васильевич за молчал, прищурил глаза и, пристально посмотрев на ме ня, продолжал: — Я надеюсь, ты не дум а ешь, что там, где воспитаг тельный процесс проходит активно, коллектив создается сам по себе? Велика тут роль Вашего брата, политработника. Говорят, что воспитатель ную работу нельзя измерить. Она не знает шаблона и тре бует не только выдержки, терпения, но и умения, гиб кости и целеустремленности. Ведь судьба любого моряка — это целая книга, которую . надо читать внимательно и бережно. Тем более что среди мно гообразия форм воспитатель ной работы, пожалуй, самая эффективная — индивидуаль ная. Вот один пример из прак тики моей работы. Сразу ска жу, фамилии изменены. ... Николай Никифоров боц маном шел в рейс впервые. Забот прибавилось, но он не понимал всей ответственно сти, которая возлагалась на него. «Известное дело, — ду мал он, — заращивай концы, смотри за палубными меха низмами, якорным хозяйст вом, — и все тут». Не раз он уже от старшего помощника капитана Павла Буряка заслу живал доброе слово. И вдруг этот работящий и поклади стый боцман вызвал такое недовольство моряков, хоть списывай его с траулера. Оказалось, что по складу характера Николай был до вольно грубым, самодоволь ным человеком и под обо лочкой его показной за стенчивости и улыбчивости скрывалась хамская невоспи танность. От меня боцман уже имел несколько замеча ний за грубость и нетактич ное поведение в салоне. -«Де ло подходило к наказанию Никифорова. Он понял меня и «среагировал» по-своему: стал обходить мою каюту и заручился поддержкой стар пома. Трудно сказать, почему старпом позерил Николаю, но тот факт, что боцман нашел «надежного» покровителя, был налицо. Никифоров же рассуждал так: старпом и помполит из-за него не пой дут на обострение отно шении, и все, как говорится, будет в норме. Однако случай не заставил себя ждать. При очередной замене спецодежды боцман остался верен своим привыч- кам. Некоторым морякам он выдал робу размера на два больше и гулливеровские са поги. На просьбу моряков заменить их Никифоров от ветил грубостью, и этоп£ бы ло достаточно для конфликта, уладить который было не просто. Боцман написал ра порт: дескать, во время исполнения служебных обязанностей он был оскорблен. Характерно, что старпом встал на защиту Никифорова и потребовал наказать сразу трех моряков. Можно было обсужде ние конфликтного воп роса вынести на судо вой комитет, можно было и согласиться с доводами старпома, но справедливость требо вала иного подхода. Случившееся с боцма ном позволило заост рить внимание на его поведе нии, повести разговор об ин дивидуальной воспитательной работе командиров. На этот раз я не поддер жал старпома Павла Буряку. Воспитательная работа на судне его мало интересова ла, а об индивидуальной он и слушать не хотел. Давал себя знать ' старый подход к делу, когда коман диры стремились всю воспи тательную работу взвалить на плечи первого помощника капитана. Чего греха таить, были и капитаны, которые придерживались такой точки зрения. Мое дело, мол, рыба, а ты занимайся людьми. В принципе в основе их рабо ты с моряками лежало голое администрирование. Как вы разился П. Буряк, «важно, чтобы в голосе звучал ме талл...» Старший помощник капита на дорожил своей должно стью. Не отнять было у него желания утвердиться в кол лективе, завоевать авторитет, но он начинал не с того, что создает командиру уважение с непреклонным выполнением его распоряжений. Я добивался одного: лично го участия старпома в инди видуальной воспитательной работе. На судне у нас почти каждый третий — командир, и если все они не станут считать своим первейшим долгом активное воспитание подчиненных, то мне, полит работнику, это чести не сде лает. Позже было у нас и партийное собрание, где мы заслушали П. Буряка, и не раз еще я возвращался к разго вору об участии командиров в воспитательном процессе. И человек понял. Понял глав ное, что не только и, может быть, не столько нужно ра ботать с механизмами, сколько с живыми людьми. Случай с боцманом Ники форовым не требовал боль ших усилий воспитательной работы. Первому помощнику капи тана в своей организационной работе надо быть наблюда тельным человеком, постоян но находиться в гуще жизни, шире общаться с моряками. Только личные наблюдения позволяют хорошо изучить индивидуальные особенности людей, их взгляды и привыч ки, характеры и настроения, знать все те трудности, с ко торыми приходится встре чаться экипажу. Л. ЦЫГАНКОВ, первый по мощник капитана тралового флота. Судно надолго покидает родной берег, и моряками особенно остро ощущается нехватка живой, оперативной и глубокой информации по актуальным вопросам совре менности. Если дома мы при выкли к радио, телевидению, которыми можно пользовать ся в любое время, к газетам, которые мы читаем регулярно и своевременно, наконец, к более широкому общению с различными интересными людьми, то в условиях дли тельной оторванности от бе рега приходится рассчитывать в основном на собственные силы. Не случайно роль уст ной политической агитации несравненно возрастает. Судовая партийная органи зация в самом начале рейса создала группу политинфор маторов из пяти человек, ко торую возглавил главный ме ханик Анатолий Иванович По ляков. Сразу же были наме чены четыре основные на правления: внутриполитиче ская жизнь страны, экономи ческая политика партии, про блемы культуры и коммуни стической нравственности, международное положение. Каждый член группы специ ализируется на изучении и пропаганде одного из направ лений. Такая дифференциация позволяет каждому политин форматору не только посто янно накапливать знания по своей тематике, но и систе матизировать накопленный материал. С 15— 20-минутной политинформацией регуляр но — дважды в месяц — пе ред моряками выступает ка ждый член группы. Сам А. И. Поляков прово дит беседы по вопросам эко номического развития стра ны. И не случайно. Круг слу жебных обязанностей застав ляет его постоянно находиться в гуще производственных дел экипажа. По мнению Поляко ва, вся суть состоит $ том, чтобы суметь на конкретных примерах истолковать основы экономической стратегии партии, постепенно «зазем лить» для слушателей гло бальные проблемы в масшта бах страны, трансформируя их в повседневные дела экипа жа. Тогда в душу моряка за падает главное: сознание соб ственной значимости в огром ном производственном меха низме. Как-то обсуждал Анатолий Иванович с моряками второй раздел Отчетного доклада ХХѴ і съезду КПСС «Экономи ческая политика партии в пе риод развитого социализма». Раскрывая содержание, он вначале выделил главное в разделе, а затем сравнил достижения нашей страны в прошлые годы и в настоящее время, аргументируя цифрами и фактами. Собеседні- кам сра зу же четко представляется перспектива экономического развития на ближайшие годы. Для наглядности он изготовил несложные картонные план шеты с диаграммами роста производства в различных от раслях экономики, роста на ционального дохода и т. д. В заключение слушатели сами делали выводы из приведен ного материала. Последнее особенно важно, когда не разжевываешь лю- Короткая пол итинформа - ция в начале трудового дня — обычное дело в комео- мольско-молодежной брига де портовиков, которую воз главляет коммунист Ге>іна- дий Кофанов. На этот рал ребята обеудили н екоторые вопроси международного положения , Зачастую споры и дискуссии по актуальным вопросам современности продолжаются ѵ после рабо чей смены. Сам бригадир имеет солидный опыт по литинформатора. Не слу чайно его выступления глу боки по содержанию и на сыщены богатой и интерес ной информацией. На снимке (слева напра во): Сергей Ягодинец. Лео нид Баранов, Геннадий Ко - фанов, Борис Рябков. Фото С, МЕХРЕНЬГИНЛ. дям все подряд, а они сами начинают осмысливать приве денные факты, думают, спо рят, высказывают свои мысли, мнения. Одно из своих вы ступлений А. И. Поляков по святил перспективам разви тия Северного бассейна, при этом так сумел повернуть разговор, что все сами при шли к выводу о необходимо сти повышения своей профес сиональной квалификации, об организации техучебы на суд не. Все это было бы менее эф фективным, если бы политин форматор не вел постоянный учет общественного мнения в экипаже. В отдельную тетрадь Анатолий Иванович, а теперь и другие политинформаторы, заносит и систематизирует «трудные» вопросы слушате лей, работает над ними, ищег дополнительную литератур/, консультируется с другими специалистами. Затем в одной из бесед, не акцентируя на этом внимания, спокойно, со своей точки зрения, раскры вает сущность и свое пони мание того или иного вопро са. Казалось бы, все это очень просто и не требует особых усилий. Тот заблуждается, кто так считает. Только одно му Полякову ведомо, сколь ко времени и труда необхо димо затратить, чтобы подго товиться к очередной полит информации. Сейчас уже мо ряку недостаточно изложения прописных истин, так ска зать, в «вольном стиле». Ав торитет же политинформато ра, его значимость на судне зависят от его знаний, ком петенции и, если хотите, от человечности. Ведь разговор нужно суметь построить так, чтобы аудитория не чувство вала «интеллектуального на силия» со стороны политин форматора, нужно г сделать все, чтобы разбудить ^творче скую мысль каждого моряка независимо от должности и ранга. А это приходит не сра зу. А. ПОДСКРЕБКИН, первый помощник капитана ТР «Северный ветер» управ ления «Севрьібхолодфлот». августа 1981 г.= Заглядывая в завтра С целью подведения итогов в системе поли тической и экономической учебы собрались коммунисты управления «Севрыбсбыт» на от крытое партийное собрание, где с обстоятель ным докладом выступил заместитель секретаря парторганизации С. Г. Голубин. Он подверг критическому анализу работу ряда пропаган дистов. — Примером в организации партийной уче бы, — сказал докладчі^к, — может служить д е ятельность коммуниста начальника отдела тру да и заработной платы Э. А. Розамыльского. Обстоятельно и доходчиво, со знанием дела проводит он занятия, о чем свидетельствуют регулярная посещаемость семинаров, высокая теоретическая подготовка слушателей, ведение ими конспектов. Надо сказать, что в кружках и семинарах пропагандистов А . М. Носовой, Т. Кузьминой, Л. П. Стражковой занятия проходят не менее интересно, однако в работе есть и серьезные упущения. До января не провела ни одного занятия с рабочими Э. В. Тахмазян на холо дильнике № 3 оптовой базы, за что была осво бождена от пропагандистской деятельности и получила строгое партийное взыскание. Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем со вершенствовании паріийной учебы в свете р е шений X X V I съезда КПСС» настраивает партий ные организации на пересмотр своего отноше ния к организации партийной учебы. Важно в следующем учебном году подобрать ^оистине опытных и знающих пропагандистов, любящих свою работу, что, несомненно, исключит воз можность формального проведения занятий. Об этом необходимо думать уже сегодня. Наш корр «РЫБНЫЙ МУРМАН» ~ - = = • 3 стр. ЕСЛИ ТЫ КОМАНДИР, СТАНЬ ВОСПИТАТЕЛЕМ Чем живешь, помполит?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz