Рыбный Мурман. 1981 г. Август.

Друзья по соревнованию Впереди — рыбаки Эстонии С момента подписания очередного договора о социалисти­ ческом соревновании между тремя дружественными коллек­ тивами — объединений «Мурманрыбпром», «Эстрыбпром» и «Ленрыбпром» — прошло семь месяцев. По итогам работы снова впереди рыбаки Эстонии. Несмотря на сложную промыс­ ловую обстановку, эстонские рыбаки принятые соцобязательства выполнили по всем основным показателям, кроме производ­ ства пищевой продукции. Ненамного отстают от передовиков и ленинградцы. А вот труженики объединения «Мурманрыб­ пром» снова позади. За семь месяцев года не завершена про­ грамма по товарной продукции (94,2 процента), по стоимости и производству пищевой продукции (соответственно 89,6 и 95,7 процента), по вылову (97,1 процента). И только по трем показателям — выпуску консервов (101,5 процента), производ­ ству филе (230 процентов), выработке рыбмуки наши земляки показали высокий класс работы. В социалистических обязательствах трех коллективов есть еще два важных пункта — экономия топлива и повышение квалификации моряков. И вот здесь мурманчане значительно опередили своих соперников. Стро и те л ь с тв о ДМО - под контр оле м « Рыб н о г о Му р ма н а » НУ Ж Н Ы Р И Г Е Л И это інешняя, Стройке сегодня радует глаз порядком. Но хотя и весьма немаловажная сторона дела. Неплохо идут дела у строителей СМУ-1. Есть надежда на перевыполнение плана августа. Сейчас закончен котлован под пищеблок. В этом месяце завершится строительство фундамен­ та под кинозал. Продолжается монтаж каркаса жилого здания. Но... К сожалению, комбинат «Стройконструкция» треста “ Мурманскжилстрой» (директор В. П. Архипов) срывает им же самим согласованный план-график поставки ригелей (ж елезо­ бетонных конструкций): за половину августа из двадцати вось­ ми заказанных ригелей стройка получила всего четыре. А за­ казаны эти необходимые конструкции... в апреле. Ясно, что отсутствие ригелей очень сказывается на темпах строи­ тельства жилого здания: не завершив возведения одного этажа, не перейти к следующему. Видимо, руководство комбината недооценивает важности строительства Дома междурейсового отдыха моряков. И. БЕРЕЗЮК. ВРПО по кадрам В. Я. Хай- реч и заместитель началь­ ника управления матери­ ально . технического снаб­ жения А. М. Шинкус. Они — «па острие атаки». ..А возвращались все к обеду разгоряченные, не­ много усталые, но непре­ менно с шуткой; настро­ ение было приподнятым. Всего работники фло­ тов и береговых предприя­ тий ВРПО «Севрыба» заго­ товили к 20 августа для сов­ хоза «Тулома» 387,4 тоины сена. Зелёная жатва-81 Моряк вразвалочку сошёл. . . на поле D ПРОШЕДШИЕ еыход- ные дни состоялся массовый выезд работников флотов, береговых подраз­ делений ВРПО «Севрыба» на пиля подшефных совхо­ зов и колхозов области — помочь в заготовке кормов для скота. ...Рассекая утреннюю дымку, наш автобус вместе с другими направляется к угодьям ордена Трудового Красного Знамени совхоза < Тулома". Останавливаемся на обочине шоссе. II пока выясняются некоторые ор­ ганизационные вопросы, за­ ядлые грибники успевают '■прочесать:> близлежащие заросли кустарника и уже делятся радостью свои.г на­ ходок. ІІо вот распределены уча­ стки. разобран инструмент, и работа закипела. Поначалу неловко, но с каждым взмахом все увереннее ору­ дуют косами, выстроившись по диагонали и не отставая друг от друга, работники управления «Мурманрыб­ пром;). Неподалеку от них друж­ но , с задором трудятся на уборке сена служащие от­ делов и служб ВРПО «Сев- рыба-. Здесь ритм задают заместитель начальника На снимке: матрос объе­ динения «Мурманрыбпром» А. В. Брицын готовится и началу жатвы. Фото С. ПОМОРЦЕВА. Г РУСТНО это признавать, но приходит- ’ ся еще раз повторить — итогами р а ­ боты за полугодие труженики Северного бассейна не блещут. Немало тому причин: и к апри зн ая промысловая обстановка в отдельных районах, и сложные гидро- и метеоусловия... Но, открывая очередной семинар по безопасности мореплавания в Северном бассейне, н ачальник отдела мо- реф іавани я, связи и ЭРН объединения «Севрыба» Г. В. Тишков сказал: «Не толь­ ко объективные причины мешают хорошо работать. Ч етыре тысячи тонн рыбы недо- ловлсно из-за аварий, аварийных происше­ ствий, из-за неподготовленности судов и отдельных экипажей к работе в море...» К сожалению, мало чем отличался этот семинар от апрельского, предыдущего. Н а­ зываются преимущественно те же аварий ­ ные случаи, происшедшие на этот раз на иных судах и по вине иных судоводителей. Но в основе всех этих случаев лежи т од­ но — «авось»: авось пронесет, авось обой­ дется ... Известно: контрольную карточку на от­ ход морской инспектор вправе подписать, только полностью убедившись в умении, возможности экипажа, например, восполь­ зоваться спасательными средствами. Был ли уверен морской инспектор тов. Чувиля- ев в том, что экипаж РТ «Дубоссары» Мурманского тралового флота в случае н а ­ добности может воспользоваться ш лю п к а­ ми? Очевидно, да. Иначе не дал бы «доб­ ро» на отход. Но работники портнадзора этой уверенности не разделили: оказалось, что обе шлюпки невозможно спустить на воду. Еще один яркий пример. 17 апреля порт- надзором на ПСТ «Климовск» того же ф л о ­ та была обнаружена пробоина в корпусе судна. А «Климовск» был уже «готов» к работе в море. И если обобщить случаи некачественной подготовки судов, то н астораживающая по­ лучается цифра: на совести тралового ф л о ­ та таковых 30 за полугодие: дважды н а­ прасно вы зы вали инспектора Регистра СССР в управлении «Севрыбхолодфлот», здесь Же пять судов подвергались освиде­ тельствованию по два раза... И с моря поступает тревожная инфор­ мация: на ПНР «Сказочник Андерсен» и «Грумант» Мурманского тралового флота нет погружных насосов; на ППР «Магнит», «Морозовск», «Эльбрус» того ж е флота и БМРТ «Шереметьево» объединения «Мур­ манрыбпром» нет электродов. кислорода, ацетилена. Б ез определения девиации и радиодеви­ ации ходят БМРТ «Диксон». «Анатолий Бредов», «Лунник», «Куприн» тралового флота... Но не только о технических недостатках сообщают флагманские специалисты. Во многих радиограммах сквозит тревога — ни­ зок уровень подготовки экипажей к дейст­ виям по борьбе за живучесть. О чем это говорит? О том, что ни на рейде, ни в рейсе учебные тревоги не проигрывались должным образом Но в записях журналов проведения тревог — полный порядок. Оче­ видно, они удовлетворяют морских инспек­ торов, хотя в фиктивности записей легко убедиться, — достаточно сличить их с су­ довым журналом. Приоритет в ф и к ц и я х подобного рода принадлежит экип ажу МИ-1415 Мур­ манского рыбакколхозсоюза. Здесь, как свидетельствует запись в журнале, заводку учебного пласты ря «провели» во время траления. Случись на самом деле пробоина, капи­ тан радировал бы, наверное, так: «Поги­ баю, но рыбу ловлю!» В авиаистребительном лексиконе бы­ тует такое выражение — «воздушное хулиганство». Очевидно, пора ввести в морской лексикон выражение «хули­ ганство морское». Иначе не назовешь дей­ ствия экип ажа БМ Р т «Кильдин» Архан­ гельского тралового флота (капитан тов. Пономарев). Несмотря на предупреждение, это судно прошло рядом с бортом БМРТ- 446, в такой близости, что раздавило катер, ошвартойанный у борта последнего. Капитан Пономарев получил выговор, хотя, очевидно, заслуживал более строгого наказания. За безопасность мореплавания КОЛОКОЛ ФРЕГАТА НАПОМИНАЕТ... Заметки с семинара-совещания в Северном бассейне К ак это ни покажется странным, но, со­ гласно данным ЦПКТБ, 32,2 процента слу­ чаев аварийного х арактера приходится на акваторию Мурманского рыбного порта. Основная причина — теснота. Суда зач а­ стую стоят в несколько корпусов. «Но и в этих условиях можно и нужно работать без аварий, — сказал в своем выступлении капитан буксира «Ведущий» портофлота рыбного порта Н. Н. Пчельни­ ков _ Для этого желательно выполнить целый ряд мероприятий: у причала неф ­ тебазы по обеим сторонам необхо­ димо поставить шесть вех, ограждающих , малые глубины, установить южный буй и.-J две восточные вехи, ограждающие места постановки судов на якоря в районе Дро­ вяного». Опытом работы судоводителей по без­ аварийной обработке промысловых судов поделился на семинаре капитан-директор плавбазы «Сергей Василисин» А. В. К р а­ савин; о практике безаварийного вождения на осенне-весенней мойвенной путине рас­ сказывал капитан-директор БМРТ «Сера­ фимович» А. Е. Судариков. Несомненно, присутствующие на семина­ ре капитаны, первые помощники, штурма­ ны обогатились как горьким опытом своих коллег (он тоже учит), так и опытом пере­ довых экип ажей судов. Что бы хотелось пожелать организаторам семинара по безопасности мореплавания в Северном бассейне? Сделать эти семинары более наглядными, подкреплять выступле­ ния его участников фотографиями, фикси­ рующими те или иные аварийные ситуации (место пожара на судне, результаты столк­ новений судов, навалов и т. д.). проециро­ вать эти фотографии на экран. Думается, это будет способствовать более объемному восприятию трагедийных ситуаций на су­ дах, * * » В ОДНОМ из залов штаб-квартиры ста­ ринного морского страхового общест­ ва Ллойда висит колокол, снятый с зато­ нувшего в устье Сены фрегата «Лютин». Согласно традиции, этот колокол звонит только тогда, когда на море случилась оеда... Ю. КРІШИН. • Ликвидировать отставаниеI Ш а г вперед, два Ц Е М порадовала ■ неделя наш и м и нув ш а я про м ы сл о ­ вые ф лоты? П олучается, н и ­ чем. П ром ы словой о б ста н о вки на добы че п у т а с с у в Н ор ве ж ­ ском море к а к не было, та к и нет. Суда с с у то ч н ы м зада­ нием не с п р а в л ял и сь всю не ­ делю . И о бъед инение « М у р ­ м анры б пром », наибольш ее ко. ли чество суд ов ко то р о го н а х о ­ д и л ось в Н ор ве ж ском море, ув ел ич ил о свой д о лг по вы ло­ ву перед го суд ар ств о м до 143 т ы с я ч ц е нтнеров. В п л о тн ую подош ел к до лго вой отм етке 200 ты с я ч центнеров* тр ал о вы й флот. Словом, п у т и н а п у т а с с у за­ ка нч и ва е тся т а к ж е неудачно, к а к и началась. П ро гн о зы п р о ­ м ы сл о в ы х развед чиков не о п ­ равдались п о л н о сть ю . Н ор в е ж ­ ское море п р а к т и ч е с к и не ра­ ботает. Л ьвин а я доля уловов ф лотов по-п р е ж не м у п р и х о д и тс я на дальние р а й о н ы д о бы чи и Ба­ ренцево море. В д а л ь н и х про м р ай о н а х п р о м ы с л о в и к и и тралф лота, и *.«М ур м а н р ы б- пром а» ста б и л ь н о б е р ут с у ­ то ч н ы е норм ы вы лова. И ес­ ли тр ал о во м у ф ло ту хо рош и е уло вы д а л ь н и х р ай онов даю т весьма з н а ч и те л ь н у ю часть общ еф лотской д обы чи (в ч е ты ­ рех р ай он а х работает д овол ь­ но м но го п р о м ы сл о в ы х судов тралф лота), то для «М урм а н - ры бпром а» хо р о ш а я ры балка у д а л ь н и х берегов — л и ш ь неб о л ьш о й ла ко м ы й к у с о к от об щ е го количества р ы б ы (в д а л ь н и х п р о м р ай о н а х судов это го ф лота р ы б а ч и т мало). О чень р а д у ю т вести с Ба­ ренцева м оря. И на о к у н е , и на тр е ске м но гие э к и п а ж и п е р е в ы п о л н я ю т с у т о ч н ы е зада­ ния по п ро изв о д ству пищ е вой п р о д у к ц и и . Благо, есть из чего ее вы работать. 19 а в густа , к п р и м е р у , э к и п а ж БМРТ «Д у­ шанбе» поднял на б о рт 30 т о н н о к у н я , ком анда БМРТ «Н овико в-П р иб ой» — 25 то нн . М о р я к и РТ «В илково» и «М а­ хачкала» — с о отв е тстве н н о 16 и 14 то н н . Х о р ош о срабо­ та л и на д о н н ы х р ы б а х и ос- - назад... та л ь н ы е тр алф ло то вски е суда. И то ги это го дня и подводить- то бы ло п р и я тн о : есть с у т о ч ­ ная норм а вы лова по ф лоту! Е сть ш а г вперед! И это го в о ­ р и т не то л ь к о о хо р о ш е й р ы ­ балке. Это — свид етел ьство м астерства и м уж ества тр ал , ф лотовцев, ведь на пром ы сле сейчас не хв ата е т о д и н н а д ц а ­ ти суд о в ф лота. Снова — п р о ­ сто и в рем онте. И снова СРЗ-1. Конечно, п ози ц и я су д о р е м о н т­ н и к о в вы зы ва е т о ткровенное негод ование, но нельзя с о гл а ­ си ть с я и с п р и м и р е н ч е ски м о тнош е н ие м к проблем е р у к о ­ водства тр ал о во го флота. Кон­ с т а ти р о в а ть ф акт з а д ер ж ки — про сто . Но р ы б ы в а ктиве ф ло­ та от это го не п ри б а в ится . Вот и получается, что на к а ж д ы й ш а г вперед п р и х о д и тс я два ш а га назад: на п о з а п р ош л о й неделе тр алф ло ту не хв ата л о ш е стн ад ц а ти судов, на м и н у в ­ ш е й неделе — п я ти . И вот снова — о д ин на д ц а ть. Безус­ ловно, то л ь ко п ло хо й р е м о н т­ н о й базой э то т в о п и ю щ и й ф а к т о б ъ я с н и ть нельзя. К ак мы у ж е писали, н ач а ­ ла сь п у т и н а м ойвенная. И сей­ час к р у п н о т о н н а ж н ы е суда тралф лота и «М урм а н ры б п р о- ма» п е р е д и сл о ц и р ую тся в Ба­ ренцево море, куд а уж е пере­ б р ал ись плавбазы уп ра вле н ия «С евры бхолодф лот». Задол­ ж е н н о с т ь это го колл екти ва пе­ ред го суд ар ств о м по п ро и з­ вод ств у п ищ е в ой п р о д у к ц и и ещ е велика — 1680 то н н с на ­ чала года, хо тя по кварталу т р у ж е н и к и «Севрыбхолодф ло- та» и д у т со зн ач и тел ьны м о п е р е ж ен ие м плана, имея в своем а к ти в е 3585 то нн ры б о­ п р о д у к ц и и . К чести севры бхо- лодф лотовцев будет сказано, перед исл окац ия плавбаз была проведена очен ь оперативно. По кр ай не й мере, зн ачи тел ьно оперативнее, чем перестановка п ро м ы с л о в ы х суд ов тралф лота и «М урм а н ры б п р ом а ». Если то го ж е 19 а вгуста на м ойв у под ош л и хо ть четы ре к р у п н о т о н н а ж н ы х тралф ло- т о в с к и х суд н а, то м урм анры б- п ро м о вц ы пред ставлены там п ока л и ш ь од ни м БМРТ, не с ч и та я ко ш е л ь ко ви сто в , обос­ н о в а в ш и х с я там еще с п р о м ы ­ сла тр е ски . А н е о п е р а ти в н о сть перед ис­ л о к а ц и и — это ещ е один ш аг назад, ш а г к ув е л и ч е н и ю за­ д о л ж е н н о сти флотов. Наш корр. • 2 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 21 августа 1981 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz