Рыбный Мурман. 1981 г. Август.
ПЕЛЕНГ I «Все было... И в теплушках мерзли, и голодали, и не спали сутками, и наган носили в кармане, но когда я I посмотрю, что вы (!) здесь творите, — шапку снять I хочется». Михаил РЫМЖА , секретарь Мурманского губкома комсомола 1926 года. Е С Л И Т Е Б Е КОМСОМОЛЕЦ ИМЯ Василий КОСТЮКЕВИЧ, первый секретарь Мурманского обкома ВЛКСМ Вдѵмайтесь в эту цифру: 25 тысяч комсомольцев. Н ай дется ли еще в какой-ниоудь отрасли Мурмана т ак ая ог ромная сила?! Выступая на недавнем семинаре комсомоль ских секретарей Министерства рыбного хозяйства СССР, проходившем в Мурманске, я рассказывал о будничных, казалось бы, делах рыбацкой молодежи. Посмотрите сами, из чего складываются ваши будни: труд в любую погоду и на всей акватории Мирового океана. освоение новых районов промысла, разгрузка и обработка судов днем и ночыо, причем до победного конца, когда не в счет время и отдых. И все это в условиях заполярного края. И пусть кто-то скажет, дескать, все так работают, отвечу: далеко не все и не всегда. Могу добавить: не к а ж дому это по плечу, есть парни посильнее, понадежнее, но есть и такие, которых нужно и можно «поднять», помочь стать в общий строй и по-мужски закалить. Это к ак раз то, что мы называем воспитательной работой, и никто не сможет так четко и разумно претворить в жизн ь весь этот комплекс, к ак комитеты ВЛКСМ на ф лотах и на береговых предприятиях, комсомольские организации на судах и в бригадах. Разумеется, у нас в обкоме комсомола есть перспектив ный план, согласованный с ВРПО «Севрыба», профсоюза ми и т. д., знаете вы и о «комсомольских приказах» не посредственно на судах. Вся суть лишь в том, чтобы предполагаемая координация всех хозяйственных служб и общественных органов не потеряла своего изначального предназначения. И здесь все зависит от вас, активисты. Более 8 лет работает в рыбном порту комсомольско- молодежная бригада № 7. Уж е несколько десятков молодых портовиков получили в ней рабочую закалку. И хотя м е нялись люди, менялись бригадиры и комсорги, но неизмен ным оставалось главное — лицо бригады, ее дух. Залож ен ные традиции жили и живут по сей день. Руководит брига дой сейчас Юрий Зарецкий, и, надо сказать, умело, толково. Не случайно бригада не раз награждалась и побеждала в соцсоревновании. Часто слышишь разговоры, особенно во флотских ком сомольских организациях, что, мол, внутрисудовое сорев нование — сплошная фикция, формализм и незачем им заниматься всерьез. Собственно, разубеждать носителей по добного мнения —г- дело почти безнадежное... Скажу лишь, что не соревнование само по себе фикция, а люди, которые его таким образом «организовали», попросту лентяи или прожектеры. Нам не нужен отчет о якобы организованном соревновании (пусть лучше его вообще не будет — зачем зря голову морочить?), по крайней мере, так честнее. Но я могу назвать десятки судов, где это дело поставлено на совесть, и в соревновании вахт, служб чаще всего основа не столько материальный стимул, сколько моральный. Здесь не смиряются с участью неудачников, неумех, даже если об этом никто не узнает на берегу... Я имею в виду экипажи БАТ «Петр Сгибнев», ТР «Вильгельм Пик», БАТ «Генерал Радзиевский», БМРТ «Петрозаводск», ПСТ «Клинцы». И все ж е хочу обратить внимание на то, что в некоторых экипажах, да и бригадах, формализм если не процветает, то ростки уж е пустил. Случается, что члены комитетов ВЛКСМ, не выходя из кабинета, на основе непроверенных бумажек подводят итоги соревнования, а то и вовсе их не подводят. Отсюда все и начинается: зачем ж е копья л о : мать, организовывать что-то, и все это для того, чтобы вы нести необъективное решение? Комплекс воспитательной работы включает в себя суть и смысл социалистического соревнования, особенно важно его проведение среди моряков загранплавания. В отрыве от берега меняется сама специфика комсомольской работы. Н ехватка нужной информации усложняет деятельность ак тива, приходится рассчитывать только на собственные си лы. Выборочный опрос флотской молодежи показал, что 51 процент опрошенных черпает информацию о событиях в нашей стране и за рубежом с различной степенью регу лярности из передач иностранных радиостанций, 39 про центов — из иностранных газет и журналов. Но главное не в этом: некоторые принимают ловко завуалированные ф ал ьшивки за чистую монету. Некомпетентность в вопро сах экономики и политики плюс лихо преподнесенная бол товня империалистических средств массовой информации, причем весьма хитроумно, зачастую с вполне съедобным музыкальным гарниром, заставляют того или иного юнца делать «далеко идущие» выводы, т. е. иногда случается именно то, что и нужно западным манипуляторам общест венного мнения Здесь важно та к организовать работу в к р уж к а х и семинарах комсомольской учебы, чтобы зан яти я проходили живо, дискуссионно,' чтобы люди учились в пер вую очередь думать и анализировать, критически осмысли вать происходящие вокруг события. Опора в данном случае — коммунисты, которые всегда смогут прийти на помощь. В одной корреспонденции трудно охватить все вопросы воспитательного характера, да это и не нужно. Я надеюсь, что на странице «Пеленг» выступят активисты и рядовые комсомольцы и расскажут о делах в своих экип ажах, брига дах. Ведь такое широкое общение, возможное только благо даря газете, не только учит нас ж и т ь и работать, но и обо гащает нравственно. МОЛОДЕЖНАЯ СТРАНИЦА • Выпуск № 1 Эта страница посвящается тебе, комсомолец! Областной комитет ВЛКСМ и редколлегия еженедельника «Рыбный Мурман» надеются, что здесь ты сможешь почерпнуть много нового для себя, узнать о том, как работают и чем живут твои товарищи: моряки, портовики, судоремонтники — те, кто работает в сфере Мурманского рыбопромышленного комплекса. Нам интересно будет узнать, как строится комсомольская работа у вас на судне или в бригаде, что мешает этой работе и почему. Страница «Пеленг» будет выходить ежемесячно, и от тебя зависят ее тематика, содержание и острота полемики. К разговору на этой стра нице мы приглашаем и несоюзную молодежь. • В КОМСОМОЛЬСКО-МОЛОДЕЖНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ Л В НАГРАДУ-РАВНОДУШИЕ ПЛАНЕ СТОЯЛО: матери- и ал о комсомольско • мо лодежном экипаже управления «Севрыбпромразведка». — Позавчера только подо шел ПСТ «Клинцы», как раз то, что вам нужно, — Комсо мольске - молодежный, — от ветили мне в комитете ВЛКСМ. «Клинцы» сверкали белизной свежевыкрашенного корпуса, чистотой палубы. — Судно-то у нас моло дое, — приветливо встретил меня старший помощник ка питана Н. Б. Кусов, — стыдно нам его «в черном теле» дер жать. Вот в этом рейсе все — от киля до клотика — покра сили. Часть — на Комсомоль ске - молодежном субботнике. А иногда объявишь по ра дио: у кого есть желание — можете поработать. Так все свободные от вахты на палу бу высыпают: работать в мо лодежном экипаже — одно удовольствие! — Расскажите о команде, о рейсе, работе, — попросила я ребят, собравшихся в каюте. Потихоньку, поначалу редко, словно нехотя бросая слова, а потом зажигаясь, будто снова проживая день за днем про шедший рейс, ребята начали рассказ. 'З А Д А Н И Е БЫЛО вполне обычным —- перспектив ная разведка районов, где рыба раньше не добывалась. Траулер шел у самой кромки . льдов. В густом тумане без молвно кружили айсберги, а когда туман на редкие часы рассеивался, вся команда вы сыпала на палубу — поглазеть на белых медведей. Один из них часов восемь плыл впере ди траулера, не обращая на него никакого внимания. — Очень сложной была об становка, •— рассказывает ин женер научной группы лабо ратории Баренцева моря уп равления В. Б. Червонцев, — туман, льды. Но исследования не прекращались ни на мину ту. Мастерство штурманского состава вышо всяких похвал, особенно — старшего помощ ника капитана Н. Б. Кусова и третьего штурмана Дмитрия Коваленко. «Нет тут рыбы. По выжить ей в .этих льдах». — упер ок но, как бывалые разведчики, рассуждали молодые моряки. Но поиск есть поиск. Поэтому трал за борт спускали часто, как и положено. Вроде бы. что • там за работа — поставить и*- выбрать трал, да с ваернымн лебедками на всех ПСТ — бе да. И «Клинцы» ничем не луч- " чіе. То и дело от сильной, вибрации нарушался контакт в цепи управления. Но судо вые механики лебедке <ііро • хлаждаться» не давали.. В, строгости держал механизмы четвертый механик Виталий Евсюков. Программу перспективной" разведки экипаж закончил до срочно. И сразу пошел в рай он промысла, на разведку опе ративную. «Макнули» трал раз, другой — по шесть-семь тонн трески в мешке. Хорошо! Вызвали группу судов. Потом обнаружили еще один добрый косяк — обеспечили сырьем новую группу промысловиков. Разведка была настолько ка чественной, что суда всех ти пов — и РТ, и БМРТ — чер пали рыбу одинаково богато. А ведь довольно часто быва ет так, что у разведчиков — ПСТ — полный трал, а у БМРТ — след в след — пу стой... Экипаж «Клинцов» ни кого не обидел. Да и сам со лидные уловы взял ■— план по производству пищевой продукции выполнили на 148 процентов. Это была работа. Буднич ная, привычная. Ученые-поис ковики искали, а команда обе спечивала бесперебойную ра боту судил. Непростое это де ло — бесперебойная работа. Но когда экипаж — одна семья, когда друг другу — помощ ники во всем, тогда все по лучается само собой. 1 f ОЛЛЕКТИВ «Клинцов» сло- * * жился еще с новостроя. А многие моряки пришли на «Клинцы» позже, но отлич но зная, куда идут. Напри мер, второй механик Вла димир Федин с радостью по шел сюда, как только узнал, что старшим механиком здесь Иван Соболев. — Работали вместе раньше, — рассказывает Володя, —- специалист он отменный, и как человек — поискать таких. Он у нас моряцкий депутат О к тябрьского райсовета, пред седатель судкома. С удовольствием говорили моряки о своих товарищах. Узнала я о замечательном пар не, матросе первого класса Сергее Уфимцеве, который воз главил отстающую вахту, где были одни новички. Сам не многим старше их, учил ребят рыбацким навыкам, азам мор ской жизни. И в позапрошлом рейсе, напряженном и слож ном, вахта Уфимцева, уже дружный, подтянутый коллек тив, сравнялась со второй, опытной вахтой. С тех пор не уступает ей ни в чем. Заочно познакомили меня с двумя Василиями — началь ником радиостанции С кребко вым и мотористом Козловым, матросом Сергеем Григорье вым, заводилами всей .. по- слевахтенной жизни. Честные, исполнительные на рабочих местах, после вахты выпуска ли они стенные и фотогазеты, листки «Комсомольского про жектора». Еще об одном человеке с осо бой теплотой говорили комсо мольцы — обаятельном. •доб ром. веселом - Владимире Фе- • дине, душе коллектива, секре таре парторганизации ' суДна.. Этот рейс экипаж ■'«•Клинтон», работал без первого помощ ника, и все дела и :;аботы ко миссара легли на Володины плечи. Партийные и комсо мольские. собрания, веселые, во- чера отдыха, субботники, стен-, кая печать - да мало ли за бот у пом^олита! Л ведь Во лодя все это делал в свобод-, ijoe .*от вахт время. А перед Днем . рыбака выкроил полча са и прочел интереснейшую - лекцию о развитии рыбного хозяйства страды. Слушала я ребят и думала: приятно все же побывать в коллективе, где с такой доброй теплотой говорят друг о друге... Уже прощаясь, поинтересова лась, давно ли экипажу при своено звание комсомольско- молодежного. — А мы не комсомольско- молодежный, мы — обычный, — ответили ребята. Потом огорченно добавили: — Перед рейсом сказали, что комитет ВЛКСМ предста вил нас к этому званию, так мы в море очень ждали под тверждения, но не дождались. Хотя бы объяснили, в чем д е ло. Может, провинились... Возвращалась я с «Клинцов» с двойственным чувством: и радостно было, что сущ ест-. вует на флоте такой дружный экипаж, и обидно, что заме чательный труд ребят не от мечен по заслугам. Или все же отмечен?.. Стала я выяснять истину. Партком, комитет комсомола, административно - хозяйствен ный отдел, отдел эксплуата ции, комитет комсом о л а, партком... Из длинной цепи сбивчивых объяснений и оправданий вы яснилось следующее: приказ о присвоении экипажу -«Клин цов» звания комсомольско- молодежного действительно был издан 25 июня. «Конеч но же, он был доставлен на судно. Доставить на судно, тем более в Баренцево море, — никаких проблем», — уб е жденно говорили секретарь парткома Ж . А. Елкин и ин структор комитета ВЛКСМ Е. В. Кузьмина). Однако зав. канцелярией АХО М. М. Кула кова, покопавшись в бумагах, была столь же категорична в обратном: «Не отправляли. Из отдела эксплуатации заявки на отправление приказа ; не было». — Почему? — задала я во прос групповому инженеру- диспетчеру В. А. Линару. — А что удивительного и страшного? — было ответом. — Пришли из рейса — полу чили приказ. Какая разница — когда? Этот ответ был, пожалуй, самым откровенным. А дейст вительно, какая разница? И вообще, какое дело службе эксплуатации и канцелярии до моряков — до; их настроения, до ожидания заветного листка бумаги, в котором — оценка их труду?.. Труду ударному, в чем читатели имели возмож ность убедиться. Снова — партком, комитет комсомола. Ж. А. Елкин уже говорит недоуменное «не знаю». Е. В. Кузьмина повторяет то же самое. и спешит перело жить ответственность на сек ретаря комитета ВЛКСМ В. В. Рогозина, находящегося в от пуске: дескать, ,не проконтро лировал, а обычно сообщение о таких приказах на суд* идет под строгим , контролем комитета. Получается,- виноватых нет. Все в полном’ порядке. Толь ко вот не взбудоражила эфир радостная «молния» с поздрав лением славного экипажа «Клинцов», только не знают ~мОряки, отчего вЛали в неми лость. Только слишком явным душком формализма веет в дайном случае от работы3ко митета комсомола. И только на одно лично я надеюсь: случай с экипажем «Клинцов» — досадное ис ключение, и в новый свой рейс пошли ребята уже в новом, по праву заслуженном звании. Н. ГЕОРГИЕВА. • 6 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 14 августа 1981 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz