Рыбный Мурман. 1981 г. Август.
« Сореввовдяѵе: О П Ы Т О Р Г А Н И З А Ц И И С УСПЕХОМ, «КОНКУРЕНТ»! Сменой «конкурентов» ру ководил человек, о котором расскажу особо. Князев Юрий Федосеевич. Рыбмастер БМРТ «Вышгород». В море ходит 36 лет. Č ним я познакомился • самом начале рейса, но это было, можно сказать, «ша почное знакомство». Биогра фии его не знал и, возможно, не узнал бы, если б не дове лось нам в море встретить праздник — 9 Мая. Все было как полагается. Торжественная часть. Затем выступление о Великой Отече ственной войне. Затем первый помощник капитана сказал, что слово предоставляется ве терану войны, орденоносцу Князеву Юрию Федосеевичу. Мы даже удивились: «Фе досеевич воевал?!» — настоль ко молодо смотрелся рыбмас тер, настолько скромен. Ни разу не обмолвился о своих орденах. Был рассказ о боях в Каре лии, под Ленинградом. Вни мательно слушали Князева моряки. Хотя и написано о войне немало и кинокартин снято много, но когда о ней слушаешь из уст очевидца — другое дело. Заинтересовал меня Князев как человек, и, познакомив шись с ним поближе, захоте лось о нем рассказать: как стал рыбмастером, каи руко водит «конкурирующей» сме ной. ...Было это тридцать с лиш ним лет назад. Траулер «Пал тус», на котором Князев по шел в море матросом, попал в шторм Помотало изрядно, и к тому же один из засольщиков повредил руку — работать не мог. Рыбмастер пришел к капи тану — нужна замена. — Поговори с матросами, выбери человека, — ответил тот. Выбор пал на Князева. А через два рейса Князев уже сам пошел рыбмастером. До вольно быстрая карьера, но, очевидно, недюжинный инте рес пробудился у Князева к своей работе, если так скоро ему доверили коллектив. С тех пор Юрий Ф ед о сее вич своей профессии не изме нял, и, конечно, прошедшие годы не прошли даром: ко пился опыт, как производст венный, так и руководителя. Вот с этим человеком, а точ нее с коллективом, который он возглавляет, и довелось соревноваться. Через каждые двадцать дней подводили итоги рабо ты, регулярно выходил «пресс-бюллетень», первый помощник капитана В. К. Сверчков не менее регулярно информировал экипаж судна о ходе соревнования. Но, че стно говоря, не хватало огонь ка в соревновании. И вот од нажды первый помощник объявил: «Учреждаем приз! Коллектив, который выйдет победителем за десять дней работы, получает пирог. С по видлом». Коллектив рыбообработчи ков моментально распался на две группы. Тем более что фильмы все были просмотре ны, интересные книги прочи таны, работа однообразная, а пирог — это было новое, и экипаж с энтузиазмом вклю чился в соревнование. Сейчас вспоминаешь те дни с улыбкой: десятки не только молодых, но и уже солидных мужчин считали делом чести сесть за стол, который укра шает пирог с повидлом. Соревнование шло с пере менным успехом, но все же смена Князева пирог ела ча ще. Присматривался я к его ра боте. Казалось бы, ничем его коллектив не отличается от нашего. Столько же людей, опыт работы в море равно ценен — что в нашей смене, что б его. Что же помогает Князеву? Пожалуй, умение за метить в человеке склонность к той или иной работе. Взять, к примеру, Николая Бритикова. У него лучше всех получалась промывка путассу. Плюс к тому Князев заметил, что Бритиков очень серьезно относится к своей работе. Поэтому, когда пришли на треску, Князев опять пору чил Николаю эту же опера цию. Ч то говорить — утомитель на и однообразна работа ры бообработчика. Иной раз так вымотаешься, что теряешь бдительность, притупляется внимание. И, бывает, проска кивает треска с черной плен кой. Доходит такая до мойщи ка, и, если и он ее просмот рит, то по приходе в порт экипаж поджидают неприят ности. Попадется такая трес ка на глаза представителю торговой инспекции, посмот рит он, в какой день обраба тывалась рыба, и за этот день может пойти треска вторым сортом, а то и бессортной. Экипажу — прямая невыгода. С работой мойщика Нико лай справлялся отлично. Также обратил я внимание на то, как опекает Князев молодежь. Виктор Белов, Игорь Баранов, Василий Пузыня пер вый раз пошли в море, и, по нятно, им было довольно трудно. Князев обстоятельно, как в замедленной съемке, показал процесс шкерки ры бы, проследил, как получает ся у ребят. Научил затачивать шкерочные ножи, и неплохо работали парни. А когда за хорошую работу стали давать и пирог, то от «стариков» не отличались. Что ни говорите, а приятно получить съедоб ный приз, сделать приглаша ющий жест: «Угощайтесь, конкуренты!» — и конкуренты с удовольствием поглощают пирог, громогласно вынаши вая планы реванша. Конечно, дело не в том, кто съел пирог, дело в том — кто получил. Получал приз чаще, как я уже говорил, кол лектив Князева. Он и вышел победителем в рейсовом соц соревновании. Что ж, мой коллектив оказался на втором месте. В принципе так и дол жно было случиться — огром ный опыт работы у Юрия Фе- досеевича, есть чему поучить ся. Но что интересно: хотя Князев больше всех «шумел»: мол, положим животы за пи рог, — сам пирог не ел. Слад кое не любит. А. КОЛЕСНИК, рыбмастер БМРТ «Вышго- род». • П Р О Ш У С Л О В А ! «ОТДАТЬ ШВАРТОВЫ! » Как-то уж повелось, что больше всего гово рят и пишут о людях, чей труд заметен. Но вдумайтесь, как часто мы проходим (не заме чая или не желая замечать) мимо людей, рабо та которых не дает ощутимых и весомых ре зультатов — и потому, что не укладывается в цифры общепринятых показателей, и потому, что работа эта настолько незаметна, что обращаем мы на нее внимание лишь тогда, когда «лицом к лицу» сталкиваемся... Вот и со мной случилось подобное. На мостике БМРТ, будучи капитаном, никогда я особенно не задумывался о людях, которые первыми встречали наше судно в порту, — о береговых матросах-швартовщиках. Как и каждому капитану, мне было приятно, если матросы вовремя примут швартовы, пра вильно положат их на тумбы, то есть «привяжут» траулер так, чтобы экипаж судна был спокоен: нормальная выгрузка обеспечена. Умелая, качественная швартовка экономит промысловикам много времени, а главное — не нервирует команду судна. Большинство этих матросов — люд» немоло дые, ветераны труда или Великой Отечествен ной войны. Дело свое они знают до тонкостей. Но в каких условиях им приходится работать! Малотоннажные суда, к примеру, обслужива ют они вдвоем (это предусмотрено инструкци ей), а трапы, которые на эти суда подаются, — деревянные громадины, и от роду им столь ко же, сколько и нашим ветеранам-швартовщи- кам. Попробуйте-ка этакую махину вдвоем (!) подать на судно или поднять в полный отлив! Или другое: причалы у нас в порту современ ные, модернизированные. Подходы защищены резиновыми кранцами. А вот швартовые тумбы разбросаны так, что немало поломаешь голо ву, пока придумаешь, как крепить швартовы, особенно ставя судно под выгрузку, — все ме ханизмы для выгрузки (краны, помпы) пере движные, а главные высасывающие устройства стационарны. Как быть? Как верно пришварто вывать судно? В портовой инструкции по швартовым опера циям точно указано, сколько швартовых долж ны подавать разнотипные суда. Ну а сколько их нужно класть на одну тумбу? Не обговорено также, каким должен быть диаметр чаши тум бы, сколько матросов должно быть на швартуе мом судне. Мелочи, вроде бы, но на тех же ма лотоннажных судах швартовку обеспечивает один-единственный вахтенный матрос. Вот он и бегает с кормы на нос и обратно. Иной пример. Крупнотоннажные суда подают на берег 8 — 10 концов. На судне эти неподъ емные швартовы выберет шпиль, а на причале — 50—60 метров — тащи руками. А ведь после подачи и закреплении первых четырех концов несколько человек из команды вполне могут сойти на берег й помочь швартовщикам. Б. АРАНОВИЧ, бывший капитан-директор объ единения «Мурмамрыбпром». t Береги слое судно, лторяк^ Х А Л А Т Н О С Т Ь - ВСЕМУ ВИНОЙ Об аварийности в Мур- на другом судне. Уже после манском траловом флоте случившегося на «Ижевске» говорится очень много. На и «Серафимовиче» мы осо- всех совещаниях по безопа- бо обратили внимание спе. сности мореплавания в циалистов на возможность ВРПО «Севрыба» указыва- подобных повреждений ют, что наш флот по авари- ВДГ. Со всех судов получи- ям — «передовик». Да это ли подтверждения: «Указа- и не удивительно. Только ние выполнено» за прошлый год 80 процен- Однако совсем немного тов всех аварий объедине- времени прошло, и на БМРТ ния — «дело рук» тралфло- «Ашхабад» — авария. И товцев. А раз авария снова — такая же. Тут ме- значит, нужен ремонт. Так ханики не перетянули бол- за год и набежали 381 судо сутки простоя, а один круп нотоннажный траулер обще весь год «лечился». Как групповой механик, я ты, а, напротив, недотяну ли. Правда, старший меха- во- ник С. Д. Мальченко чисто сердечно признался, что на нашу радиограмму просто отлично вижу, что подавля- не обратил внимания, да и ющее большинство повреж- прочел-то ее к ак следует дений происходит по вине только после аварии. А ведь судовых специалистов. И Станислав Дмитриевич хо- вот ведь что настораживает: дит на этом судне около 18 приказами, распоряжения- лет. ми, радиограммами мы иН- Во всех этих случаях дви- формируем промысловиков гатели полностью выведены о причинах аварий, даем из строя,- и теперь траулеры у казания по их предотвра- до конца своих дней не щению. А случаи аварий смогут работать полноценно продолжаются. Сегодня я хочу виться только на одном ти — энергии на все потреби, остано- тели будет явно недостаточ но. Двигатели, стоимость пе аварии, увы, распростра- которых исчисляется десят- ненных на БМРТ типа «Пу- ками тысяч рублей, разру. шкин» и «Лесков», это шены полностью и восста новлению не подлежат. К сожалению. на судах выходят из строя не только разрушение вспомогатель ных двигателей из-за обры ва мотылевых болтов. • На БМРТ «Ижевск», на- вспомогательные механиз- пример, мотылевый болт мы. Значительно чаще слу- лопнул в море. В результа- чаются поломки главных те — разрушен блок и по- двигателей, из-за которых врежден коленчатый вал. траулеры полностью теряют Судно продолжало промысел мореходность и возвраще на трех вспомогательных ются в порт, дизель-генераторах. Анало- . Так, совсем недавно «при- гичная история произошла был» в порт на буксире и на БМРТ «Серафимович» И в том, и в другом слу чае гайки и шплинты бол тов были в целости и сох, ранности, а сам болт — лопнул. БМРТ «Гоголь» — из-за по вреждения воздуходувки главного двигателя. Механики недостаточно смазали кормовой ролико вый подшипник, двигатель Вначале «грешили» на задымил, потом начал скри- хрупкость сплава, но лабо. петь и стучать •— работать раторные исследования и стало невозможно, дополнительно проведенное Когда «Севгосрыбфлот- испытание прочности болта инспекция» разобралась в на «усталость» и способ- происшедшем, было уста- ность к разрыву (тензомет- новлено, что кормовой под- рирование) показали, что шипник верхнего ротора подобное исключается. А разбит, сепарация разруше- вот при проверке за т яж к и на, ролики сильно повреж- гаек на обоих двигателях дены, а внутреннюю обойму обнаружилось, что моряки от перегрева намертво за- перестарались — затянули клинило на валу ротора, их гораздо туже, чем поло. Аварийный ремонт обо- жено. шелся флоту почти в две Так и получилось, что су- тысячи рублей, 12 с поло- довые механики, ответст- виной суток простояло суд. венные за этот участок, — но на заводе. И еще 18 го- Ю. А. Ушаков (БМРТ «Се- товилоеь в новый рейс, рафимович») и С. И. Селюх Итого — месяц. Месяц про- (БМРТ «Ижевск») грубо на- стоя, за время которого рушили технические указа- флотский карман «опустел» ния по затяжке ответствен- на 46128 рублей, ного крепежа. А старшие Что самое прискорбное, механики Н. Ф. Пустоваров специалисты, виновные в (БМРТ «Серафимович») и аварии, — второй механик С. И. Даценко (БМРТ С. И. Великуденичев и «Ижевск») не только не старший механик В. В. Лук- проконтролировали подчи- ша — на флоте не новички, ненных, но и сами не вы- Вот так и получается, что полнили распоряжение ме- аварии у нас в траловом ханико-судовой службы флоте происходят чаще все- флота о том, что переза- го не от недостатка опыта тяжка болтов должна вес- знаний, а по небрежно- тись под личным контролем сти, а точнее — от халатно старших механиков. А ведь сти судовых специалистов. такой приказ был дан за долго до аварий и на том, и А . ЧЕРТОВСКОЙ, повой механик. груп- # 4 стр. - ________В 5 «РЫБНЫЙ МУРМАН» ... .........14 августа 1981 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz