Рыбный Мурман. 1981 г. Август.

« Сореввовдяѵе: О П Ы Т О Р Г А Н И З А Ц И И С УСПЕХОМ, «КОНКУРЕНТ»! Сменой «конкурентов» ру­ ководил человек, о котором расскажу особо. Князев Юрий Федосеевич. Рыбмастер БМРТ «Вышгород». В море ходит 36 лет. Č ним я познакомился • самом начале рейса, но это было, можно сказать, «ша­ почное знакомство». Биогра­ фии его не знал и, возможно, не узнал бы, если б не дове­ лось нам в море встретить праздник — 9 Мая. Все было как полагается. Торжественная часть. Затем выступление о Великой Отече­ ственной войне. Затем первый помощник капитана сказал, что слово предоставляется ве­ терану войны, орденоносцу Князеву Юрию Федосеевичу. Мы даже удивились: «Фе­ досеевич воевал?!» — настоль­ ко молодо смотрелся рыбмас­ тер, настолько скромен. Ни разу не обмолвился о своих орденах. Был рассказ о боях в Каре­ лии, под Ленинградом. Вни­ мательно слушали Князева моряки. Хотя и написано о войне немало и кинокартин снято много, но когда о ней слушаешь из уст очевидца — другое дело. Заинтересовал меня Князев как человек, и, познакомив­ шись с ним поближе, захоте­ лось о нем рассказать: как стал рыбмастером, каи руко­ водит «конкурирующей» сме­ ной. ...Было это тридцать с лиш­ ним лет назад. Траулер «Пал­ тус», на котором Князев по­ шел в море матросом, попал в шторм Помотало изрядно, и к тому же один из засольщиков повредил руку — работать не мог. Рыбмастер пришел к капи­ тану — нужна замена. — Поговори с матросами, выбери человека, — ответил тот. Выбор пал на Князева. А через два рейса Князев уже сам пошел рыбмастером. До­ вольно быстрая карьера, но, очевидно, недюжинный инте­ рес пробудился у Князева к своей работе, если так скоро ему доверили коллектив. С тех пор Юрий Ф ед о сее­ вич своей профессии не изме­ нял, и, конечно, прошедшие годы не прошли даром: ко­ пился опыт, как производст­ венный, так и руководителя. Вот с этим человеком, а точ­ нее с коллективом, который он возглавляет, и довелось соревноваться. Через каждые двадцать дней подводили итоги рабо­ ты, регулярно выходил «пресс-бюллетень», первый помощник капитана В. К. Сверчков не менее регулярно информировал экипаж судна о ходе соревнования. Но, че­ стно говоря, не хватало огонь­ ка в соревновании. И вот од­ нажды первый помощник объявил: «Учреждаем приз! Коллектив, который выйдет победителем за десять дней работы, получает пирог. С по­ видлом». Коллектив рыбообработчи­ ков моментально распался на две группы. Тем более что фильмы все были просмотре­ ны, интересные книги прочи­ таны, работа однообразная, а пирог — это было новое, и экипаж с энтузиазмом вклю­ чился в соревнование. Сейчас вспоминаешь те дни с улыбкой: десятки не только молодых, но и уже солидных мужчин считали делом чести сесть за стол, который укра­ шает пирог с повидлом. Соревнование шло с пере­ менным успехом, но все же смена Князева пирог ела ча­ ще. Присматривался я к его ра­ боте. Казалось бы, ничем его коллектив не отличается от нашего. Столько же людей, опыт работы в море равно­ ценен — что в нашей смене, что б его. Что же помогает Князеву? Пожалуй, умение за­ метить в человеке склонность к той или иной работе. Взять, к примеру, Николая Бритикова. У него лучше всех получалась промывка путассу. Плюс к тому Князев заметил, что Бритиков очень серьезно относится к своей работе. Поэтому, когда пришли на треску, Князев опять пору­ чил Николаю эту же опера­ цию. Ч то говорить — утомитель­ на и однообразна работа ры­ бообработчика. Иной раз так вымотаешься, что теряешь бдительность, притупляется внимание. И, бывает, проска­ кивает треска с черной плен­ кой. Доходит такая до мойщи­ ка, и, если и он ее просмот­ рит, то по приходе в порт экипаж поджидают неприят­ ности. Попадется такая трес­ ка на глаза представителю торговой инспекции, посмот­ рит он, в какой день обраба­ тывалась рыба, и за этот день может пойти треска вторым сортом, а то и бессортной. Экипажу — прямая невыгода. С работой мойщика Нико­ лай справлялся отлично. Также обратил я внимание на то, как опекает Князев молодежь. Виктор Белов, Игорь Баранов, Василий Пузыня пер­ вый раз пошли в море, и, по­ нятно, им было довольно трудно. Князев обстоятельно, как в замедленной съемке, показал процесс шкерки ры­ бы, проследил, как получает­ ся у ребят. Научил затачивать шкерочные ножи, и неплохо работали парни. А когда за хорошую работу стали давать и пирог, то от «стариков» не отличались. Что ни говорите, а приятно получить съедоб­ ный приз, сделать приглаша­ ющий жест: «Угощайтесь, конкуренты!» — и конкуренты с удовольствием поглощают пирог, громогласно вынаши­ вая планы реванша. Конечно, дело не в том, кто съел пирог, дело в том — кто получил. Получал приз чаще, как я уже говорил, кол­ лектив Князева. Он и вышел победителем в рейсовом соц­ соревновании. Что ж, мой коллектив оказался на втором месте. В принципе так и дол­ жно было случиться — огром­ ный опыт работы у Юрия Фе- досеевича, есть чему поучить­ ся. Но что интересно: хотя Князев больше всех «шумел»: мол, положим животы за пи­ рог, — сам пирог не ел. Слад­ кое не любит. А. КОЛЕСНИК, рыбмастер БМРТ «Вышго- род». • П Р О Ш У С Л О В А ! «ОТДАТЬ ШВАРТОВЫ! » Как-то уж повелось, что больше всего гово­ рят и пишут о людях, чей труд заметен. Но вдумайтесь, как часто мы проходим (не заме­ чая или не желая замечать) мимо людей, рабо­ та которых не дает ощутимых и весомых ре­ зультатов — и потому, что не укладывается в цифры общепринятых показателей, и потому, что работа эта настолько незаметна, что обращаем мы на нее внимание лишь тогда, когда «лицом к лицу» сталкиваемся... Вот и со мной случилось подобное. На мостике БМРТ, будучи капитаном, никогда я особенно не задумывался о людях, которые первыми встречали наше судно в порту, — о береговых матросах-швартовщиках. Как и каждому капитану, мне было приятно, если матросы вовремя примут швартовы, пра­ вильно положат их на тумбы, то есть «привяжут» траулер так, чтобы экипаж судна был спокоен: нормальная выгрузка обеспечена. Умелая, качественная швартовка экономит промысловикам много времени, а главное — не нервирует команду судна. Большинство этих матросов — люд» немоло­ дые, ветераны труда или Великой Отечествен­ ной войны. Дело свое они знают до тонкостей. Но в каких условиях им приходится работать! Малотоннажные суда, к примеру, обслужива­ ют они вдвоем (это предусмотрено инструкци­ ей), а трапы, которые на эти суда подаются, — деревянные громадины, и от роду им столь­ ко же, сколько и нашим ветеранам-швартовщи- кам. Попробуйте-ка этакую махину вдвоем (!) подать на судно или поднять в полный отлив! Или другое: причалы у нас в порту современ­ ные, модернизированные. Подходы защищены резиновыми кранцами. А вот швартовые тумбы разбросаны так, что немало поломаешь голо­ ву, пока придумаешь, как крепить швартовы, особенно ставя судно под выгрузку, — все ме­ ханизмы для выгрузки (краны, помпы) пере­ движные, а главные высасывающие устройства стационарны. Как быть? Как верно пришварто­ вывать судно? В портовой инструкции по швартовым опера­ циям точно указано, сколько швартовых долж ­ ны подавать разнотипные суда. Ну а сколько их нужно класть на одну тумбу? Не обговорено также, каким должен быть диаметр чаши тум­ бы, сколько матросов должно быть на швартуе­ мом судне. Мелочи, вроде бы, но на тех же ма­ лотоннажных судах швартовку обеспечивает один-единственный вахтенный матрос. Вот он и бегает с кормы на нос и обратно. Иной пример. Крупнотоннажные суда подают на берег 8 — 10 концов. На судне эти неподъ­ емные швартовы выберет шпиль, а на причале — 50—60 метров — тащи руками. А ведь после подачи и закреплении первых четырех концов несколько человек из команды вполне могут сойти на берег й помочь швартовщикам. Б. АРАНОВИЧ, бывший капитан-директор объ­ единения «Мурмамрыбпром». t Береги слое судно, лторяк^ Х А Л А Т Н О С Т Ь - ВСЕМУ ВИНОЙ Об аварийности в Мур- на другом судне. Уже после манском траловом флоте случившегося на «Ижевске» говорится очень много. На и «Серафимовиче» мы осо- всех совещаниях по безопа- бо обратили внимание спе. сности мореплавания в циалистов на возможность ВРПО «Севрыба» указыва- подобных повреждений ют, что наш флот по авари- ВДГ. Со всех судов получи- ям — «передовик». Да это ли подтверждения: «Указа- и не удивительно. Только ние выполнено» за прошлый год 80 процен- Однако совсем немного тов всех аварий объедине- времени прошло, и на БМРТ ния — «дело рук» тралфло- «Ашхабад» — авария. И товцев. А раз авария снова — такая же. Тут ме- значит, нужен ремонт. Так ханики не перетянули бол- за год и набежали 381 судо сутки простоя, а один круп­ нотоннажный траулер обще весь год «лечился». Как групповой механик, я ты, а, напротив, недотяну­ ли. Правда, старший меха- во- ник С. Д. Мальченко чисто­ сердечно признался, что на нашу радиограмму просто отлично вижу, что подавля- не обратил внимания, да и ющее большинство повреж- прочел-то ее к ак следует дений происходит по вине только после аварии. А ведь судовых специалистов. И Станислав Дмитриевич хо- вот ведь что настораживает: дит на этом судне около 18 приказами, распоряжения- лет. ми, радиограммами мы иН- Во всех этих случаях дви- формируем промысловиков гатели полностью выведены о причинах аварий, даем из строя,- и теперь траулеры у казания по их предотвра- до конца своих дней не щению. А случаи аварий смогут работать полноценно продолжаются. Сегодня я хочу виться только на одном ти — энергии на все потреби, остано- тели будет явно недостаточ­ но. Двигатели, стоимость пе аварии, увы, распростра- которых исчисляется десят- ненных на БМРТ типа «Пу- ками тысяч рублей, разру. шкин» и «Лесков», это шены полностью и восста­ новлению не подлежат. К сожалению. на судах выходят из строя не только разрушение вспомогатель­ ных двигателей из-за обры­ ва мотылевых болтов. • На БМРТ «Ижевск», на- вспомогательные механиз- пример, мотылевый болт мы. Значительно чаще слу- лопнул в море. В результа- чаются поломки главных те — разрушен блок и по- двигателей, из-за которых врежден коленчатый вал. траулеры полностью теряют Судно продолжало промысел мореходность и возвраще­ на трех вспомогательных ются в порт, дизель-генераторах. Анало- . Так, совсем недавно «при- гичная история произошла был» в порт на буксире и на БМРТ «Серафимович» И в том, и в другом слу­ чае гайки и шплинты бол­ тов были в целости и сох, ранности, а сам болт — лопнул. БМРТ «Гоголь» — из-за по­ вреждения воздуходувки главного двигателя. Механики недостаточно смазали кормовой ролико­ вый подшипник, двигатель Вначале «грешили» на задымил, потом начал скри- хрупкость сплава, но лабо. петь и стучать •— работать раторные исследования и стало невозможно, дополнительно проведенное Когда «Севгосрыбфлот- испытание прочности болта инспекция» разобралась в на «усталость» и способ- происшедшем, было уста- ность к разрыву (тензомет- новлено, что кормовой под- рирование) показали, что шипник верхнего ротора подобное исключается. А разбит, сепарация разруше- вот при проверке за т яж к и на, ролики сильно повреж- гаек на обоих двигателях дены, а внутреннюю обойму обнаружилось, что моряки от перегрева намертво за- перестарались — затянули клинило на валу ротора, их гораздо туже, чем поло. Аварийный ремонт обо- жено. шелся флоту почти в две Так и получилось, что су- тысячи рублей, 12 с поло- довые механики, ответст- виной суток простояло суд. венные за этот участок, — но на заводе. И еще 18 го- Ю. А. Ушаков (БМРТ «Се- товилоеь в новый рейс, рафимович») и С. И. Селюх Итого — месяц. Месяц про- (БМРТ «Ижевск») грубо на- стоя, за время которого рушили технические указа- флотский карман «опустел» ния по затяжке ответствен- на 46128 рублей, ного крепежа. А старшие Что самое прискорбное, механики Н. Ф. Пустоваров специалисты, виновные в (БМРТ «Серафимович») и аварии, — второй механик С. И. Даценко (БМРТ С. И. Великуденичев и «Ижевск») не только не старший механик В. В. Лук- проконтролировали подчи- ша — на флоте не новички, ненных, но и сами не вы- Вот так и получается, что полнили распоряжение ме- аварии у нас в траловом ханико-судовой службы флоте происходят чаще все- флота о том, что переза- го не от недостатка опыта тяжка болтов должна вес- знаний, а по небрежно- тись под личным контролем сти, а точнее — от халатно­ старших механиков. А ведь сти судовых специалистов. такой приказ был дан за­ долго до аварий и на том, и А . ЧЕРТОВСКОЙ, повой механик. груп- # 4 стр. - ________В 5 «РЫБНЫЙ МУРМАН» ... .........14 августа 1981 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz