Рыбный Мурман. 1981 г. Апрель.
I П РИ хсрсшей рыбелке на любом траулере во гр е мя вгяты свободной минуты ье бьіЕгет. Все силы — ка сбреботку поднятого улова. F i-ібообреботчикам, как гово рится, сам бог Еелел этим за ниматься. Но идут им в по мощь после своей основной работы штурманы, механики, электрики и, конечно, матро сы палубной команды — пер вые подсобники на рыбной фабрике. На БМРТ «Гончаров» после многодневной рыбацкой стра ды на мойвенной путине вдруг выпала временная передышка. Палубники уже могли спокой но заниматься только своим делом. И даже позголить се бе лишний перекур. — Перекуривайте, а я пой ду заращу огон на «понедель нике» (самый толстый трос). Скоро буду, — сказал стар ший матрос Геннадий Тарай- МОЕИЧ. Мсряки пошутили: — Скоро, это сколько: час, два?.. Геннадий не ответил, но не- "ірсизЕОЛьно взглянул на ча сы. Шутка товарищей ему не понравилась. «Час, два? Будто с салагой разговаривают». Смазали бы такое лет шесть назад — не сбрат.ил бы вни мания. 'Что преЕда, то правда, и разве можно на нее оби жаться. Тогда на сеой первый огон он потерял почти есю вахту. Четыре долгих, мучи тельных часа. Сейчас вспоми нает об этом с улыбкой. ...В десятый класс не пошел (став уже моряком, окончил среднюю школу). Отец, Миха ил Федорович, квалифициро ванный газоэлектросЕарщик, не дал бездельничать. Помог устроиться учеником слесаря, ротом Геннадий получил раз ряд. Учился на вечерних кур сах шоферов при Д О С А А Ф . Очень пригодились права на вождение автомашины, когда был призван в ряды Советской Армии. Казалось, после увольнения в запас проблемы с выбором профессии не могло появить ся — Еозвращаться на преж нюю работу, слесарем. Везде требуются автослесари. Нако нец, не меньший спрос — на водителей. Геннадий предпо чел море. «Виной» тому однополчанин, успевший до службы сделать рейс на торговом судне. Ка кими красками расписывал он впечатления от своего перво го плавания, неизвестно, но пять его товарищей «заболе ли» морской романтикой. В их числе — и ТараймоБич. Трое давно «вылечились». Из оставшихся только Генна дий ест уже восемь лет ее- рен траловому флоту. С тар ший матрос, старшина вахты. Много это или мало? сныи матрос, а не знает по ловины того, что они. Даже простую привязку поставить толком не может. А чтобы заростить огон — думать сб этом было страшно. От отчая ния решил уже написать за явление: прошу рсботу за Ськ Но даже косу 'впервые заплести, любая девчонка подтвердит, мудреное дело, что уж говорить о стельном тросе. Семь потов сойдет, по ка свайкой «проложишь;* до рожку для одной парты. А она и жестка, и непослушна І 9 ЯШ К и его деда П Е Р В Ы Й — Кто прошел рыбацкую школу в составе палубной команды, тот настоящий мо ряк, — с уверенностью ут* верждает второй помощник капитана «Гончарова» Б. И. Кузнецов. А это основное — быть настоящим моряком. Не каж дого, кто имеет первый класс матроса, можно так титуло- евть. Геннадий по себе знает. Отходив два года упаковщи ком на рыбной фабрике, он растерялся, когда предложи ли работать на палубе. «Не умею я», — сказал он. Отре агировали по-военному: не умеешь -г- научим, не хочешь — заставим... П ОЛРЕЙСА — сплошное душевное мучение. С ты дился товарищей: первоклас- прошедшие месяцы оплатить по второму классу. Отговари вали всей вахтой — не пани куй, не все сразу дается. И он был благодарен за добрые слова, за поддержку. Дальше пошло легче. Дове ряли «штопать» маленькие дырочки в сетном полотне трале. При подъеме и спуске его действовал все увереннее, сноровистей. С интересом на блюдал, как мастер по добы че сращивает ваера, делает огоны на стальных тросах. И как-то отважился на сбой пер вый огон... Со стороны глядеть — про сто это сотворить, говоря по- сухопутному, петлю, а по-мор- скому— огон. Распустил на со ставные части (парты) конец и вплетай их, как ленты в ко- в неумелых руках. Вплел од ну — принимайся за другую . С грехом пополам Геннадий управился с четырьмя, остава лись еще две. Помучился из рядно, но, оказалось, мар тышкин это был труд. Когда показал свою работу мастеру по добыче, тот распорядился: «Распускай, ошибся ты». Объяснил, в чем ошибке, по казал, как надо правильно. А кто не знает: переделывать всегда сложнее, чем начи нать. Но Тараймович не скис, не опустил руки. Главное, по чувствовал — одолеет он сию премудрость. ...Сейчас, после неудачной шутки матросов, принимаясь за огон (какой теперь уж по счету, не припомнить), будто спорил с ними. «Час, Два? Увидите...» Сегодня нить разговора, затеянного автором статьи «Станет п у ть короче» А . Новиковым («Рыбный ІМіурман» Ne 34 1980 г.), мы передаем специалистам Центрального проектно- нонструнторского техноло гического бюро. Как вы по мните, речь в ста тье ш ла о . повышении эф ф ективности использования рыбопро мышленного флота. В ча стно сти, А. Новиков писал о том, что прежде чем у с т ранить неравномерность ра боты судов» необходимо де тально изучить и тщ а те л ь но проанализировать при чины, которые ее вы зы ва ю т. Основную тя ж е сть этой работы и автор ста тьи , и авторы некоторых откликов на нее (Ne 41, 42, 49 за 1980 г.) предлагаю т пере лож ить на плечи электрон но-вычислительной машины. Свою то ч ку зрения на это т счет к ак раз и вы сказы ва ю т авторы предлагаемого отклика. схеме оперативного учета. Сейчас специалисты ЦПКТБ и управлений фло тов разработали и внедряют автоматизированную систе- м-у, обеспечивающую опера тивный учет результатов деятельности судов, находя щихся в море, за отчетные сутки в натуральном и сто имостном выражении. Так называемые выходные до кументы системы содержат информацию, которой до статочно для проведения со трудниками управления ана лиза деятельности флота за прошедшие сутки. Ожидает ся, что достоверность выход ной информации системы будет значительно выше, чем в ныне применяемой си стеме «Океан». За п ультом Э В М U E ПРИХОДИТСЯ сом- ■•неваться в актуаль ности проблемы устранения неравномерности работы су дов, поднятой в статье А. Новикова. Свидетельст вом тому — опубликованные в еженедельнике отклики специалистов флотов и Все союзного рыбопромышлен ного объединения «Севры- ба». И поскольку над реше нием этой проблемы работа- . ем и мы, специалисты ЦПКТБ, то нам, в свою оче редь, тоже хотелось бы вы сказать свое мнение по дан ному вопросу. • Начнём с ’ того, что лю- . бой процесс управления про изводством складывается из- 'такнх составных, как прог- нознрованиё, планирование, учет, контроль, анализ и,.на конец оперативное управле ние. В опубликованных ра нее статьях речь шла в 5с- ІІОВНОМ лишь об одной из функций управления — ана лизе. ГІу что -ж, именно ана лиз' помогает вскрыть при чины, нарушающие нормаль ный ход производственного процесса. Нет:сомнения, ка чественный и оперативный анализ способствует свое временному выявлению 'фак-, торов, которые влияют на неравномерность 'работы флота. Анализ работы флота должен базироваться на еи- Возвращаясь к напечатанному Повышение достоверности данных будет достигнуто в новой системе за счет мето дов, с помощью которых ЭВМ исправит большинство искажений, допущенных при передаче судовых донесений по каналам связи, а также будет повышено качество передачи сводок специалис тами связи. В этом году сотрудники ЦПКТБ начинают работы по расширению системы, точнее той ее части, кото рая обеспечивает формиро вание на ЭВМ оперативных учетных данных о деятель ности флота за различные отчётные периоды. Это как раз и позволит разгрузить . аппарат управления от из- ,рядной части рутинной - ра боты по предварительной' об- работке информацин^^реоб- - ходиной для проведения анализа деятельности флота за различные периоды. II здесь хотелось бы осо бо подчеркнуть такую нема ловажную деталь — успех задачи по автоматизации анализа работы флота во многом зависит и от досто верности информации, кото рую подготавливают непос редственно на судах. Вместе с тем, ни для кого не сек рет; что информация эта не всегда отличается достовер ностью. И свидетельством тому — корректуры по тс-м или иным показателям, ко торые проходят на всех уровнях управления. - Однако не следует забы вать, что разработка задач по формированию аналити ческих документов на базе оперативного учета. — это лишь первый, подготовитель ный этап, своеобразный под ступ к автоматизации ана лиза. И было бы заманчиво уже в ближайшее время по лучать с ЭВМ готовый (или почти готовый) оперативный анализ работы судов. Одна ко это станет возможным лишь после того, как будет разработана математическая модель анализа, единого для всех управлений флотов. Построение такой модели, разумеется, задача сложная. Во всяком случае, в рыбной отрасли она еще не решена и требует довольно длитель ной работы, в процессе ко торой будут выявлены все факторы, влияющие на рав номерность работы судов, а также на степень этого влияния. К тому же промысел илю- ег ярко выраженную специ фику управления: это и большая удаленность судов, и неполная информация об их работе, и влияние на •промысел погоды, наличия сырьевой базы, и многое другое. Все. это не всегда удает ся заключить в формулы и уравнения для ЭВМ. Глав ным лицом все же остается человек, специалист. Вот почему необходимо работать над созданием мо дели автоматизации, анали за, постепенно перекладывая на ЭВМ функции управле ния флотом, но для этого параллельно нужно решать задачи оперативного управ ления. Учитывая все это, мы включили в план ЦПКТБ работы 'по проектированию оперативного анализа и уп равления работой флота на промысле для ВРПО. Думаем мы .разработать и внедрить комплексы задач по оценке сырьевой базы, по расчетам направления сырья в обработку, по прогнозиро ванию маневренности добы вающего флота и так далее. В. ПОДОБЕДОВ, заведу ющий отделом ЦПКТБ, В. ЯКУШЕВ, заведую щий отделом ЦПКТБ, А. ОРЛОВ, глаккый ин женер проекта. : * Н А П І Ѵ П Ш Р __ З а п и с а н о І І Л l i u i u n c в ^ О с н о в н ы х н а п р а в л е н и я я “ РЫБОРАЗДЕЛОЧНАЯ ТЕХНИКА («Повысить технический уро вень и качество продукции машиностроения, средств гв. томатизации и приборов, зна чительно поднять экономич ность и производительность выпускаемой техники, ее на. дежность и долговечность». «Основные направления экономического и соци ального развития СССР па 1981—1985 годы и на период до 1990 года >. jD lGTu ГОДУ на головном ** предприятии объедине ния «Мурманская судоверфь» был создан новый цех. Он по лучил название опытно-экспе риментального цеха продундіш машиностроения. ...Мы сидим со старшим мае- тером Николаем Алексеевичем Хромцовым в просторной при стройке - кабинете механика. Из цеха через железную пере борку доносились гул станков, удары гильотины. Хромцов вспоминает первые месяцы ра боты коллектива. Были они очень трудными, потому что опыта создания рыборазделоч ной техники не было на заво де никакого. Не хватало слеса рей, в цех требовались грамот, ные, с творческой жилкой спе циалисты. Они на судоверфи были, по, прикипев душой своим цехам и бригадам, идти на новый участок не хотели. — Но ничего, постепенно положение выправилось. — рассказывает Николай Алек сеевич, — нашлись энтузиасты из кадровых рабочих, которые согласились возглавить брига ды,. наладить, дело и обучение молодежи. Мы побывали в цехе на сле сарном участке. Здесь в ряд выстроились рыборазделочные машины А8-ИРЗМ и А8-ИТ2В. Правда, он и еще были наполо вину собраны, но и в таком виде смотрелись впечатляюще. Первая предназначается для разделки мойвы при выпуске «Тушки мойвы в горчичной за- ливке». С помощью второй ма шины можно обрабатывать скумбрию. И еще с нескольки ми типами станков молено* по знакомиться в опытно-экспери ментальном цехе. Предназначе ны они для обработки рыбы на тушку, сбора икры мойвы. Од ним словом, список производи мой здесь техники немалень кий. Д. С Е Р Г Е Е В . На снимках: слесари В, Олейник и И Петрик; бригадир А. Г. Кузнецов и старший мастер Н. А. Хром . цов «колдуют» над черте - жом. Фото .* Е'ОРо • 6 стр. 'РЫБНЫЙ МУРМАН» - 3 апреля 1981 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz