Рыбный Мурман. 1981 г. Апрель.

I П РИ хсрсшей рыбелке на любом траулере во гр е ­ мя вгяты свободной минуты ье бьіЕгет. Все силы — ка сбреботку поднятого улова. F i-ібообреботчикам, как гово­ рится, сам бог Еелел этим за­ ниматься. Но идут им в по­ мощь после своей основной работы штурманы, механики, электрики и, конечно, матро­ сы палубной команды — пер­ вые подсобники на рыбной фабрике. На БМРТ «Гончаров» после многодневной рыбацкой стра­ ды на мойвенной путине вдруг выпала временная передышка. Палубники уже могли спокой­ но заниматься только своим делом. И даже позголить се­ бе лишний перекур. — Перекуривайте, а я пой­ ду заращу огон на «понедель­ нике» (самый толстый трос). Скоро буду, — сказал стар­ ший матрос Геннадий Тарай- МОЕИЧ. Мсряки пошутили: — Скоро, это сколько: час, два?.. Геннадий не ответил, но не- "ірсизЕОЛьно взглянул на ча­ сы. Шутка товарищей ему не понравилась. «Час, два? Будто с салагой разговаривают». Смазали бы такое лет шесть назад — не сбрат.ил бы вни­ мания. 'Что преЕда, то правда, и разве можно на нее оби­ жаться. Тогда на сеой первый огон он потерял почти есю вахту. Четыре долгих, мучи­ тельных часа. Сейчас вспоми­ нает об этом с улыбкой. ...В десятый класс не пошел (став уже моряком, окончил среднюю школу). Отец, Миха­ ил Федорович, квалифициро­ ванный газоэлектросЕарщик, не дал бездельничать. Помог устроиться учеником слесаря, ротом Геннадий получил раз­ ряд. Учился на вечерних кур­ сах шоферов при Д О С А А Ф . Очень пригодились права на вождение автомашины, когда был призван в ряды Советской Армии. Казалось, после увольнения в запас проблемы с выбором профессии не могло появить­ ся — Еозвращаться на преж­ нюю работу, слесарем. Везде требуются автослесари. Нако­ нец, не меньший спрос — на водителей. Геннадий предпо­ чел море. «Виной» тому однополчанин, успевший до службы сделать рейс на торговом судне. Ка­ кими красками расписывал он впечатления от своего перво­ го плавания, неизвестно, но пять его товарищей «заболе­ ли» морской романтикой. В их числе — и ТараймоБич. Трое давно «вылечились». Из оставшихся только Генна­ дий ест уже восемь лет ее- рен траловому флоту. С тар­ ший матрос, старшина вахты. Много это или мало? сныи матрос, а не знает по­ ловины того, что они. Даже простую привязку поставить толком не может. А чтобы заростить огон — думать сб этом было страшно. От отчая­ ния решил уже написать за­ явление: прошу рсботу за Ськ Но даже косу 'впервые заплести, любая девчонка подтвердит, мудреное дело, что уж говорить о стельном тросе. Семь потов сойдет, по­ ка свайкой «проложишь;* до­ рожку для одной парты. А она и жестка, и непослушна І 9 ЯШ К и его деда П Е Р В Ы Й — Кто прошел рыбацкую школу в составе палубной команды, тот настоящий мо­ ряк, — с уверенностью ут* верждает второй помощник капитана «Гончарова» Б. И. Кузнецов. А это основное — быть настоящим моряком. Не каж­ дого, кто имеет первый класс матроса, можно так титуло- евть. Геннадий по себе знает. Отходив два года упаковщи­ ком на рыбной фабрике, он растерялся, когда предложи­ ли работать на палубе. «Не умею я», — сказал он. Отре­ агировали по-военному: не умеешь -г- научим, не хочешь — заставим... П ОЛРЕЙСА — сплошное душевное мучение. С ты ­ дился товарищей: первоклас- прошедшие месяцы оплатить по второму классу. Отговари­ вали всей вахтой — не пани­ куй, не все сразу дается. И он был благодарен за добрые слова, за поддержку. Дальше пошло легче. Дове­ ряли «штопать» маленькие дырочки в сетном полотне трале. При подъеме и спуске его действовал все увереннее, сноровистей. С интересом на­ блюдал, как мастер по добы­ че сращивает ваера, делает огоны на стальных тросах. И как-то отважился на сбой пер­ вый огон... Со стороны глядеть — про­ сто это сотворить, говоря по- сухопутному, петлю, а по-мор- скому— огон. Распустил на со­ ставные части (парты) конец и вплетай их, как ленты в ко- в неумелых руках. Вплел од­ ну — принимайся за другую . С грехом пополам Геннадий управился с четырьмя, остава­ лись еще две. Помучился из­ рядно, но, оказалось, мар­ тышкин это был труд. Когда показал свою работу мастеру по добыче, тот распорядился: «Распускай, ошибся ты». Объяснил, в чем ошибке, по­ казал, как надо правильно. А кто не знает: переделывать всегда сложнее, чем начи­ нать. Но Тараймович не скис, не опустил руки. Главное, по­ чувствовал — одолеет он сию премудрость. ...Сейчас, после неудачной шутки матросов, принимаясь за огон (какой теперь уж по счету, не припомнить), будто спорил с ними. «Час, Два? Увидите...» Сегодня нить разговора, затеянного автором статьи «Станет п у ть короче» А . Новиковым («Рыбный ІМіурман» Ne 34 1980 г.), мы передаем специалистам Центрального проектно- нонструнторского техноло­ гического бюро. Как вы по­ мните, речь в ста тье ш ла о . повышении эф ф ективности использования рыбопро­ мышленного флота. В ча­ стно сти, А. Новиков писал о том, что прежде чем у с т ­ ранить неравномерность ра­ боты судов» необходимо де­ тально изучить и тщ а те л ь ­ но проанализировать при­ чины, которые ее вы зы ва­ ю т. Основную тя ж е сть этой работы и автор ста тьи , и авторы некоторых откликов на нее (Ne 41, 42, 49 за 1980 г.) предлагаю т пере­ лож ить на плечи электрон­ но-вычислительной машины. Свою то ч ку зрения на это т счет к ак раз и вы сказы ва­ ю т авторы предлагаемого отклика. схеме оперативного учета. Сейчас специалисты ЦПКТБ и управлений фло­ тов разработали и внедряют автоматизированную систе- м-у, обеспечивающую опера­ тивный учет результатов деятельности судов, находя­ щихся в море, за отчетные сутки в натуральном и сто­ имостном выражении. Так называемые выходные до­ кументы системы содержат информацию, которой до­ статочно для проведения со­ трудниками управления ана­ лиза деятельности флота за прошедшие сутки. Ожидает­ ся, что достоверность выход­ ной информации системы будет значительно выше, чем в ныне применяемой си­ стеме «Океан». За п ультом Э В М U E ПРИХОДИТСЯ сом- ■•неваться в актуаль­ ности проблемы устранения неравномерности работы су­ дов, поднятой в статье А. Новикова. Свидетельст­ вом тому — опубликованные в еженедельнике отклики специалистов флотов и Все­ союзного рыбопромышлен­ ного объединения «Севры- ба». И поскольку над реше­ нием этой проблемы работа- . ем и мы, специалисты ЦПКТБ, то нам, в свою оче­ редь, тоже хотелось бы вы­ сказать свое мнение по дан­ ному вопросу. • Начнём с ’ того, что лю- . бой процесс управления про­ изводством складывается из- 'такнх составных, как прог- нознрованиё, планирование, учет, контроль, анализ и,.на­ конец оперативное управле­ ние. В опубликованных ра­ нее статьях речь шла в 5с- ІІОВНОМ лишь об одной из функций управления — ана­ лизе. ГІу что -ж, именно ана­ лиз' помогает вскрыть при­ чины, нарушающие нормаль­ ный ход производственного процесса. Нет:сомнения, ка­ чественный и оперативный анализ способствует свое­ временному выявлению 'фак-, торов, которые влияют на неравномерность 'работы флота. Анализ работы флота должен базироваться на еи- Возвращаясь к напечатанному Повышение достоверности данных будет достигнуто в новой системе за счет мето­ дов, с помощью которых ЭВМ исправит большинство искажений, допущенных при передаче судовых донесений по каналам связи, а также будет повышено качество передачи сводок специалис­ тами связи. В этом году сотрудники ЦПКТБ начинают работы по расширению системы, точнее той ее части, кото­ рая обеспечивает формиро­ вание на ЭВМ оперативных учетных данных о деятель­ ности флота за различные отчётные периоды. Это как раз и позволит разгрузить . аппарат управления от из- ,рядной части рутинной - ра­ боты по предварительной' об- работке информацин^^реоб- - ходиной для проведения анализа деятельности флота за различные периоды. II здесь хотелось бы осо­ бо подчеркнуть такую нема­ ловажную деталь — успех задачи по автоматизации анализа работы флота во многом зависит и от досто­ верности информации, кото­ рую подготавливают непос­ редственно на судах. Вместе с тем, ни для кого не сек­ рет; что информация эта не всегда отличается достовер­ ностью. И свидетельством тому — корректуры по тс-м или иным показателям, ко­ торые проходят на всех уровнях управления. - Однако не следует забы­ вать, что разработка задач по формированию аналити­ ческих документов на базе оперативного учета. — это лишь первый, подготовитель­ ный этап, своеобразный под­ ступ к автоматизации ана­ лиза. И было бы заманчиво уже в ближайшее время по­ лучать с ЭВМ готовый (или почти готовый) оперативный анализ работы судов. Одна­ ко это станет возможным лишь после того, как будет разработана математическая модель анализа, единого для всех управлений флотов. Построение такой модели, разумеется, задача сложная. Во всяком случае, в рыбной отрасли она еще не решена и требует довольно длитель­ ной работы, в процессе ко­ торой будут выявлены все факторы, влияющие на рав­ номерность работы судов, а также на степень этого влияния. К тому же промысел илю- ег ярко выраженную специ­ фику управления: это и большая удаленность судов, и неполная информация об их работе, и влияние на •промысел погоды, наличия сырьевой базы, и многое другое. Все. это не всегда удает­ ся заключить в формулы и уравнения для ЭВМ. Глав­ ным лицом все же остается человек, специалист. Вот почему необходимо работать над созданием мо­ дели автоматизации, анали­ за, постепенно перекладывая на ЭВМ функции управле­ ния флотом, но для этого параллельно нужно решать задачи оперативного управ­ ления. Учитывая все это, мы включили в план ЦПКТБ работы 'по проектированию оперативного анализа и уп­ равления работой флота на промысле для ВРПО. Думаем мы .разработать и внедрить комплексы задач по оценке сырьевой базы, по расчетам направления сырья в обработку, по прогнозиро­ ванию маневренности добы­ вающего флота и так далее. В. ПОДОБЕДОВ, заведу­ ющий отделом ЦПКТБ, В. ЯКУШЕВ, заведую­ щий отделом ЦПКТБ, А. ОРЛОВ, глаккый ин­ женер проекта. : * Н А П І Ѵ П Ш Р __ З а п и с а н о І І Л l i u i u n c в ^ О с н о в н ы х н а п р а в л е н и я я “ РЫБОРАЗДЕЛОЧНАЯ ТЕХНИКА («Повысить технический уро­ вень и качество продукции машиностроения, средств гв. томатизации и приборов, зна­ чительно поднять экономич­ ность и производительность выпускаемой техники, ее на. дежность и долговечность». «Основные направления экономического и соци­ ального развития СССР па 1981—1985 годы и на период до 1990 года >. jD lGTu ГОДУ на головном ** предприятии объедине­ ния «Мурманская судоверфь» был создан новый цех. Он по­ лучил название опытно-экспе­ риментального цеха продундіш машиностроения. ...Мы сидим со старшим мае- тером Николаем Алексеевичем Хромцовым в просторной при­ стройке - кабинете механика. Из цеха через железную пере­ борку доносились гул станков, удары гильотины. Хромцов вспоминает первые месяцы ра­ боты коллектива. Были они очень трудными, потому что опыта создания рыборазделоч­ ной техники не было на заво­ де никакого. Не хватало слеса­ рей, в цех требовались грамот, ные, с творческой жилкой спе­ циалисты. Они на судоверфи были, по, прикипев душой своим цехам и бригадам, идти на новый участок не хотели. — Но ничего, постепенно положение выправилось. — рассказывает Николай Алек­ сеевич, — нашлись энтузиасты из кадровых рабочих, которые согласились возглавить брига­ ды,. наладить, дело и обучение молодежи. Мы побывали в цехе на сле­ сарном участке. Здесь в ряд выстроились рыборазделочные машины А8-ИРЗМ и А8-ИТ2В. Правда, он и еще были наполо­ вину собраны, но и в таком виде смотрелись впечатляюще. Первая предназначается для разделки мойвы при выпуске «Тушки мойвы в горчичной за- ливке». С помощью второй ма­ шины можно обрабатывать скумбрию. И еще с нескольки­ ми типами станков молено* по­ знакомиться в опытно-экспери­ ментальном цехе. Предназначе­ ны они для обработки рыбы на тушку, сбора икры мойвы. Од­ ним словом, список производи­ мой здесь техники немалень­ кий. Д. С Е Р Г Е Е В . На снимках: слесари В, Олейник и И Петрик; бригадир А. Г. Кузнецов и старший мастер Н. А. Хром . цов «колдуют» над черте - жом. Фото .* Е'ОРо • 6 стр. 'РЫБНЫЙ МУРМАН» - 3 апреля 1981 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz