Рыбный Мурман. 1981 г. Апрель.

Н А Ш И ПЛАН Ы Казалось бы, все это мело­ чи. Но ведь именно из них складывается повседневный труд моряков. Внимание к этим мелочам определяет сте­ пень заинтересованности кол­ лектива в успехе и. впрочем, саму возможность успешного исхода рейса Это и есть творче- ский п о д х о д к делу. Когда люди не довольству­ ются тем. что есть, а пыта­ ются сделать свой труд луч­ ше, прогрессивнее. II, воз­ можно, пресловутые «шаги прогресса» складываются зачастую из такого «мелко­ масштабного» творчества. Б ЫЛ, НАПРИМЕР, та­ кой случай: в дальнем районе промысла произошла авария — вышел из строя один нз компенсаторов глав­ ного двигателя. Траулер стал абсолютно беспомощ­ ным. Ликвидировать не­ исправность вызвался моло­ дой матрос В. Подзпгун: был, мол, в армии сварщи­ ком. Отчего не попробовать? Пока Валерий работал, специалисты, казалось, ды­ шать перестали. Даже на бе­ регу, в заводских условиях, над этой поломкой при­ шлось бы попотеть — сварка требовалась ювелир­ ная, а здесь шторм, качка. — Все, — выдохнул Ва­ лерий, — готово. Можем плыть. — Спасибо, Валера, иди, отдыхай, — устало и облег­ ченно сказал капитан. Но матрос вышел на фаб­ рику в свою смену. Чувство долга? Да. И, ко- Н А ТРАУЛЕРЕ Панин» иечно же, энтузиазм. На БМРТ «Павел Папин» вооб­ ще очень многое делалось на энтузиазме моряков. Но ка­ ким бы пылким и зарази­ тельным ни был трудовой порыв, он — ничто без пра­ вильной организации труда. «Павел с первого г.пя работа была поставлена так, что на разговоры времени не оставалось. Комсостав • подобрался опытный, каждый на собст­ венном примере знал, как велика роль четкого п без­ отказного взаимодействия между службами. В первые же дни рейса обговорили со­ став рабочего совета, кото­ рый способен будет принять немедленное и верное реше­ ние в любой ситуации: по­ мощник по производству, старший механик, старший мастер по добыче, механнк- иаладчнк. Цепочка эта дей­ ствовала безотказно. «Спай­ ка» — так называли ее мо­ ряки, настолько слажен­ но н четко работал совет. Будто бы прочным швом соединил он мен; собой раз­ розненные участки судна — машинное отделение, фаб­ рику, тралмейстерское хо­ зяйство. Постепенно работа команды стала настолько четной, что появилась возможность быстро перестраиваться, маневриро­ вать и людьми, и техникой, благо, и в сырье недостатка не было Рыба на фабрику посту­ пала еще живая. Ни мятой, ни залежалой не было, потому что еще с первого трала ка* питан сказал, как отрезал: А — Тралы не перегруж ать Лучш е меньше, да лучш е. Пос­ ле каждого подъема — чис­ ти ть. Не сразу, но довольно скоро поняли моряки выго­ ду этой кропотливой рабо­ ты: чем больше рыбы на пи­ щевые цгли, чем выше ка­ чество продукции, тем боль­ ше личный их пай. РЕЗУЛЬТАТЫ своего труда каждый мог ви­ деть на экране социалисти­ ческого соревнования и эк­ ране качества. Трудовое со­ перничество между матроса­ ми, вахтами, сменами ожи­ вало на этих экранах. Ком­ плексная система управле­ ния качеством продукции стала на траулере огромной силой. Каждый (!) получал оценку за свой труд. Равно­ душных не было. У коман­ ды появилась личная заин­ тересованность в личном успехе — неумолимые циф­ ры экранов либо хвалили тебя, либо открыто смея­ лись: поленился, мол, вчера. «Как ты трудишься, видели все. Все! Судно продолжало рейс. Уже не просто экипаж — коллек­ тив вел промысел. Шторма не­ прерывно трепали траулер, й •се же среднесуточный вылов достиг почти вО тонн, морозна — почти 40. Плановые задания по всем показателям перевы­ полнялись наполовину. 70 про­ центов выловленной мойвы и более 90 процентов путассу пошли на пищевые цели. Значит, невезучая цифра «13» может быть и счаст­ ливой, если не ждать, пока смилостивится фортуна, а ковать успех своими руками. Н НЕЧАЕВА. К ; ’ЭГДА я получил на­ правление на средний рыболовный морознльныіі траулер «Новохоперск», я уже многое знал тогда об этом судне и славных делах его экипажа в прошлой пя­ тилетке. Отправляясь на «Новохоперск», который в то время стоял на слипе го­ ловного предприятия объеди. пения «Мурманская судо­ верфь». еще издали обратил внимание на опрятный вид траулера. Особенно этому не удивился: на «Новохо- перске» хороший боцман, мой друг Николай Петрович раоот ьа траулере вы­ полнил своими силами. Трудолюбие Николая Пет­ ровича Горячкина замі чают все ч ничуть ип удивляются, когда в оче­ редном приказе капитана боцману объявляют бла­ годарность. В последнем году де­ сятой пятилетки задание по производству готовой пищевой рыбной продук­ ции команда «ІІовохопер- У д р у з е й по соре внов анию «Новохоперск» уходит в море Горячкин. Н. П. Горячкин хорошо понимает, что в море навер. стывать упущенное при ре­ монте судна в порту очень трудно. Наверное, по­ этому он приходил на слип чуть ли не раньше всех и уходил позже других, очень большой объем ремонтных ска» выполнила 22 нюня. Когда на флотах было развернуто со- циалистнческ о е соревнование за достойную встре­ чу XXVI съезда КПСС, команда этого траулера во главе с капи­ таном В. И. Ни­ китиным приня­ ла обязательство — к концу года выполнить два годовых задания. Сделав весомый задел, Владимир Иванович в сен­ тябре ушел в от­ пуск, передав судно не менее опытному капи- Евгению Хар- лампиевичу Чернышову, Свое слово экипаж «Новохо- перска» сдержал, два годо. вых плана были даны к 20 декабря. Сумма реализации готовоіі пищевой продукции составила 1224 тысячи руб­ лей, а рыболовецкий колхоз имени Калинина ік; ѵ-лл 1150 танѵ тысяч рублей чистой прибы­ ли, которые были направле­ ны на расширение сельского хозяйства. Хорошее техническое со­ стояние механизмов в ма. шинном отделении и на па. лубе траулера — забота с у ­ довых механиков. Их группу на «Новохоперске» возглав­ ляет Валентин Васильевич Савченко. 13 марта судоремонтники закончили работы на пашем судне и спустили его на во­ ду. Ремонт был выполнен с высоким качеством. После ходовых испытаний <Новохо­ перск» снова выйдет в мо­ ре. В. ЯБЛОНОВСКИИ, старший мастер добычи рыбы Архангельского рыбакколхозсоюза, наш внештатный корреспон. дент. На хаиик ва) и кин. снимках: старший Me- В. В. Савченко (спра- боцман Н, П, Горяч- Фото автора. МЫ ЧАСТО говорим о рыбаках промысло­ вых флотов, гордимся их героизмом, восхищаемся бес­ предельным муікеством и смекалкой. Что ж, это за ­ конно. Однако мне хотелось бы рассказать о не менее трудных буднях рыбаков внутренних водоемов, так же самоотверженно относя­ щихся к своему делу. Люди, покупая в мурман­ ских магазинах поистине д е­ ликатесные дары многочис­ ленных рек и озер, не заду­ мываются, какой эта продук­ ция прошла путь от водоема до прилавка, Взгляните на карту Коль­ ского полуострова: от Псчен- своей. Словом, комплектуя бригаду, в первую очередь нужно видеть человека, а потом уже штатную еднницѵ. добытчика. Несколько слов о нашей технике. По идее она и сов­ ременная. и высокопроходи­ мая. А на деле ее техниче­ ское состояние оставляет, мягко говоря, желать луч­ шего. Скажем, вездеходы ГАЗ -47 уже в «дедушки» можно записать, чуть моло­ же ГТТ, но п на них мож­ но разве что на прогулку ездить, а новых поставок этой мощной и необходимой техники нет. Снегоходам «Б у­ ран» приходится в букваль­ ном смысле почти плавать Внутренние в о д о ёмы : п р о б л е м ы и перспективы ги до Кандалакшского зали­ ва, от Верхиету.томского во­ дохранилища и до Ондом- еких озер промышляют наши рыбаки на внутренних водое­ мах. Многие бригады достав­ ляются к местам промысла только вертолетами, в ед і дорог на северо-востоке на­ шего края практически не сыщешь. Авиация таким же образом и вывозит рыбу на «большую землю». Несколько слов о рыбац­ ком быте. Представьте себе небольшой деревянный до­ мик, затерянный в морозной тундре или в суровом север­ ном лесу. Дачей его не назо­ вешь, а забот хватает: нуж­ но и печь затопить, и пищу приготовить, дров нарубить... А это не так просто, когда после целого светового дня, промокший и озябший пос­ ле промысла, приходишь за­ ниматься «домашними» де­ лами. В период весенней или осенней распутицы связь с рыбаками поддерживается только по рации. Ни везде­ ходом. ни на лодке к ним не добраться, и люди на дол­ гие сутки остаются отрезан­ ными от основной рыболо­ вецкой базы. Вот здесь-то и требуется от наших рыбаков максимум самообладания и взаимовыручки, ведь в та­ ких условиях в одиночку просто пропадешь. А рыбац­ кую удачу, как говорится, голыми руками не возьмешь: упустил момент — оказался в пролове, и потерянного времени не вернуть. Кстати сказать, наши рыбаки не только ловят рыбу, но и обрабатывают ее, шкерят, солят, укладывают в бочки. Хотелось бы заострить внимание на некоторых воп­ росах, к которым мы по­ рой относимся несерьезно. За строками отчетов и пла­ нов не видим непосредствен­ но людеіі. Я имею в виду создание такого психологи­ ческого микроклимата в бригадах, чтобы, как гово­ рится, песня была слышна. На Серебрянском пром- участке работает бригада І'. Свиридовича. Монолит, а не бригада, и стержень ее — бригадир. Всегда <в пла­ не». климат в коллективе — что надо, другие этим пар­ ням завидовали. Два меся­ ца назад Свиридовича от­ правили па учебу, назначи­ ли другого бригадира, и по­ катилась вниз дисциплина, и техника оказалась в неис­ правном состоянии, и плана нет. Случай этот тем печаль­ нее, что он не единичный. Бригада, как правило, со­ стоит из трех-четырех чело­ век, подчас люди совершен- разные н по возрасту, и характеру, и по сути Щ I.IU1 ■ век, 1 но I по по воде: погода не балует — сначала снег, потом вода, > затем уже крепкий лед. Допустим, «полетел» ре­ мень вариатора на снегоходе, а запасного нет, и стоит снегоход до лучших времен, пока не достанут эту де­ шевую, технически простую, но дефицитную часть. " А рыбакам приходится тащить рыбу на обыкновенных са­ нях до своего пункта бази­ рования, или же мастер по­ сылает с рыбпункта везде­ ход, который вместо того, чтобы взять рыбу в одном месте, объезжает все точки промысла. А за одну такую ездку по Серебрянскому или Верхнетуломскому водохра­ нилищу вездеход «съедает» 400, а то и больше литров бензина. Но ведь не пропадать же ценнейшему добру, и рыбаки это понимают. Было бы больше пользы, если бы и вышестоящие руководители прониклись тем же понима­ нием, что и рыбаки на ме­ стах промысла. Пресноводной рыбы нуж­ но стране все больше, и на максимальный вылов ее на­ целивает нас постановление ЦК КПСС и Совета -Минист­ ров СССР от 17 августа 1978 года «О мерах по даль­ нейшему развитию рыбовод­ ства и увеличению вылова рыбы в пресноводных водо­ емах страны», где очень чет­ ко сказано о необходимости механизировать и автомати­ зировать трудоемкие работы на пресноводных промыслах. Что же касается самих ры­ баков. то и им следует по­ размыслить над тем, как бе­ режнее относиться к имею­ щейся технике, снизить се­ бестоимость продукции. Ведь килограмм обыкновенной озерной Щуки обходится го­ сударству в 3 рубля затрат, в то время как розничная цена ее — 64 копейки. И все нее значительный прогресс в развитии пресно­ водного рыболовства и ры­ боводства достигнут. ГІо сравнению с 1966 годом вы­ лов рыбы увеличился более чем в два раза, а в 1985 году только нашему объединению нужно дать на народныіі стол озерной и речной рыбы 700 тонн. т. е. почтп в 2 раза больше, чем в 1980 году. И, судя по на­ чалу текущего года, эта за­ дача вполне выполнима. На 25 февраля мы уже поста­ вили 301 центнер продук­ ции, т. е. 102 процента к плану двух месяцев. Такими же темпами мы намерены идти дальше. А. СКУРИХИН, инженер отдела внутренних водо­ емов объединения «Мур- манрыбпром». 3 апреля 1981 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН » • 5 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz