Рыбный Мурман. 1981 г. Апрель.
Н А Ш И ПЛАН Ы Казалось бы, все это мело чи. Но ведь именно из них складывается повседневный труд моряков. Внимание к этим мелочам определяет сте пень заинтересованности кол лектива в успехе и. впрочем, саму возможность успешного исхода рейса Это и есть творче- ский п о д х о д к делу. Когда люди не довольству ются тем. что есть, а пыта ются сделать свой труд луч ше, прогрессивнее. II, воз можно, пресловутые «шаги прогресса» складываются зачастую из такого «мелко масштабного» творчества. Б ЫЛ, НАПРИМЕР, та кой случай: в дальнем районе промысла произошла авария — вышел из строя один нз компенсаторов глав ного двигателя. Траулер стал абсолютно беспомощ ным. Ликвидировать не исправность вызвался моло дой матрос В. Подзпгун: был, мол, в армии сварщи ком. Отчего не попробовать? Пока Валерий работал, специалисты, казалось, ды шать перестали. Даже на бе регу, в заводских условиях, над этой поломкой при шлось бы попотеть — сварка требовалась ювелир ная, а здесь шторм, качка. — Все, — выдохнул Ва лерий, — готово. Можем плыть. — Спасибо, Валера, иди, отдыхай, — устало и облег ченно сказал капитан. Но матрос вышел на фаб рику в свою смену. Чувство долга? Да. И, ко- Н А ТРАУЛЕРЕ Панин» иечно же, энтузиазм. На БМРТ «Павел Папин» вооб ще очень многое делалось на энтузиазме моряков. Но ка ким бы пылким и зарази тельным ни был трудовой порыв, он — ничто без пра вильной организации труда. «Павел с первого г.пя работа была поставлена так, что на разговоры времени не оставалось. Комсостав • подобрался опытный, каждый на собст венном примере знал, как велика роль четкого п без отказного взаимодействия между службами. В первые же дни рейса обговорили со став рабочего совета, кото рый способен будет принять немедленное и верное реше ние в любой ситуации: по мощник по производству, старший механик, старший мастер по добыче, механнк- иаладчнк. Цепочка эта дей ствовала безотказно. «Спай ка» — так называли ее мо ряки, настолько слажен но н четко работал совет. Будто бы прочным швом соединил он мен; собой раз розненные участки судна — машинное отделение, фаб рику, тралмейстерское хо зяйство. Постепенно работа команды стала настолько четной, что появилась возможность быстро перестраиваться, маневриро вать и людьми, и техникой, благо, и в сырье недостатка не было Рыба на фабрику посту пала еще живая. Ни мятой, ни залежалой не было, потому что еще с первого трала ка* питан сказал, как отрезал: А — Тралы не перегруж ать Лучш е меньше, да лучш е. Пос ле каждого подъема — чис ти ть. Не сразу, но довольно скоро поняли моряки выго ду этой кропотливой рабо ты: чем больше рыбы на пи щевые цгли, чем выше ка чество продукции, тем боль ше личный их пай. РЕЗУЛЬТАТЫ своего труда каждый мог ви деть на экране социалисти ческого соревнования и эк ране качества. Трудовое со перничество между матроса ми, вахтами, сменами ожи вало на этих экранах. Ком плексная система управле ния качеством продукции стала на траулере огромной силой. Каждый (!) получал оценку за свой труд. Равно душных не было. У коман ды появилась личная заин тересованность в личном успехе — неумолимые циф ры экранов либо хвалили тебя, либо открыто смея лись: поленился, мол, вчера. «Как ты трудишься, видели все. Все! Судно продолжало рейс. Уже не просто экипаж — коллек тив вел промысел. Шторма не прерывно трепали траулер, й •се же среднесуточный вылов достиг почти вО тонн, морозна — почти 40. Плановые задания по всем показателям перевы полнялись наполовину. 70 про центов выловленной мойвы и более 90 процентов путассу пошли на пищевые цели. Значит, невезучая цифра «13» может быть и счаст ливой, если не ждать, пока смилостивится фортуна, а ковать успех своими руками. Н НЕЧАЕВА. К ; ’ЭГДА я получил на правление на средний рыболовный морознльныіі траулер «Новохоперск», я уже многое знал тогда об этом судне и славных делах его экипажа в прошлой пя тилетке. Отправляясь на «Новохоперск», который в то время стоял на слипе го ловного предприятия объеди. пения «Мурманская судо верфь». еще издали обратил внимание на опрятный вид траулера. Особенно этому не удивился: на «Новохо- перске» хороший боцман, мой друг Николай Петрович раоот ьа траулере вы полнил своими силами. Трудолюбие Николая Пет ровича Горячкина замі чают все ч ничуть ип удивляются, когда в оче редном приказе капитана боцману объявляют бла годарность. В последнем году де сятой пятилетки задание по производству готовой пищевой рыбной продук ции команда «ІІовохопер- У д р у з е й по соре внов анию «Новохоперск» уходит в море Горячкин. Н. П. Горячкин хорошо понимает, что в море навер. стывать упущенное при ре монте судна в порту очень трудно. Наверное, по этому он приходил на слип чуть ли не раньше всех и уходил позже других, очень большой объем ремонтных ска» выполнила 22 нюня. Когда на флотах было развернуто со- циалистнческ о е соревнование за достойную встре чу XXVI съезда КПСС, команда этого траулера во главе с капи таном В. И. Ни китиным приня ла обязательство — к концу года выполнить два годовых задания. Сделав весомый задел, Владимир Иванович в сен тябре ушел в от пуск, передав судно не менее опытному капи- Евгению Хар- лампиевичу Чернышову, Свое слово экипаж «Новохо- перска» сдержал, два годо. вых плана были даны к 20 декабря. Сумма реализации готовоіі пищевой продукции составила 1224 тысячи руб лей, а рыболовецкий колхоз имени Калинина ік; ѵ-лл 1150 танѵ тысяч рублей чистой прибы ли, которые были направле ны на расширение сельского хозяйства. Хорошее техническое со стояние механизмов в ма. шинном отделении и на па. лубе траулера — забота с у довых механиков. Их группу на «Новохоперске» возглав ляет Валентин Васильевич Савченко. 13 марта судоремонтники закончили работы на пашем судне и спустили его на во ду. Ремонт был выполнен с высоким качеством. После ходовых испытаний <Новохо перск» снова выйдет в мо ре. В. ЯБЛОНОВСКИИ, старший мастер добычи рыбы Архангельского рыбакколхозсоюза, наш внештатный корреспон. дент. На хаиик ва) и кин. снимках: старший Me- В. В. Савченко (спра- боцман Н, П, Горяч- Фото автора. МЫ ЧАСТО говорим о рыбаках промысло вых флотов, гордимся их героизмом, восхищаемся бес предельным муікеством и смекалкой. Что ж, это за конно. Однако мне хотелось бы рассказать о не менее трудных буднях рыбаков внутренних водоемов, так же самоотверженно относя щихся к своему делу. Люди, покупая в мурман ских магазинах поистине д е ликатесные дары многочис ленных рек и озер, не заду мываются, какой эта продук ция прошла путь от водоема до прилавка, Взгляните на карту Коль ского полуострова: от Псчен- своей. Словом, комплектуя бригаду, в первую очередь нужно видеть человека, а потом уже штатную еднницѵ. добытчика. Несколько слов о нашей технике. По идее она и сов ременная. и высокопроходи мая. А на деле ее техниче ское состояние оставляет, мягко говоря, желать луч шего. Скажем, вездеходы ГАЗ -47 уже в «дедушки» можно записать, чуть моло же ГТТ, но п на них мож но разве что на прогулку ездить, а новых поставок этой мощной и необходимой техники нет. Снегоходам «Б у ран» приходится в букваль ном смысле почти плавать Внутренние в о д о ёмы : п р о б л е м ы и перспективы ги до Кандалакшского зали ва, от Верхиету.томского во дохранилища и до Ондом- еких озер промышляют наши рыбаки на внутренних водое мах. Многие бригады достав ляются к местам промысла только вертолетами, в ед і дорог на северо-востоке на шего края практически не сыщешь. Авиация таким же образом и вывозит рыбу на «большую землю». Несколько слов о рыбац ком быте. Представьте себе небольшой деревянный до мик, затерянный в морозной тундре или в суровом север ном лесу. Дачей его не назо вешь, а забот хватает: нуж но и печь затопить, и пищу приготовить, дров нарубить... А это не так просто, когда после целого светового дня, промокший и озябший пос ле промысла, приходишь за ниматься «домашними» де лами. В период весенней или осенней распутицы связь с рыбаками поддерживается только по рации. Ни везде ходом. ни на лодке к ним не добраться, и люди на дол гие сутки остаются отрезан ными от основной рыболо вецкой базы. Вот здесь-то и требуется от наших рыбаков максимум самообладания и взаимовыручки, ведь в та ких условиях в одиночку просто пропадешь. А рыбац кую удачу, как говорится, голыми руками не возьмешь: упустил момент — оказался в пролове, и потерянного времени не вернуть. Кстати сказать, наши рыбаки не только ловят рыбу, но и обрабатывают ее, шкерят, солят, укладывают в бочки. Хотелось бы заострить внимание на некоторых воп росах, к которым мы по рой относимся несерьезно. За строками отчетов и пла нов не видим непосредствен но людеіі. Я имею в виду создание такого психологи ческого микроклимата в бригадах, чтобы, как гово рится, песня была слышна. На Серебрянском пром- участке работает бригада І'. Свиридовича. Монолит, а не бригада, и стержень ее — бригадир. Всегда <в пла не». климат в коллективе — что надо, другие этим пар ням завидовали. Два меся ца назад Свиридовича от правили па учебу, назначи ли другого бригадира, и по катилась вниз дисциплина, и техника оказалась в неис правном состоянии, и плана нет. Случай этот тем печаль нее, что он не единичный. Бригада, как правило, со стоит из трех-четырех чело век, подчас люди совершен- разные н по возрасту, и характеру, и по сути Щ I.IU1 ■ век, 1 но I по по воде: погода не балует — сначала снег, потом вода, > затем уже крепкий лед. Допустим, «полетел» ре мень вариатора на снегоходе, а запасного нет, и стоит снегоход до лучших времен, пока не достанут эту де шевую, технически простую, но дефицитную часть. " А рыбакам приходится тащить рыбу на обыкновенных са нях до своего пункта бази рования, или же мастер по сылает с рыбпункта везде ход, который вместо того, чтобы взять рыбу в одном месте, объезжает все точки промысла. А за одну такую ездку по Серебрянскому или Верхнетуломскому водохра нилищу вездеход «съедает» 400, а то и больше литров бензина. Но ведь не пропадать же ценнейшему добру, и рыбаки это понимают. Было бы больше пользы, если бы и вышестоящие руководители прониклись тем же понима нием, что и рыбаки на ме стах промысла. Пресноводной рыбы нуж но стране все больше, и на максимальный вылов ее на целивает нас постановление ЦК КПСС и Совета -Минист ров СССР от 17 августа 1978 года «О мерах по даль нейшему развитию рыбовод ства и увеличению вылова рыбы в пресноводных водо емах страны», где очень чет ко сказано о необходимости механизировать и автомати зировать трудоемкие работы на пресноводных промыслах. Что же касается самих ры баков. то и им следует по размыслить над тем, как бе режнее относиться к имею щейся технике, снизить се бестоимость продукции. Ведь килограмм обыкновенной озерной Щуки обходится го сударству в 3 рубля затрат, в то время как розничная цена ее — 64 копейки. И все нее значительный прогресс в развитии пресно водного рыболовства и ры боводства достигнут. ГІо сравнению с 1966 годом вы лов рыбы увеличился более чем в два раза, а в 1985 году только нашему объединению нужно дать на народныіі стол озерной и речной рыбы 700 тонн. т. е. почтп в 2 раза больше, чем в 1980 году. И, судя по на чалу текущего года, эта за дача вполне выполнима. На 25 февраля мы уже поста вили 301 центнер продук ции, т. е. 102 процента к плану двух месяцев. Такими же темпами мы намерены идти дальше. А. СКУРИХИН, инженер отдела внутренних водо емов объединения «Мур- манрыбпром». 3 апреля 1981 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН » • 5 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz