Рыбный Мурман. 1981 г. Апрель.

я I V. D СОВЕТСКОМ энцикло- ® педическом словаре, выпущенном недавно, Кан­ далакше уделено всего пять строк: город в Мурманской области, порт на Белом мо­ ре, железнодорожная стан­ ция, деревообрабатывающий, алюминиевый, механиче­ ский, рыбоконсервный за, воды. Известна с XI века. В городском музее, в эк­ спозиции, относящейся к старине, можно узнать в дополнение: в 1554 году в Кандалакше был построен монастырь — центр распро­ странения христианства сре­ ди местного населения. По переписи 1563 года в Кан­ далакше числилось около 20 дворов. Городом Кандалакша ста­ ла лишь в 1938 году, так что биография ее. .можно ска­ зать, только начинается. А в конце прошлого века по­ бывавший здесь Василий Иванович 1Іемировнч-Дан­ ченко увидел: «...У самой вершины Кандалакшской гу­ бы... река Нива разрезает берег па два гористых мыса. По обоим берегам ее разбро­ сано село Кандалакша, со­ стоящее из мелких трехокон­ ных изб, больших почернев­ ших домов, амбарушек и черных бань, сбежавшихся к самой воде... Море — та же Нива для береговых жи. телей... Что оно дает іім, тем они и сыты...» С морем и сейчас связа­ на жизнь города. Кандалак­ ша является южными мор. сними воротами Кольского полуострова. Сюда приходят корабли, отсюда водным пу­ тем отправляется железо­ рудный концентрат Ковдора и Оленегорска. В зимнюю пору 1977 года дизель-элект­ роход «Павел Пономарев» проложил путь к Кандалак­ ше сквозь льды Белого моря. Он же под проводкой атом­ ного ледокола «Ленин» пер. вым из транспортных судов совершил переход к полуост. рову Ямал. С тех пор на ямальском ледовом причале ежегодно перерабатывают­ ся грузы в зимне-весенний период. В «Основных направлени­ ях», определенных XXVI съездом КПСС, предусмат­ ривается обеспечить круг­ логодичную навигацию в западной части Северного морского пути и своевремен­ ную доставку необходимых грузов в раііоны Крайнего Севера и Дальнего Востока. В выполнении этоіі програм­ мы примут участие и труже. ники Кандалакши, практиче­ ски уже ставшей портом круглогодичной работы. Только в марте 1981 года здесь побывали крупнотон­ нажные суда «Уржум» и «Александр Суворов». Про. водкой их по Белому морю занимался ледокол «Капп. Тан Сорокин». В одиннадца­ той пятилетке в Кандалакше будет создана база для лих­ теров, мощность порта значительно возрастет. Порту перевалило за 65 лет. Другим старейшим предприятием Кольского по­ луострова является рыбокон. Сервный завод. Он старше известного всей стране Мур­ манского рыбокомбината, от­ метившего недавно золотой юбилей. Еще в первые годы существования завода кон­ сервщики были поощрены Советом Народных Комисса­ ров за достижение качест­ венных показателей в рабо, те. И сейчас кандалакшскне рыбообработчики высоко не­ сут честь заводской марки. Шести видам продукции присвоен государственный Знак качества. Не забывают здесь о расширении ассор­ тимента, увеличении гіроиз. водства изделий. SBC Ш І Ш Ш О ч е р к Л . Б Р Ъ І С О М Л 9 Я А СНИМКАХ : гостиница «Беломорье»; после приезда из М оск в у делегат X X V I съезда К ІІСС маши­ нист А. Н. Серов готовится к очередному рейсу по за. полярной магистрали (слева машинист . инструктор В. П. Семин); в детской ху­ дожественной школе. Фото автора и В. Шприн­ гера. Точка н а к а р т е Коллектив завода досрочно завершил план десятой пяти­ летки, взял хороший старт в одиннадцатой. Социалисти­ ческие обязательства в честь XXVI съезда партии были выполнены раньше намечен, ного срока. Ровесником рыбоконсерв­ ного является лесокомбинат. II когда знакомишься с исто­ рией этих предприятий, еще и еще раз видишь грандиоз­ ные перемены, что произо­ шли за годы Советской вла­ сти в Кандалакше. Новые це­ хи, новое оборудование, но­ вые поточные линии облег­ чили труд людей, позволили увеличить выпуск продук­ ции. Впрочем, разительные из­ менения и в облике города, и в жизни горожан видны и не за столь длительный пе­ риод. Только в десятой пя. тилетке построено жилья по­ чти в полтора раза больше, чем за такой же предыду­ щий период. Возведена но. вая гостиница, детвора по­ лучила новые дошкольные учреждения, вступили в строй новые производствен­ ные мощности. Пять лет назад за дости. жение наивысших результа­ тов во Всесоюзном социали­ стическом соревновании за досрочное выполнение плана І975 года и успешное За­ вершение девятой пятилетки Кандалакше было присужде­ но переходящее Красное знамя ЦК КПСС, Совета Министров СССР, 6ЦСПС й ЦК ВЛКСМ. Позади Осталась десятая пятилетка. И b h o b j , город у% Белого моря Удоетоей зк трудовые достижения такой же награды. Это лн не под. тверждение старой истины, что города — эта не просто заводы и дома, улицы и площади, а прежде всего — люди, сплоченные в коллек­ тивы, созидающие биогра­ фию города. ГЛАВИТСЯ революци. оннымп, боевыми и трудовыми традициями одно из крупнейших на Октябрь­ ской магистрали Кандалакш. ское локомотивное депо. Мало, наверное, сказать, что за прошедшую пятилетку поездные бригады перевез­ ли сверх весовых норм со­ ставов 25 миллионов тонн народнохозяйственных гру­ зов, сэкономили девять мил. лнонов киловатт-часов элек. троэнергии. Железнодорож­ ники своими силами не толь, ко благоустроили террито­ рию депо, но н построили во внеурочное время здание цеха технического обслужи­ вания локомотивов стоимо. стыо 700 тысяч рублей, при­ няли активное участие $ строительстве тепловозного цеха, цеха по ремонту элек­ тровозов и моторно-вагонных секций, оборудовали их. И если раньше электровозы приходилось «гонять» На ре. монт в Ленинград, то теперь ленинградцы пользуются ус­ лугами кандалакшцев. А ведь все это — строитель­ ство и благоустройство — не основное дело транспортнй. ков. Вот что Значат дружба, сплоченность, стремление к достижению большего. Не случайно из этого коллекти­ ва избирались делегаты на последние пять съездов пар­ тии. В работе XXVI съезда KftCC принял участие ма. шпннст электровоза, лауре­ ат премии Ленинского ком­ сомола Анатолий Николае. б и ч Серов. Трудно сказать, сколько на его счету тяже­ ловесов. а вот экономия подсчитана: он сберег за прошлую пятилетку на тяге составов столько электриче­ ской энергии, что ее хватит на обеспечение пятидесяти стоквартирных домов в те. ченне месяца. Эффективному вождению железнодорож­ ных составов А. Н. Серов обучил десятки машинистов. Д АЛЕКО за пределами нашего края добрым словом отзываются о продук­ ции Кандалакшского меха­ нического завода, поставляю­ щего промыслово'е вооруже, ййе, запасные части, техно­ логическое оборудование и рыбному Мурману. Рыбона­ сос ОРНЭП-200 удостоен Йочетного диплома президи­ ума Торгово - промышлен. Яой палаты СССР, таким же дипломом и золотой меда- Лью ВДНХ отмечена глазу, ровочная машина, алюмини­ евые кухтыли выпускаются е государственным Знаком качества. За последнюю пя. тилетку на этом предпрпя. гни вступили в строй новые отделения литейного произ­ водства, компрессорная, пу. щей кузнечно - прессовый участок с уникальным обо. рудованием. В одиннадцатой пятилетке начнется возведе­ ние нового механического цеха. Значит, больше про­ дукции получат промысло­ вики и рыбообработчики, значит, можно ожидать, что богаче станет наш стол. D КАНДАЛАКШЕ полѵ- u чают вторую жизнь автомобили для горнодобы­ вающей промышленности Кольского полуострова. Не­ смотря на молодость авто­ ремонтного завода, его из­ делия отправляются на Ку­ бу, в Социалистическую Ре­ спублику Вьетнам, Монго­ лию, Лаос... -| А ГЕРБЕ города, в * верхней его части, за. водские трубы и провода ли­ нии электропередач. Именно к районе Кандалакши нача. лась электрификация Коль­ ского полуострова. Первенец ее, Нива-ГЭС-2, и сейчас в строю действующих. В горо­ де и пригороде сегодня шесть гидроэлектростанций. Машинный зал Нпва-ГЭС-3, что в черте города, находит­ ся под землей, на 60-метро- вой глубине в скальном грунте. На другой, Иов- ской ГЭС, проводится уни­ кальный в стране, да и в ми. ре промышленный экепери. мент по параллельной ра. боте двух асинхронизирован. пых синхронных агрегатов. Ё отличие от обычных генера­ торов, действующих в од, «ом режиме, они управляе­ мые и могут использоваться и в режиме двигателя. Ге­ нераторы нового типа могут также работать и в режиме потребления реактивной мо, щности и даже выполнять роль синхронных комиенса-* торов. Орнитологи, эмбриологи, гистологи, гидробиолог®, биофизики, ихтиологи, рас* тенневоды... Кого только не . встретишь в городе, в егЗ окрестностях — на заповед. ных островах, на Беломор. ской биологической стан* Цни. Они изучают фауну ft флору Беломорья, чтобы & дальнейшем сохранить ц Обогатить природные ре­ сурсы северного края. Морякам и рыбообработ­ чикам, которые захотят при­ ехать в Кандалакшу, можно посоветовать посетить город, ской музей, музей локомо­ тивного депо и алюминиё-. вого завода, недавно отмё* тнвшего свое тридцатилетие. Й, безусловно, музей при, роды. Правда, сейчас он на. ходіітся в тесном помещении, но уже строится быстрыми Темпами здание лаборатор­ ного корпуса Кандалакшско. го государственного запо­ ведника, куда музей и будет переведен. А в распоряжение любите­ лей спорта скоро будет пре­ доставлена на левом берегу реки Нива многоэтажная го­ стиница, входящая в боль­ шой спортивный комплекс. Впрочем, и сейчас есть, где разместиться гостям. — на центральной площади города поднялось здание гостиницы «Беломорье». Гостей могут заинтересо­ вать рыбоводные заводы, за­ нимающиеся воспроизводст­ вом лососевых пород рыб, памятники старины, такие, как лабиринт, Никольская церковь, построенная в 1651 году, Я т. п. I f АНДАЛАКША — ма- ** ленькая точка на кар­ те. На первый взгляд, что может быть примечатель­ ным, интересным в таком небольшом городке и его ок. рестностях?! По примечательного здесь, как видит читатель, много. Всего даже не описать. По и того, о чем мы здесь на­ писали, достаточно, чтобы понять: Кандалакша — за­ метная точка на карте не только нашего полуострова, но и всей страны. Здесь про­ изводятся промышленные и продовольственные товары, здесь крупный железнодо­ рожный узел и важный порт... Посмотреть — пожа­ луйста, приезжайте к нам, в Кандалакшу. §4 апреля ІОДІ гч «РЫБНЫЙ МУРМАН» 9 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz