Рыбный Мурман. 1981 г. Апрель.
я I V. D СОВЕТСКОМ энцикло- ® педическом словаре, выпущенном недавно, Кан далакше уделено всего пять строк: город в Мурманской области, порт на Белом мо ре, железнодорожная стан ция, деревообрабатывающий, алюминиевый, механиче ский, рыбоконсервный за, воды. Известна с XI века. В городском музее, в эк спозиции, относящейся к старине, можно узнать в дополнение: в 1554 году в Кандалакше был построен монастырь — центр распро странения христианства сре ди местного населения. По переписи 1563 года в Кан далакше числилось около 20 дворов. Городом Кандалакша ста ла лишь в 1938 году, так что биография ее. .можно ска зать, только начинается. А в конце прошлого века по бывавший здесь Василий Иванович 1Іемировнч-Дан ченко увидел: «...У самой вершины Кандалакшской гу бы... река Нива разрезает берег па два гористых мыса. По обоим берегам ее разбро сано село Кандалакша, со стоящее из мелких трехокон ных изб, больших почернев ших домов, амбарушек и черных бань, сбежавшихся к самой воде... Море — та же Нива для береговых жи. телей... Что оно дает іім, тем они и сыты...» С морем и сейчас связа на жизнь города. Кандалак ша является южными мор. сними воротами Кольского полуострова. Сюда приходят корабли, отсюда водным пу тем отправляется железо рудный концентрат Ковдора и Оленегорска. В зимнюю пору 1977 года дизель-элект роход «Павел Пономарев» проложил путь к Кандалак ше сквозь льды Белого моря. Он же под проводкой атом ного ледокола «Ленин» пер. вым из транспортных судов совершил переход к полуост. рову Ямал. С тех пор на ямальском ледовом причале ежегодно перерабатывают ся грузы в зимне-весенний период. В «Основных направлени ях», определенных XXVI съездом КПСС, предусмат ривается обеспечить круг логодичную навигацию в западной части Северного морского пути и своевремен ную доставку необходимых грузов в раііоны Крайнего Севера и Дальнего Востока. В выполнении этоіі програм мы примут участие и труже. ники Кандалакши, практиче ски уже ставшей портом круглогодичной работы. Только в марте 1981 года здесь побывали крупнотон нажные суда «Уржум» и «Александр Суворов». Про. водкой их по Белому морю занимался ледокол «Капп. Тан Сорокин». В одиннадца той пятилетке в Кандалакше будет создана база для лих теров, мощность порта значительно возрастет. Порту перевалило за 65 лет. Другим старейшим предприятием Кольского по луострова является рыбокон. Сервный завод. Он старше известного всей стране Мур манского рыбокомбината, от метившего недавно золотой юбилей. Еще в первые годы существования завода кон сервщики были поощрены Советом Народных Комисса ров за достижение качест венных показателей в рабо, те. И сейчас кандалакшскне рыбообработчики высоко не сут честь заводской марки. Шести видам продукции присвоен государственный Знак качества. Не забывают здесь о расширении ассор тимента, увеличении гіроиз. водства изделий. SBC Ш І Ш Ш О ч е р к Л . Б Р Ъ І С О М Л 9 Я А СНИМКАХ : гостиница «Беломорье»; после приезда из М оск в у делегат X X V I съезда К ІІСС маши нист А. Н. Серов готовится к очередному рейсу по за. полярной магистрали (слева машинист . инструктор В. П. Семин); в детской ху дожественной школе. Фото автора и В. Шприн гера. Точка н а к а р т е Коллектив завода досрочно завершил план десятой пяти летки, взял хороший старт в одиннадцатой. Социалисти ческие обязательства в честь XXVI съезда партии были выполнены раньше намечен, ного срока. Ровесником рыбоконсерв ного является лесокомбинат. II когда знакомишься с исто рией этих предприятий, еще и еще раз видишь грандиоз ные перемены, что произо шли за годы Советской вла сти в Кандалакше. Новые це хи, новое оборудование, но вые поточные линии облег чили труд людей, позволили увеличить выпуск продук ции. Впрочем, разительные из менения и в облике города, и в жизни горожан видны и не за столь длительный пе риод. Только в десятой пя. тилетке построено жилья по чти в полтора раза больше, чем за такой же предыду щий период. Возведена но. вая гостиница, детвора по лучила новые дошкольные учреждения, вступили в строй новые производствен ные мощности. Пять лет назад за дости. жение наивысших результа тов во Всесоюзном социали стическом соревновании за досрочное выполнение плана І975 года и успешное За вершение девятой пятилетки Кандалакше было присужде но переходящее Красное знамя ЦК КПСС, Совета Министров СССР, 6ЦСПС й ЦК ВЛКСМ. Позади Осталась десятая пятилетка. И b h o b j , город у% Белого моря Удоетоей зк трудовые достижения такой же награды. Это лн не под. тверждение старой истины, что города — эта не просто заводы и дома, улицы и площади, а прежде всего — люди, сплоченные в коллек тивы, созидающие биогра фию города. ГЛАВИТСЯ революци. оннымп, боевыми и трудовыми традициями одно из крупнейших на Октябрь ской магистрали Кандалакш. ское локомотивное депо. Мало, наверное, сказать, что за прошедшую пятилетку поездные бригады перевез ли сверх весовых норм со ставов 25 миллионов тонн народнохозяйственных гру зов, сэкономили девять мил. лнонов киловатт-часов элек. троэнергии. Железнодорож ники своими силами не толь, ко благоустроили террито рию депо, но н построили во внеурочное время здание цеха технического обслужи вания локомотивов стоимо. стыо 700 тысяч рублей, при няли активное участие $ строительстве тепловозного цеха, цеха по ремонту элек тровозов и моторно-вагонных секций, оборудовали их. И если раньше электровозы приходилось «гонять» На ре. монт в Ленинград, то теперь ленинградцы пользуются ус лугами кандалакшцев. А ведь все это — строитель ство и благоустройство — не основное дело транспортнй. ков. Вот что Значат дружба, сплоченность, стремление к достижению большего. Не случайно из этого коллекти ва избирались делегаты на последние пять съездов пар тии. В работе XXVI съезда KftCC принял участие ма. шпннст электровоза, лауре ат премии Ленинского ком сомола Анатолий Николае. б и ч Серов. Трудно сказать, сколько на его счету тяже ловесов. а вот экономия подсчитана: он сберег за прошлую пятилетку на тяге составов столько электриче ской энергии, что ее хватит на обеспечение пятидесяти стоквартирных домов в те. ченне месяца. Эффективному вождению железнодорож ных составов А. Н. Серов обучил десятки машинистов. Д АЛЕКО за пределами нашего края добрым словом отзываются о продук ции Кандалакшского меха нического завода, поставляю щего промыслово'е вооруже, ййе, запасные части, техно логическое оборудование и рыбному Мурману. Рыбона сос ОРНЭП-200 удостоен Йочетного диплома президи ума Торгово - промышлен. Яой палаты СССР, таким же дипломом и золотой меда- Лью ВДНХ отмечена глазу, ровочная машина, алюмини евые кухтыли выпускаются е государственным Знаком качества. За последнюю пя. тилетку на этом предпрпя. гни вступили в строй новые отделения литейного произ водства, компрессорная, пу. щей кузнечно - прессовый участок с уникальным обо. рудованием. В одиннадцатой пятилетке начнется возведе ние нового механического цеха. Значит, больше про дукции получат промысло вики и рыбообработчики, значит, можно ожидать, что богаче станет наш стол. D КАНДАЛАКШЕ полѵ- u чают вторую жизнь автомобили для горнодобы вающей промышленности Кольского полуострова. Не смотря на молодость авто ремонтного завода, его из делия отправляются на Ку бу, в Социалистическую Ре спублику Вьетнам, Монго лию, Лаос... -| А ГЕРБЕ города, в * верхней его части, за. водские трубы и провода ли нии электропередач. Именно к районе Кандалакши нача. лась электрификация Коль ского полуострова. Первенец ее, Нива-ГЭС-2, и сейчас в строю действующих. В горо де и пригороде сегодня шесть гидроэлектростанций. Машинный зал Нпва-ГЭС-3, что в черте города, находит ся под землей, на 60-метро- вой глубине в скальном грунте. На другой, Иов- ской ГЭС, проводится уни кальный в стране, да и в ми. ре промышленный экепери. мент по параллельной ра. боте двух асинхронизирован. пых синхронных агрегатов. Ё отличие от обычных генера торов, действующих в од, «ом режиме, они управляе мые и могут использоваться и в режиме двигателя. Ге нераторы нового типа могут также работать и в режиме потребления реактивной мо, щности и даже выполнять роль синхронных комиенса-* торов. Орнитологи, эмбриологи, гистологи, гидробиолог®, биофизики, ихтиологи, рас* тенневоды... Кого только не . встретишь в городе, в егЗ окрестностях — на заповед. ных островах, на Беломор. ской биологической стан* Цни. Они изучают фауну ft флору Беломорья, чтобы & дальнейшем сохранить ц Обогатить природные ре сурсы северного края. Морякам и рыбообработ чикам, которые захотят при ехать в Кандалакшу, можно посоветовать посетить город, ской музей, музей локомо тивного депо и алюминиё-. вого завода, недавно отмё* тнвшего свое тридцатилетие. Й, безусловно, музей при, роды. Правда, сейчас он на. ходіітся в тесном помещении, но уже строится быстрыми Темпами здание лаборатор ного корпуса Кандалакшско. го государственного запо ведника, куда музей и будет переведен. А в распоряжение любите лей спорта скоро будет пре доставлена на левом берегу реки Нива многоэтажная го стиница, входящая в боль шой спортивный комплекс. Впрочем, и сейчас есть, где разместиться гостям. — на центральной площади города поднялось здание гостиницы «Беломорье». Гостей могут заинтересо вать рыбоводные заводы, за нимающиеся воспроизводст вом лососевых пород рыб, памятники старины, такие, как лабиринт, Никольская церковь, построенная в 1651 году, Я т. п. I f АНДАЛАКША — ма- ** ленькая точка на кар те. На первый взгляд, что может быть примечатель ным, интересным в таком небольшом городке и его ок. рестностях?! По примечательного здесь, как видит читатель, много. Всего даже не описать. По и того, о чем мы здесь на писали, достаточно, чтобы понять: Кандалакша — за метная точка на карте не только нашего полуострова, но и всей страны. Здесь про изводятся промышленные и продовольственные товары, здесь крупный железнодо рожный узел и важный порт... Посмотреть — пожа луйста, приезжайте к нам, в Кандалакшу. §4 апреля ІОДІ гч «РЫБНЫЙ МУРМАН» 9 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz