Рыбный Мурман. 1981 г. Апрель.

Что на флоте .может Сьітъ важнее обеспечения стабильной, повсеместной безопасности мореплава­ ния? 11 почему состояние дел в этом вопросе дале­ ко не всегда радует? В чем причина аварий в за­ ливе и в районах про- гасла? М ожн о ли обой­ тись без аварий вообще? Над этими важнейши­ ми проблемами рыбопро­ мысловых флотов р а з . мъшляет начальник от­ дела мореплавания, связи и электронавигации В РП О ■Севрыба» Г. В. ТИШ- КОВ. 1ГОД только начался, а в своем «активе» :.іы име­ ем уже ; варию. Б М Р Т «Мур ­ манск» управления тралово­ го флота столкнулся с Б М Р Т «Муроыск> объединения •Му рыанрыбпроМ'. Авария была настолько серьезной, что лишь по счастливой слу­ чайности обошлось без жертв. Сейчас, исследуя при­ чины этого происшествия, очевидно: столкновение мо­ ж но было предотвратить. И плохая видимость, которой отговариваются капитаны обоих траулеров, всего лишь попытка прикрыть откровен­ ную халатность при испол­ нении служебных обязаннос­ тей. Ведь в момент аварии на мостиках находились лишь вахтенные вторые по­ мощники. Где были сами ка­ питаны, почему не выстав­ лялись подвахтенные штур­ маны и впередсмотрящие — загадка. В довершение ко всему — абсолютно не ве­ лось непрерывное наблюде­ ние за' окружающей обста­ новкой. Стоит ли удивлять­ ся, что суда обнаружили Друг друга только в момент ‘авярии. Далее. Пренебрежение эле­ ментарной осторожностью привело к столкновению учебного судна :Батайск» управления «Севрыбхолод- флот.і и С Р Т «Богуслав» уп­ равления Севрыбпромраз- ;ведка». II ведь не в откры­ том море, не в шторм, а при отличном видимости, на Ва- енгском рейде. Часто теряется промысло­ вое время из-за намоток на :'ребкое устройство. Кажет- • я, н а л и ц о а в а р и й н а я ситуа­ ция — в е д ь с у д н о лишается :іо д э . о д н а к о морские и н с ­ п е к ц и и не д а ю т д о л ж н о й оценки т а к и м п р о и с ш е с т в и ­ ям, К сожалению, приходит­ ся констатировать, что даже в порту участились случаи навалов при швартовых опе­ рациях. Недавно, например, S1F-228 при отходе от 17-го причала навалил кормой на АГ-1312, стоящий на проти­ воположной стороне ковша, а водолазный катер Сигнал», отходя задним ходом от 1-го причала, ударил кормой ТБ-39 объединения • Мурман- рьібпром». Даже поверхностный ана­ лиз этих происшествий го­ ворит о том, что почти все аварии — результат плохой организации работы на мос­ тике. А ведь именно отсюда П о обеспечению безопас­ ности плавания и ведению промысла у нас имеется до­ статочное количество раз­ личных приказов и норма­ тивных документов, так что выдумывать что-то новое в этих вопросах необходимос­ ти нет. Задача состоит лишь в том, чтобы неукоснитель­ но выполнять требования инструкций. Ведь, как пока­ зывает анализ, главная при­ чина аварийности и заклю­ чается в несоблюдении этих требований. Например, в объединения <Севрыба» издан приказ № 199 от 14 июля 1878 года. исполнительской дисципли­ не морских инспекций. Задачу всемерного сниже­ ния аварийности невозмож­ но решить без принципиаль­ ного усиления профилакти­ ческой работы на судах, по­ вышения требовательности к работникам морских инс­ пекций, руководителям и комсоставу судов. Риск на промысловом флоте повы­ шенны/;, поэтому разгиль­ дяйству и халатности мы должны противопоставить требовательность, неприми­ римость, беспощадную стро­ гость к себе и к другим. С начала года портнадзо- СТАНЕМ СТРОЖЕ К СЕБЕ! За безопасность мореплавания начинается вся общесудовая организация. Конечно, капитаны таких судов будут наказаны, но разве это снимает ответст­ венность с заместителей на­ чальников флотов по море­ плаванию, главных капита­ нов, морской инспекции? Сейчас не редкость, когда 28— 30-летние капитаны во­ дят крупнотоннажные суда. С одной стороны — это хо­ рошо. а с другой — огромная ответственность ложится на всех, кто принимает участие в формировании молодого капитана как специалиста, руководителя производства и человека. Работа в море — искусст­ во, требующее глубоких зна­ ний, дисциплины и, конеч­ но же, призвания. Но, воспитывая молодых капитанов, мы ни в коем случае не должны забывать о судоводителях, имеющих большой стаж работы. И х . то как раз и надо проверять более внимательно, тщатель­ нее инструктировать. К£к, например, прикажете отно­ ситься к капитану (фамилию называть не стану), который вместе с первым помощни­ ком при очередной провер­ ке знаний не ответил ни на один вопрос? Словом, воспитывать кад­ ры комсостава для флота нужно не время от времени, а постоянно, целенаправлен­ но. Бедь старый лозунг * Кадры решают все» актуа­ лен и сегодня. И. возможно, сегодня даже больше, чем вчера Пункт 1 «е» приказа обязы­ вает вводить на осенке-зим- ний период дополнительный состав судоводителей на су­ дах портофлота. Однако ни­ кто не спешит проконтроли­ ровать исполнение этого пункта. И только в февра­ ле при столкновении танке­ ра «Метан» со стоящим на якоре КБ-325 выяснилось, что на «Метане» до сих пор штат судоводителей укомп­ лектован «не по сезону». Вот так халатность оборачивает­ ся аварией. Не ведется морскими инс­ пекциями и проверка выпол­ нения приказа о непремен­ ном навигационном анализе рейсов всех приходящих су­ дов с целью оценки дело­ вых качеств судоводителей. Тревожит и другое. При швартовых операциях в пор­ ту капитана, как правило, заменяет лоцман. Раз заме­ нит, другой, третий... И по­ степенно капитан теряет квалификацию. Еще год назад был поставлен этот вопрос. Решили собрать опытных капитанов из ре­ зерва и подменных экипа­ жей, дать им время для ста­ жировки в лоцманской слу­ жбе и потом направлять на суда для помощи капитанам при различных швартовых операциях. Полезное, н уж ­ ное решение, однако были предприняты лишь несмелые попытки реализовать его. Потом все забылось, и сей­ час этот вопрос стоит так же остро, как и год назад. Все это говорит о низкой ром составлено пять актов задержания судов как по ор­ ганизационным, так и по техническим причинам. Зна­ чит, ответственные лица подписывали контрольную карточку формально, без тщательной проверки. П о ­ нятно, моринспекторы М у р ­ манского тралового флота и объединения «Мурманрыб- пром» очень загружены, но ведь в управлении «Севрыб- холодфлот» работы не мень­ ше, а каждое судно, тем не менее, перед выходом в рейс здесь проверяется комиссией, в которую входят, кроме ну­ ж ны х специалистов, и пред­ ставители партийных и об­ щественных организаций. Хорошее дело, и если бы оно практиковалось на всех фло­ тах. думаю, результаты не замедлили бы сказаться. Я уже говорил, что обще- судовая организация зависит от организации работы на мостике. Как на мостике — так и на своем судне. И практически все аварийные и промысловые происшест­ вия — следствие неудовлет­ ворительной работы мости­ ка. Поэтому наша цель сей­ час — улучшить организа­ цию штурманской службы. М ожет быть, стрит поставить вопрос так, чтобы характе­ ристику при выдвижении штурманов на вышестоящую должность подписывал и моринспектор по своей груп­ пе судов? Особо обращаю внимание на повышение культуры су­ довождения, профессиональ­ ного гластерства и общей культуры судоводителей. Считаю, что на ежегодных переаттестациях комсостава нужно проявлять повышен­ ную требовательность к ним. Как ни печально это при­ знавать, но многие капита­ ны и первые помощники, как я уже говорил выше, не могут ответить на вопросы по морскому праву, не ви­ дят разницы между эконо­ мическими и рыболовными зонами, не знают их право­ вого режима. Уверен, что при повыше­ нии профессионального уров­ ня нужно делать упор не только на самообразование, но и на организацию учебы судоводителей из резерва на берегу, при морских инспек­ циях. Большим подспорьем в де­ ле должна быть работа ка- питанов-наставников и мор- инспекторов, выходящих по графику в море. И х прямой обязанностью должны стать организация штурманской службы на каждом отдель­ ном судне, проведение ко­ мандирской учебы, изучение профессиональных качеств судоводителей. При этом ну­ жно стараться обойти как можно больше судов; а не базироваться на одном, как это, к сожалению, нередко практикуется. Будем откровенны: как часто еще капитаны-настав­ ники занимаются в море ре­ шением хозяйственных, снабженческих и разных других вопросов, забывая о непосредственных своих обя­ занностях. Порочной прак­ тикой стало это, например, в Мурманском рыбаккол- хозсоюзе. Не по-хозяйски подходим мы к богатому запасу про­ фессионального опыта и зна­ ний капитанов-наставников. Подводя итоги, следует от­ метить. что вопрос о безо­ пасности мореплавания и снижении аварийности не может быть решен изолиро­ ванно от кадровой полити­ ки. партийной и обществен­ ной работы. Очень хорошо, что каждый флот нашего бассейна имеет свои тради­ ции, методы работы, про­ фессиональные особенности. Но только комплексный под­ ход. ясное понимание каж ­ дой службой своих задач, опыт, энергия, чувство от­ ветственности помогут свес­ ти аварийность до мини­ мума. а Уйдут рыболовы в меря... « К а ж д ы й ч а с , о т в а ж н ы и суровы, Б и о ѵ ь у д о м а б р о с к е я к о р я , Из морей приходят рыболовы. Словно тридцать три богатыря...» Этими словами открылся традиционный праздник по­ священия р. рыбаки — «Зажги свою зБвзду», который со­ стоялся недавно в клубе «На­ ставник» культбазы тралового флота. Е зале были оуксводители тссЛсеого флота, прославлен­ ные моряки, Еетераны труда, а рядом с ними — нооички, которые приехали е Мурманск из резных уголков кашей страны. Им только предстоит понять, как сложен и интере­ сен труд моряков. Им только предстоит вступить в славную сыбацкую семью. Ведущая праздника И. Мих- иевич приглашает пройти на сцену тех, кто на днях Епер- еые выйдет в море Замести­ тель начальника с тдела кад­ ров флота Алексей Иванович Жарков говорит им о рыбац­ ком труде, призывает посвя­ щаемым запомнить заповеди рыбака, быть достойными ры­ бацкого звания. Под звуки* марша еносится знамя орденоносного трало- еого флота. Зажигается алая звезда. С вниманием слушают мо­ лодые ребята ветерана' еойны и труда А л е к с е е в и ч а 1унина, который отдал морю почти лолБеке. Еетераны труда повязывают молодым рыбакам пенты «По­ священ в рыбаки». Появляется владыка морей Нептун. Он поздравляет мо­ лодых моряков и обращается к ним со слоезми напутстсия Нептун предлагает испить морской водицы. Она солона, недаром в песне поется, что вода рыбацким потом солона. С сегодняшнего дня новички могут считать ссбя рыбаками. Всех посвящаемых приветст­ вуют юные пионеры подшеф­ ной школы № 1Q, которые чи­ тают стихи с море, о труде. Все участники праздника с большим интересом смотрели конце рт вокально- и нетруме н- тального ансамбля . тралоЕого флота «Альбатрос». 6. КУЗНЕЦОВ. --- тмстьуи звезда I М Ы П Р И В Ы К Л И в и д е т ь е е на т е л е в и з и о н н ы х э к р а ­ н а х. П р и в ы к л и , ч то И р и н а Р о д ­ н и н а в с е г д а з а н и м а е т в е р х ­ н ю ю с т у п е н ь к у п ь е д е с т а л а п о ­ ч е та , п р и в ы к л и , ч то в ч е с т ь е е п о б е д п о д з в у к и г о с у д а р ­ с т в е н н о г о Г и м н а п о д н и м а е т с я ф п а г С т р а н ы С о в е т о в к а ч е м ­ п и о н а т а х Е в р о п ы и м и р а по ф и г у р н о м у к а та н и ю . В э т о т д е н ь о н а п о д н и м к .".а с ь п о с т у п е н ь к а м т р г п а б о л ь ш о г о а в т о н о м н о г о т р а у л е р а « К о н ­ с т а н т и н Д у ш е н о * » , п р и в е т л и в о у л ы б а я с ь м о р я к а м . И р и н е К о н с т а н т и н о в н е Р о д ­ н и н о й , н ы н е о т е е т е р г з н и з а т о р у п о с п о р т и в н о й р а б о т е Ц К В Л К С М , и е е к о л л е г е А. М . Д у ш а н и н у м о р я к и п о к а з а л и с у д н о : м о с т и к , р ы б о ф а б р и к у , м а ш и н н о е о т д е л е н и е . З а т е м в к а ю т - к о м п а н и и с о ­ с т о я л а с ь « п р е с с - к о н ф е р е н ц и я :! : И р и н а о т в е ч а л а н а в о п р о с ы м о р я к о г . О м а р а с с к а з ы в а л а о с в о е й н о в о й р а б о т е , о ф и г у ­ р и с т а х с о в е т с к о й с б о р н о й , о с п о р т и в н ы х б у д н я х н а ш и х н з в е з г л . — Моряки — л ю д и м у ж е с т ­ в е н н ы е , с и л ь н ы е . И х с у д ь б а во м н о г о м с х о д н а с с у д ь б о й с п о р т с м е н о в : н е л е г к и й т р у д , д о л г а я р а з л у к а с д о м о м , б л и з ­ к и м и , « в и з и т ы » в р а з н ы е с т р а ­ ны) мира. М о р я к а м и с п о р т с ­ м е н а м л у ч ш е , ч е м л ю д я м других п р о ф е с с и й , и з в е с т н о , как радостна встреча с род­ н о й з е м л е й , — с к а з а л а И р и н а К о н с т а н т и н о в н а . — Я ж е л а ю в а м с ч а с т л и в о г о п л а в а н ь я , у с ­ п е х о в в т р у д е . А м о р я к и « К о н с т а н т и н а Д у ­ ш е н о в а » , в с в о ю о ч е р е д ь , п о ­ ж е л а л и п р о с л а в л е н н о й с о в е т ­ с к о й с п о р т с м е н к е б о л ь ш и х у с п е х о в в е е н о в о й р а б о т е , н о в ы х и н т е р е с н ы х в с тр е ч с х о р о ш и м и л ю д ь м и . * * * Н а спи.'.:-;с: І7. Роднина е гостях у моряков. Фот о В. Сверчкова. @ & стр. «РЬШНЫЙ М УРМАН» апреля

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz