Рыбный Мурман. 1981 г. Апрель.
Что на флоте .может Сьітъ важнее обеспечения стабильной, повсеместной безопасности мореплава ния? 11 почему состояние дел в этом вопросе дале ко не всегда радует? В чем причина аварий в за ливе и в районах про- гасла? М ожн о ли обой тись без аварий вообще? Над этими важнейши ми проблемами рыбопро мысловых флотов р а з . мъшляет начальник от дела мореплавания, связи и электронавигации В РП О ■Севрыба» Г. В. ТИШ- КОВ. 1ГОД только начался, а в своем «активе» :.іы име ем уже ; варию. Б М Р Т «Мур манск» управления тралово го флота столкнулся с Б М Р Т «Муроыск> объединения •Му рыанрыбпроМ'. Авария была настолько серьезной, что лишь по счастливой слу чайности обошлось без жертв. Сейчас, исследуя при чины этого происшествия, очевидно: столкновение мо ж но было предотвратить. И плохая видимость, которой отговариваются капитаны обоих траулеров, всего лишь попытка прикрыть откровен ную халатность при испол нении служебных обязаннос тей. Ведь в момент аварии на мостиках находились лишь вахтенные вторые по мощники. Где были сами ка питаны, почему не выстав лялись подвахтенные штур маны и впередсмотрящие — загадка. В довершение ко всему — абсолютно не ве лось непрерывное наблюде ние за' окружающей обста новкой. Стоит ли удивлять ся, что суда обнаружили Друг друга только в момент ‘авярии. Далее. Пренебрежение эле ментарной осторожностью привело к столкновению учебного судна :Батайск» управления «Севрыбхолод- флот.і и С Р Т «Богуслав» уп равления Севрыбпромраз- ;ведка». II ведь не в откры том море, не в шторм, а при отличном видимости, на Ва- енгском рейде. Часто теряется промысло вое время из-за намоток на :'ребкое устройство. Кажет- • я, н а л и ц о а в а р и й н а я ситуа ция — в е д ь с у д н о лишается :іо д э . о д н а к о морские и н с п е к ц и и не д а ю т д о л ж н о й оценки т а к и м п р о и с ш е с т в и ям, К сожалению, приходит ся констатировать, что даже в порту участились случаи навалов при швартовых опе рациях. Недавно, например, S1F-228 при отходе от 17-го причала навалил кормой на АГ-1312, стоящий на проти воположной стороне ковша, а водолазный катер Сигнал», отходя задним ходом от 1-го причала, ударил кормой ТБ-39 объединения • Мурман- рьібпром». Даже поверхностный ана лиз этих происшествий го ворит о том, что почти все аварии — результат плохой организации работы на мос тике. А ведь именно отсюда П о обеспечению безопас ности плавания и ведению промысла у нас имеется до статочное количество раз личных приказов и норма тивных документов, так что выдумывать что-то новое в этих вопросах необходимос ти нет. Задача состоит лишь в том, чтобы неукоснитель но выполнять требования инструкций. Ведь, как пока зывает анализ, главная при чина аварийности и заклю чается в несоблюдении этих требований. Например, в объединения <Севрыба» издан приказ № 199 от 14 июля 1878 года. исполнительской дисципли не морских инспекций. Задачу всемерного сниже ния аварийности невозмож но решить без принципиаль ного усиления профилакти ческой работы на судах, по вышения требовательности к работникам морских инс пекций, руководителям и комсоставу судов. Риск на промысловом флоте повы шенны/;, поэтому разгиль дяйству и халатности мы должны противопоставить требовательность, неприми римость, беспощадную стро гость к себе и к другим. С начала года портнадзо- СТАНЕМ СТРОЖЕ К СЕБЕ! За безопасность мореплавания начинается вся общесудовая организация. Конечно, капитаны таких судов будут наказаны, но разве это снимает ответст венность с заместителей на чальников флотов по море плаванию, главных капита нов, морской инспекции? Сейчас не редкость, когда 28— 30-летние капитаны во дят крупнотоннажные суда. С одной стороны — это хо рошо. а с другой — огромная ответственность ложится на всех, кто принимает участие в формировании молодого капитана как специалиста, руководителя производства и человека. Работа в море — искусст во, требующее глубоких зна ний, дисциплины и, конеч но же, призвания. Но, воспитывая молодых капитанов, мы ни в коем случае не должны забывать о судоводителях, имеющих большой стаж работы. И х . то как раз и надо проверять более внимательно, тщатель нее инструктировать. К£к, например, прикажете отно ситься к капитану (фамилию называть не стану), который вместе с первым помощни ком при очередной провер ке знаний не ответил ни на один вопрос? Словом, воспитывать кад ры комсостава для флота нужно не время от времени, а постоянно, целенаправлен но. Бедь старый лозунг * Кадры решают все» актуа лен и сегодня. И. возможно, сегодня даже больше, чем вчера Пункт 1 «е» приказа обязы вает вводить на осенке-зим- ний период дополнительный состав судоводителей на су дах портофлота. Однако ни кто не спешит проконтроли ровать исполнение этого пункта. И только в февра ле при столкновении танке ра «Метан» со стоящим на якоре КБ-325 выяснилось, что на «Метане» до сих пор штат судоводителей укомп лектован «не по сезону». Вот так халатность оборачивает ся аварией. Не ведется морскими инс пекциями и проверка выпол нения приказа о непремен ном навигационном анализе рейсов всех приходящих су дов с целью оценки дело вых качеств судоводителей. Тревожит и другое. При швартовых операциях в пор ту капитана, как правило, заменяет лоцман. Раз заме нит, другой, третий... И по степенно капитан теряет квалификацию. Еще год назад был поставлен этот вопрос. Решили собрать опытных капитанов из ре зерва и подменных экипа жей, дать им время для ста жировки в лоцманской слу жбе и потом направлять на суда для помощи капитанам при различных швартовых операциях. Полезное, н уж ное решение, однако были предприняты лишь несмелые попытки реализовать его. Потом все забылось, и сей час этот вопрос стоит так же остро, как и год назад. Все это говорит о низкой ром составлено пять актов задержания судов как по ор ганизационным, так и по техническим причинам. Зна чит, ответственные лица подписывали контрольную карточку формально, без тщательной проверки. П о нятно, моринспекторы М у р манского тралового флота и объединения «Мурманрыб- пром» очень загружены, но ведь в управлении «Севрыб- холодфлот» работы не мень ше, а каждое судно, тем не менее, перед выходом в рейс здесь проверяется комиссией, в которую входят, кроме ну ж ны х специалистов, и пред ставители партийных и об щественных организаций. Хорошее дело, и если бы оно практиковалось на всех фло тах. думаю, результаты не замедлили бы сказаться. Я уже говорил, что обще- судовая организация зависит от организации работы на мостике. Как на мостике — так и на своем судне. И практически все аварийные и промысловые происшест вия — следствие неудовлет ворительной работы мости ка. Поэтому наша цель сей час — улучшить организа цию штурманской службы. М ожет быть, стрит поставить вопрос так, чтобы характе ристику при выдвижении штурманов на вышестоящую должность подписывал и моринспектор по своей груп пе судов? Особо обращаю внимание на повышение культуры су довождения, профессиональ ного гластерства и общей культуры судоводителей. Считаю, что на ежегодных переаттестациях комсостава нужно проявлять повышен ную требовательность к ним. Как ни печально это при знавать, но многие капита ны и первые помощники, как я уже говорил выше, не могут ответить на вопросы по морскому праву, не ви дят разницы между эконо мическими и рыболовными зонами, не знают их право вого режима. Уверен, что при повыше нии профессионального уров ня нужно делать упор не только на самообразование, но и на организацию учебы судоводителей из резерва на берегу, при морских инспек циях. Большим подспорьем в де ле должна быть работа ка- питанов-наставников и мор- инспекторов, выходящих по графику в море. И х прямой обязанностью должны стать организация штурманской службы на каждом отдель ном судне, проведение ко мандирской учебы, изучение профессиональных качеств судоводителей. При этом ну жно стараться обойти как можно больше судов; а не базироваться на одном, как это, к сожалению, нередко практикуется. Будем откровенны: как часто еще капитаны-настав ники занимаются в море ре шением хозяйственных, снабженческих и разных других вопросов, забывая о непосредственных своих обя занностях. Порочной прак тикой стало это, например, в Мурманском рыбаккол- хозсоюзе. Не по-хозяйски подходим мы к богатому запасу про фессионального опыта и зна ний капитанов-наставников. Подводя итоги, следует от метить. что вопрос о безо пасности мореплавания и снижении аварийности не может быть решен изолиро ванно от кадровой полити ки. партийной и обществен ной работы. Очень хорошо, что каждый флот нашего бассейна имеет свои тради ции, методы работы, про фессиональные особенности. Но только комплексный под ход. ясное понимание каж дой службой своих задач, опыт, энергия, чувство от ветственности помогут свес ти аварийность до мини мума. а Уйдут рыболовы в меря... « К а ж д ы й ч а с , о т в а ж н ы и суровы, Б и о ѵ ь у д о м а б р о с к е я к о р я , Из морей приходят рыболовы. Словно тридцать три богатыря...» Этими словами открылся традиционный праздник по священия р. рыбаки — «Зажги свою зБвзду», который со стоялся недавно в клубе «На ставник» культбазы тралового флота. Е зале были оуксводители тссЛсеого флота, прославлен ные моряки, Еетераны труда, а рядом с ними — нооички, которые приехали е Мурманск из резных уголков кашей страны. Им только предстоит понять, как сложен и интере сен труд моряков. Им только предстоит вступить в славную сыбацкую семью. Ведущая праздника И. Мих- иевич приглашает пройти на сцену тех, кто на днях Епер- еые выйдет в море Замести тель начальника с тдела кад ров флота Алексей Иванович Жарков говорит им о рыбац ком труде, призывает посвя щаемым запомнить заповеди рыбака, быть достойными ры бацкого звания. Под звуки* марша еносится знамя орденоносного трало- еого флота. Зажигается алая звезда. С вниманием слушают мо лодые ребята ветерана' еойны и труда А л е к с е е в и ч а 1унина, который отдал морю почти лолБеке. Еетераны труда повязывают молодым рыбакам пенты «По священ в рыбаки». Появляется владыка морей Нептун. Он поздравляет мо лодых моряков и обращается к ним со слоезми напутстсия Нептун предлагает испить морской водицы. Она солона, недаром в песне поется, что вода рыбацким потом солона. С сегодняшнего дня новички могут считать ссбя рыбаками. Всех посвящаемых приветст вуют юные пионеры подшеф ной школы № 1Q, которые чи тают стихи с море, о труде. Все участники праздника с большим интересом смотрели конце рт вокально- и нетруме н- тального ансамбля . тралоЕого флота «Альбатрос». 6. КУЗНЕЦОВ. --- тмстьуи звезда I М Ы П Р И В Ы К Л И в и д е т ь е е на т е л е в и з и о н н ы х э к р а н а х. П р и в ы к л и , ч то И р и н а Р о д н и н а в с е г д а з а н и м а е т в е р х н ю ю с т у п е н ь к у п ь е д е с т а л а п о ч е та , п р и в ы к л и , ч то в ч е с т ь е е п о б е д п о д з в у к и г о с у д а р с т в е н н о г о Г и м н а п о д н и м а е т с я ф п а г С т р а н ы С о в е т о в к а ч е м п и о н а т а х Е в р о п ы и м и р а по ф и г у р н о м у к а та н и ю . В э т о т д е н ь о н а п о д н и м к .".а с ь п о с т у п е н ь к а м т р г п а б о л ь ш о г о а в т о н о м н о г о т р а у л е р а « К о н с т а н т и н Д у ш е н о * » , п р и в е т л и в о у л ы б а я с ь м о р я к а м . И р и н е К о н с т а н т и н о в н е Р о д н и н о й , н ы н е о т е е т е р г з н и з а т о р у п о с п о р т и в н о й р а б о т е Ц К В Л К С М , и е е к о л л е г е А. М . Д у ш а н и н у м о р я к и п о к а з а л и с у д н о : м о с т и к , р ы б о ф а б р и к у , м а ш и н н о е о т д е л е н и е . З а т е м в к а ю т - к о м п а н и и с о с т о я л а с ь « п р е с с - к о н ф е р е н ц и я :! : И р и н а о т в е ч а л а н а в о п р о с ы м о р я к о г . О м а р а с с к а з ы в а л а о с в о е й н о в о й р а б о т е , о ф и г у р и с т а х с о в е т с к о й с б о р н о й , о с п о р т и в н ы х б у д н я х н а ш и х н з в е з г л . — Моряки — л ю д и м у ж е с т в е н н ы е , с и л ь н ы е . И х с у д ь б а во м н о г о м с х о д н а с с у д ь б о й с п о р т с м е н о в : н е л е г к и й т р у д , д о л г а я р а з л у к а с д о м о м , б л и з к и м и , « в и з и т ы » в р а з н ы е с т р а ны) мира. М о р я к а м и с п о р т с м е н а м л у ч ш е , ч е м л ю д я м других п р о ф е с с и й , и з в е с т н о , как радостна встреча с род н о й з е м л е й , — с к а з а л а И р и н а К о н с т а н т и н о в н а . — Я ж е л а ю в а м с ч а с т л и в о г о п л а в а н ь я , у с п е х о в в т р у д е . А м о р я к и « К о н с т а н т и н а Д у ш е н о в а » , в с в о ю о ч е р е д ь , п о ж е л а л и п р о с л а в л е н н о й с о в е т с к о й с п о р т с м е н к е б о л ь ш и х у с п е х о в в е е н о в о й р а б о т е , н о в ы х и н т е р е с н ы х в с тр е ч с х о р о ш и м и л ю д ь м и . * * * Н а спи.'.:-;с: І7. Роднина е гостях у моряков. Фот о В. Сверчкова. @ & стр. «РЬШНЫЙ М УРМАН» апреля
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz