Рыбный Мурман. 1981 г. Апрель.

ф К началу одиннад­ цатой пятилетки в систе­ ме бытового обслужива­ ния населения нашей об ­ ласти насчитывалось 686 различных мастере к и х- ателье, 665 приемных пунктов, 22 специализи­ рованных предприятия. МАСТЕРСКАЯ ОДАНИЕ Дома быта сов- ^ сем недавно -было отре­ монтировано. Весь первый этазіс его занимает мастер­ ская по ремонту обуви. Ес­ ли учесть, что здесь зача­ стую случаются очереди, а значит, вводится и ограни­ ченный прием заказов в связи с загруженностью, то табличка, которая сразу бросается в глаза, — «Моря­ ки -обслуживаются вне оче­ реди» — приобретает осо­ бый смысл. — И ремонтируем ее то­ же в первую очередь, — объясняет мастер участка, она же — заведующая ма­ стерской Лидия Васильевна Романова. — В прошлом го­ ду мы оказали услуг на 134 тысячи рублей. Срочный ремонт составляет неболь­ шой процент. План по этому виду работ — 100 рублей в месяц. Но любая просьба моряков о срочной услуге нами выполняется сразу. Сейчас здесь созданы пре­ красные условия для рабо­ ты. Все это позволяет все­ гда найти резервы для вы­ полнения того или иного срочного заказа по ремонту, не нарушая при этом сро­ ков исполнения остальных заказов. Даже во время кратковре­ менных стоянок в порту мо­ ряки всегда успеют отре­ монтировать здесь обувь. Ну а о качестве обслужива­ ния можно судить по запи­ сям в Книге отзывов и предложений. Вот одна из них: '.Благодарю за бы стры й и качественный ремонт, а осо­ бенно з а чуткость н внимание, которые проявляю т работницы '11. А. Нестерова и В. Ф . Сод- і.ова. Заказчик II. Г. Мурзек- А Т Е Л Ь Е у ПОРТНЫХ, мастеров J индпошива покаприз­ ничать не прочь, пожалуй, каждая женщина. К чести мужчин, про них этого не скажешь. По единодушному мнению мастеров, они ме­ нее требовательны. — Но это ни в коей мере не снимает с нас ответст­ венности, которую мы не­ С ОЛЬШИИСТВО населения ** нашего города составляют моряки и их семьи. Поэтому, открывая новые пункты быто­ вого обслуживания, расширяя площади старых приемных пунктов, мы ориентируемся именно на этих людей. Вопрос о расширении «Ры­ бака» стоит очень остро, ру­ ководителям ВРПО «Севрыба» необходимо подумать также о строительстве нового Дома быта. Но его не нужно наце­ ливать на обслуживание толь­ ко моряков. Мы уже убежда­ лись в нецелесообразности та­ кого узковедомственного под­ хода к сфере услуг, Приведу только один пример. В новом Доме междурейсового отдыха создана целая сеть бытовых услуг, предусматривающая об­ служивание только тех, кто проживает в гостинице. И что же? Услугами этих служб поль­ зуются единицы. В настоящее время решается вопрос об открытии дверей приемных пунктов нового ДМО для всех ""ТРУДНО представить сегодняшнюю жизнь * без служ бы быта. Услугам и ателье, пун к­ тов проката и хи м ч и стки ,іасте р ски х по ремон­ ту обуви сейчас пользую тся все. А что пред­ лагаю т эти служ бы морянам? Удовлетворяю т­ ся ли их потребности действующ ими формами обслуживания? Сущ ествую т ли какие-то льго­ ты для моряков? Чтобы найти ответы на все эти вопросы, мы побывали в Доме быта «Ры бак», единст­ венном до недавнего времени к Мурманске предприятии этой служ бы , обслуживающем МОряКОЕ. сем перед заказчиками, — говорит заведующий ателье Семен Иванович Лузовой. — С тех пор, как у нас внед­ рены системы «Ритм» и «Качество», обслуживание клиентов значительно улуч­ шилось. Ритмичность работы ателье — это своевременное выполнение заказов. Каче­ ство же выполнения опре­ деляют сами заказчики. Существует здесь и систе­ ма предварительной записи есть искусственны й мех и ко­ жа А если они и поступают, то используются только для обновления вещей. Сшить в ателье, к примеру, шубу или куртку практически невозмож­ но. Думается, руководству фаб­ рики по ремонту и пошиву одежды, в чьем ведении на­ ходится ателье № 17, необ­ ходимо найти возможность улучшить ассортимент и уве­ личить количество материа­ лов, поступающих именно в это ателье. «Юность» — их нет. Не хва­ тает портативных магнито­ фонов... Зато есть среди моряков должники. Особые претен­ зии высказываются в адрес работников тралового флота. Они не отвечают на неодно­ кратные напоминания и да­ же на радиограммы в море с просьбой (!) по приходе в порт возвратить те или иные вещи. А иногда, уволившись из флота, не дают о себе знать РубеЖи одиннадцатой п я т и л е т к и «Значительно улучшить бытовое обслуживание населения». «Основные направления экономическою и социального развития ССОР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года». Моряки обслуживаются вне очереди Таким будет базовое предприятие службы быта по ремонту телерадиоаппаратуры, ремонту и пошиву обуви. Рисунок архитектора В. Поддоскина. — по открыткам. Сейчас таких открыток в ателье — 1800. Это означает, что прие­ ма своего заказа нужно ждать около полугода. Ну а морякам как быть? — Во-первых, в очеред­ ной приход в порт они мо­ гут оставить открытку, в которой укажут желатель­ ный срок приема заказов. Эти открытки у нас на осо­ бом учете. Во-вторых, в на­ шем ателье срочно выпол­ няют мелкий ремонт верх­ ней одежды. Эта форма об­ служивания касается толь­ ко моряков. И еще, кроме ремонта и обновления верх­ ней одежды, шьем брюки. Для моряков срок исполне­ ния заказа от 3 до 7 дней. Но, к сожалению, и здесь су­ ществуют проблемы. Зачастую не хватает материалов на об­ новление одежды, не всегда ПУНКТ ПРОКАТА В СЕГО их в нашем горо­ де 16. Но в двух пунк­ тах моряки пользуются пра­ вом преимущества. Один из них работает в Доме быта «Рыбак», второй открыт не­ давно при ДМО. Поэтому ос­ новная нагрузка до недавне­ го времени приходилась именно на первый. Всевозможных радио-, те­ ле-, фотопринадлежностей и других товаров здесь на 36 тысяч рублей. Много это или мало? — Недостаточно, — гово­ рит приемщица пункта Люд­ мила Ташкинова. — Сейчас, например, выдавать практи­ чески нечего. Особым спро­ сом пользуются малогаба­ ритные телевизоры типа месяцами. Разыскивая долж­ ников, приходится обращать­ ся в горсправку. КАМЕРА ХРАНЕНИЯ О НА РАБОТАЕТ в Доме быта круглосуточно, ведь морякам нередко при­ ходится обращаться сюда поздно вечером, ночью. Как только появляется возмож­ ность сойти на берег после длительного рейса, многие из них, не имея постоянно­ го места жительства, спешат «пристроить» хотя бы вещи. «Если б не вы...» — часто слышит от своих беспокой­ ных клиентов старший кла­ довщик Валентина Ильинич­ на Пугачева. За три года ее работы в камере хранения произошли большие измене- ф Объе м бытовых ус луг за минувшее десяти летие увеличился в го­ родах нашей области j в 2,2 раза, а в сельской \ местности — в 6,8 раза. $ В 1980 году в сред­ нем на одного городско­ го жителя предоставлено услуг на 36 руб. 31 ко­ пейку, в сельской мест­ ности — на 20 руб. 45 ко­ пеек. ния. Это сейчас моряки уве­ рены, что всегда получат место для своих вещей, при­ чем они имеют возможность хранить их здесь долго — год-два, время от времени давая о себе знать. Но Ва­ лентина Ильинична помнит о недавних неудобствам, с которыми сталкивались мо­ ряки. Когда им, по истече­ нии шести месяцев, необхо­ димо было хоть на сутки забрать свои вещи, чтобы соблюсти установленный кем-то крайне неудобный порядок. На эти сутки веши перекочевывали в камеру хранения на вокзале, затем владелец приносил ifx об­ ратно. Сейчас же достаточно оп­ ределить примерный срок хранения при заполнении квитанции и со спокойной душой оставить багаж. Свои услуги эта камера хранения предлагает морякам бес­ платно. Здесь же есть спе­ циальное помещение, где люди могут погладить свои вещи, переодеться. — Они приходят сюда как домой, — с улыбкой говорит Валентина Ильинична. — И мы стараемся обслужить всех. Камера хранения рас­ считана на 3 тысячи мест, а сейчас принято вещей около 4 тысяч... Изыскать почти тысячу «свободных» мест было бы гораздо проще, если бы не одно обстоятельство. Уж очень много здесь скаплива­ ется вещей, длительное вре­ мя находящихся на хране­ нии или невостребованных вообще. В начале февраля специальная комиссия вы­ нуждена была списать вещи трехгодичного постоянного хранения — 34 места по уп­ равлению «Севрыбхолод- флот», 49 — по траловому флоту. Как правило, списы­ ваемые вещи не представля­ ют ценности, видимо, и для самих владельцев тоже, по- этому-то они и не реагиру­ ют на тщетные напомина­ ния А между тем, создает­ ся дефицит свободных мест, усложняется работа кладов­ щиков, камера хранения по­ стоянно перегружена. Е. ЕЛИСТРАТОВА. К О М М Е Н Т А Р И Й начальника областного управления бытового обслуживания населения О . Л . В О Р О Н И Н А желающих. Дом быта «Рыбак» сущест­ вует давно, и менять что-либо там мы не будем. Система обслуживания моряков здесь налажена, и она останется прежней. Другое дело — со­ здание приемных пунктов не­ посредственно на береговых рыбообрабатывающих пред­ приятиях. Этот вопрос мы не­ однократно поднимали перед руководством предприятий рыбной промышленности, но решается он с трудом. Нако­ нец, в прошлом году на тер­ ритории рыбокомбината был открыт прйемкый пункт. Его по достоинству оценили ры- бообработчицы, и сейчас мы ведем разговор об открытии еще одного подобного пункта. В прошедшей пятилетке почти все средства, отпущен­ ные нашему управлению, мы вложили на расширение сети предприятий службы быта на селе. В этой связи значитель­ но улучшилось обслуживание жителей Умбы, Ловозера, Кандалакшской пригородной зоны, Кольского района. В одиннадцатой же пятилетке все внимание будет уделено Мурманску. Планы у нас боль­ шие... Крупнейший объект бли­ жайших двух лет — Дом быта в 307-м микрорайоне города, строительство которого нач­ нется уже в ближайшее вре­ мя. Здесь будет производить­ ся ремонт кожгалантереи, ор­ ганизовано швейное и трико­ тажное производство. Много хлопот сейчас нам доставляют ремонт телерадио­ аппаратуры, ателье по обслу­ живанию которой разбросаны по всему городу. Производст­ венные площади и санитарно- бытовые условия ни в одном из цехов не отвечают требо­ ваниям современного произ­ водства. Существует проект (см. рисунок) базового пред­ приятия, при вводе в эксплуа­ тацию которого будет решена и эта проблема. Осуществить его строительство намечено в одиннадцатой пятилетке, рас­ положено это здание будет на перекрестке улиц По­ лярные Зори и Карла Маркса. За последнее время мы су­ мели наладить хороший кон­ такт с флотами. Это взаимо­ выгодное сотрудничество сей­ час продолжает развиваться. По приходе судов в порт, на основании существующих до­ говоров, мастера по ремонту бытовой техники выезжают не­ посредственно на суда и осу­ ществляют профилактический осмотр и ремонт судовой бы­ товой техники. Большая работа проводится по организации комплексных приемных пунктов, когда, не выходя из них, вы можете сразу сдать вещи в химчист­ ку, обувь — в ремонт.. Толь­ ко в прошлом году в нашей области их было открыто свы­ ше 40, более 20 из них — в Мурманске, Эта форма быто­ вого обслуживания будет раз­ виваться и в дальнейшем. В настоящее время полнос­ тью решен вопрос с органи­ зацией химической чистки одежды. С вводом в строй но­ вой фабрики химчистки мы получили возможность обра­ батывать до тысячи килограм­ мов в день. Мы делаем все возможное, чтобы все бытовые услуги — а их около 600 — выполня­ лись с высоким качеством и в срок. 17 апреля 1981 г. (РЫБНЫЙ МУРМАН.» 9 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz