Рыбный Мурман. 1981 г. Апрель.
яшвн. Q него одинаково Опрашивают и за безопас- йссть судна, и за выполне ние плана. Ведь он не про- ЙЪ капитан, а капитан-ди ректор. ...Шел как-то «Генерал Ро димцев» е полными трюма, ми отличнейшей рыбопро дукции на выгрузку. Немно го штормило, как, впрочем, и всегда в Антарктической -зеве. Разгрузка в такую по году—дело небезопасное, но, в сбщем-то, довольно при вычное: кранцевая защита, .максимум четкости и осто рожности... Однако пока траулер ждал своей очере. ы 7, шторм разошелся вовсю. — Какая уж тут разгруз ка, — расходились по каю- іам моряки, — не везет... Несколько суток можем тан проболтаться. Шел третий день, а ветер я не думал утихать. Прутков связался по радио с капита ном транспортного рефриже ратора «Вильгельм Пик» Г. А. Сторожевым: — Геннадий Анисимович, »адо что-то делаіь. Очень -|д«рово прогореть можем. $сли на погодку равняться будем. И настрой в экипаже падает, и план трещит. — Да я и сам над тем же голову ломаю, а выхода не вижу. — А может, усилишь нранцы раза в два—три? — Ну ты, Юрий Борисо вич. прожектер! Где это вид ке — разгрузка на такой волне?.. — Геннадий Анисимович, давай Еое же одну пробную нзвартовку, а?.. •— Не знаю, ке знаю. Хо тя попытка — не пытка... Усилили защиту. Пспробо- вали пришвартоваться н транспортннну раз, другой. Нормально ' держится трау. лер! И пошла разгрузка! Сна чала «Генерал Родимцев», а за ним — все остальные су да группы опорожнили трю мы. Пока выгружались, Прут ков ни словом, ни жестом не выдал волнения. Спокойно отдавал команды, шутил да же. Потом, правда, самые наблюдательные заметили, что будто постарел за этот день капитан. Конечно, можно было и не спешить. Можно было Махнуть на все рукой, сос лавшись на «неблагоприят ные погодные условия». • И никто бы не посмел поста вить это капитану в вину. Но в том-то и задача, что не о своей славе и -прести же думал Прутков. О Деле. И именно Дело определяло ?го действия. А риск — оп равдан ли он? Юрий Борисо вич считает, что рисковать капитан может только тогда, когда уверен в успехе. То есть не авантюра «на авось», а риск разумный, даже, есда хотите, не столь ко риск, сколько поиск. У капитана Пруткова риск именно этого плана, основан ный на твердой уверенности в экипаже, в возможностях судна. Кому же, как не ему, знать лучше, на что спосо бен траулер? На то он и ка питан-директор, чтобы и ло ции. и фабричный процесс, и работу машин знать четко. Иначе — нельзя. Иначе — он не сможет повести за со бой команду — ему не по верят. «Состав капитанов значительно пополнился молодыми, інергичными специалистами, способными успешно решать садачи производственной и политико-воспитательной работы». (Из доклада Н. М. Лысенко, заместителя минист. р а рыбного хозяйства СССР). _НУ и последний во з р о с , — поднялся председатель аттестацион ной комиссии. — как чувст вуете себя на мостике? — Отлично! — расцвел широкой улыбкой Прутков. — Нах’а-ал...—в удивлен ном восхищении покачал го ловой председатель и, опом нившись, строго добавил: — Идите. А молодой капитан Прут ков не красовался и не пре увеличивал. Он в самом де ле Отлично чувствовал себя на мостике. Может быть, то гда он внятно не мог этого объяснить, но ясно осозна вал, чіо капитанский мостик — это его место в жизни. И уверенность эта шла вовсе не от того, что Прутков слишком ценил себя. Нет! Он прекрасно понимал, как мно гому еще надо учиться, что бы стать хорошим капита ном. Он знал, что сегодняш няя аттестация, то есть при знание за ним, молодым, права руководить судном и людьми,—всего лишь аванс. И отрабатывать его будет ох как нелегко. Но главное — сбылась его мечта о капи танском мостике. Ведь он действительно мечтал о нем всю жизнь... Еще. в детстве, впервые приехав к тетке в Феодосию, увидел море и влюбился в него на всю жизнь. После десятилетки в род ном Белгороде поступил в вуз, но быстро понял — не то... Год шоферил на строй ке, а потом подался на Се вер, в Мурманское высшее инженерное морское учили ще. Почему на Север? А все банально просто: молодому, сильному, ему захотелось от ведать северной романтики... А знал о Севере, как н многие другие, только по книгам да по фильмам. Од нако. к чести Пруткова бу дет сказано, не разочаровал ся и не спасовал, хотя .здеш нее суровое море очень мало было похоже на солнечное и ласковое море его детской мечты. На распределении, как один из лучших, шел в. пер вой десятке. Выбрал трало вый флот — тогда только начали приходить красивые суда — промыслово - произ водственные рефрижераторы. іі Пруткову очень хотелось попасть на одно пз них. Ему повезло. В первый самостоя тельный рейс он пошел на ППР «Гейзер» четвертым штурманом под командова нием А. Д. Исаченко. Мяг кий, человечный, понимаю щий, Исаченко научил Прут кова любить людей, болеть их бедами и жить их радо стями. А с «Гейзера», уже вто рым штурманом, попал Юрий на ППР «Пере- мышль» к капитану Елфи- мову. Николай Ефимович руководитель был крутой, властный. Дело свое знал до тонкостей и другим неради вости не прощал. Слово «план» было для него свя тым, а слов «не успел» и *не еумел» не терпел и не понимал. А капитаном Юрий Бо рисович стал совсем неожи данно. Он ходил уже стар шим помощником на том же -Перемышле» (да, впро чем, и рано было мечтать о большем), когда неожидан но в рейсе Елфимов серьез но заболел. — Меня сейчас — ка бе рег. а ты принимай судно, — сказал он Пруткову. — Думаю, в управлении возра жений ке будет. Верю в те бя. Возражений не было, хо тя сомнения все же имели место. Но новоявленный ка питан успешно довел рейс до конца. II только когда судно при шло в порт, состоялась та самая аттестация, о которой уже было рассказало. Диплом ему выдали под гарантию — не хваталб плавценза. И не ошиблись. <Перемышль» под командо ванием Пруткова не только не снизил показателей. 6, напротив, работал лучше й лучше. Молодой капитан су мел организовать дело так, что многие «старики» могли позавидовать. Поэтому, когда в 1978 го ду встал вопрос о том. ко му принимать новый ВАТ «Генерал Родимцев*, сомне ний и колебаний не было — Пруткову. — Думаю, на новом суд не, да еще на таком, и ра ботать нам надо по-новому, — сказал Прутков ка пер вой оперативке. — Как? Да вайте думать вместе. Не один час и не один день обсуждали, спорили. искали. Не одну пачку бу маги извели, подсчитывая технические возможности судна, определяя способ ности каждого члена экипа жа, А когда картина стала абсолютно ясной, вызвали на соревнование два передовых судна, два БАТа: «Капитан Маклаков» а «Адмирал Го ловко». Понимали, что не легко будет соперничать с такими экипажами, но имен но на это и рассчитывали. У достойного соперника на учиться есть чему, и сорев новаться с ним интересно. Результаты превзошли все ожидания. Коллектив, охваченный здоровым ду хом соперничества, трудился слаженно, увлеченно. Соревнование стало силой. Строчки социалистических обязательств материализо вались в живое дело, борьбу за то, чтобы труд дня завт рашнего был лучше, весо>- мей, значительней, чем се годня. Сам Прутков это ощутил в тот момент, когда матросы пришли н нему с предложением организовать соревнование и внутри &ни- па'жа. Первым осваивал экипаж. «Генерала Родимцева» но вые районы промыслов, пер вым начал постигать прин ципиально новую науку; об лова быстроходных рыб, первым приступил к выпус ку многих новых видов -рыб ных изделий. . За два года своего суще ствования экипаж траулера выработал 18,5 тысячи тонн, высококачественной рыбо продукции, из них 5,4 тонны сверх государственного ила. ка. Согласитесь, зто вовсе немало ни для нового судна, Ни для опытного, но все же довольно молодого катшта- Когда верстался номер. Ю. Б. Прутков снова был в море. Правда, теперь уже в ином качестве — заместите ля начальника тралового флота по промыслу. Он по шел передавать свое мастер ство молодому капитану. Что ж, у него есть чему поучиться! Н. НЕЧАЕВА. 1 I I I I I I I I I J І/А К И Х только мыслей и ІѴ предположений, суждений и утверждений о причинах кни жного голода не найдешь в ста ть я х авторов. пы тающ ихся как-то объяснить это явление, которое начало развиваться где-то во второй половине ш е сти десяты х годов. Каждый из авторов по-своему прав в вы яс нении первопричин. Но тр у д но у слы ш ать или прочитать что-либо действительно разум ное и приемлемое цз того, что предлагается в качестве мер по ликвидации книжной лихо радки. Т у т и уж есточение мер по борьбе со спекуляцией кн и гами, и книгообмен только че рез магазин, и нечто вроде распределения кн иг обществом книголюбов и т* д. и т. п. Все это, как и кое-что дру гое (полезное и нужное) уж е делается. Тем не менее кн иж ный вопрос не теряет своей остроты . Беда в том. что кни га. особенно хорош ая книга, стала для определенной кате гории людей не духовной пи щей. а товаром, причем дефи цитным, И. как всякий дефи цит. книги иметь стало модно, иметь их хочется. А от ж ела ния до его осущ ествления путь может бы ть недолгим, если... не ж алеть денег. Не надо сты дливо ум алчи вать о том, что спекуляция книгами, та к н азы ваемый «черный ры нок», у нас (я не имею в виду М урманск) сущ ествует. По своему опы ту знаю- нет такой книги (ес ли это не библиографическая редкость), которую нельзя при обрести в Москве или Ленин граде; На «черном рынке». Только сущ еств ует какая-то непонятная закономерность: чем жестче борьба с «черным рынком», со спекуляцией кни гами. тем дороже приходится платить за к н и гу, которая крайне нужна. У нас, в М урманске, «чер ного рынка» нет. Нет такого места, где постоянно мельте ш ат личности определенного пошиба, у которы х ,в данный, момент при себе ничего нет, ко которые после со о тветству ющей проверки твоей «лояль ности». с соблюдением множе ства предосторожностей при несут любую к н и гу. И ты бу дешь вынуж ден, если книга тебе действительно нуж на, уп л а ти ть за нее т у сумм у кото рую они заломят. Могу утверж д ать: в Мурман ске нет «черного ры нка» по том у, что нет острой необходи мости в нем. У нас заведен свободный, откр ы ты й обмен книгами при клуб ах книголю бов. Таки х клубов у нас два: «Летучая книга» — при меж- союзном Дворце кул ь тур ы и «Ф акел» — при Дворце к у л ь тур ы и техн и ки им С. М. Ки рова Старейш ем у из них -- в том числе и со стороны те х , кто к числу выш еуп ом ян уты х «книголюбов» не принадлеж ит. Но как раз их-то, и стинн ы х книголюбов, я приглаш аю за д ум аться над тем , что у нас сейчас происходит. Давайте вспомним 1977 и 1978 годы, то есть первые го ды сущ ествования клуба «Ле туч ая книга». Как обстояло дело тогда? Внеш не все так же, как и сейчас. Но только внешне. После деловой части то есть встреч с писателями известными людьми или ра ботниками библиотек, мы воз вращ ались в фойе. расклады «эквивалента» и нравов «чер ного ры нка», стали перекоче вы вать к нашим ж е товари щ ам, которы е т у т ж е или не много погодя вы клады вали их для обмена, та к как им-то лич но эти книги не были н уж ны . Появились среди нас и таки е (хотя сразу оговорюсь: и х — едйницы), которые устр аиваю т ся обычно где-то около входа, опы тным глазом вы искиваю т новичков, заводят с ними мно гообещающие беседы, просмат риваю т принесенные книги..* Потом, сп у стя некоторое вр^- мя, те ж е новички ж ал ую тся: что делать, мы просто не зна- Книгообмен: „за“ и „против" З ам е т к и книголюба клубу «Л етучая книга» — уж е пять лет. Я вхож у в него с первы х дней основания, около тр ех лет был председателем его правления. И мы сли, кото рыми я делюсь с читателями, наболевшие, вынош енны е, В пропаганде кн иги, в меро при ятиях просветительского характер а оба клуба делаю т немало полезного. Но чем даль ше. тем 'больше одолеваю т ме ня сомнения в целесообразно сти дальнейш его - сущ ествова ния «Летучей книги» и «Ф аке ла» в том виде, в каком они сейчас ж и вут и дей ствую т. На мой взгляд, эти клубы , пре следуя так ую благую цель, как воспитание любви к книге, оказание книголюбам помощи в приобретении необходимой ли тер атуры путем свободного обмена, вольно или невольно все заметнее превращ аю тся в свою противоположность — в очаги, где группа проны рливы х и энерги чны х дельцов, которы х вряд ли можно н азвать книго любами, пользуясь доброду шием . и сти н н ы х любителей книги, приобретает без особых затр ат энергии и средств де- ф и цитйы е издания. Знаю , что этим замечанием вызову на себя град упреков. вали по столам предназначен ные для обмена нниги. Мы находили возможность обме няться не только книгам и, но и своими суж дениями о ни х. Не всегда задумы вались и о та к называемом «эквивален те » . Обычно после обмена удо влетворенными уходили и «се- рийщ ики» (т. е. те , кто соби рает книги определенных се рий), и те , кто приобретал от дельны е, нуж ны е им издания. Но шло время. Среди нас — на те х ж е правах, с теми же билетами общ ества книголю бов — появились лю ди, кото ры х перестали интересовать какие бы то н и было меро приятия или встречи, проводи мые до книгообмена. И пока мы слуш али интересны е рас сказы своих или приезж их пи сателей или бы валы х людей, те проводили время в курил ке, около нее, обменивались своими новостями, обдумывали варианты обмана «простач ков». t Среди членов клуба посте пенно, но неотвратимо £ іІ£ р проявляться нездоровый н аст рой, базарный дух. Все чаще слы ш ало сь слово «эквива лент». Д еф ицитны е кн иги <£т новичков, не знающ их этого ли, что эти книги далеко не равноценны... Но чем им помо ж еш ь? Ведь обмен-то произво дился добровольно. Не правда ли, картин а, кото рую я попы тался обрисовать только в общих чер тах, вы гля ди т не совсем красиво? Тем не менее дела обстоят именно та к . И т у т задум аеш ься: а сто и т ли и дальш е стр ои ть работу к л у бов таким ж е образом? Мож^т бы ть, следует о тказаться от книгообмена при клубах? По моему мнению, да. Только тр ебуется для этого предвари тельная, причем нем алая, под готовка. Мы. члены клубов, органи зующ ие их работу и сами за нимающиеся книгообменом, знаем мнение на это т сч ет на ш и х книготорговцев. Они — яростны е противники подобно го книгообмена. Не раз прихо дилось сл ы ш ать , к а к директор облнниготорга В. П. Котов, об виняя клубы ч уть ли не в те х ж е гр е ха х, что и «черный ры нок». доказы вал необходимость их ликвидации. Ем у вторят и І^ ботники к н иж н ы х м агази нов. Что ж е они, книготорговцы , предлагаю т взамен? А ничего, кроме книгообмена через ма газины . Но разве не ясно, что в нашем городе, да и во Бсей области, книгообмен через ма газины уж е много лет, причем безо всякого прогресса, нахо ди тся в зачатке? И не каж до м у уваж ающ ем у себя книго любу захочется бы ть завсегда таем такого, например, м ага зина, как «Б уки н и ст», где: книги на обмен принимаю т не каж ды й день; к двум стекла--, ж икам с обменным фондом и картотекой не п одступ ить ся ; обменные карточки запол няю тся настолько небрежно, что по сравнению с ними т е т радь первоклассника на втором месяце его учебы вы глядит образцом чистописания. Следовательно, прежде чем ликвидировать книгообмен при клуб ах, надо его по-насто ящ ем у организовать в м агази н ах. Вот т у т для н аш и х кни готорговцев, если ими б удут руководить не только интере сы выполнения плана, но и (а это в данны й момент самее главное!) ж елание по-дея©Е©ілу идти навстречу книголюбам1, — непочатый край работы В наш и х усло ви ях центром книгообмена может ста ть *Дом кн иги», большая половина по мещения сейчас п устуе т. Книгообмен через магазины — дело новое не только у нас в М урманске, но и по стр ан е в целом. И, к а к в каждом нов ш естве, т у т не обойтись: без постоянного поиска. Не следу» е т и нашим книготорговцам руководствоваться только ин стр укц и ям и , полученными с в е р х у / а и самим и скать іно- вое. эксперим ентировать. Мне к аж ется, что и област ному отделению общ ества кн и голюбов, и облкниготоргу есть над чем подумать в связи * поднятыми вопросами. Я , на пример. нак и многие мои н о я - леги-книголю бы , за обмен. Здоровый, доброжелательный книгообмен, ничего общего, не. имеющий с рыночным азар том. За книгообмен, . цель ко торого — приобретение хоро шей, нужной для тебя книги. А не вещи, не товара. С. КОРОТКОВ, член правле ния клуба «Л етучая книга». 17 апреля І9 в І г. 1 ' '' «РЫБНЫЙ МУРМАН» • 7 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz