Рыбный Мурман. 1981 г. Апрель.

И С К А Т Ь И Н Е С Д А В А Т Ь С Я . . . ...........................111111111!111111111(11111111 і 111111 і 111 і 111111 і 111 іо 11111111 іі 11111 )*1111*1111■1........... . СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ ІШ Ш ІІШ ІІШ ІШ ІШ Ш Ш Ш И Ш Ш ІІ I Портреты І деловыхлюдей «Капитан обязан обеспечивать надлежащую постановку «оспитательной работы и добиваться высокого политико-мо. рального состояния экипажа... принимать меры к закрепле­ нию кадров ка судне и не допускать их текучести». (Из Устава службы на судах флота рыбной про. .пышленности СССР). „ГЕНЕРАЛ 1 вьшел из междурейсового Сама погода Удачу: цем, а ньш Родимцев» порта после ремонта, предвещала небо светилось соли- море дышало покор- покоем. — Не расслабляться, ре­ бята. не расслабляться, — ходігл по судну первый по­ мощник Е. Е. Крашенинни­ ков; — Несколько часов хо- сошего хода — п мы па ры­ бе! И вдруг: — Стон, машина! Отдать якоря! Судно стало пробкой в самом узком месте фарвате­ ра. Специалисты собрались внизу, у вышедшей из строя рулевой машины. — Ну что, капитан, счи­ тай, в рубашке родились. — вытирая со лба холодный пот, говорил старший меха- нив Ю. Г. Масловский, — еще б несколько минут хода — ‘и .авария. ..Юрий Борисович наблю­ дал за четкими, быстрыми действиями стармеха, слу­ шал короткие и точные его команды и с облегчением думал: <Масловский спра­ вится — мастер!» А если б был другой етар- мех, другая команда?.. Но ■акого «если» у капитана Пруткова не было и нет. Слишком дорожит он честью своего судна, своего, флота, слишком важен для него нс- хсд рейса, чтобы закрыть глаза На деловые, качества моряков, на степень их под­ готовленности к работе. По­ этому он днями напролет просиживает в отделе кад­ ров, изучая их личные кар­ точки. Поэтому же на каж­ дого рядового матроса заво­ дит «досье». Этот, к приме­ ру, неопытен, но старате­ лен, исполнителен — будет толк! А другой все за Ъу- жую спину спрятаться норо­ вит да и выпить не дурак. Надеяться нельзя. Так, ис­ подволь. Прутков в море изучает матросов: можно ли следующий рейс. II ерунда, что капита- хватает времени на команды. Если ты брать в Есе это нам не подбор на час, капитан должно хва- капитан не настоящий тать! Специалистов Юриіі Бо­ рисович подбирает особенно тщательно. Еще бы! Ведь именно от них — костяка экипажа, опоры капитана — зависит успех дела. Их про­ фессиональные II человече­ ские качества создают атмо­ сферу в команде. ...Был на судне у Прут­ кова второй механик. И спе-' циалист вроде бы неплохой, но перестраховщик —- каких еще поискать. Вышел, к примеру, траулер на рыбу, тут бы все машины на пол­ ную мощность, чтобы время не упустить, а он остановит двигатель, и хоть кол ему на голове теши: отработали, мол, машины свое на сего­ дня, отдых им нужен... И ни убеждения не помогают, ни скандалы. Мучились - мучи­ лись с ним, ну и решил Юрий Борисович отстранить его от дела. Не все Прутко­ ва тогда одобрили. Даже не­ которые из комсостава сом­ невались: прав ли? Ведь ме­ ханик-то действовал по инст­ рукции... А Прутков, Не тра­ тя времени на споры, на:іна_- чил другого механика. II у того машины, представьте, не уставали и тоже работа­ ли по инструкции. Отлично работали! Значит, не в ме­ ханизмах было дело — в человеке... Может быть, это и есть одна из наиважнейшпх черт современного руководителя — не бояться быть жестким, думать прежде всего о деле, и этим же делом доказы­ вать свою правоту. ...Прутков не раз говорил: для того, чтобы узнать чело­ века, вовсе не надо съесть с ним пуд соли. Надо пожить рядом, поработать рука об руку. ■ Конечно, от ошибок уикто не застрахован, ко то­ му же самому механику Прутков никогда не дал бы рекомендацию на повыше­ ние, как это, к сожалению, нередко делают другие ка­ питаны. У Ю. Б. Прут­ кова на --тот счет совер­ шенно четкая позиция: человек обязан пройти «обкатку» в новой долж­ ности на своем судне. Если успешно — значит, достоин! А если нет — подучить еще... Как-то отступил Юрий Борисович от этого принци­ па — отправил своего тре­ тьего штурмана вторым к «знакомому» капитану, по­ ручился. А потом в глаза тому капитану смотреть стыдно было... Правда, такие досадные просчеты редки.-и совсем не они характеризуют стиль работы капитана Прутко­ ва. В траловом флоте за­ мечательно трудятся множе­ ство его учеников, и среди них старший помощник ка­ питана В. II. Дукин. на­ чинавший службу с Прутко­ вым четвертым штурманом, капитан В. А. Куклин, хо­ дивший старшим помощни­ ком. бывший второй штур­ ман, а ныне старший помощ­ ник капитана Н. В. Щерба- тенков. «Капитан занимает такую должность, при которой его должно касаться асе, и не просто касаться. Он должен тать асе о судне и на судне. Ведь »то не просто капитан, а капитан-директор». (Из выступления начальника объединения Сев- ірыба.ѵ Л 1. П. Каргина на селинаре.совегцании ка­ питанов судов рыбопромысловых флотов Северного бассейна). (,Г ЕНЕРАЛ * делал первый Родимцев» свой T-f Йс. Днем солнце жгло немило­ сердно, и океанская гладь дымилась раскаленной оно- вородой. Здесь, в дальнем раііоне промысла, рыбу мож­ но было брать только ночью. II ночью же перерабатывать — при дневной жаре она моментально «горела» даже в холодных бункерах. Так и шло изо дня в день: ночью выкладывались до послед­ него, а днем — «сушили весла». Как сделать работу более ритмичной? Как до­ биться бесперебойной по­ ставки сырья фабрике? Эти­ ми вопросами задавался то­ гда капитан не одного, суд­ на. Та же проблема стояла и перед Прутковым. — Эх, нам бы вместо бун­ керов холодильнички, , — мечтал помощник по произ­ водству И. А. Калинин. — Да только где их возь­ мешь? Стоят, вон. льдогене­ раторы, место занимают. А как ими пользоваться?.. Рекомендации по исполь­ зованию этих механизмов на БАТах в самом деле не бы- ■ ло. И Прутков одним из первых начал . применять их по назначению — то есть пересыпать чешуйчатым льдом рыбу в бункерах, хотя для ВАТов это дело было совершенно новым. А потом, на основании опыта «Генерала Родимце- ва» и некоторых других су­ дов, управлением флота бы­ ли даны рекомендации ■и всем остальным промыслови­ кам. Наверное, именно в таких ситуациях и проявляется | капитане директор. Ведь мог бы Прутков, как и мно­ гие другие, делать план ис­ пытанным путем, то есть опираясь в этих условиях лишь на людскую вынослй- вость. Мог бы заняться су. губо капитанскими обязан­ ностями — держать судно на рыбе, и все... Но сила любого руководи, теля — не только в 'широ­ те охвата проблем, но и в практическом их решении. План есть план, понятно, >ф на то ты и директор, чюбіл заставить работать на план самые нерабочие места, что, бы отладить производство до последнего винтика, чтобы техника работала на людей, а не люди на технику. ■ Поэтому не удивилась я, прочитав в сегодняшней Указе о награждении рыба^ ков-северян и фаІшликі Пруткова. . Его. труд 'заслу­ женно отмечен орденом «Знак Почета». Ю. Б. Прутков из Т(?х рѵ. ководителей. кто строит свои отношения с подчиненными на доверии. Доверять лю­ дям, помогать, направлять, но никогда не подменять их . в работе. Другое дело, что такая позиция руководителя пред- . полагает ужесточенный кон­ троль в первую очередь над собой. Ведь как бы ни шли дела на судне, как бы ні! велика была степень личной ответственности каждого, все равно единственным чело­ веком, который отвечает абі солютно за все, остается ка*» Т А Т А Р С К А Я АССР. Кам А З и * город Набережные Челны являю тся ярким примером во­ площения в ж изнь грандиоз­ н ы х планов нашей партии, свидетельством больших воз- йошноетей и преимущ еств со­ циалистической экономики. Город на Каме стал и н дуст­ риальным центром Нижнекам­ ского территориально-произ­ водственного комплекса. За годы десятой пятилетки здесь введено в строи почти три миллиона квадр атн ы х метров производственных площадей, ш естнадцать ты сяч единиц высокопроизводительного обо­ рудования. четыреста девяно­ сто две автоматические линии, смонтировано сто семьдесят пять километров конвейера. Многое сделано в Набережных Ч елнах по улучш ению условий быта и отд ы ха тр удящ и хся, более полному удовлетворению и х м атериальны х и духовны х запросов. За годы минувш ей пяти л ет­ ки улучш или ж илищ ны е усло­ вия сто двадцать ты сяч чело­ век, Построены десятки ш кол, д етск и х дош кольны х учрежде­ ний и др угие объекты соци­ ального и культурно-бытового назначения. О ткры лись поли­ технический и педагогический и н сти туты , училищ е и скусств, спортивны е залы «Автозаво­ дец» и «Комсомолец», стадион <Строитель», картинная гале­ рея, Дворец к у л ь ту р ы для ав­ томобилестроителей и многое другое. • * • В 1980 t оду сделал первый набор студентов Кам ский по­ литехнический и н сти тут. С ту ­ денты и преподаватели вѵза уч аств ую т в работе по усовер­ ш енствованию дей ствующ их и П о Советскому Союзу созданию н овы х модінр: ;:. автомобиля < Кам А З*. * * * В Набережных Челнах болео ста детских дошкольных учре­ ждений. Почти половина ил ни х построена за годы десятой пятилетки. Во многих детских садах КамАЗа имеются плава­ тельные бассейны, музыкаль­ ные и гимнастические На сн и м ках: проспект Мира в Набережных Ч елнах: доцент каф едры технологии Камского политехнического и н сти тута, кандидат техн и ч е ски х наук Р . Г. Тимергалеев заним ается с членами научного студенче­ ского общ есі аа; в плаватель­ ном бассейне нового детсксго сада «Зоренька».. Фото Е. Логвинова (ТАСС). • 6 стр. «РЫБНЫЙ М УРМАН» 17 апреля 1981 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz