Рыбный Мурман. 1981 г. Апрель.
И С К А Т Ь И Н Е С Д А В А Т Ь С Я . . . ...........................111111111!111111111(11111111 і 111111 і 111 і 111111 і 111 іо 11111111 іі 11111 )*1111*1111■1........... . СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ ІШ Ш ІІШ ІІШ ІШ ІШ Ш Ш Ш И Ш Ш ІІ I Портреты І деловыхлюдей «Капитан обязан обеспечивать надлежащую постановку «оспитательной работы и добиваться высокого политико-мо. рального состояния экипажа... принимать меры к закрепле нию кадров ка судне и не допускать их текучести». (Из Устава службы на судах флота рыбной про. .пышленности СССР). „ГЕНЕРАЛ 1 вьшел из междурейсового Сама погода Удачу: цем, а ньш Родимцев» порта после ремонта, предвещала небо светилось соли- море дышало покор- покоем. — Не расслабляться, ре бята. не расслабляться, — ходігл по судну первый по мощник Е. Е. Крашенинни ков; — Несколько часов хо- сошего хода — п мы па ры бе! И вдруг: — Стон, машина! Отдать якоря! Судно стало пробкой в самом узком месте фарвате ра. Специалисты собрались внизу, у вышедшей из строя рулевой машины. — Ну что, капитан, счи тай, в рубашке родились. — вытирая со лба холодный пот, говорил старший меха- нив Ю. Г. Масловский, — еще б несколько минут хода — ‘и .авария. ..Юрий Борисович наблю дал за четкими, быстрыми действиями стармеха, слу шал короткие и точные его команды и с облегчением думал: <Масловский спра вится — мастер!» А если б был другой етар- мех, другая команда?.. Но ■акого «если» у капитана Пруткова не было и нет. Слишком дорожит он честью своего судна, своего, флота, слишком важен для него нс- хсд рейса, чтобы закрыть глаза На деловые, качества моряков, на степень их под готовленности к работе. По этому он днями напролет просиживает в отделе кад ров, изучая их личные кар точки. Поэтому же на каж дого рядового матроса заво дит «досье». Этот, к приме ру, неопытен, но старате лен, исполнителен — будет толк! А другой все за Ъу- жую спину спрятаться норо вит да и выпить не дурак. Надеяться нельзя. Так, ис подволь. Прутков в море изучает матросов: можно ли следующий рейс. II ерунда, что капита- хватает времени на команды. Если ты брать в Есе это нам не подбор на час, капитан должно хва- капитан не настоящий тать! Специалистов Юриіі Бо рисович подбирает особенно тщательно. Еще бы! Ведь именно от них — костяка экипажа, опоры капитана — зависит успех дела. Их про фессиональные II человече ские качества создают атмо сферу в команде. ...Был на судне у Прут кова второй механик. И спе-' циалист вроде бы неплохой, но перестраховщик —- каких еще поискать. Вышел, к примеру, траулер на рыбу, тут бы все машины на пол ную мощность, чтобы время не упустить, а он остановит двигатель, и хоть кол ему на голове теши: отработали, мол, машины свое на сего дня, отдых им нужен... И ни убеждения не помогают, ни скандалы. Мучились - мучи лись с ним, ну и решил Юрий Борисович отстранить его от дела. Не все Прутко ва тогда одобрили. Даже не которые из комсостава сом невались: прав ли? Ведь ме ханик-то действовал по инст рукции... А Прутков, Не тра тя времени на споры, на:іна_- чил другого механика. II у того машины, представьте, не уставали и тоже работа ли по инструкции. Отлично работали! Значит, не в ме ханизмах было дело — в человеке... Может быть, это и есть одна из наиважнейшпх черт современного руководителя — не бояться быть жестким, думать прежде всего о деле, и этим же делом доказы вать свою правоту. ...Прутков не раз говорил: для того, чтобы узнать чело века, вовсе не надо съесть с ним пуд соли. Надо пожить рядом, поработать рука об руку. ■ Конечно, от ошибок уикто не застрахован, ко то му же самому механику Прутков никогда не дал бы рекомендацию на повыше ние, как это, к сожалению, нередко делают другие ка питаны. У Ю. Б. Прут кова на --тот счет совер шенно четкая позиция: человек обязан пройти «обкатку» в новой долж ности на своем судне. Если успешно — значит, достоин! А если нет — подучить еще... Как-то отступил Юрий Борисович от этого принци па — отправил своего тре тьего штурмана вторым к «знакомому» капитану, по ручился. А потом в глаза тому капитану смотреть стыдно было... Правда, такие досадные просчеты редки.-и совсем не они характеризуют стиль работы капитана Прутко ва. В траловом флоте за мечательно трудятся множе ство его учеников, и среди них старший помощник ка питана В. II. Дукин. на чинавший службу с Прутко вым четвертым штурманом, капитан В. А. Куклин, хо дивший старшим помощни ком. бывший второй штур ман, а ныне старший помощ ник капитана Н. В. Щерба- тенков. «Капитан занимает такую должность, при которой его должно касаться асе, и не просто касаться. Он должен тать асе о судне и на судне. Ведь »то не просто капитан, а капитан-директор». (Из выступления начальника объединения Сев- ірыба.ѵ Л 1. П. Каргина на селинаре.совегцании ка питанов судов рыбопромысловых флотов Северного бассейна). (,Г ЕНЕРАЛ * делал первый Родимцев» свой T-f Йс. Днем солнце жгло немило сердно, и океанская гладь дымилась раскаленной оно- вородой. Здесь, в дальнем раііоне промысла, рыбу мож но было брать только ночью. II ночью же перерабатывать — при дневной жаре она моментально «горела» даже в холодных бункерах. Так и шло изо дня в день: ночью выкладывались до послед него, а днем — «сушили весла». Как сделать работу более ритмичной? Как до биться бесперебойной по ставки сырья фабрике? Эти ми вопросами задавался то гда капитан не одного, суд на. Та же проблема стояла и перед Прутковым. — Эх, нам бы вместо бун керов холодильнички, , — мечтал помощник по произ водству И. А. Калинин. — Да только где их возь мешь? Стоят, вон. льдогене раторы, место занимают. А как ими пользоваться?.. Рекомендации по исполь зованию этих механизмов на БАТах в самом деле не бы- ■ ло. И Прутков одним из первых начал . применять их по назначению — то есть пересыпать чешуйчатым льдом рыбу в бункерах, хотя для ВАТов это дело было совершенно новым. А потом, на основании опыта «Генерала Родимце- ва» и некоторых других су дов, управлением флота бы ли даны рекомендации ■и всем остальным промыслови кам. Наверное, именно в таких ситуациях и проявляется | капитане директор. Ведь мог бы Прутков, как и мно гие другие, делать план ис пытанным путем, то есть опираясь в этих условиях лишь на людскую вынослй- вость. Мог бы заняться су. губо капитанскими обязан ностями — держать судно на рыбе, и все... Но сила любого руководи, теля — не только в 'широ те охвата проблем, но и в практическом их решении. План есть план, понятно, >ф на то ты и директор, чюбіл заставить работать на план самые нерабочие места, что, бы отладить производство до последнего винтика, чтобы техника работала на людей, а не люди на технику. ■ Поэтому не удивилась я, прочитав в сегодняшней Указе о награждении рыба^ ков-северян и фаІшликі Пруткова. . Его. труд 'заслу женно отмечен орденом «Знак Почета». Ю. Б. Прутков из Т(?х рѵ. ководителей. кто строит свои отношения с подчиненными на доверии. Доверять лю дям, помогать, направлять, но никогда не подменять их . в работе. Другое дело, что такая позиция руководителя пред- . полагает ужесточенный кон троль в первую очередь над собой. Ведь как бы ни шли дела на судне, как бы ні! велика была степень личной ответственности каждого, все равно единственным чело веком, который отвечает абі солютно за все, остается ка*» Т А Т А Р С К А Я АССР. Кам А З и * город Набережные Челны являю тся ярким примером во площения в ж изнь грандиоз н ы х планов нашей партии, свидетельством больших воз- йошноетей и преимущ еств со циалистической экономики. Город на Каме стал и н дуст риальным центром Нижнекам ского территориально-произ водственного комплекса. За годы десятой пятилетки здесь введено в строи почти три миллиона квадр атн ы х метров производственных площадей, ш естнадцать ты сяч единиц высокопроизводительного обо рудования. четыреста девяно сто две автоматические линии, смонтировано сто семьдесят пять километров конвейера. Многое сделано в Набережных Ч елнах по улучш ению условий быта и отд ы ха тр удящ и хся, более полному удовлетворению и х м атериальны х и духовны х запросов. За годы минувш ей пяти л ет ки улучш или ж илищ ны е усло вия сто двадцать ты сяч чело век, Построены десятки ш кол, д етск и х дош кольны х учрежде ний и др угие объекты соци ального и культурно-бытового назначения. О ткры лись поли технический и педагогический и н сти туты , училищ е и скусств, спортивны е залы «Автозаво дец» и «Комсомолец», стадион <Строитель», картинная гале рея, Дворец к у л ь ту р ы для ав томобилестроителей и многое другое. • * • В 1980 t оду сделал первый набор студентов Кам ский по литехнический и н сти тут. С ту денты и преподаватели вѵза уч аств ую т в работе по усовер ш енствованию дей ствующ их и П о Советскому Союзу созданию н овы х модінр: ;:. автомобиля < Кам А З*. * * * В Набережных Челнах болео ста детских дошкольных учре ждений. Почти половина ил ни х построена за годы десятой пятилетки. Во многих детских садах КамАЗа имеются плава тельные бассейны, музыкаль ные и гимнастические На сн и м ках: проспект Мира в Набережных Ч елнах: доцент каф едры технологии Камского политехнического и н сти тута, кандидат техн и ч е ски х наук Р . Г. Тимергалеев заним ается с членами научного студенче ского общ есі аа; в плаватель ном бассейне нового детсксго сада «Зоренька».. Фото Е. Логвинова (ТАСС). • 6 стр. «РЫБНЫЙ М УРМАН» 17 апреля 1981 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz