Рыбный Мурман. 1981 г. Апрель.

з і н і м і ш ш ш ш п и н м н п н ш і г і ш і ш і т п і і г п ш ш т і м ш ш і ш і і Д И М К И Н — «Синий ленѵ. Автор латвийского текста А. Крук- лис. Правда, в русском ва­ рианте другой автор текста, а значит, и другое содержа­ ние. Впрочем, такая же ме­ таморфоза произошла и с песнями «Листья желтые", <;Танец на барабане-'. — Слуш ателям очень нра влтся ваши импровизации. Да­ же знакомая мелодия в вашем исполнении становится коло­ ритной, обретает неповторимые особенности. Как это получает­ ся? — Беру произведение, со­ звучное моему настроению, сажусь за рояль и «разгова­ риваю» с ним наедине. Так, к примеру, я передал «Неж­ ность» Александры Пахму­ товой. — Как вы полагаете, почему ваши песни поют повсюду? — Наверное, потому, что они получились по-настоя­ щему массовыми. Я считаю, что песня долямта быть до­ ступна любому человеку. j ПЕСНЯ ПИШЕТСЯ СЕРДЦЕМ «Передаем песни и инструментальную м узыку Раймон­ да Паулса ...» Когда мы, моряки, слышим яти слова, то знаем — пас ждет встреча с любимыми мелодиями — веселыми и груст­ ными, задорными и строгими, легкими и серьезными —• всегда волнующими, идущими от сердца к сердцу. Хоте* лось бы подробнее узнать о творческом пути композитора, & его последних работах». Мотвриег II. Стрвк»в». С ***м и другими письмами мурманчан мы мимюмилм журимиста * * Риги ■. МИНАЕВА и и*просилк «г» мять ин- т*|мы* у композитор» Р. ПАУЯСА. I ІІМ Я Раймонда Паулса, 11 народного ар тиста рес­ публики, действительно по­ пулярно среди самы х широ­ к и х слоев слуш ателей. Это и ие удивительно, водь это т композитор, который, к с та ­ ти , отм ечает в нынешнем •"оду 3&-л*ти* своей творче­ ской деятельности, является автором более 350 песен, сочинил м узы ку более чем к 20 ф ильм ам и 29 сп ек­ так л ям . Р. П аулс вы ступи л в 10 ты сяч а х концертов. А ес­ ли учесть, что его мю зикл «Сестра Керри» и песни «Подберу музы ку» и «Танец на барабане» стали в раз­ ные годы лауреатами Со­ йотского международного ф естиваля эстрадной песни, то легко понять желание читателей «Рыбного Мурма- на» не только сл уш а ть м у­ зы к у Р. П аулса, но и у зн ать кан можно больше о жизни и творчестве этого замеча­ тельного латвийского ком­ позитора. Я встретился с маэстро, ногда он возвращ ался со своего авторского концерта, проведенного совместно с ансамблем «Кредо» из ла­ ты ш ско го города Лиепая. — Цикл из пяти авторских концертов стал для меня своеобразным творческим отчетом за 30 лет моей дея­ тельности, — не ожидая воп­ роса. сказал Р. Паулс. — Все. что было главным в моей ра­ боте. я стремился обобщить в этих концертах. — Как вы начинали свой творческий путь? — Я уже как-то отвечал журналистам, что начинал из-под палки, которую отец морально держал надо мной. РаОочий-етеклодув, он с дет­ ства питал любовь к искус­ ству и сохранил ее на дол­ гие годы. Правда, специаль­ ной подготовки у него не было, но он постарался дать ее детям. Например, сестра Эдит стала хорошим худож ­ ником по гобеленам. Меня отец с четырех лет старал­ ся усадить за рояль, а я, со ­ ответственно, старался улиз­ нуть от клавиатуры под лю­ бым благовидным предло­ гом. Разумеется, теперь го­ ворю своему отцу спасибо за то, что ѳн почувствовал во мне музыканта. Любовь к музыке просну­ лась у меня только в десятом классе музыкальной школы. Затем я окончил Латвий­ скую консерваторию по классу фортепиано. — Известно, что вы полу­ чили «5» с плюсом на вы п уск­ ны х экзам енах в консервато­ рии... — Да, это действительно так. Помню, мне тогда пред­ ложили остаться в аспиран­ туре. Но к тому времени я уже руководил студенческим эстрадным ансамблем и по­ нял: мое призвание — быть эстрадником. Весной 1956 года в эфире прозвучала моя первая пес­ ня «Мы встретились в мар­ те». — После этого в эфире и с эстрады прозвучало более 350 песен и записано около 40 грампластинон, 15 дисков-ги гантов. Какая же из песен при­ несла вам наибольш ую по­ пулярность? Вспомните сочинения И. Ду­ наевского: их подхватывали все и сразу. Этого л ждет, по-моему, от нас, компози­ торов, народ, ждет ш еек, ко­ торые западают в душу. «Темная ночь» или «Соловьи» звучат уже десятилетия и не стареют. Сейчас не спорят о том, нужна ли эстрадная песня. Но какая эстрадная песня нам нужна? Я не могу от­ ветить, просто не знаю, в одном уверен — в десне, как и в человеке, все долж­ но быть красиво: и мелодия, и слова, и аранжировка. Д у­ эт «композитор — исполни­ тель» должен быть высоко­ профессиональным. В идеа­ ле — это два подлинных х у ­ дожника, два единомышлен­ ника, два соавтора. Успех песни «Маэстро», например, я полностью разделяю с за ­ мечательной певицей А. Пу­ гачевой, — Кстати, в новогоднем «Го­ лубом огоньке», в других пе­ редачах вы выступали вместе с А. Пугачевой. Каковы ваши планы сотрудничества с этой певицей? — Мое творческое содру­ жество с Аллой Борисовной очень плодотворно. Недавно она приезжала в Ригу от­ дохнуть от бремени своей по­ пулярности (я видел испи­ санные поклонниками двери ее квартиры, видел, как по­ читатели ждут ее на лест­ нице, на улице...) Скажу по секрету, она не умеет от­ дыхать. Мы сразу же стали работать. Ее требователь­ ность к себе и другим прос­ то поразительны. Новые пес­ ни? Они уж е есть. Надеюсь, Алла Пугачева будет участ­ ницей моего авторского кон­ церта на Всесоюзном теле­ видении, который уже гото­ вится к показу. — 29 марта телезрители, д у . м ается, не без удовольствия посмотрели фильм «Незакон­ ченный у ж и н » . З в у ч а л а ваша м узы ка... — Я с удовольствием ра­ ботаю для кино. Мною на­ писана музыка к двадцати пяти, если не ошибаюсь, фильмам. Особенное удов­ летворение мне доставила работа над телефильмом «Театр-'. Кстати, писать для кино очень трудно, хотя кое- кто считает, что это лишь прикладное искусство. Но достаточно вспомнить, к при­ меру, музыку Д. Д. Шоста­ ковича к «Гамлету», чтобы понять, какое это высокое искусство. Интересно складываются мои отношения с театром. Уже более 300 представле­ ний в Латвийском художест­ венном академическом те­ атре имени Я. Райниса вы­ держал спектакль «Краткие наставления в любви» по мотивам произведений Р. Блаумана. Это был мой дебют. Позднее я написал музыку к комедии Шерида­ на «Дуэнья», к драме Ибсе­ на «Бранд», мюзиклы «При­ ключения Шерлока Холм­ са», «Сестра Керри». Сейчас сочинен цикл песен спе­ циально для драматических актеров. Рижская публика приняла их хорошо. — Многим показалось не сколько неожиданным то. что вы выступили в концертах как пианист с хором мальчиков Латвийского музыкального учи­ лища имени Э. Дарзиня. Это случайный эпизод? — Нет. Я очень много пи шу хоровой музыки вообще и для этого хора в частнос­ ти, В том, чтобы прививать любовь к музыке молодым вижу свое второе призвание — Вам не мешает популяр­ ность? — Глупо было бы заявить что мне не нравится изве стность. Люблю получат і письма с добрыми пожела ниями, с интересным мне нием о моем творчеств, пусть даже критическим Правда, иногда удивляешь ся, как бесцеремонны быва­ ют люди, названивая мне по телефону круглые сутки... — Вы часто выступаете нан исполнитель, причем не только нак пианист. Известны ваши ва риации на темы Д. Эллингто на на синтезаторе. Вам импо­ нируют электронные инстру­ менты? — Выше рояля ничего не ставлю. Он для меня инст­ румент номер один. Но раз­ ного рода синтезаторы, ими­ таторы струнных и других инструментов нужны. Они вносят свои краски, особен­ но если оркестр небольшого состава. И все равно скрип­ ка останется скрипкой, сак­ софон саксофоном... — Тр уд композитора нелегок. А как вь) проводите свободное время? — Я отправляюсь ловить форель Места, куда езжѵ. извините, не назову. Рыба­ ки — народ суеверный. А хобби? Игра на рояле. Как видите, оно совпадает с про­ фессией, так что могу рабо­ тать за двоих. От моря Белого до моря Черного От моря Белого Ди моря Черного Лететь полдня. От моря Белого До моря Черного В езли меня. От моря Белого Такого белого, Незагорелого. В е зл и меня От моря Черного Такого черного И прокопченного, Как из огня. ...Выходит. Что совсем не зря Так названы моря! В. АУШЕВ. I I V О ТЕЧЕНИЕ восьми" днэй широко были раскрыты двери конференц-зала М ур­ манского территориального управления по гидрометеоро­ логии и контролю природной среды, где проводилась тема­ тическая выставка филатели­ стических материалов «Запо­ лярье-81», организованная Мурманским областным от­ делением ВОФ и клубом лю ­ бителей полярной филателии «Заполярье» при участии Мур­ манского отделения Северно­ го филиала Географического общества СССР. Общее впечатление было такое: выставка удалась и явилась подтверждением ук­ репления авторитета мурман­ ского клуба «Заполярье» сре­ ди аналогичных клубов поляр­ ной филателии нашей страны. 9 В а ш е х о б б и По решению жюри выстав­ ки, в составе которого был из­ вестный советский филате­ лист, председатель москов­ ского клуба полярной филате­ лии Е. В, Миловидоз, наград были удостоены экспозиция «Заполярье— прошлое и насто­ ящее» филателиста из Москвы М, В, Пискоза, Г. А. Логинов (Мурманск) — «Международ­ ные исследования в Антаркти­ де», Ю. И. Сээт (Мурманск) — «Порт приписки — Мурманск», клуб юных филателистов мос­ ковской школы № 230, пред ставивший экспозицию «Ле­ докольный флот СССР», Брон­ зовой медали выставки удо­ стоена. книга Мурманского книжного издательства, выпу­ щенная в 1980 году, «Север­ ный морской путь в филате­ лии». Были награждены дипломом и филателисты рыбного порта, вперзые принимавшие участие в такой крупной выставке. Мурманским областным от­ делением ВОФ был выпущен специальный конверт, изго­ товлены клубные штемпели, которыми посетители выстав­ ки с удовольствием украшали свои конверты. В. ХАРИТОНОВ, председа­ тель клуба коллекционеров «Докер». Танцуют «Сполохи» ...Розовый цветок на ф ур аж ке, розовый цветок а петлице. На лицах — непроницаемая надмен­ ность. А девчонни-то! Гибко отки­ нулись назад, носик к небесам и пош ли... Только ноги вы делы ва­ ю т такое! В общем — русская кадриль* «забы тая, гитарами за­ битая и *с * ж ® непокорная, ж и­ ва кадриль задорная»! Ж ива стараниям и та к и х вот эн тузи асто в, стр астн ы х любителей народного танца. „.Гасн е т свет. Лиш ь на сцене — полярная ночь, озаренная мерца­ ющими блинами северного си я­ ния. В ы хо дят танцоры , и начи­ нается танец — рассказ о нелег­ ком труде рыбаков и оленеводов, о радости встреч. Низкое красное солнце всходит над танцующ ими. Море призрачно переливается по­ зади них. См еняю тся танцы : молдавений, цы ганский , р усски й, украи нски й.» Эти танц ы несут зрителям ра­ дость и нрасоту. Идет отчетный концерт народ­ ного ансамбля танца «Сполохи» Дворца культур ы и техни ки име­ ни С. М. Кирова, посвященный X XV I съезду КПСС. Высокое зва­ ние народного коллектив получил десять лет назад. С каждым го­ дом ансамбль набирал силу, ро­ сло мастерство ого участников: работников рыбного порта, рыбо­ комбината, курсантов училищ . Коллектив вы ступал не только на многих сценических площад­ к ах М урманска, но и побывал на гастр о лях а Норвегии, Швеции, Ф инляндии. Танцоры были гостя­ ми рыбаков и труж еников порта. И везде им сопутствовал успех. Так и на отчетном концерте: зрители бурно аплодировали каж ­ дому тан ц у, часто слыш ались возгласы «Браво!», «Молодцы!» ...Словно круж евницы , плетут узор «Северного хоровода» девуш ­ ки в руссни х сар аф анах с сере бристыми нокошниками на голо­ вах. П лы вут по сцене, едва каса­ ясь ее, будто белые лебеди. . ...А это «Вечерка». Девуш ки «выш иваю т», парни очень стара­ ю тся им понравиться. И вот об­ щий танец. Особенно лихо он по­ лучается у «балалаечника», ин женера рыбного порта П. Баба ры кина, и солистки ансамбля И. Цветковой... Впереди у «Сполохов» — поезд­ ка в Норвегию на праздник Се­ верного Калотта Е сть задумна у руководителя коллектива Раисы Васильевны Дундисьянц создать хореографические миниатюры на героичесние темы, а такж е вое петь s танце тр уд рыбанов. И. Б ЕР ЕЗЮ К Фото В. Сверчкова I • 8 стр. «РЫ БНЫ Й М У Р М А Н » апреля

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz