Рыбный Мурман. 1981 г. Апрель.
з і н і м і ш ш ш ш п и н м н п н ш і г і ш і ш і т п і і г п ш ш т і м ш ш і ш і і Д И М К И Н — «Синий ленѵ. Автор латвийского текста А. Крук- лис. Правда, в русском ва рианте другой автор текста, а значит, и другое содержа ние. Впрочем, такая же ме таморфоза произошла и с песнями «Листья желтые", <;Танец на барабане-'. — Слуш ателям очень нра влтся ваши импровизации. Да же знакомая мелодия в вашем исполнении становится коло ритной, обретает неповторимые особенности. Как это получает ся? — Беру произведение, со звучное моему настроению, сажусь за рояль и «разгова риваю» с ним наедине. Так, к примеру, я передал «Неж ность» Александры Пахму товой. — Как вы полагаете, почему ваши песни поют повсюду? — Наверное, потому, что они получились по-настоя щему массовыми. Я считаю, что песня долямта быть до ступна любому человеку. j ПЕСНЯ ПИШЕТСЯ СЕРДЦЕМ «Передаем песни и инструментальную м узыку Раймон да Паулса ...» Когда мы, моряки, слышим яти слова, то знаем — пас ждет встреча с любимыми мелодиями — веселыми и груст ными, задорными и строгими, легкими и серьезными —• всегда волнующими, идущими от сердца к сердцу. Хоте* лось бы подробнее узнать о творческом пути композитора, & его последних работах». Мотвриег II. Стрвк»в». С ***м и другими письмами мурманчан мы мимюмилм журимиста * * Риги ■. МИНАЕВА и и*просилк «г» мять ин- т*|мы* у композитор» Р. ПАУЯСА. I ІІМ Я Раймонда Паулса, 11 народного ар тиста рес публики, действительно по пулярно среди самы х широ к и х слоев слуш ателей. Это и ие удивительно, водь это т композитор, который, к с та ти , отм ечает в нынешнем •"оду 3&-л*ти* своей творче ской деятельности, является автором более 350 песен, сочинил м узы ку более чем к 20 ф ильм ам и 29 сп ек так л ям . Р. П аулс вы ступи л в 10 ты сяч а х концертов. А ес ли учесть, что его мю зикл «Сестра Керри» и песни «Подберу музы ку» и «Танец на барабане» стали в раз ные годы лауреатами Со йотского международного ф естиваля эстрадной песни, то легко понять желание читателей «Рыбного Мурма- на» не только сл уш а ть м у зы к у Р. П аулса, но и у зн ать кан можно больше о жизни и творчестве этого замеча тельного латвийского ком позитора. Я встретился с маэстро, ногда он возвращ ался со своего авторского концерта, проведенного совместно с ансамблем «Кредо» из ла ты ш ско го города Лиепая. — Цикл из пяти авторских концертов стал для меня своеобразным творческим отчетом за 30 лет моей дея тельности, — не ожидая воп роса. сказал Р. Паулс. — Все. что было главным в моей ра боте. я стремился обобщить в этих концертах. — Как вы начинали свой творческий путь? — Я уже как-то отвечал журналистам, что начинал из-под палки, которую отец морально держал надо мной. РаОочий-етеклодув, он с дет ства питал любовь к искус ству и сохранил ее на дол гие годы. Правда, специаль ной подготовки у него не было, но он постарался дать ее детям. Например, сестра Эдит стала хорошим худож ником по гобеленам. Меня отец с четырех лет старал ся усадить за рояль, а я, со ответственно, старался улиз нуть от клавиатуры под лю бым благовидным предло гом. Разумеется, теперь го ворю своему отцу спасибо за то, что ѳн почувствовал во мне музыканта. Любовь к музыке просну лась у меня только в десятом классе музыкальной школы. Затем я окончил Латвий скую консерваторию по классу фортепиано. — Известно, что вы полу чили «5» с плюсом на вы п уск ны х экзам енах в консервато рии... — Да, это действительно так. Помню, мне тогда пред ложили остаться в аспиран туре. Но к тому времени я уже руководил студенческим эстрадным ансамблем и по нял: мое призвание — быть эстрадником. Весной 1956 года в эфире прозвучала моя первая пес ня «Мы встретились в мар те». — После этого в эфире и с эстрады прозвучало более 350 песен и записано около 40 грампластинон, 15 дисков-ги гантов. Какая же из песен при несла вам наибольш ую по пулярность? Вспомните сочинения И. Ду наевского: их подхватывали все и сразу. Этого л ждет, по-моему, от нас, компози торов, народ, ждет ш еек, ко торые западают в душу. «Темная ночь» или «Соловьи» звучат уже десятилетия и не стареют. Сейчас не спорят о том, нужна ли эстрадная песня. Но какая эстрадная песня нам нужна? Я не могу от ветить, просто не знаю, в одном уверен — в десне, как и в человеке, все долж но быть красиво: и мелодия, и слова, и аранжировка. Д у эт «композитор — исполни тель» должен быть высоко профессиональным. В идеа ле — это два подлинных х у дожника, два единомышлен ника, два соавтора. Успех песни «Маэстро», например, я полностью разделяю с за мечательной певицей А. Пу гачевой, — Кстати, в новогоднем «Го лубом огоньке», в других пе редачах вы выступали вместе с А. Пугачевой. Каковы ваши планы сотрудничества с этой певицей? — Мое творческое содру жество с Аллой Борисовной очень плодотворно. Недавно она приезжала в Ригу от дохнуть от бремени своей по пулярности (я видел испи санные поклонниками двери ее квартиры, видел, как по читатели ждут ее на лест нице, на улице...) Скажу по секрету, она не умеет от дыхать. Мы сразу же стали работать. Ее требователь ность к себе и другим прос то поразительны. Новые пес ни? Они уж е есть. Надеюсь, Алла Пугачева будет участ ницей моего авторского кон церта на Всесоюзном теле видении, который уже гото вится к показу. — 29 марта телезрители, д у . м ается, не без удовольствия посмотрели фильм «Незакон ченный у ж и н » . З в у ч а л а ваша м узы ка... — Я с удовольствием ра ботаю для кино. Мною на писана музыка к двадцати пяти, если не ошибаюсь, фильмам. Особенное удов летворение мне доставила работа над телефильмом «Театр-'. Кстати, писать для кино очень трудно, хотя кое- кто считает, что это лишь прикладное искусство. Но достаточно вспомнить, к при меру, музыку Д. Д. Шоста ковича к «Гамлету», чтобы понять, какое это высокое искусство. Интересно складываются мои отношения с театром. Уже более 300 представле ний в Латвийском художест венном академическом те атре имени Я. Райниса вы держал спектакль «Краткие наставления в любви» по мотивам произведений Р. Блаумана. Это был мой дебют. Позднее я написал музыку к комедии Шерида на «Дуэнья», к драме Ибсе на «Бранд», мюзиклы «При ключения Шерлока Холм са», «Сестра Керри». Сейчас сочинен цикл песен спе циально для драматических актеров. Рижская публика приняла их хорошо. — Многим показалось не сколько неожиданным то. что вы выступили в концертах как пианист с хором мальчиков Латвийского музыкального учи лища имени Э. Дарзиня. Это случайный эпизод? — Нет. Я очень много пи шу хоровой музыки вообще и для этого хора в частнос ти, В том, чтобы прививать любовь к музыке молодым вижу свое второе призвание — Вам не мешает популяр ность? — Глупо было бы заявить что мне не нравится изве стность. Люблю получат і письма с добрыми пожела ниями, с интересным мне нием о моем творчеств, пусть даже критическим Правда, иногда удивляешь ся, как бесцеремонны быва ют люди, названивая мне по телефону круглые сутки... — Вы часто выступаете нан исполнитель, причем не только нак пианист. Известны ваши ва риации на темы Д. Эллингто на на синтезаторе. Вам импо нируют электронные инстру менты? — Выше рояля ничего не ставлю. Он для меня инст румент номер один. Но раз ного рода синтезаторы, ими таторы струнных и других инструментов нужны. Они вносят свои краски, особен но если оркестр небольшого состава. И все равно скрип ка останется скрипкой, сак софон саксофоном... — Тр уд композитора нелегок. А как вь) проводите свободное время? — Я отправляюсь ловить форель Места, куда езжѵ. извините, не назову. Рыба ки — народ суеверный. А хобби? Игра на рояле. Как видите, оно совпадает с про фессией, так что могу рабо тать за двоих. От моря Белого до моря Черного От моря Белого Ди моря Черного Лететь полдня. От моря Белого До моря Черного В езли меня. От моря Белого Такого белого, Незагорелого. В е зл и меня От моря Черного Такого черного И прокопченного, Как из огня. ...Выходит. Что совсем не зря Так названы моря! В. АУШЕВ. I I V О ТЕЧЕНИЕ восьми" днэй широко были раскрыты двери конференц-зала М ур манского территориального управления по гидрометеоро логии и контролю природной среды, где проводилась тема тическая выставка филатели стических материалов «Запо лярье-81», организованная Мурманским областным от делением ВОФ и клубом лю бителей полярной филателии «Заполярье» при участии Мур манского отделения Северно го филиала Географического общества СССР. Общее впечатление было такое: выставка удалась и явилась подтверждением ук репления авторитета мурман ского клуба «Заполярье» сре ди аналогичных клубов поляр ной филателии нашей страны. 9 В а ш е х о б б и По решению жюри выстав ки, в составе которого был из вестный советский филате лист, председатель москов ского клуба полярной филате лии Е. В, Миловидоз, наград были удостоены экспозиция «Заполярье— прошлое и насто ящее» филателиста из Москвы М, В, Пискоза, Г. А. Логинов (Мурманск) — «Международ ные исследования в Антаркти де», Ю. И. Сээт (Мурманск) — «Порт приписки — Мурманск», клуб юных филателистов мос ковской школы № 230, пред ставивший экспозицию «Ле докольный флот СССР», Брон зовой медали выставки удо стоена. книга Мурманского книжного издательства, выпу щенная в 1980 году, «Север ный морской путь в филате лии». Были награждены дипломом и филателисты рыбного порта, вперзые принимавшие участие в такой крупной выставке. Мурманским областным от делением ВОФ был выпущен специальный конверт, изго товлены клубные штемпели, которыми посетители выстав ки с удовольствием украшали свои конверты. В. ХАРИТОНОВ, председа тель клуба коллекционеров «Докер». Танцуют «Сполохи» ...Розовый цветок на ф ур аж ке, розовый цветок а петлице. На лицах — непроницаемая надмен ность. А девчонни-то! Гибко отки нулись назад, носик к небесам и пош ли... Только ноги вы делы ва ю т такое! В общем — русская кадриль* «забы тая, гитарами за битая и *с * ж ® непокорная, ж и ва кадриль задорная»! Ж ива стараниям и та к и х вот эн тузи асто в, стр астн ы х любителей народного танца. „.Гасн е т свет. Лиш ь на сцене — полярная ночь, озаренная мерца ющими блинами северного си я ния. В ы хо дят танцоры , и начи нается танец — рассказ о нелег ком труде рыбаков и оленеводов, о радости встреч. Низкое красное солнце всходит над танцующ ими. Море призрачно переливается по зади них. См еняю тся танцы : молдавений, цы ганский , р усски й, украи нски й.» Эти танц ы несут зрителям ра дость и нрасоту. Идет отчетный концерт народ ного ансамбля танца «Сполохи» Дворца культур ы и техни ки име ни С. М. Кирова, посвященный X XV I съезду КПСС. Высокое зва ние народного коллектив получил десять лет назад. С каждым го дом ансамбль набирал силу, ро сло мастерство ого участников: работников рыбного порта, рыбо комбината, курсантов училищ . Коллектив вы ступал не только на многих сценических площад к ах М урманска, но и побывал на гастр о лях а Норвегии, Швеции, Ф инляндии. Танцоры были гостя ми рыбаков и труж еников порта. И везде им сопутствовал успех. Так и на отчетном концерте: зрители бурно аплодировали каж дому тан ц у, часто слыш ались возгласы «Браво!», «Молодцы!» ...Словно круж евницы , плетут узор «Северного хоровода» девуш ки в руссни х сар аф анах с сере бристыми нокошниками на голо вах. П лы вут по сцене, едва каса ясь ее, будто белые лебеди. . ...А это «Вечерка». Девуш ки «выш иваю т», парни очень стара ю тся им понравиться. И вот об щий танец. Особенно лихо он по лучается у «балалаечника», ин женера рыбного порта П. Баба ры кина, и солистки ансамбля И. Цветковой... Впереди у «Сполохов» — поезд ка в Норвегию на праздник Се верного Калотта Е сть задумна у руководителя коллектива Раисы Васильевны Дундисьянц создать хореографические миниатюры на героичесние темы, а такж е вое петь s танце тр уд рыбанов. И. Б ЕР ЕЗЮ К Фото В. Сверчкова I • 8 стр. «РЫ БНЫ Й М У Р М А Н » апреля
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz