Рыбный Мурман. 1981 г. Апрель.

МОБИЛЬНЫЕ ДОМА побывала па ВДІІХ. Меня поразил необычностью простотой реш ения одни из экспонатов выс- — система оборудования для п олярны х станций. Она стать уголком сада, летом — верандой на даче и даж е рестораном, может превратиться в кресла н столики, можно собрать все — от диванчика до цветочниц, этого своеобразного «конструктора» для взрослы х — В. Лукьянов. Были па вы ставке и другие его м акеты и проекты передвижных домиков. Ипте- чем он работает сейчас? В. Воронова, г. Мурманск». внеш татный корреспондент С. Ионков попросил отве- это письмо зам естителя председателя комиссии плани- застройни городов Крайнего Севера Союза архитекторов А. Ф. АктонОЕа. «Недавно я н одновременно тавкл . j может I уютным Из нее Автор ленинградец I работы — I ресно, над Наш ти ть на ровни и СССР — Проблемы развития За­ падной Сибири, Якутии, райо­ нов БАМа и Крайнего Севера приобретают общегосудар­ ственное значение. Б их числе — планировка молодых горо­ дов, создание местной строи­ тельной базы, проблема обе­ спечения комфортабельными временными жилищами спе­ циалистов, работающих в •рудных условиях. Эффективным решением этих задач является создание нескольких типов передвиж­ ных домиков. Это либо «мо­ бильные» дома на колесах, либо такие, которые быстро и легко монтируются на месте. Не только временные, но и базовые поселки можно фор­ мировать из таких транспорта­ бельных модулей жилого, производственного и куль­ турно-бытового назначения в сочетании, разумеется, со стационарными зданиями. В Саяногорске, например, уже строится специальное пред­ приятие для выпуска пере­ движных домов и объектов'. Над созданием таких жи­ лищ, необходимых и лесоза­ готовителям, и строителям крупных магистралей, и гео­ логам, и животноводам, р а­ ботают сейчас Ео многих странах мира. В Советском Союзе эту работу координи­ рует ЛенЗНИИЭП, сотрудни- 9 ком которого и является В. С. Лукьянов. В его работах привлекает фантастичность, какой-то элемент игры, при­ сущий даже объектам утили­ тарного назначения. Это де­ лает их популярными у по­ лярников, геологов, строите­ лей магистралей. По его про­ ектам выполнена партия мо­ бильных домиков для геоло­ гов «Дубльдом», передвиж­ ной блок для служб БАМа «Полярник». «Полярник» — стрелочный пост, но он может исполь­ зоваться и для любых других служб и просто для жилья. Форма домика, материал, из которого сделаны стены, — все рассчитано на суровые условия Крайнего Севера. Выбранная автором форма параллелепипеда со скошен­ ными вершинами и ребрами делает жилище приспособ­ ленным к ветровым нагруз­ кам. «Ножки» домика — сваи- опоры. Такая конструкция необходима в условиях веч­ ной мерзлоты для защиты от заносов и протаивания мерз­ лого грунта под домиком. И даже цветовое решение — красивая гамма красно-оран- жеЕых тонов — рассчитано на местные условия. Яркие цве­ та хорошо различимы с са­ молета в тумане, в сумереч­ ном свете, при пурге. л ЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ССР. Б одгін- надцатой пятилетке возрастает роль разведочных работ в нефтедобывающей промышленности. Флотилия блуждающих буровых, ставших верными помощниками разведчиков моря, ведет сегодня поиски горючего по всему Каспию. Их экипажи вскрывают перспективные залежи нефти и газа. Морские нефтяники, добываюіцие в тя­ желых условиях часто штормящего Кас­ пия две трети всего извлекаемого из недр Азербайджана топлива, значительно по­ полнили арсенал своих разведочных средств: в Баку прибыли буровые уста­ новки, сооруженные астраханскими кора. белами, — «Шельф.1» и «60 лет Азербайд­ жана». Широкие возможности для поиска горю­ чего открывает полупогружная буровая установка «Шельф-1», способная работать на глубинах моря до 200 метров. Это по­ чти втрое больше, чел доступно нефтяни­ кам сегодня. Процессы бурения на уста­ новке полностью автоматизированы, они оснащена ЭВМ, на борту имеется еерто. летная площадка. Па снимке: «Шельф-1» у достроечного причала е Бакинской бухте. Рядом — пла­ вучая буровая установка «Бакы». Ф о то хр о н и ка Т А С С . ЛЕОНИДА ПАВЛОВИЧА ЦЫГАНКОВА, первого “ ■ помощника капитана Мурманского тралового флот», члена Союза журналистов СССР, хорошо знают читатели «Рыбного Мурмана». Он много лет выступает со статьями и корреспонденциями о жиз­ ни и труде рыбаков, об организации партийно-по­ литической работы на судах. В прошлом году он продолжительное время был на борту среднего рефрижераторного траулера «Лебедь» объедине­ ния «Мурманрыбпром» — на переходе в район промысла. Леониду Павловичу, как опытному полит­ работнику, понравился морально психологический климат на корабле. Он постоянно вел записи в своих блокнотах, которые и послужили основой для сегодняшнего выступления в еженедельнике. Один за всех, все за одного • О моральнопешшкчмжом климате м СРТ-р—71 4Лебеды объединения «Мурманрыбпром» • I . М Ы'постоянно стремимся1к тому, чтобы на суд- і .. . не царила спокойная атмосфера, и все нро- I . _ изводственные и житейские'‘вопросы' решались на (, ' основе взаимного .уважения, с учетом деловых и ! . личных качеств ка;цдого моряка. Это- одна из глав- І ных забот каждого флотского политработника, каж- і дого. командира От уровня' воспитательной работы j н создания хорошего мораЛьно-нсихрлогнчсского I климата в конечном счете зависит успех в вынол- ; . .Ценил плана и обязательств, j • Йа СРТ-р «Дебёдь»_я Сразу обратит)' внимание на ! хорошие взаимоотношения опытных моряков н но- 1 внчков, на их дружбу. Я уже 'знал, что этот кол­ лектив постоянно добивается Высоких показателе!'!, и радовался этому. Хотелось подробнее познако­ миться, с людьми, узнать «-секрет» спаянности Явн- t пазка. — Ничего тут особенного нет. — начал разговор • 6 стр. -— ------------------------------- 2 --------------------------------— капитан Хариеула Набиулин, — ребята подобра­ лись опытные, каждый желает работать не хуже, чем в предыдущих рейсах. Разговор с капитаном возникал ещ е • много, раз. А об успехах моряков «Лебедя» красноречиво го­ ворило оформление салона. Стены его украшали многочисленные почетные грамоты и свидетельст­ ва. Экипаж- занесен в Книгу трудовых вкладов в десятую пятилетку, в Книгу почета объединения. —• Для нас всегда, — говорит боцман, секретарь партийной организации Владимир Никифорович Шептелуть. — главная забота в рейсе: дать больше высококачественной рыбной продукции, максималь­ но использовать сырец Коммунисты сознают важ­ ность этоіі задачи. А партийная организация для такого небольшого корабля солидная: каждый тре­ тий моряк — член партии. При подготовке к про­ мыслу много и хорошо поработали коммунисты матросы II. Позенюк и Л Бородин, электрик Д. Со­ лома ха, многие другие. Обязательства, принятые на последний год деся­ той пятилетки, мы выполнили успешно. Теперь но­ вая цель: достойно встретить XXVI съезд партии. Мы дали слово к его открытию справиться с пла­ ном перпого квартала нового года. Вместе с тем продолжается борьба за экономию горюче-смазоч­ ных и других материалов, за увеличение, объема ремонта техники, выполненного' своими силами, за приобретение моряками смежных специальностей Результаты труда экипажа, планы на .будущее, размеренный, четкий ритм. жизни на корабле — все говорило о том. Что' каждый моряк знает свою задачу и занимает, активную, позицию в ее выпол­ нении Хочу отмстить, что таких коллективов, с та­ кам -настроем', много г .тюбом флоте нашего Се­ верного бассейна. Морально психологический климат — явление постоянное, и формируется ‘он не для отчетов, ие. д л я : показухи. Его высокий уровень создается не сразу — ято кропотлива» повседневная, работа. Промысловики оторваны оі берега, на многие ме­ сяцы -в небольшом коллективе .малейшая шерохова­ тость может г.твать нежелательные явления. Удач­ ливая, а.еще.лучше счастливая морская судьба складывал гея не только из творческого груда, но и из дголочеіі быта "• взаішо< тпошеннп членов ■.н га- -жа. На • Лебеде» как-то и; типично прозвучали '-ьі слона жалоба, взыскание . склока... Им просто нет места здесь. А если ѵж возникла какая-то неувяз­ ка. ей тут- же. даек іі . принципиальная оценка, .-разу же исследуются .корни, условия, которые привели к этому. Есть такое •понятие ---- - цементировать коллектив. .А цемент, как известке, основной материал для крепкого фундамента Такой «цемент» в Eocnnfa- « Р Ы В Н Ы Й М У Р М А Н » ------------------------------------- з ------------------------------------- тельной работе — это чувство уверенности в себе, стремление к лучшему, предупреждение зазнайст­ ва, черствости, грубости, голого администрирова­ ния. Это очень хорошо понимает руководитель коллектива Набиулин, которого моряки зовут по- русски: Борис Иванович. Он почти двадцать лет в ранге капитана. Как я заметил, это степенный., толковый командир. Дело ведет ненавязчиво, но всегда чувствуется его опытная и твердая рука. Он умелый кошельковист и весь свой опыт передает экипажу. Вот и на переходе каждый занят своим делом, и капитан никому не надоедает своим конт­ ролем и ненужной опекой. Мы стоим с ним в ходовой рубке, смотрим че­ рез окна на палубу. Тема разговора — прежняя. Капитан с ответом не спешит, видимо, собирается с мыслями. Наконец, отвечает на мой вопрос: — Понятие «морально-психологический климат» довольно сложное. Не будет на судне хорошего мо­ рального климата, работы не жди. Моряк должен. ’ быть оптимистом при любых обстоятельствах, как' говорится, быть в настроении. -— Капитан улыба­ ется уголками губ. прищуривает глаза. II продол­ жает:— Первого помощника по штату нам не положе­ но. В экипаже всего 24 человека, комсостав не ве­ лик. Но по вылову иногда идем на уровне БМРТ. Работы много Поэтому и основной воспитательный процесс проходит непосредственно на рабочих ме­ стах. У нас нет нарушений. За последний десяток Лет я не припомню, наказывал ли кого. Но это не говорит о мягкотелости командиров. Люди чувст­ вуют требовательность, сами -следят за дис­ циплиной. На это направлены собрания, лекции, беседы. Людей у нас хороших много. Вот. скажем, матрос Николай. Левицкий. Коммунист. На флоте — четверть века. Дело свое знает до мелочей. Ста­ рателен. Чувствует себя на палубе хозяином. X. Набиулин хоть и дает краткие характеристи­ ки своим подчиненным, но его нельзя заподозрить в гом, .что суждения Эти. поверхностны. Пам. капитанам, несмотря на все свои много­ численные береговые заботы, крайне важно зани­ маться подбором кадров! И учитывать в каждом, отдельном случае надо не "только профессионалы- ную пригодность людей, желательно, чтобы • и по складу характера они "подходили друг к другу или быстро -притирались». Я взял себе за правило: приглашать' тех, кого знаю много лет. Вот и сей­ час по моей просьбе в рейс пошли матросы .Петр ПоЗенюк и два Николая Гулаков и Мазурик, второй штурман Козлов. Знаю, что все они насто­ ящие моряки, не зазнайки, не склочники, главное , для них - честная работа. А ведь она и опреде­ ляет человека/ она создает тот -климат, о котором я говорил. Юг апреля 1981 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz