Рыбный Мурман. 1981 г. Апрель.
МОБИЛЬНЫЕ ДОМА побывала па ВДІІХ. Меня поразил необычностью простотой реш ения одни из экспонатов выс- — система оборудования для п олярны х станций. Она стать уголком сада, летом — верандой на даче и даж е рестораном, может превратиться в кресла н столики, можно собрать все — от диванчика до цветочниц, этого своеобразного «конструктора» для взрослы х — В. Лукьянов. Были па вы ставке и другие его м акеты и проекты передвижных домиков. Ипте- чем он работает сейчас? В. Воронова, г. Мурманск». внеш татный корреспондент С. Ионков попросил отве- это письмо зам естителя председателя комиссии плани- застройни городов Крайнего Севера Союза архитекторов А. Ф. АктонОЕа. «Недавно я н одновременно тавкл . j может I уютным Из нее Автор ленинградец I работы — I ресно, над Наш ти ть на ровни и СССР — Проблемы развития За падной Сибири, Якутии, райо нов БАМа и Крайнего Севера приобретают общегосудар ственное значение. Б их числе — планировка молодых горо дов, создание местной строи тельной базы, проблема обе спечения комфортабельными временными жилищами спе циалистов, работающих в •рудных условиях. Эффективным решением этих задач является создание нескольких типов передвиж ных домиков. Это либо «мо бильные» дома на колесах, либо такие, которые быстро и легко монтируются на месте. Не только временные, но и базовые поселки можно фор мировать из таких транспорта бельных модулей жилого, производственного и куль турно-бытового назначения в сочетании, разумеется, со стационарными зданиями. В Саяногорске, например, уже строится специальное пред приятие для выпуска пере движных домов и объектов'. Над созданием таких жи лищ, необходимых и лесоза готовителям, и строителям крупных магистралей, и гео логам, и животноводам, р а ботают сейчас Ео многих странах мира. В Советском Союзе эту работу координи рует ЛенЗНИИЭП, сотрудни- 9 ком которого и является В. С. Лукьянов. В его работах привлекает фантастичность, какой-то элемент игры, при сущий даже объектам утили тарного назначения. Это де лает их популярными у по лярников, геологов, строите лей магистралей. По его про ектам выполнена партия мо бильных домиков для геоло гов «Дубльдом», передвиж ной блок для служб БАМа «Полярник». «Полярник» — стрелочный пост, но он может исполь зоваться и для любых других служб и просто для жилья. Форма домика, материал, из которого сделаны стены, — все рассчитано на суровые условия Крайнего Севера. Выбранная автором форма параллелепипеда со скошен ными вершинами и ребрами делает жилище приспособ ленным к ветровым нагруз кам. «Ножки» домика — сваи- опоры. Такая конструкция необходима в условиях веч ной мерзлоты для защиты от заносов и протаивания мерз лого грунта под домиком. И даже цветовое решение — красивая гамма красно-оран- жеЕых тонов — рассчитано на местные условия. Яркие цве та хорошо различимы с са молета в тумане, в сумереч ном свете, при пурге. л ЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ССР. Б одгін- надцатой пятилетке возрастает роль разведочных работ в нефтедобывающей промышленности. Флотилия блуждающих буровых, ставших верными помощниками разведчиков моря, ведет сегодня поиски горючего по всему Каспию. Их экипажи вскрывают перспективные залежи нефти и газа. Морские нефтяники, добываюіцие в тя желых условиях часто штормящего Кас пия две трети всего извлекаемого из недр Азербайджана топлива, значительно по полнили арсенал своих разведочных средств: в Баку прибыли буровые уста новки, сооруженные астраханскими кора. белами, — «Шельф.1» и «60 лет Азербайд жана». Широкие возможности для поиска горю чего открывает полупогружная буровая установка «Шельф-1», способная работать на глубинах моря до 200 метров. Это по чти втрое больше, чел доступно нефтяни кам сегодня. Процессы бурения на уста новке полностью автоматизированы, они оснащена ЭВМ, на борту имеется еерто. летная площадка. Па снимке: «Шельф-1» у достроечного причала е Бакинской бухте. Рядом — пла вучая буровая установка «Бакы». Ф о то хр о н и ка Т А С С . ЛЕОНИДА ПАВЛОВИЧА ЦЫГАНКОВА, первого “ ■ помощника капитана Мурманского тралового флот», члена Союза журналистов СССР, хорошо знают читатели «Рыбного Мурмана». Он много лет выступает со статьями и корреспонденциями о жиз ни и труде рыбаков, об организации партийно-по литической работы на судах. В прошлом году он продолжительное время был на борту среднего рефрижераторного траулера «Лебедь» объедине ния «Мурманрыбпром» — на переходе в район промысла. Леониду Павловичу, как опытному полит работнику, понравился морально психологический климат на корабле. Он постоянно вел записи в своих блокнотах, которые и послужили основой для сегодняшнего выступления в еженедельнике. Один за всех, все за одного • О моральнопешшкчмжом климате м СРТ-р—71 4Лебеды объединения «Мурманрыбпром» • I . М Ы'постоянно стремимся1к тому, чтобы на суд- і .. . не царила спокойная атмосфера, и все нро- I . _ изводственные и житейские'‘вопросы' решались на (, ' основе взаимного .уважения, с учетом деловых и ! . личных качеств ка;цдого моряка. Это- одна из глав- І ных забот каждого флотского политработника, каж- і дого. командира От уровня' воспитательной работы j н создания хорошего мораЛьно-нсихрлогнчсского I климата в конечном счете зависит успех в вынол- ; . .Ценил плана и обязательств, j • Йа СРТ-р «Дебёдь»_я Сразу обратит)' внимание на ! хорошие взаимоотношения опытных моряков н но- 1 внчков, на их дружбу. Я уже 'знал, что этот кол лектив постоянно добивается Высоких показателе!'!, и радовался этому. Хотелось подробнее познако миться, с людьми, узнать «-секрет» спаянности Явн- t пазка. — Ничего тут особенного нет. — начал разговор • 6 стр. -— ------------------------------- 2 --------------------------------— капитан Хариеула Набиулин, — ребята подобра лись опытные, каждый желает работать не хуже, чем в предыдущих рейсах. Разговор с капитаном возникал ещ е • много, раз. А об успехах моряков «Лебедя» красноречиво го ворило оформление салона. Стены его украшали многочисленные почетные грамоты и свидетельст ва. Экипаж- занесен в Книгу трудовых вкладов в десятую пятилетку, в Книгу почета объединения. —• Для нас всегда, — говорит боцман, секретарь партийной организации Владимир Никифорович Шептелуть. — главная забота в рейсе: дать больше высококачественной рыбной продукции, максималь но использовать сырец Коммунисты сознают важ ность этоіі задачи. А партийная организация для такого небольшого корабля солидная: каждый тре тий моряк — член партии. При подготовке к про мыслу много и хорошо поработали коммунисты матросы II. Позенюк и Л Бородин, электрик Д. Со лома ха, многие другие. Обязательства, принятые на последний год деся той пятилетки, мы выполнили успешно. Теперь но вая цель: достойно встретить XXVI съезд партии. Мы дали слово к его открытию справиться с пла ном перпого квартала нового года. Вместе с тем продолжается борьба за экономию горюче-смазоч ных и других материалов, за увеличение, объема ремонта техники, выполненного' своими силами, за приобретение моряками смежных специальностей Результаты труда экипажа, планы на .будущее, размеренный, четкий ритм. жизни на корабле — все говорило о том. Что' каждый моряк знает свою задачу и занимает, активную, позицию в ее выпол нении Хочу отмстить, что таких коллективов, с та кам -настроем', много г .тюбом флоте нашего Се верного бассейна. Морально психологический климат — явление постоянное, и формируется ‘он не для отчетов, ие. д л я : показухи. Его высокий уровень создается не сразу — ято кропотлива» повседневная, работа. Промысловики оторваны оі берега, на многие ме сяцы -в небольшом коллективе .малейшая шерохова тость может г.твать нежелательные явления. Удач ливая, а.еще.лучше счастливая морская судьба складывал гея не только из творческого груда, но и из дголочеіі быта "• взаішо< тпошеннп членов ■.н га- -жа. На • Лебеде» как-то и; типично прозвучали '-ьі слона жалоба, взыскание . склока... Им просто нет места здесь. А если ѵж возникла какая-то неувяз ка. ей тут- же. даек іі . принципиальная оценка, .-разу же исследуются .корни, условия, которые привели к этому. Есть такое •понятие ---- - цементировать коллектив. .А цемент, как известке, основной материал для крепкого фундамента Такой «цемент» в Eocnnfa- « Р Ы В Н Ы Й М У Р М А Н » ------------------------------------- з ------------------------------------- тельной работе — это чувство уверенности в себе, стремление к лучшему, предупреждение зазнайст ва, черствости, грубости, голого администрирова ния. Это очень хорошо понимает руководитель коллектива Набиулин, которого моряки зовут по- русски: Борис Иванович. Он почти двадцать лет в ранге капитана. Как я заметил, это степенный., толковый командир. Дело ведет ненавязчиво, но всегда чувствуется его опытная и твердая рука. Он умелый кошельковист и весь свой опыт передает экипажу. Вот и на переходе каждый занят своим делом, и капитан никому не надоедает своим конт ролем и ненужной опекой. Мы стоим с ним в ходовой рубке, смотрим че рез окна на палубу. Тема разговора — прежняя. Капитан с ответом не спешит, видимо, собирается с мыслями. Наконец, отвечает на мой вопрос: — Понятие «морально-психологический климат» довольно сложное. Не будет на судне хорошего мо рального климата, работы не жди. Моряк должен. ’ быть оптимистом при любых обстоятельствах, как' говорится, быть в настроении. -— Капитан улыба ется уголками губ. прищуривает глаза. II продол жает:— Первого помощника по штату нам не положе но. В экипаже всего 24 человека, комсостав не ве лик. Но по вылову иногда идем на уровне БМРТ. Работы много Поэтому и основной воспитательный процесс проходит непосредственно на рабочих ме стах. У нас нет нарушений. За последний десяток Лет я не припомню, наказывал ли кого. Но это не говорит о мягкотелости командиров. Люди чувст вуют требовательность, сами -следят за дис циплиной. На это направлены собрания, лекции, беседы. Людей у нас хороших много. Вот. скажем, матрос Николай. Левицкий. Коммунист. На флоте — четверть века. Дело свое знает до мелочей. Ста рателен. Чувствует себя на палубе хозяином. X. Набиулин хоть и дает краткие характеристи ки своим подчиненным, но его нельзя заподозрить в гом, .что суждения Эти. поверхностны. Пам. капитанам, несмотря на все свои много численные береговые заботы, крайне важно зани маться подбором кадров! И учитывать в каждом, отдельном случае надо не "только профессионалы- ную пригодность людей, желательно, чтобы • и по складу характера они "подходили друг к другу или быстро -притирались». Я взял себе за правило: приглашать' тех, кого знаю много лет. Вот и сей час по моей просьбе в рейс пошли матросы .Петр ПоЗенюк и два Николая Гулаков и Мазурик, второй штурман Козлов. Знаю, что все они насто ящие моряки, не зазнайки, не склочники, главное , для них - честная работа. А ведь она и опреде ляет человека/ она создает тот -климат, о котором я говорил. Юг апреля 1981 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz