Рыбный Мурман. 1980 г. Январь.
1 января 1980 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН>. ':Ф 7 етр„ іШ ''' 'Щ •' щЛЩщ& . ; * Д ЕСЯТКИ судов Мурманска, ведущих промысел в различных районах Мирового океана, не сбавляя хода, перешли из 1979 года в год 1980-й. Счастливого вам плавания, люди и корабли! ДОСРОЧНО! Коллектив РТ -2 6 6 «Гур зуф» Мурманского ордена Октябрьской Революции тра лового флота с хорошими производственными показа телями закончил 1979 год. Досрочно, 27 декабря, з а вершили пятилетку по всем основным показателям рабо ты по плану пяти лет. З ад а ние 1979 года выполнили на 158 процентов, план четвер того квартала — на 180 про центов. Капитан РЕДЬКА. В колхозных с елах Териберка В этом году жители одного из старейших поселений З а полярья отмечают 50-летие своего колхоза. Идет удар ная трудовая вахта в честь 110-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина. Весь коллектив успешно вы полнил годовое ' задание, а экипаж СРТ-р-21 «Гиро скоп», где капитаном депу тат Североморского город ского Совета народных де путатов Юрий Георгиевич Романченко, завершил и пятилетний план. В минувшем году впервые в своей практике начали промысел беспозвоночных. Особенно отличились канди дат в члены Мурманского обкома КПСС капитан Сер гей Иванович Терентьев и ветеран колхозного рыболов ства старший механик Нико лай Михайлович Соколов. Сейчас наши суда ведут промысел в Баренцевом мо ре. СРТ -р-2 4 «Печорец» под командованием старейшего капитана Николая Дмитрие вича Рогозина вышел в про сторы Атлантики. М. УРПИН, председа тель профкома колхоза имени XXI съезда КПСС Североморского района. Варзуга Успешным был минувший ' год и для тружеников колхо за «Всходы коммунизма». План по добыче рыбы пере крыт на 12 процентов. Впе реди бригада Андрея Семе новича Чушіна. Она выпол нила задание на 135,9 про цента. Хорошо поработали коллективы, которыми руко водят братья Анатолий Сер геевич и Степан Сергеевич Коневы. В новом, завершающем году десятой пятилетки все варзушане настроены рабо тать по-боевому, дать на на родный стол как можно больше вкусной, высокока чественной рыбы. А. ЗАБОРІЦИКОВ, пред седатель колхоза «Всхо ды коммунизма» Терско го района. Ура-Губа Годовое задание тружени ки нашего колхоза значи тельно перекрыли. Постоян но впереди идут экипажи СРТ-р. которыми руководят много лет соревнующиеся между собой капитаны Сер гей Ильич Степаненко и Александр Сергеевич Тютюн- ник. План пятилетки коллек тив обязался выполнить к 110-й годовщине со дня.рож дения В. И. Ленина. В этом году начинает ра ботать колхозный коптиль ный завод производительно стью две тонны копченой рыбы в сутки. Плакируем мы и введение в строй кон сервного цеха. Много внимания уделяет ся реконструкции колхозно го села. В одиннадцатой пя тилетке запланировано стро ительство спортивного комп лекса дома отдыха. В. ТАЙЧЕНАЧЕВ, сек ретарь парткома колхоза «Энергия» Кольского рай она. К 3 5 - л е т и ю Великой Победы К ОГДА началась война, РТ «Коломна», на ко тором я тогда был ка питаном, промышлял в райо не острова Медвежий. Полу чили но радио приказ: «Н е медленно следовать в порт». Прекратили промысел, кто пошел в Архангельск, кто — в Териберку, мы направи лись в Мурманск. И здесь, в порту, получили первое бо евое крещение: нас, безоруж ных. обстреляли самолеты врага. Выгрузили рыбу и получи ли приказ идти в Архан гельск. Тревожным и груд ным был этот переход. В небе проносились вражеские j самолеты, в море рыскали немецкие подводные лодки. Ѵы старались держаться по н и ж е к берегу: больше шан- ссдч не встретиться с подвод ном лодкой. Благополучно пришли в Архангельск, траулер сразу же был поставлен под по грузку боевого снаряжения. Приняли на борт 280 бочек авиационного бензина, боль шой запас авиабомб и с этим грузом пошли в назначенный район. Неприветливо встретил нас остров. Пустынна была га вань. Никаких причалов, кругом безлюдье. Мы курси ровали у берега когда вдруг заметили группу людей, ма хавших нам руками. В пер вый момент насторожились: фашисты? Но нет — до нас долетела русская речь. С облегчением вздохнули — можно переправлять груз на берег. Р а з нет никаких причалов у берега, решили бензин на берег доставить вплавь. Сбро сили бочки в воду іі на шлюпке подбуксировалп их к суше, в шлюпках же пе реправили авиабомбы. У южных берегов острова повстречались с немецкой пожар. Общими усилиями команде удалось потушить очаги возгорания. И тут наш - артиллерист Николай Шепе лев попал в немецкую м а шину. За самолетом потя н улся длинный дымный хвост. Немец направился к мысу, где, как нам сообщи ли потом наблюдатели, и ■рухнул. За этот бой я был награжден орденом Великой Отечественной войны второй Летом 1943 года мы долж ны были привести из Нарьян- Мара 15 пароходов. Это бы ли небольшие речные букси ры с осадкой 0 ,8— 1.2 метра и водоизмещением 150 —200 тонн. Наш ТЩ -5 8, бывший Р Т «Жданов», шел ведущим конвоя. Командиром назна чили капитана первого ранга А. Евсеева. В открытом море своим ходом пароходы идти не ВОЕННЫЕ МИЛИ РЫБАКОВ Из воспоминанийкапитана корабль содрогнулся от взры- Ea, я увидел выброшенных чу довищ ной силой за борт лю дей и огромный столб воды. Č следующее мгновение вместе с кораблем я пошел на дно мо ря. Ш ине ль мою чем-то зацепи ло, и я едва вырвал ее, вы брался из рубки и всплы л. Ма чта корабля на три метра воз вышалась над водой. Возле нее плавал, держась за антенну, ра ди с т Самарин. Из 47 человек команды оказались в живы х и спаслись 37 человек, семеро из них были тяж ело ранены... Но караваи, который мы охраняли, благополучно прибыл к месту назначения, а меня огправили в госпи таль. Позже я узнал, что в этот же день — 25 июля — у меня дома родился сын. За успешную операцию по .подводной лодкой. Она всплыла и сделала ио наше му судну два выстрела. Мы удачно сманеврировали, ото шли к берегу. Мы возвратились в А р х а н гельск. Это было первого а в гу ста 1941 года. А на следующ и й день меня назначили командиром корабля Беломорской военной ф л о ти ли и в звании старш его лейтенанта. В наш у обязанность входило нести дозор в Кандалакш ском заливе, держ ать противовоз д у ш н ую оборону. Подводных лодок врага мы не ожидали: залив был тщ а те ль н о заминиро ван, а за небом' постоянно сле д и л и внимательно. В Канда лакш е ш ла напряж енная эва куация людей, сюда немецкие самолеты ле та ли бомбить же лезнодорож ную станцию. Наш корабль был вооружен двумя пуш кам и - сорокапятка- ми. Мы уп орн о осваивали о р у дия. Пл'авающую мину, к п р и меру, сначала расстреливали 30— 40 снарядами, а потом на лов ч или сь бить с о дно го— д в у х выстрелов. До ноября наш ко рабль не один раз отбивал ата ки самолетов, в это же время в заливе мы о бн аруж или две плавающие мины и у н и ч то ж и ли их. В ноябре 1941 года я по лучил приказ отбыть в рас поряжение морской базы. Очень часто в это время завязывались бои с немецки ми самолетами. Они налета ли на нас целыми стаями — до двадцати штук... Однажды, я уже не помню точно числа и месяца, но* моему, это быЛо в феврале или марте 1942 года, зав я зался очередной такой бой. Мы стояли около острова на якоре Транспорты «Фрунзе» и «Красин», груженные бое припасами. заходили в га вань. Внезапно из-за обла ков вывалились немецкие самолеты, и мы открыли по ним огонь. Одна из враже ских бомб попала на «Фрун зе». Па корабле начался степени. Жестокие схватки с ф а ш и с т скими стервятникам и, бывало, трагически заканчивались и д л я нас. Ф аш исты подбили СКР-76. Нам удалось с нять с него команду и доста в ить ее с рейда на берег. З а то н ул при бомбежке СКР-19, но часть команды была спасена. С К Р - 25, которым командовал знаме ниты й Всеволод Алексее вич Киреев, тар ани вш и й вра ж ескую по дводную лодк у, с то я л на рейде, когда на него у п ала бомба. Носовая часть судна отвалилась, но СК Р ус п е л все-таки вы скочить на берег острова. В июне 1942 года его отбуксировали на ремонт в А рха нгельск. В том бою В. А. Киреев был ранен. С начала войны и в по следующие годы мы сопро вождали караваны судов, которые доставляли из Ар хангельска* в Арктику на род но хозяйст венные грузы, из Дудинки в основном шел уголь. Как-то в районе Б елужьей губы к нам подо шли под перископом две ф а шистские подводные лодки. Мы открыли по врагу артил лерийский огонь. На на ходившемся рядом с нами ТЩ -39 была 76 миллиметро вая пушка. Она тоже вела огонь по немецким подвод ным тодкам. Вражеские суб марины всплыли, а мы все время маневрировали. Я приказал радисту передать па берег: «-Атакованы пот- лодками». Между тем бой продолжался. Фашисты сде лали девять выстрелов, но все они были безре зультатными — огонь н аших- пушек и мастерство рулевых мешали им добиться цели. И тут показались в небе МБР — это опешили нам на вы ручку товарищи. Они начали забрасывать лодки глубинны ми бомбами. За этот бой я получал вторую награду — орден Красной Звезды. могли - у них оыла малая остойчивость на воде. Мы взяли и х 'н а буксир. Наш тральщик шел впереди, по ставив змейковые тралы и включив акустические прибо ры. В ночь на 25 июля при входе в Югорский Шар го стороны Баренцева моря, как сейчас точно помню, в 2 часа 40 минут, наш ко рабль подорвался на глине. П ам ять сохрани ла все по дробности того дня . Я н ах оди л ся в ш турм анско й рубке. Когда проводке судов я был на- гражден орденом Красного Знамени. После выхода из госпита ля я получил новый корабль — ТЩ -5 9 «Нева», на кото ром плавал до победных дней 19 І5 года. Мы тралили ми ны и продолжали проводку караванов гудов. П. ЗАДОРИН, капитан Мурманского тралового флота, ветеран войны и труда.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz