Рыбный Мурман. 1980 г. Январь.

1 января 1980 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН>. ':Ф 7 етр„ іШ ''' 'Щ •' щЛЩщ& . ; * Д ЕСЯТКИ судов Мурманска, ведущих промысел в различных районах Мирового океана, не сбавляя хода, перешли из 1979 года в год 1980-й. Счастливого вам плавания, люди и корабли! ДОСРОЧНО! Коллектив РТ -2 6 6 «Гур­ зуф» Мурманского ордена Октябрьской Революции тра­ лового флота с хорошими производственными показа­ телями закончил 1979 год. Досрочно, 27 декабря, з а ­ вершили пятилетку по всем основным показателям рабо­ ты по плану пяти лет. З ад а ­ ние 1979 года выполнили на 158 процентов, план четвер­ того квартала — на 180 про­ центов. Капитан РЕДЬКА. В колхозных с елах Териберка В этом году жители одного из старейших поселений З а ­ полярья отмечают 50-летие своего колхоза. Идет удар­ ная трудовая вахта в честь 110-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина. Весь коллектив успешно вы ­ полнил годовое ' задание, а экипаж СРТ-р-21 «Гиро­ скоп», где капитаном депу­ тат Североморского город­ ского Совета народных де­ путатов Юрий Георгиевич Романченко, завершил и пятилетний план. В минувшем году впервые в своей практике начали промысел беспозвоночных. Особенно отличились канди­ дат в члены Мурманского обкома КПСС капитан Сер­ гей Иванович Терентьев и ветеран колхозного рыболов­ ства старший механик Нико­ лай Михайлович Соколов. Сейчас наши суда ведут промысел в Баренцевом мо­ ре. СРТ -р-2 4 «Печорец» под командованием старейшего капитана Николая Дмитрие­ вича Рогозина вышел в про­ сторы Атлантики. М. УРПИН, председа­ тель профкома колхоза имени XXI съезда КПСС Североморского района. Варзуга Успешным был минувший ' год и для тружеников колхо­ за «Всходы коммунизма». План по добыче рыбы пере­ крыт на 12 процентов. Впе­ реди бригада Андрея Семе­ новича Чушіна. Она выпол­ нила задание на 135,9 про­ цента. Хорошо поработали коллективы, которыми руко­ водят братья Анатолий Сер­ геевич и Степан Сергеевич Коневы. В новом, завершающем году десятой пятилетки все варзушане настроены рабо­ тать по-боевому, дать на на­ родный стол как можно больше вкусной, высокока­ чественной рыбы. А. ЗАБОРІЦИКОВ, пред­ седатель колхоза «Всхо­ ды коммунизма» Терско­ го района. Ура-Губа Годовое задание тружени­ ки нашего колхоза значи­ тельно перекрыли. Постоян­ но впереди идут экипажи СРТ-р. которыми руководят много лет соревнующиеся между собой капитаны Сер­ гей Ильич Степаненко и Александр Сергеевич Тютюн- ник. План пятилетки коллек­ тив обязался выполнить к 110-й годовщине со дня.рож ­ дения В. И. Ленина. В этом году начинает ра­ ботать колхозный коптиль­ ный завод производительно­ стью две тонны копченой рыбы в сутки. Плакируем мы и введение в строй кон­ сервного цеха. Много внимания уделяет­ ся реконструкции колхозно­ го села. В одиннадцатой пя­ тилетке запланировано стро­ ительство спортивного комп­ лекса дома отдыха. В. ТАЙЧЕНАЧЕВ, сек­ ретарь парткома колхоза «Энергия» Кольского рай­ она. К 3 5 - л е т и ю Великой Победы К ОГДА началась война, РТ «Коломна», на ко­ тором я тогда был ка­ питаном, промышлял в райо­ не острова Медвежий. Полу­ чили но радио приказ: «Н е­ медленно следовать в порт». Прекратили промысел, кто пошел в Архангельск, кто — в Териберку, мы направи­ лись в Мурманск. И здесь, в порту, получили первое бо­ евое крещение: нас, безоруж­ ных. обстреляли самолеты врага. Выгрузили рыбу и получи­ ли приказ идти в Архан­ гельск. Тревожным и груд­ ным был этот переход. В небе проносились вражеские j самолеты, в море рыскали немецкие подводные лодки. Ѵы старались держаться по­ н и ж е к берегу: больше шан- ссдч не встретиться с подвод­ ном лодкой. Благополучно пришли в Архангельск, траулер сразу же был поставлен под по­ грузку боевого снаряжения. Приняли на борт 280 бочек авиационного бензина, боль­ шой запас авиабомб и с этим грузом пошли в назначенный район. Неприветливо встретил нас остров. Пустынна была га­ вань. Никаких причалов, кругом безлюдье. Мы курси­ ровали у берега когда вдруг заметили группу людей, ма­ хавших нам руками. В пер­ вый момент насторожились: фашисты? Но нет — до нас долетела русская речь. С облегчением вздохнули — можно переправлять груз на берег. Р а з нет никаких причалов у берега, решили бензин на берег доставить вплавь. Сбро­ сили бочки в воду іі на шлюпке подбуксировалп их к суше, в шлюпках же пе­ реправили авиабомбы. У южных берегов острова повстречались с немецкой пожар. Общими усилиями команде удалось потушить очаги возгорания. И тут наш - артиллерист Николай Шепе­ лев попал в немецкую м а­ шину. За самолетом потя­ н улся длинный дымный хвост. Немец направился к мысу, где, как нам сообщи­ ли потом наблюдатели, и ■рухнул. За этот бой я был награжден орденом Великой Отечественной войны второй Летом 1943 года мы долж ­ ны были привести из Нарьян- Мара 15 пароходов. Это бы­ ли небольшие речные букси­ ры с осадкой 0 ,8— 1.2 метра и водоизмещением 150 —200 тонн. Наш ТЩ -5 8, бывший Р Т «Жданов», шел ведущим конвоя. Командиром назна­ чили капитана первого ранга А. Евсеева. В открытом море своим ходом пароходы идти не ВОЕННЫЕ МИЛИ РЫБАКОВ Из воспоминанийкапитана корабль содрогнулся от взры- Ea, я увидел выброшенных чу­ довищ ной силой за борт лю­ дей и огромный столб воды. Č следующее мгновение вместе с кораблем я пошел на дно мо­ ря. Ш ине ль мою чем-то зацепи­ ло, и я едва вырвал ее, вы­ брался из рубки и всплы л. Ма­ чта корабля на три метра воз­ вышалась над водой. Возле нее плавал, держась за антенну, ра­ ди с т Самарин. Из 47 человек команды оказались в живы х и спаслись 37 человек, семеро из них были тяж ело ранены... Но караваи, который мы охраняли, благополучно прибыл к месту назначения, а меня огправили в госпи­ таль. Позже я узнал, что в этот же день — 25 июля — у меня дома родился сын. За успешную операцию по .подводной лодкой. Она всплыла и сделала ио наше­ му судну два выстрела. Мы удачно сманеврировали, ото­ шли к берегу. Мы возвратились в А р х а н ­ гельск. Это было первого а в гу­ ста 1941 года. А на следующ и й день меня назначили командиром корабля Беломорской военной ф л о ти ли и в звании старш его лейтенанта. В наш у обязанность входило нести дозор в Кандалакш ском заливе, держ ать противовоз­ д у ш н ую оборону. Подводных лодок врага мы не ожидали: залив был тщ а те ль н о заминиро­ ван, а за небом' постоянно сле­ д и л и внимательно. В Канда­ лакш е ш ла напряж енная эва­ куация людей, сюда немецкие самолеты ле та ли бомбить же­ лезнодорож ную станцию. Наш корабль был вооружен двумя пуш кам и - сорокапятка- ми. Мы уп орн о осваивали о р у­ дия. Пл'авающую мину, к п р и ­ меру, сначала расстреливали 30— 40 снарядами, а потом на­ лов ч или сь бить с о дно го— д в у х выстрелов. До ноября наш ко­ рабль не один раз отбивал ата­ ки самолетов, в это же время в заливе мы о бн аруж или две плавающие мины и у н и ч то ж и ­ ли их. В ноябре 1941 года я по­ лучил приказ отбыть в рас­ поряжение морской базы. Очень часто в это время завязывались бои с немецки­ ми самолетами. Они налета­ ли на нас целыми стаями — до двадцати штук... Однажды, я уже не помню точно числа и месяца, но* моему, это быЛо в феврале или марте 1942 года, зав я­ зался очередной такой бой. Мы стояли около острова на якоре Транспорты «Фрунзе» и «Красин», груженные бое­ припасами. заходили в га­ вань. Внезапно из-за обла­ ков вывалились немецкие самолеты, и мы открыли по ним огонь. Одна из враже­ ских бомб попала на «Фрун­ зе». Па корабле начался степени. Жестокие схватки с ф а ш и с т­ скими стервятникам и, бывало, трагически заканчивались и д л я нас. Ф аш исты подбили СКР-76. Нам удалось с нять с него команду и доста в ить ее с рейда на берег. З а то н ул при бомбежке СКР-19, но часть команды была спасена. С К Р - 25, которым командовал знаме­ ниты й Всеволод Алексее­ вич Киреев, тар ани вш и й вра­ ж ескую по дводную лодк у, с то ­ я л на рейде, когда на него у п ала бомба. Носовая часть судна отвалилась, но СК Р ус п е л все-таки вы скочить на берег острова. В июне 1942 года его отбуксировали на ремонт в А рха нгельск. В том бою В. А. Киреев был ранен. С начала войны и в по­ следующие годы мы сопро­ вождали караваны судов, которые доставляли из Ар­ хангельска* в Арктику на­ род но хозяйст венные грузы, из Дудинки в основном шел уголь. Как-то в районе Б елужьей губы к нам подо­ шли под перископом две ф а­ шистские подводные лодки. Мы открыли по врагу артил­ лерийский огонь. На на­ ходившемся рядом с нами ТЩ -39 была 76 миллиметро­ вая пушка. Она тоже вела огонь по немецким подвод­ ным тодкам. Вражеские суб­ марины всплыли, а мы все время маневрировали. Я приказал радисту передать па берег: «-Атакованы пот- лодками». Между тем бой продолжался. Фашисты сде­ лали девять выстрелов, но все они были безре­ зультатными — огонь н аших- пушек и мастерство рулевых мешали им добиться цели. И тут показались в небе МБР — это опешили нам на вы­ ручку товарищи. Они начали забрасывать лодки глубинны­ ми бомбами. За этот бой я получал вторую награду — орден Красной Звезды. могли - у них оыла малая остойчивость на воде. Мы взяли и х 'н а буксир. Наш тральщик шел впереди, по­ ставив змейковые тралы и включив акустические прибо­ ры. В ночь на 25 июля при входе в Югорский Шар го стороны Баренцева моря, как сейчас точно помню, в 2 часа 40 минут, наш ко­ рабль подорвался на глине. П ам ять сохрани ла все по­ дробности того дня . Я н ах оди л­ ся в ш турм анско й рубке. Когда проводке судов я был на- гражден орденом Красного Знамени. После выхода из госпита­ ля я получил новый корабль — ТЩ -5 9 «Нева», на кото­ ром плавал до победных дней 19 І5 года. Мы тралили ми­ ны и продолжали проводку караванов гудов. П. ЗАДОРИН, капитан Мурманского тралового флота, ветеран войны и труда.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz