Рыбный Мурман. 1980 г. Январь.

25 января 1980 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» • 3 стр. подтверждение этих данных получили сведения, что н а­ зывается, из первых рук. В порт по необходимости пришлось отправлять треть­ его механика. Взамен ему на СРТ-р-2009 прибыл д ру ­ гой. Некоторое время, пока не сняли на «Норильск», он оставался на борту' судна- оказии и видел, как идет здесь промысел. — У них, — рассказывал потом этот механик, — по полтонны в сутки выходит. Таких вот, как у нас, девя- с палубы но многу часов. И не только аварии орудии л о ­ ва требовали этого. Один из мастеров, недавний выпуск­ ник', не имел достаточного опыта. Надо было помочь ему. подстраховать. Зато за второго мастера — Ивана Васильевича Силакова не волновался: дело знает, ра­ сторопен, старателен. ІІо заданию «Норильску» часть обработанной под свежье рыбы надо было сдать на плавбазу. Прнкре- У д р у . •е й по соревнованию ; А КОРМЕ среднего рефрижератор и о г о траулера «Норильск» белилами выведено: Мур­ манск Значит, судно припи­ сано к этому порту. Но «Но­ рильск» —собственность кол­ хоза имени Владимира И л ь ­ ича Ленина Архангельского рыбакколхозсоюза. А Мур­ манск — его база, его н а ­ дежный тыл где .после пла­ ваний траулер проходит ре­ монт, где получают все н е­ обходимое для новых рей­ сов, наконец, в нашем запо­ лярном городе живут мно­ гие моряки этого экипажа. Надо отметить и такую де­ таль. Мурманский ордена Октябрьской Революции тр а­ ловый флот, воспитавший многих и многих специали­ стов рыбного промысла, в .разные годы нриходйл на помощь другим родственным предприятиям — направлял туда свои кадры. Вот и на -.Норильске» в минувший пейс выходили вновь на­ правленные капитан Евге­ ний Васильевич Кулагин, старший мастер лова В л а ­ димир Васильевич Яблонов- сшііі. помощник рыбмасте- ра Николай Александрович Смирнов. Они прошли хоро­ шую рыбацкую школу в •гралфлоте. знакомы со все­ ми. типами судов. Это наи­ лучшим образом сказалось на результатах работы эки ­ пажа, потому что промыщ-’ ляли в трудных условиях, в прибрежных районах Барен­ цева моря. До минувшего плавания <■Норильск» использовали на кошельковом лове, а сей- Т Р У Д Н Ы Е К В А Д Р А Т Ы час предстояло добывать, донные породы рыб: своя специфика и в методах про­ мысла. и в обработке улова, и в сдаче его на плавбазу. Насколько непросто прохо­ дил рейс, видно из рабочего дневника старшего мастера лова: «12 ноября. 9.00. Подняли трал. Оборвали голый ко­ нец. Поставили новый. Отор­ вана носовая (правого хода) доска, лопнул кабель. У те­ ряны: тралдоска. скоба, гак мессенджера. 2 4 ноября. Разорвали: со­ единение хатлайна кормы с центром, оплетку с кухтыля- т і. крыло до кормового шва по скверу. 9 декабря. 15.30. Лопнул кормовой ваер на марке 200 метров. Все поднято на борт. Ваер сращен внахлест. Разница в длинах увеличи­ лась на 5 Метров 40 см. 16 декабря. 8.00. Протер­ ли мешок. Починили. З ам е ­ нили переходной левый». И тем не менее дела на «Норильске» шли хорошо. По промысловой сводке можно было определить: с у ­ точные показатели у но- рнльцев выше, чем у моря­ ков других судов. А потом в Т И Т О ІШ Ы Х у л о в о в о н и и в г л а з а н е в и д е л и . Тяікело доставались эти тонны. Из дневника В. В. Яблоновского видно, как- сложно было пройти по заде- вистым. площадкам, не пор­ вав орудий лова. Но судово­ дители умудрялись довести режим многих тралений до трёх часов, А ведь рейс сов­ пал с самым темным време­ нем суток: усложнено визу­ альное... определение места судна, частые-снежные заря-» ды затрудняли судовождение. В записях часто упомина­ ется: «чинка трала, сростнли кабели, ваер...» Каждый из мастеров но добыче понимал, что , только трудолюбием. Старательностью можно из­ бежать такого положения, что на судне не останется простейшей траловой дета­ ли, Вот и ремонтировали каждый метр дели. Врали в руки иглицы матросы В але­ рий Андреев, Геннадий Бе- ляковнч, Александр Аста­ хов, Михаил Огородов, Па­ вел ІТилипенко. В таких делах всему голо­ ва — старший мастер, осво­ божденный от вахт. Бывали дни, когда Владимир Василь­ евич Яблоновский не уходил пили к «Советску», потом к «Маточкину Шару». — су­ дам «Севрыбхолодфлота». И хотя способ передачи уло­ ва избрали бесконтактный, но контакт между экипажа­ ми установился самый тес­ ный. И еще с одним кораблем того же флота довелось иметь дело. Когда рыбу ста­ ли брать «на себя» — со­ лить . и укладывать в бочки, оказалось, что тары не хва­ тит. Заказали в порт, бочки в нужном количестве доста­ вил транспортный рефриже­ ратор «Михайло Ломоносов». В общей сложности заго­ товили 132 тонны рыбного полуфабриката — значи­ тельно больше запланирован­ ного. Соленого — около 10 тонн: доснабженпе тарой оказалось своевременным. Так проходил этот рейс. Стоит еще сказать о спасе­ нии трех норвежцев. Приве­ ду вновь запись из дневни­ ка В. В. Яблоновского: «13 ноября 1979 г. 8.50. Спасли трех норвежских ры ­ баков: братьев Петерсон и их товарища. Катер утонул в 12.00, Спасенных переда­ ли на норвежское судно». . Сигнал бедствия -обнару­ жил третий помощник' капи­ тана по корме траулера. Развернулись па Ші обратный курс. * Когда подошли, Д і увидели, что тер- Щ пит бедствие ка- * тор, на нем три человека. >Спели принять от них швартов, люди по штормтрапу под­ нялись на борт. В полдень канат пришлось рубить — катер опроки­ дывался. Спасенных на­ поили горячим чаем, поселили в каютах, проявили внимание. Один из норвежцев знал немного рус­ ский язык. Вот что удалось по­ нять нз его р ас­ сказа. Накануне како­ го-то своего пра­ здника они вы ­ шли в море н а ­ ловить трески крючковыми с н а­ стями. Возмож­ но. рыбалка и удалась бы. если бы не вышел из строя мотор. Трое суток их дрей­ фовало в открытый океан. Іі кто знает, чем бы закончи­ лось гуо^. путешествие, не окажись рядом «Нориль­ ска»... В. ХРЯШКОВ. На снимках: матросы 1 класса М и ха и л Григорьевич . Огородов и П авел А лександ­ рович П илипен ко в салоне команды; председатель су­ дового комитета, моторист Виктор Васильевич Лочехип проверяет исправность м еха ­ низмов на СРТ «Норильск». Фото В. Щукина. ЭКИПЯЖ ВСТРЕЧАЛИ ВЕЗ ОРКЕСТРА... В а ш е м н е н и е ? Прочитав этот заголовок, можно задать вопрос: «Без оркестра. — значит, не з а ­ служили моряки, чтобы - их возвращение в порт было от­ мечено такой честыо?» Действительно, мы привык­ ли К установившейся хоро­ шей традиций: победителей Социалистического соревно­ вания, ..рекордсменов встре­ чать торжественно, с .музы­ кой, солидной делегацией из представителей админист­ рации' флота, общественных организаций. На встречу приглашаются журналисты местных газет, радио, т ел е­ видения. : -Цомнится, когда экипаж НИР. «Перёмыщль» добился небывалого в Северном бас-- еейне вылова рыбы — более ' 150 тысяч центнеров’, руко­ водители тралового флота договорились с автотран­ спортным предприятием, и к трапу судна' были поданы такси для рыбаков. Берег умеет быть по-йавіо^, ящему радушным и госте­ приимным. И вот что отрад­ но: торжественные встречи в порту — не единичные слу­ чаи. при каждом заметном успехе экипажей ііх приход в родной порт отмечается по-, праздничному. Родилась и новая традиция: преподно­ сить морякам по русскому обычаю хлеб-соль. Стоит ли говорить, что т а ­ кую практику надо всячески приветствовать. Она отвеча­ ет нашему девизу: «По труду и честь». Но вернемся к началу на­ шего разговора. Экипаж встречали без оркестра. Не будем спешить -с категориче­ ским выводом: значит, не заслужил... Представим такую вот си­ туацию. Из года в год кол­ лектив судна работает ста­ бильно. без срывов, у клады ­ вается в плановые задания и перевыполняет . их. Одним словом, тот случай, когда моряки и звезд "с неба, как говорится, н е . хватают, л в хвосте не тащатся. Стабиль­ ные середняки. Рекордсменов мы знаем наперечет. Отстающих крити­ куют на собраниях активов, на разных совещаниях. А вот середняков мало кто где. уііомпііает. Между тем их - - большинство. И, как сказал заместитель .председателя базового комитета профсоюза тралового флота Александр Петрович Романютпн. как раз они <делают погоду». Так что «золотая середи­ на» выпадает . из поля зр е ­ ния'.’ Нет. В том же трало­ вом флоте, «Мурмаирыб- промс». «Севрыбхолодфлотс» обычная, но не торжествен­ ная встреча . всех кораблей возведена в ранг обязатель­ ной. За каждым ответствен­ ным работником управлений закреплена группа судов, ко­ торые они должны по при­ ходе в порт посетить не в какой-либо день, а именно сразу после швартовки Заместитель секретаря партийного комитета «Мур- манрыбпрома» Алексей Ива­ нович. Колесов отметил та­ кую деталь: встречающему в отделах флота готовят необ­ ходимые данные по прихо­ дящему судну. Здесь и про­ изводственные показатели, и сведения о. различных поощ­ рениях моряков, п., перспек­ тивные нлайш на предстоя­ щее плавание. Подобная практика заведена и в д р у ­ гих флотах. График- встреч строго со­ блюдается, и если есть н а­ рушения его, то причины то­ му в основном уважитель­ ные О редких исключениях говорить не приходится. Но... Удовлетворяет ли моряков судна - середняка вот такая встреча у родного причала? Прежде чем ответить на этот вопрос, надо рассказать, как такие встречи проходят. В ночное время они обыч­ но не проводятся. После длительного плавания судно ставят на рейд. Но как по­ пасть туда встречающим но­ чью? Службы эксплуатации флотов предоставить катер могут не всегда. И снова подчеркиваем: так относятся только к середнякам. Для заслуженных экипажей на­ мечают и дневное время встречи, и обеспечивают транспорт для делегации. Конечно, нельзя организо­ вать приход всех кораблей только днем. И речь не об этом. При благоприятных обсто­ ятельствах встречающий ответственный работник ориентируется на подготов­ ленные для него данные. Если экипажу судна - се­ редняка или морякам поло­ жены поощрительные на­ грады. то на торжественном собрании их вручают. Н тогда получается пусть не обстоятелыіыіі разговор, но в какой-то мере тот. что превращает возвращение экипажа домой в праздник. Нет к тому повода — и встречающий ограничива­ ется беседой с судовой адми­ нистрацией. Право же, ратовать за встречи с оркестром для всех судов не стоит Да это и невозможно. Есть мнения иного рода. А. П Романю­ тпн, например, сторонник то­ го, чтобы моряки имели воз­ можность по приходе, в порт' встретиться не с одним из руководящих работников, а с представителями главных служб флота. И на месте решать главные вопросы, ко­ торые волнуют тружеников моря. Председатель базового ко­ митета профсоюза «Севрыб­ холодфлота.» Василий Тихо­ нович Марков высказал та­ кую мысль: — Принципиально, я, за торжественную встречу к аж ­ дого судна, особенно того, которое было в длительном плавании.. И теперь представим, по­ добную встречу. Сам факт прихода на борт руководите­ лей предприятия делает воз- . вращение в порт более пра­ здничным. Пусть и нет пово­ да для митинга, но для об­ стоятельного разговора тема найдется всегда. Опираясь на факты, можно выяснить, по­ чему они середняки, а вот такое же судно — в числе передовых. У моряков возникают воп­ росы личного плана. Ска­ жем, об отпуске, жилье. При встрече судна, может, и нельзя будет сразу ответить на них, но пусть состоявший­ ся разговор на борту исклю­ чи! «хождение по мукам», которому подвергаются мо­ ряки. И тогда их пребывание на берегу будет менее хло­ потным. В СЕРГЕЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz