Рыбный Мурман. 1980 г. Январь.
25 января 1980 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» • 3 стр. подтверждение этих данных получили сведения, что н а зывается, из первых рук. В порт по необходимости пришлось отправлять треть его механика. Взамен ему на СРТ-р-2009 прибыл д ру гой. Некоторое время, пока не сняли на «Норильск», он оставался на борту' судна- оказии и видел, как идет здесь промысел. — У них, — рассказывал потом этот механик, — по полтонны в сутки выходит. Таких вот, как у нас, девя- с палубы но многу часов. И не только аварии орудии л о ва требовали этого. Один из мастеров, недавний выпуск ник', не имел достаточного опыта. Надо было помочь ему. подстраховать. Зато за второго мастера — Ивана Васильевича Силакова не волновался: дело знает, ра сторопен, старателен. ІІо заданию «Норильску» часть обработанной под свежье рыбы надо было сдать на плавбазу. Прнкре- У д р у . •е й по соревнованию ; А КОРМЕ среднего рефрижератор и о г о траулера «Норильск» белилами выведено: Мур манск Значит, судно припи сано к этому порту. Но «Но рильск» —собственность кол хоза имени Владимира И л ь ича Ленина Архангельского рыбакколхозсоюза. А Мур манск — его база, его н а дежный тыл где .после пла ваний траулер проходит ре монт, где получают все н е обходимое для новых рей сов, наконец, в нашем запо лярном городе живут мно гие моряки этого экипажа. Надо отметить и такую де таль. Мурманский ордена Октябрьской Революции тр а ловый флот, воспитавший многих и многих специали стов рыбного промысла, в .разные годы нриходйл на помощь другим родственным предприятиям — направлял туда свои кадры. Вот и на -.Норильске» в минувший пейс выходили вновь на правленные капитан Евге ний Васильевич Кулагин, старший мастер лова В л а димир Васильевич Яблонов- сшііі. помощник рыбмасте- ра Николай Александрович Смирнов. Они прошли хоро шую рыбацкую школу в •гралфлоте. знакомы со все ми. типами судов. Это наи лучшим образом сказалось на результатах работы эки пажа, потому что промыщ-’ ляли в трудных условиях, в прибрежных районах Барен цева моря. До минувшего плавания <■Норильск» использовали на кошельковом лове, а сей- Т Р У Д Н Ы Е К В А Д Р А Т Ы час предстояло добывать, донные породы рыб: своя специфика и в методах про мысла. и в обработке улова, и в сдаче его на плавбазу. Насколько непросто прохо дил рейс, видно из рабочего дневника старшего мастера лова: «12 ноября. 9.00. Подняли трал. Оборвали голый ко нец. Поставили новый. Отор вана носовая (правого хода) доска, лопнул кабель. У те ряны: тралдоска. скоба, гак мессенджера. 2 4 ноября. Разорвали: со единение хатлайна кормы с центром, оплетку с кухтыля- т і. крыло до кормового шва по скверу. 9 декабря. 15.30. Лопнул кормовой ваер на марке 200 метров. Все поднято на борт. Ваер сращен внахлест. Разница в длинах увеличи лась на 5 Метров 40 см. 16 декабря. 8.00. Протер ли мешок. Починили. З ам е нили переходной левый». И тем не менее дела на «Норильске» шли хорошо. По промысловой сводке можно было определить: с у точные показатели у но- рнльцев выше, чем у моря ков других судов. А потом в Т И Т О ІШ Ы Х у л о в о в о н и и в г л а з а н е в и д е л и . Тяікело доставались эти тонны. Из дневника В. В. Яблоновского видно, как- сложно было пройти по заде- вистым. площадкам, не пор вав орудий лова. Но судово дители умудрялись довести режим многих тралений до трёх часов, А ведь рейс сов пал с самым темным време нем суток: усложнено визу альное... определение места судна, частые-снежные заря-» ды затрудняли судовождение. В записях часто упомина ется: «чинка трала, сростнли кабели, ваер...» Каждый из мастеров но добыче понимал, что , только трудолюбием. Старательностью можно из бежать такого положения, что на судне не останется простейшей траловой дета ли, Вот и ремонтировали каждый метр дели. Врали в руки иглицы матросы В але рий Андреев, Геннадий Бе- ляковнч, Александр Аста хов, Михаил Огородов, Па вел ІТилипенко. В таких делах всему голо ва — старший мастер, осво божденный от вахт. Бывали дни, когда Владимир Василь евич Яблоновский не уходил пили к «Советску», потом к «Маточкину Шару». — су дам «Севрыбхолодфлота». И хотя способ передачи уло ва избрали бесконтактный, но контакт между экипажа ми установился самый тес ный. И еще с одним кораблем того же флота довелось иметь дело. Когда рыбу ста ли брать «на себя» — со лить . и укладывать в бочки, оказалось, что тары не хва тит. Заказали в порт, бочки в нужном количестве доста вил транспортный рефриже ратор «Михайло Ломоносов». В общей сложности заго товили 132 тонны рыбного полуфабриката — значи тельно больше запланирован ного. Соленого — около 10 тонн: доснабженпе тарой оказалось своевременным. Так проходил этот рейс. Стоит еще сказать о спасе нии трех норвежцев. Приве ду вновь запись из дневни ка В. В. Яблоновского: «13 ноября 1979 г. 8.50. Спасли трех норвежских ры баков: братьев Петерсон и их товарища. Катер утонул в 12.00, Спасенных переда ли на норвежское судно». . Сигнал бедствия -обнару жил третий помощник' капи тана по корме траулера. Развернулись па Ші обратный курс. * Когда подошли, Д і увидели, что тер- Щ пит бедствие ка- * тор, на нем три человека. >Спели принять от них швартов, люди по штормтрапу под нялись на борт. В полдень канат пришлось рубить — катер опроки дывался. Спасенных на поили горячим чаем, поселили в каютах, проявили внимание. Один из норвежцев знал немного рус ский язык. Вот что удалось по нять нз его р ас сказа. Накануне како го-то своего пра здника они вы шли в море н а ловить трески крючковыми с н а стями. Возмож но. рыбалка и удалась бы. если бы не вышел из строя мотор. Трое суток их дрей фовало в открытый океан. Іі кто знает, чем бы закончи лось гуо^. путешествие, не окажись рядом «Нориль ска»... В. ХРЯШКОВ. На снимках: матросы 1 класса М и ха и л Григорьевич . Огородов и П авел А лександ рович П илипен ко в салоне команды; председатель су дового комитета, моторист Виктор Васильевич Лочехип проверяет исправность м еха низмов на СРТ «Норильск». Фото В. Щукина. ЭКИПЯЖ ВСТРЕЧАЛИ ВЕЗ ОРКЕСТРА... В а ш е м н е н и е ? Прочитав этот заголовок, можно задать вопрос: «Без оркестра. — значит, не з а служили моряки, чтобы - их возвращение в порт было от мечено такой честыо?» Действительно, мы привык ли К установившейся хоро шей традиций: победителей Социалистического соревно вания, ..рекордсменов встре чать торжественно, с .музы кой, солидной делегацией из представителей админист рации' флота, общественных организаций. На встречу приглашаются журналисты местных газет, радио, т ел е видения. : -Цомнится, когда экипаж НИР. «Перёмыщль» добился небывалого в Северном бас-- еейне вылова рыбы — более ' 150 тысяч центнеров’, руко водители тралового флота договорились с автотран спортным предприятием, и к трапу судна' были поданы такси для рыбаков. Берег умеет быть по-йавіо^, ящему радушным и госте приимным. И вот что отрад но: торжественные встречи в порту — не единичные слу чаи. при каждом заметном успехе экипажей ііх приход в родной порт отмечается по-, праздничному. Родилась и новая традиция: преподно сить морякам по русскому обычаю хлеб-соль. Стоит ли говорить, что т а кую практику надо всячески приветствовать. Она отвеча ет нашему девизу: «По труду и честь». Но вернемся к началу на шего разговора. Экипаж встречали без оркестра. Не будем спешить -с категориче ским выводом: значит, не заслужил... Представим такую вот си туацию. Из года в год кол лектив судна работает ста бильно. без срывов, у клады вается в плановые задания и перевыполняет . их. Одним словом, тот случай, когда моряки и звезд "с неба, как говорится, н е . хватают, л в хвосте не тащатся. Стабиль ные середняки. Рекордсменов мы знаем наперечет. Отстающих крити куют на собраниях активов, на разных совещаниях. А вот середняков мало кто где. уііомпііает. Между тем их - - большинство. И, как сказал заместитель .председателя базового комитета профсоюза тралового флота Александр Петрович Романютпн. как раз они <делают погоду». Так что «золотая середи на» выпадает . из поля зр е ния'.’ Нет. В том же трало вом флоте, «Мурмаирыб- промс». «Севрыбхолодфлотс» обычная, но не торжествен ная встреча . всех кораблей возведена в ранг обязатель ной. За каждым ответствен ным работником управлений закреплена группа судов, ко торые они должны по при ходе в порт посетить не в какой-либо день, а именно сразу после швартовки Заместитель секретаря партийного комитета «Мур- манрыбпрома» Алексей Ива нович. Колесов отметил та кую деталь: встречающему в отделах флота готовят необ ходимые данные по прихо дящему судну. Здесь и про изводственные показатели, и сведения о. различных поощ рениях моряков, п., перспек тивные нлайш на предстоя щее плавание. Подобная практика заведена и в д р у гих флотах. График- встреч строго со блюдается, и если есть н а рушения его, то причины то му в основном уважитель ные О редких исключениях говорить не приходится. Но... Удовлетворяет ли моряков судна - середняка вот такая встреча у родного причала? Прежде чем ответить на этот вопрос, надо рассказать, как такие встречи проходят. В ночное время они обыч но не проводятся. После длительного плавания судно ставят на рейд. Но как по пасть туда встречающим но чью? Службы эксплуатации флотов предоставить катер могут не всегда. И снова подчеркиваем: так относятся только к середнякам. Для заслуженных экипажей на мечают и дневное время встречи, и обеспечивают транспорт для делегации. Конечно, нельзя организо вать приход всех кораблей только днем. И речь не об этом. При благоприятных обсто ятельствах встречающий ответственный работник ориентируется на подготов ленные для него данные. Если экипажу судна - се редняка или морякам поло жены поощрительные на грады. то на торжественном собрании их вручают. Н тогда получается пусть не обстоятелыіыіі разговор, но в какой-то мере тот. что превращает возвращение экипажа домой в праздник. Нет к тому повода — и встречающий ограничива ется беседой с судовой адми нистрацией. Право же, ратовать за встречи с оркестром для всех судов не стоит Да это и невозможно. Есть мнения иного рода. А. П Романю тпн, например, сторонник то го, чтобы моряки имели воз можность по приходе, в порт' встретиться не с одним из руководящих работников, а с представителями главных служб флота. И на месте решать главные вопросы, ко торые волнуют тружеников моря. Председатель базового ко митета профсоюза «Севрыб холодфлота.» Василий Тихо нович Марков высказал та кую мысль: — Принципиально, я, за торжественную встречу к аж дого судна, особенно того, которое было в длительном плавании.. И теперь представим, по добную встречу. Сам факт прихода на борт руководите лей предприятия делает воз- . вращение в порт более пра здничным. Пусть и нет пово да для митинга, но для об стоятельного разговора тема найдется всегда. Опираясь на факты, можно выяснить, по чему они середняки, а вот такое же судно — в числе передовых. У моряков возникают воп росы личного плана. Ска жем, об отпуске, жилье. При встрече судна, может, и нельзя будет сразу ответить на них, но пусть состоявший ся разговор на борту исклю чи! «хождение по мукам», которому подвергаются мо ряки. И тогда их пребывание на берегу будет менее хло потным. В СЕРГЕЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz