Рыбный Мурман. 1980 г. Январь.
18 января 1980 г. s «РЫБНЫЙ МУРМАН» ж • 5 стр, П ОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС «О работе пар- тш'шых организаций Башкирии по усилению роли экономического образования трудящихся в повышении эффективности производства и качества работы в свете решении XXV съезда КПСС* имеет общепартийный харак тер и знаменует собой важ ный эгап в деятельности пар тийных и хозяйственных ор ганов, трудовых коллективов по дальнейшему повышению уровня экономической подго товки трудящихся. Важное место в решении поставленных задач призва но сыграть применение тех нических средств и нагляд ности в процессе экономиче ской учебы. Опыт показывает, что при менение наглядности, техни ческих средств серьезно по могает изложению и усвое нию сложных социально-эко номических проблем, делает учебный процесс более до ступным и эффективным, повышает интерес слушате лей к изучаемому предмету, делает их знания более проч ными и систематическими. Сейчас на помощь про пагандистам приходят много численные технические сред ства: кино, диапроекция, звуко- и фонозапись, телеви дение, многие печатные изда ния наглядных пособий, по могающие донести до слуша телей необходимый м ате риал Наиболее эффективно и полноценно в течение по следних лет технические средства и наглядная агита ция использовались на плав базе «Профессор Варанов». На судне работает пять школ коммунистического тру да, где постоянно обучается 1 2 0— 125 членов экипажа. Пропагандистскую работу в этот период вели и ведут старшие помощники- капита нов В. П. Гороховик и В. М. Курта в общесудовой школе комтруда; в школе комтруда электромеханической службы — главный механик А. М. Ев- сеенко: в школах коммуни стического труда производст венной службы пропагандист скую работу вели помощники капитана по производству С, В Добринский и В. К. Нючагин, начальник произ водственной лаборатории В. П Жуков. Здесь же следует отме тить. что в рациональном ис пользовании технических средств пропагандистами суд на велика заслуга киномеха ника К. X. Лукьянова, кото рый постоянно внимательно следит' за поступлением об менного фонда художествен ных и хроникально- докумен тальных кинолент, интересу ется наличием диапозитивов и диафильмов в кабинете по литического просвещения и в магазинах города в период междурейсовых стоянок. Формы проведения зан я тий на этой плавбазе весьма разнообразны: лекции, рас сказы-собеседования. прак тические занятия и семина ры. экскурсии и обмен опытом непосредственно на рабочих местах. Для расши рения и углубления учебно го процесса' пропагандисты используют технические средства и средства нагляд ности, а также привлекают к лекционно-пропагандист ской работе многих лиц ко мандного состава, являю щихся членами общества «Знание». Например, на семинаре по теме «Улучшение ' условий труда и отдыха н повышение культуры производства», ко торый проводили пропаган дисты В. П. Гороховик старший помощник капитана, А. М. Евсеенко — главный механиіс, С. В. Добрин ский — помощник капитана по производству, присутство вали не только слушатели школ коммунистического тру да, но и многие слушатели, занимающиеся в системе партийно - полнтнче с к о г о просвещения. Учитывая сменность работы, семинар проводился дважды. На нем слушателями были показаны не только хорошие и удов летворительные знания те мы, но, самое главное, было подано более тридцати р а з личных предложений, спо собствующих улучшению ор ганизации труда и быта эки пажа, совершенствованию спортивно-оздоровительной и культурно-массовой работы. Единогласно было принято решение в нерабочее время вымыть и перекрасить слу жебные и бытовые помеще ния, многие машины, устрой ства п механизмы. Особое внимание пропаган дистами школ коммунисти ческого труда этого судна уделяется пропаганде и глу бокому изучению важнейших документов КПСС и Совет ского правительства. Большая подготовительная работа проделана первым Помощником капитана Ю. А. Митрофановым и пропаган дистами при подготовке и проведении занятия по теме «Актуальные вопросы внеш ней политики КПСС и идео логической борьбы на между народной арене». Ю. А. Митрофанов прочи тал для всего личного соста ва лекцию «Ленинские прин ципы внешней политики СССР и борьба КПСС за укрепление мира и между народной безопасности». Выл организован показ художест венных кинофильмов «Посол Советского Союза». «Вос хождение;-, «Заговор пос лов». «Миссия в Кабуле-', «Визит вежливости»,' Непосредственно на заня тиях были использованы диа фильмы «Укрепление со трудничества СССР с осво бодившимися странами» и «Развитие отношений СССР с капиталистическими госу дарствами». Заслуживает внимании р а бота администрации плавба зы «Арктика» (капнтан-ди- ректор В. П. Солнарев) при подготовке и организации занятий в системе экономи ческого образования в новом учебном году. На судне из дан приказ об организации учебы в школах коммунисти ческого труда и участии в смотре-конкурсе на лучшую организацию экономического образования. В кабинете по литического просвещения оборудован «Уголок эконо мических знаний», где выве шены расписание занятий в школах коммунистического труда, график дежурств чле нов совета по экономическому образованию, имеются подбор ки плакатов и наглядных по собий по истории СССР, ис тории КПСС, политической экономии и конкретной эко номике, Имеется большое количество экономической и общественно-политиче с к о й литературы для пропаганди стов и слушателей. Красочно Оформлены стенды «Эконо мика СССР в десятой пяти летке», «Мировая система социализма — оплот мира». В практической работе н а ши пропагандисты использу ют . нередко и самодельные наглядные пособия: схемы, графики, зарисовки и другое. Наиболее распространенным из самодельных наглядных пособий является меловой рисунок. Самодельные технические средства наглядности имеют ряд преимуществ. Главное из них состоит в то.м, что они создаются на глазах у слушателей, а это мобилизу ет зрительно-моторную па мять и способствует более глубокому усвоению изучае мого материала. позволяет оперативно решить ряд воз никающих вопросов, С наибольшим эффектом самодельные средства ис пользует пропагандист шко лы коммунистического труда производственной службы плавбазы «Алексей Хлобы стов», старший инженер по организации труда В. Р. Живица. При проведении занятий по теме «Взаимосвязь между трудом отдельного работника и трудовой деятельностью коллектива в целом» он вычертил схемы расстановки людей в каждой из трех смен, сделал фотографию ра бот на наиболее ответствен ных участках производства. На занятии рассказал слу шателям об опыте лучших работников, указал на наибо лее слабые места и предло жил слушателям перерисо вать схемы в тетради и на следующем занятии дать предложения по улучшению работы коллектива в целом. Это заинтересовало рыбооб работчиков. Уже через два дня к пропагандисту стали обращаться отдельные слу шатели с предложениями по улучшению работы, но опыт ный пропагандист не торо пился. Он знал, что поспеш ные решения не исключают ошибок, и очередное занятие провел только через десять дней. Предполагавшиеся двухчасовые занятия прак тически проходили по 4 —5 часов, так как требовалось проверить правильность к аж дого предложения, отдельные предложения, такие, как ор ганизация погрузочно-разгру зочных работ. необходимо было предусмотреть в перс пективе. Из 84 слушателей трех школ коммунистического труда производственной службы с различными пред ложениями выступил 51 с л у ш а т е л ь. Мно гие соглашались или отвер гали то или иное предложе ние, предлагали свой вари ант. На занятии была под вергнута критике организа ция работ в смене технолога В. А. Березина, укомплек тованной самыми опытными работниками. Из-за органи зационных неурядиц она теряла много времени. Было в н е с е н о много предложений но перестанов ке людей как внутри смен, так и между сменами. Орга низационные мероприятия позволили увеличить выра ботку рыбопродукции на 8 — 10 процентов. При проведении занятия по теме «Отличное к аче ство — от рабочего места до конечной продукции» была составлена схема наиболее «узких* мест, где мог быть допущен некачественный вы пуск продукции, показано. как это может сказаться иа успешной работе коллекти ва, участника соцсоревнова ния «Пятилетке качества — рыбацкую гарантию». Были составлены и график м атери ального поощрения за выпуск продукции высокого качества и график депремировання работников при выпуске продукции заниженного каче ства. Умело используют само дельные наглядные пособия также пропагандист ),1 школы коммунистического труда плавбазы «Маточкин Шар» старший инженер по органи зации труда В. Н. Коряк п помощник капитана по про изводству плавбазы «Северо двинск» С. Л. Струтинский. Здесь приведены примеры наиболее удачного, наиболее полного и, можно сказать, комплексного использования технических средств и на глядной агитации. К созка- лению, подобная картина на блюдается далеко не на всех судах, так как наши кораб ли полностью обеспечены только киноаппаратурой, маг нитофонами, радиолами. Необходимо 5 0 эпидиаско пов, 3 0 диапроекторов, 40 фильмоскопов. Приобретение вышеназванных технических средств в магазинах города крайне затруднено из-за жестких лимитов. Централи зованным путем флот не обеспечивается. Хотелось бы, чтобы в решении этого вопроса нам помогли всесо юзное объединение «Севры ба» и обком профсоюза ра бочих пищевой промышлен ности. Имеется и еще одна, не менее сложная проблема в использовании технических средств и наглядной агита ции. Примерными расписани ями предусмотрено проведе ние занятий во всех формах учебы в одно и то же кален дарное время. Обеспечить все суда флота одновремен но необходимым обменным фондом художественных, н а учно-популярных и хрони кально-документальных филь мов невозможно. Да и диа фильмов и диапозитивов в обменном фонде кабинета политического просвещения имеется I — 2. в лучшем случае 5 —6 комплектов. Иметь весь комплект их на судах невозможно. Это и расточительно, учитывая од но- пли двухразовое пользо вание. Решать эту проблему надо Сложным остается вопрос, с обеспечением судов на глядной агитацией. Имеющи еся в продаже плакаты очень больших размеров, и их труд но использовать на судах. Объединению - «Севрыба». возможно, через Министер ство рыбного хозяйства СССР, необходимо решить вопрос об издании специаль но)! наглядной агитации для судов. Тем более что подоб ное положение создалось и на судах пароходства. При общественно-полити ческой аттестации пропаган дистов системы экономиче ского образования только отдельные пропагандисты по казывают знания и умение использовать технические средства и наглядную агита цию Этому их не учат ни в высшем, ни в среднем учеб ных заведениях. Отделу кад ров и учебных заведений объединения «Севрыба» на до бы учесть и этот вопрос. На флотах нет настоящих кабинетов экономических знаний. Имеющиеся уголки экономических знаний не мо гут успешно решать возрос шие задачи экономической подготовки кадров. Просьба к объединению «С еврыба•• ока зать помощь в решении это го вопроса Г ШАПОВАЛОВА , заместитель начальника управления «Севрыб- холодфлот». НА ПОЭТИЧЕСКОЙ ВОЛНЕ I МОРСКИЕ ДОРОГИ Дороги, которые нас выбирают Я знаю такие, что в небо швыряют и в бездну ныряют. И — в небо опять. Морская дорога меня выбирала ладонями шквала, дыханьем аврала] кто это не видел — тому не понять, А мы выбирали соленые сети, звезду выбирали в небесном п р о свету улов выбирали, порою — пролов. Да, сети и звезды. Да, рыба и ветер. И голос — проверь, на какой он планете? и * пунктирчик по радио, несколько слое, Дороги, которые нас проверяют Одних — присмиряют, других — примиряют, поверив, одарят всей солей своей, и станут судьбою, и станут веленьем, У моря, у сердца — едино волненье, волненье в крови — у морей, у людей, Какие волнения наши дороги, нас выбрав, швырнули однажды нам в ноги, заполнив доверху глаза и сердца. Живи после этого больше столетья, постигни и счастье, и горе на свете, тем, первым волненьям, не будет конца! Дороги, которые нас озаряют Они постепенно, едали, вызревают* Немало придется по морю пройти, чтоб спало, остыло в глазах удивленье, Тогда и взрываете* в нас озаренье? нет краше, чем к дому — чем к дому! — пути# Нет краше родного далекого дома, где все так знакомо и так незнакомо, где мерзлый причал — твой родимый порог, И как бы в том доме тебя ни качало, и что б ни встречало, что б ни огорчало, к нему — озаренье моряцких дорог* Морские дороги, я вам благодарен / Кричали вы мне: «Выше голову, ларень!в без вас я не стал бы сегодня собой. От праздной гордыни меня вы лечили, учили добру и терпенью учили, учили схватиться с волной. И — с судьбой» Учили рискнуть и умишкой раскинуть. Учили любить —• и жену, И Россию, Учили на тень и на пень “ не пенять. И если я а жизни чего-нибудь стою, то стою с начальной дорогой морскою.,. Кто это не видел — тому не понять. В ТИМОФЕЕВ. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА - в помощь пропагандисту ш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz