Рыбный Мурман. 1980 г. Январь.

18 января 1980 г. s «РЫБНЫЙ МУРМАН» ж • 5 стр, П ОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС «О работе пар- тш'шых организаций Башкирии по усилению роли экономического образования трудящихся в повышении эффективности производства и качества работы в свете решении XXV съезда КПСС* имеет общепартийный харак­ тер и знаменует собой важ ­ ный эгап в деятельности пар­ тийных и хозяйственных ор­ ганов, трудовых коллективов по дальнейшему повышению уровня экономической подго­ товки трудящихся. Важное место в решении поставленных задач призва­ но сыграть применение тех­ нических средств и нагляд­ ности в процессе экономиче­ ской учебы. Опыт показывает, что при­ менение наглядности, техни­ ческих средств серьезно по­ могает изложению и усвое­ нию сложных социально-эко­ номических проблем, делает учебный процесс более до­ ступным и эффективным, повышает интерес слушате­ лей к изучаемому предмету, делает их знания более проч­ ными и систематическими. Сейчас на помощь про­ пагандистам приходят много­ численные технические сред­ ства: кино, диапроекция, звуко- и фонозапись, телеви­ дение, многие печатные изда­ ния наглядных пособий, по­ могающие донести до слуша­ телей необходимый м ате­ риал Наиболее эффективно и полноценно в течение по­ следних лет технические средства и наглядная агита­ ция использовались на плав­ базе «Профессор Варанов». На судне работает пять школ коммунистического тру­ да, где постоянно обучается 1 2 0— 125 членов экипажа. Пропагандистскую работу в этот период вели и ведут старшие помощники- капита­ нов В. П. Гороховик и В. М. Курта в общесудовой школе комтруда; в школе комтруда электромеханической службы — главный механик А. М. Ев- сеенко: в школах коммуни­ стического труда производст­ венной службы пропагандист­ скую работу вели помощники капитана по производству С, В Добринский и В. К. Нючагин, начальник произ­ водственной лаборатории В. П Жуков. Здесь же следует отме­ тить. что в рациональном ис­ пользовании технических средств пропагандистами суд­ на велика заслуга киномеха­ ника К. X. Лукьянова, кото­ рый постоянно внимательно следит' за поступлением об­ менного фонда художествен­ ных и хроникально- докумен­ тальных кинолент, интересу­ ется наличием диапозитивов и диафильмов в кабинете по­ литического просвещения и в магазинах города в период междурейсовых стоянок. Формы проведения зан я­ тий на этой плавбазе весьма разнообразны: лекции, рас­ сказы-собеседования. прак­ тические занятия и семина­ ры. экскурсии и обмен опытом непосредственно на рабочих местах. Для расши­ рения и углубления учебно­ го процесса' пропагандисты используют технические средства и средства нагляд­ ности, а также привлекают к лекционно-пропагандист­ ской работе многих лиц ко­ мандного состава, являю ­ щихся членами общества «Знание». Например, на семинаре по теме «Улучшение ' условий труда и отдыха н повышение культуры производства», ко­ торый проводили пропаган­ дисты В. П. Гороховик старший помощник капитана, А. М. Евсеенко — главный механиіс, С. В. Добрин­ ский — помощник капитана по производству, присутство­ вали не только слушатели школ коммунистического тру­ да, но и многие слушатели, занимающиеся в системе партийно - полнтнче с к о г о просвещения. Учитывая сменность работы, семинар проводился дважды. На нем слушателями были показаны не только хорошие и удов­ летворительные знания те­ мы, но, самое главное, было подано более тридцати р а з ­ личных предложений, спо­ собствующих улучшению ор­ ганизации труда и быта эки­ пажа, совершенствованию спортивно-оздоровительной и культурно-массовой работы. Единогласно было принято решение в нерабочее время вымыть и перекрасить слу­ жебные и бытовые помеще­ ния, многие машины, устрой­ ства п механизмы. Особое внимание пропаган­ дистами школ коммунисти­ ческого труда этого судна уделяется пропаганде и глу­ бокому изучению важнейших документов КПСС и Совет­ ского правительства. Большая подготовительная работа проделана первым Помощником капитана Ю. А. Митрофановым и пропаган­ дистами при подготовке и проведении занятия по теме «Актуальные вопросы внеш­ ней политики КПСС и идео­ логической борьбы на между­ народной арене». Ю. А. Митрофанов прочи­ тал для всего личного соста­ ва лекцию «Ленинские прин­ ципы внешней политики СССР и борьба КПСС за укрепление мира и между­ народной безопасности». Выл организован показ художест­ венных кинофильмов «Посол Советского Союза». «Вос­ хождение;-, «Заговор пос­ лов». «Миссия в Кабуле-', «Визит вежливости»,' Непосредственно на заня­ тиях были использованы диа­ фильмы «Укрепление со­ трудничества СССР с осво­ бодившимися странами» и «Развитие отношений СССР с капиталистическими госу­ дарствами». Заслуживает внимании р а ­ бота администрации плавба­ зы «Арктика» (капнтан-ди- ректор В. П. Солнарев) при подготовке и организации занятий в системе экономи­ ческого образования в новом учебном году. На судне из­ дан приказ об организации учебы в школах коммунисти­ ческого труда и участии в смотре-конкурсе на лучшую организацию экономического образования. В кабинете по­ литического просвещения оборудован «Уголок эконо­ мических знаний», где выве­ шены расписание занятий в школах коммунистического труда, график дежурств чле­ нов совета по экономическому образованию, имеются подбор­ ки плакатов и наглядных по­ собий по истории СССР, ис­ тории КПСС, политической экономии и конкретной эко­ номике, Имеется большое количество экономической и общественно-политиче с к о й литературы для пропаганди­ стов и слушателей. Красочно Оформлены стенды «Эконо­ мика СССР в десятой пяти­ летке», «Мировая система социализма — оплот мира». В практической работе н а­ ши пропагандисты использу­ ют . нередко и самодельные наглядные пособия: схемы, графики, зарисовки и другое. Наиболее распространенным из самодельных наглядных пособий является меловой рисунок. Самодельные технические средства наглядности имеют ряд преимуществ. Главное из них состоит в то.м, что они создаются на глазах у слушателей, а это мобилизу­ ет зрительно-моторную па­ мять и способствует более глубокому усвоению изучае­ мого материала. позволяет оперативно решить ряд воз­ никающих вопросов, С наибольшим эффектом самодельные средства ис­ пользует пропагандист шко­ лы коммунистического труда производственной службы плавбазы «Алексей Хлобы­ стов», старший инженер по организации труда В. Р. Живица. При проведении занятий по теме «Взаимосвязь между трудом отдельного работника и трудовой деятельностью коллектива в целом» он вычертил схемы расстановки людей в каждой из трех смен, сделал фотографию ра­ бот на наиболее ответствен­ ных участках производства. На занятии рассказал слу­ шателям об опыте лучших работников, указал на наибо­ лее слабые места и предло­ жил слушателям перерисо­ вать схемы в тетради и на следующем занятии дать предложения по улучшению работы коллектива в целом. Это заинтересовало рыбооб­ работчиков. Уже через два дня к пропагандисту стали обращаться отдельные слу­ шатели с предложениями по улучшению работы, но опыт­ ный пропагандист не торо­ пился. Он знал, что поспеш­ ные решения не исключают ошибок, и очередное занятие провел только через десять дней. Предполагавшиеся двухчасовые занятия прак­ тически проходили по 4 —5 часов, так как требовалось проверить правильность к аж ­ дого предложения, отдельные предложения, такие, как ор­ ганизация погрузочно-разгру­ зочных работ. необходимо было предусмотреть в перс­ пективе. Из 84 слушателей трех школ коммунистического труда производственной службы с различными пред­ ложениями выступил 51 с л у ш а т е л ь. Мно­ гие соглашались или отвер­ гали то или иное предложе­ ние, предлагали свой вари­ ант. На занятии была под­ вергнута критике организа­ ция работ в смене технолога В. А. Березина, укомплек­ тованной самыми опытными работниками. Из-за органи­ зационных неурядиц она теряла много времени. Было в н е с е н о много предложений но перестанов­ ке людей как внутри смен, так и между сменами. Орга­ низационные мероприятия позволили увеличить выра­ ботку рыбопродукции на 8 — 10 процентов. При проведении занятия по теме «Отличное к аче­ ство — от рабочего места до конечной продукции» была составлена схема наиболее «узких* мест, где мог быть допущен некачественный вы ­ пуск продукции, показано. как это может сказаться иа успешной работе коллекти­ ва, участника соцсоревнова­ ния «Пятилетке качества — рыбацкую гарантию». Были составлены и график м атери­ ального поощрения за выпуск продукции высокого качества и график депремировання работников при выпуске продукции заниженного каче­ ства. Умело используют само­ дельные наглядные пособия также пропагандист ),1 школы коммунистического труда плавбазы «Маточкин Шар» старший инженер по органи­ зации труда В. Н. Коряк п помощник капитана по про­ изводству плавбазы «Северо­ двинск» С. Л. Струтинский. Здесь приведены примеры наиболее удачного, наиболее полного и, можно сказать, комплексного использования технических средств и на­ глядной агитации. К созка- лению, подобная картина на­ блюдается далеко не на всех судах, так как наши кораб­ ли полностью обеспечены только киноаппаратурой, маг­ нитофонами, радиолами. Необходимо 5 0 эпидиаско­ пов, 3 0 диапроекторов, 40 фильмоскопов. Приобретение вышеназванных технических средств в магазинах города крайне затруднено из-за жестких лимитов. Централи­ зованным путем флот не обеспечивается. Хотелось бы, чтобы в решении этого вопроса нам помогли всесо­ юзное объединение «Севры ­ ба» и обком профсоюза ра­ бочих пищевой промышлен­ ности. Имеется и еще одна, не менее сложная проблема в использовании технических средств и наглядной агита­ ции. Примерными расписани­ ями предусмотрено проведе­ ние занятий во всех формах учебы в одно и то же кален­ дарное время. Обеспечить все суда флота одновремен­ но необходимым обменным фондом художественных, н а­ учно-популярных и хрони­ кально-документальных филь­ мов невозможно. Да и диа­ фильмов и диапозитивов в обменном фонде кабинета политического просвещения имеется I — 2. в лучшем случае 5 —6 комплектов. Иметь весь комплект их на судах невозможно. Это и расточительно, учитывая од­ но- пли двухразовое пользо­ вание. Решать эту проблему надо Сложным остается вопрос, с обеспечением судов на­ глядной агитацией. Имеющи­ еся в продаже плакаты очень больших размеров, и их труд­ но использовать на судах. Объединению - «Севрыба». возможно, через Министер­ ство рыбного хозяйства СССР, необходимо решить вопрос об издании специаль­ но)! наглядной агитации для судов. Тем более что подоб­ ное положение создалось и на судах пароходства. При общественно-полити­ ческой аттестации пропаган­ дистов системы экономиче­ ского образования только отдельные пропагандисты по­ казывают знания и умение использовать технические средства и наглядную агита­ цию Этому их не учат ни в высшем, ни в среднем учеб­ ных заведениях. Отделу кад­ ров и учебных заведений объединения «Севрыба» на­ до бы учесть и этот вопрос. На флотах нет настоящих кабинетов экономических знаний. Имеющиеся уголки экономических знаний не мо­ гут успешно решать возрос­ шие задачи экономической подготовки кадров. Просьба к объединению «С еврыба•• ока­ зать помощь в решении это­ го вопроса Г ШАПОВАЛОВА , заместитель начальника управления «Севрыб- холодфлот». НА ПОЭТИЧЕСКОЙ ВОЛНЕ I МОРСКИЕ ДОРОГИ Дороги, которые нас выбирают Я знаю такие, что в небо швыряют и в бездну ныряют. И — в небо опять. Морская дорога меня выбирала ладонями шквала, дыханьем аврала] кто это не видел — тому не понять, А мы выбирали соленые сети, звезду выбирали в небесном п р о свету улов выбирали, порою — пролов. Да, сети и звезды. Да, рыба и ветер. И голос — проверь, на какой он планете? и * пунктирчик по радио, несколько слое, Дороги, которые нас проверяют Одних — присмиряют, других — примиряют, поверив, одарят всей солей своей, и станут судьбою, и станут веленьем, У моря, у сердца — едино волненье, волненье в крови — у морей, у людей, Какие волнения наши дороги, нас выбрав, швырнули однажды нам в ноги, заполнив доверху глаза и сердца. Живи после этого больше столетья, постигни и счастье, и горе на свете, тем, первым волненьям, не будет конца! Дороги, которые нас озаряют Они постепенно, едали, вызревают* Немало придется по морю пройти, чтоб спало, остыло в глазах удивленье, Тогда и взрываете* в нас озаренье? нет краше, чем к дому — чем к дому! — пути# Нет краше родного далекого дома, где все так знакомо и так незнакомо, где мерзлый причал — твой родимый порог, И как бы в том доме тебя ни качало, и что б ни встречало, что б ни огорчало, к нему — озаренье моряцких дорог* Морские дороги, я вам благодарен / Кричали вы мне: «Выше голову, ларень!в без вас я не стал бы сегодня собой. От праздной гордыни меня вы лечили, учили добру и терпенью учили, учили схватиться с волной. И — с судьбой» Учили рискнуть и умишкой раскинуть. Учили любить —• и жену, И Россию, Учили на тень и на пень “ не пенять. И если я а жизни чего-нибудь стою, то стою с начальной дорогой морскою.,. Кто это не видел — тому не понять. В ТИМОФЕЕВ. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА - в помощь пропагандисту ш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz