Рыбный Мурман. 1980 г. Январь.

« 10 стр. «РЫБНЫЙ М УРМАН» * - Н января 1980 г. Н' І АША ЗАВОДСКАЯ СЕКЦИЯ водного туризма создана четыре года назад. Надо сразу сказать, что нас под­ держали заводской комитет профсоюза и директор завода Игорь Борисович Богатырев. Люди в секции подобрались хорошие — плохих не держим, да слабаки и сами уходят. Читателям «Рыбного Мурмана» мне уже доводилось рассказывать о первом нашем большом путешествии по рекам Торопе, Западной Двине и Гауе. Кроме того, мы в соседней Карелии прошли по рекам Шуя и Кемь, в Карпатах — по Пруту и Черному Черемошу, в Средней Азии — по озеру Иссык-Куль Затем были Подкаменная Тунгуска, реки Мана н Ока (ударение на первой букве — в отличие от нашей ев­ ропейской Оки). Конечно, наш основной тренировочный водный полигон — дома. Это река Кола,'особенно в половодье, другие реки н водоемы. Наш еще не очень большой опыт убеждает: к каждому по- ход) надо готовиться тщательно, критически оценивать завершенные маршруты, не преуменьшать трудностей, но смотреть в будущее с оптимизмом. Накапливается опыт и общественной работы, организа­ ции массовых соревнований. Мы были приятно удивлены высокой оценкой наших гостей из Прибалтики и Карелии — опытных туристов-водников, которую они дали первому вод­ ному ралли, проведенному нами на Коле и ее притоке. По­ роги наши прибалтийцам и карелам понравились, Теперь такие соревнования будут традиционными. Наша секция дружит и обменивается опытом с водника­ ми Мурманского городского клуба туристов — очно, а за­ очно — с многими туристами других городов Советского Союза. Все мы дружим со спортом, особенно — с лыжами, много раз были на склонах Хибин. Законно считаете своим основным капиталом — энту­ зиазм. жажду познания и страсть к путешествиям, которые заставляют собираться в тяжелый и не всегда безопасный нуть. О маршрутах, пройденных секцнеи, я уже сказал. На всю жизнь участникам походов запомнятся красота Иссык- доля и Подкаменной Тунгуски, дикие скалы-замки и непро­ лазная тайга, отличная рыбалка н крепкий сон на свежем воздухе... А главное, мы всегда будем помнить добрых и Отзывчивых людей, которых встречали иа своем пути. Сегодня мне хочется рассказать подробнее о последнем нашем походе. Саянская бурная, своенравная река Ока по­ корена! Прибавилось опыта и незабываемых впечатлений. Если кто-либо из читателей «заразится» водным туризмом, мы будем ему верным союзником. С. ВИНОГРАДОВ, электросварщик СРЗ-1 объедине­ ния «Мурманская судоверфь», председатель заводской секции водного туризма. МУРМАНСК—БАЙКАЛ АВГУСТА вылетели • | I самолетом из Мур- ѵ манска на Москву. В этот же день из Москвы на Иркутск. Погадка в Ом- Ске. Теплый ветер. Ласковое солнце. Обнадеживающе яс­ ная погода. Недолго пробыв в Омском аэропорту, выле­ тели дальше на восток. При­ поднятое настроение. Поход, к которому так долго готови­ лись, о котором так долго мечтали, можно сказать, уже начался. Все ближе Дальний Восток. Первого сентября Иркутск встретил нас про­ мозглой. дождливой погодоіі. Время раньше московского на 5 часов Нам предстояло добираться к началу марш­ рута еще поездом, автобусом и самолетом АН-2. Выехали на поезде до станции Слю- дянка (на берегу Байкала). В Слюдянку поезд пришел пер­ вого числа поздно вечером. Удалось купить билеты на автобус, благо они продаются тут же на железнодорожном вокзале. Все перекусили и на рюкзаках и плотах улеглись спать. Как кому удобнее. Мы с Володей прогулялись к Байкалу. Ночь пасмурная. На той стороне озера видне­ лись вершины гор. На озере лодки. Над каждой огонек: рыбу ловят на свет Много длинных молов предохраняют берега от разрушительного действия волн Пока озеро- море спокойно. Ни ма­ лейшей зыби. В 6 утра 2 сентября погрузились в автобус. Нашему огромному багажу, которым мы завали­ ли пол-салона, никто не удивился: к туристам здесь привыкли. Проехали через поселок Култук Г л льше до­ рога идет по широкой доли­ не между гор. Все выше в горы и все дальше от зна­ менитого озера. На проща­ нье среди свинцовых туч над Байкалом блеснул луч солн­ ца. Приехали в поселок Кы- рен. Отсюда оставался пос- ' лодннй и с!}мый капризный участок нашей заброски на реку: самолетом через пере­ вал на верховья реки, в по­ селок Орлик. «ДЯДЯ» ЛЕША П Е РВЫЙ ЧЕЛОВЕК, с кем мы познакоми­ лись в маленьком аэропорту «Кыреи», был «дядя» Леша, как его все называли. Надо сказать, зна­ комство очень удачное. По профессии учитель, прожива­ ющий в средней полосе, страстный путешественник, почитатель Восточных С а­ ян и нашего Кольского н о - ' луострова, заядлый рыбак и охотник, знающпіі рецепты на все случаи походной и та­ ежной жизни, дядя Леша обладал глазами мальчишки- сорванца. Светлые, в сетке многочисленных морщин, они были озорными и весе­ лыми. Его обветренное, з а ­ горелое лицо вовсе не было суровым, как должно бы, а скорее добродушным. Рыжая бороденка придавала просто­ му лицу лукавое выражение. При всем при этом за ним числилось немало прожитых лет. В аэропорту он уже был «своим» человеком, ко­ гда мы только прибыли, с радужными надеждами не­ медля улететь в Орлик. Д я ­ дя Леша «остудил» нас, сообщив про нелетную пого­ ду и про количество местно­ го населения4 в очереди, ко­ торое пользуется законо­ мерными привилегиями пе­ ред туристами. «Местных» было человек 70. Дядя Леша с напарником тоже ждали своей очереди в числе «остальных». И что нас больше всего удивил , по Оке он сплавлялся уже де­ вятнадцать раз. И вот двад­ цатый раз его потянуло в Восточные С аяны 'по «старо­ му» маршруту. Как он гово­ рил: «Теперь просто по­ рыбачить». Во время по- ВОДНЫЙ Т У Р И З М - Э Т О УВЛЕНАТЕЛЬНО ! В ДЕКАБРЕ 1979 года Мур­ манский городской совет туристов провел вечер, на котором впервые встрети­ лись водники. Состоялись от­ четы о маршрутах, конкурсный просмотр слайдов и любитель­ ских фильмов. Снимок (ввер­ ху) сделан на вечере. Это ту­ ристы-водники. о которых пой­ дет рассказ. Здесь запечатле­ ны (слева направо): Сергей Са- бодах, Анатолий Назарьев, Дмитрий Калашников, Петр. Лысенко, Сигурт. Виноградов, Владимир Баранов. • На снимке внизу: эмбле­ ма похода по Оке — рассечен­ ные надвое скалы и звезда сча­ стья туристов:водников. ів Ш Ш ё і А Ш Ш Я Щ Ч ] а Н О Р Е Н А ! следнего прохождения реки ему пришлось спасать ту­ ристов, которые пренебрег­ ли страховкой на пороге «Пронеси, господи». Только благодаря счастли­ вой случайности (то есть д я ­ де Леше) все обошлось. После оверкиля один из по­ страдавших уже «прощался» с жизнью. — Когда его вытащили, он так замерз. — рассказывал дядя Леша, — что сам не мог разжать зубы и выпить спирт. «Вовремя» дядя Леша оказался ниже места ава­ рии. Как мы убедились; он по своей сущности очень весе­ лый человек. Любит пошу­ тить, разыграть ;ого-либо. Но чем иногда кончаются розыгрыши?! Дядя Леша рассказывал: — Однажды ребята попа­ лись в походе ерундовые, как говорят, себе на уме. Как- то решил их немного про­ учить. Взялся я делать ола­ дьи и, пока никто не видел, добавил в тесто горчицы,- Сейчас, думаю, вы у меня «попрыгаете». Так они с ъ е ­ ли- н облизываются. Сделай, говорят, дядя Леша, еще. Очень вкусные. Я сам попро­ бовал, вкуснятина. Вот так разыграл! С тех пор вместо дрожжсіі беру с собой сухую горчицу, развожу водой — и порядок! И блины, и хлеб — все на горчице. Благодаря этому совету в наших рядах появились на­ стоящие специалисты «гор- чззчного» метода. Так «на­ били» руку в приготогленші блинов - кнедликов, что всс после них пальцы облизыва­ ли. Хочется рассказать о дяде Леше как о рыбаке. Но уже забегая вперед, так как про­ изошло с ним чуть позже на Оке вот что. С его слов (уверен, вполне достоверно): — Полтора часа тащил тайменя ниже порога « З а ­ падня». Замучил его, сам замучился. Уже почти вы­ тащил, как стал он за ка­ мень, ни туда, ни сюда, а потом сорвался. Так я упал на берег, на камни и, честное слово, заплакал. Таймень-то был здоровенный, как брев­ но, килограммов на 40. З а ­ плачешь тут! Кто хоть.раз видел бы дя­ дю Лешу, тот не с.мог бы представить его плачущим. Что делает с людьми рыбал­ ка! « А Н Н УШ К А » В Ы Р У Ч И Л А ! ОГОДА по-прежнем. — «не сах^р». «Ан­ нушки» сиротлиго стояли на травяном поле. Аэродромная «колбаса» по­ казывала направление ветра за день по нескольку раз в разных направлениях. Над величественными горными хребтами, вершины их уже в снегу, клубились облака. Пока никакой перспективы. По канонам местной авиа­ ции псісле трех часов дня самолеты не летают. Погода тут повадилась до этого вре; менй зл ііт ь с я ,. после бывает чудесная. Пресловутый з а ­ кон 'подлости. Терпенье и еще раз тер­ пенье. Но барометр настрое­ ния группы через два дня ожидания начинал падать. Высказывались предполо­ жения о заброске через пе­ ревал на лошадях. Наиболее азартные предлагали идти пешком, так как сроки уже начинали «поджимать». Но трезвый взгляд на наши рюк­ заки и плоты доказывал не­ реальность такой •затеи. Ура! Пятого сентября лет­ ная погода. Для доставки: наших вещей к самолету нашли грузовую тележку. Катили ее втроем. Жалобно скрипели колеса... Загрузи ­ лись. Оторваться бы от лет­ ного поля... И с этим делом справились. Да здравствует испытанный АН-2! Полетели к цели. Незабываема' пано­ рама. Справа огромный хре­ бет. На его высоту наш АН подняться не может. Слева плоскогорье, чем-то напоми­ нающее наши Ловозерские тундры, но масштабнее. Пе­ ревал слегка покрыт снегом, с обеих сторон дикие, девст­ венные пики. Они все. в снегу. Мы прилипли к иллю­ минаторам. Слева по курсу видно озеро Хубсугул в об­ рамлении отвесны- гор. Го­ лубая вода и серебряные го­ ры. Это уже в Монголии. Самолет пересек переваль­ ное плато и начал снижать­ ся. Полет длился 50 минут. Посадка на травяном поле. Выгрузились. Сходили к ре» ке, посмотрели место для лагеря, рядом с поселком. Орлик в довольно широ­ кой долине. Высота над уровнем моря 1350 метров. Осенние краски покрыли горы вокруг поселка. Жел ­ теющие лиственницы, золо­ тые березы и медные вкраг; лснпя осин. Погода солнеч­ ная. но ночью надо ожидать заморозка. Сказывается вы­ сокогорье. Привели в поря­ док групповое снаряжение. (Продолжение следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz