Рыбный Мурман. 1980 г. Январь.
tl января 1980 г. «РЫБНЫЙ М УРМАН» • 9 стр. Н е у в я д а е м о й с л а в о й покрыли себя советские под водники в годы Великой Отечественной войны, достой но несут свою вахту они и сегодня. Родина вручила морякам грозную современную технику, позволяющую ус пешно выполнить любое задание в любой точке Мирового океана. В зарождении и становлении подводного флота Страны Советов сыграли замечательную роль многие инженеры и ученые, об одном из которых и рассказывается в предлагае мом читателям очерке. На «Щуках» умело сражались североморцы и подводни ки других флотов. Так, уже на второй день войны экипаж «Щ -401», которой командовал старший лейтенант А. Е. Моисеев (на борту лодки находился и командир дивизиона И. А. Колышкин), торпедировал транспорт в Варде, а 14 июля 1941 года «Щ -402» (командир старший лейтенант Н. Г. Столбов) проникла на рейд Хоннингсвог и также ата ковала транспорт. На Балтике из блокированного Кронштадта вырвалась на оперативный простор и громила врага «ІД-406». И это было только начало боевого счета «щукннцев» — они с экипажами подводных кораблей других типов упорно ковали Победу, тридцатипятилетие которой мы готовимся отмечать. л еп ен атШ н о и ! I 0 L Щ ЕЛКАЕТ тумблер, и на экране микрофота — прибора, «читаю щего» архивный микро фильм, — появляется чер теж с надписью: «Эскизный проект подводного крейсера и объяснительная записка к нему». По всем параметрам, действительно, крейсер с внушительными тактико тех ническими данными. Объяс нительная записка утвержда ет, что проект хорошо проду ман и аргументирован. По ворот рукоятки, продвигаю щий микрофильм, и на эк ране появляется другой про ект — подводный минный заградитель, способный взять на борт 120 мин за граждения и имеющий, кро ме того, два торпедных ап парата. Тоже весьма мощный подводный корабль, отли чающийся рядом важных технических новшеств. Под обоими проектами подпись — морской инже нер Б. Малинин... Сегодня тактико-техниче скими данными, приведен ными в проектах, никого, пожалуй, не удивишь. Уди вительно другое — чертежи и записни, которые ныне хранятся в Центральном го сударственном архиве Воен но-Морского Флота СССР, датированы... 1921 годом! Для того времени проекты необыкновенно смелые, осо бенно подводного крейсера. Смелость .их автора много значна. Вдумаемся: молодой Советской стране всего че тыре года. Еще не заверше на гражданская война — на Дальнем Востоке продолжа ется борьба с белогвардей цами и японскими интервен тами. В тяжелом состоянии находится экономика страны, а конструктор предлагает ко рабль, равного которому нет в мире... Однако смелость Бориса Михайловича Мадинина мож но понять. Талантливый конструктор, истинный пат риот. он хорошо знал, что от старой России отечествен ному подводному флоту ос талось плачевное наследство. Лодок мало, их можно пе ресчитать по пальцам. Да и те, что есть, давно свое от служили. В одном из- доку ментов 1923 года говорится, что из девяти подводных ло док только две «еще могут мести строевую службу бо лее или менее удовлетвори тельно». Пройдет меньше двадцати лет, и к началу .. Великой Отечественной войны в строю Советского Воен но-Морского Флота будет 2 12 подводных лодок. И главным конструктором поч ти всех этих кораблеіі будет тот самый человек, чья ф а милия стояла под проектами подводного крейсера и мин- зага в 1921 году... Если говорить о каких-то жизненных предначертаниях, то Борис Малинин должен был, по-видимому, стать че ловеком искусства. Его отец и мать (Малинин ро дился в Москве в феврале 1889 года) работали в част ной . опере небезызвестного московского мецената Саввы Мамонтова. В квартире ро дителе!! собирались арти сты. звучала музыка. <•А у меня не было тяготения к музыке и театральному ис кусству вообще, ни тем бо лее к филологии. С раннего детства меня привлекало море, и мои планы неизмен но были связаны с ним. С годами появилось стремле ние к вполне определенной области деятельности, свя занной с морем. — к мор ской технике». Так он напи шет много лег спѵстя в ав тобиографии. Поставив перед собой цель, будущий конструктор настойчиво добивается ее В 1907 году он поступает на кораблестроительное отде ление Политехнического ин ститута в Петербурге. Отец помогает только два года, но, даже оставшись без средств, Борис Малинин не прекращает учебу. Он даег «частные уроки», во время каникул работает на ІТутн- ловском заводе, а ле том 1910 года нанимает ся в Добровольный флот и совершает плавание из Одессы на Дальний Восток кочегаром и машинистом. Там, в котельном и машин ном отделениях парохода «Тамбов», он многое понял. «До сих пор я знал только по расска ;ам. как тяжела служба кочегаров и машини стов, а теперь знаю это уже до собственному опыту. Эти 23 дня работы в кочегарке и машине пока выразились тем, что я потерял 15 фун тов веса». — писал он сво ей будущей жене. К моменту окончания ин ститута Малинин определен но знает, чем будет зани маться. В биографии он формулирует совершенно точно: «Меня особенно ин тересовало подводное пла вание, которое тогда начи нало делать своп первые шаги, и я по окончании ин ститута добивался работать именно в этой области су достроения». Поначалу ему приходится несладко. Опыт ные конструкторы, авторы проектов- не спешат отвечать на вопросы, связанные с те орией и профессиональными тонкостями. Его, как он по том признает, не пускали «дальше порога» в элитный круг людей, проектировав ших лодки. Но идет война (он закончил институт в 1914-м), специалистов не хватает, Малинину поруча ют постройку лодок типа «Барс». Первая из них пос ле Октября войдет в состав подводных сил Балтийского флота. Нрогремел Великий Ок тябрь. У Малинина нет со мнений: он на стороне свер шившего революцию народа. Деятельность Малинина становится качественно иной. Сразу после Октября новое руководство завода отправ ляет его в командировку для достройки и сдачи Чер номорскому флоту подвод ной лодки «Утка». Уже к концу декабря 1917 года лодка, перешла в Севасто поль н там- была сдана фло ту. В этой сдаче, происхо дившей в период установле ния в Севастополе Совет ской власти, огромную по мощь Малинину оказал Се вастопольский ревком. '26 ноября 1926 года по докладу Реввоенсовета Со вет Труда и Обороны утвер ждает программу строитель ства новых боевых кораблей, в том числе подводных ло док. Люди, отвечающие за оборону страны. изучают возможные кандидатуры на пост главного конструктора лодок. Выбор закономерно падает на Малинина. Штат конструкторского бюро на считывает семь человек вме сте с ним. Три инженера — С. А. Базилевский, А. Н. Щеглов, Э. Э. Крюгер и три чертежника. Вскоре прихо дит еще один инженер П. 3. Голосовский. Перед ними -■ жесткие сроки и не обыкновенно сложная зада ча. В стране уже более деся ти лет не строятся лодки. А за рубежом работа не пре кращалась. Первая мировая война под мяла западное подводное ко раблестроение на качествен но новую ступень. Водоиз мещение лодок с 4 0 0 -- 600 тонн выросло вдвое втрое, увеличились количество тор педных аппаратов, даль ность плавания, глубина по гружения. На решение этих Лодка в поіоде. Линогравюра В. МУХАЧЕВА. сложнейших теоретических и технологических задач ушли годы. У нашей страны тако го резерва времени не было. Советские лодки должны бы ли сразу догнать и пере гнать по своим качествам западные. И коллектив под руководством Малинина их решил: 5 марта 1927 года были заложены первые три лодки серии «Д». Головной корабль получил гордое имя «Декабрист». Новые лодки стали боль шим шагом вперед. Они бы ли двухкорпусиыми. Впер вые в отечественном подвод ном кораблестроении водо непроницаемые переборки разделяли прочный корпус на отсеки,, особая цистерна обеспечивала быстрое погру жение. Лодки обладали хоро шими мореходными качест вами, значительной автоном ностью, быстро переходили из надводного в подводное положение. Все эти качества "Декабристы» подтвердили на трех морских театрах Ве ликой Отечественной войны. Вторая лодка — «Д-2» — «Народоволец» --- до сих по]) под Военно-морским флагом служит как учебно тренировочная станция. Са мая старая лодка нашего флота... До завершения проектиро вания лодок первой серии Малинин приступил к работе над кораблями второй серии - «Л» и третьей — «Щ». Самой популярной лодкой Малинина оказалась « ІЦ »— «Щука». Он пишет в упоми навшейся автобиографии: «Первоначально корабли это го типа предназначались только для Финского залива. Когда же сложившаяся международная обстановка заставила новости самыми ускоренными темпами строи тельство подводного флЬта для других театров - и в первую очередь для Дальне го Востока, — выбор оста новился на типе «Щука», как наиболее простом для осу ществления». «Щука» стала самой массовой лодкой на шего Военно -Морского Фло та. а по мнению зарубежных морских историков, одной из наиболее удачных совет ских лодок времен войны... Отгремели сражения. У конструктора появились но вые. замыслы, планы. Но 27 сентября 1949 года cfo не стало. Оказалось, перепес пять инфарктов. Пятый стал роковым... С высоты прошедших де сятилетий ' особенно ясно видно: лодки Малинина бы ли началом пути, который привел к советскому атом ному подводному флоту. И величие научно-технического подвига Б. М. Малинина со стоит в том, что он это не только предвидел, но и успел предсказать. В рукописно-до кументальном фонде Цент рального военно-морского музея хранится довольно объемистая рукопись статьи конструктора, написанной им в январе — марте 1947 го да. Анализируя итоги дейст вия подводных лодок во вре мя второй мировой войны, Малинин делает вывод: изо бретение радиолокации по ложило конец (он пишет даже «идейный конец») ста рому типу подводной лодки. Корабль, который еще в ходе второй мировой войны называли подводным, факти чески был надводным кораб лем особого типа, обладав шим способностью погру жаться на некоторое, до вольно ограниченное время. Найдя удивительно меткое сравнение, ученый констати рует: «Радиолокация яви лась своего рода метлой ко* торая начисто выметала все находившееся над водоіі». Вывод такой: если подводная лодка претендует на даль нейшее существование, она должна сделаться подводным кораблем в полном смысле этого слова. Кораблем, обла дающим возможностью всплывать и оставаться на поверхности моря лишь не которое, по возможности ог раниченное время. Это было сказано 32 года назад! Он выдвигает весьма при мечательную идею: «При проектировании такой лодки все внимание должно быть сосредоточено на ее подвод ных качествах, не останавли ваясь ни перед какими жерт вами со стороны ее надвод ных характеристик и показа телей». II вот рождается вы вод, который говорит о не обыкновенной прозорливости Б. М. Малинина. Еще в 19 17 году он с уверенностью предсказывает: «Если счи тать, что в недалеком буду щем возможно появление сверхмощных двигателей, пи таемых внутриядерной (атомной) энергией, то ...ос новным условием успеха подводной лодки является правильный выбор направ ления, в котором должна ид ти ее эволюция». В Ленинграде на Больше- охтинском кладбище воз двигнута гранитная сгела: «Конструктор первых совет ских подводных лодок, л ау реат Государственной пре мии, доктор технических наук, профессор Малинин Борис Михайлович. 1889 — 1949»... Последний земной след выдающегося конструк тора и ученого... Впрочем, последний лись люди, зывающие Малинина, здаішая нм. ли? Ведь оста- с гордостью на- себя учениками жива школа, со- Есть и иная па мять' ракетно-ядерный под водный флот — главная ударная сила Советского Во- енно -Мо рс ко го Флота. Ю. СТВОЛИНСКИЙ. Ленинград. J Л О Д К А ЭКСПОНАТ МУЗЕЯ Экспонатом музея народ ного деревянного зодчества «Витославцы» в Новгороде стала сойма — небольшая ігарусная лодка. И хотя по строена она в наши дни, это точная копия судна, служив шего ильменским рыбакам уне одно столетие. Еще в глубокой древности возник на озере Ильмень особый способ лова — плавны»!* се- тями, который сохранился до сих пор.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz