Рыбный Мурман. 1980 г. Январь.

tl января 1980 г. «РЫБНЫЙ М УРМАН» • 9 стр. Н е у в я д а е м о й с л а в о й покрыли себя советские под­ водники в годы Великой Отечественной войны, достой­ но несут свою вахту они и сегодня. Родина вручила морякам грозную современную технику, позволяющую ус­ пешно выполнить любое задание в любой точке Мирового океана. В зарождении и становлении подводного флота Страны Советов сыграли замечательную роль многие инженеры и ученые, об одном из которых и рассказывается в предлагае­ мом читателям очерке. На «Щуках» умело сражались североморцы и подводни­ ки других флотов. Так, уже на второй день войны экипаж «Щ -401», которой командовал старший лейтенант А. Е. Моисеев (на борту лодки находился и командир дивизиона И. А. Колышкин), торпедировал транспорт в Варде, а 14 июля 1941 года «Щ -402» (командир старший лейтенант Н. Г. Столбов) проникла на рейд Хоннингсвог и также ата­ ковала транспорт. На Балтике из блокированного Кронштадта вырвалась на оперативный простор и громила врага «ІД-406». И это было только начало боевого счета «щукннцев» — они с экипажами подводных кораблей других типов упорно ковали Победу, тридцатипятилетие которой мы готовимся отмечать. л еп ен атШ н о и ! I 0 L Щ ЕЛКАЕТ тумблер, и на экране микрофота — прибора, «читаю­ щего» архивный микро­ фильм, — появляется чер­ теж с надписью: «Эскизный проект подводного крейсера и объяснительная записка к нему». По всем параметрам, действительно, крейсер с внушительными тактико тех­ ническими данными. Объяс­ нительная записка утвержда­ ет, что проект хорошо проду­ ман и аргументирован. По­ ворот рукоятки, продвигаю­ щий микрофильм, и на эк­ ране появляется другой про­ ект — подводный минный заградитель, способный взять на борт 120 мин за­ граждения и имеющий, кро­ ме того, два торпедных ап­ парата. Тоже весьма мощный подводный корабль, отли­ чающийся рядом важных технических новшеств. Под обоими проектами подпись — морской инже­ нер Б. Малинин... Сегодня тактико-техниче­ скими данными, приведен­ ными в проектах, никого, пожалуй, не удивишь. Уди­ вительно другое — чертежи и записни, которые ныне хранятся в Центральном го­ сударственном архиве Воен­ но-Морского Флота СССР, датированы... 1921 годом! Для того времени проекты необыкновенно смелые, осо­ бенно подводного крейсера. Смелость .их автора много­ значна. Вдумаемся: молодой Советской стране всего че­ тыре года. Еще не заверше­ на гражданская война — на Дальнем Востоке продолжа­ ется борьба с белогвардей­ цами и японскими интервен­ тами. В тяжелом состоянии находится экономика страны, а конструктор предлагает ко­ рабль, равного которому нет в мире... Однако смелость Бориса Михайловича Мадинина мож­ но понять. Талантливый конструктор, истинный пат­ риот. он хорошо знал, что от старой России отечествен­ ному подводному флоту ос­ талось плачевное наследство. Лодок мало, их можно пе­ ресчитать по пальцам. Да и те, что есть, давно свое от­ служили. В одном из- доку­ ментов 1923 года говорится, что из девяти подводных ло­ док только две «еще могут мести строевую службу бо­ лее или менее удовлетвори­ тельно». Пройдет меньше двадцати лет, и к началу .. Великой Отечественной войны в строю Советского Воен­ но-Морского Флота будет 2 12 подводных лодок. И главным конструктором поч­ ти всех этих кораблеіі будет тот самый человек, чья ф а ­ милия стояла под проектами подводного крейсера и мин- зага в 1921 году... Если говорить о каких-то жизненных предначертаниях, то Борис Малинин должен был, по-видимому, стать че­ ловеком искусства. Его отец и мать (Малинин ро­ дился в Москве в феврале 1889 года) работали в част­ ной . опере небезызвестного московского мецената Саввы Мамонтова. В квартире ро­ дителе!! собирались арти­ сты. звучала музыка. <•А у меня не было тяготения к музыке и театральному ис­ кусству вообще, ни тем бо­ лее к филологии. С раннего детства меня привлекало море, и мои планы неизмен­ но были связаны с ним. С годами появилось стремле­ ние к вполне определенной области деятельности, свя­ занной с морем. — к мор­ ской технике». Так он напи­ шет много лег спѵстя в ав­ тобиографии. Поставив перед собой цель, будущий конструктор настойчиво добивается ее В 1907 году он поступает на кораблестроительное отде­ ление Политехнического ин­ ститута в Петербурге. Отец помогает только два года, но, даже оставшись без средств, Борис Малинин не прекращает учебу. Он даег «частные уроки», во время каникул работает на ІТутн- ловском заводе, а ле­ том 1910 года нанимает­ ся в Добровольный флот и совершает плавание из Одессы на Дальний Восток кочегаром и машинистом. Там, в котельном и машин­ ном отделениях парохода «Тамбов», он многое понял. «До сих пор я знал только по расска ;ам. как тяжела служба кочегаров и машини­ стов, а теперь знаю это уже до собственному опыту. Эти 23 дня работы в кочегарке и машине пока выразились тем, что я потерял 15 фун­ тов веса». — писал он сво­ ей будущей жене. К моменту окончания ин­ ститута Малинин определен­ но знает, чем будет зани­ маться. В биографии он формулирует совершенно точно: «Меня особенно ин­ тересовало подводное пла­ вание, которое тогда начи­ нало делать своп первые шаги, и я по окончании ин­ ститута добивался работать именно в этой области су­ достроения». Поначалу ему приходится несладко. Опыт­ ные конструкторы, авторы проектов- не спешат отвечать на вопросы, связанные с те­ орией и профессиональными тонкостями. Его, как он по­ том признает, не пускали «дальше порога» в элитный круг людей, проектировав­ ших лодки. Но идет война (он закончил институт в 1914-м), специалистов не хватает, Малинину поруча­ ют постройку лодок типа «Барс». Первая из них пос­ ле Октября войдет в состав подводных сил Балтийского флота. Нрогремел Великий Ок­ тябрь. У Малинина нет со­ мнений: он на стороне свер­ шившего революцию народа. Деятельность Малинина становится качественно иной. Сразу после Октября новое руководство завода отправ­ ляет его в командировку для достройки и сдачи Чер­ номорскому флоту подвод­ ной лодки «Утка». Уже к концу декабря 1917 года лодка, перешла в Севасто­ поль н там- была сдана фло­ ту. В этой сдаче, происхо­ дившей в период установле­ ния в Севастополе Совет­ ской власти, огромную по­ мощь Малинину оказал Се­ вастопольский ревком. '26 ноября 1926 года по докладу Реввоенсовета Со­ вет Труда и Обороны утвер­ ждает программу строитель­ ства новых боевых кораблей, в том числе подводных ло­ док. Люди, отвечающие за оборону страны. изучают возможные кандидатуры на пост главного конструктора лодок. Выбор закономерно падает на Малинина. Штат конструкторского бюро на­ считывает семь человек вме­ сте с ним. Три инженера — С. А. Базилевский, А. Н. Щеглов, Э. Э. Крюгер и три чертежника. Вскоре прихо дит еще один инженер П. 3. Голосовский. Перед ними -■ жесткие сроки и не­ обыкновенно сложная зада­ ча. В стране уже более деся­ ти лет не строятся лодки. А за рубежом работа не пре­ кращалась. Первая мировая война под­ мяла западное подводное ко­ раблестроение на качествен­ но новую ступень. Водоиз­ мещение лодок с 4 0 0 -- 600 тонн выросло вдвое втрое, увеличились количество тор­ педных аппаратов, даль­ ность плавания, глубина по­ гружения. На решение этих Лодка в поіоде. Линогравюра В. МУХАЧЕВА. сложнейших теоретических и технологических задач ушли годы. У нашей страны тако­ го резерва времени не было. Советские лодки должны бы­ ли сразу догнать и пере­ гнать по своим качествам западные. И коллектив под руководством Малинина их решил: 5 марта 1927 года были заложены первые три лодки серии «Д». Головной корабль получил гордое имя «Декабрист». Новые лодки стали боль­ шим шагом вперед. Они бы­ ли двухкорпусиыми. Впер­ вые в отечественном подвод­ ном кораблестроении водо­ непроницаемые переборки разделяли прочный корпус на отсеки,, особая цистерна обеспечивала быстрое погру­ жение. Лодки обладали хоро­ шими мореходными качест­ вами, значительной автоном­ ностью, быстро переходили из надводного в подводное положение. Все эти качества "Декабристы» подтвердили на трех морских театрах Ве­ ликой Отечественной войны. Вторая лодка — «Д-2» — «Народоволец» --- до сих по]) под Военно-морским флагом служит как учебно­ тренировочная станция. Са­ мая старая лодка нашего флота... До завершения проектиро­ вания лодок первой серии Малинин приступил к работе над кораблями второй серии - «Л» и третьей — «Щ». Самой популярной лодкой Малинина оказалась « ІЦ »— «Щука». Он пишет в упоми­ навшейся автобиографии: «Первоначально корабли это­ го типа предназначались только для Финского залива. Когда же сложившаяся международная обстановка заставила новости самыми ускоренными темпами строи­ тельство подводного флЬта для других театров - и в первую очередь для Дальне­ го Востока, — выбор оста­ новился на типе «Щука», как наиболее простом для осу­ ществления». «Щука» стала самой массовой лодкой на­ шего Военно -Морского Фло­ та. а по мнению зарубежных морских историков, одной из наиболее удачных совет­ ских лодок времен войны... Отгремели сражения. У конструктора появились но­ вые. замыслы, планы. Но 27 сентября 1949 года cfo не стало. Оказалось, перепес пять инфарктов. Пятый стал роковым... С высоты прошедших де­ сятилетий ' особенно ясно видно: лодки Малинина бы­ ли началом пути, который привел к советскому атом­ ному подводному флоту. И величие научно-технического подвига Б. М. Малинина со­ стоит в том, что он это не только предвидел, но и успел предсказать. В рукописно-до­ кументальном фонде Цент­ рального военно-морского музея хранится довольно объемистая рукопись статьи конструктора, написанной им в январе — марте 1947 го­ да. Анализируя итоги дейст­ вия подводных лодок во вре­ мя второй мировой войны, Малинин делает вывод: изо­ бретение радиолокации по­ ложило конец (он пишет даже «идейный конец») ста­ рому типу подводной лодки. Корабль, который еще в ходе второй мировой войны называли подводным, факти­ чески был надводным кораб­ лем особого типа, обладав­ шим способностью погру­ жаться на некоторое, до­ вольно ограниченное время. Найдя удивительно меткое сравнение, ученый констати­ рует: «Радиолокация яви­ лась своего рода метлой ко* торая начисто выметала все находившееся над водоіі». Вывод такой: если подводная лодка претендует на даль­ нейшее существование, она должна сделаться подводным кораблем в полном смысле этого слова. Кораблем, обла­ дающим возможностью всплывать и оставаться на поверхности моря лишь не­ которое, по возможности ог­ раниченное время. Это было сказано 32 года назад! Он выдвигает весьма при­ мечательную идею: «При проектировании такой лодки все внимание должно быть сосредоточено на ее подвод­ ных качествах, не останавли­ ваясь ни перед какими жерт­ вами со стороны ее надвод­ ных характеристик и показа­ телей». II вот рождается вы­ вод, который говорит о не­ обыкновенной прозорливости Б. М. Малинина. Еще в 19 17 году он с уверенностью предсказывает: «Если счи­ тать, что в недалеком буду­ щем возможно появление сверхмощных двигателей, пи­ таемых внутриядерной (атомной) энергией, то ...ос­ новным условием успеха подводной лодки является правильный выбор направ­ ления, в котором должна ид­ ти ее эволюция». В Ленинграде на Больше- охтинском кладбище воз­ двигнута гранитная сгела: «Конструктор первых совет­ ских подводных лодок, л ау­ реат Государственной пре­ мии, доктор технических наук, профессор Малинин Борис Михайлович. 1889 — 1949»... Последний земной след выдающегося конструк­ тора и ученого... Впрочем, последний лись люди, зывающие Малинина, здаішая нм. ли? Ведь оста- с гордостью на- себя учениками жива школа, со- Есть и иная па­ мять' ракетно-ядерный под­ водный флот — главная ударная сила Советского Во- енно -Мо рс ко го Флота. Ю. СТВОЛИНСКИЙ. Ленинград. J Л О Д К А ЭКСПОНАТ МУЗЕЯ Экспонатом музея народ­ ного деревянного зодчества «Витославцы» в Новгороде стала сойма — небольшая ігарусная лодка. И хотя по­ строена она в наши дни, это точная копия судна, служив­ шего ильменским рыбакам уне одно столетие. Еще в глубокой древности возник на озере Ильмень особый способ лова — плавны»!* се- тями, который сохранился до сих пор.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz