Рыбный Мурман. 1980 г. Январь.
11 января 1980 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» # 7 стр. Б ОЛЫ ІШ е / аварийные порывы кошелькового невода можно устра нять па плаву без ухода из района лова. При аварийном .замете порваішыіі невод 1 (см. рисунок) выбирают из воды на неводную площадку 2 как обычно, попутно про изводя предварительны!] об щим осмотр порыва. Как только порыв кончится, пор ванный невод с невидной площадки начинают спускать в воду при помощи штатно го неводовыборочного уст ройства 3. переключив его с «вира» на <•майна». Пятноіі приух 4 остается на штатном месте. По мере спуска нево да уздечки 5 проводят вдоль борта от неводовыборочного устройства к носу и закреп ляют на штатном месте у но совой дуги 6 (у выстрела). При этом нижняя подбора 7 р а зм е т а е т с я у борта как обычно. Верхнюю подбору 8 ■ > дель спускают в воду. В целом невод располагается в воде, как и при обычном за чете При спуске невода обе і-ромки 9 порыва связывают 3 связки 10 (по ] 5 — 20 м -громки дели) и прикрепляют чти связки к скобам 11, на летим па транспортировоч ный трос 12. Трос 12 зара- :іес натягивают вдоль борта между певодовыборочным устройством и посовоіі дугой іссли на судне нет штатного транспортировочного троса, по которому перемещаются уздечки при выборке нево да). Скобы со связками дели легко скользят по транспор тировочному тросу и могут быть перемещены к носу или корме. К ОГДА порыв кончится, обе его кромки оказы ваются закрепленны ми на транспортировочном тросе вдоль борта судна, а вся остальная дель распо лагается в воде, как при замете. Начиная с конца по рыва, приступают к деталь ному осмотру его кромок. Для .лого развязывают 2 крапине связки и растягива ют их вдоль борта. При рас колах кромки порыва вырав нивают н скрепляют нитками через 2 —3 м, а также на всех углах и поворотах поры ва Затем развязывают сле дующие связки дели, растя гивают их вдоль борта, раз мечают и скрепляют, нитка ми. И так до шворкн, соеди няющей соседние части нево да. Убедившись в правиль ности разметки порыва, эту часть выбирают неводовыбо рочным устройством па не- водную площадку, где и сши вают порыв, а в это время на палубе размечают очеред ную часть. II так до конца порыва навливают вставки пз новой дели, размещая куклы так же, как и в неводе (обыч но горизонтально). Угол пер во)) куклы соединяют с уг лом выреза, учитывая при этом, что по 2 —3 ячеи с каждой стороны уйдет в шов. Кромку первой куклы выравнивают по верхней кромке выреза, размечают и скрепляют нитками через 2 —3 м до шворки. соединя ющей части невода Затем боковую кромку первой кук лы размечают и скрепляют При тихой погоде ремонт проходит без осложнений. При ветре и зыби дель от верхней кромки порыва дер гает и вырывает из рук. Тог да нужно выбрать пз воды побольше дели о жгутами подвязать ее к транспортиро вочному тросу так-, чтобы кромка порыва была свобод ной. При ухудшении погоды пятной приух и уздечки пе реводят ближе к форштевню, при этом судно разворачива ется носом или скулой к сорту іі позволяет п р нм еш т . судовые механизмы н устрой ства, что невозможно на бе регу Как и в замете в ре монте участвует весь экипаж. При порыве например беж ного крыла к ремонту при ступают, не выбирая из воды всего невода что также зна чительно экономят время. С НОСОВ ремонта неод нократно шробован на практике. Однаж ды при сильном задеве за грунт дель по низам оторва- • О п ы т д р у з е й іЕ о с о р е в н о в а н и ю а в а р и й н ы й Р Е М О Н Т КОШЕЛЬКОВОГО Н Е В О Д А Н А П Л А В У Е СЛИ часть дели вы рвана (например, про изошла намотка на винт или задев за грунт), то надо найти верхний угол по рыва. Отсюда дель вырезают но прямой до шворкн. сое диняющей части невода, а также вниз до нижней кром ки порыва и затем опять до шворки. Все вырезы дели производят только по прямой во избежание возможных ошибок, а также для ускоре ния, ремонта. В вырез уста И ЗО Ш У Т К А — Я ;ке просил принести карту, чтобы сделать про кладку!.. — А я решил не утруждать вас и сделал ее сам. уви дел. что соединение течет... Ряс. Е. Августиновича, нитками с ооковоіі кромкой выреза. Потом таким же об разом вставляют вторую кук лу, размечая и скрепляя ее с первой, и т. д. Когда встав ки заполнят вырез до швор ни, соединяющей части нево да, эту часть невода выбира ют па неводную площадку, где и сшивают, а на палубе размечают следующую часть. При таком способе ремон та работающие держат в ру ках только кромки порыва, а вся остальная дель нахо дится за бортом в воде и не мешает работе. Кромки по рыва свободны и доступны по всей своей протяженности, и для осмотра любого участка порыва нет необходимости перебирать дель невода. Если порывов несколько, следует стравить в воду их - все и ремонт начинать от бежной части. Если оборвались одни низа и дели па них немного (что бывает при задевах за грунт), нижнюю подбору за борт не стравливают, а протаскивают брашпилем на бак н уклады вают в кучу. Собирают в связ ки и прикрепляют к тран спортировочному тросу толь ко верхнюю кромку поры ва. ветру и зыби, и в гаком поло жении продолжают ремонт при ветре до 6 — 7 баллов. Если погода резко ухудшает ся, можно выбрать невод на нсЕодиую площадку. Приступая к ремонту, сле дует иметь по ветру доста точное пространство для дреііфа судна. Становиться на якорь не следует, так как невод снесет иод корму. При недостаточном пространстве для дрейфа невод выбирается и судно заходит на ветер. Этот способ ремонта имеет ряд преимуществ перед ре монтом на берегу Отпадает переход к берегу и обратно, что значительно экономит время. Отпадает многократ ная переборка дели для высвобождения кромок поры ва, что значительно уменьша ет трудоемкость и продолжи тельность ремонта. Работа с неводом производится па лаеь по всей длине невода, от кляча до кляча. С учетом перехода к берегу, выгрузки и растаскивания невода по берегу на ремонт требовалось около недели На плаву мы починили невод за 1,5 су ток. В другой раз при подтя гивании проводника и бежпо- го аркана вдоль верхней под боры прошел СРТМ и сильно порвал невод. Всего было по рвано пять частей, причем одна настолько сильно что ее пришлось полностью за менить. Было вставлено мно го новоіі дели, заменены по- жилины, прошито около 20 00 м шва. Невод был вос становлен за 2 суток Л. ГО СТОМЫ СЛО В . Дальневосточный техни ческий институт рыбной промышленности в хо зяйства. : М І ! [ Щ І Ш ! ! І Ш Ш І І І І І І Ш І І > І І І І Ш Ш І І І ! > І П І Ш Н І І І І Ш Ш ! І Ш Ш Ш 1 П Ш І ! Ш І Ш І І Ш Ш І І І І ! Ш І І І Ш І І І І І І І [ І І І І ! І ! І І І І Ш І Ш Ш № : Тюлени в водах реки — : явление необычное. В по- : еледнее “Ьремя этих морских ■животных, приплывающих : пз Каспия, все чаще встре- : чают в Урале здешние ры- ■баки. ; Начали даже опасаться: і не изведет ли зверь рыбу? I Сотрудники Всесоюзного на- : учпо-исследовательсного нн- : стнтута морского рыбного : хозяйства и океанографии : провели в дельте реки ис- : следования и установили, : что в рационе зверей рыба : занимает всего лишь одни : процент. Эти небольшие по- Г д е з и м т ю л е н и ? терн рыбы не оказывают за метного влияния на ее зап а сы. Основной корм тюленей — морская килька. Перед зи мой около J50 тысяч живот ных мигрируют из теплого Южного Каспия в замерзаю щий Северный. На льду они приносят потомство, занима ют лежбища северо-восточ ных островов, ведут з д е с ь ; малоподвижный образ жпз- • ни. ! Часть тюленей начала в ; последние годы н ар уш ат ь ; традиционную границу м и г - ; рации. Они заплывают г : дельты Волги и Урала. • Ластоногих взяли под ох- : ранѵ морская я r w m w m r : ■ос-т'кппн : ^тшшііітшшшшішімітітштттшііиіншіішііинішішшіііиншшіітиішнініііішшиншшшптг
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz