Рыбный Мурман. 1980 г. Январь.

11 января 1980 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» # 7 стр. Б ОЛЫ ІШ е / аварийные порывы кошелькового невода можно устра­ нять па плаву без ухода из района лова. При аварийном .замете порваішыіі невод 1 (см. рисунок) выбирают из воды на неводную площадку 2 как обычно, попутно про­ изводя предварительны!] об­ щим осмотр порыва. Как только порыв кончится, пор­ ванный невод с невидной площадки начинают спускать в воду при помощи штатно­ го неводовыборочного уст­ ройства 3. переключив его с «вира» на <•майна». Пятноіі приух 4 остается на штатном месте. По мере спуска нево­ да уздечки 5 проводят вдоль борта от неводовыборочного устройства к носу и закреп­ ляют на штатном месте у но­ совой дуги 6 (у выстрела). При этом нижняя подбора 7 р а зм е т а е т с я у борта как обычно. Верхнюю подбору 8 ■ > дель спускают в воду. В целом невод располагается в воде, как и при обычном за­ чете При спуске невода обе і-ромки 9 порыва связывают 3 связки 10 (по ] 5 — 20 м -громки дели) и прикрепляют чти связки к скобам 11, на­ летим па транспортировоч­ ный трос 12. Трос 12 зара- :іес натягивают вдоль борта между певодовыборочным устройством и посовоіі дугой іссли на судне нет штатного транспортировочного троса, по которому перемещаются уздечки при выборке нево­ да). Скобы со связками дели легко скользят по транспор­ тировочному тросу и могут быть перемещены к носу или корме. К ОГДА порыв кончится, обе его кромки оказы­ ваются закрепленны­ ми на транспортировочном тросе вдоль борта судна, а вся остальная дель распо­ лагается в воде, как при замете. Начиная с конца по­ рыва, приступают к деталь­ ному осмотру его кромок. Для .лого развязывают 2 крапине связки и растягива­ ют их вдоль борта. При рас­ колах кромки порыва вырав­ нивают н скрепляют нитками через 2 —3 м, а также на всех углах и поворотах поры­ ва Затем развязывают сле­ дующие связки дели, растя­ гивают их вдоль борта, раз­ мечают и скрепляют, нитка­ ми. И так до шворкн, соеди­ няющей соседние части нево­ да. Убедившись в правиль­ ности разметки порыва, эту часть выбирают неводовыбо­ рочным устройством па не- водную площадку, где и сши­ вают порыв, а в это время на палубе размечают очеред­ ную часть. II так до конца порыва навливают вставки пз новой дели, размещая куклы так же, как и в неводе (обыч­ но горизонтально). Угол пер­ во)) куклы соединяют с уг­ лом выреза, учитывая при этом, что по 2 —3 ячеи с каждой стороны уйдет в шов. Кромку первой куклы выравнивают по верхней кромке выреза, размечают и скрепляют нитками через 2 —3 м до шворки. соединя­ ющей части невода Затем боковую кромку первой кук­ лы размечают и скрепляют При тихой погоде ремонт проходит без осложнений. При ветре и зыби дель от верхней кромки порыва дер­ гает и вырывает из рук. Тог­ да нужно выбрать пз воды побольше дели о жгутами подвязать ее к транспортиро­ вочному тросу так-, чтобы кромка порыва была свобод ной. При ухудшении погоды пятной приух и уздечки пе­ реводят ближе к форштевню, при этом судно разворачива­ ется носом или скулой к сорту іі позволяет п р нм еш т . судовые механизмы н устрой­ ства, что невозможно на бе­ регу Как и в замете в ре­ монте участвует весь экипаж. При порыве например беж ного крыла к ремонту при ступают, не выбирая из воды всего невода что также зна­ чительно экономят время. С НОСОВ ремонта неод­ нократно шробован на практике. Однаж­ ды при сильном задеве за грунт дель по низам оторва- • О п ы т д р у з е й іЕ о с о р е в н о в а н и ю а в а р и й н ы й Р Е М О Н Т КОШЕЛЬКОВОГО Н Е В О Д А Н А П Л А В У Е СЛИ часть дели вы­ рвана (например, про­ изошла намотка на винт или задев за грунт), то надо найти верхний угол по­ рыва. Отсюда дель вырезают но прямой до шворкн. сое­ диняющей части невода, а также вниз до нижней кром­ ки порыва и затем опять до шворки. Все вырезы дели производят только по прямой во избежание возможных ошибок, а также для ускоре­ ния, ремонта. В вырез уста­ И ЗО Ш У Т К А — Я ;ке просил принести карту, чтобы сделать про­ кладку!.. — А я решил не утруждать вас и сделал ее сам. уви­ дел. что соединение течет... Ряс. Е. Августиновича, нитками с ооковоіі кромкой выреза. Потом таким же об­ разом вставляют вторую кук­ лу, размечая и скрепляя ее с первой, и т. д. Когда встав­ ки заполнят вырез до швор­ ни, соединяющей части нево­ да, эту часть невода выбира­ ют па неводную площадку, где и сшивают, а на палубе размечают следующую часть. При таком способе ремон­ та работающие держат в ру­ ках только кромки порыва, а вся остальная дель нахо­ дится за бортом в воде и не мешает работе. Кромки по­ рыва свободны и доступны по всей своей протяженности, и для осмотра любого участка порыва нет необходимости перебирать дель невода. Если порывов несколько, следует стравить в воду их - все и ремонт начинать от бежной части. Если оборвались одни низа и дели па них немного (что бывает при задевах за грунт), нижнюю подбору за борт не стравливают, а протаскивают брашпилем на бак н уклады ­ вают в кучу. Собирают в связ­ ки и прикрепляют к тран­ спортировочному тросу толь­ ко верхнюю кромку поры­ ва. ветру и зыби, и в гаком поло­ жении продолжают ремонт при ветре до 6 — 7 баллов. Если погода резко ухудшает­ ся, можно выбрать невод на нсЕодиую площадку. Приступая к ремонту, сле­ дует иметь по ветру доста­ точное пространство для дреііфа судна. Становиться на якорь не следует, так как невод снесет иод корму. При недостаточном пространстве для дрейфа невод выбирается и судно заходит на ветер. Этот способ ремонта имеет ряд преимуществ перед ре­ монтом на берегу Отпадает переход к берегу и обратно, что значительно экономит время. Отпадает многократ­ ная переборка дели для высвобождения кромок поры­ ва, что значительно уменьша­ ет трудоемкость и продолжи­ тельность ремонта. Работа с неводом производится па лаеь по всей длине невода, от кляча до кляча. С учетом перехода к берегу, выгрузки и растаскивания невода по берегу на ремонт требовалось около недели На плаву мы починили невод за 1,5 су­ ток. В другой раз при подтя­ гивании проводника и бежпо- го аркана вдоль верхней под­ боры прошел СРТМ и сильно порвал невод. Всего было по­ рвано пять частей, причем одна настолько сильно что ее пришлось полностью за­ менить. Было вставлено мно­ го новоіі дели, заменены по- жилины, прошито около 20 00 м шва. Невод был вос­ становлен за 2 суток Л. ГО СТОМЫ СЛО В . Дальневосточный техни­ ческий институт рыбной промышленности в хо­ зяйства. : М І ! [ Щ І Ш ! ! І Ш Ш І І І І І І Ш І І > І І І І Ш Ш І І І ! > І П І Ш Н І І І І Ш Ш ! І Ш Ш Ш 1 П Ш І ! Ш І Ш І І Ш Ш І І І І ! Ш І І І Ш І І І І І І І [ І І І І ! І ! І І І І Ш І Ш Ш № : Тюлени в водах реки — : явление необычное. В по- : еледнее “Ьремя этих морских ■животных, приплывающих : пз Каспия, все чаще встре- : чают в Урале здешние ры- ■баки. ; Начали даже опасаться: і не изведет ли зверь рыбу? I Сотрудники Всесоюзного на- : учпо-исследовательсного нн- : стнтута морского рыбного : хозяйства и океанографии : провели в дельте реки ис- : следования и установили, : что в рационе зверей рыба : занимает всего лишь одни : процент. Эти небольшие по- Г д е з и м т ю л е н и ? терн рыбы не оказывают за­ метного влияния на ее зап а­ сы. Основной корм тюленей — морская килька. Перед зи­ мой около J50 тысяч живот­ ных мигрируют из теплого Южного Каспия в замерзаю­ щий Северный. На льду они приносят потомство, занима­ ют лежбища северо-восточ­ ных островов, ведут з д е с ь ; малоподвижный образ жпз- • ни. ! Часть тюленей начала в ; последние годы н ар уш ат ь ; традиционную границу м и г - ; рации. Они заплывают г : дельты Волги и Урала. • Ластоногих взяли под ох- : ранѵ морская я r w m w m r : ■ос-т'кппн : ^тшшііітшшшшішімітітштттшііиіншіішііинішішшіііиншшіітиішнініііішшиншшшптг

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz