Рыбный Мурман. 1980 г. Январь.

6 стр. « РЫБНЫЙ МУРМАН» II января 1980 г. лет тралфлоту ЗДЕСЬ 5 ЕГО ПРИЧАЛ Детство свое Владимир Александрович ІІатраков по­ мнит хорошо. Отец его ра­ ботал председателем колхоза на Вологодщнне. Бывало, встанет в пять часов утра, тронет сонного Володьку за плечо: поднимайся, мол, сы­ нок, в поле поедем, ты у ме­ ня помощником будешь. Р у ­ на отца большая, теплая, го­ лос тихніі и ласковый, но Володьке не хочется просы­ паться. Он переворачивается на другой бок и только глуб­ же натягивает на голову одеяло. Мальчишка слышит, как, скрипя половицами, вы­ ходит отец из дома. В се­ нях мать гремит подойни­ ком. На стене отсчитывают время ходики. Он снова по­ гружается в крепкий сон и пробуждается, когда утро ужо в разгаре. Тепло от истопленной пе­ чи разливается по комнате. Дымится горячая картошка в чугунке, . по половику к теплу торопится таракан. Володька выскакивает из дома на прогретый солнцем двор, распугивая кур, бежит к калитке и вторгается в бушующий зеленью огород. — Мишка! — кричит он соседскому мальчишке, вы­ тирая большущую морковку о штаны, — идем в лес чер­ нику собирать. Много было потом в его жизни дорог, мест, где при­ ходилось бывать, и сердце щемило от захватывающего вида красоты, величия при­ роды, ио как бы далеко ни забрасывала его судьба от дома, в самые наполненные впечатлениями моменты род­ ной двор, деревенская изба, мать на пороге хоронились в заветных уголках души. С морем Владимир Алек ­ сандрович познакомился в пятнадцать лет. Приехал в Мурманск к своему дяде, ко­ торый работал тогда началь­ ником отдела кадров трало­ вого флота. Дядя привел его в порт. Шли по асфальтиро­ ванной дорожке мимо кранов и строений к кораблям. Они стояли у причалов огром­ ные. манящие своей тайной, неизвестной жпзныо. Они закрывали собой море, зв а ­ ли отправиться в дальние дали. И Владимир взмолил­ ся: «Отправь меня. дядя, в море». Что может мальчишка в пятнадцать лет? Опытный капитан Павел Ильич Баев согласился взять Владимира на РТ-17 «Комсомолец» юигоіі. Парень помогал чи­ стить картошку, драить пп.- лубу, он узнал, что такое волна и как поднимают трал, полный рыбы. Он вер нулся в порт почти настоя­ щим моряком. Капитан был доволен юнгой. Владимир тоже сохранил самые доб­ рые воспоминания о своем наставнике, который стал позже кавалером ордена Ленина. От отца из дома приходи­ ли письма. Сообщал он обычно о себе и родных ску­ по, спрашивал, как обстоят дела у сына. Несмотря на короткие сообщения, Влади­ мир с -нетерпением ждал от отца весточку. Он с мате­ рью. бывало, в военные годы все выглядывал за калитку, когда лее почтальон от' отца письмо принесет, чтобы знать, как наши немцев бьют. Отец сражался в мор­ ской пехоте на полуострове Рыбачий. Был ранен, имел награды. «Дорогие отец и мама! — писал теперь Владимир. — Меня направляют учиться в школу усовершенствования командного состава. Море мне понравилось. Никуда от­ сюда не уйду». В 1952 году он окончил школу и написал: «Я полу­ чил специальность радиоопе­ ратора, .можете меня позд­ равить. Через несколько дней ухожу в море ра прак­ тику на РТ -15 «Засоль­ щик». Через полгода Владимир пошел в самостоятельный, реііс па РТ «Грозный». На­ чалась его взрослая трудо­ вая жизнь. Ко время вахты он оставался один па один с эфиром. Мир спорил, пел, переговаривался иа тысячи голосов. Среди этой звуча­ щей неразберихи нужно бы- іо найти сигналы родного берега. Сложная аппаратура тре­ бовала к себе особого вни­ мания. Настойчивый по на­ туре, Владимир Александро­ вич почувствовал, что нуж­ но еще учиться, если хочешь в совершенстве владеть тех­ никой. В 1962 году он по­ ступил на курсы повышения квалификации, которые окончил успешно. Прошло десять лет. За это время появилась на ко­ рабле более совершенная аппаратура, и ГІатраков вновь поступил на курсы злектрорадпонавпга торов. Он плавал на судах раз­ личных типов, накапливая профессиональный опыт. В 1978 году Владимир А лек ­ сандрович уехал в Калинин­ град на курсы повышения квалификации. Тридцать лет отдал Пат- раков флоту, за добросове­ стный труд он был награж­ ден знаком «Ветеран тру­ да», множеством грамот, благодарностей, премий. Его работа отмечена Ленинской юбилейной медалыо. Новые .морские дороги ждут ветерана труда. И на этих дорогах будут у него, несомненно, новые большие ѵспехп. А. ЧЕБОТАРЕВ, первый помощник капи­ тана. К штурму глубин Каспия НА ПОЭТИЧЕСКОМ ВОЛНЕ Воспоминание Вот опять ты мне вспомнилось, море— молодых моих лет колыбель! Волн ладони в бескрайнем просторе, крики чаек, гудки кораблей. В отдаленье туманном, как прежде, так мерцает, искрится звезда. С яркой верой, с любовью, с надеждой я смотрю на морские суда. Я стою у причалов и пирсов, как у майских зеленых берез. Путь короткий морской мой не сбылся, но, как юность, он дорог до слез. Семга Не у рыбацкого поселка — От берегов родных вдали Случайно в грал попала семга. Ее Hti палубе нашли И первогодок деревенский, Медведков Саша закричал: — Смотри — селедка!.. Край смоленский Такую штуку не видал! И засмеялся рыбный мастер, Захохотали рыбаки, И улыбнулась прачка Настя, Смахнув слезинку со щеки. Пусть скажут: » «Море — роба, рыба, Одна вода да чаек крик» 4Нет! Красота морская скрыта И открывается не в миг. В. ГАЛЮДКИН. Азербайджанская ССР. Недоступные прежде глубины Каспия станут подвластны нефтяникам благодаря новому самоходному крановому судну «Азербайджан», ошвартовавшемуся в Бакин­ ском порту. Построенный фирмой «Блом и Фосс» на верфях Гам­ бурга, плавучий кран совершил путешествие через три мбря, систему рек и каналов. Его грузоподъемность — 2,5 тысячи тонн. НА СНИМКЕ: стрела крана, способного поднимать на-32-Мет* ровую высоту тысячетонные блоки и устанавливать их на участ­ ке моря глубиной 300 метров. ; Фотохроника ТА'рС. « П р о ф е с с о р К л ё н о в а » У ЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ СУДНО «Профессор Клено­ ва» завершило свой пятый рейс. За это время на нем прошли производственную практику 240 курсантов из Мурманска, Архангельска и Тобольска. Здесь созданы все условия для подготовки будущих спе­ циалистов. Особенно удачно судно проявило себя в поиско­ вом варианте. Оно оснащено современными поисковыми при­ борами, орудиями лова, что позволило ориентироваться на подготовку добытчиков. Словом, судно такого типа весьма устраивает во многих отношениях. Но в процессе работы выявились недостатки в технологическом оборудовании, упущения в конструкции, не­ высокое качество исполнения. Недостатки эти устранимы. А ■о время гарантийного ремонта некоторые узлы будут мо­ дифицированы. Это позволит еще успешнее проводить учеб- но-производственную практику курсантов. Н. РУЗОВ, начальник Северного отряда учебных судов. В ЕСНОЙ 19 7 9 года в Мурманский рыбный порт пришло повое судно, вошедшее в состав «Севрыбхолодфлота». Судно необычное. Первое пз серии «Суператлантпк» — учебно- производственное. И носит оно имя профессора Клено­ вой. Имя на борту корабля продолжает жизнь человека незаурядного, заслуженного, знаменитого. Именно такой и была Мария Васильевна Кленова, доктор геолого-мн- нералогических наук, про­ фессор, заслуженный дея­ тель науки РСФСР. Вся ее жизнь, полная борьбы с суровой природой, прошла на море. Это нало­ жило отпечаток на характер и даже на внешний облик ученой: седые волосы, воле­ вое, энергичное лицо - - та­ кой запомнили ее коллеги, ученики, знакомые. Немно­ гословная, говорила отрпши- сто, не любила рассказывать о себе. А рассказать ей было что. Родилась в семье рабоче- го-полнткаторжаннна Васи­ лия Дмитриевича Кленова в 1898 году в Иркутске. Детство ее прошло на Б ай ­ кале. Затем годы учебы в Московском университете. Талантливая выпускница бы ­ ла направлена в аспирантуру. С университетом будет свя­ зана вся ;кпзиь Марии Ва­ сильевны. Современники уже при­ выкли к такому сочетанию слов, как женщина-геолог. В нашн-днн участие женщин в любых, самых трудных экс­ педициях никого не удивля­ ет. А в те дни?.. Да и выб­ рала Кленова полем своей деятельности море Потребность изучать дно и берега "морей появилась дав­ но. еще иа заре мореплава­ ния 1 рыбного Ир іМІіСѴЫ Н если появлением своим оке­ анография обязана нрел;де всего практическим потреб­ ностям людей, то дальней­ шие шаги ее поставили пе­ ред наукой такие проблемы, которые решать можно было только при содействии гео­ логов. В 1899 году был создан Международный совет по изучению морей, главной з а ­ дачей которого стало изуче­ ние морских промыслов и охрана естественных бо­ гатств моря оч хищнического потребления. В комплексе стали изучаться физические, химические. биологические и геологические процессы. Приоритет в проведении комплексных океанологиче­ ских исследований принадле­ жит России Впервые в ми­ ре было построено и специ­ ально оборудовано судно "Андрей Первозванный*, на котором на рубеже XIX и XX веков была организована Мурманская научно-промыс­ ловая экспедиция. Руково­ дил ею Николай Михайлович Кннпович. После Великой Октябрь­ ской социалистической рево­ люции начались системати­ ческие. подчиненные едино­ му плану исследования Ми­ рового океана, начало кото­ рым было положено иссле­ дованиями Плавдіориина па первом советском экспедици­ онном корабле «Персей». 21 марта 19'М года В II. Л е ­ ин:: подписал декрет об ор. гаи :::, і Ц! іп П. мну чего морско­ го научного института — # Плавморппна. В 1923 году отправился в первую экспе­ дицию «Персей*. С 1925 года участие и этих экспедициях принимает молодой ученый Мария Ва­ сильевна Клепова. Здесь, на «Персее». получила она морское крещение. Славный коллектив судна стал по су­ ществу и первой научной школой морской геологии. ...Баренцево море. Свире­ пые штормы ледяные вет­ ры. В таких условиях рабо­ тал дружный коллектив. Ко­ гда началось бурное разви­ тие тралового промысла, ры­ баки встретились со миоже-. ством препятствий. Перед учеными встала задача •— помочь рыбакам. ■ Первые же" замеры дна и пробы грунта, которые . по­ лучили морские геологи, вы-, явили любопытную особен­ ность Баренцева моря. Ока­ залось, что на дне его скры- ты"'древние скалистые бере­ га. Вдоль них, как правило, и шли косяки рыбы. Марии Васильевне удалось впервые выявить всю бере­ говѵю линию. Она предложи­ ла удобную ч подробную классификацию морских грунтов своеобразный пу­ теводитель но дну морей и океанов. В 1930 году клас­ сификация Кленовой была принята для составления всех навигационных карт. С этих пор ученые занялись систематическими грунто­ выми съемками дна морей и изучением их берегов. Исследования Баренцева моря с 1928 по. 19-33 год. в которых М. В Кленова при- мимадэ участие, будучи ру­ ководителем двух экспеди­ ций. явились ее первой крупной научной работой. В 1930 году ею была создана лаборатория морских осад­ ков (позднее — лаборатория геологии моря): В 1931 — 1936 годах М. В. Кленова организовала на морях 9 л а ­ бораторий, которые проводи­ ли грунтовую съемку. По разработанной Кленовой классификации и под ее ру­ ководством ‘было составлено свыше 150 грунтовых карт. За свою долгую жизнь в науке М. В. Кленова иссле­ довала многие моря, но лю­ бовь к Баренцеву морю со­ хранилась навсегда. В 1961 году вышла в свет ее моно­ графия «Геология Баренце­ ва моря» — плод многолст-И них исследований видного? ученого, едва ли не ит*^- всеіі ее жизни. " —с"' За выдающиеся научные исследования. в области гео­ логии моря М, В. Кленова награждена орденами Ленина н Трудового Красного Зн а­ мени. За научно-исследова­ тельскую деятельность отме­ чена многими, медалями, ди­ пломами. Последнее время она воз­ главляла экспедицию на н а­ учно - исследовательском судне «Ломоносов», которая изучала Аглаптику. В. КОПИЛЕВИЧ. со­ трудник музея ВРПО ■Севрыби».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz