Рыбный Мурман. 1980 г. Январь.
6 стр. « РЫБНЫЙ МУРМАН» II января 1980 г. лет тралфлоту ЗДЕСЬ 5 ЕГО ПРИЧАЛ Детство свое Владимир Александрович ІІатраков по мнит хорошо. Отец его ра ботал председателем колхоза на Вологодщнне. Бывало, встанет в пять часов утра, тронет сонного Володьку за плечо: поднимайся, мол, сы нок, в поле поедем, ты у ме ня помощником будешь. Р у на отца большая, теплая, го лос тихніі и ласковый, но Володьке не хочется просы паться. Он переворачивается на другой бок и только глуб же натягивает на голову одеяло. Мальчишка слышит, как, скрипя половицами, вы ходит отец из дома. В се нях мать гремит подойни ком. На стене отсчитывают время ходики. Он снова по гружается в крепкий сон и пробуждается, когда утро ужо в разгаре. Тепло от истопленной пе чи разливается по комнате. Дымится горячая картошка в чугунке, . по половику к теплу торопится таракан. Володька выскакивает из дома на прогретый солнцем двор, распугивая кур, бежит к калитке и вторгается в бушующий зеленью огород. — Мишка! — кричит он соседскому мальчишке, вы тирая большущую морковку о штаны, — идем в лес чер нику собирать. Много было потом в его жизни дорог, мест, где при ходилось бывать, и сердце щемило от захватывающего вида красоты, величия при роды, ио как бы далеко ни забрасывала его судьба от дома, в самые наполненные впечатлениями моменты род ной двор, деревенская изба, мать на пороге хоронились в заветных уголках души. С морем Владимир Алек сандрович познакомился в пятнадцать лет. Приехал в Мурманск к своему дяде, ко торый работал тогда началь ником отдела кадров трало вого флота. Дядя привел его в порт. Шли по асфальтиро ванной дорожке мимо кранов и строений к кораблям. Они стояли у причалов огром ные. манящие своей тайной, неизвестной жпзныо. Они закрывали собой море, зв а ли отправиться в дальние дали. И Владимир взмолил ся: «Отправь меня. дядя, в море». Что может мальчишка в пятнадцать лет? Опытный капитан Павел Ильич Баев согласился взять Владимира на РТ-17 «Комсомолец» юигоіі. Парень помогал чи стить картошку, драить пп.- лубу, он узнал, что такое волна и как поднимают трал, полный рыбы. Он вер нулся в порт почти настоя щим моряком. Капитан был доволен юнгой. Владимир тоже сохранил самые доб рые воспоминания о своем наставнике, который стал позже кавалером ордена Ленина. От отца из дома приходи ли письма. Сообщал он обычно о себе и родных ску по, спрашивал, как обстоят дела у сына. Несмотря на короткие сообщения, Влади мир с -нетерпением ждал от отца весточку. Он с мате рью. бывало, в военные годы все выглядывал за калитку, когда лее почтальон от' отца письмо принесет, чтобы знать, как наши немцев бьют. Отец сражался в мор ской пехоте на полуострове Рыбачий. Был ранен, имел награды. «Дорогие отец и мама! — писал теперь Владимир. — Меня направляют учиться в школу усовершенствования командного состава. Море мне понравилось. Никуда от сюда не уйду». В 1952 году он окончил школу и написал: «Я полу чил специальность радиоопе ратора, .можете меня позд равить. Через несколько дней ухожу в море ра прак тику на РТ -15 «Засоль щик». Через полгода Владимир пошел в самостоятельный, реііс па РТ «Грозный». На чалась его взрослая трудо вая жизнь. Ко время вахты он оставался один па один с эфиром. Мир спорил, пел, переговаривался иа тысячи голосов. Среди этой звуча щей неразберихи нужно бы- іо найти сигналы родного берега. Сложная аппаратура тре бовала к себе особого вни мания. Настойчивый по на туре, Владимир Александро вич почувствовал, что нуж но еще учиться, если хочешь в совершенстве владеть тех никой. В 1962 году он по ступил на курсы повышения квалификации, которые окончил успешно. Прошло десять лет. За это время появилась на ко рабле более совершенная аппаратура, и ГІатраков вновь поступил на курсы злектрорадпонавпга торов. Он плавал на судах раз личных типов, накапливая профессиональный опыт. В 1978 году Владимир А лек сандрович уехал в Калинин град на курсы повышения квалификации. Тридцать лет отдал Пат- раков флоту, за добросове стный труд он был награж ден знаком «Ветеран тру да», множеством грамот, благодарностей, премий. Его работа отмечена Ленинской юбилейной медалыо. Новые .морские дороги ждут ветерана труда. И на этих дорогах будут у него, несомненно, новые большие ѵспехп. А. ЧЕБОТАРЕВ, первый помощник капи тана. К штурму глубин Каспия НА ПОЭТИЧЕСКОМ ВОЛНЕ Воспоминание Вот опять ты мне вспомнилось, море— молодых моих лет колыбель! Волн ладони в бескрайнем просторе, крики чаек, гудки кораблей. В отдаленье туманном, как прежде, так мерцает, искрится звезда. С яркой верой, с любовью, с надеждой я смотрю на морские суда. Я стою у причалов и пирсов, как у майских зеленых берез. Путь короткий морской мой не сбылся, но, как юность, он дорог до слез. Семга Не у рыбацкого поселка — От берегов родных вдали Случайно в грал попала семга. Ее Hti палубе нашли И первогодок деревенский, Медведков Саша закричал: — Смотри — селедка!.. Край смоленский Такую штуку не видал! И засмеялся рыбный мастер, Захохотали рыбаки, И улыбнулась прачка Настя, Смахнув слезинку со щеки. Пусть скажут: » «Море — роба, рыба, Одна вода да чаек крик» 4Нет! Красота морская скрыта И открывается не в миг. В. ГАЛЮДКИН. Азербайджанская ССР. Недоступные прежде глубины Каспия станут подвластны нефтяникам благодаря новому самоходному крановому судну «Азербайджан», ошвартовавшемуся в Бакин ском порту. Построенный фирмой «Блом и Фосс» на верфях Гам бурга, плавучий кран совершил путешествие через три мбря, систему рек и каналов. Его грузоподъемность — 2,5 тысячи тонн. НА СНИМКЕ: стрела крана, способного поднимать на-32-Мет* ровую высоту тысячетонные блоки и устанавливать их на участ ке моря глубиной 300 метров. ; Фотохроника ТА'рС. « П р о ф е с с о р К л ё н о в а » У ЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ СУДНО «Профессор Клено ва» завершило свой пятый рейс. За это время на нем прошли производственную практику 240 курсантов из Мурманска, Архангельска и Тобольска. Здесь созданы все условия для подготовки будущих спе циалистов. Особенно удачно судно проявило себя в поиско вом варианте. Оно оснащено современными поисковыми при борами, орудиями лова, что позволило ориентироваться на подготовку добытчиков. Словом, судно такого типа весьма устраивает во многих отношениях. Но в процессе работы выявились недостатки в технологическом оборудовании, упущения в конструкции, не высокое качество исполнения. Недостатки эти устранимы. А ■о время гарантийного ремонта некоторые узлы будут мо дифицированы. Это позволит еще успешнее проводить учеб- но-производственную практику курсантов. Н. РУЗОВ, начальник Северного отряда учебных судов. В ЕСНОЙ 19 7 9 года в Мурманский рыбный порт пришло повое судно, вошедшее в состав «Севрыбхолодфлота». Судно необычное. Первое пз серии «Суператлантпк» — учебно- производственное. И носит оно имя профессора Клено вой. Имя на борту корабля продолжает жизнь человека незаурядного, заслуженного, знаменитого. Именно такой и была Мария Васильевна Кленова, доктор геолого-мн- нералогических наук, про фессор, заслуженный дея тель науки РСФСР. Вся ее жизнь, полная борьбы с суровой природой, прошла на море. Это нало жило отпечаток на характер и даже на внешний облик ученой: седые волосы, воле вое, энергичное лицо - - та кой запомнили ее коллеги, ученики, знакомые. Немно гословная, говорила отрпши- сто, не любила рассказывать о себе. А рассказать ей было что. Родилась в семье рабоче- го-полнткаторжаннна Васи лия Дмитриевича Кленова в 1898 году в Иркутске. Детство ее прошло на Б ай кале. Затем годы учебы в Московском университете. Талантливая выпускница бы ла направлена в аспирантуру. С университетом будет свя зана вся ;кпзиь Марии Ва сильевны. Современники уже при выкли к такому сочетанию слов, как женщина-геолог. В нашн-днн участие женщин в любых, самых трудных экс педициях никого не удивля ет. А в те дни?.. Да и выб рала Кленова полем своей деятельности море Потребность изучать дно и берега "морей появилась дав но. еще иа заре мореплава ния 1 рыбного Ир іМІіСѴЫ Н если появлением своим оке анография обязана нрел;де всего практическим потреб ностям людей, то дальней шие шаги ее поставили пе ред наукой такие проблемы, которые решать можно было только при содействии гео логов. В 1899 году был создан Международный совет по изучению морей, главной з а дачей которого стало изуче ние морских промыслов и охрана естественных бо гатств моря оч хищнического потребления. В комплексе стали изучаться физические, химические. биологические и геологические процессы. Приоритет в проведении комплексных океанологиче ских исследований принадле жит России Впервые в ми ре было построено и специ ально оборудовано судно "Андрей Первозванный*, на котором на рубеже XIX и XX веков была организована Мурманская научно-промыс ловая экспедиция. Руково дил ею Николай Михайлович Кннпович. После Великой Октябрь ской социалистической рево люции начались системати ческие. подчиненные едино му плану исследования Ми рового океана, начало кото рым было положено иссле дованиями Плавдіориина па первом советском экспедици онном корабле «Персей». 21 марта 19'М года В II. Л е ин:: подписал декрет об ор. гаи :::, і Ц! іп П. мну чего морско го научного института — # Плавморппна. В 1923 году отправился в первую экспе дицию «Персей*. С 1925 года участие и этих экспедициях принимает молодой ученый Мария Ва сильевна Клепова. Здесь, на «Персее». получила она морское крещение. Славный коллектив судна стал по су ществу и первой научной школой морской геологии. ...Баренцево море. Свире пые штормы ледяные вет ры. В таких условиях рабо тал дружный коллектив. Ко гда началось бурное разви тие тралового промысла, ры баки встретились со миоже-. ством препятствий. Перед учеными встала задача •— помочь рыбакам. ■ Первые же" замеры дна и пробы грунта, которые . по лучили морские геологи, вы-, явили любопытную особен ность Баренцева моря. Ока залось, что на дне его скры- ты"'древние скалистые бере га. Вдоль них, как правило, и шли косяки рыбы. Марии Васильевне удалось впервые выявить всю бере говѵю линию. Она предложи ла удобную ч подробную классификацию морских грунтов своеобразный пу теводитель но дну морей и океанов. В 1930 году клас сификация Кленовой была принята для составления всех навигационных карт. С этих пор ученые занялись систематическими грунто выми съемками дна морей и изучением их берегов. Исследования Баренцева моря с 1928 по. 19-33 год. в которых М. В Кленова при- мимадэ участие, будучи ру ководителем двух экспеди ций. явились ее первой крупной научной работой. В 1930 году ею была создана лаборатория морских осад ков (позднее — лаборатория геологии моря): В 1931 — 1936 годах М. В. Кленова организовала на морях 9 л а бораторий, которые проводи ли грунтовую съемку. По разработанной Кленовой классификации и под ее ру ководством ‘было составлено свыше 150 грунтовых карт. За свою долгую жизнь в науке М. В. Кленова иссле довала многие моря, но лю бовь к Баренцеву морю со хранилась навсегда. В 1961 году вышла в свет ее моно графия «Геология Баренце ва моря» — плод многолст-И них исследований видного? ученого, едва ли не ит*^- всеіі ее жизни. " —с"' За выдающиеся научные исследования. в области гео логии моря М, В. Кленова награждена орденами Ленина н Трудового Красного Зн а мени. За научно-исследова тельскую деятельность отме чена многими, медалями, ди пломами. Последнее время она воз главляла экспедицию на н а учно - исследовательском судне «Ломоносов», которая изучала Аглаптику. В. КОПИЛЕВИЧ. со трудник музея ВРПО ■Севрыби».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz