Рыбный Мурман. 1980 г. Сентябрь.

2 сентября исполнилось 35 лет со дня подписания акта о безоговорочной капитуляции Японии. Этим была поставлена точка в шестилетней истории второй мировой войны. Мой со­ беседник — фронтовик, бывший командир огневого взвода, народный артист РСФСР, кинорежиссер Василий Ордын­ ский, для которого война началась в 1942 году под Вороне­ жем и окончилась в победном сорок пятом западнее Берлина. В творческой биографии Ордынского военная тема занимает ведущее место: им созданы документальные и художествен­ ные фильмы о войне. Сейчас режиссер работает над двухсе­ рийной художественной^ лентой о событиях последних меся­ цев второй мировой войны на Дальнем Востоке. Об этой ра­ боте — наша беседа. торыи принял деятельное участие в совместной работе над сценарием. Труинн встре­ чался с монгольскими вете­ ранами — участниками со­ бытий, ездил по местам, где готовились советские и мон­ гольские соединения к реша­ ющим боям. Полагаю, что в сценарии получился хороший сплав литературного опыта писателей с моим режиссер­ ским да п военным. — Василин Сергеевич, по- моему, советская художест­ венная кинематография сіце не обращалась к этой теме? — 13 том-то и трудность, II огромная ответственность. Как вы знаете, в основе сце­ нария -— исторические фак­ ты. Но мы не делаем фильм- хронику. Убежден, передать дух времени, психологию по­ коления, трагизм и величие тех лет можно только через человеческие судьбы, будь то солдат или маршал, друг или враг. Хочется расска­ зать обо всем так, чтобы зри­ тели сердцем откликнулись на события, которые знают, быть может, лишь из исто­ рии. Вернуть их туда, в те дни. Конечно, в фильме будут выведены и реальные лица: государственные и политиче­ ские деятели СССР, МНР, Японии, США , известные военачальники, дипломаты. Использованы подлинные до кументы и кинокадры того времени. Однако централь­ ными станут вымышленные герои, прошедшие огонь двух войн. Действие фильма р аз­ вернется в городке на юге Германии и в Потсдаме, в Москве и Улан-Баторе, в Ки­ тае и Японии. — Ваш будущий фильм — совместное советско-монголь­ ское детище? .— Совершенно естествен­ но. Фильм «Через Гоби и Хинган» — это совместное советско-монгольское произ­ водство, совместная работа «Мосфильма» II «Монголкй- но». Если говорить об участ­ никах двух съемочных групп, то с советской стороны кро­ ме меня, как режнссера-по- становіцика, над картнноіі работают оператор-постанов­ щик Н. Васильков и худож­ ник-постановщик Ю. Клади- енко, с монгольской — ре­ жиссер Б. Сумху, оператор Ж. Асалбай, художник О. Мягмар. Наши главные военные консультанты гене­ рал армии С. Иванов, быв­ ший начальник штаба Глав­ ного командования советских войск на Дальнем Востоке, и генерал-полковник МНРА Б. Цог. Что касается актерского «корпуса», то я придержи­ вался своего прежнего прин­ ципа — не повторять веем известные имена. Привлече­ но много молодежи (ведь и воевалн-то тогда совсем мо­ лодые люди!). Для исполни­ телей центральных ролей, актеров московских театров Овчинникова, Штефанько, Петровой — это дебют в ки­ но. Остальные образы, в том числе политических н госу­ дарственных деятелей, со­ здадут актеры с солидным стажем работы в театре и кино — из Москвы, Ленин­ града и других городов. С монгольской стороны в филь­ ме заняты один из старей­ ших драматических актеров, лауреат Государственной премии МНР Гомбосурен и талантливые молодые акте­ ры Сарантуяа и Тумурбатор. — На какой стадии сейчас работа? — Завершен подготови­ тельный этап. До октября проведем съемки в Монголии — ведь более одной трети картины снимается там. Со­ стоялись уже две предвари­ тельные поездки в МНР, во время которых координирова­ лись рабочие планы, реша­ лись технические вопросы, обсуяадалось участие совет­ ских н монгольских армей­ ских частей. Уточнили также места для натурных съемок — они будут сложными, в трудных природных и кли­ матических условиях: в сте­ пях и горах, во время павод­ ков и под проливными дож­ дями. В общем, мы должны повторить то, что было пере­ жито бойцами и командира­ ми в героическом сорок пя­ том. После Монголии — работа в Москве, а весной будущего года — съемки в ГДР, где нашими помощниками станут кинематографисты студии «Д ЕФА ». Как видите, объем предстоящих дел велик и по­ требует напряжения сил все­ го съемочного коллектива. Все дальше уходит от нас Великая Отечественная вой­ на. Но не уходит память о ней в прошлое. Война была трудным часом, в ней про­ явилось лучшее, что есть у наших народов: преданность Родине, мужество и терпе­ ние, готовность к жертвам ради будущего. Хотел бы закончить наш разговор словами сценария, которые являются как бы эпиграфом к фильму: «Пре­ красен этот удивительный мир, в котором мы живем, в котором будут жить наши детн и дети наших детей, ес­ ли только человек и челове­ чество будут помнить, что мир этот уже был однажды на грани чудовищной катаст­ рофы...» Н. РОВНАЯ. (АПН). 1* М У Р М А НД I Н и к л е п к и , н и к а р т о н а Прикосновение к подвигу Т АК НАЗЫВАЛСЯ опубликован­ ный 18 июля трѳвоі-ігный сиг­ нал о трудном положении с по­ ставками на Мурманском тарном комбинате. Впервые за последние годы в текущем 1980 году сложилась чрезвычайно тяжелая обстановка со снабжением Мурманского тар­ ного комбината сырьем. Несмот­ ря на то, что к оказанию помощи комбинату было привлечена вни­ мание руководства ряда вышестоя­ щих организаций, положение в ы -, править не удалось. Основная причина невыполнения поставок — недостаток сырья и неудовлетворительная подача же­ лезнодорожных вагонов поставщи­ кам. В результате принятых мер не­ сколько улучшились отгрузки в июле, но все же большое отста­ вание по клепке допустил и «ЛІур­ манлее» и собственное производст­ во тарного чомбината. Неудовлетворительно ,Апоставля­ ется клепка для заливных С о чек. Так, «Мурмансклестрансснабсбы- том» при месячном плане 1140 кубометров за 20 дней августа от­ гружено только 580 кубометров, «Кареллесснабсбытом» — 57 при плане ООО и собственным про­ изводством комбината — 328 при плане 650 кубометров. Кандалакшский лесокомбинат за семь месяцев недодал 199 кубо­ метров клепки и за 20 дней ав­ густа 104 кубометра, Зашейков- ский лесокомбинат соответственно — 146 и 179 кубометров. Задол­ женность Верхнетуломского лес­ промхоза за семь 'месяцев состав­ ляет 218 кубометров и за 20 дней августа — 4 кубометра клепки. Из-за отсутствия сырья до сих пор не отгружает бумагу Неман­ ский целлюлозно-бумажный завод. Поэтому мы вынуждены были не­ однократно обращаться в выше­ стоящие организации. Благодаря этому, дано распоряжение другим поставщикам отгрузить бумагу Мурманскому тарному комбинату. К 20 августа один вагон бумаги отгрузил Калининградский целлю­ лозно-бумажный комбинат и по два вагона — Архангельский и Котласский целлюлозно-бумажные комбинаты. Приняты меры к отгрузке ^о конца августа еще одного-двух вагонов бумаги для обеспечения месячной потребности и частич­ ной компенсации допущенного ра­ нее отставания. Картон для изготовления гоф- ротары поставляет Архангельский целлюлозно - бумажный комбинат. В августе при плане 2345 тысяч квадратных метров за 20 дней отгружено 1290 тысяч квадратных метров. По сообщению поставіци-г ка, его отгрузка задерживается | только из-за недостатка вагонов, j М. ФИНКЕЛЬ, начальник от$е-і ла тары и лесоматериалов! УМТС ВРПО «Севрыба». — Василий Сергеевич, нгак, снова фильм о войне? — Да. Потому что тема эта необъятна и не теряет актуальности ни в жизни, ни в искусстве. Сколько бы лет ни прошло, память войны свята и для ее участников, и для свидетелей, и для но­ вых поколений. Она для всех живущих пример огромного мужества, гражданственнос­ ти, патриотизма, пример вы­ полнения высокого интерна­ ционального долга. Солдат войны, я знал, что буду говорить о пережитом. Однако отважился прикос­ нуться к этому лишь двад­ цать шесть лет спустя в фильме о подвиге защитни­ ков Москвы «У твоего поро­ га», когда еще и еще р аз все перечувствовал, когда к опы­ ту военному прибавился ки­ нематографический. Работа в документалисти­ ки ке с писателями К. Симоно­ вым и Е. Воробьевым над публицистической лентой «Если дорог тебе твой дом...», также посвященной героям обороны нашей сто­ лицы, дала возможность най­ ти иной подход к отбору во­ енного материала и его вос­ произведению на экране, ос­ мыслить ситуации воины масштабно. В этом мне очень помогли встречи и беседы с выдающимися советскими полководцами, маршалами Г. Жуковым, К. Рокоссов­ ским, II. Коневым. Хочу подчеркнуть одни су­ щественный момент. Иссле­ дуя военную тему, когда бы события ни развертывались — во время Великой Отече­ ственной войны или граж­ данской (как в художест- ’ венных фильмах «Красная площадь» н многосерийном телевизионном «Хождение по мукам» по роману А. Толсто­ го), каждый раз я старался говорить средствами кино не о войне, а о людях на войне: раскрыть характер и постичь глубину духовного мира че­ ловека, показать его в мину­ ты наивысшего испытания. — Над какой военной те­ мой вы работаете теперь? — Для меня она совер­ шенно новая и необычная: театр военных действий пе­ реместился из Европы в Азию. Кровопролитная, же­ стокая война с фашистской Германией завершилась. Я сам испытал чувство зависти, видя, как из Берлина побе­ дители уезжали на Родину. А оказалось — эшелоны проследовали на другую вой­ ну, на Дальний Восток. Тридцать пять лет назад, как раз в такие же августов­ ские дни Советские Воору­ женные Силы во взаимодей­ ствии с частями Монгольской Народно-Революционной ар­ мии, осуществили мощную, молниеносную операцию по разгрому Квантунской ар­ мии. Это привело к капиту­ ляции Японии и положило конец второй мировой войне. Вот тот исторический фон, на котором разворачивается действие цветного двухсе­ рийного художественного фильма пока под условным названием — «Через Гоби и Хинган». Над сценарием мы рабо­ тали бок о бок с известным кинодраматургом, заслужен­ ным деятелем искусств РСФС Р Вадимом Труниным, тоже приверженцем военной темы, хотя он относится к поколению сыновей тех, кто добыл нам победу. Перу Трунипа принадлежит сцена­ рий фильма «Белорусский вокзал» — одного из лучших фильмов последних лет, ус­ пешно прошедшего на совет­ ских и зарубежных экранах. У многих зрителей сохрани­ лась в памяти эта искренняя, волнующая история четырех фронтовиков. пронесших дружбу н братство через всю жизнь. Два года Трунин изучал многочисленные советские и зарубежные материалы. Ме­ сяц он работал в Монгрлии, где ему оказал большую по­ мощь писатель J1. Тудев, ко- 0Т РЕДАКЦИИ. В «Рыбной Мурмане» уже не раз публикова-* лисѵ* материалы, о которых выс-і назывались критические замеча­ ния в адрес руководителей про­ изводственного лесозаготовитель-! ного объединения «Мурманлес», руководства лесокомбинатов и лес-j промхозов, по вине которых Мур-! майский тарный комбинат не no-j лучает в достаточном количествеі пиловочник и клепку. Не улучшается дело и сейчас, ; — Вот уже третий год мы вы-1 возим лес для тарного номбина-j та, и третий год нелады с лесоза-j готовителями, — рассказывает на-; чальник автобазы ВРПО «С?вры-! ба» И. А. Гаврилов. — Сейчас у | нас для тарного комбината выде-і лено пять автомашин. Три «Кам-| АЗа» выделило Мурманское грузе-; вое автопредприятие. Бывает, при-І дут машины и уходят пустыми,! потому что нет леса. А иной раз j создаются «пробки». Встанет под; погрузку одна машина, а другие] простаивают попусту, ожидая! своей очереди. Старательные во­ дители выезжают на линию задол­ го до рассвета. Благодаря этому мы смогли к 25 августа с Падуна вывезти 1800 кубометров леса и 600 кубометров леса, доставленно­ го из Карелии. — Конечно, мы понимаем, что у лесников есть свои трудности но надо бы их руководителям позаботиться о подъездах, о рит­ мичной работе, особенно сейчас, в сентябре, зимой будет труднее, — заключает И. А. Гаврилов. Такое же мнение у главного ин­ женера тарного комбината А., А. Рыбалко. Кроме того, он очень обеспокоен поставками картона и бумаги. До 27 августа цех по из­ готовлению ящиков работал в од­ ну смену и только потом пере­ шел на двухсменку: необходимо срочно как можно больше изгото­ вить ящиков N° 37 для банки 27К под пресервы из мойвы. Сумеют ли развернуться смеж­ ники? Ведь на комбинате остава­ лось на 28 августа 83 рулона бу­ маги и 86 рулонов картона. Л Д лОСКВЛ. Многие деятели г* * искусства в связи с 600- летием Куликовской битвы об­ ратились к темам . связанным с яркой страницей в истории нашей страны — борьбой рус­ ского народа за освобождение от господства Золотой Орды... Красочно рассказывают по­ лотна народного художника СССР Ильи Глазунова о герои­ ческом подвиге русских вои­ новt одержавших под предводи­ тельством Дмитрия Донского победу над войском Мамая . Недавно художник завершил работу над циклом картин . по­ священных 600-летию Куликов­ ской битвы. На енцмке: Илья Глазунов у повой работы — картины «По- е&рнок Пересвета с татарским бйъатырем». Фото В. Мастюкова. Фотохроника ТЛСС. 5 сентября І 9 8 0 г р ы б н ы й м у р м а н

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz