Рыбный Мурман. 1980 г. Сентябрь.
2 сентября исполнилось 35 лет со дня подписания акта о безоговорочной капитуляции Японии. Этим была поставлена точка в шестилетней истории второй мировой войны. Мой со беседник — фронтовик, бывший командир огневого взвода, народный артист РСФСР, кинорежиссер Василий Ордын ский, для которого война началась в 1942 году под Вороне жем и окончилась в победном сорок пятом западнее Берлина. В творческой биографии Ордынского военная тема занимает ведущее место: им созданы документальные и художествен ные фильмы о войне. Сейчас режиссер работает над двухсе рийной художественной^ лентой о событиях последних меся цев второй мировой войны на Дальнем Востоке. Об этой ра боте — наша беседа. торыи принял деятельное участие в совместной работе над сценарием. Труинн встре чался с монгольскими вете ранами — участниками со бытий, ездил по местам, где готовились советские и мон гольские соединения к реша ющим боям. Полагаю, что в сценарии получился хороший сплав литературного опыта писателей с моим режиссер ским да п военным. — Василин Сергеевич, по- моему, советская художест венная кинематография сіце не обращалась к этой теме? — 13 том-то и трудность, II огромная ответственность. Как вы знаете, в основе сце нария -— исторические фак ты. Но мы не делаем фильм- хронику. Убежден, передать дух времени, психологию по коления, трагизм и величие тех лет можно только через человеческие судьбы, будь то солдат или маршал, друг или враг. Хочется расска зать обо всем так, чтобы зри тели сердцем откликнулись на события, которые знают, быть может, лишь из исто рии. Вернуть их туда, в те дни. Конечно, в фильме будут выведены и реальные лица: государственные и политиче ские деятели СССР, МНР, Японии, США , известные военачальники, дипломаты. Использованы подлинные до кументы и кинокадры того времени. Однако централь ными станут вымышленные герои, прошедшие огонь двух войн. Действие фильма р аз вернется в городке на юге Германии и в Потсдаме, в Москве и Улан-Баторе, в Ки тае и Японии. — Ваш будущий фильм — совместное советско-монголь ское детище? .— Совершенно естествен но. Фильм «Через Гоби и Хинган» — это совместное советско-монгольское произ водство, совместная работа «Мосфильма» II «Монголкй- но». Если говорить об участ никах двух съемочных групп, то с советской стороны кро ме меня, как режнссера-по- становіцика, над картнноіі работают оператор-постанов щик Н. Васильков и худож ник-постановщик Ю. Клади- енко, с монгольской — ре жиссер Б. Сумху, оператор Ж. Асалбай, художник О. Мягмар. Наши главные военные консультанты гене рал армии С. Иванов, быв ший начальник штаба Глав ного командования советских войск на Дальнем Востоке, и генерал-полковник МНРА Б. Цог. Что касается актерского «корпуса», то я придержи вался своего прежнего прин ципа — не повторять веем известные имена. Привлече но много молодежи (ведь и воевалн-то тогда совсем мо лодые люди!). Для исполни телей центральных ролей, актеров московских театров Овчинникова, Штефанько, Петровой — это дебют в ки но. Остальные образы, в том числе политических н госу дарственных деятелей, со здадут актеры с солидным стажем работы в театре и кино — из Москвы, Ленин града и других городов. С монгольской стороны в филь ме заняты один из старей ших драматических актеров, лауреат Государственной премии МНР Гомбосурен и талантливые молодые акте ры Сарантуяа и Тумурбатор. — На какой стадии сейчас работа? — Завершен подготови тельный этап. До октября проведем съемки в Монголии — ведь более одной трети картины снимается там. Со стоялись уже две предвари тельные поездки в МНР, во время которых координирова лись рабочие планы, реша лись технические вопросы, обсуяадалось участие совет ских н монгольских армей ских частей. Уточнили также места для натурных съемок — они будут сложными, в трудных природных и кли матических условиях: в сте пях и горах, во время павод ков и под проливными дож дями. В общем, мы должны повторить то, что было пере жито бойцами и командира ми в героическом сорок пя том. После Монголии — работа в Москве, а весной будущего года — съемки в ГДР, где нашими помощниками станут кинематографисты студии «Д ЕФА ». Как видите, объем предстоящих дел велик и по требует напряжения сил все го съемочного коллектива. Все дальше уходит от нас Великая Отечественная вой на. Но не уходит память о ней в прошлое. Война была трудным часом, в ней про явилось лучшее, что есть у наших народов: преданность Родине, мужество и терпе ние, готовность к жертвам ради будущего. Хотел бы закончить наш разговор словами сценария, которые являются как бы эпиграфом к фильму: «Пре красен этот удивительный мир, в котором мы живем, в котором будут жить наши детн и дети наших детей, ес ли только человек и челове чество будут помнить, что мир этот уже был однажды на грани чудовищной катаст рофы...» Н. РОВНАЯ. (АПН). 1* М У Р М А НД I Н и к л е п к и , н и к а р т о н а Прикосновение к подвигу Т АК НАЗЫВАЛСЯ опубликован ный 18 июля трѳвоі-ігный сиг нал о трудном положении с по ставками на Мурманском тарном комбинате. Впервые за последние годы в текущем 1980 году сложилась чрезвычайно тяжелая обстановка со снабжением Мурманского тар ного комбината сырьем. Несмот ря на то, что к оказанию помощи комбинату было привлечена вни мание руководства ряда вышестоя щих организаций, положение в ы -, править не удалось. Основная причина невыполнения поставок — недостаток сырья и неудовлетворительная подача же лезнодорожных вагонов поставщи кам. В результате принятых мер не сколько улучшились отгрузки в июле, но все же большое отста вание по клепке допустил и «ЛІур манлее» и собственное производст во тарного чомбината. Неудовлетворительно ,Апоставля ется клепка для заливных С о чек. Так, «Мурмансклестрансснабсбы- том» при месячном плане 1140 кубометров за 20 дней августа от гружено только 580 кубометров, «Кареллесснабсбытом» — 57 при плане ООО и собственным про изводством комбината — 328 при плане 650 кубометров. Кандалакшский лесокомбинат за семь месяцев недодал 199 кубо метров клепки и за 20 дней ав густа 104 кубометра, Зашейков- ский лесокомбинат соответственно — 146 и 179 кубометров. Задол женность Верхнетуломского лес промхоза за семь 'месяцев состав ляет 218 кубометров и за 20 дней августа — 4 кубометра клепки. Из-за отсутствия сырья до сих пор не отгружает бумагу Неман ский целлюлозно-бумажный завод. Поэтому мы вынуждены были не однократно обращаться в выше стоящие организации. Благодаря этому, дано распоряжение другим поставщикам отгрузить бумагу Мурманскому тарному комбинату. К 20 августа один вагон бумаги отгрузил Калининградский целлю лозно-бумажный комбинат и по два вагона — Архангельский и Котласский целлюлозно-бумажные комбинаты. Приняты меры к отгрузке ^о конца августа еще одного-двух вагонов бумаги для обеспечения месячной потребности и частич ной компенсации допущенного ра нее отставания. Картон для изготовления гоф- ротары поставляет Архангельский целлюлозно - бумажный комбинат. В августе при плане 2345 тысяч квадратных метров за 20 дней отгружено 1290 тысяч квадратных метров. По сообщению поставіци-г ка, его отгрузка задерживается | только из-за недостатка вагонов, j М. ФИНКЕЛЬ, начальник от$е-і ла тары и лесоматериалов! УМТС ВРПО «Севрыба». — Василий Сергеевич, нгак, снова фильм о войне? — Да. Потому что тема эта необъятна и не теряет актуальности ни в жизни, ни в искусстве. Сколько бы лет ни прошло, память войны свята и для ее участников, и для свидетелей, и для но вых поколений. Она для всех живущих пример огромного мужества, гражданственнос ти, патриотизма, пример вы полнения высокого интерна ционального долга. Солдат войны, я знал, что буду говорить о пережитом. Однако отважился прикос нуться к этому лишь двад цать шесть лет спустя в фильме о подвиге защитни ков Москвы «У твоего поро га», когда еще и еще р аз все перечувствовал, когда к опы ту военному прибавился ки нематографический. Работа в документалисти ки ке с писателями К. Симоно вым и Е. Воробьевым над публицистической лентой «Если дорог тебе твой дом...», также посвященной героям обороны нашей сто лицы, дала возможность най ти иной подход к отбору во енного материала и его вос произведению на экране, ос мыслить ситуации воины масштабно. В этом мне очень помогли встречи и беседы с выдающимися советскими полководцами, маршалами Г. Жуковым, К. Рокоссов ским, II. Коневым. Хочу подчеркнуть одни су щественный момент. Иссле дуя военную тему, когда бы события ни развертывались — во время Великой Отече ственной войны или граж данской (как в художест- ’ венных фильмах «Красная площадь» н многосерийном телевизионном «Хождение по мукам» по роману А. Толсто го), каждый раз я старался говорить средствами кино не о войне, а о людях на войне: раскрыть характер и постичь глубину духовного мира че ловека, показать его в мину ты наивысшего испытания. — Над какой военной те мой вы работаете теперь? — Для меня она совер шенно новая и необычная: театр военных действий пе реместился из Европы в Азию. Кровопролитная, же стокая война с фашистской Германией завершилась. Я сам испытал чувство зависти, видя, как из Берлина побе дители уезжали на Родину. А оказалось — эшелоны проследовали на другую вой ну, на Дальний Восток. Тридцать пять лет назад, как раз в такие же августов ские дни Советские Воору женные Силы во взаимодей ствии с частями Монгольской Народно-Революционной ар мии, осуществили мощную, молниеносную операцию по разгрому Квантунской ар мии. Это привело к капиту ляции Японии и положило конец второй мировой войне. Вот тот исторический фон, на котором разворачивается действие цветного двухсе рийного художественного фильма пока под условным названием — «Через Гоби и Хинган». Над сценарием мы рабо тали бок о бок с известным кинодраматургом, заслужен ным деятелем искусств РСФС Р Вадимом Труниным, тоже приверженцем военной темы, хотя он относится к поколению сыновей тех, кто добыл нам победу. Перу Трунипа принадлежит сцена рий фильма «Белорусский вокзал» — одного из лучших фильмов последних лет, ус пешно прошедшего на совет ских и зарубежных экранах. У многих зрителей сохрани лась в памяти эта искренняя, волнующая история четырех фронтовиков. пронесших дружбу н братство через всю жизнь. Два года Трунин изучал многочисленные советские и зарубежные материалы. Ме сяц он работал в Монгрлии, где ему оказал большую по мощь писатель J1. Тудев, ко- 0Т РЕДАКЦИИ. В «Рыбной Мурмане» уже не раз публикова-* лисѵ* материалы, о которых выс-і назывались критические замеча ния в адрес руководителей про изводственного лесозаготовитель-! ного объединения «Мурманлес», руководства лесокомбинатов и лес-j промхозов, по вине которых Мур-! майский тарный комбинат не no-j лучает в достаточном количествеі пиловочник и клепку. Не улучшается дело и сейчас, ; — Вот уже третий год мы вы-1 возим лес для тарного номбина-j та, и третий год нелады с лесоза-j готовителями, — рассказывает на-; чальник автобазы ВРПО «С?вры-! ба» И. А. Гаврилов. — Сейчас у | нас для тарного комбината выде-і лено пять автомашин. Три «Кам-| АЗа» выделило Мурманское грузе-; вое автопредприятие. Бывает, при-І дут машины и уходят пустыми,! потому что нет леса. А иной раз j создаются «пробки». Встанет под; погрузку одна машина, а другие] простаивают попусту, ожидая! своей очереди. Старательные во дители выезжают на линию задол го до рассвета. Благодаря этому мы смогли к 25 августа с Падуна вывезти 1800 кубометров леса и 600 кубометров леса, доставленно го из Карелии. — Конечно, мы понимаем, что у лесников есть свои трудности но надо бы их руководителям позаботиться о подъездах, о рит мичной работе, особенно сейчас, в сентябре, зимой будет труднее, — заключает И. А. Гаврилов. Такое же мнение у главного ин женера тарного комбината А., А. Рыбалко. Кроме того, он очень обеспокоен поставками картона и бумаги. До 27 августа цех по из готовлению ящиков работал в од ну смену и только потом пере шел на двухсменку: необходимо срочно как можно больше изгото вить ящиков N° 37 для банки 27К под пресервы из мойвы. Сумеют ли развернуться смеж ники? Ведь на комбинате остава лось на 28 августа 83 рулона бу маги и 86 рулонов картона. Л Д лОСКВЛ. Многие деятели г* * искусства в связи с 600- летием Куликовской битвы об ратились к темам . связанным с яркой страницей в истории нашей страны — борьбой рус ского народа за освобождение от господства Золотой Орды... Красочно рассказывают по лотна народного художника СССР Ильи Глазунова о герои ческом подвиге русских вои новt одержавших под предводи тельством Дмитрия Донского победу над войском Мамая . Недавно художник завершил работу над циклом картин . по священных 600-летию Куликов ской битвы. На енцмке: Илья Глазунов у повой работы — картины «По- е&рнок Пересвета с татарским бйъатырем». Фото В. Мастюкова. Фотохроника ТЛСС. 5 сентября І 9 8 0 г р ы б н ы й м у р м а н
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz