Рыбный Мурман. 1980 г. Сентябрь.

В е с т и с п р о м ы с л а в а в г я - т - В Е Р Н О С Т I D ПРОШЕДШИЕ див мойвенной путины эки “ пажи среднетоннажных судов объединения «Мурманрыбпром» успешно завершили выполнение производственных заданий. Работая отрядно-звень-. „евым методом, рыбаки умело использовали благо­ приятную промысловую обстановку и при этом до­ бились равномерной работы судов" группы. Лидиру­ ет в соревновании экипаж «Союза-9» под руководст­ вом капитана А. М. Дойко. На промысле широко развернулось социалисти­ ческое соревнование под девизом «Ни одного отста- » Д Е В И З У ющего-рядом!» Девизу этому особенно верны моря­ ки траулера «Старобельск». Навигатор судна ком­ мунист Василий Григорьевич Слюдачев перешел на борт «Сортавалы» и помог устранить неисправность рыбопоискового оборудования. Практически не готовым к работе на промысле вышел в море «Сс.тьвычегодск». На траулере не работал навесной генератор, питающий подрулива­ ющее устройство. Только благодаря помощи элект­ ромеханика «Старобельска» коммуниста Леонида Владимировича Пзякова, который пробыл на «Соль- вычегодске» двое суток, неисправность была устра­ нена, и судно стало работать стабильно. Отлично начали путину и экипажи судов типа «Океан» — «Бахмач» и «Лебедь» под руководст­ вом капитанов В. Н. Афанасьева и В. И. Надиулн- на. Результаты их работы не уступают судам тина СТР. К сожалению, на промысле довольно остро ощу­ щается нехватка производственных мощностей плавбаз. Суда вынуждены простаивать в очереди на замет и сдачу рыбы. Н . С М И Р Н О В , первы й ввм ещ н пс к м п а м - флагмаиа. ЭФФЕКТИВНЕЕ хозяй- J ствовать во всем! Под таким девизом, вдохновлен­ ные решениями июньского (1 9 8 0 г.) Пленума ЦК КПСС, трудятся портовики Мурманска в дни предсъез­ довской вахты. Нам не занимать положи­ тельного опыта и успешных начинаний. Из года в год и из квартала в квартал вы* Ііолняют портовики плановые вадания, получая за свои труд заслуженные похвалы и награды. Твердо держит коллектив порта и свои обя­ зательства перед смежника­ ми За годы текущей пятилет* ки простои вагонов на пу­ тях порта снижены более чем в два раза, а судов — В восемь раз! В среднем ка* ‘ждое судно простаивает в настоящее время сверх нор­ мы под обработкой в порту только пять минут. Дав обязательство сэконо­ мить флотам в текущем го­ ду 4 тысячи судо-часов. уже t первом полугодии коллек­ тив порта обеспечил досроч- ность обработки судов более чем па о тысячи часов, а всего с начала пятилетки промысловикам и морякам транспортных сзгдов сэконом­ лено время, достаточное для того, чтобы сделать трид­ цать дополнительных ме­ сячных рейсов. I! все-таки отрицательное влияние тяжелой промысло­ вой обстановки последних лет оказалось сильнее всех усилий коллектива. Ухудше­ ние сырьевой базы — вес­ кая объективная причина, понятная всем, кто связан с рыбной промышленностью. Поэтому никто не ставит порту в вину снижение по­ казателе/! эффективности — у других дела обстоят куда хуже. Но факт остается ф ак ­ том: эффективность работы порта по важнейшим эконо­ мическим параметрам пада­ ет.. Увеличивается недоис­ пользование рабочей силы и производственных мощно­ стей. рост численности рабо­ чих обгоняет рост объема производства, это ведст к снижению производительно­ сти труда, уменьшается фон­ доотдача, растут затраты на единицу работ и услуг. Причины этого не прихо­ дится искать долго. Эффек­ тивность работы порта зави­ сит не только от грузооборо­ та, связанного с «урожайно­ стью» промысла, но еще больше от равномерности поступления груза по меся­ цам. от стабильности «пуль­ са» на промысле. II в преж­ ние времена промысловая обстановка не баловала осо­ бой равномерностью. В по­ следние же годы она приоб­ рела явно путинный харак­ тер. в результате чего трн- четыре месяца в году порт едва справляется со своевре­ менной обработкой судов, а остальное время половине рабочих фактически нечего делать. Возникает вопрос: не сле­ дует ли такое объективно обусловленное положение признать и объективно нор­ мальным? Ухудшаются эко­ номические показатели пор­ та, зато обеспечивается мак­ симально возможная при данной обстановке эффектив­ ность работы флотов. Не ис­ пользуемый часть года ре­ зерв рабочей силы обеспечи­ вает быструю разгрузку су­ дов в путину и тем окупает себя. Можно даже подсчи­ тать: простой судна в тече­ ние 10 дней равен полуго­ довому содержанию бригад портовых рабочих, необходи­ мых для его своевременной разгрузки. Не окупаются ли таким образом потерн в ма­ сштабе порта выгодами в масштабе бассейна за счет предложение, если учесть, что строительные работы время от времени можно пре­ рывать без особого ущерба. Но пока это предложение не находит должного решения. Конечно, всякое предложе­ ние легче внести, чем орга­ низовать его выполнение. Но у портовиков нет иного пути, чем решать вопрос повыше­ ния эффективности производ­ ства. несмотря ни на какие трудности промысловой об­ становки, Этого требуют ин­ тересы государства. Дело в том. что в послед- Кроме того, нельзя забы­ вать и о необходимости даль­ нейшего улучшения бытовых условий коллектива: увели­ чении жилищного фонда, увеличении числа мест в дет. ских садах и яслях, развитии медицинского, культурного и бытового обслуживания. Где взять все эти миллио­ ны? Кто их даст порту? Ни­ кто, если у порта не будет для этого собственной при­ были. В условиях современ­ ной экономической политики было бы наивно считать, что Всесоюзное рыбопромышлен- JP Е 3 Н А Ш Е Й JE Р В Ы Ж О Н О М И н и своевременной оораоотки сѵ- Яов? Но такая арифметика |олько на первый взгляд к а­ жется правильной. Критери­ ем эффективности не могут быть масштабы предприятия — это верно. ІІо им не мо­ гут быть и масштабы объе­ динения или даже отрасли. Решающий критерий эффек­ тивности производства один — интересы государства. II если с точки зрения хороше­ го руководителя спросить, какой из вариантов лучше, пришлось бы ответить: оба хуже, ибо государство тер­ пит ущерб в равной мере, стоит ли судно из-за отсут­ ствия рабочих или сидят без дела рабочие в ожидании судна. Поэтому задача тех. кому доверено распоряжать­ ся средствами государства, заключается не в том, что­ бы подсчитать потерн двух вариантов и выбрать наи­ меньшие, а чтобы работать прибыльно, без потерь, р а ­ ботать эффективно. Понятно, не может быть и речи о сокращении числен­ ности рабочих. Это было бы неразумно не только пото­ му, что суда рыбной про­ мышленности не должны простаивать в ожидании р аз­ грузки в короткий период хорошей промысловой обста­ новки, но и потому, что улучшения занятости рабо­ чих нельзя достичь та­ ким способом, поскольку со­ храняется сезонная неравно­ мерность промысла. Речь идет о другом — о необходимости найти допол­ нительные работы, которые портовики могли бы выпол­ нять в период спада промыс­ ловой обстановки. Это впол­ не выполнимая задача. Воз­ можности для расширения объема и номенклатуры по­ грузочно-разгрузочных работ и услуг флотам, береговым предприятиям рыбной отрас­ ли, наконец, предприяти­ ям других отраслей еще да­ леко не 'исчерпаны. Есть интересный проект обучения портовых рабочих смежным строительным про­ фессиям, чтобы планомерно кие годы происходило посте­ пенное увеличение диспро­ порции между развитием флота и береговой базы. В результате в настоящее вре­ мя порт испытывает серьез­ ную нехватку причалов, пор­ тальных кранов, автопогруз­ чиков и электропогрузчиков, а также запасных частей к ним. Значительно изношен н малочислен буксирный и тан­ керный портовый флот, в не­ удовлетворительном состоя­ нии находится ремонтная база. Давно назрела необходи­ мость строительства на тер­ ритории .порта складских по­ мещений для хранения тары и грузов снабжения. Ввиду развития судообрабатываю­ щего комплекса растет по­ требность в совершенствова­ нии технических средств связи. Задача ускорения об­ работки судов и вагонов тре­ бует развития и модерниза­ ции путевого хозяйства. Портовики недавно подсчи­ тали свои потребности в ка­ питаловложениях на пяти­ летку. Получилось много десятков миллионов рублей. нос объединение «Севрыба» или даже само Министерство рыбного хозяйства СССР мо­ гут наделить предприятие всеми необходимыми фонда­ ми и капитальными средст­ вами, если у того нет доста­ точных источников собствен­ ных поступлений. Поэтому увеличение прибыли являет­ ся единственным надежным способом удовлетворения ма­ териальных потребностей коллектива. Но как же все-таки быть с отраслевыми интересами? Нельзя не считаться с тем, что какому-то звену управ­ ления невыгодно планируе­ мое мероприятие, так как такое звено. естественно, будет сопротивляться его реализации. К счастью, такой опасности новым замыслам портовиков нет. Если порту удастся добиться роста реа­ лизации и прибыли, особен­ но за счет обслуживания предприятий других отраслей, это будет только выгодно объ­ единению, всей отрасли в це­ лом, а увеличение произво­ дительности труда и сниже­ ние удельных затрат создают основу для снижения тари­ фов на работы и услуги, чт» будет выгодно и смежным предприятиям. Можно предвидеть затруд­ нения, которые возникнут у порта в период путины по обязательствам перед пред­ приятиями «чужих» отрас­ лей, когда порт едва успева­ ет обрабатывать промысло­ вые суда. Но, видимо, вряд ли затруднения такого рода следует принимать всерьез как аргумент против увели­ чения порту объема работ до полного использования своих производственных мощ­ ностей. При всех условиях приоритет остается за рыб­ ной промышленностью, а зна­ чит, нет и угрозы интересам ее предприятий. Если же порт нарушит обязательства перед предприятиями других отраслей, он в соответствии с законом понесет ущерб, выплатит штраф. По сущест­ ву этот ущерб будет просто недополученной прибылью, но главное, что он будет не­ измеримо меньше того ущер­ ба от недоиспользования р а ­ бочей силы и производствен­ ных мощностей. который сейчас несут порт, объедине­ ние, отрасль, государство. Все резервы — в дейст­ вие! Призыв этот касается не только рабочих и инже­ нерно - технических работни­ ков первичных производст­ венных звеньев, как иногда принято думать. На совре­ менном этапе, когда основные экономические проблемы з а ­ ключаются не в недостатке производственных мощностей, а в их неудовлетворительном использовании, важнейшие резервы таятся в совершен­ ствовании управления произ­ водством и могут быть при­ ведены в действие прежде всего усилиями работников аппарата управления. Надо только поискать эти резервы! В. ЛОСКУТОВ, началь­ ник отдела грузовой и коммерческой работы рыбного порта. о т РЕДАКЦИИ. Д ОЛГИМ и трудным был путь этого мате­ риала на страницы нашей газеты. В ре­ дакционном портфеле сегодня лежит еще 2 таних же статьи, поднимающих самую острую проблему рыбного порта — проблему рабочих кадров, дефицита трудовых ресурсов. Те же фанты, те же цифры и те же вопросы подни­ маются в них. Одна лишь разница в тех ма­ териалах, что остались в редакции: они напи­ саны другими авторами —начальником лаборато­ рии по научной организации труда и управления производством рыбного порта А. А. Шульгой и старшим инженером порта В. Н. Семеновым. Время рождения тех статей — апрель. Что же мешало материалам на эту тему поя­ виться в «Рыбном Мурмане» раньше, до сен­ тября? Меіиала.,. позиция некоторых руководи­ телей рыбного порта. Не успели мы кап еле-' дует изучить статьи ток. Шульги и Семенова, ка к в редакции появился... ответ на эти статьи, подписанный авторитетной номиссией — глав­ ным экономистом порта Г. И. Михзлевской, главным диспетчером Ю. В. ІІІумило, начальни­ кам отдела труда и заработной платы В. П. Ха­ ритоновым и другими товарищами, непосредст­ венно отвечающими за экономическую деятель­ ность порта. В этом ответе —■ один довод против всех по­ ложений, высказанных А. А. Шульгой и В. Н. Семеновым: «Этого не может быть, потому что этого не может быть вообще...» А это самое «не может быть», как читатели заметили и в статье тов. Лоскутова, — увели­ чение числа рабочих попѵа против плаказой численности, что ведет но многим <экономиче­ ским бедам» .чдллеигива портовики». Тгчим, в іч т ш ѵ о л т , “ например, ка к снижение производительности ИСПОЛЬЗОВать ИХ В свободное труда, уменьшение выработки на одного рабо­ чего, перерасход дэмдя зарплаты и т. п. «Переговоры* п о ' цп:г.-!ЬИ проблеме, ка к еидит читатель, затянулись с а--і;,еля до сентября. Партийный кем игѵг р?.і?ногл порта также выс­ казал свою т г . у энекия на проблему дефи- от грузовых операций время на строительных работах, фронт которых всегда доста точно емок. Это заманчивое цита трудовых ресурсов. Причем эта точка зрения совпадала с той, ка кую высказывали руководящие работники порта. Что же заставило сегодня руководителей пор­ та, а частности заместителя начальника по эксплуатации тов. Д. М. Соколовского, признать проблему «перерасхода» кадров реально су­ ществующей? Наверное, показатели работы (см. выше статью) этого предприятия. Кроме того, мы склонны думать, что эконо­ мическим службам порта, хотели они того или нет, пришлось подчиниться законам времени. А эти законы сегодня, ка к никогда, диктую т необходимость экономии рабочих кадров, пра­ вильного использования каждой пары рабочих Рук, наконец, постоянного повышения квалифи­ кации сегодняшних рабочих. Баланс трудовых ресурсов сегодня возведен в ранг показателя плана экономического и социального развития, что коренным образом меняет его роль и зна­ чение не только а системе государственного планирования, но и в управлении народным хо­ зяйством. Уже план нынешнего года утвержда­ ет лимит численности рабочих и служащих по министерствам, а последними — по объедине­ ниям и предприятиям. Так будет и во все по­ следующие годы. Одновременно пятилетии* планы предусматривают и такой показатель, ка к сокращение ручного труда. И коль скоро эти показатели возведены в Ранг закона, подчинение и« становится безус­ ловным. Следовательно, безусловным становит­ ся и решение такой проблемы в нашем порту, ка к приведение числа рабочих к плановому показателю. Каждая пара лишних р ук хороша только на первый взгляд. А с точки зрения глубоких законов энономики тут надо действо­ вать по принципу: лучше меньше, да лучше. Разумеется, если правильно рассчитать рабочую силу. Судя по ответу руководителей порта, пришед­ шему в редакцию вослед за статьями тт. Ш уль­ ги и Семенова, пока еще не научились в порту рассчитывать эти силы. Статья тов. Лоскутова также подтверждает эту мысль. 5 сентября 1980 г, « РЫБНЫЙ МУРМАН » • 5 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz