Рыбный Мурман. 1980 г. Сентябрь.
В е с т и с п р о м ы с л а в а в г я - т - В Е Р Н О С Т I D ПРОШЕДШИЕ див мойвенной путины эки “ пажи среднетоннажных судов объединения «Мурманрыбпром» успешно завершили выполнение производственных заданий. Работая отрядно-звень-. „евым методом, рыбаки умело использовали благо приятную промысловую обстановку и при этом до бились равномерной работы судов" группы. Лидиру ет в соревновании экипаж «Союза-9» под руководст вом капитана А. М. Дойко. На промысле широко развернулось социалисти ческое соревнование под девизом «Ни одного отста- » Д Е В И З У ющего-рядом!» Девизу этому особенно верны моря ки траулера «Старобельск». Навигатор судна ком мунист Василий Григорьевич Слюдачев перешел на борт «Сортавалы» и помог устранить неисправность рыбопоискового оборудования. Практически не готовым к работе на промысле вышел в море «Сс.тьвычегодск». На траулере не работал навесной генератор, питающий подрулива ющее устройство. Только благодаря помощи элект ромеханика «Старобельска» коммуниста Леонида Владимировича Пзякова, который пробыл на «Соль- вычегодске» двое суток, неисправность была устра нена, и судно стало работать стабильно. Отлично начали путину и экипажи судов типа «Океан» — «Бахмач» и «Лебедь» под руководст вом капитанов В. Н. Афанасьева и В. И. Надиулн- на. Результаты их работы не уступают судам тина СТР. К сожалению, на промысле довольно остро ощу щается нехватка производственных мощностей плавбаз. Суда вынуждены простаивать в очереди на замет и сдачу рыбы. Н . С М И Р Н О В , первы й ввм ещ н пс к м п а м - флагмаиа. ЭФФЕКТИВНЕЕ хозяй- J ствовать во всем! Под таким девизом, вдохновлен ные решениями июньского (1 9 8 0 г.) Пленума ЦК КПСС, трудятся портовики Мурманска в дни предсъез довской вахты. Нам не занимать положи тельного опыта и успешных начинаний. Из года в год и из квартала в квартал вы* Ііолняют портовики плановые вадания, получая за свои труд заслуженные похвалы и награды. Твердо держит коллектив порта и свои обя зательства перед смежника ми За годы текущей пятилет* ки простои вагонов на пу тях порта снижены более чем в два раза, а судов — В восемь раз! В среднем ка* ‘ждое судно простаивает в настоящее время сверх нор мы под обработкой в порту только пять минут. Дав обязательство сэконо мить флотам в текущем го ду 4 тысячи судо-часов. уже t первом полугодии коллек тив порта обеспечил досроч- ность обработки судов более чем па о тысячи часов, а всего с начала пятилетки промысловикам и морякам транспортных сзгдов сэконом лено время, достаточное для того, чтобы сделать трид цать дополнительных ме сячных рейсов. I! все-таки отрицательное влияние тяжелой промысло вой обстановки последних лет оказалось сильнее всех усилий коллектива. Ухудше ние сырьевой базы — вес кая объективная причина, понятная всем, кто связан с рыбной промышленностью. Поэтому никто не ставит порту в вину снижение по казателе/! эффективности — у других дела обстоят куда хуже. Но факт остается ф ак том: эффективность работы порта по важнейшим эконо мическим параметрам пада ет.. Увеличивается недоис пользование рабочей силы и производственных мощно стей. рост численности рабо чих обгоняет рост объема производства, это ведст к снижению производительно сти труда, уменьшается фон доотдача, растут затраты на единицу работ и услуг. Причины этого не прихо дится искать долго. Эффек тивность работы порта зави сит не только от грузооборо та, связанного с «урожайно стью» промысла, но еще больше от равномерности поступления груза по меся цам. от стабильности «пуль са» на промысле. II в преж ние времена промысловая обстановка не баловала осо бой равномерностью. В по следние же годы она приоб рела явно путинный харак тер. в результате чего трн- четыре месяца в году порт едва справляется со своевре менной обработкой судов, а остальное время половине рабочих фактически нечего делать. Возникает вопрос: не сле дует ли такое объективно обусловленное положение признать и объективно нор мальным? Ухудшаются эко номические показатели пор та, зато обеспечивается мак симально возможная при данной обстановке эффектив ность работы флотов. Не ис пользуемый часть года ре зерв рабочей силы обеспечи вает быструю разгрузку су дов в путину и тем окупает себя. Можно даже подсчи тать: простой судна в тече ние 10 дней равен полуго довому содержанию бригад портовых рабочих, необходи мых для его своевременной разгрузки. Не окупаются ли таким образом потерн в ма сштабе порта выгодами в масштабе бассейна за счет предложение, если учесть, что строительные работы время от времени можно пре рывать без особого ущерба. Но пока это предложение не находит должного решения. Конечно, всякое предложе ние легче внести, чем орга низовать его выполнение. Но у портовиков нет иного пути, чем решать вопрос повыше ния эффективности производ ства. несмотря ни на какие трудности промысловой об становки, Этого требуют ин тересы государства. Дело в том. что в послед- Кроме того, нельзя забы вать и о необходимости даль нейшего улучшения бытовых условий коллектива: увели чении жилищного фонда, увеличении числа мест в дет. ских садах и яслях, развитии медицинского, культурного и бытового обслуживания. Где взять все эти миллио ны? Кто их даст порту? Ни кто, если у порта не будет для этого собственной при были. В условиях современ ной экономической политики было бы наивно считать, что Всесоюзное рыбопромышлен- JP Е 3 Н А Ш Е Й JE Р В Ы Ж О Н О М И н и своевременной оораоотки сѵ- Яов? Но такая арифметика |олько на первый взгляд к а жется правильной. Критери ем эффективности не могут быть масштабы предприятия — это верно. ІІо им не мо гут быть и масштабы объе динения или даже отрасли. Решающий критерий эффек тивности производства один — интересы государства. II если с точки зрения хороше го руководителя спросить, какой из вариантов лучше, пришлось бы ответить: оба хуже, ибо государство тер пит ущерб в равной мере, стоит ли судно из-за отсут ствия рабочих или сидят без дела рабочие в ожидании судна. Поэтому задача тех. кому доверено распоряжать ся средствами государства, заключается не в том, что бы подсчитать потерн двух вариантов и выбрать наи меньшие, а чтобы работать прибыльно, без потерь, р а ботать эффективно. Понятно, не может быть и речи о сокращении числен ности рабочих. Это было бы неразумно не только пото му, что суда рыбной про мышленности не должны простаивать в ожидании р аз грузки в короткий период хорошей промысловой обста новки, но и потому, что улучшения занятости рабо чих нельзя достичь та ким способом, поскольку со храняется сезонная неравно мерность промысла. Речь идет о другом — о необходимости найти допол нительные работы, которые портовики могли бы выпол нять в период спада промыс ловой обстановки. Это впол не выполнимая задача. Воз можности для расширения объема и номенклатуры по грузочно-разгрузочных работ и услуг флотам, береговым предприятиям рыбной отрас ли, наконец, предприяти ям других отраслей еще да леко не 'исчерпаны. Есть интересный проект обучения портовых рабочих смежным строительным про фессиям, чтобы планомерно кие годы происходило посте пенное увеличение диспро порции между развитием флота и береговой базы. В результате в настоящее вре мя порт испытывает серьез ную нехватку причалов, пор тальных кранов, автопогруз чиков и электропогрузчиков, а также запасных частей к ним. Значительно изношен н малочислен буксирный и тан керный портовый флот, в не удовлетворительном состоя нии находится ремонтная база. Давно назрела необходи мость строительства на тер ритории .порта складских по мещений для хранения тары и грузов снабжения. Ввиду развития судообрабатываю щего комплекса растет по требность в совершенствова нии технических средств связи. Задача ускорения об работки судов и вагонов тре бует развития и модерниза ции путевого хозяйства. Портовики недавно подсчи тали свои потребности в ка питаловложениях на пяти летку. Получилось много десятков миллионов рублей. нос объединение «Севрыба» или даже само Министерство рыбного хозяйства СССР мо гут наделить предприятие всеми необходимыми фонда ми и капитальными средст вами, если у того нет доста точных источников собствен ных поступлений. Поэтому увеличение прибыли являет ся единственным надежным способом удовлетворения ма териальных потребностей коллектива. Но как же все-таки быть с отраслевыми интересами? Нельзя не считаться с тем, что какому-то звену управ ления невыгодно планируе мое мероприятие, так как такое звено. естественно, будет сопротивляться его реализации. К счастью, такой опасности новым замыслам портовиков нет. Если порту удастся добиться роста реа лизации и прибыли, особен но за счет обслуживания предприятий других отраслей, это будет только выгодно объ единению, всей отрасли в це лом, а увеличение произво дительности труда и сниже ние удельных затрат создают основу для снижения тари фов на работы и услуги, чт» будет выгодно и смежным предприятиям. Можно предвидеть затруд нения, которые возникнут у порта в период путины по обязательствам перед пред приятиями «чужих» отрас лей, когда порт едва успева ет обрабатывать промысло вые суда. Но, видимо, вряд ли затруднения такого рода следует принимать всерьез как аргумент против увели чения порту объема работ до полного использования своих производственных мощ ностей. При всех условиях приоритет остается за рыб ной промышленностью, а зна чит, нет и угрозы интересам ее предприятий. Если же порт нарушит обязательства перед предприятиями других отраслей, он в соответствии с законом понесет ущерб, выплатит штраф. По сущест ву этот ущерб будет просто недополученной прибылью, но главное, что он будет не измеримо меньше того ущер ба от недоиспользования р а бочей силы и производствен ных мощностей. который сейчас несут порт, объедине ние, отрасль, государство. Все резервы — в дейст вие! Призыв этот касается не только рабочих и инже нерно - технических работни ков первичных производст венных звеньев, как иногда принято думать. На совре менном этапе, когда основные экономические проблемы з а ключаются не в недостатке производственных мощностей, а в их неудовлетворительном использовании, важнейшие резервы таятся в совершен ствовании управления произ водством и могут быть при ведены в действие прежде всего усилиями работников аппарата управления. Надо только поискать эти резервы! В. ЛОСКУТОВ, началь ник отдела грузовой и коммерческой работы рыбного порта. о т РЕДАКЦИИ. Д ОЛГИМ и трудным был путь этого мате риала на страницы нашей газеты. В ре дакционном портфеле сегодня лежит еще 2 таних же статьи, поднимающих самую острую проблему рыбного порта — проблему рабочих кадров, дефицита трудовых ресурсов. Те же фанты, те же цифры и те же вопросы подни маются в них. Одна лишь разница в тех ма териалах, что остались в редакции: они напи саны другими авторами —начальником лаборато рии по научной организации труда и управления производством рыбного порта А. А. Шульгой и старшим инженером порта В. Н. Семеновым. Время рождения тех статей — апрель. Что же мешало материалам на эту тему поя виться в «Рыбном Мурмане» раньше, до сен тября? Меіиала.,. позиция некоторых руководи телей рыбного порта. Не успели мы кап еле-' дует изучить статьи ток. Шульги и Семенова, ка к в редакции появился... ответ на эти статьи, подписанный авторитетной номиссией — глав ным экономистом порта Г. И. Михзлевской, главным диспетчером Ю. В. ІІІумило, начальни кам отдела труда и заработной платы В. П. Ха ритоновым и другими товарищами, непосредст венно отвечающими за экономическую деятель ность порта. В этом ответе —■ один довод против всех по ложений, высказанных А. А. Шульгой и В. Н. Семеновым: «Этого не может быть, потому что этого не может быть вообще...» А это самое «не может быть», как читатели заметили и в статье тов. Лоскутова, — увели чение числа рабочих попѵа против плаказой численности, что ведет но многим <экономиче ским бедам» .чдллеигива портовики». Тгчим, в іч т ш ѵ о л т , “ например, ка к снижение производительности ИСПОЛЬЗОВать ИХ В свободное труда, уменьшение выработки на одного рабо чего, перерасход дэмдя зарплаты и т. п. «Переговоры* п о ' цп:г.-!ЬИ проблеме, ка к еидит читатель, затянулись с а--і;,еля до сентября. Партийный кем игѵг р?.і?ногл порта также выс казал свою т г . у энекия на проблему дефи- от грузовых операций время на строительных работах, фронт которых всегда доста точно емок. Это заманчивое цита трудовых ресурсов. Причем эта точка зрения совпадала с той, ка кую высказывали руководящие работники порта. Что же заставило сегодня руководителей пор та, а частности заместителя начальника по эксплуатации тов. Д. М. Соколовского, признать проблему «перерасхода» кадров реально су ществующей? Наверное, показатели работы (см. выше статью) этого предприятия. Кроме того, мы склонны думать, что эконо мическим службам порта, хотели они того или нет, пришлось подчиниться законам времени. А эти законы сегодня, ка к никогда, диктую т необходимость экономии рабочих кадров, пра вильного использования каждой пары рабочих Рук, наконец, постоянного повышения квалифи кации сегодняшних рабочих. Баланс трудовых ресурсов сегодня возведен в ранг показателя плана экономического и социального развития, что коренным образом меняет его роль и зна чение не только а системе государственного планирования, но и в управлении народным хо зяйством. Уже план нынешнего года утвержда ет лимит численности рабочих и служащих по министерствам, а последними — по объедине ниям и предприятиям. Так будет и во все по следующие годы. Одновременно пятилетии* планы предусматривают и такой показатель, ка к сокращение ручного труда. И коль скоро эти показатели возведены в Ранг закона, подчинение и« становится безус ловным. Следовательно, безусловным становит ся и решение такой проблемы в нашем порту, ка к приведение числа рабочих к плановому показателю. Каждая пара лишних р ук хороша только на первый взгляд. А с точки зрения глубоких законов энономики тут надо действо вать по принципу: лучше меньше, да лучше. Разумеется, если правильно рассчитать рабочую силу. Судя по ответу руководителей порта, пришед шему в редакцию вослед за статьями тт. Ш уль ги и Семенова, пока еще не научились в порту рассчитывать эти силы. Статья тов. Лоскутова также подтверждает эту мысль. 5 сентября 1980 г, « РЫБНЫЙ МУРМАН » • 5 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz