Рыбный Мурман. 1980 г. Сентябрь.

f • С Е Г О Д Н Я - В С Е М И Р Ш Ы И Д £ Н £ М О Р Ж я Н А У Т И Л У С » В П О Г О Н Е З А РЫ БО Й С Т Р А Н И Ц А Р Е П О Р Т Ё Р А НОВОСТИ НЕДЕЛИ РЕПОРТАЖ НЕДЕЛИ Представляете — фантасти­ ческий «Наутилус» Жюля Вер­ на преследует косяк трески, загоняет его в трал?.. Или — гринсвский Грей, отчитываю* щийся Е отделе добычи о вы­ полнении плана по ассорти­ менту.. Эстеты назовут подоб­ ные измышления кощунством, романтики возмутятся, а люди практического ума, прикинув невероятные качества «Наути­ луса» и организаторские спо­ собности капитана Грея, решат, что польза от подобной пере* квалификации могла бы быть немалой... На просторах Мирового океана, занимающего три чет­ вертых площади планеты, увы, все меньше места остается романтикам и все чаще загад­ ки моря после тщательных исследований укладываются в папки научных рефератов и диссертаций, расшифрован- иы-, попадают в промысловые лоции, обсчитанные, зано­ сятся в компьютерную память, чтобы служить Человеку. Ро­ мантический ореол морских странствий и открытий давно обрел практическое значе­ ние: нефть, белок, минералы, прогнозирование погоды, раз­ ведка рыбных запасов, обе­ спечение безопасности море­ плавания. Карты водной глади имеют скучный вид и называ­ ются сухо и непонятно: бати­ метрические, промысловые, гидрографические... Ничего удивительного в этом нет — познание мира человеком в условиях ограниченных энер­ гетических, экономических и продовольственных ресурсов носит пока прикладной харак­ тер. И все же каждый день оке­ ан ставит все новые задачи перед учеными, призванными решать их применительно к конкретному направлению отрасли, в которой они рабо­ тают. Мурманский . полярный ин* ститут научного рыболовства * океанографии, внося лепту * общие познания о Мировом океане, выполняет свои, чисто практические задачи. Возьмем работу одной из лабораторий — геологии моря. Вез ее ре­ комендаций и исследований нелегко пришлось бы рыбе* -:ам как в новых районах про­ мысла, так и в обжитых, pač- траленных вдоль и поперек. На лоциях, составленных ин­ ститутом, должно ёыть обоз* чачено все: глубина и рельеф дна, характеристика грунтов. Большую часть научно-иссле­ довательских работ проводят ь морях сотрудники ПИНРО. Однако немалую помощь как лаборатории геологии, так и институту оказывает судоводи’ вельский состав флотов. У каждого капитэна-промыс- ловика есть «в загашнике» своя лоция, он, как опытный грибник, порой знает «свое место» по одним ему извест­ ным приметам. Знает глубины, места возможных зацепов тра­ ла. И, конечно, не таится, ес­ ли обнаруживает какую-то не­ ожиданную особенность в этом районе: каждое замечание или поправка находит свое место на лоциях института. Наши северные моря спо­ койные, не в пример тихооке­ анским — с их повышенной сейсмической активностью. Но ведь Арктика — «кухня» пого­ ды северного полушария и всеобъемлющая климатическая модель планеты— невозможна без детального исследования взаимодействия океана, льдов и суши, влияния всевозможных глубинных течений с разной температурной характеристи- кой, перемещающихся в оке­ анской толще порой в проти­ воположных направлениях... Будут ли штормы в октябре в Норвежском море? Чего опасаться следующим летом сельскому хозяйству: засухи или избыточных осадков? Над каким районом страны засто­ ится очередной антициклон? На вез эти вопросы ответит только океан. А он очень не­ разговорчив. Океан и человечество. Сколь огромен он, и сколь ничтожно человечество. Мы изучаем океан, приспосабли­ ваем его к своим практиче­ ским нуждам: давай энергию, корми, вози... А окэзызается, что он меняется и вследствие 'нашей деятельности. И порой не всегда в лучшую сторону. Журнал «Курьер ЮНЕСКО» писал в 1977 году: «На стоки­ лометровом побережье Аля­ ски, которое, как известно, не перенаселено, обнаружено 24000 различных пластмассо­ вых предметов и изделий!» Вот и еще одна практическая задача, явно и начисто проти­ воположная романтическим устремлениям: очищать океан от мусора... Океан и человек. От осозна­ ния океана, как неисчерпаемо­ го источника биологических ресурсов и., удобной свалки для отходов до разработок наиболее разумного его ис­ пользования и ухода за ним, за океаном, — таков виток че­ ловеческой мысли. И, кажется, если учесть, что романтикам по-прежнему есть где развер­ нуться, «Маутилус», загоняю­ щий 6 трал косяк трески, — зрелище, по-прежнему захва­ тывающее воображение в си­ лу своей фантастичности. Хотя проекты подобных способов ведения промысла уже пере­ кочевали из фантастических романов в лаборатории уче­ ных... И, ЕЛИСТРАТОВ. г дел. Если кто помнит, Му манск, в сравнении с другими городами страны, с большим запозданием начал культиви­ ровать хоккей с шайбой. И до сих пор многие проблемы еще не решены. В городе по сути дела лишь одна площадка, на которой можно проводить официальные встречи. Да и то состояние хоккейного стадиона не выдерживает ни­ какой критики. Раздевалки А И Н Е У В Е Р Е Н - Н Е О Б Г О Н Я Й ! Итак, си туац и я на дороге... Ш оссе Л ени н град—М урм анск. Ав­ томобилей немного, в оенббном это «ягодно-грнбные» экипаж й. возвращ ающ иеся домой. Й вдруг — впереди появляется кры ты й грузови к, идущ ий со скоростью 50 км в час. Для скоростны х -*Ж игулей» препятствие очень досадное. Велик соблазн обойти грузовик, но... Шоссе в эТом месте узкое, посередине — сплош ­ ная полоса. Поворот, подъем. И в др уг — на подъеме, ничтоже сум няш еся, вы скакиваю т на полосу встречного движ ения (пересекая,, есте­ ственно. сплош ную линию) два автомобиля «Ж и гули »: 85-58 МУМ и 26-05 МУ М. Обогнали грузовик, ум чались. ,.,Д Іу а если в это время — встречны й тр анспор т, водитель которого аб- М чі потно уверен в том. что его полоса движ ения свободна? Товарищи автолю бители! Хотелось бы у зн а ть , что смазали бы вы водителям э ти х д в ух "Ж игулей»\ если бы встр ети ли сь с ни­ ми? Напишите, • і е л і е м я л а , х е о л л ш ги ? Салон ,, 0 тдых“ о ткр ы т в фирменном поезде «Эстония». Здесь можно по­ стр ич ься, а в женском салоне даж е сделать модную причес­ ку. В роли парикмахеров — проводницы комсомольско-мо­ лодежной бригады, . освоившие смежную профессию . Кроме того, в поезде создано купе «Малыш» — для самы х м аленьких пассажиров, где они найдут забавны е и гр уш ки , книж ки, краски и цветные к а ­ рандаш и. Взрослым в поезде предложат свежие газеты и ж урналы . А радиопередачи, ко­ торые звучат в поезде, позна­ ком ят пассажиров с жизнью таллинцев, трудовыми дости­ жениями и старинными леген­ дами об этом древнем городе. Газета «Ры бак Эстонии». Три победы в одном рейсе одержали ры ­ баки супертраулера «Юрма­ ла» во время промысла в южной части Тихого океана. 9 нюня экипаж завершил пятилетний план, 13 августа — годовой, а рейсовое зада­ ние по выпуску разделанной рыбной продукции выполне­ но на 2 І в процентов. Газета «Рыбак Латвии». ПГОТОВЬСАНИЛЕТОМ I I I 30 тонн форели восьмидесяти гектаров прудов тр уж еники рыболовецкого кол­ хоза «За Родину». Ж ивая ра­ дуж ная форель уже начала по­ сту п а ть в магазины «Океан» и ѵ<Дары моря» Калининграда. Долгожители живут и в Калининградской об­ ласти — утверждает областное СУ. 17 женщин и двое муж­ чин перешагнули столетний рубеж. Дольше всех —110 лет живет калининградец Трифо- нас Маслякович. И интересно, что 13 из 19 долгожителей го­ рожане. Еженедельник «Маяк». ССОР и Финляндия продолжают сотрудничество в области судостроения. В Клай­ педе состоялось очередное, ХІП заседание подгруппы по судам и судовому оборудованию, про­ водившееся на судострои тель­ ном заводе «Балти я». С ф и н ­ ской стороны в заседании у ч а­ ствовали директора акционер­ ны х общ еств «Вяртси ля», «Вал- мет», «Холлминг», «Раума-Реп- пола». Был подписан протокол о дальнейшем расширении про­ и зводственны х связей в обла­ сти судостроения и судового м аш иностроения между СССР и Финляндией. Еж енедельник «Ры бак Л итвы ». Зан яти я по изучению правил дорожного движения стали ре­ гулярным и в детском комбина* те N° 111 управления «Севрыб- Яолодфлот». Ч асты е гости де- тё# и работники госавтоинс- пекции. А сегодня, когда в гости к детям пришел Дядя Степа, они показали ему, что ум ею т и че­ му уж е научились. На проща­ ние ребята заверили Дядю Сте? 6 у, ^то Правила дорожноп? движ ения б уд ут зн ать , выпол­ нять и никогда не н ар уш ать. Семь спортивных дней D СПРАВЕДЛИВОСТЬ этого ** древнего народного ут­ верждения давно уже уверо­ вали представители многочис­ ленных зимних видов спорта. В наше время, чтобы добить­ ся мало-мальски приличных результатов, без напряженной летней и особенно осенней работы не обойтись. Причем это относится не только к спортсменам, но и к многочи­ сленному отряду организато­ ров физкультурного движения. И у них зимнее заботы начи­ наются задолго до того, как закружатся первые снежинки. Несколько тому примеров. Неоднократно в областном спорткомитете уже собиралась рабочая группа оргкомитета по проведению зональных со­ ревнований VII зимней Спар­ такиады народов РСФСР. В Мурманском городском коми­ тете партии прошло предста­ вительное совещание, на ко­ тором рассматривались проб­ лемы развития в городе хок­ кея с шайбой, укрепления его материальной базы, вопросы подготовки к сезону. Наконец, на этой неделе в горисполкоме возобновил свою работу орг­ комитет по проведению тра­ диционного массового конкур­ са «Лыжня зозет!». Согласитесь, все это харак­ терные приметы. Физкультура и спорт требуют с каждым го­ дом все большего внимания, высокого организаторского обеспечения. В проведении со­ ревнований, турниров, спарта­ киад, просто выходов на лыж­ ню не может быть никаких до­ садных «проколов» или мело­ чей, которые бы омрачали на­ строение многочисленных пок­ лонников полезного и здоро­ вого зимнего отдыха. В этом плане большую оза­ боченность вызывает положе­ ние мурманских хоккейных чрезвычайно тесны, снег с три­ бун не убирается, болельщику в перерыве негде обогреться, нет на стадионе столь необхо­ димых в мороз буфетов. Для тренировок хоккеистам предоставляется скудный ле­ довый «паек». Львиную часть времени занимают занятия школы фигурного катания,- Хорошую инициативу проя­ вили в объединении «Мурман­ ская судоверфь», решив соз­ дать свой хоккейный стадион. Но пока он не отвечает нуж­ ным требованиям. По сути де­ ла это только" ледовая пло щадка. Работы здесь продол жаются, планируется, что хок кеисты получат павильон раздевалками к середине о к тября. Хорошо бы это обеща­ ние выполнить в обещанные сроки. Говорилось на совещании §? горкоме КПСС и о необходи­ мости иметь хоккейную базу в северной части Мурманска. Тут уж большой спрос с кол­ лективов «Авангарда». Как известно, от Мурманска в классе «Б» снова выступит «Судоверфь». В подготовке резервов для коллектива не­ малую роль может сыграть команда объединения «Мур- манрыбпром», которую спра­ ведливо именуют командой- филиалом. Хотелось, чтобы это название она оправдала. Зима нет-нет да и напомнит о своем скором приходе. На ее спортивный характер іс многом повлияет наша летняя подготовка к зиме. И сейчас еще не все потеряно, есть время заняться стадионами, хоккейными площадками, лыж­ ными базамиг прокатными пунктами. Всем тем обширным хозяйством, которое призвано дарить зимой здоровье * бодрость. Д . М А РЬ ЕН КО . 26 сентября 1980 г» «РЫБНЫЙ МУРМАН» • 11 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz