Рыбный Мурман. 1980 г. Сентябрь.
f • С Е Г О Д Н Я - В С Е М И Р Ш Ы И Д £ Н £ М О Р Ж я Н А У Т И Л У С » В П О Г О Н Е З А РЫ БО Й С Т Р А Н И Ц А Р Е П О Р Т Ё Р А НОВОСТИ НЕДЕЛИ РЕПОРТАЖ НЕДЕЛИ Представляете — фантасти ческий «Наутилус» Жюля Вер на преследует косяк трески, загоняет его в трал?.. Или — гринсвский Грей, отчитываю* щийся Е отделе добычи о вы полнении плана по ассорти менту.. Эстеты назовут подоб ные измышления кощунством, романтики возмутятся, а люди практического ума, прикинув невероятные качества «Наути луса» и организаторские спо собности капитана Грея, решат, что польза от подобной пере* квалификации могла бы быть немалой... На просторах Мирового океана, занимающего три чет вертых площади планеты, увы, все меньше места остается романтикам и все чаще загад ки моря после тщательных исследований укладываются в папки научных рефератов и диссертаций, расшифрован- иы-, попадают в промысловые лоции, обсчитанные, зано сятся в компьютерную память, чтобы служить Человеку. Ро мантический ореол морских странствий и открытий давно обрел практическое значе ние: нефть, белок, минералы, прогнозирование погоды, раз ведка рыбных запасов, обе спечение безопасности море плавания. Карты водной глади имеют скучный вид и называ ются сухо и непонятно: бати метрические, промысловые, гидрографические... Ничего удивительного в этом нет — познание мира человеком в условиях ограниченных энер гетических, экономических и продовольственных ресурсов носит пока прикладной харак тер. И все же каждый день оке ан ставит все новые задачи перед учеными, призванными решать их применительно к конкретному направлению отрасли, в которой они рабо тают. Мурманский . полярный ин* ститут научного рыболовства * океанографии, внося лепту * общие познания о Мировом океане, выполняет свои, чисто практические задачи. Возьмем работу одной из лабораторий — геологии моря. Вез ее ре комендаций и исследований нелегко пришлось бы рыбе* -:ам как в новых районах про мысла, так и в обжитых, pač- траленных вдоль и поперек. На лоциях, составленных ин ститутом, должно ёыть обоз* чачено все: глубина и рельеф дна, характеристика грунтов. Большую часть научно-иссле довательских работ проводят ь морях сотрудники ПИНРО. Однако немалую помощь как лаборатории геологии, так и институту оказывает судоводи’ вельский состав флотов. У каждого капитэна-промыс- ловика есть «в загашнике» своя лоция, он, как опытный грибник, порой знает «свое место» по одним ему извест ным приметам. Знает глубины, места возможных зацепов тра ла. И, конечно, не таится, ес ли обнаруживает какую-то не ожиданную особенность в этом районе: каждое замечание или поправка находит свое место на лоциях института. Наши северные моря спо койные, не в пример тихооке анским — с их повышенной сейсмической активностью. Но ведь Арктика — «кухня» пого ды северного полушария и всеобъемлющая климатическая модель планеты— невозможна без детального исследования взаимодействия океана, льдов и суши, влияния всевозможных глубинных течений с разной температурной характеристи- кой, перемещающихся в оке анской толще порой в проти воположных направлениях... Будут ли штормы в октябре в Норвежском море? Чего опасаться следующим летом сельскому хозяйству: засухи или избыточных осадков? Над каким районом страны засто ится очередной антициклон? На вез эти вопросы ответит только океан. А он очень не разговорчив. Океан и человечество. Сколь огромен он, и сколь ничтожно человечество. Мы изучаем океан, приспосабли ваем его к своим практиче ским нуждам: давай энергию, корми, вози... А окэзызается, что он меняется и вследствие 'нашей деятельности. И порой не всегда в лучшую сторону. Журнал «Курьер ЮНЕСКО» писал в 1977 году: «На стоки лометровом побережье Аля ски, которое, как известно, не перенаселено, обнаружено 24000 различных пластмассо вых предметов и изделий!» Вот и еще одна практическая задача, явно и начисто проти воположная романтическим устремлениям: очищать океан от мусора... Океан и человек. От осозна ния океана, как неисчерпаемо го источника биологических ресурсов и., удобной свалки для отходов до разработок наиболее разумного его ис пользования и ухода за ним, за океаном, — таков виток че ловеческой мысли. И, кажется, если учесть, что романтикам по-прежнему есть где развер нуться, «Маутилус», загоняю щий 6 трал косяк трески, — зрелище, по-прежнему захва тывающее воображение в си лу своей фантастичности. Хотя проекты подобных способов ведения промысла уже пере кочевали из фантастических романов в лаборатории уче ных... И, ЕЛИСТРАТОВ. г дел. Если кто помнит, Му манск, в сравнении с другими городами страны, с большим запозданием начал культиви ровать хоккей с шайбой. И до сих пор многие проблемы еще не решены. В городе по сути дела лишь одна площадка, на которой можно проводить официальные встречи. Да и то состояние хоккейного стадиона не выдерживает ни какой критики. Раздевалки А И Н Е У В Е Р Е Н - Н Е О Б Г О Н Я Й ! Итак, си туац и я на дороге... Ш оссе Л ени н град—М урм анск. Ав томобилей немного, в оенббном это «ягодно-грнбные» экипаж й. возвращ ающ иеся домой. Й вдруг — впереди появляется кры ты й грузови к, идущ ий со скоростью 50 км в час. Для скоростны х -*Ж игулей» препятствие очень досадное. Велик соблазн обойти грузовик, но... Шоссе в эТом месте узкое, посередине — сплош ная полоса. Поворот, подъем. И в др уг — на подъеме, ничтоже сум няш еся, вы скакиваю т на полосу встречного движ ения (пересекая,, есте ственно. сплош ную линию) два автомобиля «Ж и гули »: 85-58 МУМ и 26-05 МУ М. Обогнали грузовик, ум чались. ,.,Д Іу а если в это время — встречны й тр анспор т, водитель которого аб- М чі потно уверен в том. что его полоса движ ения свободна? Товарищи автолю бители! Хотелось бы у зн а ть , что смазали бы вы водителям э ти х д в ух "Ж игулей»\ если бы встр ети ли сь с ни ми? Напишите, • і е л і е м я л а , х е о л л ш ги ? Салон ,, 0 тдых“ о ткр ы т в фирменном поезде «Эстония». Здесь можно по стр ич ься, а в женском салоне даж е сделать модную причес ку. В роли парикмахеров — проводницы комсомольско-мо лодежной бригады, . освоившие смежную профессию . Кроме того, в поезде создано купе «Малыш» — для самы х м аленьких пассажиров, где они найдут забавны е и гр уш ки , книж ки, краски и цветные к а рандаш и. Взрослым в поезде предложат свежие газеты и ж урналы . А радиопередачи, ко торые звучат в поезде, позна ком ят пассажиров с жизнью таллинцев, трудовыми дости жениями и старинными леген дами об этом древнем городе. Газета «Ры бак Эстонии». Три победы в одном рейсе одержали ры баки супертраулера «Юрма ла» во время промысла в южной части Тихого океана. 9 нюня экипаж завершил пятилетний план, 13 августа — годовой, а рейсовое зада ние по выпуску разделанной рыбной продукции выполне но на 2 І в процентов. Газета «Рыбак Латвии». ПГОТОВЬСАНИЛЕТОМ I I I 30 тонн форели восьмидесяти гектаров прудов тр уж еники рыболовецкого кол хоза «За Родину». Ж ивая ра дуж ная форель уже начала по сту п а ть в магазины «Океан» и ѵ<Дары моря» Калининграда. Долгожители живут и в Калининградской об ласти — утверждает областное СУ. 17 женщин и двое муж чин перешагнули столетний рубеж. Дольше всех —110 лет живет калининградец Трифо- нас Маслякович. И интересно, что 13 из 19 долгожителей го рожане. Еженедельник «Маяк». ССОР и Финляндия продолжают сотрудничество в области судостроения. В Клай педе состоялось очередное, ХІП заседание подгруппы по судам и судовому оборудованию, про водившееся на судострои тель ном заводе «Балти я». С ф и н ской стороны в заседании у ч а ствовали директора акционер ны х общ еств «Вяртси ля», «Вал- мет», «Холлминг», «Раума-Реп- пола». Был подписан протокол о дальнейшем расширении про и зводственны х связей в обла сти судостроения и судового м аш иностроения между СССР и Финляндией. Еж енедельник «Ры бак Л итвы ». Зан яти я по изучению правил дорожного движения стали ре гулярным и в детском комбина* те N° 111 управления «Севрыб- Яолодфлот». Ч асты е гости де- тё# и работники госавтоинс- пекции. А сегодня, когда в гости к детям пришел Дядя Степа, они показали ему, что ум ею т и че му уж е научились. На проща ние ребята заверили Дядю Сте? 6 у, ^то Правила дорожноп? движ ения б уд ут зн ать , выпол нять и никогда не н ар уш ать. Семь спортивных дней D СПРАВЕДЛИВОСТЬ этого ** древнего народного ут верждения давно уже уверо вали представители многочис ленных зимних видов спорта. В наше время, чтобы добить ся мало-мальски приличных результатов, без напряженной летней и особенно осенней работы не обойтись. Причем это относится не только к спортсменам, но и к многочи сленному отряду организато ров физкультурного движения. И у них зимнее заботы начи наются задолго до того, как закружатся первые снежинки. Несколько тому примеров. Неоднократно в областном спорткомитете уже собиралась рабочая группа оргкомитета по проведению зональных со ревнований VII зимней Спар такиады народов РСФСР. В Мурманском городском коми тете партии прошло предста вительное совещание, на ко тором рассматривались проб лемы развития в городе хок кея с шайбой, укрепления его материальной базы, вопросы подготовки к сезону. Наконец, на этой неделе в горисполкоме возобновил свою работу орг комитет по проведению тра диционного массового конкур са «Лыжня зозет!». Согласитесь, все это харак терные приметы. Физкультура и спорт требуют с каждым го дом все большего внимания, высокого организаторского обеспечения. В проведении со ревнований, турниров, спарта киад, просто выходов на лыж ню не может быть никаких до садных «проколов» или мело чей, которые бы омрачали на строение многочисленных пок лонников полезного и здоро вого зимнего отдыха. В этом плане большую оза боченность вызывает положе ние мурманских хоккейных чрезвычайно тесны, снег с три бун не убирается, болельщику в перерыве негде обогреться, нет на стадионе столь необхо димых в мороз буфетов. Для тренировок хоккеистам предоставляется скудный ле довый «паек». Львиную часть времени занимают занятия школы фигурного катания,- Хорошую инициативу проя вили в объединении «Мурман ская судоверфь», решив соз дать свой хоккейный стадион. Но пока он не отвечает нуж ным требованиям. По сути де ла это только" ледовая пло щадка. Работы здесь продол жаются, планируется, что хок кеисты получат павильон раздевалками к середине о к тября. Хорошо бы это обеща ние выполнить в обещанные сроки. Говорилось на совещании §? горкоме КПСС и о необходи мости иметь хоккейную базу в северной части Мурманска. Тут уж большой спрос с кол лективов «Авангарда». Как известно, от Мурманска в классе «Б» снова выступит «Судоверфь». В подготовке резервов для коллектива не малую роль может сыграть команда объединения «Мур- манрыбпром», которую спра ведливо именуют командой- филиалом. Хотелось, чтобы это название она оправдала. Зима нет-нет да и напомнит о своем скором приходе. На ее спортивный характер іс многом повлияет наша летняя подготовка к зиме. И сейчас еще не все потеряно, есть время заняться стадионами, хоккейными площадками, лыж ными базамиг прокатными пунктами. Всем тем обширным хозяйством, которое призвано дарить зимой здоровье * бодрость. Д . М А РЬ ЕН КО . 26 сентября 1980 г» «РЫБНЫЙ МУРМАН» • 11 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz