Рыбный Мурман. 1980 г. Сентябрь.
ВЕСТИ С МОЙВЕННОЙ ПУТ ИНЫ О б р а б о т а н о 2 0 0 с у д о в О выполнении пятилетнего плана по выработке рыбопро дукции команда рыбомучной базы «Рига» рапортовала 25 апреля. Став на трудовую вах ту по достойной встрече съез да партии, экипаж судна вы полнил годовое задание уже 15 сентября. Ныне на мойвенной путине коллектив плавбазы поддержи вает напряженный трудовой ритм. На сегодняшний день рейсовое задание выполнено более чем на 60 процентов. Нет сомнения, что обязатель ство экипажа выдать сверх рейсового задания 900 тонн продукции будет выполнено досрочно. В основе успеха трудового коллектива базы самоот верженный труд многих чле* нов экипажа — матросоЕ В. Колодия, П. Иванова, Ю. Куракина, машинистов ры бомучной установки В. Обо рина, М. Гомона, механиков О. Тюрина, Ш. Муртазина, S. Привалова, старшего меха ника А. Лукашова и других. Одним словом, каждый ста рается работать добросовест но.. самоотверженно. Пример в этом подает коммунист, ве теран флота, капитан-директор Николай Иванович Ляплиев. С начала путины «Рига» об работала около двухсот про мысловых судов. И э к о н о м и я , и п р и б ы л ь ЛЮЗДНО вечером 22 сен- **тября к борту плавбазы «Атлантика» пришвартовался БЛАРТ «Кильдин» Архангельско го тралового флота. Именно б этот день экипаж «Кильдина» завершил успешно четвертую ударную неделю трудовой вахты, посвященной XXVI съезду партии. За это время команда траулера про извела две полные выгрузки рыбопродукции и сэкономила при этом 48 часов промысло вого времени. В конечном итоге это положительно ска залось на результатах труда рыбаков. Зылов рыбы в раз резе задания составил 146 процентов, выпуск мороженой продукции — 121 процент технического жира — 299 про центов, рыбмуки — 250 про центов. Сразу после швартовки эки пажи «Кильдина» и «Атланти ки» заключили договор на парное соревнование, быстрей шую передачу-приемку груза. Нормами предусматривалось перегрузить рыбную муку в течение 17 часов. Благодаря стараниям обоих экипажей, пе регрузку завершили за 12 ча сов. Одновременно заправили траулер топливом. Комсостав плавбазы отмеча ет добросовестную работу матросов Сергея Ззйковского, Дмитрия Быстрая, Николая Чишкина, Николая Зубарева, После отхода «Кильдина» к борту «Атлантики» пришварто валась на разгрузку рыбомуч ная база «Северодвинск», Тру довая вахта продолжается. Ч. И 8 АШКО, наш спецкор. Баренцево лоре , борт плавбазы «Атлантика». (По радио). Д е И ь <Самой высокой похвалы заслуживает работа экипажа поискового БМРТ *Зарница» управления «Севрыбпром- разведка.'. Вся группа «кошельковистов ;> трудится на открытом им мойвепном < пятне», группа БМРТ — запад нее. Очень оперативно и с большой точностью наводит промысловиков на косяки..■> (Из отзыва флагманского капитана Мурманского тралового флота И. В. МЕДЫНЦЕВА ). П ЕРВОЕ впечатление — обычное промысловое судно. Такое же. как на РТ. траловое хозяйство, и фаб рика отличается разве толь ко тем что здесь все рыбо- делы оборудованы приспо соблениями для укладки пресервов. 11 рейсовое зада ние предусматривает (прав да к меньшем размере по сравнению с обычным про мысловым БМРТ ) выпуск мороженой пищевой продук ции. рыбмуки. пресервов. 11 жиндж нацелен, іго-боевому настроен на выполнение про изводственного задания. 1 ...Первый помощник капи тана Ю В Федоров с удо вольствием называет имена передовиков, на кого здесь равняются, с кого берут при мер в труде Как правило, эти .поди отличаются и вы сокой общественной актив ное тью. 'V)атр ос-іidл убни к Сергей Колоколов, комсомо лец. Когда службе рыбооб работки пришлось туго на выбивке — ведь много моло д еж и 'н мало кто имел навы ки—Сергей пришел с палу бы. встал на этой операции и обучал новичков. Мастер по добыче Валерий Васильев— член штаба «Комсомольско го прожектора». Секретаря комсомольской организации, слесаря ремонт ной группы Александра Ш ев ченко старший механик В, и. 'Меркулов отмечает как одного ііз лучших работни. ков машинной команды На чальник радиостанции ком мунист С. М. Федотов за принципиальность, честность, справедливость избран пред седателем судового компте. та. Другой коммунист старший повар Гурбаиов Му- швик Га.нн-оглы — избран председателем гп> ппы народ ного контроля. * О тличает «Зарницу» от обыч ного промыслового судна спе циф ика работы: из 125 суток промыслового времени 105 от водится на поиск. Е сть отли чия и в ш татном расписании: здесь вместо помощника капи тана по производству значится помощник напитана по н ауч ной работе Наполовину мень ше служба рыбообработки, за то в ш тате узаконена научная поисковая группа. Главная задача экипаж а «Зарницы» — обеспечить про мысловые ф лота точными ад ресами концентраций мойвы. Каю та, зан ятая под полевую лабораторию . Здесь — прибо ры для взятия проб воды и из мерения ее тем пературы ка различны х глуби н ах, п ланктон ная сеть, микроскоп, ап те кар ские весы, ф аксим ильны е к а р ты тем ператур баренцейомор- ск и х .вод, ледовой обстановки, погоды, волнений моря. Хозяева лаборатории — старш ий инж е нер Н. Н„ Тр о стянски й, инжеке* ры-гидрологи А. И1, Ж ичкин и О. В. Ковалев. — , Каким образом удалось с началом путины сразу на править промысловые суда на самые «мойвенные» квад раты? Ведь даже очень яр кая. «вспышка» мойвы в мас штабах Баренцева моря — что-то вроде иголки в стоге сена... данного года, более холодного или теплого, — причина ко варной изм енчивости в ха р а к тере течений. Ты сячи исходны х дан ны х тр ебую тся, чтобы от ветить на вопрос: что, куда, когда, сколько времени дуло, тащ ило планктон. Но и это далеко не все. Вы числив район кормовой базы и найдя мойву; научная группа лиш ь т у т при ступает к реш е нию главной задачи: какие дать рекомендации для работы фло тов. На первый план в ы ступ а ю т производственные. эконо мические ф акторы . Чем ра зумнее облавливать концент рации мойвы — тралам и или ‘ кош ельковыми неводами? Это зависит от повадок мойвы, а повадки, в свою очередь, от ре жима п итания, определяемого опять же видом планктона. В А П О Г Е Е П Р О М Ы С Л А _ Правильно. И чтобы найти иголку, не обязательно перебирать весь стог. — вво дит в курс дела Тростяискнй. — Научный анализ комплек са многолетних наблюдений позволяет .заранее вычислить перспективные участки. По иск косяков начался задолго до мойвенной путины — на берегу в кабинетных услови ях. А уж затем, перед пу тиной. на этих участках бы ли проведены научно-ноиско. вые работы. Приборами на ходили КОСЯКН, производили пробные траления, делали детальный анализ — опре деляли возраст рыбы, оцени, вали ее промысловое значе ние пригодность для выра ботки того или иного вида продукции... Руководитель группы, или, по штатному расписанию граулера, помощник капита на по научной работе Алек сандр Васильевич Родии пы тается как можно популяр нее объяснить, каким обра зом он ределяется перспек- гнвпоеть того или иного у ч а стка .моря. В-предельно уп рощенном виде схема вы глядит так. Нагульная мойва должна ч ем -to питаться Ес тественно. она ищет корм. Отсюда' где корм, гам и мой ва Питается же мойва ис ключи гельио зоопланктоном. Важно знать, где произой дут скопления зоопланкто на — кормовой базы мойвы. Хотя принцип известен. Скоп- тения образуются по пери ферии теплых течений. Там, где теплые течения сталкива ются с холодными, п образу ется гак называемый гидро- югнчеекип фронт. Казалось бы. чего же проще; раз течения достаточно и зуч е ны и известны , то и гидрола- , гические ф ронты не составляет тр уда найти. Но в том-то и де ло. что течения в море — это не реки с твердыми берегами, и определяю т их границы д р у гие течения, которые.., тож е не имею т границ. Дэ гткке и: тому т я ж е л ы й . М; Г" ОВОРЯТ, ЧТО понедельник — день тяж елы й . Моряки БМРТ>413 «Полярный» не . сог ласны с этим В понедельна 22 сентября, и х судно верну лось в родной порт с мойвен ной п ути ны . Буквально через полчаса его поставили к при чалу второго района порта и сразу начали разгр узку. Капитан-директор С. О. Воол довольно улы бался: — Если так дальш е пойдет ] дело, то мы пож алуй, досроч- | но уйдем б рейс. И в самом деле, к утр у втор, ника за две смены с «Поляр НОГО» вы грузи ли 216 ТОНН МОЙ- I вы. Это, конечно, не рекорд но если учесть, что рыба до ставлена в полиэтиленовы х па ке тах, а не в картонной таре, которой на судне не было, то можно сделать вывод; бригады поработали неплохо. Тяж елым для экипаж а ока зался вторник. С восьми ноль- ноль до четырнадцати часов с судна не было вы груж ено ни килограмма рыбы. Стивидор: буквально припертый к стенке судовым технологом, категори чески заявил: — До 16 часов вы гр уж ать не будем. А дальш е — др угая смена, разбирайтесь с ней... О казалось, что нежданно-не- гаданно и куда — неизвестно у портовиков пропал стр о п контейнер. Обычно он в тече ние нескольких минут после вы грузки пакетов прямо на стреле крана возвращ ается на судно, чтобы снова принять продукцию , В пересменни строп-контей нер на склад не сдается. Не такая у ж это большая цен ность — его стоимость 16 руб лей 88 копеек. А вот поди ж ты , пропал. Искали искали нехитрое при способление портовики, вск> смену старались, а время ш ло... Час простоя БМРТ мПоляр-ѵт* ный» обходится в 14-9 рублей. V А если сч и тать, что судно про стояно одну смену, то цифра получается немалая — I t 92 рубля. Кто оплатит эту сумм у то варищи портовики? к. ИЛЬИН. клим атические особенности ..- Зарница >, выйдя на очередное монвенное скопле ние. дала свои координаты судам группы, а сама взяла Ho-вый курс — обследовать районы к северу и северо- востоку от промысла. Я за. да.і вопрос А. В. Родину: - - В настоящее время об- с і ьновка стабилизировалась. II «.ьчшелькоБпеты», и круп нотоннажные суда в основ, ном с. рыбой, и-роловы редки. Нечему бы те использовать момент и не поработать здесь,' в группе на собствен ный план? Александр Васильевич воз разил- — Лас спокойная обста новка не должна успокаивать. Для нас она --- всегда напря женная. В любой момент мы долл.нты дать промысловикам Новые адреса концентраций. Іі мы уже готовы к этому. ...Одних капитанов назы ваю т опы тными, д р уги х удач ли вы ми, тр е ть и х — грам отным и. Поисковики-научники делят ка питанов по-своему, на две ка тегории: на те х, кто доверяет Их прогнозам, и на те х. кто не доверяет, а больше полагается на свой опы т. Причем иной напитан за свой та к н азы вае мый опы т принимает ощуще* ние, сходное с тем, какое ис- пы ты вает рыбак, поймавший однажды в одном месте к р у п ную ры б и н у,— его на это ме£- те всегда будет тянут*? снова и снова. Так и на промысле. Но ведь год на год не прихо ди тся, места скоплений рыбы меняю тся. — Вообще-то на этой пу тине сдвиг есть: пожаловать ся па недоверие к нам про мысловиков мы не можем,— А. В. Родин достает толстый журнал, быстро находит нуж ные .записи, продолжает: — Вот. С учетом комплекса на. учных изысканий мы пред ложили направить суда й востоку от группы. Попробо вали первыми сами п бук вально наехали па -пятно.»'. Подъемы двадцать гони, тридцать тони. Дали пеленг судам. Очн подошли, у всех сразу появились юрешие уловы. А потом — шторм. Ььнта рассеялась. Мьі вьші.т l па района шторма па запад, в запасной район, опять - се ли» на . пятно-». Вызвали та себя группу. Надеялись н опасались: поверят ли, что наш прогноз долговременный, или будут пережидать шторм на месте. А это — пот*'он времени: пока длится шторм да пока обстановка вновь нор мализуется... Александр Васильевич по листал страницы: — Ага, вот. 25 августа — все на переходе... Вот уже все перешли — 26 августа... Я сам был свидетелем: с 26 августа БМ РТ всех про мысловых флотов грудятся к рекомендованном «.Зарницей *- районе. ...Сейчас у аспиранта геогра фического ф ак ул ь те та Ленин градского государственного^ университета А. В. Родина о ст рая нехватка времени. В про шлом году семь месяцев нахо дился в море. В этом году, с учетом этого рейса, девять. А напряженная работа и избран ная им тема для диссертации — поведение пелагических рыб в зависимости от гидрологиче ских условий на примере мой- зы Баренцева моря — трсбу- й т полной отдачи. Последний наш разговор с коллективом научной группы •'Зарницы» состоялся во время_ перегрузим рыбопродукции аа транспортный рефриж ератор. ..- После перегрузки будет возможность немножко -н а . жать» на свой производствен ный план. Иногда необходи мо для убедительности п до стоверности. показать в но вом районе работу в насто ящем' промысловом режиме, показать, что можно иметь за сутки па данных к о н д е н сациях. Тогда уж держись. £ыбы много максимум -е нужно пустить на нишевые Дели, а служба обработки малочисленна. ІІа помощь приходят палубники, подвах- Та дружно подключается, иной раз люди н по два раза выходят на подвахту. Такова елецифк к,» ііоі 1 ск г & - Л еудна. 4 “ А. ПЯТНИЦЫ!?. Борт БМРТ «Зарница- ‘Варенцвво море). • 2 стр. « Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н » :26 сентября 198© р*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz