Рыбный Мурман. 1980 г. Сентябрь.

ВЕСТИ С МОЙВЕННОЙ ПУТ ИНЫ О б р а б о т а н о 2 0 0 с у д о в О выполнении пятилетнего плана по выработке рыбопро­ дукции команда рыбомучной базы «Рига» рапортовала 25 апреля. Став на трудовую вах­ ту по достойной встрече съез­ да партии, экипаж судна вы­ полнил годовое задание уже 15 сентября. Ныне на мойвенной путине коллектив плавбазы поддержи­ вает напряженный трудовой ритм. На сегодняшний день рейсовое задание выполнено более чем на 60 процентов. Нет сомнения, что обязатель­ ство экипажа выдать сверх рейсового задания 900 тонн продукции будет выполнено досрочно. В основе успеха трудового коллектива базы самоот­ верженный труд многих чле* нов экипажа — матросоЕ В. Колодия, П. Иванова, Ю. Куракина, машинистов ры­ бомучной установки В. Обо­ рина, М. Гомона, механиков О. Тюрина, Ш. Муртазина, S. Привалова, старшего меха­ ника А. Лукашова и других. Одним словом, каждый ста­ рается работать добросовест­ но.. самоотверженно. Пример в этом подает коммунист, ве­ теран флота, капитан-директор Николай Иванович Ляплиев. С начала путины «Рига» об работала около двухсот про­ мысловых судов. И э к о н о м и я , и п р и б ы л ь ЛЮЗДНО вечером 22 сен- **тября к борту плавбазы «Атлантика» пришвартовался БЛАРТ «Кильдин» Архангельско­ го тралового флота. Именно б этот день экипаж «Кильдина» завершил успешно четвертую ударную неделю трудовой вахты, посвященной XXVI съезду партии. За это время команда траулера про­ извела две полные выгрузки рыбопродукции и сэкономила при этом 48 часов промысло­ вого времени. В конечном итоге это положительно ска­ залось на результатах труда рыбаков. Зылов рыбы в раз­ резе задания составил 146 процентов, выпуск мороженой продукции — 121 процент технического жира — 299 про­ центов, рыбмуки — 250 про­ центов. Сразу после швартовки эки­ пажи «Кильдина» и «Атланти­ ки» заключили договор на парное соревнование, быстрей шую передачу-приемку груза. Нормами предусматривалось перегрузить рыбную муку в течение 17 часов. Благодаря стараниям обоих экипажей, пе­ регрузку завершили за 12 ча­ сов. Одновременно заправили траулер топливом. Комсостав плавбазы отмеча­ ет добросовестную работу матросов Сергея Ззйковского, Дмитрия Быстрая, Николая Чишкина, Николая Зубарева, После отхода «Кильдина» к борту «Атлантики» пришварто­ валась на разгрузку рыбомуч­ ная база «Северодвинск», Тру­ довая вахта продолжается. Ч. И 8 АШКО, наш спецкор. Баренцево лоре , борт плавбазы «Атлантика». (По радио). Д е И ь <Самой высокой похвалы заслуживает работа экипажа поискового БМРТ *Зарница» управления «Севрыбпром- разведка.'. Вся группа «кошельковистов ;> трудится на открытом им мойвепном < пятне», группа БМРТ — запад­ нее. Очень оперативно и с большой точностью наводит промысловиков на косяки..■> (Из отзыва флагманского капитана Мурманского тралового флота И. В. МЕДЫНЦЕВА ). П ЕРВОЕ впечатление — обычное промысловое судно. Такое же. как на РТ. траловое хозяйство, и фаб­ рика отличается разве толь­ ко тем что здесь все рыбо- делы оборудованы приспо­ соблениями для укладки пресервов. 11 рейсовое зада­ ние предусматривает (прав­ да к меньшем размере по сравнению с обычным про­ мысловым БМРТ ) выпуск мороженой пищевой продук­ ции. рыбмуки. пресервов. 11 жиндж нацелен, іго-боевому настроен на выполнение про­ изводственного задания. 1 ...Первый помощник капи­ тана Ю В Федоров с удо­ вольствием называет имена передовиков, на кого здесь равняются, с кого берут при­ мер в труде Как правило, эти .поди отличаются и вы­ сокой общественной актив­ ное тью. 'V)атр ос-іidл убни к Сергей Колоколов, комсомо­ лец. Когда службе рыбооб­ работки пришлось туго на выбивке — ведь много моло­ д еж и 'н мало кто имел навы­ ки—Сергей пришел с палу­ бы. встал на этой операции и обучал новичков. Мастер по добыче Валерий Васильев— член штаба «Комсомольско­ го прожектора». Секретаря комсомольской организации, слесаря ремонт­ ной группы Александра Ш ев ­ ченко старший механик В, и. 'Меркулов отмечает как одного ііз лучших работни. ков машинной команды На­ чальник радиостанции ком­ мунист С. М. Федотов за принципиальность, честность, справедливость избран пред­ седателем судового компте. та. Другой коммунист старший повар Гурбаиов Му- швик Га.нн-оглы — избран председателем гп> ппы народ­ ного контроля. * О тличает «Зарницу» от обыч­ ного промыслового судна спе­ циф ика работы: из 125 суток промыслового времени 105 от­ водится на поиск. Е сть отли чия и в ш татном расписании: здесь вместо помощника капи­ тана по производству значится помощник напитана по н ауч­ ной работе Наполовину мень­ ше служба рыбообработки, за­ то в ш тате узаконена научная поисковая группа. Главная задача экипаж а «Зарницы» — обеспечить про­ мысловые ф лота точными ад ресами концентраций мойвы. Каю та, зан ятая под полевую лабораторию . Здесь — прибо­ ры для взятия проб воды и из­ мерения ее тем пературы ка различны х глуби н ах, п ланктон ­ ная сеть, микроскоп, ап те кар ­ ские весы, ф аксим ильны е к а р ­ ты тем ператур баренцейомор- ск и х .вод, ледовой обстановки, погоды, волнений моря. Хозяева лаборатории — старш ий инж е­ нер Н. Н„ Тр о стянски й, инжеке* ры-гидрологи А. И1, Ж ичкин и О. В. Ковалев. — , Каким образом удалось с началом путины сразу на­ править промысловые суда на самые «мойвенные» квад­ раты? Ведь даже очень яр­ кая. «вспышка» мойвы в мас­ штабах Баренцева моря — что-то вроде иголки в стоге сена... данного года, более холодного или теплого, — причина ко­ варной изм енчивости в ха р а к ­ тере течений. Ты сячи исходны х дан ны х тр ебую тся, чтобы от­ ветить на вопрос: что, куда, когда, сколько времени дуло, тащ ило планктон. Но и это далеко не все. Вы числив район кормовой базы и найдя мойву; научная группа лиш ь т у т при ступает к реш е­ нию главной задачи: какие дать рекомендации для работы фло­ тов. На первый план в ы ступ а­ ю т производственные. эконо­ мические ф акторы . Чем ра­ зумнее облавливать концент­ рации мойвы — тралам и или ‘ кош ельковыми неводами? Это зависит от повадок мойвы, а повадки, в свою очередь, от ре­ жима п итания, определяемого опять же видом планктона. В А П О Г Е Е П Р О М Ы С Л А _ Правильно. И чтобы найти иголку, не обязательно перебирать весь стог. — вво­ дит в курс дела Тростяискнй. — Научный анализ комплек­ са многолетних наблюдений позволяет .заранее вычислить перспективные участки. По­ иск косяков начался задолго до мойвенной путины — на берегу в кабинетных услови­ ях. А уж затем, перед пу­ тиной. на этих участках бы­ ли проведены научно-ноиско. вые работы. Приборами на­ ходили КОСЯКН, производили пробные траления, делали детальный анализ — опре­ деляли возраст рыбы, оцени, вали ее промысловое значе­ ние пригодность для выра­ ботки того или иного вида продукции... Руководитель группы, или, по штатному расписанию граулера, помощник капита­ на по научной работе Алек­ сандр Васильевич Родии пы­ тается как можно популяр­ нее объяснить, каким обра­ зом он ределяется перспек- гнвпоеть того или иного у ч а­ стка .моря. В-предельно уп­ рощенном виде схема вы­ глядит так. Нагульная мойва должна ч ем -to питаться Ес­ тественно. она ищет корм. Отсюда' где корм, гам и мой­ ва Питается же мойва ис­ ключи гельио зоопланктоном. Важно знать, где произой­ дут скопления зоопланкто­ на — кормовой базы мойвы. Хотя принцип известен. Скоп- тения образуются по пери­ ферии теплых течений. Там, где теплые течения сталкива­ ются с холодными, п образу­ ется гак называемый гидро- югнчеекип фронт. Казалось бы. чего же проще; раз течения достаточно и зуч е­ ны и известны , то и гидрола- , гические ф ронты не составляет тр уда найти. Но в том-то и де­ ло. что течения в море — это не реки с твердыми берегами, и определяю т их границы д р у­ гие течения, которые.., тож е не имею т границ. Дэ гткке и: тому т я ж е л ы й . М; Г" ОВОРЯТ, ЧТО понедельник — день тяж елы й . Моряки БМРТ>413 «Полярный» не . сог­ ласны с этим В понедельна 22 сентября, и х судно верну лось в родной порт с мойвен ной п ути ны . Буквально через полчаса его поставили к при­ чалу второго района порта и сразу начали разгр узку. Капитан-директор С. О. Воол довольно улы бался: — Если так дальш е пойдет ] дело, то мы пож алуй, досроч- | но уйдем б рейс. И в самом деле, к утр у втор, ника за две смены с «Поляр НОГО» вы грузи ли 216 ТОНН МОЙ- I вы. Это, конечно, не рекорд но если учесть, что рыба до­ ставлена в полиэтиленовы х па­ ке тах, а не в картонной таре, которой на судне не было, то можно сделать вывод; бригады поработали неплохо. Тяж елым для экипаж а ока­ зался вторник. С восьми ноль- ноль до четырнадцати часов с судна не было вы груж ено ни килограмма рыбы. Стивидор: буквально припертый к стенке судовым технологом, категори чески заявил: — До 16 часов вы гр уж ать не будем. А дальш е — др угая смена, разбирайтесь с ней... О казалось, что нежданно-не- гаданно и куда — неизвестно у портовиков пропал стр о п ­ контейнер. Обычно он в тече­ ние нескольких минут после вы грузки пакетов прямо на стреле крана возвращ ается на судно, чтобы снова принять продукцию , В пересменни строп-контей нер на склад не сдается. Не такая у ж это большая цен­ ность — его стоимость 16 руб­ лей 88 копеек. А вот поди ж ты , пропал. Искали искали нехитрое при­ способление портовики, вск> смену старались, а время ш ло... Час простоя БМРТ мПоляр-ѵт* ный» обходится в 14-9 рублей. V А если сч и тать, что судно про­ стояно одну смену, то цифра получается немалая — I t 92 рубля. Кто оплатит эту сумм у то ­ варищи портовики? к. ИЛЬИН. клим атические особенности ..- Зарница >, выйдя на очередное монвенное скопле­ ние. дала свои координаты судам группы, а сама взяла Ho-вый курс — обследовать районы к северу и северо- востоку от промысла. Я за. да.і вопрос А. В. Родину: - - В настоящее время об- с і ьновка стабилизировалась. II «.ьчшелькоБпеты», и круп­ нотоннажные суда в основ, ном с. рыбой, и-роловы редки. Нечему бы те использовать момент и не поработать здесь,' в группе на собствен­ ный план? Александр Васильевич воз­ разил- — Лас спокойная обста­ новка не должна успокаивать. Для нас она --- всегда напря­ женная. В любой момент мы долл.нты дать промысловикам Новые адреса концентраций. Іі мы уже готовы к этому. ...Одних капитанов назы ваю т опы тными, д р уги х удач ли вы ­ ми, тр е ть и х — грам отным и. Поисковики-научники делят ка­ питанов по-своему, на две ка­ тегории: на те х, кто доверяет Их прогнозам, и на те х. кто не доверяет, а больше полагается на свой опы т. Причем иной напитан за свой та к н азы вае­ мый опы т принимает ощуще* ние, сходное с тем, какое ис- пы ты вает рыбак, поймавший однажды в одном месте к р у п ­ ную ры б и н у,— его на это ме£- те всегда будет тянут*? снова и снова. Так и на промысле. Но ведь год на год не прихо­ ди тся, места скоплений рыбы меняю тся. — Вообще-то на этой пу­ тине сдвиг есть: пожаловать­ ся па недоверие к нам про­ мысловиков мы не можем,— А. В. Родин достает толстый журнал, быстро находит нуж­ ные .записи, продолжает: — Вот. С учетом комплекса на. учных изысканий мы пред­ ложили направить суда й востоку от группы. Попробо­ вали первыми сами п бук­ вально наехали па -пятно.»'. Подъемы двадцать гони, тридцать тони. Дали пеленг судам. Очн подошли, у всех сразу появились юрешие уловы. А потом — шторм. Ььнта рассеялась. Мьі вьші.т l па района шторма па запад, в запасной район, опять - се­ ли» на . пятно-». Вызвали та себя группу. Надеялись н опасались: поверят ли, что наш прогноз долговременный, или будут пережидать шторм на месте. А это — пот*'он времени: пока длится шторм да пока обстановка вновь нор­ мализуется... Александр Васильевич по­ листал страницы: — Ага, вот. 25 августа — все на переходе... Вот уже все перешли — 26 августа... Я сам был свидетелем: с 26 августа БМ РТ всех про­ мысловых флотов грудятся к рекомендованном «.Зарницей *- районе. ...Сейчас у аспиранта геогра­ фического ф ак ул ь те та Ленин­ градского государственного^ университета А. В. Родина о ст­ рая нехватка времени. В про­ шлом году семь месяцев нахо­ дился в море. В этом году, с учетом этого рейса, девять. А напряженная работа и избран­ ная им тема для диссертации — поведение пелагических рыб в зависимости от гидрологиче­ ских условий на примере мой- зы Баренцева моря — трсбу- й т полной отдачи. Последний наш разговор с коллективом научной группы •'Зарницы» состоялся во время_ перегрузим рыбопродукции аа транспортный рефриж ератор. ..- После перегрузки будет возможность немножко -н а . жать» на свой производствен­ ный план. Иногда необходи­ мо для убедительности п до­ стоверности. показать в но­ вом районе работу в насто­ ящем' промысловом режиме, показать, что можно иметь за сутки па данных к о н д е н ­ сациях. Тогда уж держись. £ыбы много максимум -е нужно пустить на нишевые Дели, а служба обработки малочисленна. ІІа помощь приходят палубники, подвах- Та дружно подключается, иной раз люди н по два раза выходят на подвахту. Такова елецифк к,» ііоі 1 ск г & - Л еудна. 4 “ А. ПЯТНИЦЫ!?. Борт БМРТ «Зарница- ‘Варенцвво море). • 2 стр. « Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н » :26 сентября 198© р*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz