Рыбный Мурман. 1980 г. Сентябрь.

моивенной п 1 пикиь'■ ■І-О ewfrsrSwsP'-'- •г.те »<№иь«А>к-. '> л ь -у. • ....................... .. • Внимание: о п ы т I Чтобы трал был полнее Q O АВГУСТА на БМРТ «Ашха- ь О бадц я 8ышел в Баренце, во море для оказания практи­ ческой помощи экипажам су­ дов в настройке орудий лова на мойвенной путине. Промыс­ ловая обстановка была хоро­ шей, и мойва ловилась прак­ тически в таком количестве, которое способны были обра. ботать рьібофабрики судов. И все-таки... БМРТ «Хабаровск» только что пришел из порта. Прове­ ряю правильность снаряжения трала, промысловое вооруже. ние, палубные механизмы. Осо­ бых замечаний нет. Но на пу­ тине так называемых «мело­ чей» не бывает, здесь все очень важно. Неправильно привязан вибратор {прибор контроля трала) — и на мос­ тике по неясной записи само­ писца штурману приходится гадать: то ли это рыба заходит в трал, то ли это какие-то гид­ роакустические помехи. Ладно, это неважно при плотных концентрациях мойвы, когда, как говорится, хоть вслепую, да что-то поймаешь Ну, а когда обстановка «скис­ нет», и косяки придется облав, пивать более искусно, и от промвооружения потребуется все, на что оно способно! Та­ кое, казалось бы, незначитель' ное упущение будет стоить многих часов потери промыс­ лового времени. Другое упущение, которое встречается довольно часто,— на барабанах траловых лебе­ док при их подготовке к ра боте оставляют чересчур уж излишнее количество ваеров, А это при недостаточно мощ­ ных лебедках мешает опера­ тивно маневрировать тралом. Встречаются и другие про. махи. На БМРТ «Рыбачий» об­ наружилось странное «поведе­ ние» трала, его недостаточное раскрытие. Выяснилось: сдви­ нулись оттяжки гидромехани­ ческих щитков, вследствие че­ го щитки и вибратор во вре. мя траления запутывались в крыле трала. Со старшим мас­ тером Ю. А. Артемьевым пе­ ределали оттяжки щитков, пе. ревяэали в нужное положение вибратор, а также облегчили нижнюю подбору трала с 600 до 300 килограммов. Стало лег­ че и безопаснее водить трал вблизи грунта. Для увеличения раскрытия, для более эффективной рабо­ ты трала [чертеж 1763-А) я рекомендовал также заменить голые концы трала с 20. на 40-метровые. Мойвенная путина в разгаре. Но уже сейчас необходимо ликвидировать любые упуще­ ния в снаряжении трала, чтобы и при ухудшении промысловой обстановки добывать полно­ весные уловы. Е. ТАВЛИНОВ, тралмейстер- наставник Мурманского тра­ лового флота. .И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА О ЧЕНЬ напряженная обстановка сейчас в Мурманском рыбном порту. Посто­ янно у причалов швартуются промысловые и транспортные суда. Бригадам докеров при­ ходится нелегко. Особенно сложное положение на судах, пришедших с мойвенной путнны. Дело в том, что мойва затарена в полиэтиленовые пакеты, не упакована в картонные ящики, которых на судах нет. Опыта работы с та­ кими грузами, доставляющими немало хло­ пот, мурманские портовики не имеют, и вы­ грузка ведется медленно. . Так счита­ ют н заместитель начальника второго райо­ на порта А. Л. Иванов, и начальник службы эксплуатации Мурманского тралового фло­ та Б. С. Ширкни. — По нормативам, установленным ВРИО «Севрыба» на этот год, суда, пришедшие «по зеленой», должны обрабатываться за 48 часов, а БМРТ-241 «Душанбе» простоял поч­ ти пять суток. Плохо идет и выгрузка БМРТ -243 «Ашхабад». Ожидаются подходы БМРТ -4 04 «Мир», БМРТ -240 «Хабаровск», БМРТ -41 3 «Полярный» с такими же груза­ ми, _ говорит Б. С. Ширкин. — Мы, ко­ нечно, понимаем, что портовикам трудно, но выгружать по 8 тонн продукции в час по так называемым малым нормам — это слишком мало. Мойву в порт доставляют не только про­ мысловые суда. 9 сентября в Мурманск пришел ТР «Константин Ольшанский». Око­ ло половины его груза — первосортная мой­ ва в блоках и коробочках. Судно р азгруже­ но в срок. Но это время можно было и со­ кратить. Транспортный рефрижератор 9 сен­ тября в 12.00 стал На якорь и только в 22 часа 30 минут был поставлен к причалу. Выгрузка началась на другой день. Велась она па одну точку, то и дело прерывалась. Па 15 сентября планировался отход на путину плавбазы «Атлантика». Конечно, разгрузке мешала непогода — приходилось время от времени закрывать трюмы. Но ска­ залась и слабая организация труда. «А тлан ­ тика» ушла в рейс только 17 сентября. Начальник службы эксплуатации управ­ ления «Севрыбхолодфлот» С. С. Лазарев рассказывает о том, что с 8 сентября до сегодняшнего дня простоял в порту ТР «Космонавт Гагарин». который тоже ждут па путине. Более четырех суток не могли снять портовики с Т Р «Гранит­ ный берег» палубный груз — бидоны с рыбьим жиром. Путина набирает темпы. В ее обеспечении многое- зависит не только от промысловиков, но и от тружеников берега. И. ФЕДОРОВ. « К о ш е л ь к о в и с т а м » П Р И Х О Д И Т С Я Т У Г О Т>ЕСТИ, которые приходят из районов облова мойвы s , эти дни, обнадеживающими назовеш ь. Во всяком случае, экипаж ам среднетоннаж ны х траулеров, ведущим лов ко­ ш ельковыми неводами, прихо­ д и тся несладко. В одной из последних радио­ грамм сообщ ается: «Промысло­ вая обстановка неудовлетвори­ тельная. Ночью рыба рассредо­ точивается в «дорожки». Ф лот в активном поиске. В течение дня — два-три замета по 10—20 тонн. Л иш ь отдельные уловы достигаю т 50— 100 тонн. Много п у сты х заметов». У ч и ты в ая слож ивш ую ся си­ туацию , на промысловом совете «Мурманрыбпрома» решено по- ревести часть судов (напомним, * на мойвенной путине от объ­ единения тр у д ятся экипаж и среднетоннаж ны х траулеров) в северо-западный район промыс­ ла, где наблю даю тся неплохие концентрации рыбы. Н естабильны уловы и у ры­ баков М урманского рыбаккол- хозсою за. Из тр е х заметов, сде­ л а н н ы х командой среднего ры ­ боловного траулера «Талнах», один принес 45 тонн, второй — 103, трети й — 42. Та же карти ­ на и у д р уги х судов. Тем не менее следует отме­ ти ть , что рыбаки-колхозники план сентября выполнили уже почти на 80 процентов. У худш е н и е обстановки, сни­ жение уловов «ликвидировали» проблему н ехватки плавбаз, и теперь, напротив, экипаж и баз н аходятся в ожидании сырья на переработку. Что касается крупнотоннаж ­ н ы х судов, то и х лиш ь чзстич- но коснулись беды «кошелько-* вистов». Конечно, часты е ш тор­ ма затр удн яю т промысел, одна­ ко экипаж и многих судов Мур­ м анского тралового ф лота ра­ ботаю т довольно стабильно. Среди них — коллективы БМ РТ «Мир», «Павел Орлов», «Поляр­ ный», вылов которы х прибли­ ж ается к уровню д в ух норм. Д ЛЯ ЧЕГО судно ставят в ремонт? Вопрос, казалось бы, наив­ ный. Разумеется, для того, чтобы все системы и меха­ низмы на нем заработали лучше, надежнее. Чтобы эки­ пажу было легче добывать сырье и вырабатывать про­ дукцию высокого качества. Увы. на практике нередко получается обратное: судно после ремонта неспособно отвечать своему назначению, и требуется не один день для того, чтобы траулер вошел в рабочую «форму». БМРТ «Рыбачий» Мур­ манского тралового флота стал влиеждурейсовый ремонт на СРЗ-1 объединения «Мур­ манская судоверфь» в апре­ ле этого года. По договору ремонт должен был закон­ читься 11 июня. Сроки По настоянию ремонтников пере, носились несколько раз. Не ушли ремонтники с судна л в назначенный день отхода — 12 августа. Именно в по­ следние дни была выполнена львиная доля работ, до кото­ рых за четыре месяца у р а­ ботников завода почему-то руки не доходили. А спешка, аврал, как известно, плохие союзники качества. 14 августа еще у причала, едва ремонтники покинули судно, начались наши беды. Остановился работавший для проверки под нагрузкой тран­ спортер подачи сырья на ры ­ бомучную установку: «поле­ тели» подшипники редукто­ ра. Заменили их сами. На пути к району промыс­ ла стали готовить технологи­ ческие линии к приему пер­ вого трала. Включили моеч­ ные машины. Они «ответили» скрежетанием, треском, виб­ рацией... Выяснилось: на СРЗ-1 не удосужились заме­ нить подшипники редукто­ ров. И этот огрех ремонтни­ ков устранила судовая ре­ монтная бригада с помощью инициативной группы меха- Б о л ь ш и е п о т е р и п о с л е м а л о г о р е м о н т а Р е м о н т е у ц о в - п о й к о н т р о л е м р е д а к ц и и « Р М » нико-судовой службы флота. Дальше. Подняли первый трал, Настроение у людей повышенное. Думали, теперь все пойдет гладко. Не пошло. Начали морозить продукцию — тележки оказались непри­ годными к работе по вине завода «Севреммаш» (не от- рихтованы каркасы). Это оз­ начало потерю тонны .мо­ роженой продукции за каж; дые четыре часа, нарушение технологического цикла, рит­ мичности заморозки. Ремонт тележек своими силами в ус­ ловиях непрекращающегося производственного процесса длился двое суток. Отсутст­ вие двух тележек в течение двух суток — это потеря 12 тонн мороженой продукции. А впереди были потерн еще большие. На вторые сут­ ки работы вышел из строя электромотор вентилятора одной из четырех морозиль­ ных камер. Причина _ не­ брежная его сборка па СРЗ-1, такая же небрежная установка н центровка: уста­ навливали его в последний момент перед отходом судна. Пока судовые электрики за­ менили электромотор другим, прошло двое суток. Все это время морозильная камера не давала продукцию, а мог. ла бы ее дать до 20 тонн. Естественно, рыбофабрнке в больших количествах нуж ­ на вода для промывки рыбы, оттайки мороженых брикетов, для поддержания должного санитарного состояния. Проб­ лема подачи воды также ре­ шалась целые сутки. В тру ­ бе, подающей воду от насо­ са в систему фабрики, обра­ зовался свищ. Стало заливать помещение РМУ. Заделали один свищ — образовался другой. Заделали другой — появился третий. Труба в за­ водских условиях не была заменена. Словом, ремонтных дел у инициативной группы и су­ довой ремонтноіі бригады оказалось более чем доста­ точно. Но ведь прямое на­ значение этих специалистов другое: ввести в правильный режим РМУ, сортировочную установку, глазнровочную машину, систему транспорте­ ров ИЧч д. Что особенно вызывает тревогу, так это состояние цеха РМУ. Восемь дней с начала работы па промысле мы не могли начать выпуск рыбной муки. Мощность же установки позволяет выраба­ тывать ежесуточно до трех тонн ее. Из-за простоя РМУ мы не произвели более 20 тонн муки. Итак, подведем нерадост­ ные итоги потерь первых дней промысла: недодано 20 тонн рыбной муки и 66 тонн пищевой рыбопродукции. Учитывая не нормативные, а потенциальные возможности экипажа, государство уже сейчас недополучило продук­ ции на 50 тысяч рублей, Экипаж «Рыбачьего», ко­ нечно, уверен, что рейсовое задаг.не будет не только вы ­ полнено, но и перевыполнено. Огорчает другое: каких мы результатов пи добьемся. они могли бы оыть значи­ тельно выше, если бы не до­ садные невосполнимые поте­ ри в начале рейса нз-за пло­ хой готовности оборудования рыбофабрикн к работе. Случай с « Рыб а ч ь им> да­ леко не единичный. Факты некачественного ремонта ры ­ бопромысловых судов в объ­ единении «Мурманская су­ доверфь» и на подчиненных ему предприятиях не раз приводились па страницах еженедельника «Рыбный Мурман». Но. видимо, воз и ныне там. Неужели нет вы ­ хода? На наш взгляд, выходящие из ремонта суда были бы бо­ лее боеспособными, если бы были внесены некоторые менения в порядок контроля за ходом ремонта и сдачи судов после ремонта специа­ листам флота. Например, чтобы в первый репс пошли па отремонтированном судне именно те механики и другие специалисты, которые осуще­ ствляли контроль за ходом работ. Как говорится, что по­ сеешь, то и пожнешь. Не худо бы и специалнс. там ремонтных предприятий иногда выходить в море на отремонтированных ими су­ дах, чтобы «по достоинству» оценить качество собственной работы. В. КРИКЛЕНКО, помощ­ ник капитана по продз- водству БМРТ «Рыба' чин», В. КОСАЕВ, стар­ ший механик. • 2 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 19 сентября 1980 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz