Рыбный Мурман. 1980 г. Сентябрь.
моивенной п 1 пикиь'■ ■І-О ewfrsrSwsP'-'- •г.те »<№иь«А>к-. '> л ь -у. • ....................... .. • Внимание: о п ы т I Чтобы трал был полнее Q O АВГУСТА на БМРТ «Ашха- ь О бадц я 8ышел в Баренце, во море для оказания практи ческой помощи экипажам су дов в настройке орудий лова на мойвенной путине. Промыс ловая обстановка была хоро шей, и мойва ловилась прак тически в таком количестве, которое способны были обра. ботать рьібофабрики судов. И все-таки... БМРТ «Хабаровск» только что пришел из порта. Прове ряю правильность снаряжения трала, промысловое вооруже. ние, палубные механизмы. Осо бых замечаний нет. Но на пу тине так называемых «мело чей» не бывает, здесь все очень важно. Неправильно привязан вибратор {прибор контроля трала) — и на мос тике по неясной записи само писца штурману приходится гадать: то ли это рыба заходит в трал, то ли это какие-то гид роакустические помехи. Ладно, это неважно при плотных концентрациях мойвы, когда, как говорится, хоть вслепую, да что-то поймаешь Ну, а когда обстановка «скис нет», и косяки придется облав, пивать более искусно, и от промвооружения потребуется все, на что оно способно! Та кое, казалось бы, незначитель' ное упущение будет стоить многих часов потери промыс лового времени. Другое упущение, которое встречается довольно часто,— на барабанах траловых лебе док при их подготовке к ра боте оставляют чересчур уж излишнее количество ваеров, А это при недостаточно мощ ных лебедках мешает опера тивно маневрировать тралом. Встречаются и другие про. махи. На БМРТ «Рыбачий» об наружилось странное «поведе ние» трала, его недостаточное раскрытие. Выяснилось: сдви нулись оттяжки гидромехани ческих щитков, вследствие че го щитки и вибратор во вре. мя траления запутывались в крыле трала. Со старшим мас тером Ю. А. Артемьевым пе ределали оттяжки щитков, пе. ревяэали в нужное положение вибратор, а также облегчили нижнюю подбору трала с 600 до 300 килограммов. Стало лег че и безопаснее водить трал вблизи грунта. Для увеличения раскрытия, для более эффективной рабо ты трала [чертеж 1763-А) я рекомендовал также заменить голые концы трала с 20. на 40-метровые. Мойвенная путина в разгаре. Но уже сейчас необходимо ликвидировать любые упуще ния в снаряжении трала, чтобы и при ухудшении промысловой обстановки добывать полно весные уловы. Е. ТАВЛИНОВ, тралмейстер- наставник Мурманского тра лового флота. .И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА О ЧЕНЬ напряженная обстановка сейчас в Мурманском рыбном порту. Посто янно у причалов швартуются промысловые и транспортные суда. Бригадам докеров при ходится нелегко. Особенно сложное положение на судах, пришедших с мойвенной путнны. Дело в том, что мойва затарена в полиэтиленовые пакеты, не упакована в картонные ящики, которых на судах нет. Опыта работы с та кими грузами, доставляющими немало хло пот, мурманские портовики не имеют, и вы грузка ведется медленно. . Так счита ют н заместитель начальника второго райо на порта А. Л. Иванов, и начальник службы эксплуатации Мурманского тралового фло та Б. С. Ширкни. — По нормативам, установленным ВРИО «Севрыба» на этот год, суда, пришедшие «по зеленой», должны обрабатываться за 48 часов, а БМРТ-241 «Душанбе» простоял поч ти пять суток. Плохо идет и выгрузка БМРТ -243 «Ашхабад». Ожидаются подходы БМРТ -4 04 «Мир», БМРТ -240 «Хабаровск», БМРТ -41 3 «Полярный» с такими же груза ми, _ говорит Б. С. Ширкин. — Мы, ко нечно, понимаем, что портовикам трудно, но выгружать по 8 тонн продукции в час по так называемым малым нормам — это слишком мало. Мойву в порт доставляют не только про мысловые суда. 9 сентября в Мурманск пришел ТР «Константин Ольшанский». Око ло половины его груза — первосортная мой ва в блоках и коробочках. Судно р азгруже но в срок. Но это время можно было и со кратить. Транспортный рефрижератор 9 сен тября в 12.00 стал На якорь и только в 22 часа 30 минут был поставлен к причалу. Выгрузка началась на другой день. Велась она па одну точку, то и дело прерывалась. Па 15 сентября планировался отход на путину плавбазы «Атлантика». Конечно, разгрузке мешала непогода — приходилось время от времени закрывать трюмы. Но ска залась и слабая организация труда. «А тлан тика» ушла в рейс только 17 сентября. Начальник службы эксплуатации управ ления «Севрыбхолодфлот» С. С. Лазарев рассказывает о том, что с 8 сентября до сегодняшнего дня простоял в порту ТР «Космонавт Гагарин». который тоже ждут па путине. Более четырех суток не могли снять портовики с Т Р «Гранит ный берег» палубный груз — бидоны с рыбьим жиром. Путина набирает темпы. В ее обеспечении многое- зависит не только от промысловиков, но и от тружеников берега. И. ФЕДОРОВ. « К о ш е л ь к о в и с т а м » П Р И Х О Д И Т С Я Т У Г О Т>ЕСТИ, которые приходят из районов облова мойвы s , эти дни, обнадеживающими назовеш ь. Во всяком случае, экипаж ам среднетоннаж ны х траулеров, ведущим лов ко ш ельковыми неводами, прихо д и тся несладко. В одной из последних радио грамм сообщ ается: «Промысло вая обстановка неудовлетвори тельная. Ночью рыба рассредо точивается в «дорожки». Ф лот в активном поиске. В течение дня — два-три замета по 10—20 тонн. Л иш ь отдельные уловы достигаю т 50— 100 тонн. Много п у сты х заметов». У ч и ты в ая слож ивш ую ся си туацию , на промысловом совете «Мурманрыбпрома» решено по- ревести часть судов (напомним, * на мойвенной путине от объ единения тр у д ятся экипаж и среднетоннаж ны х траулеров) в северо-западный район промыс ла, где наблю даю тся неплохие концентрации рыбы. Н естабильны уловы и у ры баков М урманского рыбаккол- хозсою за. Из тр е х заметов, сде л а н н ы х командой среднего ры боловного траулера «Талнах», один принес 45 тонн, второй — 103, трети й — 42. Та же карти на и у д р уги х судов. Тем не менее следует отме ти ть , что рыбаки-колхозники план сентября выполнили уже почти на 80 процентов. У худш е н и е обстановки, сни жение уловов «ликвидировали» проблему н ехватки плавбаз, и теперь, напротив, экипаж и баз н аходятся в ожидании сырья на переработку. Что касается крупнотоннаж н ы х судов, то и х лиш ь чзстич- но коснулись беды «кошелько-* вистов». Конечно, часты е ш тор ма затр удн яю т промысел, одна ко экипаж и многих судов Мур м анского тралового ф лота ра ботаю т довольно стабильно. Среди них — коллективы БМ РТ «Мир», «Павел Орлов», «Поляр ный», вылов которы х прибли ж ается к уровню д в ух норм. Д ЛЯ ЧЕГО судно ставят в ремонт? Вопрос, казалось бы, наив ный. Разумеется, для того, чтобы все системы и меха низмы на нем заработали лучше, надежнее. Чтобы эки пажу было легче добывать сырье и вырабатывать про дукцию высокого качества. Увы. на практике нередко получается обратное: судно после ремонта неспособно отвечать своему назначению, и требуется не один день для того, чтобы траулер вошел в рабочую «форму». БМРТ «Рыбачий» Мур манского тралового флота стал влиеждурейсовый ремонт на СРЗ-1 объединения «Мур манская судоверфь» в апре ле этого года. По договору ремонт должен был закон читься 11 июня. Сроки По настоянию ремонтников пере, носились несколько раз. Не ушли ремонтники с судна л в назначенный день отхода — 12 августа. Именно в по следние дни была выполнена львиная доля работ, до кото рых за четыре месяца у р а ботников завода почему-то руки не доходили. А спешка, аврал, как известно, плохие союзники качества. 14 августа еще у причала, едва ремонтники покинули судно, начались наши беды. Остановился работавший для проверки под нагрузкой тран спортер подачи сырья на ры бомучную установку: «поле тели» подшипники редукто ра. Заменили их сами. На пути к району промыс ла стали готовить технологи ческие линии к приему пер вого трала. Включили моеч ные машины. Они «ответили» скрежетанием, треском, виб рацией... Выяснилось: на СРЗ-1 не удосужились заме нить подшипники редукто ров. И этот огрех ремонтни ков устранила судовая ре монтная бригада с помощью инициативной группы меха- Б о л ь ш и е п о т е р и п о с л е м а л о г о р е м о н т а Р е м о н т е у ц о в - п о й к о н т р о л е м р е д а к ц и и « Р М » нико-судовой службы флота. Дальше. Подняли первый трал, Настроение у людей повышенное. Думали, теперь все пойдет гладко. Не пошло. Начали морозить продукцию — тележки оказались непри годными к работе по вине завода «Севреммаш» (не от- рихтованы каркасы). Это оз начало потерю тонны .мо роженой продукции за каж; дые четыре часа, нарушение технологического цикла, рит мичности заморозки. Ремонт тележек своими силами в ус ловиях непрекращающегося производственного процесса длился двое суток. Отсутст вие двух тележек в течение двух суток — это потеря 12 тонн мороженой продукции. А впереди были потерн еще большие. На вторые сут ки работы вышел из строя электромотор вентилятора одной из четырех морозиль ных камер. Причина _ не брежная его сборка па СРЗ-1, такая же небрежная установка н центровка: уста навливали его в последний момент перед отходом судна. Пока судовые электрики за менили электромотор другим, прошло двое суток. Все это время морозильная камера не давала продукцию, а мог. ла бы ее дать до 20 тонн. Естественно, рыбофабрнке в больших количествах нуж на вода для промывки рыбы, оттайки мороженых брикетов, для поддержания должного санитарного состояния. Проб лема подачи воды также ре шалась целые сутки. В тру бе, подающей воду от насо са в систему фабрики, обра зовался свищ. Стало заливать помещение РМУ. Заделали один свищ — образовался другой. Заделали другой — появился третий. Труба в за водских условиях не была заменена. Словом, ремонтных дел у инициативной группы и су довой ремонтноіі бригады оказалось более чем доста точно. Но ведь прямое на значение этих специалистов другое: ввести в правильный режим РМУ, сортировочную установку, глазнровочную машину, систему транспорте ров ИЧч д. Что особенно вызывает тревогу, так это состояние цеха РМУ. Восемь дней с начала работы па промысле мы не могли начать выпуск рыбной муки. Мощность же установки позволяет выраба тывать ежесуточно до трех тонн ее. Из-за простоя РМУ мы не произвели более 20 тонн муки. Итак, подведем нерадост ные итоги потерь первых дней промысла: недодано 20 тонн рыбной муки и 66 тонн пищевой рыбопродукции. Учитывая не нормативные, а потенциальные возможности экипажа, государство уже сейчас недополучило продук ции на 50 тысяч рублей, Экипаж «Рыбачьего», ко нечно, уверен, что рейсовое задаг.не будет не только вы полнено, но и перевыполнено. Огорчает другое: каких мы результатов пи добьемся. они могли бы оыть значи тельно выше, если бы не до садные невосполнимые поте ри в начале рейса нз-за пло хой готовности оборудования рыбофабрикн к работе. Случай с « Рыб а ч ь им> да леко не единичный. Факты некачественного ремонта ры бопромысловых судов в объ единении «Мурманская су доверфь» и на подчиненных ему предприятиях не раз приводились па страницах еженедельника «Рыбный Мурман». Но. видимо, воз и ныне там. Неужели нет вы хода? На наш взгляд, выходящие из ремонта суда были бы бо лее боеспособными, если бы были внесены некоторые менения в порядок контроля за ходом ремонта и сдачи судов после ремонта специа листам флота. Например, чтобы в первый репс пошли па отремонтированном судне именно те механики и другие специалисты, которые осуще ствляли контроль за ходом работ. Как говорится, что по сеешь, то и пожнешь. Не худо бы и специалнс. там ремонтных предприятий иногда выходить в море на отремонтированных ими су дах, чтобы «по достоинству» оценить качество собственной работы. В. КРИКЛЕНКО, помощ ник капитана по продз- водству БМРТ «Рыба' чин», В. КОСАЕВ, стар ший механик. • 2 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 19 сентября 1980 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz