Рыбный Мурман. 1980 г. Сентябрь.

М ОЯ морская жизнь по­ хожа на сотни, а мо­ жет, и тысячи жизней д р у ­ гих моряков. Родился в Б е ­ лоруссии, рано начал рабо­ тать в колхозе, выучился на тракториста. Казалось, жизнь свою устроил неплохо. Одна­ ко служба на кораблях Се­ верного флота изменила мою дальнейшую судьбу. Конечно, не все, с кем я служил. посвятилп свою жизнь морю. Многие после демобилизации разъехались по домам и о службе вспо­ минают лишь в компании друзей. Но вот большинство ребят из нашего экипажа после увольнения в запас решили пойти на рыболов­ ные суда. Так и я в 1962 году стал матросом на сред­ нем рыболовном траулере. На рыболовных траулерах, так же. как и на военных кораблях, в экипаже должна быть большая дружба. Сама она не зарождается, ее со­ здают н командиры, и мат­ росы. Первым моим рыбо­ ловным судном был СРТ «Ходовариха», а первым ка­ питаном стал Александр Де­ ментьев. Тогда хорошо лови­ лась пикша, подъемы были большими, а шкерить ее из- за крепости кости тяжело. Представьте себе: ветер со яіегом, открытая палуба. моряки на ней за рыбодела- ми... Трудно представить. Но раньше такое казалось нормальным явлением. Ни­ кто не вздыхал н не охал. И все оттого, что наша коман­ да была очень дружной. Не считал ниже своего досто­ инства выйти на подвахту и капитан. И шкерпл пикшу на первый взгляд стеснитель­ ными, в работе не такие ш у ­ стрые, но делают ее, как пра­ вило, старательно и капн тально. Взять покраску судна. Но­ вичку кажется, что здесь ни­ чего сложного нет — знай себе мажь да мажь кистью. Конечно, сначала объяснишь. М Ы фабрика работает в две сме­ ны, и такой напряженный ритм не все выдерживают. Помню, на «Быково» вышел с нами в море паренек. За дело он взялся с азартом, но вскоре стал работать все ■ку­ ше и х уж е— сил ему. явно не хватало. Матрос становился просто бесполезным- челове- • • • н а у ч и м - Н а с т а в н и ч е с т в о - в е л е н и е в р е м е н и совсем не хуже матросов первого класса. Именно на «Ходоварихе» у меня вконец исчезло намерение, порабо­ тав пару лет, ехать обратно в колхоз. Через два года я сдал флотской комиссии эк­ замен на боцмана и хожу в море в этой должности до с.их пор. И уже самому при­ ходится обучать приходящую на флот молодежь. Молодых парней, решив­ ших поработать в море, я разделяю на две группы: с гонором и без него. Те, ко­ торые с гонором, готовы взяться за любое дело, а вот выполнить работу по-настоя­ щему у них не всегда полу­ чается. Те же. что выглядят что надо ошкрябать отслоив­ шуюся старую краску, зачис­ тить это место щеткой, засу- ричить н уже потом красить. И вот во время проверки* сразу замечаешь, кто ст ар а л ­ ся. а кто решил, что и «таі; сойдет». Поэтому я всегда стараюсь договориться со старшим помощником капи­ тана, чтобы он на переходе из двенадцати матросов вы ­ делил в боцманскую коман­ ду шестерых опытных моря­ ков. Работая парами, «ста­ рички» контролируют и обу­ чают молодых матросов. Как правило, новички, приходящие на судно, начи­ нают с матросов-рыбообра- ботчиков. На БМРТ рыбная ком на судне, и, естественно, стали подумывать о его спи­ сании. но не торопились. И хорошо сделали. Парень оп­ ределился официантом и хо­ дит им до сих пор, и эта р а ­ бота получается у него не­ плохо. Помочь вовремя молодому матросу — значит, сделать большое дело. Мне, как боц­ ману. часто приходится вы ­ ходить на подвахты. Шке- рѳчные ножи сейчас затачи­ вают механик-наладчик или слесарь-наладчик. Отладить десятки ножей они, конечно, не могут, п доводку их мо­ ряки выполняют сами. Не у всех это получается, а пото­ му новнчки умудряются при­ ходить на вахту с тупыми ножами. II вот, находясь р я ­ дом с молодым моряком, з а ­ мечаешь. как его движение становятся с каждым часом медленнее и медленнее. У парня устает рука, начинают­ ся частые перекуры... Выго­ воры в таких случаях не по­ могают. Лучше сходить в к а ­ юту и принести ему свой з а ­ пасной нож, а после вахты не полениться и показать но­ вичку, как правильно сделать наводку. II. смотришь, вос­ прянул парень духом, стара­ ется не отставать от матро сов первого класса. Особенно это относится к практикантам из Мурман­ ского ГПТУ № 6. В них уже не видишь случайных иска­ телей романтики, У многих из тех, с кем приходилось мне встречаться в море, от­ цы — профессиональные ры ­ баки, сумевшие передать сыновьям любовь и у важе­ ние к своему тяжелому т р у ­ ду. Побольше таких ребят получал бы флот, а всему тому, чему они не успели н а ­ учиться на берегу, мы н а­ учили бы их на рыболовных траулерах. G. СНАЦКИЙ. боцман объединения «Мурман- рыбпром». • Действуя по Договору четырнадцати ж J B п о р г г у - г о р я ч и е д н я Г О Р Я Ч И Е діш стоят в ’ Мурманском рыбном корту. У причалов второго района ошвартовались ТР «Борис Сафонов». «Иван Айвазовский», БМРТ «Иван Знмаков» и другие суда. Каждый час их задержки — это невыловленные центне­ ры рыбы. II портовики дела­ ют все, чтобы обеспечить вы­ сокие темпы выгрузки. В минувшую субботу, на- прнмс-р. укрупненная комп­ лексная комсомольско-моло­ дежная бригада Юрия Нико­ лаевича Зарецкого перегру­ зила за смену с ТР «Жем ­ чужный берег» ВРПО «Зап- рыба •> 430 тонн продукции при плане 290 тонн. В по­ недельник на этом же судне отлично поработали бригады Ивана Васильевича Селюка и Виктора Анатольевича Третьякова. „ Все ваще суда обрабатыва ются по краткосрочным дого­ ворам, которые заключаются между портовиками и экипа­ жами. Но такому договору разгружался во втором райо­ не БМРТ -2426 «Павел Ор­ лов». 26 часов стояночного времени сэкономили промыс­ ловикам бригады докеров. Когда «Павел Орлов» вышел в рейс, с его борта в адрес администрации района при­ шла радиограмма. Капитан- директор Игорь Владимире-' вич Медынцев от имени эки­ пажа тепло поблагодарил смежников по соревнованию за отличный труд и сообщил, что моряки обязуются за счет сэкономленного в порту времени выловить не менее 350 центнеров рыбы. В завершающем году пя­ тилетки коллективу второго ранена запланировано пере­ работать _ 674 тысячи тонн грузов. К 1 сентября на сче­ ту портовиков было уже 527 тысяч тонн. Успешной работе докеров во многом способствуют пе­ редовые методы труда, такие, как бригадный подряд, — сейчас этим методом успеш­ но обрабатывается ТР «Иван Айвазовский ->. Большое значение имеет ме х,і ;і 1 за ция внутритрюмиы х работ. Все больше становит­ ся в порту автопогрузчиков и электропогрузчиков. Одна­ ко, несмотря на это. порто­ викам часто приходится тру­ диться вручную. А дело за «малым»: бокс, где произво­ дятся зарядка аккумуляторов и ремонт электропогрузчиков, не отвечает требованиям дня. Если бы зарядка и р е­ монт выполнялись с высо­ ким качеством, то на выгруз­ ке пакетированной рыбы из трех трюмов судна на три точки вполне достаточно бы­ ло бы шести электропогруз­ чиков. а сейчас приходится использовать двенадцать. Из-за малых мощностей бок­ са одной зарядки аккумуля­ торных батарей на смену не хватает. Вот н приходится портовикам таскать грузы вручную. Во втором районе давно уже ведется сооружение де­ по для ремонта и зарядки электропогрузчиков. Руково­ дители района не раз уже обращались к строителям с просьбой ускорить работы, ведь новое депо позволит и поднять производительность труда, и значительно облег­ чит труд рабочих, но в от­ вет — пока только обеща­ ния. Портовики помогают стро­ ителям техникой, выделяют рабочих. Но ведь нужны специалисты, а их постоянно снимают с объекта. Старший инженер-механик Виктор Иванович Чернейкин очень недоволен работой сантехников, которые д олж ­ ны выполнять производст­ венную и ливневую канали­ зации. Вот уже месяц на объекте работают всего 2 сантехника. Только на днях начат монтаж оборудования Мурманским участком тре­ ста «Промвептиляция». Строительство депо ведет­ ся... четвертый год. Пункты о его сдаче из года в год переносятся в новые соцобя­ зательства. А дело — ни с места. В Мурманском рыбном порту — горячие дни. При­ ходят и уходят от причалов суда. Докеры стремятся об­ работать их как можно бы­ стрее. Но к портовикам н уж ­ на помощь, И. ФЕДОРОВ. D КОНЦЕ ИЮЛЯ на со- ѵ вещании в ВРПО «Сев- рыба» перед коллективом объединения «Мурманская судоверфь» была поставлена о т в е т с т в е н н а я задача — обеспечить в сж а­ тые сроки ремонт плавбаз и транспортных рефрижерато­ ров, чтобы они могли при­ нять участие в осенней мой- вепной путине. Н а о ч е р е д и * — Т Р « И . Ш и ш к и н » В елнно-доковом цехе су­ мели четко организовать все работы. И хотя пришлось нелегко — особенно трудно было на «Северодвинске» — с поставленной задачей су­ доремонтники справились. На очереди у судоремонт­ ников еще одно транспорт­ ное судно «II. Шишкин». Срок его выхода •—• 15 сен­ тября. Заканчивается докова- ние. Впереди — сдача радио­ с е т и и новых двигателей. Работа сложная, но тружени­ ки головного предприятия и СРЗ-1 стремятся выполнить ее 6 срок. D ПРОШЛОМ году стар- * шему инженеру отдела техники безопасности В. В. Шевелеву довелось побывать во время мойвенной путины на среднем морозильном траулере « Новохоперск». Группа флотских специалис­ тов объединения «Мурман- рыбпром» отрабатывала схе­ му кошелькового лова рыбы с этих судов (проект 502 ЭМ) и внесла ряд предложений для переоборудования фабри­ ки. В результате перестанов­ ки механизмов и приспособ- ' лениіі появилась возмож­ ность. наряду с выпуском мороженой продукции, выра­ батывать пресервы. Описывать все этапы пе­ реоборудования рыбной фаб­ рики не имеет смысла. Чи­ татель. тем более специалист, хорошо все поймет из приве­ денных схем. На первом рисунке — рыбоцех до пе­ реоборудования: на втором — цех после перестановки механизмов. В штат судовой команды необходимо только ввести консервного мастера. Рисунок первый: 1 — рыб­ ный бункер-накопнтель: 2— накопитель расфасованной продукции: 3 — ручная гла- зировальная машина: 4 — ав­ томатическая глазировал і.- пая машина: 5 — стол упа­ ковки: 6 — питательный транспортер: 7 — скребко­ вый транспортер: 8 — стелла­ жи для хранения противней: 9 — горловина второго трю­ ма: 10 — лаз во второй трюм: I I — горловина пер­ вого трюма: 12 — шкаф электрооборудования: 13 — морозильные камеры: 14 — пульты гидроподпрессовкп; 15 — стол расфасовки. Рисунок второй: 1 — бун­ кер-накопитель: 2 — скреб­ ковый транспортер: 3 — стол- накопитель рыбы; 4 — стол расфасовки без заморозки; 5 — накопители расфасо­ ванной рыбы в противнях; 6 — ванна для мойки банок: ПЛЮС П Р ЕСЕ РВЫ I — водоподо- греватель; 8 — закат о ч н ы й станок; 9 — горловина вто­ рого трюма: 10 — лаз во второй трюм; I I — горлови- ' на первого трюма; 12 — стол расфасов­ ки рыбы в бан­ ки, 1 3—упако­ вочный тр ан ­ спортер моро­ женой продук. ции; 1 4—пуль­ ты гидропод- прессовки: 15 — ручная гла- зироваль н а я машина: 16 — м о р о з и л ь Н Ы 6 к а м е р ы : 17 — стол расфасов­ ки специй; 18 — защитная гигиен-ическа я ширма за к а ­ точного станка и стола расфа­ совки. Опубл и к о* ванная схема переобору д о- вания рыбной фабрики моро­ зильного с р е д ­ него рыболов- лого траулера проекта 502 ЭМ может за- интересова т ь произв о д е т венные сл уж бы всех фло • тов. имеющих суда подобного типа. • 8 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 12 сентября 1980 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz