Рыбный Мурман. 1980 г. Сентябрь.
М ОЯ морская жизнь по хожа на сотни, а мо жет, и тысячи жизней д р у гих моряков. Родился в Б е лоруссии, рано начал рабо тать в колхозе, выучился на тракториста. Казалось, жизнь свою устроил неплохо. Одна ко служба на кораблях Се верного флота изменила мою дальнейшую судьбу. Конечно, не все, с кем я служил. посвятилп свою жизнь морю. Многие после демобилизации разъехались по домам и о службе вспо минают лишь в компании друзей. Но вот большинство ребят из нашего экипажа после увольнения в запас решили пойти на рыболов ные суда. Так и я в 1962 году стал матросом на сред нем рыболовном траулере. На рыболовных траулерах, так же. как и на военных кораблях, в экипаже должна быть большая дружба. Сама она не зарождается, ее со здают н командиры, и мат росы. Первым моим рыбо ловным судном был СРТ «Ходовариха», а первым ка питаном стал Александр Де ментьев. Тогда хорошо лови лась пикша, подъемы были большими, а шкерить ее из- за крепости кости тяжело. Представьте себе: ветер со яіегом, открытая палуба. моряки на ней за рыбодела- ми... Трудно представить. Но раньше такое казалось нормальным явлением. Ни кто не вздыхал н не охал. И все оттого, что наша коман да была очень дружной. Не считал ниже своего досто инства выйти на подвахту и капитан. И шкерпл пикшу на первый взгляд стеснитель ными, в работе не такие ш у стрые, но делают ее, как пра вило, старательно и капн тально. Взять покраску судна. Но вичку кажется, что здесь ни чего сложного нет — знай себе мажь да мажь кистью. Конечно, сначала объяснишь. М Ы фабрика работает в две сме ны, и такой напряженный ритм не все выдерживают. Помню, на «Быково» вышел с нами в море паренек. За дело он взялся с азартом, но вскоре стал работать все ■ку ше и х уж е— сил ему. явно не хватало. Матрос становился просто бесполезным- челове- • • • н а у ч и м - Н а с т а в н и ч е с т в о - в е л е н и е в р е м е н и совсем не хуже матросов первого класса. Именно на «Ходоварихе» у меня вконец исчезло намерение, порабо тав пару лет, ехать обратно в колхоз. Через два года я сдал флотской комиссии эк замен на боцмана и хожу в море в этой должности до с.их пор. И уже самому при ходится обучать приходящую на флот молодежь. Молодых парней, решив ших поработать в море, я разделяю на две группы: с гонором и без него. Те, ко торые с гонором, готовы взяться за любое дело, а вот выполнить работу по-настоя щему у них не всегда полу чается. Те же. что выглядят что надо ошкрябать отслоив шуюся старую краску, зачис тить это место щеткой, засу- ричить н уже потом красить. И вот во время проверки* сразу замечаешь, кто ст ар а л ся. а кто решил, что и «таі; сойдет». Поэтому я всегда стараюсь договориться со старшим помощником капи тана, чтобы он на переходе из двенадцати матросов вы делил в боцманскую коман ду шестерых опытных моря ков. Работая парами, «ста рички» контролируют и обу чают молодых матросов. Как правило, новички, приходящие на судно, начи нают с матросов-рыбообра- ботчиков. На БМРТ рыбная ком на судне, и, естественно, стали подумывать о его спи сании. но не торопились. И хорошо сделали. Парень оп ределился официантом и хо дит им до сих пор, и эта р а бота получается у него не плохо. Помочь вовремя молодому матросу — значит, сделать большое дело. Мне, как боц ману. часто приходится вы ходить на подвахты. Шке- рѳчные ножи сейчас затачи вают механик-наладчик или слесарь-наладчик. Отладить десятки ножей они, конечно, не могут, п доводку их мо ряки выполняют сами. Не у всех это получается, а пото му новнчки умудряются при ходить на вахту с тупыми ножами. II вот, находясь р я дом с молодым моряком, з а мечаешь. как его движение становятся с каждым часом медленнее и медленнее. У парня устает рука, начинают ся частые перекуры... Выго воры в таких случаях не по могают. Лучше сходить в к а юту и принести ему свой з а пасной нож, а после вахты не полениться и показать но вичку, как правильно сделать наводку. II. смотришь, вос прянул парень духом, стара ется не отставать от матро сов первого класса. Особенно это относится к практикантам из Мурман ского ГПТУ № 6. В них уже не видишь случайных иска телей романтики, У многих из тех, с кем приходилось мне встречаться в море, от цы — профессиональные ры баки, сумевшие передать сыновьям любовь и у важе ние к своему тяжелому т р у ду. Побольше таких ребят получал бы флот, а всему тому, чему они не успели н а учиться на берегу, мы н а учили бы их на рыболовных траулерах. G. СНАЦКИЙ. боцман объединения «Мурман- рыбпром». • Действуя по Договору четырнадцати ж J B п о р г г у - г о р я ч и е д н я Г О Р Я Ч И Е діш стоят в ’ Мурманском рыбном корту. У причалов второго района ошвартовались ТР «Борис Сафонов». «Иван Айвазовский», БМРТ «Иван Знмаков» и другие суда. Каждый час их задержки — это невыловленные центне ры рыбы. II портовики дела ют все, чтобы обеспечить вы сокие темпы выгрузки. В минувшую субботу, на- прнмс-р. укрупненная комп лексная комсомольско-моло дежная бригада Юрия Нико лаевича Зарецкого перегру зила за смену с ТР «Жем чужный берег» ВРПО «Зап- рыба •> 430 тонн продукции при плане 290 тонн. В по недельник на этом же судне отлично поработали бригады Ивана Васильевича Селюка и Виктора Анатольевича Третьякова. „ Все ваще суда обрабатыва ются по краткосрочным дого ворам, которые заключаются между портовиками и экипа жами. Но такому договору разгружался во втором райо не БМРТ -2426 «Павел Ор лов». 26 часов стояночного времени сэкономили промыс ловикам бригады докеров. Когда «Павел Орлов» вышел в рейс, с его борта в адрес администрации района при шла радиограмма. Капитан- директор Игорь Владимире-' вич Медынцев от имени эки пажа тепло поблагодарил смежников по соревнованию за отличный труд и сообщил, что моряки обязуются за счет сэкономленного в порту времени выловить не менее 350 центнеров рыбы. В завершающем году пя тилетки коллективу второго ранена запланировано пере работать _ 674 тысячи тонн грузов. К 1 сентября на сче ту портовиков было уже 527 тысяч тонн. Успешной работе докеров во многом способствуют пе редовые методы труда, такие, как бригадный подряд, — сейчас этим методом успеш но обрабатывается ТР «Иван Айвазовский ->. Большое значение имеет ме х,і ;і 1 за ция внутритрюмиы х работ. Все больше становит ся в порту автопогрузчиков и электропогрузчиков. Одна ко, несмотря на это. порто викам часто приходится тру диться вручную. А дело за «малым»: бокс, где произво дятся зарядка аккумуляторов и ремонт электропогрузчиков, не отвечает требованиям дня. Если бы зарядка и р е монт выполнялись с высо ким качеством, то на выгруз ке пакетированной рыбы из трех трюмов судна на три точки вполне достаточно бы ло бы шести электропогруз чиков. а сейчас приходится использовать двенадцать. Из-за малых мощностей бок са одной зарядки аккумуля торных батарей на смену не хватает. Вот н приходится портовикам таскать грузы вручную. Во втором районе давно уже ведется сооружение де по для ремонта и зарядки электропогрузчиков. Руково дители района не раз уже обращались к строителям с просьбой ускорить работы, ведь новое депо позволит и поднять производительность труда, и значительно облег чит труд рабочих, но в от вет — пока только обеща ния. Портовики помогают стро ителям техникой, выделяют рабочих. Но ведь нужны специалисты, а их постоянно снимают с объекта. Старший инженер-механик Виктор Иванович Чернейкин очень недоволен работой сантехников, которые д олж ны выполнять производст венную и ливневую канали зации. Вот уже месяц на объекте работают всего 2 сантехника. Только на днях начат монтаж оборудования Мурманским участком тре ста «Промвептиляция». Строительство депо ведет ся... четвертый год. Пункты о его сдаче из года в год переносятся в новые соцобя зательства. А дело — ни с места. В Мурманском рыбном порту — горячие дни. При ходят и уходят от причалов суда. Докеры стремятся об работать их как можно бы стрее. Но к портовикам н уж на помощь, И. ФЕДОРОВ. D КОНЦЕ ИЮЛЯ на со- ѵ вещании в ВРПО «Сев- рыба» перед коллективом объединения «Мурманская судоверфь» была поставлена о т в е т с т в е н н а я задача — обеспечить в сж а тые сроки ремонт плавбаз и транспортных рефрижерато ров, чтобы они могли при нять участие в осенней мой- вепной путине. Н а о ч е р е д и * — Т Р « И . Ш и ш к и н » В елнно-доковом цехе су мели четко организовать все работы. И хотя пришлось нелегко — особенно трудно было на «Северодвинске» — с поставленной задачей су доремонтники справились. На очереди у судоремонт ников еще одно транспорт ное судно «II. Шишкин». Срок его выхода •—• 15 сен тября. Заканчивается докова- ние. Впереди — сдача радио с е т и и новых двигателей. Работа сложная, но тружени ки головного предприятия и СРЗ-1 стремятся выполнить ее 6 срок. D ПРОШЛОМ году стар- * шему инженеру отдела техники безопасности В. В. Шевелеву довелось побывать во время мойвенной путины на среднем морозильном траулере « Новохоперск». Группа флотских специалис тов объединения «Мурман- рыбпром» отрабатывала схе му кошелькового лова рыбы с этих судов (проект 502 ЭМ) и внесла ряд предложений для переоборудования фабри ки. В результате перестанов ки механизмов и приспособ- ' лениіі появилась возмож ность. наряду с выпуском мороженой продукции, выра батывать пресервы. Описывать все этапы пе реоборудования рыбной фаб рики не имеет смысла. Чи татель. тем более специалист, хорошо все поймет из приве денных схем. На первом рисунке — рыбоцех до пе реоборудования: на втором — цех после перестановки механизмов. В штат судовой команды необходимо только ввести консервного мастера. Рисунок первый: 1 — рыб ный бункер-накопнтель: 2— накопитель расфасованной продукции: 3 — ручная гла- зировальная машина: 4 — ав томатическая глазировал і.- пая машина: 5 — стол упа ковки: 6 — питательный транспортер: 7 — скребко вый транспортер: 8 — стелла жи для хранения противней: 9 — горловина второго трю ма: 10 — лаз во второй трюм: I I — горловина пер вого трюма: 12 — шкаф электрооборудования: 13 — морозильные камеры: 14 — пульты гидроподпрессовкп; 15 — стол расфасовки. Рисунок второй: 1 — бун кер-накопитель: 2 — скреб ковый транспортер: 3 — стол- накопитель рыбы; 4 — стол расфасовки без заморозки; 5 — накопители расфасо ванной рыбы в противнях; 6 — ванна для мойки банок: ПЛЮС П Р ЕСЕ РВЫ I — водоподо- греватель; 8 — закат о ч н ы й станок; 9 — горловина вто рого трюма: 10 — лаз во второй трюм; I I — горлови- ' на первого трюма; 12 — стол расфасов ки рыбы в бан ки, 1 3—упако вочный тр ан спортер моро женой продук. ции; 1 4—пуль ты гидропод- прессовки: 15 — ручная гла- зироваль н а я машина: 16 — м о р о з и л ь Н Ы 6 к а м е р ы : 17 — стол расфасов ки специй; 18 — защитная гигиен-ическа я ширма за к а точного станка и стола расфа совки. Опубл и к о* ванная схема переобору д о- вания рыбной фабрики моро зильного с р е д него рыболов- лого траулера проекта 502 ЭМ может за- интересова т ь произв о д е т венные сл уж бы всех фло • тов. имеющих суда подобного типа. • 8 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 12 сентября 1980 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz