Рыбный Мурман. 1980 г. Октябрь.

пг~ У С ; ^ : і ' -1. штщрмт&щ й \ м М ю г б * М У Р М А Н А : Иогда у д а р я т морозы Так н а з ы в а л а с ь статья, о п у б л и к о в а н н а я 8 36-м но­ м ере «Р ы бно го М урмана». С егодня мы п у бл и ку ем о т ­ вет на нее, п о дп и сан н ы й и сп о л н я ю щ и м о б я за н н о с т и у п р а в л я ю щ е г о тресто м «М у р м а н с к ж и л с т р о й » В. Д. Хоботиловым, Н ЕДОСТАТКИ по освоению площадки 7-го м и к р о ­ района, о тм ечен ны е в статье «Когда ударят м орозы », д е й ­ ствительно имели место. Они были вызваны отсутствием ж е ­ л езобетон ны х труб для прок- л адки ливневой канализации, в которую вводятся ручьи, пе­ р е с е к а ющ и е площадку, В н асто ящ ее вр ем я трубы получены. П р ол ож ен а лизне- вая канализация вдоль Коль­ ского проспекта. Полностью освободить т е р ­ риторию детского сада трест «Мурманскжилстрой» в насто­ ящ ее вр ем я не может, так как баш енны е краны для монта­ жа вводимых в IV квартале дом ов № 1, 2а, 26 могут быть установлены только со с то р о ­ ны детского сада, а к ним н е­ обхо ди м о обеспечить п о д ъ е зд и организовать площадки складирования. Директивным граф и ком строительства окончание м о н ­ тажа верхнего строения ука­ занных до м о в п ред у см о тр ен о в ноябре. Ответ В. Д. Хоботилова к о м ­ м е н т и р у ю т : и с п о л н я ю щ а я обя­ за нно сти н а ч а л ь н и ка отдела к а ­ пи та л ь но го стр ои те л ьств а у п ­ равления тр ал о во го флота Л. С. КОЗЛОВА и и н ж е н е р этого о т ­ дела В. М. ПАВЛЕНКО . С о г л а с н о протоколу совещания от 11 июля 1980 года, тресту «Мур­ манскжилстрой» были уста­ новлены следующие сроки: закончить трансформаторную подстанцию до 1 октяб­ ря, ливневую канализацию от дома № 3 — до 1 октяб­ ря, инженерную подготовку с отводом ручья —• до 25 июля 1980 г. С 1 сентября освободить участок для строительства навесов дет­ ского сада. Ливневая канализация про­ ложена от дома № 3 до ко­ лодца детского сада, еще требуется проложить ее око­ ло 100 погонных метров. Инженерная подготовка на территории детского сада не выполнена. Участок для строительства теневых навесов до настоя­ щего времени не освобож­ ден: он используется для проезда автомашин к монти­ руемым домам М 7, 8, 9 и может быть освобожден только после окончания мон­ тажа этих домов при усло­ вии, что его не используют для складирования конструк­ ций монтируемого дома № 1. Кроме того, заасфальтиро­ ванная площадка у детского сала превращена в склад­ скую площадку: на ней сложены железобетонные конструкции, бухта кабеля и другие материалы, никакого отношения к строительству детского сада не имеющие. Отсутствуют тепло и вода, так как не закончены рабо­ ты по этим сетям в доме № 10, откуда ведется под­ ключение к коммуникациям детского сада Для выполнения работ по ѵстпойгтвѵ площадки у дет. скогп сада строительству те- не^ых навесов установке за- 'ор;! озеленению строитель­ но. монтаж ному ун-рпплеиию ВРИО «Севпыбя о п ' піг5у(>т ся не менее лнѵх мегяпев после того, как будет в ы п о л ­ нен,’ инженерная подготов­ ка «...Но п р о б у ж д аю т д аб р и ото сна Ее р абя та п ер зы м и из первых. И с ними вм есте шеф ствует она I Частицею своей души и нервов». А л е к с е й М А Л Ь Ц Е В . ОИДИМО , дорога к меч. ** те и должна быть тер ­ нистой, если мечта — не синица в руках, а журавль в небе. Путь в страну Педагогику для Риммы Орищенко лег­ ким не назовешь. Когда-то, еще школьницей, мечтала об этой сказочной стране, грезила ею, но твердо зна­ ла, что расстается со шко­ лой только для того, чтобы вновь вернуться в класс — учителем. Однако жизнь распоряди­ лась иначе, по-своему. Не­ редко обстоятельства быва­ ют сильнее людеіі, и прихо­ дится подчиняться им. Родилась дочь, появились новые хлопоты, новые з а ­ боты, сложилась сама собой другая жизнь. Но мечта о педагогике жила, и прошло немало лет, прежде чем ей довелось осуществиться. Ростовский университет дал знания, а многолетний стаж работы в Коммуна реке — опыт. Тот самый ■опыт, который так пригодился в необычной, как тогда к а за ­ лось Римме Даниловне, р а ­ боте в Мурманской заочной школе моряков. Да, не хотелось уезжать из города, ставшего за две­ надцать лет жизни в нем родным. Что же заставило Римму Даниловну Орищенко три года назад сняться с места, приехать в Заполярье? На­ верное, вопрос этот непро­ стой. Дочь давно выросла, у е­ хала учиться в институт, у** 5 о к т я б р я — Д е н ь у ч и т е л я ДОРОГА К МЕЧТЕ вышла замуж, иначе говоря, нашла свое место в жизни. И сказать, что в Коммунар- ске ничего не держало, нельзя: были друзья, люби­ мые ученики и любимая профессия. Было все, но не хватало... Романтики. Именно этого понятия, которое каждый умеет понимать по-своему. Римма Даниловна знала о специфике своей будущей работы, знала, что легко не будет, знала, что учить по­ нимать Пушкина и Байрона. Лескова и Грибоедова при­ дется в море, за сотни миль от родных берегов. Сначала, конечно, сомневалась: ведь учить теперь приходится не школьников, а взрослых лю ­ дей, моряков. Когда я спросил у дирек­ тора школы Геннадия Ива­ новича Малышева, почему, собственно, он считает Рим ­ му Даниловну одной из луч­ ших учителей школы, он, не задумываясь, ответил: — Она просто талантли­ ва. Есть такое понятие и в нашей профессии. Но самое главное, никому так не уда­ ется найти с учениками кон­ такт, как ей. — И как же вам это уд а ­ ется? — Мне кажется, что в любом человеке нужно уви­ деть личность, собственное «я», — делится своими мыслями Р. Д. Орищенко. — Это «я» по-разному вы ­ ражается у каждого. Поэто­ му всегда стремлюсь доне­ сти свои знания до личности, а не просто «провести» обя­ зательный урок для обяза­ тельной аудитории. И еще, мне кажется, что каждое занятие — это но­ вое занятие, не похожее на предыдущее ни на йоту. Как-то в одном из рейсов проводили мы анкету. Речь шла о любви, о дружбе, нужно было высказать свое мнение, не называя своего имени. Мнения были проти­ воречивы, но общее у них то, что нет гнусных людей, когда речь идет о чувствах сокровенных, при известно?* доле искренности. разуме­ ется. А потом возникли дис­ пут, дискуссия — знаете как это сближает людей! А вообще культмассовые мс роприятия на судах — мой «конек». Это помимо рабо­ ты. конечно. Римма Даниловна пока­ зывает массу фотографий, где она в кругу моряков за традиционной чашкой чая. на поэтическом вечере, сама на сцене у микрофона (она хорошо поет), здесь же тексты стихов и частушек, написанных в коллективном соавторстве для регулярно­ го выпуска судовой радио­ газеты «Голос школы». II многое-многое другое. Учитель может бесконеч­ но и самозабвенно расска­ зывать о своих учениках, как, впрочем. и работать, забывая о себе. — Вам бывает трудно со своими питомцами, Римма Даниловна? Она на минуту задума­ лась, будто бы вспоминала что-то. — Знаете, я ведь редко задаю себе такой вопрос. Счастлив ли тот, у кого все «по маслу»? — Значит, вы счастли­ вы? — Да, конечно. В. Р Е З Н И К О В . На снимке: Р. Д. Орищен­ ко ведет урок литературы на судне «Рыбный Мурман». ТОТ ДЕНЬ на м есте я застал зам естителя ди ­ ректо р а м ор ско го техническо­ го училища № 16 по уч е б н о ­ п роизводственной работе Аль­ берта Павловича Свинина и старшего м астер а Бориса Ва­ сильевича Зиновьева. Все были заняты д е л о м — 1 октябр я зд есь начались з а ­ нятия п ервого потока, и п о д ­ готовиться к ним надо было тщательно. Заканчивалась подготовка учебного корпуса. Правда, те­ сноваты учебны е классы (на это сетуют и м астера и п р е п о ­ даватели), училище новое, оно существует третий год, здания же под него отведены старые, не вполне о твечающи е с о в р е ­ менным требованиям . В то же в р е м я учебных групп много — девять. Только в этом году из стен технического училища вышли 273 специалиста. О дн ако руководство учебно­ го заведения, м астера п р о и з­ водственного обучения и п р е ­ подаватели приложили много сил и старания, чтобь о б у ч е ­ ние зд есь юношей и девушек было качественным. С обствен ­ но, иначе и быть не может. Руководят училищем и о бу ч а­ ют молоды х людей м оряки и б ео е го вы е специалисты, и м ею ­ щие солидный поои эволстаен- ный стаж, люди влю6ге~>-ое з свою п р о ф ессию Зсе имеют высшее и сред не-техни ч еское обр азо ван и е Вот, например, Борис Ва­ сильевич Зиновьев. Окончив ,*иооеходное училище имен* И. И. Месяцева, затем — МВИМУ имени Ленинского ком сом ол а, он пятнадцать лет отдал р ы б о п р о м ы сл о в о м у флоту. Человек в коллективе авторитетный. ...Кабинет электротехники и эл ектрооб орудован и я. Н еб о л ь ­ ш ое п о м ещ е н и е насыщено наглядными пособи ями На стенах — электроп ри боры , в с е в о з м о ж н ы е аппараты, д е т а ­ ли судо вого э л е к т р о о б о р у д о ­ вания — все, что н еобход им о судово м у электрику. На сто­ лах смонтированы н ебольшие к оро бки с ц и ф р а м и и п е р е ­ ключателями — кабинет обо­ рудован системой автоматизи­ рован н ого опроса. Имеется эпидеоскоп — аппарат вос­ прои зводящ и й ч е р е з пленку на классной д оске записи и рисунки. (Таким ж е аппаратом о б о р у д о в ан кабинет п олитэко­ номии) Постарался преп одаватель Игорь Алексеевич Светлич­ ный. Сотни специалистов ко­ торым он п ер еда л сво^ зна­ ния на долгом п р е п о д а в а ­ тельском веку, работают во всех флотах Советского С ою ­ за Он электром еханик п е р в о ­ го р а з р я д а и имеет диплом м ехан и ка-д и зели ста первого р а з р я д а Издаьь: две его кни­ ги по электротехнике. 8 кабинете устройства судов и техники безопасности возле классной доски хлопотал м а­ ет Михаил Павлович Кова­ лев, Д оска-то о казалась не простая. При необходим ости она автоматически опускается, и за ней появляется экран для дем он страц и и учебного кино­ фильм а, Это Михаил Павлович сконструировал сам. Кстати, киноустановками об о р у д о в ан ы все учебны е аудитории. А на п роти воп олож н ой сте­ не кабинета во всю е е ширину — цветной стенд: в р а з р е з е БМРТ типа «Кронштадт». Его, как и асе другие наглядные пособия в этом классе, изго­ товил Михаил Павлович. Кабинет котельных устано­ вок и паровых машин обо ру- МТУ № 16: дован системой п р о гр ам м н о го обучен и я «Дон». Мастер Александр Аф ан ась ­ евич Гладков изготавливает наглядные пособия по-своему. С о в р е м ен н ы е котельные а г р е ­ гаты в о а з р е з е он изобразил в цвете на лакированных п е­ реносных досках Красиво, д о ­ ходчиво и долговечно. Кабинет двигателей внутрен. него сгорания наполнен «ж е­ л езом ». З д е сь на полках оаз- лож ены всев о зм о ж н ы е детали дизелей, с которыми п р и д ет­ ся иметь дел о будущим м о ­ тористам развешаны схемы, чертежи Это м астер 8иктор А лександооаич Ширшов гото­ вит свое озяйство». Но, как объяснил Альберт Павлович Свинин, м ожн о б ы ­ ло бы сделать больше. н© позволяет плош адь Напри­ м ер , кабинет ко н с е р в н о го прои зводства требует б о л ьш о ­ го количества объемных на­ глядных пособий. Но для это­ го н ео б х о д им о п росторн ое п о м ещ е н и е на нижнем этаже. Высшее м о р е х о д н о е училище п р е д л о ж и л о в качестве на­ глядного пособия хекоразде- лочную машину. Установить ж е т я ж е л о е и гр о м о з д к о е со ­ о р у ж ен и е в кабинете, р асп о ­ л о ж ен н о м на третьем этаже, сложно. А уж затащить сюда другие установки, которыми насыщ ен о со в р е м е н н о е кон­ с ер вн о е производство, напри­ мер, закаточный станок, п р о ­ сто н евозм ож н о. Затрудняет обуч ен и е и р а з ­ бросанность зданий училища. Так п р ои зводственны е м а с те р ­ ские находятся д ал еко от у ч е б н о го корпуса, на улице Новосельской. Ремонт производственных мастерских длится уже третий год Подводит СМУ ВРПО «Севрыба». Многие работь выполнены самими работника м и и учащимися МТУ N2 J6 п од руководством с т а рш е го м астер а Б. В. Зиновьева. Но б е з строителей тут не о б о й ­ тись. Ш П е р е д о мной график работ: укладка керам ических полов і оштукатуривание стен и п е р е ­ городок, окраска Это работь- которы е должны быть выпол­ нены в сен тябре Но завео шить их подрядчики обещ ал* лишь к концу года. С сылают­ ся на отсутствие м аляров плиточников. Р ешено было на править на этот участок уче никое-практикантов г п т у № 14 Но до сих пор ничего не и з­ м енилось в мастерских... Училище гостепоиимно рас­ пахнуло свои двери п е р е / юношами и девушками, ое- шившими связать свою судь бу г м о р е м г ры боп ромыш л ен -ь.м дел о м Но проблем* е го вол-ую т дирекцию и лре подавател ей ибо эти п робле мы скажу те я. в конечном сче Я те. на у р о в -е подготовки бу щ душих рабочих. Я Е. АВГУСТИНОВИЧ 1 двери распахнуты • 8 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 3 октября 1980 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz